Вторник, Январь 22Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Рецензия на книгу: Кайда Л. Г. Эстетический императив интермедиального текста : лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М. : Флинта : Наука, 2016. 128 с. 

Рецензия посвящена монографии Людмилы Григорьевны Кайды, в которой предложены размышления о композиционной поэтике интермедиального текста. Уникальность данного издания определяется установкой автора на постижение одного из значительных явлений русской словесности в свете современной теории коммуникации.

INTERMEDIAL TEXT: LINGUISTICS AND PHILOSOPHY READINGS 

Rev. of the textbook: Kaida L. G. The aesthetic imperative Intermedia text : linguistics and philosophy concept of compositional poetics. Moscow : Nauka, 2016. 128 p. 

The review is devoted to the monograph of professor Kayda Lyudmila G., in which she reflects on compositional poetics of intermediatext. Uniqueness of this publication consists in the author’s task to comprehend one of the significant phenomena of the Russian linguistics in the light of the modern communication theory.

Наталья Сергеевна Цветова, доктор филологических наук, профессор кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета

E-mail: cvetova@mail.ru

Natalia Sergeevna Tsvetova, Doctor of Philology, Professor at the Department of Speech Communication of the St Petersburg State University

E-mail: cvetova@mail.ru

Цветова Н. С. Интермедиальный текст: лингвофилософское прочтение. Рецензия на книгу: Кайда Л. Г. Эстетический императив интермедиального текста: лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М.: Флинта, Наука, 2016. 128 с. // Медиалингвистика. 2017. № 1 (16). С. 135–136. URL: https://medialing.ru/intermedialnyj-tekst-lingvofilosofskoe-prochtenie/ (дата обращения: 22.01.2019).

Tsvetova N. S. Intermedial text: linguistics and philosophy readings. Rev. of the textbook: Kaida L. G. The aesthetic imperative Intermedia text: linguistics and philosophy concept of compositional poetics. Moscow: Nauka, 2016. 128 p. Media Linguistics, 2017, No. 1 (16), pp. 135–136. Available at: https://medialing.ru/intermedialnyj-tekst-lingvofilosofskoe-prochtenie/ (accessed: 22.01.2019). (In Russian)

УДК 81 
ББК Ш 1 
ГРНТИ 16.21 
КОД ВАК 10.02

В новой моно­гра­фии про­фес­со­ра факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Люд­ми­лы Гри­го­рьев­ны Кай­ды раз­ви­ва­ют­ся идеи, выска­зан­ные в серии хоро­шо извест­ных про­фес­си­о­наль­но­му сооб­ще­ству моно­гра­фий («Эссе: сти­ли­сти­че­ский порт­рет», 2008; «Ком­по­зи­ци­он­ная поэ­ти­ка тек­ста», 2011; «Интер­ме­ди­аль­ное про­стран­ство ком­по­зи­ции», 2013). Новую пуб­ли­ка­цию проф. Л. Г. Кай­ды мож­но счи­тать на дан­ный момент завер­ша­ю­щей в цик­ле науч­ных пуб­ли­ка­ций, в кото­рых пред­ло­жен ори­ги­наль­ный взгляд на функ­ци­о­наль­но-рече­вую спе­ци­фи­ку слож­ней­ше­го по сво­ей при­ро­де интер­ме­ди­аль­но­го тек­ста, доми­ни­ру­ю­ще­го в совре­мен­ном медий­ном про­стран­стве. В дан­ном слу­чае извест­ный иссле­до­ва­тель сосре­до­то­чи­ла вни­ма­ние преж­де все­го на кате­го­рии адре­сан­та, на про­бле­ме сотвор­че­ства авто­ра и чита­те­ля, зри­те­ля, слу­ша­те­ля и рас­смат­ри­ва­ет эту про­бле­му в соот­не­сен­но­сти с совре­мен­ной фило­ло­ги­че­ской тео­ри­ей ком­му­ни­ка­ции. 

Осо­бая цен­ность этой рабо­ты опре­де­ля­ет­ся линг­во­фи­ло­соф­ским под­хо­дом к реше­нию этой слож­ней­шей зада­чи, обес­пе­чи­ва­ю­щим пре­одо­ле­ние про­блем­но-тема­ти­че­ско­го про­чте­ния тек­ста, — стрем­ле­ни­ем к пости­же­нию «сти­ли­сти­че­ско­го меха­низ­ма интер­ме­ди­аль­но­сти, в кото­ром зако­ди­ро­ва­но эсте­ти­че­ское кре­до твор­ца» (с. 8), наце­лен­но­стью адре­сан­та-про­фес­си­о­на­ла на мак­си­маль­ное при­бли­же­ние к автор­ско­му замыс­лу. И глав­ное, на наш взгляд, что уда­лось сде­лать Люд­ми­ле Гри­го­рьевне, — пред­ло­жить широ­ко­му кру­гу чита­те­лей свой опыт, соб­ствен­ную мето­ди­ку деко­ди­ро­ва­ния смыс­ло­вой струк­ту­ры слож­ней­ших тек­стов — от «Крей­це­ро­вой сона­ты» Л. Тол­сто­го и «Гра­на­то­во­го брас­ле­та» А. Куп­ри­на до рас­ска­за совре­мен­но­го про­за­и­ка М. Пет­ро­ва «В кон­цер­те». 

Неко­то­рые ана­ли­ти­че­ские гла­вы, пре­зен­ту­ю­щие мето­ди­ку рецен­зи­ро­ва­ния резуль­та­тов «при­клю­че­ний худо­же­ствен­но­го тек­ста на экране и на сцене», мог­ли бы быть вклю­че­ны в учеб­ник для арт-жур­на­ли­стов, в набор про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций кото­рых вхо­дит уме­ние на пер­вом эта­пе рабо­ты над тек­стом выяв­лять его смыс­ло­вую струк­ту­ру «как резуль­тат смыс­ло­во­го вза­и­мо­дей­ствия син­так­си­че­ских еди­ниц, его состав­ля­ю­щих, в срав­не­нии с пря­мым смыс­лом этих еди­ниц. На вто­ром — ком­по­зи­ци­он­ном уровне выяв­лять реаль­ный смысл син­так­си­че­ских струк­тур, состав­ля­ю­щих ком­по­нен­ты ком­по­зи­ции (заго­лов­ка, зачи­на, кон­цов­ки, автор­ских отступ­ле­ний и т. п.)» (с. 29).

 Но хоте­лось бы обра­тить вни­ма­ние и на то, что эта рабо­та име­ет и вполне опре­де­лен­ное тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ское зна­че­ние, свя­зан­ное с отчет­ли­во обо­зна­чив­шим­ся в послед­ние годы новым для оте­че­ствен­ной функ­ци­о­наль­ной сти­ли­сти­ки про­блем­ным полем — линг­во­фи­ло­соф­ским осмыс­ле­ни­ем, опи­са­ни­ем эсте­ти­за­ции медий­но­го про­стран­ства, кото­рая нахо­дит вопло­ще­ние в самых раз­ных рече­вых явле­ни­ях и тек­сто­вых кате­го­ри­ях. Зона науч­ных инте­ре­сов Люд­ми­лы Гри­го­рьев­ны — отра­же­ние в ком­по­зи­ции тек­ста эсте­ти­че­ско­го кода диа­ло­га, к пости­же­нию «кос­ми­че­ско­го потен­ци­а­ла» кото­ро­го пыта­ет­ся при­бли­зить­ся иссле­до­ва­тель, осва­и­вая и пред­ла­гая чита­те­лю в емкой и лапи­дар­ной фор­ме син­тез клас­си­че­ских тео­рий, новей­ших рос­сий­ских и зару­беж­ных кон­цеп­ций, рас­шиф­ров­ки акту­аль­ных идей.

Навер­ное, нель­зя гово­рить о том, что най­де­ны отве­ты на все вопро­сы, свя­зан­ные с ком­по­зи­ци­он­ной поэ­ти­кой интер­ме­ди­аль­но­го тек­ста. Исчер­пы­ва­ю­щее реше­ние этой зада­чи не по силам одно­му иссле­до­ва­те­лю. Но в основ­ном опре­де­лен круг тре­бу­ю­щих серьез­но­го вни­ма­ния уче­ных тер­ми­но­ло­ги­че­ских еди­ниц, выяв­ле­ны мето­до­ло­ги­че­ски зыб­кие зоны, т. е. доста­точ­но чет­ко обо­зна­чен один из вари­ан­тов науч­но­го поис­ка. 

С опре­де­лен­ной долей уве­рен­но­сти мож­но ска­зать, что моно­гра­фия вызо­вет отклик в науч­ной сре­де, спро­во­ци­ру­ет спо­ры, заста­вит раз­мыш­лять над зна­чи­тель­ны­ми науч­ны­ми про­бле­ма­ми, кото­рые в той иной сте­пе­ни свя­за­ны с текст­линг­ви­сти­кой. Навер­ня­ка при­дет­ся вер­нуть­ся к спо­рам по пово­ду инсти­ту­ци­о­наль­ных осо­бен­но­стей совре­мен­ных алго­рит­мов тек­сто­по­рож­де­ния, дей­ству­ю­щих в рос­сий­ском медий­ном про­стран­стве в том чис­ле. Работ тако­го типа сего­дня, несмот­ря на оби­лие науч­ной про­дук­ции, так или ина­че свя­зан­ной с функ­ци­о­наль­ной сти­ли­сти­кой, с медиа­лин­ви­сти­кой, с линг­ви­сти­кой тек­ста, выхо­дит немно­го, и они нуж­ны.

© Цве­то­ва Н. С., 2017