Вторник, 17 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики)

Постановка проблемы

Миро­вое сооб­ще­ство в тре­тьем деся­ти­ле­тии ХХI в. всту­пи­ло в эпо­ху край­ней неустой­чи­во­сти, неста­биль­но­сти, соци­аль­ной тур­бу­лент­но­сти, что во мно­гом опре­де­лил вызов, бро­шен­ный эпи­де­ми­ей COVID-19. В пред­две­рии этой эпо­хи один из веду­щих аме­ри­кан­ских футу­ро­ло­гов Джа­ма­ис Кашио спро­гно­зи­ро­вал наступ­ле­ние слож­но­го вре­ме­ни, обо­зна­чив его акро­ни­мом BANI [Cascio 2021]: Brittle (хруп­кий), Anxious (тре­вож­ный), Nonlinear (нели­ней­ный), Incomprehensible (непо­сти­жи­мый), — из плос­ко­сти туман­ной неопре­де­лен­но­сти мир пере­хо­дит в мно­го­мер­ное про­стран­ство сгу­ща­ю­ще­го­ся хаоса.

В кон­це 2021 г., в раз­гар пан­де­мии, немец­кий иссле­до­ва­тель Андре­ас Хепп назвал насту­пив­шее обще­ствен­ное состо­я­ние «новой нор­маль­но­стью», рас­смат­ри­вая это соци­аль­ное состо­я­ние как «глу­бо­ко меди­а­ти­зи­ро­ван­ное». Основ­ны­ми направ­ле­ни­я­ми для ана­ли­за меди­а­ти­зи­ро­ван­ных реа­лий долж­ны стать ожи­да­ния людей, ана­лиз пан­де­мий­ной прак­ти­ки, идеи по реше­нию ее отдель­ных про­блем в СМИ [Kumar, Anderson 2021]. В 2022 г. ситу­а­ция усу­гу­би­лась окон­ча­тель­ным пере­хо­дом к так назы­ва­е­мой рево­лю­ции меж­ду­на­род­но­го рын­ка, кото­рую оте­че­ствен­ные иссле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют с сери­ей ост­рых воен­но-поли­ти­че­ских кон­флик­тов, потен­ци­аль­но спо­соб­ных про­дол­жать­ся деся­ти­ле­ти­я­ми (см., напри­мер: [Пан­тин, Лап­кин 2014; Пан­тин, Роди­о­нов 2022]).

Ука­зан­ные собы­тия и про­цес­сы наря­ду с раз­во­ра­чи­ва­ю­щей­ся циф­ро­ви­за­ци­ей не мог­ли не повли­ять на сфе­ру ком­му­ни­ка­ций, кото­рая под их воз­дей­стви­ем ради­каль­но транс­фор­ми­ру­ет­ся. Все это застав­ля­ет обра­тить­ся к рас­смот­ре­нию тех про­блем, кото­рые опре­де­ля­ют и, по всей види­мо­сти, будут опре­де­лять раз­ви­тие дан­ной сфе­ры иссле­до­ва­ний в бли­жай­шие несколь­ко лет.

История вопроса

Любая совре­мен­ная про­бле­ма пред­по­ла­га­ет сво­е­го рода пре­вен­тив­ный этап — изу­че­ние биб­лио­гра­фии и мате­ри­а­лов, так или ина­че свя­зан­ных с про­цес­сом и резуль­та­та­ми ее иссле­до­ва­ния. Тра­ди­ци­он­но авто­ры опи­ра­ют­ся на опыт раз­лич­ных кон­фе­рен­ций и кор­пус пуб­ли­ка­ций, раз­ме­щен­ных пре­иму­ще­ствен­но в про­филь­ных жур­на­лах. В обла­сти ком­му­ни­ка­тив­ных наук это наи­бо­лее оче­вид­но. Иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ные таким акту­аль­ным вопро­сам, как циф­ро­ви­за­ция соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций, про­бле­мы воз­дей­ствия на мас­со­вое и инди­ви­ду­аль­ное созна­ние, а так­же осо­бен­но­сти тех­но­ло­ги­че­ско­го ком­плек­са тако­го воз­дей­ствия, спе­ци­фи­ка линг­ви­сти­че­ских форм ком­му­ни­ка­ции и т. д., в обя­за­тель­ном поряд­ке опи­ра­ют­ся на тео­ре­ти­ко-эмпи­ри­че­скую базу, уже накоп­лен­ную дру­ги­ми уче­ны­ми. Чаще все­го к резуль­та­там подоб­но­го ана­ли­ти­че­ско­го обзо­ра отно­сят­ся фик­са­ция вни­ма­ния на отдель­ных, недо­ста­точ­но изу­чен­ных аспек­тах ком­му­ни­ка­ци­он­ных про­цес­сов или явле­ний; опре­де­ле­ние век­то­ра их раз­ви­тия; про­гно­зи­ро­ва­ние послед­ствий и рис­ков, кото­рые могут повлечь за собой эти процессы.

При­ме­ча­тель­но, что в зару­беж­ной пери­о­ди­ке тако­го рода обзо­ры чаще все­го име­ют фор­мат про­грамм­ных редак­ци­он­ных ста­тей. Пока­за­тель­на в этом отно­ше­нии, напри­мер, пуб­ли­ка­ция редак­то­ров изда­ния Journal of Public Relations Research Н. Бра­у­нин­га и С. Янга [Browning, Yang 2022], в кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся ана­лиз совре­мен­ных под­хо­дов в рам­ках пара­диг­мы орга­ни­за­ци­он­но-обще­ствен­ных отношений.

В рос­сий­ских жур­на­лах прак­ти­ка подоб­ных пуб­ли­ка­ций выгля­дит более раз­но­пла­но­вой. Так, в руб­ри­ке «Обзо­ры и рецен­зии» жур­на­ла «Медиа­линг­ви­сти­ка» опуб­ли­ко­ва­на ста­тья Е. Ост­ров­ской, где про­во­дит­ся подроб­ней­ший ана­лиз под­хо­дов запад­ной науч­ной мыс­ли к изу­че­нию фено­ме­на меди­а­ти­за­ции [Ост­ров­ская 2023]. В двух номе­рах жур­на­ла «Рос­сий­ская шко­ла свя­зей с обще­ствен­но­стью» (№ 25 и 26) вышла обшир­ная пуб­ли­ка­ция В. Ачка­со­вой, Е. Быко­вой, Д. Гав­ры, посвя­щен­ная эво­лю­ции тео­ре­ти­че­ских осно­ва­ний свя­зей с обще­ствен­но­стью и ста­нов­ле­нию рос­сий­ских науч­ных школ, кото­рые сло­жи­лись в рам­ках дан­но­го направ­ле­ния [Ачка­со­ва и др. 2022а, б]. В содер­жа­тель­ном обзо­ре Ф. Шар­ко­ва под­ни­ма­ет­ся весь­ма ост­рая про­бле­ма, постав­лен­ная нынеш­ней ситу­а­ци­ей, — раз­рыв в науч­ных кон­так­тах рос­сий­ских уче­ных с зару­беж­ны­ми парт­не­ра­ми и огра­ни­че­ние воз­мож­но­стей команд­ной рабо­ты с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем. В свя­зи с эти­ми про­цес­са­ми ана­ли­зи­ру­ют­ся моде­ли функ­ци­о­ни­ро­ва­ния науч­ных сооб­ществ и те изме­не­ния, с кото­ры­ми столк­нут­ся оте­че­ствен­ные иссле­до­ва­те­ли в про­из­вод­стве науч­но­го капи­та­ла и в гло­баль­ных науч­ных ком­му­ни­ка­ци­ях [Шар­ков 2022].

Дей­стви­тель­но, соци­аль­но-поли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские собы­тия послед­не­го вре­ме­ни, преж­де все­го ост­рые кол­ли­зии раз­лич­ных видов и мас­шта­ба, кар­ди­наль­но изме­ни­ли усло­вия быто­ва­ния и ком­му­ни­ка­ции раз­лич­ных сооб­ществ. Как уже отме­ча­лось, одной из сущ­ност­ных харак­те­ри­стик сего­дняш­ней жиз­ни явля­ет­ся неопре­де­лен­ность, энтро­пия, порож­да­ю­щая не про­сто ощу­ще­ния тоталь­ной измен­чи­во­сти, неста­биль­но­сти, неустой­чи­во­сти, но и зача­стую мас­со­вые пани­че­ские настро­е­ния. В этих усло­ви­ях насто­я­тель­ной потреб­но­стью ста­но­вит­ся фик­са­ция про­блем­но­го поля, вклю­ча­ю­ще­го наи­бо­лее ост­рые темы, нахо­дя­щи­е­ся в фоку­се вни­ма­ния зару­беж­ных и оте­че­ствен­ных уче­ных. Зафик­си­ро­вать эти про­бле­мы воз­мож­но с помо­щью ана­ли­за содер­жа­ния веду­щих про­фес­си­о­наль­ных жур­на­лов за 2021 — первую поло­ви­ну 2023 г.

Более того, мони­то­ринг новей­ших пуб­ли­ка­ций поз­во­ля­ет выде­лить неко­то­рые дис­кур­сив­ные пере­се­че­ния, в центр кото­рых попа­да­ет схо­жая ком­му­ни­ка­тив­ная про­бле­ма­ти­ка и в зару­беж­ном, и в рос­сий­ском науч­ном сообществе.

Описание методики исследования

Мето­до­ло­ги­че­ской осно­вой иссле­до­ва­ния высту­па­ет теза­у­рус­ный под­ход, весь­ма попу­ляр­ный в совре­мен­ных гума­ни­тар­ных нау­ках бла­го­да­ря солид­но­му эври­сти­че­ско­му потен­ци­а­лу. В соот­вет­ствии с этим под­хо­дом теза­у­рус име­ет чер­ты функ­ци­о­наль­ной систе­мы, вопло­щая иерар­хию пред­став­ле­ний субъ­ек­та о мире. При этом систем­ность теза­у­ру­са обла­да­ет смыс­лом — это ори­ен­та­ция субъ­ек­та в окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В рам­ках теза­у­рус­но­го под­хо­да опре­де­ле­но «ядро», в каче­стве кото­ро­го высту­па­ет «кар­ти­на мира» [Луков 2018]. В фило­со­фии, куль­ту­ро­ло­гии, куль­тур­ной антро­по­ло­гии и ряде дру­гих науч­ных направ­ле­ний этот под­ход исполь­зу­ет­ся доста­точ­но про­дук­тив­но, не толь­ко фор­ми­руя опре­де­лен­ный образ мира, но и наме­чая ори­ен­ти­ры для иссле­до­ва­те­лей. В ком­му­ни­ка­тив­ных нау­ках при­ме­не­ние теза­у­рус­но­го под­хо­да носит пока фраг­мен­тар­ный харак­тер, меж­ду тем ана­лиз про­бле­ма­ти­ки ком­му­ни­ка­ци­он­но­го ланд­шаф­та и на этой осно­ве оформ­ле­ние свое­об­раз­ной «кар­ти­ны мира» явля­ют­ся насущ­ны­ми вопро­са­ми, сто­я­щи­ми перед учеными.

Теза­у­рус­ный под­ход сего­дня тем более зна­чим, что соци­у­мы раз­ных типов всту­пи­ли в совер­шен­но новую ста­дию, опре­де­ля­е­мую мно­же­ствен­ны­ми ката­клиз­ма­ми и про­ти­во­ре­чи­я­ми. Меня­ют­ся систе­мы цен­но­стей, ори­ен­ти­ры, транс­фор­ми­ру­ет­ся содер­жа­ние преж­них кар­тин мира. Отсю­да хро­но­ло­ги­че­ски­ми рам­ка­ми иссле­до­ва­ния стал пери­од 2021–2023 гг., отме­чен­ный пан­де­ми­ей и пере­хо­дом к состо­я­нию неста­биль­но­сти и тоталь­ной кон­фликт­но­сти, что потре­бо­ва­ло от науч­но­го сооб­ще­ства пере­осмыс­ле­ния преж­де устой­чи­вых трен­дов и поис­ка реше­ний воз­ник­ших про­блем. Есте­ствен­но, ука­зан­ные про­цес­сы не мог­ли не най­ти отра­же­ния в пуб­ли­ка­ци­он­ной дея­тель­но­сти пред­ста­ви­те­лей дан­но­го сообщества.

Основ­ные мето­ды иссле­до­ва­ния пред­став­ле­ны дис­курс­ным ана­ли­зом и клас­си­че­ским (тра­ди­ци­он­ным) ана­ли­зом тек­стов с эле­мен­та­ми контент-анализа.

Полу­чен­ная с помо­щью ука­зан­ных мето­дов база эмпи­ри­че­ских дан­ных поз­во­ля­ет достичь основ­ной цели — выявить пул наи­бо­лее акту­аль­ных тем и решить ряд задач:

— опре­де­лить про­бле­ма­ти­ку, явля­ю­щу­ю­ся точ­кой пере­се­че­ния иссле­до­ва­ний и зару­беж­ных, и рос­сий­ских уче­ных (какие темы про­дол­жа­ют оста­вать­ся уни­вер­саль­ны­ми и для зару­беж­ной, и для рос­сий­ской науч­ной общественности);

— выяс­нить, как транс­фор­ми­ру­ет­ся поста­нов­ка про­блем, какие аспек­ты выхо­дят на пер­вый план;

— выявить наи­бо­лее акту­аль­ные под­хо­ды к реше­нию постав­лен­ных вопросов.

Высо­ко­рей­тин­го­вые зару­беж­ные и круп­ные рос­сий­ские пери­о­ди­че­ские изда­ния ком­му­ни­ка­тив­ной направ­лен­но­сти пред­став­ле­ны сле­ду­ю­щим спис­ком: Journal of Public Relations Research; Mass Communication and Society; Public Relations Review; Journal of Communication Management, Information, Communication & Society; «Ком­му­ни­ко­ло­гия»; «Ком­му­ни­ка­тив­ные иссле­до­ва­ния»; «Медиа­линг­ви­сти­ка»; «Медиа­скоп»; «Рос­сий­ская шко­ла свя­зей с общественностью».

Содер­жа­ние ука­зан­ных жур­на­лов, как отме­ча­ет­ся в их редак­ци­он­ной поли­ти­ке, сфо­ку­си­ро­ва­но пре­иму­ще­ствен­но на изу­че­нии про­блем PR, мас­со­вых и орга­ни­за­ци­он­ных ком­му­ни­ка­ций, фор­ми­ро­ва­ния обще­ствен­но­го мне­ния, а так­же исто­рии, эти­ки и фило­со­фии свя­зей с обще­ствен­но­стью. В допол­не­ние к иссле­до­ва­тель­ским ста­тьям и ком­мен­та­ри­ям в этих изда­ни­ях пуб­ли­ку­ют­ся ори­ги­наль­ные обзо­ры книг по темам, свя­зан­ным с прак­ти­кой исполь­зо­ва­ния средств мас­со­вой инфор­ма­ции, содер­жа­ни­ем, эффек­та­ми, сооб­ще­ни­я­ми и мето­да­ми исследования.

Англо­языч­ные жур­на­лы ото­бра­ны для обзо­ра на осно­ве пяти кри­те­ри­ев, отра­жа­ю­щих высо­кий науч­ный уро­вень изда­ний: 1) вхож­де­ние в базу дан­ных Scopus; 2) квар­тиль Q1; 3) индекс цити­ро­ва­ния от 45; 4) высо­кий индекс International Collaboration (ста­тьи, под­го­тов­лен­ные иссле­до­ва­те­ля­ми из несколь­ких стран и осно­ван­ные на меж­ду­на­род­ном сотруд­ни­че­стве) — от 3,7; 5) индекс SJR (пока­за­тель науч­но­го вли­я­ния пери­о­ди­че­ско­го изда­ния, кото­рый учи­ты­ва­ет как коли­че­ство цити­ро­ва­ний, полу­чен­ных жур­на­лом, так и важность/престижность жур­на­лов, в кото­рых такие ссыл­ки при­во­дят­ся) от 0,8 (табл.).

Таб­ли­ца. Осно­ва­ния выбор­ки журналов

Изда­ниеБаза дан­ныхКвар­тильИндекс цити­ро­ва­нияInternational CollaborationSJR
Journal of Public Relations Research
Scopus
Q1
653,71,293
Public Relations Review 
Scopus
Q1
10317,021,379
Mass Communication and Society
Scopus
Q1
5428,791,288
Journal of Communication Management
Scopus
Q1
4825,490,838

Information, Communication & Society

Scopus
Q1
11434,221,916

 

Что каса­ет­ся оте­че­ствен­ных изда­ний, то боль­шин­ство из них вхо­дит в спи­сок науч­ных жур­на­лов базы дан­ных ВАК. Жур­нал «Медиа­линг­ви­сти­ка», напри­мер, в послед­ние годы осу­ще­ствил насто­я­щий про­рыв в обла­сти иссле­до­ва­ния линг­ви­сти­че­ских про­блем жур­на­лист­ско­го твор­че­ства. Этот про­рыв выра­жа­ет­ся не толь­ко в обре­те­нии солид­но­го науч­но­го ста­ту­са, но и в кон­вер­гент­ном под­хо­де, кото­рый в насто­я­щее вре­мя стал про­яв­лять­ся осо­бен­но явно: жур­нал стре­мит­ся предо­став­лять три­бу­ну социо­ло­гам, поли­то­ло­гам, пси­хо­ло­гам, пред­ста­ви­те­лям дру­гих соци­аль­но-гума­ни­тар­ных наук, иссле­ду­ю­щим раз­лич­ные аспек­ты коммуникаций.

Еще одним кри­те­ри­ем отбо­ра рос­сий­ских пери­о­ди­че­ских изда­ний для ана­ли­за ста­ла их при­над­леж­ность к науч­ной спе­ци­аль­но­сти 5.9.9 — «Меди­а­ком­му­ни­ка­ция и жур­на­ли­сти­ка», кото­рая чет­ко обо­зна­ча­ет про­филь журналов.

Нако­нец, исполь­зо­ван метод экс­перт­но­го интер­вью: авто­ра­ми про­ве­де­ны опро­сы вось­ми веду­щих чле­нов Рос­сий­ской ассо­ци­а­ции пре­по­да­ва­те­лей по свя­зям с обще­ствен­но­стью — пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных науч­ных школ с целью опре­де­ле­ния кор­пу­са наи­бо­лее авто­ри­тет­ных жур­на­лов в обла­сти ком­му­ни­ка­тив­ных наук.

При­ме­не­ние ука­зан­ных кри­те­ри­ев и поз­во­ли­ло сфор­ми­ро­вать пул пери­о­ди­че­ских изданий.

Анализ материала

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го ана­ли­за уда­лось выявить основ­ные темы (в пони­ма­нии Н. Лума­на), нахо­дя­щи­е­ся в фоку­се иссле­до­ва­тель­ско­го внимания.

Одна из серьез­ней­ших постав­лен­ных в пуб­ли­ка­ци­ях про­блем, ката­ли­за­то­ра­ми кото­рой ста­ли пан­де­мия, а затем и после­ду­ю­щие кри­зис­ные собы­тия, — само­опре­де­ле­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ной сфе­ры в совре­мен­ной энтро­пич­ной ситуации.

В серии пуб­ли­ка­ций Journal of Public Relations Research тема неопре­де­лен­но­сти и поис­ка выхо­да из нее пред­став­ле­на наи­бо­лее пол­но. Так, в редак­ци­он­ной ста­тье Н. Бра­у­нин­га и С. Янга она заяв­ле­на как наи­бо­лее ост­рая [Browning, Yang 2022].

На сего­дняш­ний день изме­не­ния, отме­ча­ют авто­ры, — един­ствен­ная кон­стан­та. Соци­аль­ное вли­я­ние, ком­му­ни­ка­ци­он­ное воз­дей­ствие мож­но пони­мать как изме­не­ния, пред­на­ме­рен­ные или непред­на­ме­рен­ные, ожи­да­е­мые или непред­ви­ден­ные, поло­жи­тель­ные или отри­ца­тель­ные, того, как люди живут, функ­ци­о­ни­ру­ют и ощу­ща­ют себя в соци­у­ме. Глав­ные ожи­да­ния обще­ства отныне свя­за­ны с тем, что его струк­ту­ры и инсти­ту­ты будут тес­ней­шим обра­зом вза­и­мо­дей­ство­вать с обще­ствен­но­стью, для того что­бы добить­ся обще­ствен­но­го при­зна­ния и повы­сить эффек­тив­ность их дея­тель­но­сти. Толь­ко тогда они ста­нут вос­при­ни­мать­ся как леги­тим­ные. Бра­у­нинг и Янг совер­ша­ют сво­е­го рода откры­тие — обще­ствен­ные ожи­да­ния заклю­ча­ют­ся в том, что в нынеш­них усло­ви­ях ком­па­нии долж­ны зани­мать­ся соци­аль­но-поли­ти­че­ски­ми вопро­са­ми. Если ранее такие ком­па­нии, как Disney и Coca-Cola, гор­ди­лись тем, что избе­га­ют соци­аль­но-поли­ти­че­ских спо­ров, ста­ра­лись дистан­ци­ро­вать­ся от них, то теперь они ока­за­лись втя­ну­ты­ми в тоталь­ные инфор­ма­ци­он­ные и куль­тур­ные вой­ны. В любом слу­чае сего­дня, когда про­ис­хо­дит поли­ти­за­ция всех видов соци­аль­ных отно­ше­ний, чрез­вы­чай­но важ­но в дея­тель­но­сти учи­ты­вать соци­аль­но-поли­ти­че­ский контекст.

Вто­рым по зна­чи­мо­сти вопро­сом, широ­ко обсуж­да­е­мым в пери­о­ди­ке, явля­ет­ся кри­зис­ная ком­му­ни­ка­ция, пони­ма­е­мая как управ­ле­ние проблемами.

Сего­дня управ­ле­ние про­бле­ма­ми, кажу­щи­ми­ся нераз­ре­ши­мы­ми, труд­но­раз­ре­ши­мы­ми, часто обу­слов­лен­ны­ми цен­ност­ны­ми кон­флик­та­ми, ста­но­вит­ся обыч­ным явле­ни­ем для спе­ци­а­ли­стов в обла­сти коммуникации.

В боль­шин­стве пуб­ли­ка­ций цен­траль­ное вни­ма­ние сфо­ку­си­ро­ва­но, конеч­но, на пан­де­мии и ее послед­стви­ях для ком­му­ни­ка­ци­он­ной сфе­ры, и как соци­аль­ной прак­ти­ки, и как поля для рефлек­сии. Авто­ров вол­ну­ют вопро­сы внут­рен­них орга­ни­за­ци­он­ных кон­флик­тов и тем более кри­зи­сов в ком­па­ни­ях и орга­ни­за­ци­ях, вызван­ных пан­де­ми­ей. Глав­ное нега­тив­ное след­ствие, отме­ча­ют иссле­до­ва­те­ли, — это кри­зис дове­рия как к менедж­мен­ту ком­па­ний, так и к орга­нам госу­дар­ствен­ной вла­сти. Ковид про­де­мон­стри­ро­вал, насколь­ко зна­чи­мо опе­ра­тив­ное кри­зис­ное реа­ги­ро­ва­ние, а так­же диа­ло­ги­че­ская ком­пе­тент­ность руко­вод­ства, т. е. откры­тость, стрем­ле­ние к посто­ян­но­му диа­ло­гу. Имен­но это явля­ет­ся осно­ва­ни­ем вос­ста­нов­ле­ния дове­рия [Kim et al. 2023]. Несо­мнен­ное досто­ин­ство пуб­ли­ка­ции — пред­ла­га­е­мые авто­ра­ми раз­лич­ные моде­ли внут­рен­ней кри­зис­ной ком­му­ни­ка­ции, зато­чен­ные имен­но под усло­вия пан­де­мии COVID-19.

В жур­на­ле Mass Communication and Society опуб­ли­ко­ван ряд ста­тей, в кото­рых на дан­ных мно­го­чис­лен­ных иссле­до­ва­ний пока­за­но, как глу­бо­ко поли­ти­зи­ро­ван дис­курс пан­де­мии, а пози­ция поли­ти­ков по это­му вопро­су опре­де­ля­ет их реша­ю­щую роль в созда­нии медий­ной повест­ки дня [Zhou et al. 2022; Ashley et al. 2023]. Поми­мо это­го, авто­рам уда­ет­ся уста­но­вить вза­и­мо­свя­зи меж­ду новост­ной гра­мот­но­стью, дез­ин­фор­ма­ци­ей о COVID-19, кон­спи­ро­ло­ги­че­ским мыш­ле­ни­ем и поли­ти­че­ски­ми ориентациями.

Гло­баль­ные потря­се­ния, вызван­ные собы­ти­я­ми 2020 г. и после­ду­ю­щи­ми про­цес­са­ми, поста­ви­ли обще­ствен­ное мне­ние в центр иссле­до­ва­ний. Как уже отме­ча­лось, дан­ная про­бле­ма явля­ет­ся след­стви­ем рез­ко­го сни­же­ния дове­рия к вла­стям пре­дер­жа­щим прак­ти­че­ски на всех уров­нях — от госу­дар­ствен­ной вла­сти до руко­во­ди­те­лей кор­по­ра­ций и орга­ни­за­ций. Пуб­лич­ный дис­курс теперь игра­ет важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии орга­ни­за­ци­он­ной поли­ти­ки и прак­ти­ки. Иссле­до­ва­те­ли наста­и­ва­ют, что свя­зи с обще­ствен­но­стью долж­ны осу­ще­ствить тео­ре­ти­че­ское пере­осмыс­ле­ние роли в соци­у­ме обще­ствен­но­го мне­ния и отдать ему при­о­ри­тет в сво­ей деятельности.

В ста­тье Кат­лин Бек­кер и Меган Долл основ­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся мето­до­ло­гии функ­ци­о­ни­ро­ва­ния обще­ствен­но­го мне­ния и, каза­лось бы, дав­но усто­яв­шим­ся аспек­там — раз­лич­ным фор­мам его про­яв­ле­ния, пози­ци­ям, кото­рые они отра­жа­ют. Глав­ный вывод, кото­рый дела­ют авто­ры: в дей­стви­тель­но­сти обще­ствен­ное мне­ние не пред­став­ля­ет сего­дня замет­но­го раз­но­об­ра­зия точек зре­ния [Beckers, Doll 2022].

В то же вре­мя Энд­рю Лед­бет­тер и Кор­ли Гер­берт зна­ко­мят с резуль­та­та­ми опро­са по про­бле­мам эффек­тив­но­сти ком­му­ни­ка­ци­он­но­го воз­дей­ствия. 715 участ­ни­ков иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что вни­ма­ние к ним со сто­ро­ны источ­ни­ка инфор­ма­ции было глав­ным кри­те­ри­ем отбо­ра ими кана­лов ее пере­да­чи. В свою оче­редь, со сто­ро­ны кана­лов транс­ля­ции инфор­ма­ции это вза­и­мо­дей­ствие с ауди­то­ри­ей слу­жит мощ­ным пре­дик­то­ром и сти­му­лом пред­по­чте­ний. Ито­ги иссле­до­ва­ния еще раз дока­зы­ва­ют зна­чи­мость обще­ствен­но­го мне­ния для выстра­и­ва­ния ком­му­ни­ка­ций [Ledbetter, Herbert 2022].

Про­дол­жа­ют оста­вать­ся акту­аль­ны­ми вопро­сы исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в ком­му­ни­ка­ци­он­ной прак­ти­ке, хотя циф­ро­ви­за­ция, как отме­ча­ет боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей, пере­ста­ла вхо­дить в состав топо­вых трен­дов, так как рас­смат­ри­ва­ет­ся сего­дня как необ­хо­ди­мый атри­бут всех бизнес‑, поли­ти­че­ских и соци­о­куль­тур­ных про­цес­сов. Вме­сте с тем Ш. Пор­тер и Т. Хан­тер обра­ща­ют вни­ма­ние на новое явле­ние — онлайн-дове­рие заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон к орга­ни­за­ции, кото­рое пред­став­ля­ет собой «гибрид пер­во­на­чаль­но­го и быст­ро раз­ви­ва­ю­ще­го­ся дове­рия» [Porter, Hunter 2022]. Прак­ти­ки счи­та­ют инте­гра­цию онлайн- и офлайн-ком­му­ни­ка­ци­он­ных плат­форм наи­бо­лее эффек­тив­ным спо­со­бом укреп­ле­ния отно­ше­ний меж­ду орга­ни­за­ци­ей и заин­те­ре­со­ван­ны­ми сто­ро­на­ми в циф­ро­вую эпо­ху. Авто­ры кон­ста­ти­ру­ют: ком­па­нии вынуж­де­ны раз­ра­ба­ты­вать кор­по­ра­тив­ную поли­ти­ку в соци­аль­ных сетях, таким обра­зом реа­ги­руя на потен­ци­аль­ный риск несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных сооб­ще­ний. Цен­ность ста­тьи и в том, что авто­рам уда­лось опре­де­лить луч­шие прак­ти­ки, состав­ля­ю­щие инстру­мент сни­же­ния онлайн-рис­ков для сове­тов директоров.

Зна­чи­тель­ное место в изу­че­нии резуль­та­тов циф­ро­ви­за­ции отво­дит­ся про­цес­сам дата­фи­ка­ции как ком­му­ни­ка­ци­он­но­му ресур­су. Иссле­до­ва­те­ли, напри­мер, рас­смат­ри­ва­ют содер­жа­ние кон­цеп­ции коло­ни­а­лиз­ма дан­ных, утвер­ждая, что она вно­сит весо­мый и полез­ный вклад в реше­ние вопро­са о неод­но­знач­ных соци­аль­ных послед­стви­ях дата­фи­ка­ции [Mumford 2022]. Про­дол­жая тему дата­фи­ка­ции, аме­ри­кан­ские уче­ные Дж. Пай­бус и М. Коте при­зы­ва­ют, осно­вы­ва­ясь на меж­дис­ци­пли­нар­ном под­хо­де, глу­бо­ко и все­сто­ронне про­ана­ли­зи­ро­вать соци­аль­но-куль­тур­ные и поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ские послед­ствия исполь­зо­ва­ния пер­со­наль­ных дан­ных мобиль­ны­ми игро­ка­ми [Pybus, Coté 2022]. Это необ­хо­ди­мо сде­лать хотя бы для того, что­бы ори­ен­ти­ро­вать­ся в дан­ном вопро­се и по воз­мож­но­сти про­ти­во­сто­ять «бес­чис­лен­но­му коли­че­ству спо­со­бов, кото­ры­ми дата­фи­ка­ция все боль­ше охва­ты­ва­ет нашу повсе­днев­ную жизнь».

Новый ракурс в пред­мет­ном поле циф­ро­вых ком­му­ни­ка­ций воз­ник совсем недав­но в свя­зи с появ­ле­ни­ем кон­цеп­ции алго­рит­ми­че­ско­го капи­та­лиз­ма. Гол­ланд­ский иссле­до­ва­тель А. Лун­дал в ста­тье «Алго­рит­ми­че­ский мета­ка­пи­тал: ана­лиз соци­аль­ной вла­сти Бур­дье с помо­щью алго­рит­мов в медиа­по­треб­ле­нии» пока­зы­ва­ет: сего­дня с помо­щью алго­рит­мов в обще­стве при­ни­ма­ют­ся очень важ­ные реше­ния, вслед­ствие чего этот инстру­мент начи­на­ет обла­дать зна­чи­тель­ной вла­стью [Lundahl 2022]. Кон­цеп­ция алго­рит­ми­че­ско­го мета­ка­пи­та­ла, кото­рую пред­ла­га­ет автор, вос­хо­дит к тео­рии Бур­дьё о мета­ка­пи­та­ле, имев­шей непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к тра­ди­ци­он­ным медиа. Алго­рит­ми­че­ский мета­ка­пи­тал, отме­ча­ет автор, пред­став­ля­ет собой сим­во­ли­че­скую власть, кото­рая поз­во­ля­ет ее вла­дель­цам вли­ять на самые раз­лич­ные сто­ро­ны жиз­ни соци­у­ма в циф­ро­вую эпо­ху. Иссле­до­ва­ние Лун­да­ла содей­ству­ет пони­ма­нию совре­мен­ной трак­тов­ки мета­ка­пи­та­ла, пока­зы­вая, как он функ­ци­о­ни­ру­ет, будучи в руках циф­ро­вых посред­ни­ков. Такой вид капи­та­ла леги­ти­ми­ру­ет репре­зен­та­ции мира и созда­ет необ­хо­ди­мость алго­рит­ми­че­ской тех­но­ло­гии в раз­лич­ных обла­стях, тем самым фор­ми­руя габи­тус. Автор­ский под­ход поз­во­ля­ет оце­нить силу алго­рит­мов в кон­ти­ну­у­ме «власть — ком­му­ни­ка­ция — общество».

Несо­мнен­но, циф­ро­вые ком­му­ни­ка­ции явля­ют­ся общей пред­мет­ной плат­фор­мой для зару­беж­ных и рос­сий­ских уче­ных, в рам­ках кото­рой актив­но обсуж­да­ют­ся самые раз­лич­ные аспек­ты циф­ро­ви­за­ции, в том чис­ле раз­ра­бот­ка соб­ствен­но­го уни­каль­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для свя­зей с обще­ствен­но­стью и рекла­мы, вклю­че­ние ком­му­ни­кан­тов в рабо­ту по осво­е­нию вир­ту­аль­ных тех­но­ло­гий и искус­ствен­но­го интел­лек­та, воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния ней­ро­се­тей в пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти и т. д. [Кап­лан 2023]. Одна­ко спе­ци­фи­ка рос­сий­ско­го дис­кур­са заклю­ча­ет­ся в том, что основ­ной акцент дела­ет­ся на роли и месте циф­ро­вых ком­му­ни­ка­ций в про­фес­си­о­наль­ном обра­зо­ва­нии: рас­смат­ри­ва­ют­ся клю­че­вые ком­му­ни­ка­ци­он­ные трен­ды и сце­на­рии раз­ви­тия обра­зо­ва­ния с при­ме­не­ни­ем циф­ро­вых тех­но­ло­гий и искус­ствен­но­го интел­лек­та в обо­зри­мой пер­спек­ти­ве [Шар­ков и др. 2022]. Топо­вой темой поле­ми­ки в послед­нее вре­мя ста­ло вклю­че­ние в спи­сок ком­пе­тен­ций спе­ци­а­ли­ста в обла­сти ком­му­ни­ка­ции новой про­фес­си­о­наль­ной функ­ции — вла­де­ние тех­но­ло­ги­я­ми искус­ствен­но­го интеллекта.

Выде­лим еще один важ­ный тренд иссле­до­ва­ний в ком­му­ни­ка­тив­ной обла­сти: зна­чи­тель­ное чис­ло пуб­ли­ка­ций и в зару­беж­ных, и в оте­че­ствен­ных изда­ни­ях содер­жат при­зы­вы к рас­ши­ре­нию мето­до­ло­гий для изу­че­ния ком­му­ни­ка­тив­ных про­цес­сов и явле­ний [Hayes et al. 2023]. О стрем­ле­нии к меж-/муль­ти­дис­ци­пли­нар­ной рабо­те, а так­же к вклю­че­нию тем, жиз­нен­но важ­ных для обла­сти, кото­рые по той или иной при­чине оста­ют­ся недо­ста­точ­но изу­чен­ны­ми, гово­рят, напри­мер, С. Янг и Н. Бра­у­нинг. Наста­ло вре­мя, когда тео­рия систем, тео­рия соци­аль­но­го обме­на, тео­рия стра­те­ги­че­ско­го управ­ле­ния и мно­гие дру­гие кон­цеп­ту­аль­ные под­хо­ды долж­ны стать осно­вой фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний в сфе­ре ком­му­ни­ка­ций. «Вре­ме­на­ми мы, — при­зна­ют авто­ры, — воз­мож­но, отда­ва­ли пред­по­чте­ние тео­ри­ям свя­зей с обще­ствен­но­стью, а не внеш­ним тео­ри­ям, при­ме­ня­е­мым для обслу­жи­ва­ния свя­зей с обще­ствен­но­стью, в ущерб нашей общей поль­зе» [Browning, Yang 2022].

Вме­сте с тем меж­дис­ци­пли­нар­ность осо­бен­но замет­на в иссле­до­ва­нии цело­го ряда науч­ных направ­ле­ний, преж­де все­го в изу­че­нии про­цес­сов меди­а­ти­за­ции, фено­ме­на эко­си­стем, под­хо­дов к иссле­до­ва­нию мета­все­лен­ной и пр.

Так, эффек­ты меди­а­ти­за­ции уже невоз­мож­но све­сти толь­ко к куль­тур­ным и соци­аль­ным послед­стви­ям — циф­ро­ви­за­ция, дата­фи­ка­ция, искус­ствен­ный интел­лект созда­ют осно­ву для ради­каль­но­го соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и соци­аль­но-поли­ти­че­ско­го «пово­ро­та», Data Turn [Шили­на 2020: 526]. Этот пово­рот, сдвиг пара­диг­мы меди­а­ти­за­ции ряд уче­ных обо­зна­ча­ет как транс­грес­сию. Транс­грес­сия и как явле­ние, и как про­цесс име­ет мно­же­ство трак­то­вок в раз­лич­ных науч­ных сфе­рах, вме­сте с тем боль­шин­ство уче­ных раз­де­ля­ют общий взгляд на ее сущ­ность: транс­грес­сия — это пере­ход из одно­го фик­си­ро­ван­но­го состо­я­ния в дру­гое, она кон­ста­ти­ру­ет явле­ние пере­се­че­ния непро­хо­ди­мой гра­ни­цы, преж­де все­го гра­ни­цы меж­ду воз­мож­ным и невозможным.

Сле­ду­ет отме­тить, что в оте­че­ствен­ных ком­му­ни­ка­тив­ных иссле­до­ва­ни­ях фено­мен транс­грес­сии при­вле­ка­ет осо­бое вни­ма­ние, посколь­ку рас­смат­ри­ва­ет­ся как маги­страль­ный путь в раз­вер­ты­ва­нии про­цес­са меди­а­ти­за­ции. Весо­мым дока­за­тельств это­го тези­са стал выпуск спе­ци­аль­но­го номе­ра «Вест­ни­ка Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы наро­дов. Серия: Лите­ра­ту­ро­ве­де­ние. Жур­на­ли­сти­ка» (2021, т. 26, № 4), авто­ры кото­ро­го не толь­ко рас­смат­ри­ва­ют при­ро­ду и осно­ва­ния транс­грес­сии, но и иссле­ду­ют ее послед­ствия для раз­лич­ных обще­ствен­ных сфер. В эпо­ху дати­фи­ци­ро­ван­но­го коло­ни­а­лиз­ма — совре­мен­ной фор­мы капи­та­лиз­ма, отме­ча­ет редак­тор номе­ра М. Шили­на, транс­грес­сия «отра­жа­ет стрем­ле­ние вый­ти за рам­ки раци­о­наль­но­сти и целе­со­об­раз­но­сти, она ведет к раз­мы­ва­нию норм, пра­вил, цен­но­стей и нару­ше­нию гра­ниц, одно­вре­мен­но отри­цая и утвер­ждая опре­де­лен­ный пре­дел» [Шили­на 2021: 614].

В этом кон­тек­сте вызы­ва­ет удив­ле­ние заяв­ле­ние Е. А. Ост­ров­ской в ста­тье, посвя­щен­ной ана­ли­зу пред­мет­но­го поля меди­а­ти­за­ции: «В ситу­а­ции про­бук­со­вы­ва­ния оте­че­ствен­но­го социо­ло­ги­че­ско­го тео­ре­ти­зи­ро­ва­ния о меди­а­ти­за­ции пред­став­ля­ет­ся весь­ма про­дук­тив­ным обра­ще­ние к под­хо­дам, пред­ло­жен­ным зару­беж­ны­ми кол­ле­га­ми» [Ост­ров­ская 2023]. Напро­тив, иссле­до­ва­ние ситу­а­ции, сфор­ми­ро­вав­шей­ся вокруг фено­ме­на меди­а­ти­за­ции и ее послед­ствий, поз­во­ля­ет сде­лать заклю­че­ние: про­цес­сы меди­а­ти­за­ции и их гло­баль­ные послед­ствия явля­ют­ся сего­дня одним из наи­бо­лее ост­рых вопро­сов рос­сий­ско­го науч­но­го дискурса.

Про­ис­хо­дит и еще одна, более мас­штаб­ная, мета­мор­фо­за — рас­ши­ре­ние сете­во­го про­стран­ства до мета­все­лен­ной. Мета­все­лен­ную иссле­до­ва­те­ли опре­де­ля­ют как вир­ту­аль­ное про­стран­ство, в кото­ром инди­ви­ды спо­соб­ны вза­и­мо­дей­ство­вать друг с дру­гом и с циф­ро­вы­ми объ­ек­та­ми посред­ством раз­лич­ных тех­но­ло­ги­че­ских при­спо­соб­ле­ний. Вме­сте с тем это мощ­ное обра­зо­ва­ние стал­ки­ва­ет­ся с рядом не менее серьез­ных про­блем, в первую оче­редь с соб­ствен­ны­ми «раз­ло­ма­ми», кото­рые порож­де­ны дей­стви­я­ми госу­дар­ствен­ных струк­тур и иных акто­ров, ста­вя­щи­ми раз­лич­ные барье­ры и ограничения.

Результаты исследования

В про­цес­се про­ве­ден­но­го ана­ли­за новей­ших пуб­ли­ка­ций про­фес­си­о­наль­ной пери­о­ди­ки выде­ле­ны наи­бо­лее акту­аль­ные темы, высту­па­ю­щие осно­ва­ни­ем совре­мен­ных иссле­до­ва­ний в сфе­ре ком­му­ни­ка­тив­ной нау­ки и практики.

Цен­траль­ной про­бле­мой явля­ет­ся само­опре­де­ле­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ной сфе­ры в совре­мен­ной неста­биль­ной, хао­тич­ной ситу­а­ции, когда про­вер­ке под­вер­га­ют­ся все ранее усто­яв­ши­е­ся миро­воз­зрен­че­ские посту­ла­ты коммуникативистики.

Оче­вид­но, что сти­му­лом тако­го пере­осмыс­ле­ния роли ком­му­ни­ка­ции стал кри­зис, поро­див­ший мас­су про­блем, преж­де все­го про­бле­му дове­рия как меж­ду менедж­мен­том орга­ни­за­ции и ее сотруд­ни­ка­ми, так и меж­ду госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми и насе­ле­ни­ем боль­шин­ства стран. Отсю­да кри­зис­ная ком­му­ни­ка­ция ста­но­вит­ся трен­дом номер один, высту­пая ост­ро вос­тре­бо­ван­ным видом ком­му­ни­ка­ци­он­ной дея­тель­но­сти. При этом ее содер­жа­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся как управ­ле­ние не столь­ко ката­стро­фи­че­ски­ми ситу­а­ци­я­ми при­род­но­го либо тех­но­ген­но­го харак­те­ра, сколь­ко все­го ком­плек­са воз­ни­ка­ю­щих соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­блем, нося­щих ком­му­ни­ка­ци­он­ную нагруз­ку. Тем самым кри­зис­ные ком­му­ни­ка­ции пре­вра­ти­лись в насто­я­щее вре­мя в неотъ­ем­ле­мый атри­бут дея­тель­но­сти коммуникатора.

Вме­сте с тем воз­ни­ка­ет вопрос, тре­бу­ю­щий даль­ней­шей рефлек­сии: каким обра­зом стра­те­ги­че­ские ком­му­ни­ка­ции, пред­по­ла­га­ю­щие, как пра­ви­ло, дол­го­сроч­ное целе­по­ла­га­ние, соот­но­сят­ся с кри­зис­ным управ­ле­ни­ем, наце­лен­ным на реше­ние локаль­ных задач? Ведь в усло­ви­ях отно­си­тель­ной ста­биль­но­сти (в допан­де­мий­ный пери­од) стра­те­ги­че­ские ком­му­ни­ка­ции и кри­зис­ные ком­му­ни­ка­ции все­гда рас­смат­ри­ва­лись как аль­тер­на­тив­ные виды дея­тель­но­сти: в ситу­а­ци­ях кри­зи­са имен­но кри­зис­ные ком­му­ни­ка­ции выхо­ди­ли на пер­вый план, пре­вра­щая стра­те­ги­че­ские ком­му­ни­ка­ции в сво­е­го рода мар­ги­наль­ное направление.

Про­блем­ный харак­тер носит и тема роли в совре­мен­ных усло­ви­ях обще­ствен­но­го мне­ния. Для того что­бы вос­ста­но­вить дове­рие обще­ства, управ­лен­че­ским струк­ту­рам (вне зави­си­мо­сти от сфе­ры их функ­ци­о­ни­ро­ва­ния) необ­хо­ди­мо посто­ян­но демон­стри­ро­вать ауди­то­ри­ям «эти­ку забо­ты» — интер­ак­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие со стейк­хол­де­ра­ми. В тече­ние 2010‑х годов была выра­бо­та­на целая систе­ма мето­дов и тех­но­ло­гий, спо­соб­ству­ю­щих выстра­и­ва­нию проч­ных, ста­биль­ных свя­зей компаний/организаций с насе­ле­ни­ем. Более того, за эти годы сфор­ми­ро­ва­лась тео­ре­ти­че­ская база для обос­но­ва­ния и раз­ра­бот­ки наи­бо­лее эффек­тив­ных мето­дов ком­му­ни­ка­ции. Речь идет о клас­си­че­ской кон­цеп­ции «кор­по­ра­тив­ной соци­аль­ной ответ­ствен­но­сти», тео­рии устой­чи­во­го раз­ви­тия, кон­цеп­ции ESG и ряде др. Одна­ко сего­дня в содер­жа­тель­ную часть этих тео­ре­ти­че­ских под­хо­дов и соот­вет­ствен­но прак­тик тре­бу­ет­ся вне­се­ние зна­чи­тель­ных изме­не­ний, посколь­ку в свя­зи с услож­не­ни­ем соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской и поли­ти­че­ской ситу­а­ции ком­па­нии пред­по­чи­та­ют свер­ты­вать про­грам­мы соци­аль­но­го инве­сти­ро­ва­ния. Отсю­да акту­а­ли­зи­ру­ют­ся вопро­сы адап­та­ции кон­цеп­ту­аль­ных осно­ва­ний соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства к жест­ким тре­бо­ва­ни­ям сего­дняш­не­го дня и созда­нию новых форм и мето­дов управ­ле­ния обще­ствен­ным мнением.

В фоку­се ком­му­ни­ка­ци­он­но­го дис­кур­са про­дол­жа­ет оста­вать­ся тема циф­ро­ви­за­ции ком­му­ни­ка­ций. При­чем свой­ством этой темы явля­ет­ся муль­ти­п­ли­ци­ро­ва­ние все новых вопро­сов, бóль­шая часть кото­рых при­об­ре­та­ет гло­баль­ный мас­штаб. Это каса­ет­ся форм и резуль­та­тов меди­а­ти­за­ции, в том чис­ле обра­зо­ва­ния фено­ме­на мета­все­лен­ной, транс­грес­сии как ради­каль­но­го каче­ствен­но­го пово­ро­та в раз­ви­тии меди­а­ти­за­ции, появ­ле­ния новых под­хо­дов в интер­пре­та­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных про­цес­сов (напри­мер, кон­цеп­ции «алго­рит­ми­че­ско­го мета­ка­пи­та­ла») и т. д.

Осо­бый круг вопро­сов пред­став­ля­ет собой мето­до­ло­гия ком­му­ни­ка­ци­он­ных иссле­до­ва­ний, так как имен­но она зада­ет направ­ле­ние изу­че­ния про­блем, важ­ней­ших для раз­ви­тия ком­му­ни­ка­тив­ной отрас­ли. В каче­стве такой доми­нан­ты в послед­нее вре­мя высту­па­ет меж­дис­ци­пли­нар­ный под­ход, поз­во­ля­ю­щий все­сто­ронне, ком­плекс­но изу­чать явле­ния и про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в сфе­ре коммуникаций.

Выводы

Под­во­дя ито­ги иссле­до­ва­ния с точ­ки зре­ния срав­ни­тель­но­го ана­ли­за зару­беж­но­го и оте­че­ствен­но­го дис­кур­сив­ных полей, мож­но кон­ста­ти­ро­вать: в целом иссле­до­ва­те­ли раз­де­ля­ют общие пози­ции по фун­да­мен­таль­ным про­бле­мам ком­му­ни­ка­тив­ных наук. К ним, в част­но­сти, отно­сят­ся про­цес­сы меди­а­ти­за­ции и ее послед­ствий, изу­че­ние фено­ме­на мета­все­лен­ной, амби­ва­лент­ные эффек­ты циф­ро­ви­за­ции, роль искус­ствен­но­го интел­лек­та в раз­ви­тии ком­му­ни­ка­ци­он­ной отрас­ли и т. д. Демар­ка­ци­он­ная линия меж­ду взгля­да­ми запад­ных и рос­сий­ских иссле­до­ва­те­лей про­хо­дит пре­иму­ще­ствен­но по вопро­сам тех­но­ло­ги­че­ско­го харак­те­ра, воз­ник­шим уже в 2020 г.: пост­пан­де­мий­ное буду­щее, поли­ти­че­ский кон­сю­ме­ризм и его отра­же­ние в ком­му­ни­ка­ци­ях, кор­по­ра­тив­ные ком­му­ни­ка­ции и т. д.

Кар­то­гра­фия даль­ней­ших иссле­до­ва­ний в обла­сти соци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции пред­по­ла­га­ет инте­гра­цию в изу­че­ние пред­ме­та дан­ной сфе­ры идей не толь­ко соб­ствен­но ком­му­ни­ка­тив­ных наук, но и фило­со­фии, эко­но­ми­ки, поли­ти­ки, куль­ту­ро­ло­гии, откры­вая нова­тор­ский под­ход к меж­дис­ци­пли­нар­ным ком­плекс­ным иссле­до­ва­ни­ям в ситу­а­ции неопре­де­лен­но­сти и неустойчивости.

Конеч­но, сего­дня в сфе­ре ком­му­ни­ка­ци­он­ных иссле­до­ва­ний вопро­сов боль­ше, чем отве­тов. Хочет­ся наде­ет­ся, что наш ана­ли­ти­че­ский обзор не толь­ко помо­жет иссле­до­ва­те­лям соста­вить из раз­роз­нен­ных, на пер­вый взгляд, тем кон­ту­ры общей кар­ты направ­ле­ний науч­но­го поис­ка, но и подвиг­нет к выдви­же­нию и обос­но­ва­нию новых идей в тео­рии и прак­ти­ке коммуникаций.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 3 октяб­ря 2023 г.; реко­мен­до­ва­на к печа­ти 10 апре­ля 2024 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2024

Received: October 3, 2023
Accepted: April 10, 2024