Пятница, 17 январяИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2024. Том 11, № 2

Медиатизация когнитивных терминов: корпусное исследование

2024. Том 11, № 2, Грамматика медиаречи
Рассматривается проблема медиатизации когнитивных терминов в современных российских общественно-политических СМИ. В ходе исследования освещаются подходы к изучению медиатизации, которая осмысляется в науке на различных уровнях: как социальный процесс на уровне общественных институтов, связанный с ним дискурсивный процесс, а также являющаяся его результатом трансформация конкретных языковых единиц в текстах СМИ. Таким образом, медиатизация терминов рассматривается как следствие глобальных социальных и дискурсивных процессов, проявляющееся в семантических и прагматических трансформациях терминов в СМИ. Объектом исследования выступают 22 термина, актуальных в научном дискурсе и обозначающих когнитивные процессы и явления, а также подходы к их изучению. Функционирование терминов изучено на материале 6704 контекстов в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Целью исследования является сопоставление семантики, прагматических функций когнитивных терминов в медийном и ...

Научная популяризация в медиа как социально-коммуникативная практика: выражение резистентности

2024. Том 11, № 2, Медиастилистика
Исследуются речевые факторы, обеспечивающие устойчивость научно-популярной медиакоммуникации к таким коммуникативным угрозам, как недоверие к правильности информации, сомнение в ее новизне и полезности, недопонимание объяснения, отсутствие интереса, скепсис к научному знанию. Для профилактики коммуникативных угроз медиатекст приобретает возражающий потенциал, что было названо текстовой резистентностью. Резистентность медиаречи эксплицируется в метатексте — субтекстовом образовании, создаваемом разноуровневыми языковыми средствами для передачи информации о содержании и характере отклика автора на гипотетическое коммуникативное «сопротивление» адресата. Приемы и средства экспликации резистентности исследовались в разных стратегиях популяризации — новостного информирования, консультирования, просветительства, продвижения, в каждой из них формируется своя гипотеза «сопротивляющегося» адресата и доминирует специфическая стратегия достижения резистентности. В новостном информировании для п...

Общие тенденции актуализации фатических речевых средств в русско‑, немецко- и англоязычных телеинтервью

2024. Том 11, № 2, Медиастилистика
В статье рассматриваются фатические речевые средства одного из жанров медиадискурса — жанра телевизионного интервью. Дается краткая характеристика медиадискурса, описывается структура телевизионного интервью, уточняются некоторые его лингвистические и экстралингвистические особенности, в том числе высокая степень обобщения и деперсонализации отправителя-интервьюера и индивидуализация отправителя-интервьюируемого, высокая степень деперсонализации получателя, ассимиляция в рамках телеинтервью стилей публичного и бытового общения коммуникантов, разноплановая обусловленность и интердискурсивность сообщения. Особое внимание уделяется реализации фатической составляющей телевизионного интервью, в том числе в соответствии с реализуемыми речевыми ролями отправителя, с необходимостью акцентуации отдельных составляющих коммуникативной ситуации и акцентуации взаимодействия отправителя и получателя в целом. В русле коммуникативно-дискурсивной исследовательской парадигмы иллюстрируются содержательны...

Фактор дискурса в семантической неопределенности обратного машинного перевода медиатекстов

2024. Том 11, № 2, Медиадискурсология
Статья посвящена исследованию смысловой неопределенности текстов правового и медийного дискурсов с помощью онлайн-программ. Объектом исследования являются конфликтогенные факторы, вызванные семантической неопределенностью в проблемных зонах машинного перевода медиатекстов с учетом лексической полисемии. Описаны предпосылки возможных конфликтных ситуаций при переводе текстов по правовой и экологической тематике. В ходе реализации поставленной цели применены как традиционные лингвистические, так и инновационные методики анализа (использование технологий искусственного интеллекта). Дана характеристика философской категории неопределенности по следующей методологии: 1) оценка смысловой неопределенности текстов обратного машинного перевода с учетом дискурсивного фактора; 2) сопоставление законодательных и медийных текстов на предмет их сходства с оригиналом после машинного перевода. При сопоставительном анализе учитывались следующие параметры: общее количество слов в текстах; сходство текст...

Конструирование образа СССР в традиционных печатных медиа (на примере «Аргументов и фактов»): опыт статистического и качественного анализа коммуникационных стратегий

2024. Том 11, № 2, Медиадискурсология
В статье на основе статистического и качественного анализа контента «Аргументов и фактов» определяются коммуникационные стратегии создания образа СССР. Эмпирическая база статьи основывается на материале газеты, опубликованном с 1992 по 2022 г. Привлечение статистических методов для анализа всех выпусков (по сплошной выборке) дало возможность выявить круг статей, в которых упоминаются лексемы СССР, Советский Союз, Союз Советский, страна совет. Коммуникационные стратегии определяются через анализ частоты упоминания определенных словоформ в содержании СМИ. Наиболее заметными образами СССР в газете «Аргументы и факты» оказываются следующие: победитель во Второй мировой войне и геополитический соперник США в холодной войне. Статистический анализ статей доказывает важность советского опыта для понимания внутренней и внешней политики России. Использование алгоритма тематического моделирования, а именно метода машинного обучения, позволило проанализировать корпус документов, обнаружить шабло...

Проект «поворота» сибирских рек: динамика презентации в текстах советских СМИ

2024. Том 11, № 2, Медиадискурсология
Авторы статьи анализируют материалы одной из самых известных, вследствие остроты, продолжительности, общественной значимости, публичных полемик советского периода. Цель — выявление факторов, влияющих на специфику презентации научной идеи в СМИ: на механизмы формирования транслируемых смыслов и выбор маркеров возражения. Эмпирическая база исследования включает публикации в СМИ 1950–1980-х годов, создавалась в соответствии с принципом репрезентативной выборки. Теоретико-методологические основания аналитического подхода разработаны создателями когнитивного подхода к изучению коммуникативного взаимодействия субъектов речи. При создании аналитического алгоритма использовались элементы методики интенционально-стилистического анализа медиатекста, инструменты медиариторики, критики медиаречи. Основной вывод: коммуникативная траектория продвижения научной идеи зависит от фактора адресата, информационного канала, от коммуникативных установок инициаторов, статусных характеристик участников, осо...

Reputationally damaging words in media discourses: How media distort Donald Trump’s image

2024. Том 11, № 2, Критика медиаречи
This article discusses how US and UK liberal media slowly but surely created a skewed representation of 45th US President Donald Trump. Asserting that the media are biase and the images of Donald Trump in print media show political slant of the newspapers, the research analyzes partisan media and image portraying words therein. Usage labels enable identification of the ever-powerful lexical instrument used by the media to create a distorted image of the politician and manipulate the citizens; therefore, the paper aims to analyze evaluative lexical items used in media texts to mould required images of Donald Trump. The research examines the articles on Donald Trump’s key activities in early 2020 in the New York Times, the Washington Post, the Guardian, and the Independent. The methodological framework includes the data of the Corpus of Contemporary American English (COCA), which is evenly divided between the five genres of spoken discourse, fiction, popular magazines, newspapers, and ac...

Semiotic analysis of the logos of the main online newspapers in the Western Balkans

2024. Том 11, № 2, Критика медиаречи
The decoding and interpretation of the meaning of the sign as a code located in the left corner of the newspaper and the function of the message given in that communication with the reader, is the subject of this research study. The study covers all aspects of the ideational/ representative function, revealing the meaning of the figures or photographs displayed in the left corner of six Western Balkan newspapers. The signs are decoded and clarified, revealing their meaningful messages. The analysis is done not only on the narrative process, but also on the conceptual process. To achieve this objective, an attempt has been made to respond to the semiotic resources used by newspaper designers in the compilation of the newspaper sign, as well as by interpreting the meaning they present and their objectives. The study is based on the case study method. Several different methods have been used in the study, such as: The method of analysis, of decomposition, and interpretation and the qualit...