Суббота, 27 ноябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Функционирование языковых средств в массмедиа

РЕЧЕВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ СИТУАЦИОННОЙ МОДЕЛИ: ЛИНГВОПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (НА МАТЕРИАЛЕ ТРЭВЕЛ-ТЕКСТА)

2015, № 2 (8), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье в лингвопраксиологической перспективе рассматриваются способы представления в тексте ситуационной модели, отражающей этапы восприятия внеязыковой действительности и последовательность когнитивных (логических) операций, совершаемых автором трэвел-текста.  Abstract SPEECH EXPLICATION OF A  SITUATION MODEL: LINGUISTIC PRAXEOLOGY APPROACH (BASED ON TRAVELOGUE) The article is dedicated to explanation from the linguistic praxeology positions in what ways a situation model can be explicated in a text. A situation model is presumed to reveal the  perceptional and cognitive phases of the author’s contacts with the real world. Об авторе Редькина Тамара Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: t_redkina@inbox.ru About the author Tamara Yurievna Redkina, PhD, Associate Professor of the Chair of Speech Communication, St Petersburg State UniversityE-mail: ...

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ГРАФИЧЕСКАЯ, ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ)

2015, № 1 (6), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются такие разновидности языковой игры, как словообразовательная, графическая и орфографическая. Наиболее подробно в статье освещается орфографическая игра как новая разновидность языковой игры, а также ее продукт — орфографические окказионализмы. Масштабы распространения языковой игры в СМИ позволяют говорить о том, что она стала стилеобразующим средством, нормой для этого функционального стиля. Вместе с тем языковая игра имеет тенденцию к превращению в аномалию, т. к. она часто приобретает вычурный, эпатажный характер. Abstract LANGUAGE GAME: WORD-FORMATION, GRAPHIC, ORTHOGRAPHIC (ON THE MATERIAL OF THE MODERN RUSSIAN MASS MEDIA TEXTS) The article considers such kinds of language play as word formational, graphic, orthographical. Orthographic play as a new kind of language play and orthographic occasional words as its product are described with more attention. The extent of language play expansion in the Mass Media recourses suggests that it has bec...

ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ФАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В МЕДИАРЕЧИ

2015, № 1 (6), Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена анализу текстообразующей роли фатических средств в медиаречи. Фатическая речь сравнительно недавно признана как часть медиадискурса. Это объясняет актуальность постановки вопроса о её месте и роли в медиадискурсе. На примере аналитического жанра обозрения даётся представление о функционировании фатических речевых средств в медиадискурсе. Анализ материала даётся с позиций интенциональной стилистики. Abstract PHATIC SPEECH AS A TEXT-CREATING FACTOR AT MASS MEDIA The article is devoted to analysis of phatic speech as a text creating factor at mass media. Investigation of phatic speech as a part of mass media discourse began recently, so the question about the role of phatic speech in media discourse is actual. Phatic speech’s functioning in mass media is illustrated by means of the example of an analytical genre such as a review. The material in the article is analyzed corresponding with theoretical principles of intentional stylistics. Об авторе ...

ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕНЦИЯ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО В ЖЕНСКОМ ЖУРНАЛЕ

2014, № 2 (5), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматриваются культурно-национальная, культурно-историческая, социально-профессиональная интенции имен собственных, зафиксированных в публикациях украинского журнала «Жінка» в конце ХХ столетия. Отмечена роль антропонимов в формировании лингвосоциокультурной компетенции в общественном сознании читателей женского журнала. Определены содержательно-смысловые и образно-оценочные свойства детерминантов интенционального стиля публикаций о медиаперсоне — эпитетов, перифраз, метафорических выражений, используемых в национальной медиакультуре для создания журнальных текстов об известных личностях. Abstract LINGUISTIC AND SOCIOCULTURAL INTENTIONS OF PROPER NAMES IN WOMEN’S MAGAZINES The article examines the cultural-national, cultural-historical, socio-professional intentions of proper names that are fixed in the publications of the Ukrainian magazine “Zhinka” issued at the end of XX century. The place of antroponims in formation of the lingvosociocultural competence i...

ВКУСОВАЯ МЕТАФОРА, ИЛИ СВЯЗЬ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ (на материале российских и болгарских медиатекстов)

2014, № 2 (5), Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена анализу вкусовой метафоры в русском и болгарском медиадискурсах. Данная метафорическая модель располагается на пересечении таких типов метафоры, как антропоморфная и артефактная. В статье рассматривается субмодель «Общество — основные вкусы и их оттенки», выявляются вкусовые ощущения, выступающие в качестве сферы-источника формирования русских и болгарских метафор в рамках современной лингвокультурной ситуации, а также анализируется развитие вкусовой метафоры в контексте соотносительной связи «традиция — современность». Abstract GUSTATORY METAPHOR OR CONNECTION BETWEEN TRADITION AND MODERNITY (ON THE MATERIAL OF RUSSIAN AND BULGARIAN MEDIA TEXTS) The article examines gustatory metaphor in Russian and Bulgarian media discourse. This metaphorical model belongs to anthropomorphic and artifact metaphors and is located at the intersection of these two types. The main tasks of the article are to outline the submetaphor “Society — basic tastes and its variatio...

КОНЦОВКА ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ. ЯЗЫК И РЕЧЬ

2014, № 1 (4), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматривается корреляция концепта «конец» и концовки газетного текста. На материале концовок аналитических газетных текстов показываются языковые признаки концовки — повторяемость, исчислимость, маркированность. Abstract THE NEWSPAPER TEXT ENDING. THE FIRST ARTIСLE. LANGUAGE AND SPEECH TEXT In the article the correlation of concept “The End” and the ending of newspaper text has been investigated. The linguistic features of endings — repeatability, countability, markedness are shown on the material of analytical newspaper texts endings. Об авторе Конюшкевич Мария Иосифовна, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Гродненского государственного университета имени Янки КупалыE-mail: marikon9@mail.ru About the author Maria Iosifovna Konyushkevich, PhD, Professor of the Department of Journalism, Grodno State University named after Yanka Kupala E-mail: marikon9@mail.ru Для цитирования Конюшкевич М. И. Конц...

ЯЗЬІКОВАЯ ИГРА И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

2014, № 1 (4), Функционирование языковых средств в массмедиа
В статье рассматривается вопрос об особенностях исследования языковой игры в современной науке. Отмечены также некоторые проблемы, заслуживающие дальнейшего изучения в работах лингвистов.  Abstract LANGUAGE GAME AND ITS STUDY The article examines the question of the peculiarities of language game in modern science. It also examines some problems that necessitate further studies by linguists.  Об авторе Лиляна Михайлова Цонева, кандидат филологических наук, профессор кафедры русистики Великотырновского университета Святых Кирилла и Мефодия E-mail: liliconeva@abv.bg About the author Lilyana Mihailova Tsoneva, Candidate of Philology, Professor of the Chair of Russistics at St. Cyril and St. Methodius University of Veliko TarnovoE-mail: liliconeva@abv.bg Для цитирования Цонева Л. М. Языковая игра и ее изучение // Медиалингвистика. 2014. № 1 (4). С. 101-108. URL: https://medialing.ru/yaz-kovaya-igra-i-ee-izuchenie/ (дата обращения: 1...