Понедельник, 25 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Фатическое общение в Viber-сообществе информационного ресурса: этикетные, игровые, метатекстовые жанры

Поста­нов­ка про­бле­мы. Гло­баль­ная ком­му­ни­ка­ция порож­да­ет новые фор­ма­ты отно­ше­ний людей. В стрем­ле­нии удер­жать вни­ма­ние ауди­то­рии совре­мен­ные мас­сме­диа сле­ду­ют за чита­те­лем в интер­нет-про­стран­ство. В нача­ле XXI в. тра­ди­ци­он­ные СМИ нача­ли актив­ную рабо­ту над соб­ствен­ны­ми сай­та­ми, затем созда­ва­ли акка­ун­ты в соци­аль­ных сетях, сего­дня их вни­ма­ние при­вле­ка­ет новая плат­фор­ма — мес­сен­дже­ры (от англ. messenger — курьер). Это один из актив­но исполь­зу­е­мых в совре­мен­ной интер­нет-ком­му­ни­ка­ции сер­ви­сов, спе­ци­аль­ная про­грам­ма, необ­хо­ди­мая для осу­ществ­ле­ния ком­му­ни­ка­ции в систе­ме мгно­вен­но­го обме­на сооб­ще­ни­я­ми [Голо­шу­би­на 2015: 47].

В послед­ние несколь­ко лет мес­сен­дже­ры ста­ли новым цен­тром «при­тя­же­ния» тра­фи­ка, объ­ем MIM-сооб­ще­ний (Mobile Instant Messaging) посто­ян­но рас­тет [Deloitte 2018: 3]. В нача­ле сво­е­го ста­нов­ле­ния про­грам­мы мгно­вен­ной достав­ки сооб­ще­ний заво­е­ва­ли вни­ма­ние поль­зо­ва­те­лей Сети имен­но как инстру­мент меж­лич­ност­ной ком­му­ни­ка­ции. Одна­ко очень быст­ро мес­сен­дже­ры ста­ли кана­лом мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, медий­ной пло­щад­кой, кото­рая поз­во­ля­ет объ­еди­нить в одном сооб­ще­стве мил­ли­о­ны и сот­ни мил­ли­о­нов человек.

Сер­ви­сы мгно­вен­но­го обме­на сооб­ще­ни­я­ми инте­рес­ны медиа не толь­ко воз­мож­но­стью быст­рой и пря­мой ком­му­ни­ка­ции с потре­би­те­ля­ми инфор­ма­ции, но и воз­мож­но­стью при­влечь ауди­то­рию к основ­ной плат­фор­ме [Соко­ло­ва 2017]: СМИ исполь­зу­ют мес­сен­дже­ры как допол­ни­тель­ную пло­щад­ку для раз­ме­ще­ния кон­тен­та и гене­ри­ру­ют с их помо­щью опре­де­лен­ный про­цент тра­фи­ка на основ­ной сайт.

В отли­чие от тра­ди­ци­он­ных СМИ Рес­пуб­ли­ки Бела­русь, круп­ные бело­рус­ские инфор­ма­ци­он­ные интер­нет-ресур­сы уже актив­но рабо­та­ют в мес­сен­дже­рах, «коло­ни­зи­ру­ют новое инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство по моде­лям, апро­би­ро­ван­ным несколь­ко лет назад при осво­е­нии соци­аль­ных сетей» [Сте­па­нов 2018: 242], обра­ща­ясь к воз­мож­но­стям мес­сен­дже­ров Viber и Telegram [Мин­чук 2019; Пав­ло­ва, Пиво­вар­чик 2019]. Дви­же­ние в сто­ро­ну соци­аль­ных медиа неиз­беж­но сти­му­ли­ру­ет раз­мы­тие сти­ли­сти­че­ских гра­ниц пуб­ли­ци­сти­че­ско­го тек­ста и дела­ет акту­аль­ным изу­че­ние фати­че­ской речи в медий­ном дискурсе.

Цель иссле­до­ва­ния — выявить жан­ро­вую спе­ци­фи­ку фати­че­ско­го обще­ния в Viber-сооб­ще­стве бело­рус­ско­го инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са. Для дости­же­ния цели реша­лись сле­ду­ю­щие зада­чи: 1) уточ­нить под­хо­ды иссле­до­ва­те­лей к роли фати­че­ской ком­му­ни­ка­ции в мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ном дис­кур­се; 2) опре­де­лить жан­ры фати­че­ской ком­му­ни­ка­ции; 3) про­ве­сти ана­лиз пуб­ли­ка­ций в Viber-сооб­ще­стве инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са на пред­мет тональ­но­сти фати­че­ско­го обще­ния и его жан­ро­во-тема­ти­че­ской специфики.

Исто­рия вопро­са. Фати­че­ская речь — речь, направ­лен­ная на уста­нов­ле­ние и под­дер­жа­ние ком­му­ни­ка­тив­но­го кон­так­та меж­ду собе­сед­ни­ка­ми, резуль­та­том кото­ро­го ста­но­вит­ся дости­же­ние осо­бых отно­ше­нии. меж­ду гово­ря­щим и слу­ша­ю­щим [Кор­ни­ло­ва 2013: 3], — в линг­ви­сти­ке тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­лась как неотъ­ем­ле­мая состав­ля­ю­щая раз­го­вор­но-быто­во­го и худо­же­ствен­но­го дис­кур­сов [Фор­ма­нов­ская 1984; Вино­кур 1993; Демен­тьев 1997; Laver 1975]. Т. Г. Вино­кур, про­ти­во­по­став­ляя фати­ку и инфор­ма­ти­ку в речи, ука­за­ла ряд при­зна­ков фати­че­ско­го рече­во­го пове­де­ния, еди­ных и для «бес­цель­ной бол­тов­ни», и для «искус­ной бесе­ды»: а) непод­го­тов­лен­ность; б) диа­ло­ги­че­ская фор­ма; в) тема­ти­че­ская сво­бо­да; г) раз­го­вор­ность сти­ля [Вино­кур 1993: 145]. В то же вре­мя иссле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но отме­ча­ли, что фати­че­ские эле­мен­ты в том или ином виде при­сут­ству­ют во вся­кой речи: «Эле­мен­ты фати­че­ско­го обще­ния про­сле­жи­ва­ют­ся в кон­так­то­уста­нав­ли­ва­ю­щих еди­ни­цах любо­го дис­кур­са, при этом ослож­нен­ная фати­ка спе­ци­фи­че­ски про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­ных видах инсти­ту­ци­о­наль­но­го дис­кур­са» [Кара­сик 2002: 287].

В кон­це ХХ — нача­ле ХХI в. нача­лось актив­ное иссле­до­ва­ние фати­че­ской речи в медиа­дис­кур­се [Андре­ева 2006; Клю­ев 1996; Фор­ма­нов­ская 2002; Чер­ны­шо­ва 2004; Manovich 2002; Miller 2008]. Раз­ви­тие интер­нет-тех­но­ло­гий про­из­вод­ства инфор­ма­ции и ост­рая кон­ку­рен­ция мас­сме­диа за вни­ма­ние ауди­то­рии изме­ни­ли стан­дар­ты пуб­ли­ци­сти­че­ско­го тек­ста. В совре­мен­ном жур­на­лист­ском дис­кур­се, по мыс­ли иссле­до­ва­те­лей, с одной сто­ро­ны, «фати­че­ская речь обес­пе­чи­ва­ет “ком­му­ни­ка­тив­ное удоб­ство” для потреб­ле­ния инфор­ма­ции, созда­вая нуж­ный эмо­ци­о­наль­ный фон вос­при­я­тия послед­ней, а так­же раз­ре­жа­ет плот­ность инфор­ма­ци­он­но­го пото­ка и тем самым не толь­ко обес­пе­чи­ва­ет адек­ват­ное вос­при­я­тие инфор­ма­ции адре­са­том, но и под­дер­жи­ва­ет дол­го­вре­мен­ную ком­му­ни­ка­цию, необ­хо­ди­мую СМИ для сохра­не­ния устой­чи­во­сти на рын­ке» [Про­ко­фье­ва 2018: 247], с дру­гой сто­ро­ны, сни­жа­ет инфор­ма­тив­ную цен­ность меди­а­тек­ста, так как фати­че­ское обще­ние кон­цен­три­ру­ет­ся на самом акте обще­ния [Miller 2008].

Иссле­до­ва­те­ли кон­ста­ти­ру­ют сего­дня не толь­ко силь­ный дрейф пуб­ли­ци­сти­че­ских тек­стов от инфор­ма­ти­ки в область фати­ки, но и акти­ви­за­цию в мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ном дис­кур­се тональ­но­сти инти­ми­за­ции и эпа­таж­но­сти [Дус­ка­е­ва 2012; Кор­ни­ло­ва 2013]. Пред­став­ля­ет­ся, что офи­ци­аль­ные груп­пы, стра­ни­цы, чаты и кана­лы СМИ в соци­аль­ных медиа явля­ют­ся ката­ли­за­то­ром, кото­рый уско­ря­ет про­ник­но­ве­ние фати­ки в мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ный дискурс.

Опи­са­ние мето­ди­ки иссле­до­ва­ния. Мето­до­ло­ги­че­ской базой иссле­до­ва­ния послу­жи­ли моде­ли фати­че­ско­го обще­ния в раз­го­вор­но-быто­вом дис­кур­се. Так, В. В. Демен­тьев, исполь­зуя две оси коор­ди­нат — сте­пень кос­вен­но­сти и пара­метр меж­лич­ност­ных отно­ше­ний (от уни­со­на до дис­со­нан­са), выде­лил пять групп жан­ров фати­че­ской речи: 1) ком­пли­мент, раз­го­вор по душам; 2) шут­ка, флирт; 3) празд­но-рече­вые жан­ры (small talk); 4) розыг­рыш, издев­ка, похваль­ба; 5) обви­не­ние, оскорб­ле­ние, ссо­ра [Демен­тьев 2010: 215].

В рабо­те, посвя­щен­ной транс­фор­ма­ции совре­мен­ной ком­му­ни­ка­ции жите­лей горо­да, пред­став­ле­на жан­ро­вая модель фати­че­ско­го обще­ния [Китай­го­род­ская, Роза­но­ва 2003]. Исхо­дя из реа­ли­зу­е­мых язы­ко­вых функ­ций (фати­че­ская, поэ­ти­че­ская (игро­вая), мета­язы­ко­вая) иссле­до­ва­те­ли раз­гра­ни­чи­ва­ют в рам­ках фати­че­ско­го моно­ло­ги­че­ско­го обще­ния вне дома 1) эти­кет­ные моно­ло­ги­че­ские жан­ры, 2) жан­ры, реа­ли­зу­ю­щи­е­ся в игро­вой фор­ме, и 3) мета­язы­ко­вые жанры.

Ука­зан­ные моде­ли фати­че­ско­го обще­ния в раз­го­вор­но-быто­вом дис­кур­се, а так­же рабо­ты по рече­во­му эти­ке­ту И. А. Стер­ни­на [Стер­нин 1996], Н. И. Фор­ма­нов­ской [Фор­ма­нов­ская 1984; 2002], иссле­до­ва­ния интен­ци­о­наль­но­сти медий­но­го дис­кур­са, про­ве­ден­ные под руко­вод­ством Л. Р. Дус­ка­е­вой [Дус­ка­е­ва 2012], ста­ли мето­до­ло­ги­че­ской осно­вой иссле­до­ва­ния фати­че­ско­го обще­ния в сете­вом сооб­ще­стве бело­рус­ско­го инфор­ма­ци­он­но­го ресурса.

Поло­же­ние о том, что в мес­сен­дже­ре «все офи­ци­аль­ные сооб­ще­ния пода­ют­ся в свое­об­раз­ной модаль­ной рам­ке — фати­че­ской оцен­ке» [Дус­ка­е­ва 2018: 397], ста­ло отправ­ной точ­кой для систе­ма­ти­за­ции раз­лич­ных жан­ров, кото­рые фор­ми­ру­ют фати­ку Viber-сооб­ще­ства TUT. by. Коли­че­ствен­ный и каче­ствен­ный ана­лиз жан­ров в насто­я­щем иссле­до­ва­нии про­во­дил­ся на мате­ри­а­ле ука­зан­но­го сооб­ще­ства. Мето­дом сплош­ной выбор­ки за пери­од с 1 по 31 мар­та 2019 г. извле­че­но 1325 сообщений.

Ана­лиз мате­ри­а­ла. В каче­стве объ­ек­та иссле­до­ва­ния было выбра­но сооб­ще­ство в мес­сен­дже­ре Viber круп­ней­ше­го бело­рус­ско­го инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са TUT​.by, кото­рый воз­глав­ля­ет рей­тинг самых посе­ща­е­мых бело­рус­ских инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов. TUT​.by рабо­та­ет на раз­ных сете­вых пло­щад­ках: сайт «Ново­сти TUT​.by», форум «Тут гово­рят», груп­пы в соци­аль­ных сетях (Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, ВКон­так­те, Одно­класс­ни­ки), канал в мес­сен­дже­ре Telegram, сооб­ще­ство в мес­сен­дже­ре Viber.

В мар­те 2019 г. в ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­стве насчи­ты­ва­лось 145 373 участ­ни­ка. Моде­ри­ро­ва­ние Viber-сооб­ще­ства обес­пе­чи­ва­ют семь сотруд­ни­ков: два супер-адми­на, кото­рые пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ют сооб­ще­ство, управ­ля­ют участ­ни­ка­ми (могут при­гла­сить, доба­вить, забло­ки­ро­вать, уда­лить участ­ни­ка, предо­став­лять пра­ва адми­ни­стра­то­рам) и обще­ни­ем (редак­ти­ру­ют имя сооб­ще­ства, закреп­ля­ют сооб­ще­ния ввер­ху чата, раз­ме­ща­ют пуб­ли­ка­ции), а так­же пять адми­ни­стра­то­ров, круг воз­мож­но­стей кото­рых ýже. Участ­ни­ки Viber-сооб­ще­ства TUT​.by, регу­ляр­но зна­ко­мясь с сооб­ще­ни­я­ми адми­ни­стра­то­ров, могут ста­вить лай­ки, делить­ся пуб­ли­ка­ци­я­ми, при­ни­мать уча­стие в голосовании.

Отме­тим систем­ную рабо­ту адми­ни­стра­то­ров ана­ли­зи­ру­е­мо­го сооб­ще­ства: сооб­ще­ния раз­ме­ща­ют­ся регу­ляр­но, с опре­де­лен­ным вре­мен­ным интер­ва­лом (напри­мер, в буд­ни пуб­ли­ку­ет­ся от 30 до 35 сооб­ще­ний). Адми­ни­стра­то­ры исполь­зу­ют все воз­мож­но­сти интер­нет-сер­ви­са, что­бы фор­ми­ро­вать кон­тент сооб­ще­ства: пуб­ли­ку­ют ново­сти, фото­гра­фии, ком­мен­та­рии, сти­ке­ры, эти­кет­ные фор­му­лы, опрос­ные формы.

1. Эти­кет­ные жан­ры состав­ля­ют око­ло 15 % раз­ме­ща­е­мых в сооб­ще­стве пуб­ли­ка­ций. В сооб­ще­стве сфор­ми­ро­ва­лись свои пра­ви­ла рече­во­го пове­де­ния. Каж­дое утро начи­на­ет­ся с при­вет­ствия, день обя­за­тель­но завер­ша­ет­ся про­ща­ни­ем. По мере необ­хо­ди­мо­сти адми­ни­стра­то­ры раз­ме­ща­ют в сооб­ще­стве иные эти­кет­ные жан­ры: обра­ще­ния, поже­ла­ния, сове­ты, прось­бы, бла­го­дар­но­сти и др.

Обра­ще­ние. В рус­ском рече­вом эти­ке­те при­ня­то раз­ли­чать 1) обра­ще­ние к незна­ко­мо­му и 2) обра­ще­ние к зна­ко­мо­му: «Для этих двух групп раз­лич­ны как набо­ры фор­мул рече­во­го эти­ке­та, так и спе­ци­фи­ка постро­е­ния диа­ло­га» [Фор­ма­нов­ская 1984: 18]. Осо­бен­ность ком­му­ни­ка­ции в Viber-сооб­ще­стве состо­ит в том, что оно объ­еди­ня­ет боль­шое коли­че­ство людей, кото­рые не зна­ко­мы друг с дру­гом. В то же вре­мя адми­ни­стра­то­ры сооб­ще­ства наме­рен­но ниве­ли­ру­ют дистан­цию, стре­мят­ся пере­ве­сти «ста­тус­но ори­ен­ти­ро­ван­ную ком­му­ни­ка­цию» в «лич­ност­но ори­ен­ти­ро­ван­ную» [Кара­сик 2002: 277], пре­об­ра­зо­вать вер­ти­каль­ную связь «инсти­тут — обще­ство» в гори­зон­таль­ную, выстро­ить дове­ри­тель­ное обще­ние с участ­ни­ка­ми сооб­ще­ства. Н. И. Фор­ма­нов­ская, ана­ли­зи­руя обра­ще­ния к мно­же­ствен­но­му адре­са­ту в рус­ском эти­ке­те, в каче­стве при­ме­ра вока­ти­ва в ситу­а­ции, где обще­ние более интим­но и дове­ри­тель­но, дает фор­му­лу дру­зья [Фор­ма­нов­ская 1984: 34]. Имен­но это обра­ще­ние исполь­зу­ют в Viber-сооб­ще­стве TUT. by, когда есть необ­хо­ди­мость обра­тить­ся ко всем участ­ни­кам: Дру­зья, если у вас вдруг вклю­че­но зву­ко­вое уве­дом­ле­ние от наше­го сооб­ще­ства, то вы може­те его отклю­чить для боль­ше­го ком­фор­та. Ниже скрин­шот, где это мож­но сде­лать (11.03.2019).

В иных слу­ча­ях, когда необ­хо­ди­мо при­влечь вни­ма­ние отдель­ной груп­пы чита­те­лей, адми­ни­стра­то­ры сооб­ще­ства исполь­зу­ют ука­за­ние на про­фес­си­о­наль­ную заня­тость, увле­че­ния, соци­аль­ный ста­тус чита­те­лей. При этом обра­ще­ние может быть пря­мым (Дач­ни­ки, вни­ма­ние! Спе­ци­а­ли­сты объ­яс­ни­ли, зачем на даче менять счет­чи­ки на элек­трон­ные и выно­сить их за пре­де­лы участ­ка (21.03.2019); Люби­те­ли шопин­га, воз­ра­дуй­тесь! Пер­вый New Yorker в сто­ли­це открыл­ся (заго­ло­вок ново­сти: Вне­зап­но и с евро­пей­ски­ми цена­ми. В Мин­ске открыл­ся пер­вый New Yorker) (21.03.2019) или кос­вен­ным (Инфор­ма­ция для або­нен­тов velcom. В сети это­го опе­ра­то­ра заме­чен 4G. После­ди­те, может, и у вас появит­ся завет­ный зна­чок (заго­ло­вок ново­сти: Поль­зо­ва­те­ли заме­ти­ли LTE-интер­нет у velcom. Офи­ци­аль­но­го запус­ка еще не было) (21.03.2019).

При­вет­ствие. Мес­сен­дже­ры — это мобиль­ные сер­ви­сы, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют мгно­вен­ную достав­ку сооб­ще­ний. Поль­зо­ва­тель полу­ча­ет push-уве­дом­ле­ния об обнов­ле­ни­ях в сооб­ще­стве на экране мобиль­но­го теле­фо­на и зву­ко­вое уве­дом­ле­ние. Эта мгно­вен­ность достав­ки опре­де­ля­ет необ­хо­ди­мость раз­ли­чать вре­мя суток при ком­му­ни­ка­ции (в отли­чие от ком­му­ни­ка­ции, напри­мер, на фору­ме). При­вет­ствия в Viber-сооб­ще­стве пуб­ли­ку­ют­ся в нача­ле дня и начи­на­ют­ся с эти­кет­ной фор­му­лы доб­рое утро, кото­рая явля­ет­ся ана­ло­гом более частой в офлайн-ком­му­ни­ка­ции фор­му­лы при­вет­ствия здрав­ствуй­те: Доб­рое утро! Да, как-то сыро и вет­ре­но. А синоп­ти­ки пре­ду­пре­жда­ли, что сего­дня сду­ет (20.03.2019); Доб­рое утро! Насколь­ко уже свет­лее за окном, здо­ро­во! (18.03.2019).

В рус­ском рече­вом эти­ке­те «доб­рое утро про­из­но­сит­ся при встре­че утром (на рабо­те, на ули­це и т. д.). Оно часто при­ме­ни­мо и непо­сред­ствен­но после сна, сле­до­ва­тель­но, в семей­ном кру­гу» [Фор­ма­нов­ская 1984: 65]. Пред­став­ля­ет­ся, что в Viber-сооб­ще­стве инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са фор­му­ла при­вет­ствия доб­рое утро доми­ни­ру­ет по несколь­ким при­чи­нам: во-пер­вых, она поз­во­ля­ет не раз­ли­чать Ты- и Вы-ком­му­ни­ка­цию; во-вто­рых, пер­вые сооб­ще­ния в сооб­ще­стве начи­на­ют пуб­ли­ко­вать­ся дей­стви­тель­но рано — в про­ме­жут­ке меж­ду 7:00 и 8:00 утра в буд­ние дни и в про­ме­жут­ке меж­ду 09:00 и 10:00 в выход­ные, когда люди толь­ко про­сы­па­ют­ся; в‑третьих, выбран­ная фор­му­ла при­вет­ствия поз­во­ля­ет снять дистан­цию и ими­ти­ро­вать дове­ри­тель­ную ком­му­ни­ка­цию хоро­шо зна­ко­мых людей.

Завер­ша­ет­ся день в сооб­ще­стве и в буд­ни, и в выход­ные око­ло 21:00 поже­ла­ни­ем спокойной/доброй ночи: При­ят­но­го вам вече­ра и спо­кой­ной ночи! (19.03.2019); Вот и про­ле­те­ли эти выход­ные. Наде­юсь, они у вас уда­лись. Доб­рой ночи и лег­ко­го про­буж­де­ния! (17.03.2019). Эта фор­му­ла про­ща­ния, так же как и фор­му­ла при­вет­ствия доб­рое утро, поз­во­ля­ет сокра­тить дистан­цию с ауди­то­ри­ей, так как исполь­зу­ет­ся в офлайн-ком­му­ни­ка­ции как про­ща­ние «вече­ром, на ночь, ско­рее все­го, непо­сред­ствен­но перед сном» [Фор­ма­нов­ская 1984: 84].

Фор­му­лы при­вет­ствия или про­ща­ния могут идти в связ­ке с поже­ла­ни­ем. Поже­ла­ния в сооб­ще­стве носят част­ный харак­тер: Хоро­шо про­ве­ди­те выход­ные! (23.03.2019); Я наде­юсь, вы най­де­те вре­мя, что­бы отдох­нуть! При­ят­ных выход­ных (22.03.2019); Бррр, ну и ветер! Бере­ги­те себя! (22.03.2019).

Совет, пред­ло­же­ние. В ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­стве зафик­си­ро­ва­ны эти­кет­ные жан­ры пред­ло­же­ния: Сего­дня пят­ни­ца, и это повод для опти­миз­ма. Давай­те собе­рем остав­ши­е­ся силы в кулак и удар­но пора­бо­та­ем! 🙂 (22.03.2019), — и сове­та, в кото­ром адми­ни­стра­то­ры демон­стри­ру­ют забо­ту о сво­их чита­те­лях: Кста­ти, синоп­ти­ки на сего­дня объ­яви­ли оран­же­вый уро­вень опас­но­сти из-за силь­но­го вет­ра. И вот он уже задул! Будь­те осто­рож­ны! (20.03.2019); В этом мате­ри­а­ле есть важ­ная инфор­ма­ция о симп­то­мах менин­ги­та. Про­чи­тай­те! (15.03.2019).

В офлайн-ком­му­ни­ка­ции ответ­ной реак­ци­ей на прось­бу, пред­ло­же­ние или совет явля­ют­ся согла­сие или отказ, раз­ре­ше­ние или запре­ще­ние. В Viber-сооб­ще­стве в мес­сен­дже­ре такой реак­ци­ей ста­но­вят­ся лай­ки (отмет­ки «мне нра­вит­ся») под­пис­чи­ков. Чем боль­ше лай­ков, тем более соли­дар­на ауди­то­рия с адми­ни­стра­то­ром сооб­ще­ства. Лайк выра­жа­ет согла­сие, под­держ­ку, сим­па­тию — целый спектр поло­жи­тель­ных эмо­ций. В свя­зи с этим очень неод­но­знач­но выгля­дят лай­ки, постав­лен­ные под про­блем­ны­ми мате­ри­а­ла­ми на зло­бу дня: слож­но опре­де­лить, ауди­то­рия ста­вит лайк редак­ции, кото­рая под­ня­ла про­бле­му, напри­мер, здо­ро­во­го обра­за жиз­ни, или же под­дер­жи­ва­ет геро­ев пуб­ли­ка­ции, о кото­рых мате­ри­ал: Если вы пье­те мно­го (очень мно­го) кофе, то ваши кости в опас­но­сти! Не зло­упо­треб­ляй­те! (заго­ло­вок ново­сти: Жен­щи­на пила по десять и боль­ше кру­жек кофе в день. Резуль­тат был печаль­ным для здо­ро­вья) (11.03.2019).

Small talk (бол­тов­ня) как раз­но­вид­ность фати­че­ско­го празд­но­ре­че­во­го жан­ра [Демен­тьев 2010: 214] так­же зафик­си­ро­ва­на в ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­стве: Открыл сезон моро­же­но­го. Это пре­крас­но 🙂 Ран­няя вес­на! Там кто-то очень любит нас, давай­те оправ­да­ем дове­рие (23.03.2019); Вче­ра было уже доволь­но теп­ло, даже виде­ла людей в лег­ких курт­ках и туф­лях (18.03.2019); Про­мок до нит­ки, и обда­ли с ног до голо­вы водой из лужи. А как про­шло ваше утро? (16.03.2019); Даааа, на ули­це круть! (23.03.2019). Стре­мясь сокра­тить дистан­цию с ауди­то­ри­ей, адми­ни­стра­то­ры сооб­ще­ства при­во­дят при­ме­ры из част­ной жиз­ни, кото­рые в ситу­а­ции офлайн-ком­му­ни­ка­ции пред­ста­ви­те­ля редак­ции интер­нет-ресур­са и чита­те­ля едва ли мог­ли быть озву­че­ны: Эх, я так порой жалею, что на рабо­те не быва­ет кани­кул в стро­го уста­нов­лен­ное вре­мя. — И пере­ры­ва на сон;) У меня Зося сей­час посто­ян­но повто­ря­ет: Какая я была глу­пая, что в саду не хоте­ла спать. — Умни­ца, как быст­ро поня­ла это. Ко мне осо­зна­ние при­шло толь­ко где-то в сту­ден­че­ские годы 🙂 (15.03.2019); Хо-хо-хо! У нас утро нача­лось с того, что Мыш­ка [прим. — кош­ка в редак­ции] нача­ла рожать котят (24.03.2019).

2. Игро­вые жан­ры состав­ля­ют око­ло 10 % раз­ме­ща­е­мых в сооб­ще­стве пуб­ли­ка­ций. К фати­че­ским жан­рам, реа­ли­зу­ю­щим­ся в игро­вой фор­ме в речи жите­лей горо­да, М. В. Китаи.городская и Н. Н. Роза­но­ва отно­сят выкри­ки-зазы­вы, шут­ли­вые объ­яв­ле­ния, шут­ли­вые диа­ло­ги с уста­нов­кой на игру. В ана­ли­зи­ру­е­мом Viber-сооб­ще­стве ана­ло­гом ука­зан­ных жан­ров явля­ют­ся сти­ке­ры, шут­ли­вые ком­мен­та­рии адми­ни­стра­то­ров сооб­ще­ства к ново­стям, опро­сы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на под­дер­жа­ние обрат­ной связи.

Сти­ке­ры, как пра­ви­ло, раз­ме­ща­ют­ся в бло­ке утрен­не­го при­вет­ствия и вечер­не­го про­ща­ния. Сти­ке­ры могут быть допол­не­ны тек­стом на рус­ском язы­ке (Ура! — сти­кер­пак «При­вет, Лек­Кэт», Я спать — сти­кер­пак «Violet», Спо­кой­ной ночи — сти­кер­пак «Фред­ди» и др.), бело­рус­ском (Пры­вітанне, Дабранач — сти­кер­пак «Тра­ды­цыі на новы лад»), англий­ском язы­ках (Morrrning, BYE — сти­кер­пак «Freddie and Friends»).

В ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­стве регу­ляр­но орга­ни­зу­ют­ся опро­сы. К игро­вым жан­рам фати­че­ско­го обще­ния отно­сят­ся те из них, глав­ная цель кото­рых — раз­влечь ауди­то­рию и одно­вре­мен­но полу­чить обрат­ную связь. Темы опро­сов направ­ле­ны на сфе­ру част­ной жиз­ни участ­ни­ков сооб­ще­ства: Чем зай­ме­тесь в выход­ные? Вари­ан­ты отве­та: Спааа­ать; Куча домаш­них дел ско­пи­лась; Пой­ду гулять по горо­ду; Отправ­люсь в гости; Рабо­таю в выход­ные (22.03.2019); А вы в какой одеж­де уже ходи­те? Вари­ан­ты отве­та: в зим­ней еще, в деми­се­зон­ной, в весен­ней (19.03.2019); А вы часто езди­те в коман­ди­ров­ки? Вари­ан­ты отве­та: Часто; Ино­гда; Не езжу (22.03.2019). В опро­сах участ­ву­ют от 1000 до 2000 чело­век, что состав­ля­ет око­ло 1–1,5 % всех участ­ни­ков сообщества.

Мета­тек­сто­вые жан­ры в кон­цеп­ции М. В. Китай­го­род­ской и Н. Н. Роза­но­вой пред­став­ля­ют собой пере­сказ в виде слу­хов и спле­тен. В Viber-сооб­ще­стве мета­тек­сто­вые жан­ры пред­став­ле­ны в виде над­за­го­лов­ков (мы назы­ва­ем их надзаголовками-«триггерами»), пред­ва­ря­ю­щих ссыл­ку на новость, раз­ме­щен­ную на новост­ном интер­нет-ресур­се TUT​.by, так как основ­ная зада­ча Viber-сооб­ще­ства состо­ит в том, что­бы обес­пе­чить тра­фик на сайт. В свя­зи с этим более 60 % раз­ме­ща­е­мо­го кон­тен­та в сооб­ще­стве пред­став­ля­ет собой слож­ное целое: 1) сооб­ще­ние-над­за­го­ло­вок пуб­ли­ка­ции (Смот­ри­те, на каком кру­том само­ле­те к нам при­ле­тел пре­зи­дент Зим­баб­ве), в соче­та­нии с 2) изоб­ра­же­ни­ем (фото­гра­фия само­ле­та), 3) заго­лов­ком пуб­ли­ка­ции (Инфля­ция 230 млн про­цен­тов в год, само­лет за 300 млн дол­ла­ров. В Минск при­ле­тел пре­зи­дент Зим­баб­ве) и 4) ссыл­кой на основ­ной ресурс (https://​news​.tut​.by/​e​c​o​n​o​m​i​c​s​/​6​2​2​9​4​1​.​h​t​m​l​?vb). Заго­ло­вок ново­сти выпол­ня­ет инфор­ма­тив­ную функ­цию, тогда как сооб­ще­ние адми­ни­стра­то­ра паб­лик-акка­ун­та явля­ет­ся образ­цом фати­че­ской речи.

Отме­тим здесь, что если в эти­кет­ных и игро­вых жан­рах, раз­ме­ща­е­мых в Viber-сооб­ще­стве, адми­ни­стра­то­ры прак­ти­ку­ют в речи камер­ное обще­ние с ауди­то­ри­ей и при­дер­жи­ва­ют­ся «тональ­но­сти инти­ми­за­ции», то мета­тек­сто­вые жан­ры (надзаголовки-«триггеры») про­ни­за­ны «тональ­но­стью эпа­таж­но­сти» [Кор­ни­ло­ва 2013: 20].

Тональ­ность эпа­таж­но­сти в над­за­го­лов­ках, раз­ме­щен­ных в Viber-сооб­ще­стве, реа­ли­зу­ет­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми, при­ве­дем самые частые из них:

1) угро­за жиз­ни, здо­ро­вью, бла­го­по­лу­чию ауди­то­рии: Смот­ри­те, как силь­ный ветер хозяй­ни­чал в Мин­ске (заго­ло­вок ново­сти: В Уру­чье ветер сдул оста­нов­ку, на Веры Хору­жей — сло­мал дере­во. Соц­се­ти о сти­хии в сто­ли­це) (22.03.2019); Что там ново­го при­ду­ма­ли бан­ки? Где и чего боять­ся? (все в мате­ри­а­ле) (заго­ло­вок ново­сти: Где нель­зя без комис­сии запла­тить за ком­му­нал­ку: топ ново­стей от бан­ков) (16.03.2019);

2) подроб­но­сти част­ной жиз­ни: 90-лет­няя жен­щи­на не хочет уез­жать из сно­си­мо­го бара­ка в Гру­шев­ке в новый дом. Посмот­ре­ли, как она живет, и узна­ли при­чи­ну отка­за. Печаль­ная исто­рия (заго­ло­вок ново­сти: Как живет 90-лет­няя жен­щи­на, кото­рая не хочет уез­жать из сно­си­мо­го бара­ка в Гру­шев­ке в новый дом) (15.03.2019);

3) став­ка на исклю­чи­тель­ность, уни­каль­ность собы­тия, пред­ме­та, явле­ния: Виде­ли самый древ­ний дере­вян­ный дом в Бела­ру­си? (заго­ло­вок ново­сти: Вы когда-нибудь виде­ли грод­нен­ский лямус? Самое ста­рое дере­вян­ное зда­ние Бела­ру­си откры­ли для тури­стов) (15.03.2019); В Мин­ске про­да­ют жилье за 4 млн дол­ла­ров. Там есть огром­ный бас­сейн и СПА. Смот­ри­те, как выгля­дит самый доро­гой дом Бела­ру­си (заго­ло­вок ново­сти: На про­да­жу выстав­лен самый доро­гой дом в Бела­ру­си. Цена — 8,4 мил­ли­о­на руб­лей) (21.03.2019);

4) отча­ян­ные поступ­ки людей: Ааа, мураш­ки по коже от этих роли­ков. Посмот­ри­те, как этот муж­чи­на обни­ма­ет­ся со льва­ми. Моя котей­ка тоже любит обни­мать­ся, но это же львы! (заго­ло­вок ново­сти: Финан­сист из Швей­ца­рии пере­ехал в Афри­ку. Посмот­ри­те, как он обни­ма­ет­ся со льва­ми) (11.03.2019);

5) полу­че­ние мате­ри­аль­ной выго­ды: В Бела­ру­си ищут побе­ди­те­ля лоте­реи, кото­рый выиг­рал почти 280 тысяч дол­ла­ров. Может быть, это вы? 🙂 Или ваш зна­ко­мый? Пока­жи­те ему эту замет­ку (заго­ло­вок ново­сти: В Бела­ру­си ищут побе­ди­те­ля лоте­реи, кото­рый выиг­рал почти 280 тысяч дол­ла­ров) (18.03.2019); О, это кру­то! Швед­ский Гете­борг пред­ла­га­ет 2000 евро за ниче­го­не­де­ла­ние (заго­ло­вок ново­сти: Швед­ский Гете­борг пред­ла­га­ет 2000 евро за ниче­го­не­де­ла­ние) (17.03.2019);

6) вни­ма­ние к попу­ляр­ной пер­соне: Пере­да­чу «Мака­ён­ка, 9» зна­е­те? Смот­ри­те, как веду­щий шоу отве­ча­ет на наши вопро­си­ки (заго­ло­вок ново­сти: «Я верю в то, что рас­ска­зы­ваю в ново­стях». Пер­лин про «Мака­ён­ка, 9», шут­ки про Лука­шен­ко и цен­зу­ру) (18.03.2019);

7) про­во­ка­ция чита­те­лей: Как у вас со сти­ха­ми? А с памя­тью? Смо­же­те вспом­нить, кому из поэтов при­над­ле­жат всем извест­ные строч­ки? (заго­ло­вок ново­сти: У вас девят­ка по лите­ра­ту­ре в атте­ста­те? Под­твер­ди­те ее в тесте по извест­ным строч­кам поэтов) (21.03.2019).

Спи­сок мож­но было бы про­дол­жить, одна­ко огра­ни­чим­ся заме­ча­ни­ем, что в ука­зан­ных над­за­го­лов­ках в ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­стве наме­рен­но исполь­зу­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские при­е­мы и уста­нов­ки, кото­рые при­ме­ня­ют­ся в мар­ке­тин­го­вых ком­му­ни­ка­ци­ях при созда­нии про­да­ю­щих тек­стов с отри­ца­тель­ной моти­ва­ци­ей: при­влечь вни­ма­ние, рас­ска­зать о про­бле­мах, погру­зить в болез­нен­ные пере­жи­ва­ния, а потом пред­ло­жить реше­ние [Бер­над­ский 2013: 38]. Так или ина­че, мысль о том, что в «жур­на­лист­ских текстах сете­вых СМИ все под­чи­не­но тому, что­бы пора­зить, уди­вить, выде­лить­ся, стать во что бы то ни ста­ло замет­ным, в конеч­ном сче­те добить­ся, что­бы “тебя купи­ли”» [Дус­ка­е­ва, Кор­ни­ло­ва 2013], спра­вед­ли­ва и для тек­стов в сооб­ще­стве мес­сен­дже­ра Viber: о фак­те «покуп­ки» сви­де­тель­ству­ют пере­хо­ды на основ­ной сайт по ссыл­ке, фор­мой выра­же­ния заин­те­ре­со­ван­но­сти «поку­па­те­ля» высту­па­ют лай­ки участ­ни­ков и репо­сты сооб­ще­ний, а фати­че­ская речь адми­ни­стра­то­ра сооб­ще­ства обес­пе­чи­ва­ет заман­чи­вость предложения.

Остав­ши­е­ся 15 % пуб­ли­ка­ций в сооб­ще­стве при­хо­дят­ся на фото­гра­фии, иллю­стри­ру­ю­щие собы­тие, инфо­гра­фи­ку, кото­рая пери­о­ди­че­ски появ­ля­ет­ся в лен­те сооб­ще­ства, допол­не­ния к ново­сти от адми­ни­стра­то­ров ресур­са, опро­сы, име­ю­щие непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к раз­ме­щен­ной ново­сти (бло­ку новостей).

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния. Исполь­зо­ва­ние редак­ци­я­ми инфор­ма­ци­он­ных интер­нет-ресур­сов мес­сен­дже­ров в каче­стве плат­фор­мы ком­му­ни­ка­ции поз­во­ля­ет успеш­но бороть­ся за «сло­ты вни­ма­ния» (А. Амзин) ауди­то­рии: тех­но­ло­гия push-уве­дом­ле­ний созда­ет иллю­зию при­ват­но­го обще­ния адми­ни­стра­то­ров сооб­ще­ства с его участ­ни­ка­ми. В ито­ге ста­тус­но ори­ен­ти­ро­ван­ная по сути ком­му­ни­ка­ция исполь­зу­ет обо­лоч­ку лич­ност­но ори­ен­ти­ро­ван­ной, кото­рая харак­тер­на для обще­ния хоро­шо зна­ю­щих друг дру­га ком­му­ни­кан­тов. Этот про­цесс нель­зя оце­нить одно­знач­но, так как ниве­ли­ро­ва­ние вер­ти­каль­ных свя­зей, с одной сто­ро­ны, спо­соб­ству­ет дове­ри­тель­ной ком­му­ни­ка­ции, с дру­гой — неиз­беж­но сни­жа­ет авто­ри­тет массмедиа.

Про­ве­ден­ный ана­лиз поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что в Viber-сооб­ще­стве интер­нет-ресур­са фор­ми­ру­ет­ся свой рече­вой эти­кет, кото­рый опре­де­ля­ет­ся в том чис­ле тех­ни­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми интер­нет-сер­ви­са: раз­ли­ча­ет­ся вре­мя суток, исполь­зу­ют­ся эти­кет­ные фор­му­лы, харак­тер­ные для лич­ност­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ком­му­ни­ка­ции, рас­ши­ря­ют­ся тема­ти­че­ские рам­ки мас­со­во-инфор­ма­ци­он­но­го дис­кур­са за счет обсуж­де­ния лич­ной жиз­ни участ­ни­ков ком­му­ни­ка­ции и др. В то же вре­мя отсут­ству­ют неко­то­рые тра­ди­ци­он­ные эти­кет­ные риту­а­лы, напри­мер в сооб­ще­стве инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са в мес­сен­дже­ре нет риту­а­ла завя­зы­ва­ния и укреп­ле­ния зна­ком­ства, при­со­еди­нив­ший­ся к сооб­ще­ству участ­ник не име­ет ста­ту­са «нович­ка». Сле­ду­ет отме­тить так­же, что в сооб­ще­стве в мес­сен­дже­ре Viber ауди­то­рия огра­ни­че­на в обрат­ных реак­ци­ях. Ей доступ­ны лишь лай­ки, репо­сты и уча­стие в голо­со­ва­нии, что, на наш взгляд, созда­ет усло­вия для раз­ви­тия пас­сив­но­го вос­при­я­тия инфор­ма­ции аудиторией.

В сооб­ще­стве инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са инфор­ма­ти­ка в виде заго­лов­ков пуб­ли­ка­ций с основ­но­го ресур­са посто­ян­но допол­ня­ет­ся фати­кой в виде эти­кет­ных (при­вет­ствие, про­ща­ние, прось­ба, совет и др.), игро­вых (сти­ке­ры, опро­сы, шут­ки), мета­тек­сто­вых (надзаголовки-«триггеры») жан­ров. Таким обра­зом, в Viber-сооб­ще­стве реа­ли­зу­ют­ся все виды фати­че­ско­го обще­ния, харак­тер­ные для раз­го­вор­но-быто­во­го дискурса.

В ходе ана­ли­за выяв­ле­ны две клю­че­вые тональ­но­сти тек­стов: тональ­ность инти­ми­за­ции, харак­тер­ная для эти­кет­ных и игро­вых жан­ров, и тональ­ность эпа­таж­но­сти, кото­рая свой­ствен­на надзаголовкам-«триггерам». Над­за­го­лов­ки в пуб­ли­ка­ци­ях сооб­ще­ства стро­ят­ся по зако­нам «про­да­ю­щих тек­стов» в мар­ке­тин­го­вых ком­му­ни­ка­ци­ях и игра­ют роль пси­хо­ло­ги­че­ских крюч­ков, кото­рые «цеп­ля­ют» вни­ма­ние участ­ни­ков сооб­ще­ства: угро­за лич­ной без­опас­но­сти, подроб­но­сти част­ной жиз­ни, исклю­чи­тель­ность собы­тия, отча­ян­ные поступ­ки, финан­со­вые выго­ды и др.

Выво­ды. Итак, в совре­мен­ном мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ном дис­кур­се под вли­я­ни­ем гло­баль­ной Сети про­ис­хо­дят серьез­ные изме­не­ния. В борь­бе за вни­ма­ние ауди­то­рии мас­сме­диа осва­и­ва­ют новые плат­фор­мы интер­нет-ком­му­ни­ка­ции: интер­нет-ресур­сы, соци­аль­ные сети, мес­сен­дже­ры. Про­грам­мы мгно­вен­ной достав­ки сооб­ще­ний исполь­зу­ют­ся в мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ном дис­кур­се для под­дер­жа­ния кон­так­та с ауди­то­ри­ей и обес­пе­че­ния пере­хо­да чита­те­лей на сайт интернет-ресурса.

Инте­гра­ция инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов с соци­аль­ны­ми медиа в целом и с мес­сен­дже­ра­ми в част­но­сти сти­му­ли­ру­ет про­цесс про­ник­но­ве­ния фати­ки в мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ный дис­курс. Изме­ня­ют­ся ста­тус­но-роле­вые отно­ше­ния участ­ни­ков ком­му­ни­ка­ции, фор­ми­ру­ет­ся осо­бый эти­кет сете­во­го сооб­ще­ства (нети­кет), кото­рый опре­де­ля­ет­ся в том чис­ле тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми интер­нет-сер­ви­са (мгно­вен­ная достав­ка сооб­ще­ний, push-уве­дом­ле­ния, зву­ко­вые опо­ве­ще­ния, воз­мож­ность выра­зить свою заин­те­ре­со­ван­ность с помо­щью лай­ков, репо­стов, уча­стия в голосовании).

В сооб­ще­стве инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са в мес­сен­дже­ре реа­ли­зу­ют­ся раз­лич­ные груп­пы жан­ров фати­че­ско­го обще­ния, кото­рые тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­лись в рам­ках раз­го­вор­но-быто­во­го дис­кур­са. Эти­кет­ные и игро­вые жан­ры спо­соб­ству­ют реа­ли­за­ции тональ­но­сти инти­ми­за­ции, а в мета­тек­сто­вых жан­рах, в кото­рых выстра­и­ва­ют­ся стра­те­гии мар­ке­тин­го­вых ком­му­ни­ка­ций, осу­ществ­ля­ет­ся тональ­ность эпа­таж­но­сти. Таким обра­зом, сооб­ще­ство инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са в мес­сен­дже­ре ста­но­вит­ся про­стран­ством, в кото­ром пере­се­ка­ют­ся раз­ные типы дис­кур­сов: мас­со­во-инфор­ма­ци­он­ный, раз­го­вор­но-быто­вой и маркетинговый.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 5 мар­та 2019 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 20 апре­ля 2019 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2019

Received: March 5, 2019
Accepted: April 20, 2019