Вторник, 20 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Общетеоретические вопросы

МЕДИАЛЬНОСТЬ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ПАРАДИГМЫ В ЛИНГВИСТИКЕ

2015, № 1 (6), Общетеоретические вопросы
Анализируется формирование новой медиальной парадигмы в современных лингвистических исследованиях, условия возникновения и становления междисциплинарного изучения процессов коммуникации в их семиотической комплексности. Раскрывается понятие медиальности как способа материальной выраженности информации. Медиальность анализируется как оформленность смысла, привязанность смысловыражения к определенному формату, способу выражения. Доказывается, что медиальность — характеристика всех форм материального проявления знаков, не сводимая только к технически осложненному каналу передачи информации в СМИ.  Abstract MEDIALITY: ANALYZING A NEW PARADIGM IN LINGUISTICS Formation of a new medial paradigm in modern linguistic researches, conditions of emergence and formation of the interdisciplinary studying of communication processes in their semiotics complexity are analyzed. The concept of mediality is pointed as the way of material expressiveness of information. mediality is analyzed...

МЕДИАЛИНГВИСТИКА НА УКРАИНЕ: ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСА

2015, № 1 (6), Общетеоретические вопросы
В статье рассматривается реальная ситуация становления медиалингвистики на современной Украине. В категориях и понятиях медиалингвистики анализируются основные проблемы, аспекты и перспективы исследования языка украинских средств массовой информации. Abstract MEDIA LINGUISTICS IN UKRAINE: PERSPECTIVE OF THE DISCOURSE’S INVESTIGATION The author touches upon the problem of the actual situation of media linguistics’ becoming in modern Ukraine. The main problems and prospects of the research aspects of the Ukrainian media language are analyzed through the media linguistic categories and concepts. Об авторе Лариса Ивановна Шевченко, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории и стилистики украинского языка Института филологии Киевского национального университета им. Тараса ШевченкоE-mail: ist_ukr_m@ukr.net About the author Larisa Ivanovna Shevchenko, PhD, Professor, Head of the Department of History and Stylistics of the Ukrainian...

MEDIA LINGUISTICS: THEORY AND METHODS OF STUDYING LANGUAGE IN THE MEDIA

2014, № 2 (5), Общетеоретические вопросы
МЕДИАЛИНГВИСТИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА СМИ В статье представлены основные принципы медиалингвистики, её теория, методы, ключевые направления исследований. Предметом медиалингвистики является функционирование языка в средствах массовой информации, в качестве базовой категории выступает медиатекст, который рассматривается как неразрывное единство знаковых единиц вербального и медийного уровней, объединённых в том или ином устойчивом медиаформате. К основным типам медиатекстов относятся новости, информационная аналитика, публицистика, реклама.  Abstract The article explains the basic principles of media linguistics: its theory, methods and content structure. It introduces main categories and parameters for the description of media texts, gives typological classification of textual products in the media and outlines major methods used for media texts analysis. The basic types of media texts are represented by the news, comment and analysis, features and advertisin...

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕССЫ: ИСТОРИЯ, МЕТОДИКА, АКТУАЛЬНОСТЬ

2014, № 2 (5), Общетеоретические вопросы
В статье рассматриваются теоретические основания для социолингвистического анализа прессы, даются исторические корни социологического направления в языкознании, предлагается социолингвистическая методика анализа языка российских газетных изданий. Abstract SOCIOLINGUISTIC ANALYSIS OF PRESS: HISTORY, TECHNOLOGY, ACTUALITY The paper deals with the theoretical basis for sociolinguistic press analysis and historic roots of social linguistics (sociolinguistics) and suggests a technology for sociolinguistic analysis of Russian newspaper language. Об авторе Ирина Павловна Лысакова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена E-mail: lip1010@yandex.ru About the author Irina Pavlovna Lysakova, PhD, Professor, Chair of the Crosscultural Communication Department, Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: lip1010@yandex.ru ...

МЕДИАЛИНГВИСТИКА В РОССИИ: ЛИНГВОПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА

2014, № 1 (4), Общетеоретические вопросы
В статье лингвопраксиологический вектор анализа рассматривается как магистральный для современной российской медиалингвистики. Отражены важнейшие особенности этого подхода: предмет, ключевые категории, методики анализа. Показано, что, наряду с направленностью этих исследований на изучение закономерностей функционирования языка в разных ситуациях профессионального медийного общения, их отличает интерес к описанию правил эффективного профессионального речевого поведения. Это в свою очередь позволяет широко использовать типологический метод, вместе с тем устанавливать критерии эффективности отдельных речевых действий или их совокупностей в профессиональном речевом поведении в медиасреде. Abstract MEDIALINGUISTICS IN RUSSIA: LINGUISTIC PRAXEOLOGICAL DOMINANTIn the article the linguistic praxeological vector of analysis is considered as a backbone of modern Russian medialinguistics. The article reflects the most important features of this approach: the subject, the key categ...

MEDIA LINGUISTICS. AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE STUDY OF LANGUAGE AND MEDIA

2014, № 1 (4), Общетеоретические вопросы
MЕДИАЛИНГВИСТИКА. ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЯЗЫКА И МЕДИА В статье медиалингвистика рассматривается как субдисциплина языкознания, имманентно связанная с медиаведением и культурологией. Таким образом, это проект междисциплинарный, полиметодологический, открытый для множества исследовательских путей. Автор рассматривает язык не только как знаковую систему (лексикон вместе с грамматикой), но прежде всего как элемент когнитивных структур, функционирование которых зависит от внешних контекстов, в особенности культуры, а в современных условиях информационного общества — прежде всего культуры медийной. Медиалингвистика определяется как критическая лингвистика, то есть лингвистика, пользующаяся исследовательскими процедурами, свойственными «критическому анализу медийного дискурса». Abstract The article is dedicated to media linguistics as a linguistic subdiscipline immanently connected with media studies and cultural studies. Media linguistics is therefore a de...