Вторник, 17 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2024. Том 11, № 3

Дискурс коммуникативной сферы: актуальные темы и исследовательские ориентиры (аналитический обзор профессиональной периодики)

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Анализ новейших публикаций в профессиональной периодике занимает особое место в сфере коммуникаций. Во-первых, он играет роль фильтра, демонстрируя научные достижения и лакуны, которые требуют более глубокого изучения; во-вторых, его результаты служат ориентиром для дальнейших исследований; в-третьих, благодаря такому анализу вырабатываются новые методологические подходы, релеватные нынешней ситуации неопределенности. Аналитический обзор статей, опубликованных в высокорейтинговых журналах, которые ориентированы на проблематику коммуникативной сферы, позволил выделить ряд наиболее актуальных тем, составляющих сегодня дискурсивное поле коммуникативистики: необходимость самоопределения коммуникационной сферы в ситуации «новой реальности»; роль в современном обществе кризисной коммуникации, понимаемой как управление проблемами; вопросы формирования общественного мнения и проблема доверия; место цифровизации в коммуникационных процессах и ее последствий. Авторам удалось выделить ряд униве...

Телеграм-дискурс как формат цифровой коммуникации

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Представлены результаты медиалингвистического исследования телеграм-дискурса как сегмента интернет-сферы в системе характеристик, обусловленных мультимедийной организацией коммуникации в социальной сети Telegram. Цель исследования — выработать параметры анализа телеграм-дискурса как формата с учетом лингвистических и экстралингвистических факторов. Методология исследования основана на положениях отечественной и зарубежной дискурсологии, интернет-лингвистики, медиалингвистики о языке электронного взаимодействия, функциональных разновидностях речи, мультимодальности дискурса, изменении качества текстуальности в новых технологических условиях. Предложена трактовка формата телеграм-дискурса как совокупности параметров, упорядочивающих его содержание и определяющих особенности функционирования в цифровой среде. К анализу речевых практик в Telegram применен кейс-метод. Материалом исследования послужили опубликованные с сентября по декабрь 2023 г. телеграм-посты (922 единицы) в телеграм-канал...

Виды коммуникативных стратегий и тактик в рекламе недвижимости (на материале интернет-сайтов г. Перми)

2024. Том 11, № 3, Медиадискурсология
Анализируются рекламные тексты, освещающие рынок недвижимости в современном медийном дискурсе. Рассматривается вопрос о языковых стратегиях и тактиках рекламных медиатекстов жилых комплексов (ЖК), принадлежащих авторам, демонстрирующим различные подходы к данному рекламному продукту. Посредством лингвостилистического, функционально-грамматического и сравнительно-сопоставительного анализов делается вывод о выборе в качестве языковых стратегий следующих тактик аргументации: эмоциональной, рациональной и смешанной. Эмоциональная тактика реализуется через апелляцию к базовым потребностям человека, например к комфорту и уюту (нормальному состоянию человека, проявляющемуся в заботе о себе и удовлетворенности своей жизнью), к вхождению в круг привилегированных, близких к адресату рекламного сообщения. Рациональная тактика подразумевает использование фактов, статистических данных, апелляцию к разуму, демонстрацию практического применения рекламируемого продукта. Комбинированная (смешанная) с...

Статистика моделей предложения как средство корпусных исследований аттитюдов (на материале сетевых дискуссий)

2024. Том 11, № 3, Автоматический анализ медийных текстов
Рассматривается вопрос о выборе параметров лингвостатистического исследования при сравнении корпусов разной семантики. Обосновывается положение о том, что в набор таких параметров следует включить модели (структурные схемы) предложений как основных единиц выражения мысли. Это ставит задачу разработки метода для выявления структурных схем предложения, полный закрытый список которых представлен в академических грамматиках русского языка. Предложен краткий обзор работ по лингвостатистике под углом зрения выбора единиц анализа текста. Рассматриваются ключевые положения психологической школы Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева о строении элементов сознания, позволяющие различать компоненты аттитюда — аффективный, когнитивный и поведенческий. На материале сетевых дискуссий составлены три корпуса (коллекции) высказываний, каждый из которых воплощает один из этих компонентов. Принадлежность высказываний к той или иной коллекции определялась тремя экспертами-психологами. К лингвистическому ана...

Спортивное комментирование судейских ошибок во время телевизионных трансляций футбольных матчей Российской премьер-лиги

2024. Том 11, № 3, Критика медиаречи
Многократно доказано, что речь спортивных комментаторов обладает потенциалом речевого воздействия на аудиторию. Однако существует необходимость изучить то, как спортивные комментаторы говорят о судьях как важных представителях спортивного дискурса. Цель исследования — выявить способы представления судейской работы в дискурсе спортивного комментирования. Подготовлены стенограммы дискурсивных фрагментов из трансляций пяти футбольных матчей Российской премьер-лиги сезона 2023/24 г., в которых Экспертно-судебной комиссией выявлены судейские ошибки. Проведен прагматический и лексико-стилистический анализ, анализ диалога и речевых актов с целью выяснить, как спортивные комментаторы телеканала «Матч ТВ» обсуждают сложные судейские решения и преподносят зрителю информацию о потенциальной судейской ошибке. В эти моменты высоки репутационные риски телеканала и лиги, так как слова, сказанные журналистами и экспертами, могут повлиять на восприятие аудиторией не только свершившегося события, но и с...

Вьетнамские заимствования-кулинаронимы в русскоязычных СМИ

2024. Том 11, № 3, Грамматика медиаречи
Работа посвящена анализу процесса заимствования вьетнамизмов-кулинаронимов и особенностям их функционирования. Объектом исследования являются вьетнамские заимствования-кулинаронимы в языке российских СМИ, предметом исследования — графическое, морфологическое и семантическое освоение вьетнамских кулинаронимов в русскоязычной медийной среде в процессе их функционирования. Цель исследования — выявить и описать особенности освоения и употребления заимствований-кулинаронимов в русскоязычных СМИ. Использовались описательный метод, контент-анализ, элементы сравнительного метода. Анализ медийной среды показал, что на территории России происходит активное распространение вьетнамской кухни. Вследствие этого русский язык стал активно заимствовать наименования вьетнамских блюд. Установлено, что, в отличие от заимствований из вьетнамского языка прошлых лет, в настоящее время происходит активное фонетическое, морфологическое и семантическое освоение слов этой лексической группы. Детально проанализ...