Хроника посвящена выставке медийных материалов, формирующих образ России и ее политического лидера в современных европейских СМИ. Выставка проходила в Германии, в студенческом городке Грайфсвальде на берегу Балтийского моря в январе — феврале 2015 г. Создавалась выставка усилиями студентов Института славистики под руководством У. Маргграфф и при участии студентов факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Сверхзадача выставки — формирование представления о медийных алгоритмах создания образа мира и человека.
IS RUSSIA SPHINX?
The review is devoted to the exhibition of media materials, forming the image of Russia and its political leader in modern European media. The exhibition was held in Germany, on the campus Greifswald on the Baltic Sea in January and February 2015. Created an exhibition of students of the Institute of Slavic Studies effort led by university teacher U. Marggraff and with the participation of students of journalism faculty of St. Petersburg State University. The most important task of the exhibition — the formation of ideas about the media algorithms create an image of the world and man.
Утэ Маргграфф, доктор филологии, научный сотрудник кафедры славянского литературоведения Института славистики Грайфсвальдского университета
E-mail: ute.marggraff@uni-greifswald.de
Ute Marggraff, PhD, Ernst-Moritz-Arndt-Üniversitat Institut für Slavistik
E-mail: ute.marggraff@uni-greifswald.de
Маргграфф У. «Россия – сфинкс?» // Медиалингвистика. 2015. № 4 (10). С. 155–157. URL: https://medialing.ru/rossiya-sfinks/ (дата обращения: 14.02.2025).
Marggraff U. Is Russia sphinx? // Media Linguistics, 2015, No. 4 (10), pp. 155–157. Available at: https://medialing.ru/rossiya-sfinks/ (accessed: 14.02.2025). (In Russian)
УДК 32.019.51
ББК 66.4
ГРНТИ 19.21.11
КОД ВАК 10.01.10
С октября 2014 г., с момента обострения российско-украинского кризиса, с того самого момента, когда тон западноевропейской прессы в отношении России стал отчетливо критическим, студенты Института славистики вместе со своими партнерами из Восточной и Западной Европы собирали интересные, часто провокационные, медийные материалы: конструкты-фотографии, граффити, фотографии живописных произведений, коллажи, вербализованные тексты, формирующие образ России и ее политического лидера Владимира Путина в европейском медийном пространстве.
И в январе 2015 г. в писательском доме им. В. Кеппена университетского города Грайфсвальда — в литературном центре земли Мекленбург-Предпомерания сотни посетителей увидели поразительную экспозицию.
С одной стороны, как пролог к размышлениям о современности были выставлены редчайшие архивные документы, присланные из музеев Саратова. Фотографии и отрывки из дневников, стихотворения советских женщин-летчиц, воевавших в годы Великой Отечественной войны, мобилизационная повестка из военкомата казенным языком, предписывавшая явиться к определенному сроку с ложкой, кружкой и бельем…
Другая часть собрания, бо́льшая, — материалы современные, отличающиеся поразительным разнообразием. Фотопейзажи Киева, Кракова, Львова, Санкт-Петербурга, в центре которых — многочисленные граффити, сообщающие о желаниях и надеждах, о страхах и ценностях их авторов, о том, какими они видят Украину и Россию, а также президента Путина и канцлера Меркель.
Так, на выставке можно было увидеть украинского Святого Георгия, который в народном казацком костюме борется с двухголовым змеем, напавшем на страну, напоминающую утопический зеленый остров, с разных сторон. Студенты обратили внимание на то, как общий для восточных славян Святого Георгия творчески трансформируется в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуаций.
Демонстрируя многогранность медийных презентаций «своего» и «чужого», устроители выставки не только вспомнили историю разных народов, но и обратились к настоящему. В этой связи важное значение приобрели интервью, стихотворения и фотографии студентов факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Молодые люди трогательно и откровенно рассказывали о своих семьях, биографии близких родствнников, а таже своих надеждах на будущую счастливую жизнь, размышляли о том, что такое счастье. Давая посетителям возможность, так сказать, лично знакомиться (понять друг друга) с интересными молодыми людьми, которые учатся в СПБГУ, выставка внесла своеобразный корректив в стереотипность доминантного на данном этапе в западноевропейских СМИ стереотипного мышления.
Способствовали этому взаимопониманию и художники. Родившаяся в 1936 г. в Силезии художница из Нойштрелица Ирене Швидурский как резюмирующие выставила два коллажа, созданных не только как реакция на события, обостряющиеся на востоке Украине, но и на оценку, которую получила политика росийского правительства в соседних странах. Смысл этих необыкновенных коллажей заключается в основанном на личном историческом опыте глубочайшем сочувствии простым людям, страдающим от военных конфликтов.
Карикатурист из США Дэвид Диз (David Dees), был представлен на выставке коллажем, в котором все стороны, участвующие в украинском конфликте оцениваются критически. При этом с помощью тонкой иронии и гротеска обращалось внимание на официальные и неофициальные мотивы, опредаляющие / лежащие в основе политических действий политиков и религиозных лидеров, в том числе и США и Израиля на востоке Европы.
Амбивалентность и многосоставность / гибридность образов, представляющих Россию на выставке, наглядным образом показал русский мишка, который то демонстрировал зрителям свои острые когти, то представлялся в знакомом нам с детства обличии — с конфетных оберток, с обложек детской сказки о Маше и Медведе.
Устроителям выставки важно было, чтобы зрители поняли, почему и с какой целью представители разных стран и слоев общества использовали этот образ, пытаясь охарактеризовать и каждый раз по-своему истолковать смысл внешней политики современной России. Диалогичными по отношению к этой группе выставочных экспонатов стали публикации издаваемого в англоязычных странах журнала «Spectator». В одном случае иллюстраторы этого издания не без иронии пририсовали русскому медведю тень крокодила.
Интересным материалом для размышлений по поводу авто- и гетеростереотипов и их переплетении также стала своеобразная инсталляция Александра Башкевича и Максимилиана Зиринга, позволившая им накормить медведя, символа Росии, статьями, увидавшими свет во время предвыборной кампании Рейгана. В этой кампании использовали видеоклип с медведем, загадочно бродившим по лесам, олицетворявшим реальную угрозу американскому благополучию. По мнению студентов, нельзя исключать, что именно американцы дали толчок для активного использования образа медведя в государственной символике России в 1980‑е годы. Тут же посетителям напомнили про олимпийского мишку…
Собранные материалы были проанализированы, снабжены комментариями, которые позволяли понять многочисленным посетителям выставки не только функциональную нагрузку транслируемых современными СМИ зрительных образов, но и механизмы их конструирования, провоцирующие вполне определенные мнения и настроения.
В отличие от интернет-ресурсов, которые нередко представляют Россию с помощью привычных уже стереотипов «Россия большая страна», «Русская душа» или «Империя зла», выставка представила Россию как страну пеструю, многослойную, многосоставную, населенную людьми с разнообразными взглядами на жизнь и окружающую реальность. И это произвело впечатление на посетителей выставки, которые оставили многочисленные записи в Книге отзывов.
Хотя зрители увиденные материалы оценивали и истолковывали иногда по-разному, студенты были едины в одном — в осознании важности понимания того, какими средствами современные массмедиа создают образ окружающего нас мира. Молодые люди обращали внимание на многие случайные и неслучайные переплетения, чтобы показать, что всё в этом мире связано, что видение себя и видение чужого, авто- и гетеростереотипы переплетены и способны усиливать друг друга.
«Весь современный мир — конструкция!» — так сказал один из гостей, который специально приехал на выставку из Берлина. Чем меньше мы обращаем внимание на отображенную в современном публичном пространстве «правду», тем больше мы в состоянии приблизиться к действительности, которая никогда не улавливается с помощью внешних примет, акцентируемых медиа.
© Маргграфф Утэ, 2015