Суббота, 18 январяИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

2024. Том 11, № 4

К проблеме выявления речевых маркеров классификации научно-­популярных медиатекстов

2024. Том 11, № 4, Автоматический анализ медийных текстов
В настоящей статье ставится вопрос о необходимости упорядочения обширного эмпирического материала, благодаря которому возможна цифровая обработка текстов, функционирующих в диалогическом общении. Для систематизации научно-популярной коммуникации выявляется комплекс речевых маркеров, которые составляют речевую системность научно-популярных текстов, относящихся к различным траекториям популяризации научного знания: новостной, обучающей, просветительской, продвигающей и развлекательной. В качестве методологического базиса используется комплексный подход к анализу текстового материала, предполагающий 1) ручную разметку текстов с целью определения их принадлежности к одной из траекторий научной популяризации; 2) выявление особенностей речевой репрезентации научного знания в каждой траектории через описание денотата, модуса и коммуникативной ситуации; 3) выделение маркеров, формирующих речевую системность текстов каждой траектории научной популяризации. Речевые маркеры определяются по част...

Триггерные высказывания в новостном интернет-дискурсе: опыт экспериментального исследования

2024. Том 11, № 4, Автоматический анализ медийных текстов
Проблема взаимосвязи речевого поведения и вызываемых эмоций («страстей» по М. В. Ломоносову) обсуждается в науке со времен Античности, однако оказывается вне поля лингвистических исследований. Исключением являются работы в области эмотивной лингвистики, в которых воздействие речи на человека анализируется в лингвоэкологическом аспекте. Названная проблема особенно актуальна для медиалингвистики. В новостные тексты, «несущую опору» массмедийного дискурса, проникают рекламные и иные технологии, влияющие на эмоциональный аккомпанемент восприятия фактов. Статья знакомит с результатами пилотного критического эксперимента, проведенного с использованием компьютерной программы Doccano и направленного на выявление триггерных высказываний в новостном интернет-дискурсе. Триггерными названы высказывания, вызывающие ассоциативные и эмоциональные переживания, которые могут способствовать переосмыслению какоголибо события, явления и/или мотивировать на совершение того или иного действия, поступка. Ц...

Сетевые медиаресурсы выставки «Россия» в репрезентации символического капитала территорий

2024. Том 11, № 4, Медиадискурсология
Исследован медиаконтент сетевых ресурсов выставки-форума «Россия», содержащий символический капитал территорий на примере трех областей: Воронежской, Новгородской и Тамбовской. Для достижения поставленной цели использовались дискурсивный и коммуникативно-прагматический подходы, позволяющие учесть лингвистические и тематические аспекты репрезентации символического капитала территорий в общем социальном поле виртуальной коммуникации. Используя дискурс-анализ, опираясь на теорию Пьера Бурдье, авторы обращают внимание на понятия «символический капитал» и «культурная память» в контексте территориального маркетинга, осуществляемого медийными каналами. Проблематика исследования связана с реализацией задачи выставки как флагманского проекта страны по получению имиджевых эффектов для российских территорий в условиях ставки на внутренний туризм и импортозамещение. Отмечено, что созданные для продвижения выставки как растянутого во времени события сетевые медиаресурсы стали не только репрезента...

Semantic “portraits” of the Russian “media center” and “media periphery”: Lexical-statistical and ideographic analysis

2024. Том 11, № 4, Медиадискурсология
The study tests the concept of “media center — media periphery” by specifying ideas about media inequality in Russian territories. The purpose of the study is to identify semantic “portraits” of the Russian “media center” and “media periphery” by using lexical-statistical analysis of the intentions of text authors — representatives of institutional and civic journalism. The study was carried out in the Ural Federal District in 2022, a pivotal year for the world. The empirical base included 7,541 texts, of which 1,281 were addressed to the “media periphery” (48,532 words) and 6,260 — to the “media center” (354,795 words). The most frequent and “strong” vocabulary was identified in the text corpora. The analysis allowed us to combine “strong” keywords and phrases into lexical-semantic (ideographic) groups and formulate semantic “portraits” of the Ural media-central and media-peripheral territories. As a result, it was proven that the semantic core of the media-central territory was focu...

Выражение «не по-русски» как языковое воплощение национальных ценностей в медиаречи (по данным газетных корпусов)

2024. Том 11, № 4, Критика медиаречи
В работе на широком текстовом материале обосновывается и апробируется исследовательская модель когнитивно-дискурсивного анализа языкового воплощения национальных ценностей в словах-репрезентантах концептуального поля «русский», функционирующих в отечественной медиаречи, на примере выражения «не по-русски». Материалом исследования являются контексты употребления выражения «не по-русски», извлеченные из газетного корпуса в составе Национального корпуса русского языка. В соответствии с принятой процедурой исследования, сначала по данным словарей выявлено два исходных значения выражения «не по-русски»: «[говорить, читать, звучать, быть написанным и пр.] не на русском языке»; «[быть, делать, вести себя и пр.] не по обычаю русских». По результатам анализа корпусных данных показано, что посредством употребления выражения «не по-русски» для характеристики речевых действий негативно оцениваются факты неумеренного или неоправданного использования иноязычных заимствований, а также факты неграмотн...

Роль лингвострановедческих реалий в формировании имиджа компании

2024. Том 11, № 4, Критика медиаречи
Статья посвящена лингвострановедческим реалиям и той роли, которую они играют в формировании имиджа компаний. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, важностью изучения слов-реалий, обладающих наиболее ярким национально-культурным фоном как набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой. Во-вторых, особую значимость приобретает изучение тенденции к акцентированию национально-культурного своеобразия объектов продвижения, которая наблюдается в современной бизнес-коммуникации. Цель настоящего исследования — выявление стереотипных представлений о русской культуре и описание их репрезентации в названиях коммерческих и государственных организаций для выявления лингвострановедчески ценной лексики. В ходе исследования проведен социолингвистический эксперимент, заключающийся в ассоциативном опросе 200 российских и иностранных граждан. Данные Национального корпуса русского языка позволили отобрать 12 лексем с национально-культурным компоне...

Ономастическая страта туристического рекламного текста в российской периодике (на материале журнала-­тревелога Russian Traveler)

2024. Том 11, № 4, Медиастилистика
метной сферы «Туризм», в частности своеобразию организации рекламных текстов на лексическом уровне. Цель исследования — смоделировать ономастическую страту национального туристического рекламного дискурса в результате выполнения денотативно-номинативной классификации имен собственных и определения их функций. Анализу в работе подвергался разножанровый рекламный контент нового периодического издания отечественных СМИ — журнала Russian Traveler, из которого за 2022–2023 гг. было извлечено 270 проприальных лексем. При интерпретации и систематизации языкового материала применялись три основных метода: описательный, контекстологического анализа и моделирования. Установлено, что структура ономастической страты рекламных текстов журнала-тревелога Russian Traveler сформирована 13 доменами: природно-физическим топонимическим, природно-антропогенным топонимическим, культурно-географическим топонимическим, урбанистическим, антропонимическим, этнонимическим, эргонимическим, библионимическим, мифол...