Рецензия на книгу: Кайда Л. Г. Эстетический императив интермедиального текста : лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М. : Флинта : Наука, 2016. 128 с.
Рецензия посвящена монографии Людмилы Григорьевны Кайды, в которой предложены размышления о композиционной поэтике интермедиального текста. Уникальность данного издания определяется установкой автора на постижение одного из значительных явлений русской словесности в свете современной теории коммуникации.
INTERMEDIAL TEXT: LINGUISTICS AND PHILOSOPHY READINGS
Rev. of the textbook: Kaida L. G. The aesthetic imperative Intermedia text : linguistics and philosophy concept of compositional poetics. Moscow : Nauka, 2016. 128 p.
The review is devoted to the monograph of professor Kayda Lyudmila G., in which she reflects on compositional poetics of intermediatext. Uniqueness of this publication consists in the author’s task to comprehend one of the significant phenomena of the Russian linguistics in the light of the modern communication theory.
Наталья Сергеевна Цветова, доктор филологических наук, профессор кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета
E-mail: cvetova@mail.ru
Natalia Sergeevna Tsvetova, Doctor of Philology, Professor at the Department of Speech Communication of the St Petersburg State University
E-mail: cvetova@mail.ru
Цветова Н. С. Интермедиальный текст: лингвофилософское прочтение. Рецензия на книгу: Кайда Л. Г. Эстетический императив интермедиального текста: лингвофилософская концепция композиционной поэтики. М.: Флинта, Наука, 2016. 128 с. // Медиалингвистика. 2017. № 1 (16). С. 135–136. URL: https://medialing.ru/intermedialnyj-tekst-lingvofilosofskoe-prochtenie/ (дата обращения: 13.12.2024).
Tsvetova N. S. Intermedial text: linguistics and philosophy readings. Rev. of the textbook: Kaida L. G. The aesthetic imperative Intermedia text: linguistics and philosophy concept of compositional poetics. Moscow: Nauka, 2016. 128 p. Media Linguistics, 2017, No. 1 (16), pp. 135–136. Available at: https://medialing.ru/intermedialnyj-tekst-lingvofilosofskoe-prochtenie/ (accessed: 13.12.2024). (In Russian)
УДК 81
ББК Ш 1
ГРНТИ 16.21
КОД ВАК 10.02
В новой монографии профессора факультета журналистики Московского государственного университета Людмилы Григорьевны Кайды развиваются идеи, высказанные в серии хорошо известных профессиональному сообществу монографий («Эссе: стилистический портрет», 2008; «Композиционная поэтика текста», 2011; «Интермедиальное пространство композиции», 2013). Новую публикацию проф. Л. Г. Кайды можно считать на данный момент завершающей в цикле научных публикаций, в которых предложен оригинальный взгляд на функционально-речевую специфику сложнейшего по своей природе интермедиального текста, доминирующего в современном медийном пространстве. В данном случае известный исследователь сосредоточила внимание прежде всего на категории адресанта, на проблеме сотворчества автора и читателя, зрителя, слушателя и рассматривает эту проблему в соотнесенности с современной филологической теорией коммуникации.
Особая ценность этой работы определяется лингвофилософским подходом к решению этой сложнейшей задачи, обеспечивающим преодоление проблемно-тематического прочтения текста, — стремлением к постижению «стилистического механизма интермедиальности, в котором закодировано эстетическое кредо творца» (с. 8), нацеленностью адресанта-профессионала на максимальное приближение к авторскому замыслу. И главное, на наш взгляд, что удалось сделать Людмиле Григорьевне, — предложить широкому кругу читателей свой опыт, собственную методику декодирования смысловой структуры сложнейших текстов — от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого и «Гранатового браслета» А. Куприна до рассказа современного прозаика М. Петрова «В концерте».
Некоторые аналитические главы, презентующие методику рецензирования результатов «приключений художественного текста на экране и на сцене», могли бы быть включены в учебник для арт-журналистов, в набор профессиональных компетенций которых входит умение на первом этапе работы над текстом выявлять его смысловую структуру «как результат смыслового взаимодействия синтаксических единиц, его составляющих, в сравнении с прямым смыслом этих единиц. На втором — композиционном уровне выявлять реальный смысл синтаксических структур, составляющих компоненты композиции (заголовка, зачина, концовки, авторских отступлений и т. п.)» (с. 29).
Но хотелось бы обратить внимание и на то, что эта работа имеет и вполне определенное теоретико-методологическое значение, связанное с отчетливо обозначившимся в последние годы новым для отечественной функциональной стилистики проблемным полем — лингвофилософским осмыслением, описанием эстетизации медийного пространства, которая находит воплощение в самых разных речевых явлениях и текстовых категориях. Зона научных интересов Людмилы Григорьевны — отражение в композиции текста эстетического кода диалога, к постижению «космического потенциала» которого пытается приблизиться исследователь, осваивая и предлагая читателю в емкой и лапидарной форме синтез классических теорий, новейших российских и зарубежных концепций, расшифровки актуальных идей.
Наверное, нельзя говорить о том, что найдены ответы на все вопросы, связанные с композиционной поэтикой интермедиального текста. Исчерпывающее решение этой задачи не по силам одному исследователю. Но в основном определен круг требующих серьезного внимания ученых терминологических единиц, выявлены методологически зыбкие зоны, т. е. достаточно четко обозначен один из вариантов научного поиска.
С определенной долей уверенности можно сказать, что монография вызовет отклик в научной среде, спровоцирует споры, заставит размышлять над значительными научными проблемами, которые в той иной степени связаны с текстлингвистикой. Наверняка придется вернуться к спорам по поводу институциональных особенностей современных алгоритмов текстопорождения, действующих в российском медийном пространстве в том числе. Работ такого типа сегодня, несмотря на обилие научной продукции, так или иначе связанной с функциональной стилистикой, с медиалинвистикой, с лингвистикой текста, выходит немного, и они нужны.
© Цветова Н. С., 2017