Пятница, 26 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Функционирование языковых средств в массмедиа

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ КАЗАХСТАНСКИХ ГАЗЕТ)

2016, № 3 (13), Функционирование языковых средств в массмедиа
В данной статье говорится об источниках газетных заголовков. Заголовок — важный элемент журналистского текста; он дает первоначальное представление о его содержании, выполняет информационную, поисковую и воздействующую функции. Во-первых, нами рассмотрены различные определения заголовков, проанализирована взаимосвязь между понятиями «заголовок» и «заглавие». Во-вторых, установлены основные источники газетных заголовков на материале массовых русскоязычных казахстанских газет. Приведены примеры заголовков, образованных путем трансформации строк из песен, из художественных произведений, названий кинофильмов и фраз из них. Сложность функционирования таких заголовков состоит в том, что не всегда прецедентный текст может быть расшифрован читателем.  Abstract PRECEDENT TEXTS AS THE SOURCES OF NEWSPAPER HEADLINES (BASED ON RUSSIAN-SPEAKING KAZAKHSTAN NEWSPAPERS) This article refers to the origin of newspaper headlines. Headline is an important element of the journalistic text; i...

ПЕРЕВОДЫ НАЗВАНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ: ТАКТИКИ ЭВФЕМИЗАЦИИ И ДЕЭВФЕМИЗАЦИИ

2016, № 2 (12), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются актуальные вопросы перевода кинотекста. На материале переводов названий американских художественных фильмов (1991–2010 гг.) на русский и латышский языки анализируются две коммуникативные тактики перевода — тактика эвфемизации и деэвфемизации, восходящие к общей коммуникативной стратегии адаптации. В качестве метода исследования выступил сопоставительный когнитивно-дискурсивный анализ: в работе сопоставлялись русские и латышские переводы названий художественных фильмов на английской языке, за основу сопоставления брались концепты, подверженные эвфемизации / деэвфемизации, а также учтывались экстралингвистические факторы перевода, например, лингвокреативность автора-переводчика, влияние стратегий маркетинга на выбор тактики перевода.  Abstract TRANSPATIONS OF THE MOVIES’ TITLES: EUPHEMISATION AND DEEUPHEMISATION TACTICSThe article is dedicated current issues of cinematic translation. On a material of translation of the title of American movies (199...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КИНОТЕКСТАХ 1927 ГОДА («НОВЫЙ ЛЕФ»)

2016, № 2 (12), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье на материале журнала «Новый ЛЕФ» за 1927 г. рассматривается формирование медиаобразов Октябрьской революции и Ленина в фильмах С. М. Эйзенштейна, Э. И. Шуб и В. И. Пудовкина, снятых к десятилетию советского государства. Анализируется функционирование медиаобразов в кинотексте, который трактуется здесь как взаимосвязь картины и высказываний о ней ее создателя и профессиональных журналистов. Ставится вопрос, как с помощью киноязыка показать историческое событие и личность. Исследуются причины фиаско кинофактографии «Нового ЛЕФа». Abstract MAKING OF MEDIA IMAGE OF LENIN AND OCTOBER REVOLUTION IN KINOTEXTS OF 1927 (ON THE MATERIALS OF “NEW LEFT”) In the article the formation of media visions of October revolution and Lenin is analyzed on the base of the “New Left” journal (1927). The films of S. M. Eisenstein, E. I. Shub and V. I. Pudovkin, made for the 10th anniversary of Soviet Union, are examined. We trace the function of these media visions in kinotext which we ...

ВНУТРИТЕКСТОВЫЕ СВЯЗИ С ПРЕДЛОЖНО-СОЮЗНЫМ КОНВЕКТОРОМ ДО ТОГО, ЧТО В МЕДИАТЕКСТЕ

2016, № 1 (11), Функционирование языковых средств в массмедиа
На фоне имеющихся грамматических описаний типов сложных конструкций с союзным блоком до того, что отмечаются изменения в семантике и структуре полипропозиционального высказывания с данным союзным блоком, обусловленные влиянием медиаречи: редукция главной части, перераспределение границ внутри сложного предложения, формирование предложно-союзной фразеосхемы. Рассматриваются грамматические модели фразеосхем, степень употребительности в современных печатных СМИ. Доказывается, что предложно-союзное сочетание до того, что образует с другими словами (знаменательными и служебными) устойчивую фразеосхему, служащую коннектором синтаксической связи между предложениями в пределах одного сверхфразового единства (СФЕ). Кроме синтаксической (конструирующей) данная фразеосхема выполняет и другие функции: а) когерентную — объединяет в смысловом отношении несколько высказываний в одну диктему; б) когнитивную — помогает представить информацию о событии в крайней степени его развития и напряжения, до «б...

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «НАРОД» И «ВЛАСТЬ» В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИМИДЖЕТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ РФ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)

2016, № 1 (11), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье проводится концептуально-тематический анализ сообщений, появляющихся в официальных аккаунтах политических субъектов РФ в социальной сети «ВКонтакте». Исследуются базовые концепты политического дискурса «народ» и «власть», благодаря которым политические акторы формируют собственный имидж и привлекают потенциального избирателя с помощью различного смыслового наполнения этих понятий. В работе представлены результаты аналитико-реферативной интерпретации понятия политического дискурса и политического медиадискурса, их взаимосвязи через дискурс СМИ. Автор обращается к изучению роли социальных сетей как незаменимого и актуального инструмента в современном политическом имиджетворчестве. В качестве эмпирического материала выступают записи на страницах социальной сети «ВКонтакте» трех политических партий — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — и общественного движения «Общероссийский народный фронт». Abstract VERBALIZATION OF THE CONCEPTS “PEOPLE” AND “POWER” IN POLITICAL MEDIA D...

СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЙНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ В УКРАИНСКИХ СМИ: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

2015, № 4 (10), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье на материале украинских медиаресурсов (печатных, электронных, визуально-рекламных) проанализирована современная медийная фразеология как новый пласт языковых единиц. Акцент сделан на стилистическо-функциональном потенциале современной фразеологии в СМИ, рассмотрены коммуникативные стратегии и тактики использования устойчивых словосочетаний и трансформированных фразеологизмов в разных медийных сферах (телевидение, радио, печать, Интернет, реклама и PR). Доказано, что фразеологические единицы в украинских массмедиа вербализируют актуальные вопросы современности, они могут использоваться как в самих текстах, так и в заголовках. Употребление фразеологизмов в структуре медиастатьи имеет положительное значение для развития медийного дискурса в целом, так как придает функциональное разнообразие языку СМИ, а трансформация фразеологизма способствует образности и определенному символизму высказывания. Abstract MODERN MEDIA PHRASEOLOGY USAGE IN UKRAINIAN MASS MEDIA: STYLIS...

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧЕРКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ И. А. ГОНЧАРОВА «ФРЕГАТ „ПАЛЛАДА“»

2015, № 4 (10), Функционирование языковых средств в массмедиа
Очерки путешествия И. А. Гончарова «Фрегат „Паллада“» заслуженно считаются одной из вершин путевой литературы своего времени, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие путевого очерка и литературы путешествий в целом. Между тем они оказались практически не описаны с точки зрения их языка и стиля. В рамках данной статьи предпринимается попытка системного описания лексики очерков с точки зрения ее состава и стилистических особенностей функционирования. Особого внимания заслуживают группы лексики, специфика употребления которых демонстрирует просветительские установки автора: стремление преумножить количество таких слов на страницах очерков, поиск нескольких вариантов номинации, а также пояснение таких лексических единиц для читателей. К такой лексике относятся экзотизмы, диалектизмы и морская лексика. Abstract LEXICAL AND STYLISTIC FEATURES ОF THE SKETCHES OF THE TRAVEL “THE FRIGATE PALLADA” BY I. A. GONCHAROV Sketches of the travel “The Frigate Pallada” by I. ...

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА В СОВРЕМЕННЫХ МАССМЕДИА (на материале болгарских газет)

2015, № 3 (9), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматривается феномен прецедентности на материале болгарских газет. В болгарских газетных текстах сформировались прецедентные ситуации и прецедентные тексты, которые вербализуются в виде прецедентных имен, предложений, фразеологизмов, крылатых выражений, языковых клише и стереотипов, устойчивых сравнений и т. п. Они имеют символическое значение, выполняют когнитивные функции и способны осуществить передачу культурной информации следующему поколению. Часть прецедентных единиц имеет универсальный характер: они употребляются во многих языках. Среди них библейские изречения, известные факты мировой истории и литературы и др. Однако в прецедентных единицах находят выражение национальное культурное достояние: факты истории страны, высказывания политиков, мифология, литературные тексты, устное народное творчество. Переработка этих текстов свидетельствует о стремлении к наиболее точному и экспрессивному выражению отношения к важным для общества вопросам. Abstract PREC...

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО­ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕКСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

2015, № 3 (9), Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена рассмотрению лингвостилистических особенностей научно-популярных статей первой половины XVIII века, опубликованных в академическом журнале «Примечания к Санкт-Петербургским ведомостям» и посвященных развенчанию суеверных представлений о трансцендентальном мире с позиций научного рационализма. Сопоставление текстов разного объема и содержания позволило выявить общие композиционные и стилистические принципы в создании подобных материалов. Также можно отметить определенную общность экстралингвистических факторов, влияющих на информационное наполнение статей и их культурно-просветительский потенциал. Совокупность экстралингвистических и собственно языковых характеристик данных статей позволяет сделать выводы о формировании отечественного научно-популярного подстиля. Abstract LINGUISTIC AND STYLISTIC FEATURES OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL JOURNALISTIC TEXTS OF THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY The article is dedicated to the description of the stylistic f...

РАЗНОТИПНЫЕ ИНТЕРТЕКСТЕМЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ: ОПЫТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ

2015, № 2 (8), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматривается способ построения журналистского текста через цитатный материал. Разные типы цитат соотносят текст с реальной действительностью и с культурой, организуя особый способ представления авторской и чужой речи и делая медиатекст полифоничным. Выделяются, характеризуются и сопоставляются функции актуальных и культурологических интертекстем, устанавливаются их общие и особенные семантические роли. Доказывается, что в реальной жизни текста разнотипные интертекстемы взаимодействуют, пересекаются, переходят из одной группы в другую. Поэтому интертекстемы любого типа являются полифункциональным феноменом.  Abstract VARIOUS TYPES OF INTERTEXTEMES IN JOURNALISTIC TEXTS: A FUNCTIONAL DESCRIPTION The paper discusses the way to construct the journalistic text through citations. Various types of citations refer the text to the reality and culture in order to represent specifically the addressee’s and other agents’ speech and to make the text more polyphonic. The...