Четверг, 25 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиастилистика

Жанровый состав массперсональной коммуникации в онлайн-сообществах

2022. Том 9, № 3, Медиастилистика
Статья посвящена анализу словацкой массперсональной коммуникации. В целяx описания ее специфики исследуются этикетные сценарии в онлайн-коммуникации мэра словацкой столицы и ее жителей с опорой на теорию и методологию, представленную в работаx Л. Дускаевой и Д. Кемпа-Фигуры. Главное внимание сосредоточено на жанровой характеристике инициирующих реплик, специфике реализации фатических и информационных жанров, а также на позиционировании участников коммуникации. Представлены наиболее типичные примеры слотов сценария общения мэра с жителями города, и определяется жанровая реализация каждого слота. Выявлено, что высказывания политического актора в анализируемых полилогах реализуются в первую очередь в информационных жанрах, чаще всего в речевых жанрах сообщения о событии, уведомления, просьбы, благодарности, призыва, предостережения, объяснения, взятия на себя обязательства. Инициируя разговор и реагируя на реплики, политический актор стремится прежде всего передать информацию. В реплика...

Отражение идиостиля автора в программе «Двенадцать» Сергея Шаргунова

2022. Том 9, № 1, Медиастилистика
Цель статьи — анализ авторской телевизионной программы Сергея Шаргунова в аспекте идиостиля языковой личности ведущего. Программа рассмотрена как гипермедиатекст, отражающий синкретизм речевых жанров новостей, интервью, репортажа, комментария. Установлены типовые и индивидуально-авторские особенности телевизионной программы «Двенадцать» на канале «Россия-24»: позиционирование автора в названии программы, мультимедийность, полидискурсивность, интертекстуальность, композиционное единство, повторяемость зачина и концовки, ограничение во времени, тематическое единство, социальная оценочность, жанровый синкретизм, культурно-просветительская и пропагандистская направленность, ориентация на доверительность общения с массовым адресатом, акцент на острой социальной проблематике. Выявлена идиостилевая специфика медиадискурса автора как синкретичной информационно-медийной языковой личности, включая речевые, коммуникативные, когнитивные особенности. Они отражают разные социальные, профессиональные...

Тревога зрителя в кинонарративе: заметки о фильмах Бертрана Бонелло

2022. Том 9, № 1, Медиастилистика
Репрезентация эмоций и аффектов в кинонарративе способна участвовать в конструировании наррации точно так же, как и репрезентация событий. Тревога как один из «аффектов ожидания» (Э. Блох) представляет в этой связи особенный интерес. Под тревогой в нарративе мы предлагаем понимать любую зону неопределенности, связанную как с полем нарратора или участника мира истории, так и с полем зрителя. Любопытно рассмотреть случаи, когда тревога перестает соотноситься с конкретным персонажем и создается на пересечении событийно-рецептивного поля, отсылая ко всей структуре нарратива и вызывая тем самым тревогу у зрителя. Фильмы режиссера Бертрана Бонелло, рассматриваемые в качестве образца особого типа чувственности в современном французском кинематографе, оказываются вовлечены в конструирование именно этого типа тревоги. Дестабилизируя нарратив и лишая зрителя привычных ориентиров в ходе развертывания истории, Бонелло в каждом фильме отказывается обеспечивать зрителю привычно безопасное «место»,...

«Псевдоценности» в современном отечественном медийном дискурсе: опыт логического анализа имплицитной оценочности в языке печатных СМИ

2021. Том 8, № 4, Медиастилистика
Рассматриваются специфические языковые механизмы выражения имплицитной оценочности особого типа в современном российском медийном дискурсе. Автор исходит из предположения о существовании в коммуникативной среде социума так называемых псевдоценностей, которые понимаются как небезусловные ценности, становящиеся таковыми только при определенных условиях. Диагностическим, репрезентативным контекстом для выявления ценностей подобного типа в речевой практике носителей русского языка является высказывание, включающее метаязыковой комментарий в хорошем смысле (слова). Цель исследования — выявить основные модели языковой репрезентации таких псевдоценностей в современном российском медиадискурсе, имплицитно выраженных в репрезентативных контекстах употребления метаязыкового комментария в хорошем смысле слова. Автор обращается к методу логического анализа неявной имплицитной информации в языковых выражениях и методу контекстуального анализа метаязыковых элементов текста. На материале газетного ко...

К вопросу о речевых портретах политических пропагандистов

2021. Том 8, № 3, Медиастилистика
На материале анализа устной публичной речи популярных публицистов (С. А. Михеева и И. Н. Панарина), работающих в электронных СМИ и интернете, предпринята попытка охарактеризовать стилистическое и семантическое своеобразие современной российской проправительственной пропаганды. Установлена зависимость характера языковых особенностей пропаганды от таких факторов, как личность пропагандиста, сфера его деятельности, характер передачи. Показано, что личностные качества С. А. Михеева обусловливают такие особенности его речи, как эмоциональность, превышение допустимого уровня громкости, небрежный стиль произношения, тогда как профессору Панарину свойственна академическая манера речи с присущими ей учетом противоположной точки зрения, аргументацией, уважительным отношением к аудитории. Утверждается, что влияние сферы деятельности (Михеев работает в электронных СМИ, таких как «Вечер с Владимиром Соловьёвым», радиопередача «Железная логика», И. Н. Панарин ведет программу аналитического характера...

Взаимодействие близкородственных языков в современной публицистике: возможности повышения экспрессивности

2021. Том 8, № 3, Медиастилистика
На материале русскоязычных публицистических произведений одного из популярных украинских СМИ (еженедельник «2000») устанавливается и интерпретируется функциональная нагруженность такого приема, как введение в журналистский текст элементов языка, близкородственного языку публикации, в данном случае различного типа и характера украинизмов (отдельные слова, выражения, в том числе устойчивого характера, фрагменты чужой речи и т. д.). Проведенные наблюдения свидетельствуют, что в современной русскоязычной публицистике Украины включаемые в текст элементы близкородственного украинского языка в подавляющем большинстве случаев наделяются функциями негативной оценки изображаемого (которое практически всегда подается в сатирическом или сатирико-ироническом ключе), способствуя при этом более экспрессивной передаче авторского отношения к предмету изображения. Подобные функции украинизмов в публицистике, создаваемой в условиях существующего на Украине близкородственного двуязычия, обусловлены экстра...

Специфика аудитории видеоблога и ее влияние на процесс ретиальной коммуникации

2021. Том 8, № 3, Медиастилистика
Актуальность изучения видеоблогов обусловлена их востребованностью в современном мире: превратившись в полноценное медиапространство, они начинают постепенно отвоевывать у телевидения позиции «ведущего СМИ». Необходимо отметить, что сегодня многие видеоблоги, созданные в YouTube, пользуются едва ли не большей популярностью, чем аналогичные по тематике и жанру телевизионные программы. Исследуется аудитория видеоблога, являющаяся одним из тех факторов, которые определяют как коммуникативное поведение видеоблогера, так и итоговое оформление его медиапродукта в целом и отдельных выпусков в частности. Материалом для анализа послужили популярные видеоблоги Рунета, позволившие проследить отличия зрительской аудитории видеоблога от телевизионной и указать на ее сходство с целевой аудиторией в условиях рекламной коммуникации. При этом сам ретиальный коммуникативный акт, инициируемый видеоблогером, демонстрирует сходство с моделью рекламного воздействия AIDMA (attention — interest — desire — mot...

Особенности речевого воздействия в интернет-рекламе образовательных услуг

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Статья посвящена специфике речевого воздействия в рекламе образовательных услуг в интернете. Реклама в педагогической сфере направлена на продвижение образовательных услуг. Она ставит задачу сформировать у адресата убеждение в необходимости прибегнуть к услугам именно рекламируемого образовательного учреждения. Утверждается, что специфика педагогического рекламного дискурса определяется целеустановкой, важностью предложения для адресата, особенностями рекламируемого объекта и затрудненностью осуществления манипулятивного воздействия из-за проверяемости результата. Выделяются информационная, увещевательная и напоминающая реклама. Для рекламы в педагогической сфере характерны специфические особенности способов речевого воздействия и манипулятивных тактик. Среди способов речевого воздействия наиболее эффективным является способ убеждения. Характерная черта рассмотренной рекламы — активное использование логических доводов при создании аргументации. Эмоциональные аргументы помогают усилит...

Russian media speech on RTR Moldova broadcasting

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
The article presents the results of a study of the specifics of Russian media speech in the Republic of Moldova on the example of news broadcasts of the RTR Moldova TV-channel. The actual modern position of the Russian language on the territory of the country within the framework of the current state policy and the situation of Russian-language broadcasting in the country were studied. Theoretical material on the specifics of Russian language in the Republic of Moldova was studied and systematized. The history of the creation and specifics of the functioning of the Russian-language TV-channel RTR Moldova were reviewed in terms of current legislation. Methods of quantitative and comparative analysis, induction, synthesis of theoretical and practical knowledge were used. The study’s empirical base includes video material of 41 news programs of “Vesti-Moldova” and “Vesti nedeli-Moldova”. Broadcasts in 2019 comprised the overall chronological period of the research, thanks to the use of a...

Открытый доступ к глобальной медицинской информации в массмедиа: специализированный перевод и русско-немецко-испанская терминология

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, продемонстрировала необходимость упрощения медицинской терминологии для ее лучшего понимания широкой публикой. Целью специализированной коммуникации на медицинские темы являются более эффективные перенос и усвоение важной для здоровья людей информации, что стало буквально жизненно необходимо во время COVID-19. Такие обстоятельства ведут к тому, что медицинская терминология уже становится не исключительной прерогативой профессиональной лексики врачебного персонала, а все больше и больше интегрируется в словарный запас и ежедневный обиход большого количества людей и широко используется в массмедиа. Когнитивный подход в терминоведении помогает извлечь специализированные знания, закодированные в терминах, упрощает специализированный перевод и вносит вклад в массовую коммуникацию на глобальном уровне. Исследование на примере русско-немецко-испанской медицинской терминологии демонстрирует, что эффективная и интуитивная презентация специализи...