Пятница, 4 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2024. Специальный выпуск № 11

Материалы VIII Международной научной конференции «Язык в координатах массмедиа»

2024 спецвыпуск 11 "Медиалингвистика"

ISBN 978-5-00110-446-9

Научный редактор

Л. Р. Дускаева

Ответственный редактор

А. А. Малышев

В сборнике представлены одобренные руководителями секций и круглых столов материалы докладов участников VIII Международной конференции «Язык в координатах массмедиа», организованной в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Авторы сборника — представители научных и образовательных организаций разных городов России, Болгарии, Индии, Китая, Республики Беларусь.

Фактические сведения приводятся в авторской редакции.

СОДЕРЖАНИЕ

ГРАММАТИКА МЕДИАРЕЧИ 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЦИФРОВОЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ 

Басовец И. М. Корреляции типов авторства и категорий медиатекста 

Бонджолова В. Ц. Оказионална топонимия в медийното пространство 

Гапутина В. А. Грамматические способы выражения волеизъявления
в сетевом экологическом дискурсе 

Глущенко О. А. Мультитекст в цифровом пространстве: случайное множество речевых сегментов или новый формат медиатекста 

Зверева Е. А. Вербальные средства выражения «новой искренности» в журнале «Правила жизни» 

Зеленина Е. В. Патриотическая риторика в условиях политической напряженности 

Куликова Э. Г. Числовые формы и грамматическое конструирование медийной картины мира 

Кустова Г. И. Режимы употребления и функции субстантиватов в текстах СМИ 

Малышев А. А. Грамматика ретроспективности в новостных заметках петровских «Ведомостей» 

Новоселова В. А. Образные характеристики лидеров западных стран в медиатекстах политического дискурса 

Султанбаева Г. С., Сейдеханов С. А. Язык в координатах медиа: современные реалии, тренды и роль мультимедийного контента 

У Сяохун. Языковые средства выражения субъективно-модального значения уверенности в комментариях читателей к новостям (на материале «РИА Новости») 

Щитка Н. Н. Лингвостилистическая специфика новостных русскоязычных интернет-СМИ Узбекистана 

СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ И ЯЗЫК МАССМЕДИА

Абыякая О. В. «Белое пальто» в интернет-коммуникации: особенности
функционирования 

Конюшкевич М. И. Способы формирования реестров союзных средств русского языка в их реальном употреблении 

Косова Г. Р. Концепт «семья» в интервью с советскими и российскими звёздами (на примере изданий «7 Дней» и «Советский экран») 

Мирошниченко А. С. Статусно-маркированные номинации лица по уровню компетентности в русскоязычных текстах белорусских СМИ 

Никитина Т. Г. Пословица в современном медиатексте: приемы лексикографической интерпретации 

Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. «Медиасловарь ключевых слов текущего момента» в реальности цифровой среды 

Романова Т. В. Проблемы бытования терминов в медиаречи и их представления в словаре 

Серова С. А. Специфика активного словаря средств массовой информации периода специальной военной операции 

МЕДИАТЕКСТ В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Боронкин П. А. Работа с диминутивной лексикой в иностранной аудитории 

Вакулова Е. Н. Использование глаголов речи при пересказе медиатекстов 

Задонская Г. А. «Третье место» в медийной среде и преподавании русского языка как иностранного 

Куценко К. В. Проблемы перевода и трансформации рекламы в кросс-
культурном контексте для студентов международных отношений 

Лущинская О. В. Медиатексты конвергентных средств массовой коммуникации в обучении иностранным языкам 

Милевская Т. Е. Медиатексты как дидактический материал при обучении обучения дискуссии в курсе риторики 

Михайлова М. Ю., Цывкунова Е. А. Применение интерактивных форм в рамках обучения анализу новостных статей 

Орлова Н. В. Медиатекст как эффективное дидактическое средство обучения чтению студентов, изучающих РКИ в Республике Камерун 

Петрова С. А. Деловая документация в СМИ на занятиях по русскому языку как иностранному 

Редькина О. Ю. Трэвел-медиатекст в обучении РКИ: анализ и адаптация средствами AI 

Чичерина Н. В. Медиакомпетентность в эпоху информационных войн: актуализация понятия 

Gevorgyan A. A. The potential of student documentary film production in English in the training of international journalists 

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МЕДИАЛИНГВИСТИКЕ МЕДИЙНЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Данилевская В. А. Смысловые повторы и дискурсивные маркеры как единицы развертывания текста в русском и английском медиадискурсе 

Иванова Л. Ю., Удальцова А. Р. Квантитативные подходы к изучению возражения в научно-популярном медиадискурсе: сравнительно-поисковое исследование 

Коняева Ю. М. Речевая системность как основа для построения математических моделей классификации научно-популярных текстов 

Копнина Г. А. Триггерные высказывания в современном новостном дискурсе: возможности и проблемы экспериментального исследования с использованием инструмента разметки “Doccano” 

Кочетова Л. А. Лингвистическая параметризация деструктивных медийных текстов 

Мишланов В. А. К проблеме изучения синтаксиса текстов онлайн-коммуникации 

Никитина Е. Н. О соотношении лексики и грамматики при создании лингвистических инструментов автоматического анализа текстов 

Обухова И. А. Эмодзи и метод Word2Vec: вычисление контекстуальной близости использования символов для обозначения эмоций в текстах ֿ

Радбиль Т. Б., Помазов А. И. Компьютерный инструментарий для выявления имплицитной оценочности медиатекста посредством моделей машинного обучения 

Шлыкова Е. Ю. О специфике текстов научных сетевых дискуссий и возможном подходе к их автоматической идентификации 

Янь Сяолин. Маркеры каузальных конструкций в речевых разновидностях как объект формализации 

ДИАЛОГ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аверина Л. О. Взаимодействие юридической и искусствоведческой терминологии в СМИ (особенности перевода с немецкого языка) 

Дускаева Л. Р. Вариативность оценочной репрезентации возражений 

Землякова К. В. Мена коммуникативных ролей в диалоге Telegram-канала 

Кожемякин Е. А., Тяжлов Я. И. Особенности взаимодействия пользователей с научным интернет-текстом 

Пивоварчик Т. А. Эпистемическая культура социальных сетей как каналов распространения научного знания 

Прокофьева Н. А. Роль заголовочного комплекса в повышении резистентности научно-популярного текста 

Стоянова Е. В., Борисова Е. Б. Диалог в новых болгарских медиа 

Халина Н. В., Ильиных А. В. Медийная прототипизация научного дискурса: шифтерная методология презентации Dasein 

Чэнь Ко. Терминология традиционной китайской медицины в СМИ 

Щеглова Е. А. Глагольная лексика возражения в научно-популярном дискурсе: к постановке вопроса 

РЕЧЬ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ В НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Авагян Н. А. «Женское» в современных массмедиа интервью: общее и специфичное 

Бахирев Ю. Г. Медийный образ Д. Саймса (Первый канал) 

Богуславская В. В., Сунь Вэйфан. Признаки разговорного стиля речи в текстах интернет-отзывов российских туристов о Китае 

Выровцева Е. В. Возражение в комментариях научно-популярных массмедиа: метадискурсивный аспект 

Гладко М. А. Коммуникативная специфика радиотекста в конвергентном медиапространстве Беларуси 

Егошкина В. А. Приемы установления и поддержания контакта с адресатом в опосредованной аудиовизуальной медиакоммуникации 

Масленкова Н. А. Как учить гуманитария основам Data Science: основы
методологии 

Орешкина А. А. Роль заголовочного комплекса радиопрограммы в обеспечении авторской уникальности радиотекста 

Розенфельд М. Я., Пришельцева М. Л. Композиционные и стилистические особенности современного российского YouTube-интервью 

Сулейманов М. Р. Экфрасис контента и контекста СМИ в цифровой коммуникации 

Сыпачёва К. Н. Функции высокого терминального тона в английских медиа: экспериментальное исследование 

ЛИНГВОДИСКУРСОЛОГИЯ МЕДИА ЛОКАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА В МЕДИЙНОЙ СРЕДЕ: РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ

Антропова В. В. Формирование идентичности в локальном медиадискурсе переходного периода 

Асташова О. И. Практики конструирования ценностных смыслов в городском медиадискурсе 

Васильченко М. А. Лингвоаксиологический аспект локусного брендинга

Глинка Е. В. Городское предместье как поликодовый текст и его интертекстуальные связи

Каминская Т. Л. Символический капитал територии в медиадискурсе выставки «Россия» на ВДНХ

Карпухина В. Н. Хронотоп Барнаула в локальных СМИ начала ХХ века: аксиогенная метафорика как средство самоидентификации

Коньков В. И. Территория исторической достопримечательности как текст и способы его прочтения 

Малышев А. А. Юный Петербург на страницах петровских «Ведомостей» 

Малышева Е. Г., Русакова Ю. Е. Медиаобраз Омска: базовые метонимические модели и их языковая интерпретация (на материале текстов региональных СМИ и коммуникации интернет пользователей) 

Привалова О. Ю. Визуальный язык районных и муниципальных СМИ. современное состояние и тенденции развития 

Соломкина Т. А. «Памятник покаяния» как элемент локального городского пространства 

Сосновская А. М. Медийная репрезентация локальных городских пространств: парк Интернационалистов и парк Авиаторов в Санкт-Петербурге 

Тихонова И. А. Самоидентификация жителей районов в локальных сообществах (на примере групп районов Москвы в социальных медиа) 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ЯЗЫКОВЫХ ФЕНОМЕНАХ СЛАВЯНСКОГО МЕДИАДИСКУРСА

Биюмена А. А. Образ «человека труда» в белорусских печатных медиа 

Герасимчик И. А. Историческая личность как корпоративный герой: особенности формирования медийного образа 

Горный А. С. Периодические издания белорусской диаспоры в межвоенный период: география и тематические характеристики 

Дегтярева О. В. Роль календаря праздничных дат в символической политике Украины 

Дякиева Б. Б. Год педагога и наставника: медиаобраз учителя в республиканских СМИ 

Загидуллина М. В. «Медиаразметка» меморативного ландшафта: о фильтрах выбора материала в любительских видеонарративах 

Зезюлевич А. В. Жанровая модификация портрета в журналистском творчестве Людмилы Рублевской 

Ляшева М. Н. Особенности репрезентации советских идеологем как отражение исторической памяти современного общества (на примере текстов социальных сетей) 

Медведева А. Р. Пространственная когниция Аркаима в контексте журналистики и личных впечатлений 

Метлушко И. В. Цели апелляции к коллективной памяти в официальном новостном дискурсе 

Минчук И. И. Областной фестиваль-ярмарка тружеников села «Дажынкі» в публикациях белорусских региональных СМИ: коммуникативные паттерны 

Пивоварчик И. В. Религиозные смыслы в повседневных практиках верующих и их отражение в белорусском медийном дискурсе 

Секиро О. О. Текстообразующая роль метафоры «земля-почва» в публицистике И. С. Аксакова 

Чернявский А. Г. Мемориализация белорусской истории на страницах журнала «Белорусская школа в Латвии» (1926–1933 гг.) 

Шакенова М. Т., Калдыгозова С. Е. Медиадискурс как источник формирования прецедентности 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕДИАКОНТЕНТ: АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Балаш В. С. Сравнение ИИ и творческой работы журналиста-редактора в написании заголовков для новостных заметок в современной периодике 

Иванова Т. К. Объективация критериев сложности текста медиасферы на основе использования анализатора RuLingua 

Мубаракшина А. М. Нарратив в медиагороскопе

Широкова Е. Н. Знаки вторичной номинации как средство ведения информационной войны 

(ПЕРЕ-)ФОРМАТИРОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА В ДИСКУРСЕ МАССМЕДИА

Байбатырова Н. М. Медийные инструменты и стратегии внедрения языковых концептов агрессии и вражды 

Бебчук Е. М., Тулупов В. В. СВО: роль СМИ в формировании картины мира и идеологической составляющей у россиян 

Власова А. А. Альтернативные версии реальности и их борьба в медиадискурсе 

Воскресенская М. А. Потенциал массмедиа в осуществлении «культурной Реконкисты» 

Гаврилова М. В. Лингвистические методы изучения национальной идентичности 

Гладченко И. А., Попов М. Д., Дынкин Н. К. Различные методологические подходы к определению ценностей в медиатекстах 

Данилевская Н. В. Язык убеждения в медийных текстах контроверсивного содержания 

Дроздова А. В., Аббасова С. Т. О возможности «мирной журналистики» 

Корышев М. В., Хохлова М. В. Кант и «гражданин в форме»: ценностныеориентиры и их репрезентация во внутренней периодике бундесвера 

Красоцкая М. Д. Вербализация ценностей и антиценностей через идиоматические выражения (на материале мультсериала “Helluva Boss”)

Кунгурова О. Г. Специфика межнациональной формы русской медиаречи в печатной периодике Республики Казахстан 

Мосягина М. С. Формирование британской национальной идентичности в англоязычном медиадискурсе 

Оян Жогу. Избирательное отображение китайской культуры в зарубежных СМИ 

Свистун Т. И. Культурная идентичность: модели и языковые средства 

Федоров В. В. Медиадискурсивное конструирование идентичности российского общества в контексте военной операции (на материале публикаций региональных СМИ) 

РЕЧЬ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Байгазанова Р. Т. Коммуникационные риски и стратегии защиты в ситуации бизнес-буллинга 

Балахонская Л. В. Стратегия дискредитации конкурентов в российском шоу-бизнесе (на примере публикаций в аккаунтах «звезд» в социальных медиа) 

Быкова Е. В. Цифровизация и искусственный интеллект в медиаобразовании: риски и возможности 

Зайцева И. П. В «плену» рекламных мифов: словесно-художественное осмысление влияния рекламного дискурса на массовое сознание 

Когай А. Д. Контент-маркетинг в B2C-коммуникациях с цифровым и аналоговым метапоколениями (на примере текстов OTA-платформ в соцсетях) 

Кривоносов А. Д. Деконструкция коммуникационного продукта в условиях цифровизации 

Мамонова Н. В. Конструирование культурно-ценностных компонентов медиадискурса при университетском брендировании 

Нигматуллина К. Р. Искусственный интеллект и его место в медиафилософских концепциях 

Тельнова И. Н. Матрица научных коммуникаций как фундамент визионерства в научной среде 

Тихомирова Л. С. Речевые стратегии формирования корпоративного имиджа (на примере рекламных сайтов ПАО «Лукойл. Пермь») 

Чжэ Чэнь. Кризисные коммуникации власти и общества на цифровых платформах Weibo и X: реакция китайской и европейской общественности на введение углеродного налога 

Юйбо Го. Российская медицина и здравоохранение в цифровых медиа КНР (на материале «Science and Technology Daily») 

ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕДИАДИСКУРСА В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Арутюнова-Ястребкова Э. В. Манипулятивный потенциал стилистических средств современного медиадискурса 

Ван Сюй. Трансформация роли медиа в международных отношениях на примере Китая и России: исторический и современный аспекты 

Калинин О. И. Опыт лингвистического исследования информационной войны (на материале репрезентации китайско-американской торговой войны в медиадискурсе КНР и США) 

Колесникова Н. Л. Трансформация языка массовой коммуникации в язык информационной войны 

Сибиряков И. В. Образ России в медиапространстве БРИКС: опыт «новостной» самопрезентации страны в международной сети TV BRICS 

Теплякова А. Б. Метафора и метонимия как концептуальная основа при использовании языковой единицы sanction в англоязычном медиадискурсе(наматериалезаголовковстатей) 

Ivanova L. Yu. Speech organization of objection in diplomatic speech 

Wu Mei. People to people communication vs generative AI: New shift in struggle of media powers 

КРИТИКА МЕДИАРЕЧИ ЯСНОСТЬ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ

Баженова Е. А. Ясность речи в медиакоммуникации власти и общества 

Беглова Е. И. Разговорные лексические средства в современном журнальном тексте как показатель новаторства и уровня речевой культуры адресанта 

Осетрова Е. В. Неавторизованная информация в медиатекстах и ее модус неопределенности 

Саакян Л. Н. Ясность / неясность иерархических отношений в политическом медиадискурсе 

Северская О. И. Термины в современном медиадискурсе: от полной непрозрачности до кажущейся ясности 

Яковлева Ю. В. Ясность речи как основа словесного мастерства в педагогической журналистике XVIII-XIX вв. 

КОММУНИКАТИВНЫЕ РИСКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ В СЕТЕВОМ ОБЩЕНИИ: ЮРИСЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аксентьева Ю. В. Проблема юрислингвистической компетенции
журналиста при освещении инфоповодов, связанных с запретом
пропаганды ЛГБТ* 

Андронов Ю. А. Вербальные маркеры манипулятивной стратегии сетевого медиадискурса 

Байгазанова Р. Т. Субъект-объектная парадигма бизнес-буллинга как основа юрислингвистического анализа 

Дедова А. Е. Специфика медиарепрезентации акта массшутинга (скулшутинга): воздействие на молодежную аудиторию 

Исалиева А. Р., Савельева А. Ю. Экспертное понятие «эксплуатация интереса к сексу» в свете информационной безопасности несовершеннолетних 

Кара-Мурза Е. С., Чумажанов А. С. Противодействие кибербуллингу в российской и казахстанской медиасреде: законодательная регуляция и коммуникативные стратегии совладания 

Кузнецов И. А. Фатическая диалогическая коммуникация манипулятивного типа в отечественной сетевой медиаречи 

Милосердова Н. В., Уланова Б. А. Использование метода полевого структурирования при анализе сведений о распространении порнографических изображений несовершеннолетних в сети «Интернет» 

Славкина И. А. Деструктивные триггерные высказывания в социальных медиа: лингвоэкологический аспект 

Соколова Э. Ю. Языковая репрезентация концепта взяточник

Чернышова Т. В. Коммуникативные риски популяризации знания в сети: юрислингвистический аспект 

Шмаков А. А. Установление контекстуального значения языковых единиц в лингвоэкспертной практике на материале электронной коммуникации 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА: МЕДИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ

Адамова О. Н. Актуальные и традиционные медиапрактики репрезентации темы Великой Отечественной войны в художественной критике (на примере белорусского журнала «Мастацтва») 

Ван Хунюань. Свет и эхо: Андрей Тарковский в современной китайской медиасфере 

Гринфельд В. А. Издательский комментарий как формат художественной критики 

Каверина Е. А. К вопросу авторства в художественной критике 

Лебедева М. Л. Цитация как способ организации медийного литературного дискурса 

Локтевич Е. В. Элементы геймификации в PR-биографии современной творческой личности 

Лопачева М. К. Георгий Иванов о судьбе русской живописи в эмиграции 

Лысова Н. Б. СМИ и «культура»: работа со словом или со смыслами 

Романцова Т. Д. Музейный предмет как инструмент литературно-критической практики экскурсанта 

Саенкова-Мельницкая Л. П. Рекламные стратегии в современном арт-дискурсе: речевая презентация произведения искусства 

Цветова Н. С. Дискурс об Астафьеве: динамика медиапрезентации 

Шилина А. Г. Инскрипт как жанр информационно-культурного пространства: индивидуальность и корпоративность 

НОВЫЕ ТИПЫ МЕДИАТЕКСТОВ И НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ АВТОРОВ, РЕДАКТОРОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Александрова И. Б., Славкин В. В. Лингвистическая специфика современного новостного медиатекста

Горчаков В. В. Полифункциональность современного журналиста: опыт трансформации телевизионной редакции «Новосибирские новости» 

Гурова Е. К. Новые компетенции редактора в цифровую эпоху

Заячковская К. В. Методы выявления типов языковых личностей в сетевом дискурсе 

Корнилова Т. В., Кузнецова Т. В. Практикоориентированный подход в преподавании лингвистических дисциплин на факультете журналистики МГУ 

Ломыкина Н. Ю. Специфика создания медиатекста для новых площадок 

Мазикова Н. Ю. «На пары бегу»: как мотивировать студентов-зумеров учиться? 

Солодовникова Н. Г. Эмоциогенезис и медиаэмотивность текстов в социальных сетях 

Тарасов М. И. Поле инференции в современных СМИ 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В РОССИЙСКОМ МЕДИАТЕКСТЕ

Ван Сюйцзин. Музей-квартира А. С. Пушкина в петербургском тексте: взгляд магистра СПбГУ из Китая 

Есина К. В. Петербург Петра I: колыбель российской науки 

Лебедева М. А. Образ универсанта в публикациях о блокаде Ленинграда 

Лю Яньюнь. Медиаобраз Санкт-Петербургского университета в современных китайских массмедиа 

Панченко Е. А. Имидж выпускника СПбГУ: опыт российских и китайских студентов 

Прокофьева Н. А. Образ преподавателя в социальной рекламе к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета 

Хохлова М. В. Тематическое наполнение университетской жизни сквозь призму значимой лексики 

* Признано Верховным судом Российской Федерации экстремистским движением, деятельность запрещена на территории Российской Федерации.