Пятница, 19 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Радиодискурс и радиотекст в условиях новых коммуникаций

Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при финан­со­вой под­держ­ке РФФИ, грант № 17–29-09132 «“Новая гра­мот­ность” в новых текстах средств мас­со­вой коммуникации».

Поста­нов­ка про­бле­мы. ХХI сто­ле­тие ста­ло веком новых ком­му­ни­ка­ций, медиа­фор­ма­тов, тек­стов в тра­ди­ци­он­ных СМИ, что полу­чи­ло ком­плекс­ное опи­са­ние в кол­лек­тив­ной рабо­те «Медиа­линг­ви­сти­ка в тер­ми­нах и поня­ти­ях» под редак­ци­ей Л. Р. Дус­ка­е­вой [Дус­ка­е­ва 2018]. Стре­ми­тель­но меня­ю­щи­е­ся инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии, обу­сло­вив­шие раз­ви­тие новых медиа, при­ве­ли к транс­фор­ма­ци­ям в медиа­дис­кур­се и фор­ми­ро­ва­нию новых видов тек­стов, кото­рым не свой­ствен­ны базо­вые при­зна­ки тра­ди­ци­он­но­го тек­ста. Пред­став­ле­ние о тек­сте, кото­рый явля­ет­ся про­дук­том циф­ро­вой эпо­хи, суще­ствен­ным обра­зом отли­ча­ет­ся от сло­жив­ше­го­ся в соци­у­ме и в гума­ни­тар­ных нау­ках пони­ма­ния тек­ста, функ­ци­о­ни­ро­вав­ше­го в доциф­ро­вую эпо­ху. Новые ком­му­ни­ка­ции порож­да­ют новые дис­кур­сы и тек­сты, кото­рые харак­те­ри­зу­ют­ся новы­ми при­зна­ка­ми, вза­и­мо­свя­зан­ны­ми и вза­и­мо­обу­слов­лен­ны­ми. Прин­ци­пи­аль­но изме­ни­лись роли авто­ра и адре­са­та, харак­тер их вза­и­мо­дей­ствия. Ска­зан­ное отно­сит­ся ко всем видам СМИ, в отно­ше­нии кото­рых все чаще исполь­зу­ет­ся тер­мин сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции (а не инфор­ма­ции). Отме­чен­ный факт дал осно­ва­ние для поста­нов­ки вопро­са о дис­кур­сив­ных изме­не­ни­ях, про­изо­шед­ших в ХХI в. в тра­ди­ци­он­ных СМИ.

Объ­ек­том изу­че­ния в ста­тье стал радио­дис­курс, ядро кото­ро­го состав­ля­ет радио­текст. Поста­нов­ка вопро­са об осо­бен­но­стях радио­дис­кур­са и радио­тек­ста обу­слов­ле­на необ­хо­ди­мо­стью изу­че­ния меди­а­тек­ста во всем раз­но­об­ра­зии форм его суще­ство­ва­ния как базо­вой еди­ни­цы медиа­дис­кур­са, функ­ци­о­ни­ру­ю­ще­го в эпо­ху Интер­не­та, кон­вер­ген­ции средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции и появ­ле­ния новых раз­но­вид­но­стей меди­а­тек­ста [Боло­то­ва, Круг­ло­ва 2009]. По заме­ча­нию Т. И. Попо­вой, «фокус совре­мен­ных иссле­до­ва­ний медий­но­го интер­нет-про­стран­ства сме­ща­ет­ся от иссле­до­ва­ния отдель­ных меди­а­жан­ров и харак­те­ри­стик тек­стов, свя­зан­ных с интер­нет-тех­но­ло­ги­я­ми, к инте­гра­тив­но­му иссле­до­ва­нию все­го медий­но­го интер­нет-про­стран­ства на осно­ве общей тео­рии. Совре­мен­ное иссле­до­ва­ние меди­а­тек­ста осно­вы­ва­ет­ся на ана­ли­зе всех сто­рон муль­ти­ме­дий­но­го интер­ак­тив­но­го про­цес­са меди­а­ком­му­ни­ка­ции» [Попо­ва 2018: 258–259]. Насто­я­щее иссле­до­ва­ние, как пред­став­ля­ет­ся, может послу­жить раз­ви­тию общей тео­рии медиа­дис­кур­са и медиатекста.

Цель ста­тьи заклю­ча­ет­ся в изу­че­нии спе­ци­фи­ки функ­ци­о­ни­ру­ю­щих в усло­ви­ях раз­ви­тия новых ком­му­ни­ка­ций радио­дис­кур­са и радио­тек­ста, выяв­ле­нии их при­зна­ков и новых дока­за­тельств обос­но­ван­но­сти кон­цеп­ции о радио­тек­сте как гипертексте.

Ушел в про­шлое вопрос, актив­но обсуж­дав­ший­ся все­го лишь несколь­ко лет назад: «Умрет ли радио в эпо­ху Интер­не­та?» Сомне­ния в пер­спек­ти­вах радио как сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ции сме­ни­лись уве­рен­но­стью в том, что новые инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии дали радио новую жизнь. Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют повы­ше­ние рей­тин­га радио как кана­ла СМИ след­стви­ем совре­мен­ных тех­ни­че­ских изме­не­ний [Ху 2014], вызвав­ших инте­рес к радио со сто­ро­ны интер­нет-поль­зо­ва­те­лей [Лю 2015: 5]. Ана­ли­зи­руя харак­тер раз­ви­тия куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских про­грамм, китай­ские уче­ные опре­де­ля­ют это направ­ле­ние раз­ви­тия «от про­сто­ты к мно­же­ствен­но­сти», осно­ван­ной на инте­гра­ции совре­мен­ных медиа­воз­мож­но­стей, и изу­ча­ют осо­бен­но­сти реа­ли­зу­ю­щей­ся в них муль­ти­ме­дий­но­сти. Транс­гра­нич­ная инте­гра­ция, как под­чер­ки­ва­ет­ся, спо­соб­ству­ет их устой­чи­во­му раз­ви­тию [Нань, Сюн 2013: 15–17].

Актив­но иссле­ду­ет­ся вли­я­ние новых ком­му­ни­ка­ци­он­ных про­цес­сов на радио испан­ски­ми уче­ны­ми. Отме­ча­ет­ся, что во всех радио­про­грам­мах реа­ли­зу­ют­ся стра­те­гии crossmedia, поз­во­ля­ю­щие про­слу­ши­вать эфир­ные запи­си на раз­лич­ных плат­фор­мах [Chomon Serna 2016], что в усло­ви­ях совре­мен­ных ком­му­ни­ка­ций поз­во­ля­ет адре­са­ту отсле­жи­вать пере­да­чу кон­тен­та посред­ством созда­ния бло­гов и тви­тов. В част­но­сти, успех актив­но раз­ви­ва­ю­щей­ся радио­стан­ции «Almaina» авто­ры свя­зы­ва­ют с послед­ни­ми тен­ден­ци­я­ми в сфе­ре меди­а­ком­му­ни­ка­ций, с новой пара­диг­мой кон­вер­ген­ции средств мас­со­вой инфор­ма­ции, кото­рые спо­соб­ство­ва­ли созда­нию новых фор­ма­тов на обще­ствен­ном радио (о дру­гих аспек­тах, раз­ви­ва­е­мых испан­ски­ми уче­ны­ми, см. ниже).

Мето­до­ло­гия иссле­до­ва­ния. В каче­стве мето­до­ло­гии исполь­зо­вал­ся обзор науч­ных источ­ни­ков меж­дис­ци­пли­нар­но­го харак­те­ра (преж­де все­го из сфер жур­на­ли­сти­ки и линг­ви­сти­ки), под­твер­жда­ю­щих обос­но­ван­ность пред­ла­га­е­мой кон­цеп­ции о гипер­ра­дио­тек­сте. Ска­зан­ное опре­де­ля­ет пре­иму­ще­ствен­но опи­са­тель­ный ана­лиз акту­аль­ной науч­ной лите­ра­ту­ры, издан­ной в послед­нее деся­ти­ле­тие в Рос­сии и за рубе­жом. Дис­кур­сив­ные осо­бен­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мой раз­но­вид­но­сти медиа­дис­кур­са про­яв­ля­ют­ся через ана­лиз свя­зан­ных меж­ду собой тек­стов, состав­ля­ю­щих гипер­ра­дио­текст. Тек­сто­вые иллю­стра­ции демон­стри­ру­ют линг­ви­сти­че­скую состав­ля­ю­щую радио­дис­кур­са, вклю­че­ние скрин­шо­тов — поли­ко­до­вую его сущ­ность, они наце­ле­ны на обес­пе­че­ние кон­кре­ти­за­ции пред­ла­га­е­мой в ста­тье кон­цеп­ции и досто­вер­но­сти резуль­та­тов про­ве­ден­но­го исследования.

Мето­до­ло­ги­че­скую базу ста­тьи соста­ви­ли науч­ные тру­ды, посвя­щен­ные медиа­дис­кур­су, функ­ци­о­ни­ру­ю­ще­му в усло­ви­ях новых ком­му­ни­ка­ций. Бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ные в тема­ти­че­ском и струк­тур­ном пла­нах тек­сты, раз­ме­щен­ные в про­стран­стве Интер­не­та, явля­ют­ся важ­ней­шим источ­ни­ком инфор­ма­ции, кото­рая во мно­гом опре­де­ля­ет созна­ние совре­мен­но­го чело­ве­ка, его ком­му­ни­ка­тив­ное пове­де­ние, поэто­му рас­це­ни­ва­ют­ся как зна­чи­мый соци­о­куль­тур­ный феномен.

Так, Т. И. Попо­ва, иссле­дуя медий­ное интер­нет-про­стран­ство, вклю­ча­ет в поле зре­ния гипер­ме­диа, исполь­зу­ю­щие одно­вре­мен­но раз­лич­ные сред­ства достав­ки кон­тен­та (офлай­но­вые и онлай­но­вые изда­ния) и транс­ме­диа — новые медиа (соци­аль­ные сети), опи­сы­ва­ет «основ­ные харак­те­ри­сти­ки медий­но­го интер­нет-тек­ста, на кото­рые в первую оче­редь было обра­ще­но вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей: гипер­тек­сту­аль­ность, муль­ти­ме­дий­ность, интер­ак­тив­ность, синхронность/асинхронность обще­ния, поли­субъ­ект­ность» [Попо­ва 2018: 258].

Поль­ский иссле­до­ва­тель И. Леве, пред­став­ляя в сво­ей моно­гра­фии аспек­ты иссле­до­ва­ний поль­ских фило­ло­гов, посвя­щен­ных теле­ви­зи­он­но­му дис­кур­су, спе­ци­аль­ное вни­ма­ние уде­ля­ет муль­ти­мо­даль­но­сти, «поли­ли­ней­но­сти» (мно­го­уров­не­во­сти), поли­ко­до­во­сти (сов­ме­ще­нию вер­баль­но­го и визу­аль­но­го рядов, в тер­ми­но­ло­гии авто­ра «лого­ви­зу­аль­но­сти»), а так­же участ­ни­кам рас­смат­ри­ва­е­мой раз­но­вид­но­сти медиа­дис­кур­са [Loewe 2018].

При ана­ли­зе пре­иму­ществ радио для обсуж­де­ния соци­аль­но зна­чи­мых вопро­сов иссле­до­ва­те­ля­ми акцен­ти­ру­ет­ся вни­ма­ние на таких его при­зна­ках, как доступ­ность, все­про­ни­ка­ю­щая спо­соб­ность, воз­мож­ность побу­дить слу­ша­те­лей к актив­но­сти и др. [Lev-On 2016: 108]. При этом авто­ру не уда­лось избе­жать темы пре­иму­ще­ства про­цес­сов кон­вер­ген­ции, с помо­щью кото­рых у радио появи­лась воз­мож­ность внед­рить допол­ни­тель­ный кон­тент в Интер­не­те, рас­ши­ряя бла­го­да­ря это­му кон­так­ты с ауди­то­ри­ей и обес­пе­чи­вая доступ к спра­воч­ным мате­ри­а­лам. Таким обра­зом, во мно­гих рабо­тах в центр вни­ма­ния выдви­га­ет­ся про­бле­ма автор­ства, аспек­ты изу­че­ния кото­рой так­же состав­ля­ют мето­до­ло­гию наше­го исследования.

Исто­рия вопро­са пред­по­ла­га­ет попыт­ку выявить акту­аль­ные аспек­ты изу­че­ния радио­дис­кур­са ХХI в., что, как пред­став­ля­ет­ся, поз­во­лит обо­зна­чить и сте­пень изу­чен­но­сти заяв­лен­ной проблемы.

В рабо­тах оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных уче­ных ста­вит­ся цель най­ти и опре­де­лить новые кон­цеп­ции, кото­рые фор­ми­ру­ют науч­ную сфе­ру радио­дис­кур­са, пере­жи­ва­ю­ще­го серьез­ные транс­фор­ма­ции под воз­дей­стви­ем новых тех­но­ло­гий. Для мно­гих иссле­до­ва­те­лей ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что в нача­ле 2010‑х годов кон­цеп­ция радио как сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции кар­ди­наль­но изме­ни­лась (см., напри­мер: [Aurora 2013]). Исполь­зуя поня­тие транс­ме­диа, авто­ры под­чер­ки­ва­ют целый ряд суще­ствен­ных транс­фор­ма­ций в меня­ю­щем­ся СМИ, сре­ди кото­рых транс­фор­ма­ция сце­на­рия радио, изме­не­ние тре­бо­ва­ний к про­фес­си­о­на­лам, необ­хо­ди­мость в спе­ци­а­ли­стах, гото­вых рабо­тать в новых усло­ви­ях кон­вер­ген­ции СМИ, потреб­ность в новых навы­ках для улуч­ше­ния ком­му­ни­ка­тив­ной эффек­тив­но­сти, необ­хо­ди­мость про­дви­же­ния новых форм созда­ния, пере­да­чи и обме­на кон­тен­том [Aurora 2013: 255–261]. В каче­стве одной из наи­бо­лее важ­ных задач, сто­я­щих перед созда­те­ля­ми радио­кон­тен­та, выдви­га­ет­ся пони­ма­ние того, как сфор­ми­ро­вать посто­ян­ную ауди­то­рию. В конеч­ном сче­те цель состо­ит в том, что­бы не толь­ко создать сце­на­рий про­грам­мы, но и преду­смот­реть ком­му­ни­ка­тив­но важ­ные отно­ше­ния, выхо­дя­щие за рам­ки соб­ствен­но эфи­ра [Aurora 2013: 263].

В кон­тек­сте инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных изме­не­ний ХХI в., опре­де­лив­ших раз­ви­тие новых ком­му­ни­ка­ций и появ­ле­ние новых медиа­фор­ма­тов, еще более убе­ди­тель­ным ста­но­вит­ся под­ход к радио­тек­сту как гипер­тек­сту. Пред­по­сыл­ка­ми к реа­ли­зу­е­мой в насто­я­щей пуб­ли­ка­ции кон­цеп­ции явля­ет­ся ранее пред­ло­жен­ный авто­ром ста­тьи под­ход к радио­дис­кур­су и радио­тек­сту, в рам­ках кото­ро­го радио­дис­курс рас­це­ни­ва­ет­ся как само­сто­я­тель­ная, спе­ци­фи­че­ская раз­но­вид­ность медиа­дис­кур­са, обла­да­ю­щая ком­му­ни­ка­тив­но-праг­ма­ти­че­ским свое­об­ра­зи­ем: это мно­го­ка­наль­ный, поли­ко­до­вый тип дис­кур­са, фор­ми­ру­ю­щий­ся в про­цес­се эфир­но­го и неэфир­но­го радио­об­ще­ния участ­ни­ков ком­му­ни­ка­ции. Вто­рая состав­ля­ю­щая реа­ли­зу­ет­ся посред­ством кон­тен­та, пред­став­лен­но­го на сай­те радио­стан­ции [Несте­ро­ва 2015]. Было опре­де­ле­но, что радио­текст в рам­ках ука­зан­но­го под­хо­да пред­став­ля­ет собой не толь­ко сово­куп­ность раз­но­род­ных мик­ро­тек­стов, зву­ча­щих в эфи­ре, спе­ци­аль­ное вни­ма­ние было уде­ле­но тому, что резуль­та­том кон­вер­ген­ции СМИ ста­ло рас­ши­ре­ние форм суще­ство­ва­ния радио­тек­ста: про­зву­чав­ший в эфи­ре радио­текст может суще­ство­вать не толь­ко в ауди­о­за­пи­си, но и в фор­ме видео­за­пи­си и сте­но­грам­мы. Радио­текст рас­смот­рен как нели­ней­ное, мно­го­уров­не­вое, поли­жан­ро­вое обра­зо­ва­ние. Еди­ни­ца­ми гипер­ра­дио­тек­ста ста­но­вят­ся мак­ро- и мик­ро­тек­сты: соб­ствен­но речь участ­ни­ков радио­эфи­ра (веду­ще­го, гостей сту­дии, слу­ша­те­лей), сло­га­ны, раз­но­об­раз­ные инфор­ма­ци­он­ные и реклам­ные вклю­че­ния в эфир (ново­сти, рекла­ма, про­гноз пого­ды, аст­ро­ло­ги­че­ский про­гноз, инфор­ма­ция о кур­се валют), а так­же интер­нет-вер­сии радио­про­грамм, СМС-сооб­ще­ния, элек­трон­ные пись­ма, ком­мен­та­рии слу­ша­те­лей и веду­щих в бло­гах. Экс­тра­линг­ви­сти­че­ские изме­не­ния радио­дис­кур­са свя­за­ны с утра­той таких при­зна­ков, как одно­мо­мент­ность, линей­ность [Несте­ро­ва 2015: 263].

Пред­ла­га­е­мый под­ход во мно­гом кор­ре­ли­ру­ет с раз­ра­ба­ты­ва­е­мой А. В. Болот­но­вым типо­ло­ги­ей меди­а­тек­стов, в соот­вет­ствии с кото­рой выде­ля­ют­ся вто­рич­ные тек­сты как реак­ция на инфор­ма­ци­он­ный повод, содер­жа­щий­ся в пер­вич­ном тек­сте, и тре­тич­ные тек­сты, обу­слов­лен­ные инфор­ма­ци­он­ным пово­дом, содер­жа­щим­ся в пер­вич­ном и вто­рич­ном текстах [Болот­нов 2015]. Исполь­зу­е­мая тер­ми­но­ло­гия соот­но­сит­ся с тео­ри­ей меди­а­тек­ста, пред­став­лен­ной в рабо­тах Г. Я. Солга­ни­ка (содер­жа­ние тер­ми­нов мик­ро­текст, мак­ро­текст) [Солга­ник 2005], с обсуж­да­е­мой в совре­мен­ной медиа­линг­ви­сти­ке тео­ри­ей гипер­ме­ди­а­тек­ста [Дус­ка­е­ва 2018], а так­же с пред­став­ле­ни­ем о новых меди­а­текстах, одним из выра­жен­ных при­зна­ков кото­рых явля­ет­ся их фраг­мен­та­ция: «Меди­а­текст раз­би­ва­ет­ся на неболь­шие фраг­мен­ты тек­ста, кото­рые пере­ме­жа­ют­ся инфо­гра­фи­кой, фото­гра­фи­я­ми, кар­тин­ка­ми, видеов­став­ка­ми, отсыл­ка­ми к дру­гим источ­ни­кам» [Арсе­нье­ва, Фаща­но­ва 2018: 98].

Раз­ви­тие новых ком­му­ни­ка­ций поз­во­ля­ет сде­лать сле­ду­ю­щий шаг в осмыс­ле­нии гипер­тек­сто­вой сущ­но­сти радио­дис­кур­са и радио­тек­ста. В раз­ви­ва­е­мой кон­цеп­ции мы исхо­дим из того, что с пози­ции совре­мен­ных медиа­про­цес­сов радио­дис­курс и радио­текст сле­ду­ет рас­смат­ри­вать шире: дис­кур­сив­ное поле кон­крет­ной радио­про­грам­мы охва­ты­ва­ет так­же анонс, пред­ва­ря­ю­щий про­грам­му и раз­ме­щен­ный на сай­те радио­стан­ции; ком­му­ни­ка­цию во вре­мя пря­мо­го эфи­ра, когда при­со­еди­нив­ши­е­ся к про­грам­ме слу­ша­те­ли зада­ют вопро­сы-уточ­не­ния, свя­зан­ные с ее содер­жа­ни­ем, веду­ще­му и дру­гим участ­ни­кам дан­ной ком­му­ни­ка­тив­ной ситу­а­ции и отве­ча­ют на вопро­сы, посту­пив­шие от дру­гих слу­ша­те­лей (посред­ством мес­сен­дже­ров, соц­се­тей, СМС-сооб­ще­ний). По завер­ше­нии про­грам­мы эти же участ­ни­ки ком­му­ни­ка­тив­ной ситу­а­ции созда­ют новую дис­кус­си­он­ную пло­щад­ку, в ком­мен­та­ри­ях выра­жая свое оце­ноч­ное мне­ние, адре­со­ван­ное веду­ще­му, гостю сту­дии или дру­гим слу­ша­те­лям, оста­вив­шим ком­мен­та­рии. Мно­гие жур­на­ли­сты ведут бло­ги, кото­рые так­же ста­но­вят­ся про­дол­же­ни­ем обсуж­дав­шей­ся в эфи­ре темы, и побуж­да­ют дру­гих участ­ни­ков выска­зать свое отно­ше­ние к ней.

Клю­че­вой струк­ту­ри­ру­ю­щей радио­дис­курс еди­ни­цей ста­но­вит­ся сайт радио­стан­ции, кото­рый в медиа­линг­ви­сти­че­ской лите­ра­ту­ре явля­ет­ся объ­ек­том спе­ци­аль­но­го изу­че­ния (см., напри­мер: [Бара­но­ва 2015]). Важ­ней­ший при­знак сай­та, как пред­став­ля­ет­ся, регу­ли­ру­ю­щий, так как имен­но сайт соеди­ня­ет все ком­му­ни­ка­тив­ные линии гипер­тек­ста и регу­ли­ру­ет про­дук­тив­ную и рецеп­тив­ную дея­тель­ность участ­ни­ков ком­му­ни­ка­ции. В каче­стве важ­ней­ше­го фак­то­ра, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го целост­ность меди­а­тек­ста, в нашем иссле­до­ва­нии рас­це­ни­ва­ет­ся уже не осо­бый тип авто­ра и спе­ци­фи­че­ская тек­сто­вая модаль­ность [Солга­ник 2005: 14], а ком­му­ни­ка­тив­ная обра­щен­ность к целе­вой ауди­то­рии [Несте­ро­ва 2015: 41] и ком­му­ни­ка­тив­ная связь участ­ни­ков радио­ком­му­ни­ка­ции, кото­рая тоже регу­ли­ру­ет­ся сайтом.

Эмпи­ри­че­скую базу для изу­че­ния радио­дис­кур­са, функ­ци­о­ни­ру­ю­ще­го в новых ком­му­ни­ка­ци­он­ных усло­ви­ях, и язы­ко­вой реа­ли­за­ции меж­тек­сто­вых свя­зей в радио­дис­кур­се соста­ви­ли куль­тур­но-про­све­ти­тель­ские про­грам­мы «Чте­ние» («Маяк»), «Про Сибирь», «Леген­ды Сиби­ри», «Боль­шая стра­на» («Радио Сибирь») «Куль­тур­ный шок», «Книж­ное кази­но», «Непро­шед­шее вре­мя» («Эхо Моск­вы»), а так­же «Бло­ги о Китае» Мат­вея Гана­поль­ско­го, раз­ме­щен­ные на радио­стан­ции «Эхо Моск­вы». Выбор эмпи­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла обу­слов­лен сле­ду­ю­щим: ото­бран­ные радио­про­грам­мы име­ют широ­кую интел­лек­ту­аль­ную ауди­то­рию, что выра­жа­ет­ся в откли­ках-ком­мен­та­ри­ях к ним, про­грам­мы харак­те­ри­зу­ют­ся актив­но­стью слу­ша­те­лей и репре­зен­та­тив­ны для демон­стра­ции гипер­тек­сту­аль­но­сти в радио­дис­кур­се. Про­све­ти­тель­ская ком­му­ни­ка­ция рас­це­ни­ва­ет­ся в иссле­до­ва­нии в каче­стве стра­те­ги­че­ской, так как она наце­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние ком­му­ни­ка­тив­но гра­мот­ной и медиа­гра­мот­ной лич­но­сти, спо­соб­ной адек­ват­но вос­при­ни­мать и интер­пре­ти­ро­вать полу­ча­е­мую из средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции инфор­ма­цию, а так­же быть актив­ным поль­зо­ва­те­лем и даже созда­те­лем медиаконтента.

Рас­смот­рим после­до­ва­тель­но, как реа­ли­зу­ют­ся состав­ля­ю­щие гипер­ра­дио­тек­ста, к важ­ней­шим из кото­рых отно­сим анонс к радио­про­грам­ме, блог жур­на­ли­ста, интер­нет-ком­мен­та­рии слу­ша­те­лей к радио­про­грам­ме и бло­гу, и как в них реа­ли­зу­ет­ся еди­ное ком­му­ни­ка­тив­ное радиопространство.

Анонс к радио­про­грам­ме. В пуб­ли­ка­ци­ях, посвя­щен­ных радио, зафик­си­ро­ва­но пони­ма­ние анон­са как жан­ра радио­ре­кла­мы [Анись­ки­на 2016]. В нашем иссле­до­ва­нии анонс рас­це­ни­ва­ет­ся как ком­му­ни­ка­тив­ная еди­ни­ца гипер­ра­дио­тек­ста. Мате­ри­а­лом для иссле­до­ва­ния послу­жи­ли тек­сты анон­сов радио­про­грам­мы «Чте­ние», выхо­дя­щей в эфир радио­стан­ции «Маяк». Про­грам­ма посвя­ще­на зна­ком­ству адре­са­та с худо­же­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ем, кото­рое осу­ществ­ля­ет­ся посред­ством чте­ния тек­ста веду­щим. Назва­ние про­из­ве­де­ния и автор озву­чи­ва­ют­ся в кон­це про­грам­мы. Пере­да­чу пред­ва­ря­ет анонс в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», кото­рый сооб­ща­ет толь­ко о вре­ме­ни нача­ла про­грам­мы (рис. 1). После выпус­ка в соци­аль­ной сети появ­ля­ет­ся так­же сооб­ще­ние о завер­ше­нии про­грам­мы, в кото­ром назы­ва­ют­ся про­чи­тан­ное про­из­ве­де­ние и его автор.

Рис. 1. Анонс радио­пе­ре­да­чи «Чте­ние» (радио­стан­ция «Маяк»)
в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те»

Ана­лиз анон­сов, пред­став­лен­ных в сво­бод­ном досту­пе в архи­ве радио­стан­ции «Маяк», пока­зы­ва­ет, что для анон­сов ука­зан­ной радио­про­грам­мы харак­тер­но сов­ме­ще­ние инфор­ма­тив­ной, воз­дей­ству­ю­щей, ими­д­же­вой функ­ций; послед­няя обу­слов­ле­на ролью анон­са в фор­ми­ро­ва­нии язы­ко­во­го обли­ка радио­стан­ции [Анись­ки­на 2016: 2]. Инфор­ма­тив­ная функ­ция анон­са состо­ит в пере­да­че адре­са­ту крат­кой инфор­ма­ции, отра­жа­ю­щей содер­жа­ние пред­сто­я­щей про­грам­мы. Спе­ци­фи­ка реа­ли­за­ции воз­дей­ству­ю­щей функ­ции заклю­ча­ет­ся в акти­ви­за­ции инте­ре­са к пред­сто­я­ще­му ком­му­ни­ка­тив­но­му собы­тию, т. е. в побуж­де­нии адре­са­та к уча­стию в радио­про­грам­ме в роли слу­ша­те­ля и ком­мен­та­то­ра. Воз­дей­ству­ю­щая функ­ция в тек­сте анон­са реа­ли­зу­ет­ся преж­де все­го за счет целе­на­прав­лен­но­го исполь­зо­ва­ния линг­ви­сти­че­ских средств.

С поне­дель­ни­ка по чет­верг Евге­ний Ста­хов­ский в пря­мом эфи­ре радио­стан­ции «Маяк» чита­ет рас­ска­зы и пове­сти. Извест­ных и не очень извест­ных авто­ров1 — так анонс под­го­тав­ли­ва­ет ауди­то­рию к про­слу­ши­ва­нию про­грам­мы. Исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные праг­ма­линг­ви­сти­че­ские сред­ства диа­ло­ги­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия веду­ще­го c адре­са­том. Сре­ди них пря­мые и кос­вен­ные сред­ства побуж­де­ния: Чте­ние начи­на­ет­ся!; Вклю­чай­те; Вклю­чай­те и внем­ли­те «Чте­нию»! Слу­ша­ем; Авто­ра и назва­ние про­из­ве­де­ния Евге­ний огла­сит в кон­це часа, ну, а пока — насла­жда­ем­ся. При­вле­че­ние и удер­жа­ние слу­ша­те­лей осу­ществ­ля­ет­ся посред­ством вопрос­но-ответ­ных син­так­си­че­ских единств: Евге­ний Ста­хов­ский пред­ла­га­ет послу­шать еще одно про­из­ве­де­ние. Какое? Назва­ние узна­ем в кон­це часа; Про­пу­сти­ли «Ста­хов­ский LIVE»? В этом нет ниче­го страш­но­го, бла­го, что совре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют решить эту про­бле­му. Запись сего­дняш­не­го эфи­ра мож­но най­ти сра­зу после его окон­ча­ния на сай­те «Мая­ка».

Важ­ную ком­му­ни­ка­тив­ную функ­цию выпол­ня­ет обще­ние во вре­мя пря­мо­го эфи­ра. Посред­ством мес­сен­дже­ров, соц­се­тей слу­ша­те­ли про­грам­мы актив­но обра­ща­ют­ся друг к дру­гу за инфор­ма­ци­ей. Не под­ска­жи­те когда будут новые чте­ния?; Под­ска­жи­те, что за музы­ка игра­ет на фоне в рас­ска­зе «Потол­ку­ем малость» 1 ч.?; Назва­ние? У меня доч­ка (5 лет) заин­те­ре­со­ва­лась.

Интер­ак­тив­ность про­грам­мы, кото­рая стро­ит­ся не на диа­ло­ге, а пред­став­ля­ет собой пре­иму­ще­ствен­но чте­ние худо­же­ствен­но­го тек­ста, реа­ли­зу­ет­ся обра­ще­ни­ем слу­ша­те­лей к авто­ру про­грам­мы — чита­ю­ще­му худо­же­ствен­ные тек­сты Евге­нию Ста­хов­ско­му — в чате: Доб­рый вечер. Вче­ра не смог дослу­шать вашу пере­да­чу. Какое про­из­ве­де­ние чита­ли? Хочу достать. С ува­же­ни­ем, Игорь. Обрат­ная связь про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в обра­ще­нии к веду­ще­му, но и в живой свя­зи с коман­дой, обес­пе­чи­ва­ю­щей эфир: Ребя­та, а что с каче­ством? Я пони­маю, что Евге­ний сей­час в полях, но, может, есть воз­мож­ность мик­ро­фон поме­нять? Все же у Евге­ния голос атмо­сфер­ный, хочет­ся слу­шать в каче­стве.

Мно­гие вопро­сы свя­за­ны с музы­каль­ным оформ­ле­ни­ем про­грам­мы, кото­рое в соот­вет­ствии с кон­цеп­ци­ей радио­тек­ста как гипер­тек­ста так­же мож­но рас­смат­ри­вать в каче­стве состав­ля­ю­щей радио­дис­кур­са. Где мож­но най­ти плей­лист радио Маяк? А имен­но пес­ню, зву­чав­шую после «Чте­ния» (19/10/17) в 15–49?; Под­ска­жи­те, пожа­луй­ста. Что за пес­ня зву­ча­ла в кон­це пере­да­чи; Хочу най­ти музы­каль­ное сопро­вож­де­ние, под кото­рое чита­ет Евге­ний Ста­хов­ский.

О реаль­ном осу­ществ­ле­нии линии слу­ша­ю­щий — слу­ша­ю­щий сви­де­тель­ству­ют вопро­сы к участ­ни­кам пере­да­чи: К сожа­ле­нию, не все­гда есть воз­мож­ность слу­шать в пря­мом эфи­ре. А очень хоте­лось бы. Осо­бен­но в коман­ди­ров­ке в машине; Не под­ска­жи­те, что он сего­дня читал, я не смог дослу­шать? Наи­бо­лее яркой демон­стра­ци­ей ска­зан­но­го явля­ют­ся диа­ло­ги­че­ские един­ства, пред­став­ля­ю­щие живые диа­ло­ги меж­ду участ­ни­ка­ми про­грам­мы: — А воз­мож­но ли ска­чать все запи­си «Евге­ний Стаховский/Чтение»? На сай­те Мая­ка доступ­но толь­ко за несколь­ко послед­них дней. — Нашел на сай­те архив. Уже ска­чи­ваю; — Мда, чита­ла, при­за­бы­ла, этот рас­сказ до сих пор вызы­ва­ет отвра­ще­ние. Кинг, это Кинг… — По мне так уже не важ­но Кинг это или Бул­га­ков, один голос чита­ю­ще­го чего сто­ит, Ста­хов­ский, конеч­но, заво­ра­жи­ва­ет сво­им чте­ни­ем.

Интер­нет-ком­мен­та­рий к радио­про­грам­ме. Новые ком­му­ни­ка­ции дали совре­мен­но­му адре­са­ту воз­мож­ность ком­мен­ти­ро­ва­ния, отме­чен­ная фор­ма обрат­ной свя­зи так­же объ­еди­ня­ет всех участ­ни­ков радио­дис­кур­са: веду­ще­го, гостя про­грам­мы, слу­ша­те­лей. Сре­ди струк­тур­ных еди­ниц радио­тек­ста интер­нет-ком­мен­та­рий к радио­про­грам­ме зани­ма­ет очень суще­ствен­ное поло­же­ние: эта ком­му­ни­ка­тив­ная еди­ни­ца реа­ли­зу­ет­ся как новая спе­ци­фи­че­ская дис­кур­сив­ная прак­ти­ка на радио, обес­пе­чи­ва­ю­щая реаль­ную обрат­ную связь адре­са­та с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми радио­ком­му­ни­ка­ции и уси­ли­ва­ю­щая диа­ло­гич­ность радио­дис­кур­са (подроб­нее об этом: [Несте­ро­ва 2018; Цзюй 2018а]).

Ком­му­ни­ка­тив­ная спе­ци­фи­ка интер­нет-ком­мен­та­рия к радио­про­грам­ме выра­жа­ет­ся в сле­ду­ю­щем: он име­ет свое место в ком­по­зи­ци­он­ной струк­ту­ре радио­тек­ста, раз­ме­щен на сай­те радио­стан­ции; отно­сит­ся к опре­де­лен­ной радио­про­грам­ме, к опре­де­лен­но­му ее выпус­ку, фор­ми­ру­ет­ся на осно­ве темы, задан­ной радио­про­грам­мой; не про­сто слу­жит фор­мой обрат­ной свя­зи (как теле­фон­ный зво­нок или СМС), а ста­но­вит­ся про­дол­же­ни­ем радио­про­грам­мы. Авто­ра и дру­гих участ­ни­ков ком­му­ни­ка­тив­ной ситу­а­ции объ­еди­ня­ют общие инте­ре­сы. Автор ком­мен­та­рия ста­но­вит­ся (как пра­ви­ло) участ­ни­ком обсуж­да­е­мо­го выпус­ка про­грам­мы, а не про­сто пользователем.

Адре­сат ком­мен­та­рия — кон­крет­ное лицо (веду­щий или при­гла­шен­ный в сту­дию гость) и дру­гие авто­ры ком­мен­та­ри­ев (мно­гие выска­зы­ва­ния в фор­ме ком­мен­та­рия обра­ще­ны имен­но к ним). На сай­тах радио­стан­ций име­ют место спе­ци­аль­ные руб­ри­ки, в каче­стве нави­га­то­ра высту­па­ют сле­ду­ю­щие под­за­го­лов­ки: Ком­мен­та­рий, Доба­вить ком­мен­та­рий, Задай­те ваш вопрос, Отпра­вить сооб­ще­ние в эфир, Отве­ты на вопро­сы радио­слу­ша­те­лей, Оста­вить ком­мен­та­рий и т. д. Так, в при­ве­ден­ной для при­ме­ра про­грам­ме «Чте­ние» неред­ки ком­мен­та­рии в жан­ре бла­го­дар­но­сти, обра­щен­ные в адрес веду­ще­го и в целом к радио­стан­ции: Спа­си­бо Радио­Ма­як за Ста­хов­ско­го и музы­ку в это вре­мя дня; Какой заме­ча­тель­ный рас­сказ Кур­та Вон­не­гу­та! Насто­я­щий педа­го­ги­че­ский урок! 

Интер­нет-ком­мен­та­рии слу­ша­те­лей — убе­ди­тель­ное сви­де­тель­ство акту­аль­но­сти под­хо­да к меди­а­тек­сту, в соот­вет­ствии с кото­рым, по Г. Я. Солга­ни­ку, его смысл не сво­дит­ся толь­ко к вопло­щен­но­му автор­ско­му замыс­лу. Пер­вич­ный радио­текст высту­па­ет как гене­ра­тор новых смыс­лов и ста­но­вит­ся объ­ек­том мета­язы­ко­вой рефлек­сии [Солга­ник 2005: 14]. Два основ­ных участ­ни­ка радио­ком­му­ни­ка­ции, веду­щий и слу­ша­тель (в кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мо­го вопро­са — автор ком­мен­та­рия), явля­ют­ся реаль­ны­ми субъ­ек­та­ми тек­сто­вой дея­тель­но­сти. Меня­ясь роля­ми, они апел­ли­ру­ют к созна­нию и чув­ствам дру­гих участ­ни­ков ком­му­ни­ка­тив­ной ситу­а­ции, так или ина­че вли­я­ют на их эмо­ци­о­наль­ную сфе­ру, побуж­да­ют к интел­лек­ту­аль­ным или иным дей­стви­ям. Роль интер­нет-ком­мен­та­рия состо­ит в том, что он высту­па­ет свя­зу­ю­щим зве­ном для двух основ­ных уров­ней гипер­ра­дио­тек­ста, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бу пред­став­ле­ния мак­ро- и мик­ро­тек­стов и по спо­со­бу вос­при­я­тия их адре­са­том — зву­ча­щие в эфи­ре ауди­аль­но вос­при­ни­ма­е­мые радио­тек­сты и пред­став­лен­ные на сай­те радио­стан­ции, вос­при­ни­ма­е­мые визу­аль­но и аудио­ви­зу­аль­но. Таким обра­зом, интер­нет-ком­мен­та­рий к радио­про­грам­ме игра­ет весь­ма зна­чи­мую ком­му­ни­ка­тив­ную роль в сохра­не­нии целост­но­сти радиотекста.

Новым инфор­ма­ци­он­ным и ком­му­ни­ка­тив­ным кана­лом в ХХI в. стал интер­нет-блог. Потен­ци­аль­но бло­ге­ром может стать каж­дый, на этом осно­ва­нии бло­ги диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся на лич­ные и про­фес­си­о­наль­ные. Мно­гие авто­ры радио­про­грамм ведут бло­ги в про­дол­же­ние темы эфи­ра. В рам­ках ста­тьи науч­ный инте­рес направ­лен на про­фес­си­о­наль­ный блог, опре­де­ля­е­мый как «аль­тер­на­тив­ный тра­ди­ци­он­ным и новей­шим элек­трон­ным кана­лам источ­ник полу­че­ния инфор­ма­ции и сред­ство ком­му­ни­ка­ции про­фес­си­о­наль­но­го харак­те­ра, кото­рый име­ет вид веб-стра­ни­цы и для сво­е­го суще­ство­ва­ния нуж­да­ет­ся в пери­о­ди­че­ском обнов­ле­нии» [Коле­со­ва 2012: 55].

Объ­ек­том изу­че­ния испан­ских иссле­до­ва­те­лей стал ана­лиз бло­гов на основ­ных испан­ских радио­стан­ци­ях, изу­чен огром­ный мате­ри­ал, охва­ты­ва­ю­щий бло­ги с 2010 по 2015 г. Ана­лиз кон­тен­та пока­зал пре­об­ла­да­ние в них тем куль­ту­ры и спор­та [Zaldua, Vigil, Recio 2015: 79]. А. В. Болот­нов, изу­чая типы инфор­ма­ци­он­но-медий­ной язы­ко­вой лич­но­сти, при­вле­ка­ет для ана­ли­за интер­нет-ком­мен­та­рии к радио­пе­ре­да­че, «а так­же к меди­а­тек­стам в жан­рах блог и интер­вью», пред­став­лен­ные на сай­те радио­стан­ции «Эхо Моск­вы» [Болот­нов 2016: 37].

В каче­стве эмпи­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла для иссле­до­ва­ния Ч. Цзюй послу­жи­ли бло­ги жур­на­ли­ста радио­стан­ции «Эхо Моск­вы» Мат­вея Гана­поль­ско­го о путе­ше­ствии в Китай. Блог, раз­ме­щен­ный на сай­те радио­стан­ции, в ана­ли­зи­ру­е­мой рабо­те ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся как струк­тур­ная еди­ни­ца гипер­ра­дио­тек­ста. По заме­ча­нию авто­ра, бла­го­да­ря свое­об­раз­но­му сти­лю жур­на­ли­ста и его про­фес­си­о­наль­но­му авто­ри­те­ту у бло­га широ­кая чита­тель­ская ауди­то­рия [Цзюй 2018б]. Чита­те­ли бло­га актив­но поль­зу­ют­ся воз­мож­но­стью выра­же­ния сво­е­го субъ­ек­тив­но­го отно­ше­ния к пред­ла­га­е­мым в бло­ге темам, кон­крет­но­му пред­ме­ту обсуж­де­ния, содер­жа­нию бло­га и к само­му бло­ге­ру как авто­ру и извест­ной медий­ной лич­но­сти. Интер­нет-ком­мен­та­рий к бло­гу обес­пе­чи­ва­ет чита­те­лям воз­мож­ность открыть дис­кус­сию по обсуж­да­е­мым вопро­сам, реа­ли­зу­ет­ся как фор­ма обрат­ной свя­зи в блог-ком­му­ни­ка­ции и, подоб­но ком­мен­та­рию к радио­про­грам­ме, рас­це­ни­ва­ет­ся как про­дол­же­ние блога.

На мате­ри­а­ле серии выпус­ков про­фес­си­о­наль­но­го бло­га жур­на­ли­ста выяв­ля­ют­ся спо­со­бы язы­ко­во­го вопло­ще­ния стра­те­гии оце­ни­ва­ния, направ­лен­ной в адрес авто­ра бло­га и дру­гих ком­мен­та­то­ров. В каче­стве глав­ных наблю­де­ний отме­тим сле­ду­ю­щие: ком­мен­та­рий к бло­гу явля­ет­ся фор­мой неофи­ци­аль­но­го обще­ния; язы­ко­вое вопло­ще­ние ком­мен­та­рия обу­слов­ле­но поло­жи­тель­ной или отри­ца­тель­ной оцен­кой пред­ме­та обсуж­де­ния; ком­му­ни­ка­тив­но-сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти пись­мен­но­го тек­ста сохра­ня­ют чер­ты уст­но­сти (экс­прес­сив­ность, эмо­ци­о­наль­ность, насы­щен­ность раз­го­вор­ны­ми эле­мен­та­ми). Харак­тер­ная осо­бен­ность ком­мен­та­ри­ев к бло­гу — пре­об­ла­да­ние отри­ца­тель­ных оце­нок в жан­рах кри­ти­ки, иро­нии, трол­лин­га, что объ­яс­нят­ся демо­кра­ти­за­ци­ей неофи­ци­аль­ной медиакоммуникации.

Клю­че­вой еди­ни­цей, струк­ту­ри­ру­ю­щей гипер­ра­дио­текст, явля­ет­ся офи­ци­аль­ный сайт радио­стан­ции. Сайт пред­став­ля­ет собой систе­му раз­ви­ва­ю­щу­ю­ся, рас­ши­ря­ю­щую воз­мож­но­сти вза­и­мо­дей­ствия адре­са­та с кон­тен­том [Бара­но­ва 2015]. Пред­ла­гая под­ка­сты радио­про­грамм, коман­да радио­стан­ции преду­смат­ри­ва­ет раз­ные пути вза­и­мо­дей­ствия со сво­им адре­са­том: сайт дает ему выбор при опре­де­ле­нии соб­ствен­ной стра­те­гии в про­цес­се озна­ком­ле­ния с инфор­ма­ци­ей. Слу­ша­тель может выбрать после­до­ва­тель­ную стра­те­гию зна­ком­ства с кон­тен­том или селек­тив­ную. Воз­мож­ность «раз­во­ра­чи­вать» и «сво­ра­чи­вать» содер­жа­ние кон­тен­та, пред­став­лен­но­го в раз­ных текстах, объ­еди­нен­ных темой эфир­ной запи­си, уси­ли­ва­ет пред­став­ле­ние о нели­ней­ной при­ро­де изу­ча­е­мо­го типа медиатекста.

Одно из необ­хо­ди­мых усло­вий функ­ци­о­ни­ро­ва­ния средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции — выход в соци­аль­ные сети [Носо­вец 2014]. Целью ста­тьи испан­ских уче­ных, напри­мер, ста­ло опре­де­ле­ние того, как радио­ве­ща­тель управ­ля­ет дея­тель­но­стью ауди­то­рии в соци­аль­ных сетях и как слу­ша­тель исполь­зу­ет воз­мож­но­сти онлайн-сре­ды, что­бы высту­пать в роли радио­про­дю­се­ра, созда­вая и рас­про­стра­няя соб­ствен­ный кон­тент [Ribes, Monclus, Gutierrez 2015: 57]. Отме­ча­ет­ся, что нако­нец радио удо­вле­тво­ри­ло потреб­но­сти ауди­то­рии, в основ­ном эмо­ци­о­наль­ные. Это­му спо­соб­ство­вал целый ряд фак­то­ров: исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей на осно­ве раз­ра­бот­ки стра­те­гий, направ­лен­ных на дости­же­ние таких целей, как уси­ле­ние эмо­ци­о­наль­ной свя­зи со слу­ша­те­лем, уве­ли­че­ние ауди­то­рии в онлайн-сре­де, созда­ние новых кана­лов свя­зи, обес­пе­чи­ва­ю­щих реаль­ное уча­стие ауди­то­рии в ком­му­ни­ка­ции. Рас­ши­ре­ние воз­мож­но­стей уча­стия в радио­ком­му­ни­ка­ции слу­ша­те­лей явля­ет­ся для радио клю­че­вым брен­дом [Ribes, Monclus, Gutierrez 2015: 58]. Таким обра­зом, соци­аль­ные сети, преж­де все­го Facebook и Twitter, иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют тем про­стран­ством, кото­рое раз­де­ля­ют опе­ра­то­ры и слу­ша­те­ли, где онлай­но­вая сре­да пред­ла­га­ет новый спо­соб уча­стия радио­слу­ша­те­лей, одно­вре­мен­но тре­буя от опе­ра­то­ров управ­ле­ния при­сут­стви­ем слу­ша­те­ля как актив­но­го субъ­ек­та. Соци­аль­ные сети — отлич­ный мост для досту­па к радио­ауди­то­рии, в основ­ном моло­де­жи [Ribes, Monclus, Gutierrez 2015: 58].

Испан­ски­ми уче­ны­ми изу­ча­ет­ся вопрос о новых фор­мах интер­ак­тив­но­сти, обу­слов­лен­ных раз­ви­ти­ем соци­аль­ных сетей [Peña 2012]. Обра­ще­ние к основ­ным испан­ским радио­стан­ци­ям «Cadena Ser», «Onda Cero» и «Cope» в Facebook поз­во­ли­ло про­ве­сти коли­че­ствен­ный и каче­ствен­ный ана­лиз сооб­ще­ний, кото­рые они пуб­ли­ку­ют в Facebook, и исполь­зу­е­мых стра­те­гий. И если про­ве­ден­ные в 2013 г. иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что боль­шин­ство тра­ди­ци­он­ных медиа нахо­ди­лись на началь­ной ста­дии про­цес­са адап­та­ции к соци­аль­ным сетям [Díaz del Campo, Segado Boj 2013: 213], то за послед­ние годы прак­ти­че­ски каж­дый радио­ка­нал сде­лал все необ­хо­ди­мое, что­бы закре­пить свое при­сут­ствие в них.

В спе­ци­аль­ной лите­ра­ту­ре нахо­дит отра­же­ние изу­че­ние дис­кур­сив­ных стра­те­гий выра­же­ния мне­ний в радио­пе­ре­да­чах [Siti Nurbaya 2014]. Так, на мате­ри­а­ле про­грамм BBC Radio 4 «Woman’s Hour» рас­смат­ри­ва­ют­ся срав­не­ния, реа­ли­зу­е­мые в исполь­зо­ва­нии язы­ка. Иссле­до­ва­ние дис­кур­сив­ных функ­ций срав­не­ний в радио­ре­пор­та­же пока­за­ло объ­яс­ни­тель­ную силу срав­не­ний в раз­го­вор­ном дис­кур­се, когда гово­ря­щие пыта­ют­ся при­бли­зить свои интим­ные пере­жи­ва­ния к слу­ша­ю­щим [Marhula 2018].

Наи­бо­лее тра­ди­ци­он­ным явля­ет­ся исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей как фор­мы обрат­ной свя­зи посред­ством опро­сов слу­ша­те­лей и обсуж­де­ния акту­аль­ных тем соци­аль­ной жиз­ни, что рас­ши­ря­ет слу­ша­тель­скую ауди­то­рию. Ю. С. Саба­е­вой иссле­ду­ет­ся харак­тер вза­и­мо­свя­зи радио­стан­ции «Радио Сибирь» с соци­аль­ной сетью «ВКон­так­те» [Саба­е­ва 2019]. Про­ил­лю­стри­ру­ем неко­то­рые выяв­лен­ные авто­ром осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции офи­ци­аль­ной стра­ни­цы радио­стан­ции в соци­аль­ной сети. Эти осо­бен­но­сти свя­за­ны с функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем раз­лич­ных кодов в режи­ме онлайн. Зву­ча­щий в пря­мом эфи­ре радио­текст оформ­ля­ет­ся в виде постов на стене офи­ци­аль­ной стра­ни­цы: сооб­ще­ние и обсуж­де­ние ново­стей, темы дня; еже­днев­ный опрос поль­зо­ва­те­лей на тему дня, что поз­во­ля­ет полу­чить отклик слу­ша­те­лей (рис. 2). Систе­ма пере­по­стов (копи­ро­ва­ния постов из дру­гих офи­ци­аль­ных групп) поз­во­ля­ет поде­лить­ся ново­стя­ми со стен офи­ци­аль­ных стра­ниц дру­гих радио­стан­ций и рас­ши­рить гео­гра­фию сибир­ских горо­дов, в то же вре­мя объ­еди­няя их общей темой дня (рис. 3). Видео­фор­мат запи­си бесед с гостя­ми сту­дии, когда слу­ша­те­ли могут остав­лять ком­мен­та­рии или отправ­лять вопро­сы пря­мо на сте­ну, зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет шанс полу­чить ответ на них. Дан­ные видео­за­пи­си хра­нят­ся в груп­пе соци­аль­ной сети дли­тель­ное вре­мя, что поз­во­ля­ет пере­смат­ри­вать их. Аудио­фор­мат запи­сан­ных про­грамм хра­нит­ся в виде под­ка­стов на офи­ци­аль­ной стра­ни­це. Неко­то­рые из них мож­но най­ти на стене груп­пы, неко­то­рые — в ауди­о­за­пи­сях груп­пы (рис. 4).

Рис. 2. «Радио Сибирь. Томск».
Опрос Где хоте­ли бы жить? после сооб­ще­ния ново­стей о погоде


Рис. 3. «Радио Сибирь. Томск».
Пере­пост со сте­ны офи­ци­аль­ной стра­ни­цы «Радио Сибирь. Омск»

Рис. 4. «Радио Сибирь. Томск».
Пере­чень под­ка­стов запи­сан­ных про­грамм Омск»

Пред­став­лен­ная струк­ту­ра офи­ци­аль­но­го сай­та удоб­на для поис­ка нуж­ной инфор­ма­ции, музы­ки, видео­фай­лов. Систе­ма момен­таль­но­го откли­ка поль­зо­ва­те­лей сети поз­во­ля­ет всту­пить в диа­лог с ними, отсле­дить обще­ствен­ное мне­ние по акту­аль­ным вопросам.

Раз­ви­тие радио в онлайн-сре­де изме­ни­ло вза­и­мо­от­но­ше­ния медиа и ауди­то­рии. Иссле­до­ва­те­ля­ми отме­ча­ет­ся, что выход радио в Интер­нет при­вел к раз­ви­тию новых форм уча­стия адре­са­та, осно­ван­ных на интер­ак­тив­но­сти, обес­пе­чил бли­зость сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции к сооб­ще­ству слу­ша­те­лей-поль­зо­ва­те­лей (в этой и дру­гих пуб­ли­ка­ци­ях исполь­зу­ет­ся тер­мин, под­чер­ки­ва­ю­щий вклю­чен­ность адре­са­та в интер­нет-ком­му­ни­ка­цию) [Videla Rodríguez, Piñeiro Otero 2013]. В ста­тьях, посвя­щен­ных вза­и­мо­дей­ствию радио с новы­ми медиа, ана­ли­зи­ру­ет­ся, как веду­щие управ­ля­ют ауди­то­ри­ей в эфи­ре и в сво­их про­фи­лях на Facebook и Twitter и как слу­ша­те­ли-поль­зо­ва­те­ли ста­но­вят­ся гене­ра­то­ра­ми кон­тен­та в сетях, т. е. исполь­зу­ют потен­ци­ал, кото­рый дает им Web 2.0 по рас­про­стра­не­нию соб­ствен­но­го кон­тен­та [Ribes, Monclus, Gutierrez 2015]. Груп­пой уче­ных про­ве­ден кон­тент-ана­лиз при­зы­вов к актив­но­му уча­стию ауди­то­рии, сде­лан­ных веду­щи­ми. На момент напи­са­ния ста­тьи (2015 г.) в каче­стве доми­ни­ру­ю­ще­го ком­по­нен­та в дис­кур­се радио отме­че­но эфир­ное веща­ние, кон­тро­ли­ру­е­мое веща­те­лем. Ауди­то­рия, с пози­ции авто­ров, про­дол­жа­ла играть свою тра­ди­ци­он­ную роль, актив­ность ее опре­де­ля­лась побу­ди­тель­ной интен­ци­ей веду­щих. Даже в усло­ви­ях вза­и­мо­дей­ствия в соци­аль­ных сетях актив­ность ауди­то­рии была уме­рен­ной, и о рав­но­прав­ном уча­стии слу­ша­те­лей в радио­ком­му­ни­ка­ции, с пози­ции авто­ров, речи быть не мог­ло [Ribes, Monclus, Gutierrez 2015: 55].

Появ­ле­ние и раз­ви­тие ком­мен­та­ри­ев поста­ви­ло в чис­ло пер­во­сте­пен­ных про­бле­му автор­ства. Ком­мен­та­рий — это такая фор­ма обрат­ной свя­зи по отно­ше­нию к исход­ной инфор­ма­ции, когда ком­мен­та­тор может повли­ять на стра­те­гию пове­де­ния веду­ще­го и стра­те­гию созда­ния про­грам­мы. Очень люб­лю слу­шать Вас, но ино­гда Вы отхо­ди­те от задан­ной в про­грам­ме темы, теря­ет­ся суть и забы­ва­ешь о чем гово­ри­ли! Если назва­ли тему в пере­да­че, не отхо­ди­те от нее. Отлич­но было в пере­да­чах о нобе­лев­ских лау­ре­а­тах: имя лау­ре­а­та, его про­из­ве­де­ния, его био­гра­фия. А в послед­нее вре­мя мно­го слов, что обсуж­да­ем не зна­ем («Чте­ние», «Маяк»).

Бла­го­да­ря тех­ни­че­ским воз­мож­но­стям и уста­нов­ке на интер­ак­тив­ность доми­ни­ру­ю­щей стра­те­ги­ей ХХI в. ста­но­вит­ся сотвор­че­ство авто­ра и зри­те­ля, чита­те­ля, слу­ша­те­ля, кото­ро­му поз­во­ле­но вме­ши­вать­ся в архи­тек­ту­ру меди­а­тек­ста [Гугу­на­ва 2002].

Ска­зан­ное акту­а­ли­зи­ру­ет такие при­зна­ки радио­тек­ста, как кол­лек­тив­ность созда­ния и нели­ней­ность раз­вер­ты­ва­ния. Нели­ней­ность рецеп­ции под­твер­жда­ет­ся воз­мож­но­стью выбо­ра инди­ви­ду­аль­ной тра­ек­то­рии зна­ком­ства с тек­стом. Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют: «Сего­дня, как нико­гда преж­де, авто­ром может стать пред­ста­ви­тель ауди­то­рии, кото­рый так­же полу­ча­ет воз­мож­ность сво­бод­но выби­рать под­хо­ды к озна­ком­ле­нию с инфор­ма­ци­ей: отвле­кать­ся, захо­дить впе­ред, воз­вра­щать­ся к про­чи­тан­но­му (про­смот­рен­но­му)» [Рас­по­по­ва 2015: 156]. Иллю­стра­ци­ей к ска­зан­но­му может стать реак­ция слу­ша­те­лей на при­зыв к уча­стию в выбо­ре тек­стов для вклю­че­ния в про­грам­му «Чте­ние», в резуль­та­те кото­рой автор про­грам­мы полу­ча­ет от слу­ша­те­лей весь­ма обсто­я­тель­ные пред­ло­же­ния: Евге­нию Ста­хов­ско­му, соби­ра­ю­ще­му поже­ла­ния (спа­си­бо за гло­ток демо­кра­тии), хочет­ся позна­ко­мить­ся с: 1) «Чело­век Игра­ю­щий» Йоха­на Хей­зин­га, часто упо­ми­на­е­мо­го гостя­ми Пре­крас­но­го фин­на на Мая­ке; 2) про­из­ве­де­ния для взрос­лых и детей севе­рян «воз­вра­щен­цев» Сте­па­на Писа­хо­ва и Бори­са Шер­ги­на (думаю, что будут Евге­нию, тоже севе­ря­ни­ну, созвуч­ны); 3) заоб­лач­ная меч­та — был бы ОЧЕНЬ инте­рес­ным, в выс­шей сте­пе­ни инте­рес­ным, но, навер­ное, неподъ­ем­ным даже Вами, цикл по сла­вян­ской, рус­ской мифо­ло­гии, сказ­кам, ска­за­ни­ям, пси­хо­ло­ги­че­ски полез­ным для наше­го наци­о­наль­но­го мен­та­ли­те­та (здесь, навер­ное, надо рабо­тать в паре с пси­хо­ло­гом-сказ­ко­те­ра­пев­том, из наших питер­ских знаю толь­ко Оль­гу Буфел­лах и про­фес­со­ра Гнез­ди­ло­ва); При­со­еди­ня­юсь, очень понра­вил­ся этот экс­пе­ри­мент Евге­ния. Я бы пред­ло­жи­ла про­чи­тать Р. Брэд­бе­ри — Улыб­ка. Отме­тим попут­но роль адре­са­та в каче­стве зна­чи­мо­го фак­то­ра, опре­де­ля­ю­ще­го содер­жа­тель­ную сто­ро­ну про­све­ти­тель­ско­го радио­дис­кур­са как стратегического.

Эта же стра­те­гия вза­и­мо­дей­ствия с адре­са­том опи­сы­ва­ет­ся в ста­тье, посвя- щен­ной обще­ствен­но­му радио в Испа­нии, в кото­рой акцент дела­ет­ся на зна­че­нии, при­да­ва­е­мом про­грам­мам о куль­ту­ре, и при­е­мах дости­же­ния целей. На при­ме­ре испан­ской радио­стан­ции «Almaina», кото­рая впер­вые вышла в эфир в 2011 г., про­де­мон­стри­ро­ва­но, что каж­дая про­грам­ма, пред­став­лен­ная на веб-сай­те, при­гла­ша­ет радио­слу­ша­те­лей участ­во­вать в ней. Слу­ша­те­ли могут пред­ла­гать новые темы для даль­ней­ших радио­про­грамм, а так­же обзо­ры или ком­мен­та­рии по содер­жа­нию. Для это­го име­ет­ся учет­ная запись элек­трон­ной почты (hoydesdeaqui@riseup. net), что дает интер­ак­тив­ность, хотя и с отсроч­кой по вре­ме­ни [De la Torre Espinosa 2018: 94].

В каче­стве выво­да при­ве­дем выска­зы­ва­ние Т. И. Попо­вой о том, что совре­мен­ный меди­а­текст пред­став­ля­ет собой «новый фор­мат обще­ния на осно­ве кол­ла­бо­ра­ции (мно­го­субъ­ект­но­сти, актив­но­го уча­стия поль­зо­ва­те­лей в созда­нии кон­тен­та) и жур­на­ли­сти­ки дан­ных, исполь­зу­ю­щей все воз­мож­но­сти муль­ти­ме­дий­но­сти» [Попо­ва 2018: 265].

Радио­текст, функ­ци­о­ни­ру­ю­щий в усло­ви­ях новых ком­му­ни­ка­ций, демон­стри­ру­ет мно­го­гран­ность про­яв­ле­ния поли­ко­до­во­сти. Это свой­ство рас­ши­ря­ет свои гра­ни­цы, и сего­дня поли­ко­до­вость широ­ко изу­ча­ет­ся в раз­ных типах меди­а­тек­стов. Так, Э. Р. Лас­сан на при­ме­ре соци­аль­ной сети Facebook отме­ча­ет доми­ни­ро­ва­ние визу­аль­ных обра­зов над вер­баль­ны­ми тек­ста­ми, пик­то­гра­фи­че­ский спо­соб веде­ния диа­ло­га [Лас­сан 2016]. В рабо­те Н. Г. Мар­чен­ко ана­ли­зи­ру­ют­ся зна­ко­вые систе­мы соци­аль­ной сети: мемы, ста­ту­сы и пр. [Мар­чен­ко 2012]. В сло­ва­ре-спра­воч­ни­ке «Медиа­линг­ви­сти­ка в тер­ми­нах и поня­ти­ях» выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие типич­ные про­яв­ле­ния поли­ко­до­во­сти в соци­аль­ных сетях: исполь­зо­ва­ние эмо­ти­ко­нов — смай­ли­ков, сти­ке­ров, мемов-кар­ти­нок [Сам­со­но­ва 2018: 415].

Отме­тим услов­но раз­ные уров­ни поли­ко­до­во­сти в радио­тек­сте. Поли­ко­до­вость пер­во­го поряд­ка про­яв­ля­ет­ся внут­ри уст­но зву­ча­щей речи, в эфир­ном тек­сте. Об этой раз­но­вид­но­сти поли­ко­до­во­сти пишут В. И. Конь­ков и Т. И. Сури­ко­ва: «Радио­речь, а соот­вет­ствен­но радио­пе­ре­да­ча, пред­став­ля­ют собой речь поли­ко­до­вую, фор­ми­ру­е­мую несколь­ки­ми систе­ма­ми: вер­баль­ной, музы­каль­ным рядом, несколь­ки­ми инто­на­ци­он­ны­ми систе­ма­ми, шума­ми, зву­ка­ми. Радио­речь актив­но вклю­ча­ет в свою фак­ту­ру поли­ко­до­вые цита­ты» [Конь­ков, Сури­ко­ва 2018: 54]. Поли­ко­до­вость вто­ро­го поряд­ка свя­за­на с пони­ма­ни­ем радио­тек­ста как гипер­тек­ста, кото­рое пред­став­ле­но в ста­тье и кото­рое поз­во­ля­ет отне­сти к нему текст не толь­ко уст­но зву­ча­щий, но и репре­зен­ти­ро­ван­ный видео­ря­дом и сред­ства­ми печа­ти (анон­сы, чат, ком­мен­та­рии, бло­ги). Так, радио­стан­ция «Радио Сибирь» на сво­ем сай­те пред­ла­га­ет не толь­ко зву­ча­щий эфир, но и про­ек­ты, не сопро­вож­да­ю­щи­е­ся зву­ча­щим кон­тен­том. Напри­мер, пере­да­ча «Про Сибирь», состо­я­щая из корот­ких вопро­сов и отве­тов о куль­ту­ре, кли­ма­те, при­ро­де, горо­дах и реги­о­нах Сиби­ри. Дру­гой вари­ант поли­ко­до­во­сти про­яв­ля­ет­ся внут­ри тек­ста ука­зан­ной про­грам­мы, когда исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные гра­фи­че­ские при­е­мы: заго­ло­вок в фор­ме хеш­те­га ( ПРОСИБИРЬ), раз­ные шриф­ты (в вопро­се — круп­ный шрифт, в отве­те — менее круп­ный), шриф­ты раз­ных язы­ков (ссыл­ка на источ­ник: radiosibir​.ru), пик­то­гра­фи­че­ские зна­ки для тема­ти­че­ско­го раз­де­ле­ния вопро­сов (знак сне­жин­ки — «Кли­мат», силу­эт мед­ве­дя и дере­вьев — «При­ро­да», «Рас­те­ния и живот­ные» и др.) [Саба­е­ва 2018]. Пола­га­ем, есть осно­ва­ние выде­лять так­же внут­ри­я­зы­ко­вую поли­ко­до­вость, кото­рая про­яв­ля­ет­ся как в уст­но зву­ча­щем кон­тен­те, так и в дру­гих фор­ма­тах гипер­ра­дио­тек­ста и свя­за­на с иссле­до­ва­ни­ем вза­и­мо­дей­ствия еди­ниц раз­ных сти­лей одной язы­ко­вой систе­мы. Одна­ко рам­ки ста­тьи не пред­по­ла­га­ют обсуж­де­ния это­го вопроса.

Пред­ла­га­е­мое в ста­тье пони­ма­ние струк­тур­но-тек­сто­вой орга­ни­за­ции радио­тек­ста, при кото­ром он, будучи базо­вой состав­ля­ю­щей радио­дис­кур­са, состо­ит из мно­же­ства мик­ро­тек­стов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на раз­но­об­раз­ные ком­му­ни­ка­тив­ные цели, выдви­га­ет в чис­ло важ­ных вопрос о при­е­мах обес­пе­че­ния свя­зи этих мик­ро­тек­стов в еди­ное дис­кур­сив­ное про­стран­ство. Мы исхо­дим из того, что связь мик­ро­тек­стов и мак­ро­тек­стов обес­пе­чи­ва­ют меж­тек­сто­вые ссыл­ки, функ­цию кото­рых выпол­ня­ют мета­тек­сто­вые еди­ни­цы (назва­ния руб­рик, застав­ки, анон­сы в эфир­ном часе, отсыл­ки к раз­де­лам сай­та, соц­се­тям и дру­гие вер­баль­ные и невер­баль­ные еди­ни­цы). Меж­тек­сто­вые ссыл­ки сов­ме­ща­ют две раз­но­на­прав­лен­ные функ­ции: они делят радио­текст на части и в то же вре­мя объ­еди­ня­ют его в общее ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство радио­дис­кур­са. В каче­стве важ­ней­ше­го фак­то­ра, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го целост­ность тек­ста, оце­ни­ва­ет­ся его ком­му­ни­ка­тив­ная направ­лен­ность на адре­са­та и объ­еди­не­ние аудитории.

Диа­лог с адре­са­том орга­ни­зу­ет­ся посред­ством акти­ви­за­ции его ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти, для чего исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фор­мы вовле­че­ния слу­ша­те­лей про­грам­мы, в том чис­ле нави­га­ция к соот­вет­ству­ю­щим руб­ри­кам на сай­те радио­стан­ции: Отве­ты на вопро­сы радио­слу­ша­те­лей, Задай­те ваш вопрос, Отпра­вить сооб­ще­ние в эфир, Задать вопрос глав­но­му редак­то­ру сай­та. На сай­тах радио­стан­ций име­ют место руб­ри­ки: Ком­мен­та­рий, Доба­вить ком­мен­та­рий, Оста­вить ком­мен­та­рий и др.

Функ­цию мета­тек­сто­вых еди­ниц выпол­ня­ют так­же хеш­те­ги и интер­нет-ссыл­ки на офи­ци­аль­ных стра­ни­цах в соци­аль­ных сетях, кото­рые высту­па­ют в каче­стве ори­ен­ти­ра в кон­тен­те, напри­мер: сиби­рь­в­те­ме; радио­си­бирьтомск; пер­вое­ра­дио­втом­ске; попа­ди­на­ра­дио; Подроб­но­сти тут http://radiosibir.ru/sibir-diktuet‑3 («Радио Сибирь» в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те»).

Выво­ды. Сде­лан­ные в ходе ана­ли­за науч­ной лите­ра­ту­ры и эмпи­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла наблю­де­ния сви­де­тель­ству­ют об оче­вид­ных изме­не­ни­ях, кото­рые пре­тер­пел тра­ди­ци­он­ный текст в циф­ро­вую эпо­ху: автор­ское един­ство теря­ет свою акту­аль­ность в усло­ви­ях кол­лек­тив­но­го созда­ния тек­ста и интер­ак­тив­но­сти, целост­ность, вос­про­из­во­ди­мость, завер­шен­ность и непро­ни­ца­е­мость — в усло­ви­ях нели­ней­но­сти раз­вер­ты­ва­ния тек­ста и мультимедийности.

Рас­смот­ре­ние при­зна­ков радио­дис­кур­са и радио­тек­ста через приз­му новых про­цес­сов в ком­му­ни­ка­ци­ях циф­ро­вой эпо­хи поз­во­ля­ет кон­ста­ти­ро­вать, что Интер­нет спо­соб­ство­вал созда­нию прин­ци­пи­аль­но новой дис­кур­сив­ной и тек­сто­вой реаль­но­сти, кото­рая отве­ча­ет тен­ден­ци­ям раз­ви­тия совре­мен­но­го обще­ства. Новые ком­му­ни­ка­ции порож­да­ют новые тек­сты, кото­рые харак­те­ри­зу­ют­ся мно­го­чис­лен­ны­ми при­зна­ка­ми, вза­и­мо­свя­зан­ны­ми и вза­и­мо­обу­слов­лен­ны­ми. Клю­че­вы­ми при­зна­ка­ми радио­тек­ста ста­но­вят­ся интер­ак­тив­ность, муль­ти­ме­дий­ность, гипер­тек­сту­аль­ность, нели­ней­ность, модуль­ность, интер­тек­сту­аль­ность, кол­лек­тив­ное авторство.

Отме­чен­ные осо­бен­но­сти совре­мен­но­го радио­тек­ста под­твер­жда­ют гипо­те­зу о том, что, будучи нели­ней­ным, мно­го­уров­не­вым, поли­жан­ро­вым обра­зо­ва­ни­ем, радио­текст может быть ква­ли­фи­ци­ро­ван как гипер­текст и что клю­че­вой харак­те­ри­сти­кой тра­ди­ци­он­но уст­ной фор­мы меди­а­тек­ста ста­ла поликодовость.

Пред­став­лен­ные в ста­тье рас­суж­де­ния под­во­дят к сле­ду­ю­ще­му заклю­че­нию: новая ком­му­ни­ка­тив­ная сре­да, обу­сло­вив­шая широ­кое раз­ви­тие гипер­тек­стов, самым серьез­ным обра­зом повли­я­ла на радио­текст и дала осно­ва­ния для новых под­хо­дов к изу­че­нию совре­мен­ных дис­кур­сив­ных прак­тик, кото­рые опре­де­ля­ют дис­кур­сив­ное про­стран­ство на радио.

Анонс, интер­нет-ком­мен­та­рий, блог пред­став­ля­ют собой моду­ли радио­тек­ста, дока­зы­ва­ю­щие, что совре­мен­ный радио­дис­курс явля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ным про­стран­ством, в кото­ром адре­сат (мас­со­вый слу­ша­тель) из услов­но актив­но­го субъ­ек­та вос­при­я­тия инфор­ма­ции пере­хо­дит в ста­тус актив­но­го участ­ни­ка, полу­чив­ше­го в вир­ту­аль­ном про­стран­стве когни­тив­ной и ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти реаль­ную воз­мож­ность выска­зы­вать­ся по пово­ду обсуж­да­е­мых вопро­сов. Интер­нет-ком­мен­та­рий кар­ди­наль­но меня­ет ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство радио­дис­кур­са, дела­ет его напол­нен­ным кон­крет­ны­ми участ­ни­ка­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми свою ком­му­ни­ка­тив­ную актив­ность, в том чис­ле посред­ством вклю­че­ния в сотвор­че­ство с про­фес­си­о­наль­ны­ми коммуникантами.

Актив­ное раз­ви­тие аль­тер­на­тив­ных мето­дов раз­вер­ты­ва­ния тек­ста акту­а­ли­зи­ру­ет необ­хо­ди­мость спе­ци­аль­но­го иссле­до­ва­ния явле­ния нели­ней­но­го раз­вер­ты­ва­ния тек­ста и опре­де­ле­ния роли язы­ко­вых и неязы­ко­вых форм нави­га­ции в новых текстах.

Про­де­мон­стри­ро­ван­ные в ста­тье спо­со­бы меж­тек­сто­вой орга­ни­за­ции радио­тек­ста не пре­тен­ду­ют на абсо­лют­ную пол­но­ту, но уже они под­твер­жда­ют пра­во­моч­ность ква­ли­фи­ка­ции радио­тек­ста как гипер­тек­ста со сво­ей систе­мой меж­тек­сто­вых свя­зей и осо­бен­но­стя­ми их репрезентации.

В тек­сто­вых при­ме­рах сохра­не­ны гра­фи­ка, орфо­гра­фия, пунк­ту­а­ция оригинала.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 2 мар­та 2019 г.;
реко­мен­до­ва­на в печать 17 апре­ля 2019 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2019

Received: March 2, 2019
Accepted: April 17, 2019