Воскресенье, Март 24Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

«РОССИЯ-СФИНКС?»

Хроника посвящена выставке медийных материалов, формирующих образ России и ее политического лидера в современных европейских СМИ. Выставка проходила в Германии, в студенческом городке Грайфсвальде на берегу Балтийского моря в январе — феврале 2015 г. Создавалась выставка усилиями студентов Института славистики под руководством У. Маргграфф и при участии студентов факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Сверхзадача выставки — формирование представления о медийных алгоритмах создания образа мира и человека.

IS RUSSIA SPHINX? 

The review is devoted to the exhibition of media materials, forming the image of Russia and its political leader in modern European media. The exhibition was held in Germany, on the campus Greifswald on the Baltic Sea in January and February 2015. Created an exhibition of students of the Institute of Slavic Studies effort led by university teacher U. Marggraff and with the participation of students of journalism faculty of St. Petersburg State University. The most important task of the exhibition — the formation of ideas about the media algorithms create an image of the world and man.

Утэ Маргграфф, доктор филологии, научный сотрудник кафедры славянского литературоведения Института славистики Грайфсвальдского университета 

E-mail: ute.marggraff@uni-greifswald.de

Ute Marggraff, PhD, Ernst-Moritz-Arndt-Üniversitat Institut für Slavistik

E-mail: ute.marggraff@uni-greifswald.de

Маргграфф У. «Россия – сфинкс?» // Медиалингвистика. 2015. № 4 (10). С. 155–157. URL: https://medialing.ru/rossiya-sfinks/ (дата обращения: 24.03.2019).

Marggraff U. Is Russia sphinx? // Media Linguistics, 2015, No. 4 (10), pp. 155–157. Available at: https://medialing.ru/rossiya-sfinks/ (accessed: 24.03.2019). (In Russian)

УДК 32.019.51
ББК 66.4
ГРНТИ 19.21.11
КОД ВАК 10.01.10

С октяб­ря 2014 г., с момен­та обостре­ния рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кри­зи­са, с того само­го момен­та, когда тон запад­но­ев­ро­пей­ской прес­сы в отно­ше­нии Рос­сии стал отчет­ли­во кри­ти­че­ским, сту­ден­ты Инсти­ту­та сла­ви­сти­ки вме­сте со сво­и­ми парт­не­ра­ми из Восточ­ной и Запад­ной Евро­пы соби­ра­ли инте­рес­ные, часто про­во­ка­ци­он­ные, медий­ные мате­ри­а­лы: кон­струк­ты-фото­гра­фии, граф­фи­ти, фото­гра­фии живо­пис­ных про­из­ве­де­ний, кол­ла­жи, вер­ба­ли­зо­ван­ные тек­сты, фор­ми­ру­ю­щие образ Рос­сии и ее поли­ти­че­ско­го лиде­ра Вла­ди­ми­ра Пути­на в евро­пей­ском медий­ном про­стран­стве. 

И в янва­ре 2015 г. в писа­тель­ском доме им. В. Кеп­пе­на уни­вер­си­тет­ско­го горо­да Грайф­сваль­да — в лите­ра­тур­ном цен­тре зем­ли Мек­лен­бург-Пред­по­ме­ра­ния сот­ни посе­ти­те­лей уви­де­ли пора­зи­тель­ную экс­по­зи­цию. 

С одной сто­ро­ны, как про­лог к раз­мыш­ле­ни­ям о совре­мен­но­сти были выстав­ле­ны ред­чай­шие архив­ные доку­мен­ты, при­слан­ные из музеев Сара­то­ва. Фото­гра­фии и отрыв­ки из днев­ни­ков, сти­хо­тво­ре­ния совет­ских жен­щин-лет­чиц, вое­вав­ших в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, моби­ли­за­ци­он­ная повест­ка из воен­ко­ма­та казен­ным язы­ком, пред­пи­сы­вав­шая явить­ся к опре­де­лен­но­му сро­ку с лож­кой, круж­кой и бельем…

Дру­гая часть собра­ния, бо́льшая, — мате­ри­а­лы совре­мен­ные, отли­ча­ю­щи­е­ся пора­зи­тель­ным раз­но­об­ра­зи­ем. Фото­пей­за­жи Кие­ва, Кра­ко­ва, Льво­ва, Санкт-Петер­бур­га, в цен­тре кото­рых — мно­го­чис­лен­ные граф­фи­ти, сооб­ща­ю­щие о жела­ни­ях и надеж­дах, о стра­хах и цен­но­стях их авто­ров, о том, каки­ми они видят Укра­и­ну и Рос­сию, а так­же пре­зи­ден­та Пути­на и канц­ле­ра Мер­кель. 

Так, на выстав­ке мож­но было уви­деть укра­ин­ско­го Свя­то­го Геор­гия, кото­рый в народ­ном казац­ком костю­ме борет­ся с двух­го­ло­вым зме­ем, напав­шем на стра­ну, напо­ми­на­ю­щую уто­пи­че­ский зеле­ный ост­ров, с раз­ных сто­рон. Сту­ден­ты обра­ти­ли вни­ма­ние на то, как общий для восточ­ных сла­вян Свя­то­го Геор­гия твор­че­ски транс­фор­ми­ру­ет­ся в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных обсто­я­тельств и ситу­а­ций. 

Демон­стри­руя мно­го­гран­ность медий­ных пре­зен­та­ций «сво­е­го» и «чужо­го», устро­и­те­ли выстав­ки не толь­ко вспом­ни­ли исто­рию раз­ных наро­дов, но и обра­ти­лись к насто­я­ще­му. В этой свя­зи важ­ное зна­че­ние при­об­ре­ли интер­вью, сти­хо­тво­ре­ния и фото­гра­фии сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Моло­дые люди тро­га­тель­но и откро­вен­но рас­ска­зы­ва­ли о сво­их семьях, био­гра­фии близ­ких род­ствн­ни­ков, а таже сво­их надеж­дах на буду­щую счаст­ли­вую жизнь, раз­мыш­ля­ли о том, что такое сча­стье. Давая посе­ти­те­лям воз­мож­ность, так ска­зать, лич­но зна­ко­мить­ся (понять друг дру­га) с инте­рес­ны­ми моло­ды­ми людь­ми, кото­рые учат­ся в СПБГУ, выстав­ка внес­ла свое­об­раз­ный кор­рек­тив в сте­рео­тип­ность доми­нант­но­го на дан­ном эта­пе в запад­но­ев­ро­пей­ских СМИ сте­рео­тип­но­го мыш­ле­ния. 

Спо­соб­ство­ва­ли это­му вза­и­мо­по­ни­ма­нию и худож­ни­ки. Родив­ша­я­ся в 1936 г. в Силе­зии худож­ни­ца из Ной­штре­ли­ца Ирене Шви­дур­ский как резю­ми­ру­ю­щие выста­ви­ла два кол­ла­жа, создан­ных не толь­ко как реак­ция на собы­тия, обост­ря­ю­щи­е­ся на восто­ке Укра­ине, но и на оцен­ку, кото­рую полу­чи­ла поли­ти­ка росий­ско­го пра­ви­тель­ства в сосед­них стра­нах. Смысл этих необык­но­вен­ных кол­ла­жей заклю­ча­ет­ся в осно­ван­ном на лич­ном исто­ри­че­ском опы­те глу­бо­чай­шем сочув­ствии про­стым людям, стра­да­ю­щим от воен­ных кон­флик­тов.

Кари­ка­ту­рист из США Дэвид Диз (David Dees), был пред­став­лен на выстав­ке кол­ла­жем, в кото­ром все сто­ро­ны, участ­ву­ю­щие в укра­ин­ском кон­флик­те оце­ни­ва­ют­ся кри­ти­че­ски. При этом с помо­щью тон­кой иро­нии и гро­тес­ка обра­ща­лось вни­ма­ние на офи­ци­аль­ные и неофи­ци­аль­ные моти­вы, опре­да­ля­ю­щие / лежа­щие в осно­ве поли­ти­че­ских дей­ствий поли­ти­ков и рели­ги­оз­ных лиде­ров, в том чис­ле и США и Изра­и­ля на восто­ке Евро­пы. 

Амби­ва­лент­ность и мно­го­со­став­ность / гибрид­ность обра­зов, пред­став­ля­ю­щих Рос­сию на выстав­ке, нагляд­ным обра­зом пока­зал рус­ский миш­ка, кото­рый то демон­стри­ро­вал зри­те­лям свои ост­рые ког­ти, то пред­став­лял­ся в зна­ко­мом нам с дет­ства обли­чии — с кон­фет­ных обер­ток, с обло­жек дет­ской сказ­ки о Маше и Мед­ве­де. 

Устро­и­те­лям выстав­ки важ­но было, что­бы зри­те­ли поня­ли, поче­му и с какой целью пред­ста­ви­те­ли раз­ных стран и сло­ев обще­ства исполь­зо­ва­ли этот образ, пыта­ясь оха­рак­те­ри­зо­вать и каж­дый раз по-сво­е­му истол­ко­вать смысл внеш­ней поли­ти­ки совре­мен­ной Рос­сии. Диа­ло­гич­ны­ми по отно­ше­нию к этой груп­пе выста­воч­ных экс­по­на­тов ста­ли пуб­ли­ка­ции изда­ва­е­мо­го в англо­языч­ных стра­нах жур­на­ла «Spectator». В одном слу­чае иллю­стра­то­ры это­го изда­ния не без иро­нии при­ри­со­ва­ли рус­ско­му мед­ве­дю тень кро­ко­ди­ла. 

Инте­рес­ным мате­ри­а­лом для раз­мыш­ле­ний по пово­ду авто- и гете­ро­сте­рео­ти­пов и их пере­пле­те­нии так­же ста­ла свое­об­раз­ная инстал­ля­ция Алек­сандра Баш­ке­ви­ча и Мак­си­ми­ли­а­на Зирин­га, поз­во­лив­шая им накор­мить мед­ве­дя, сим­во­ла Росии, ста­тья­ми, уви­дав­ши­ми свет во вре­мя пред­вы­бор­ной кам­па­нии Рей­га­на. В этой кам­па­нии исполь­зо­ва­ли видео­клип с мед­ве­дем, зага­доч­но бро­див­шим по лесам, оли­це­тво­ряв­шим реаль­ную угро­зу аме­ри­кан­ско­му бла­го­по­лу­чию. По мне­нию сту­ден­тов, нель­зя исклю­чать, что имен­но аме­ри­кан­цы дали тол­чок для актив­но­го исполь­зо­ва­ния обра­за мед­ве­дя в госу­дар­ствен­ной сим­во­ли­ке Рос­сии в 1980-е годы. Тут же посе­ти­те­лям напом­ни­ли про олим­пий­ско­го миш­ку…

Собран­ные мате­ри­а­лы были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны, снаб­же­ны ком­мен­та­ри­я­ми, кото­рые поз­во­ля­ли понять мно­го­чис­лен­ным посе­ти­те­лям выстав­ки не толь­ко функ­ци­о­наль­ную нагруз­ку транс­ли­ру­е­мых совре­мен­ны­ми СМИ зри­тель­ных обра­зов, но и меха­низ­мы их кон­стру­и­ро­ва­ния, про­во­ци­ру­ю­щие вполне опре­де­лен­ные мне­ния и настро­е­ния. 

В отли­чие от интер­нет-ресур­сов, кото­рые неред­ко пред­став­ля­ют Рос­сию с помо­щью при­выч­ных уже сте­рео­ти­пов «Рос­сия боль­шая стра­на», «Рус­ская душа» или «Импе­рия зла», выстав­ка пред­ста­ви­ла Рос­сию как стра­ну пест­рую, мно­го­слой­ную, мно­го­со­став­ную, насе­лен­ную людь­ми с раз­но­об­раз­ны­ми взгля­да­ми на жизнь и окру­жа­ю­щую реаль­ность. И это про­из­ве­ло впе­чат­ле­ние на посе­ти­те­лей выстав­ки, кото­рые оста­ви­ли мно­го­чис­лен­ные запи­си в Кни­ге отзы­вов. 

Хотя зри­те­ли уви­ден­ные мате­ри­а­лы оце­ни­ва­ли и истол­ко­вы­ва­ли ино­гда по-раз­но­му, сту­ден­ты были еди­ны в одном — в осо­зна­нии важ­но­сти пони­ма­ния того, каки­ми сред­ства­ми совре­мен­ные мас­сме­диа созда­ют образ окру­жа­ю­ще­го нас мира. Моло­дые люди обра­ща­ли вни­ма­ние на мно­гие слу­чай­ные и неслу­чай­ные пере­пле­те­ния, что­бы пока­зать, что всё в этом мире свя­за­но, что виде­ние себя и виде­ние чужо­го, авто- и гете­ро­сте­рео­ти­пы пере­пле­те­ны и спо­соб­ны уси­ли­вать друг дру­га. 

«Весь совре­мен­ный мир — кон­струк­ция!» — так ска­зал один из гостей, кото­рый спе­ци­аль­но при­е­хал на выстав­ку из Бер­ли­на. Чем мень­ше мы обра­ща­ем вни­ма­ние на отоб­ра­жен­ную в совре­мен­ном пуб­лич­ном про­стран­стве «прав­ду», тем боль­ше мы в состо­я­нии при­бли­зить­ся к дей­стви­тель­но­сти, кото­рая нико­гда не улав­ли­ва­ет­ся с помо­щью внеш­них при­мет, акцен­ти­ру­е­мых медиа. 

© Марг­графф Утэ, 2015