Пятница, 14 февраляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

«РОССИЯ-СФИНКС?»

С октяб­ря 2014 г., с момен­та обостре­ния рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кри­зи­са, с того само­го момен­та, когда тон запад­но­ев­ро­пей­ской прес­сы в отно­ше­нии Рос­сии стал отчет­ли­во кри­ти­че­ским, сту­ден­ты Инсти­ту­та сла­ви­сти­ки вме­сте со сво­и­ми парт­не­ра­ми из Восточ­ной и Запад­ной Евро­пы соби­ра­ли инте­рес­ные, часто про­во­ка­ци­он­ные, медий­ные мате­ри­а­лы: кон­струк­ты-фото­гра­фии, граф­фи­ти, фото­гра­фии живо­пис­ных про­из­ве­де­ний, кол­ла­жи, вер­ба­ли­зо­ван­ные тек­сты, фор­ми­ру­ю­щие образ Рос­сии и ее поли­ти­че­ско­го лиде­ра Вла­ди­ми­ра Пути­на в евро­пей­ском медий­ном пространстве. 

И в янва­ре 2015 г. в писа­тель­ском доме им. В. Кеп­пе­на уни­вер­си­тет­ско­го горо­да Грайф­сваль­да — в лите­ра­тур­ном цен­тре зем­ли Мек­лен­бург-Пред­по­ме­ра­ния сот­ни посе­ти­те­лей уви­де­ли пора­зи­тель­ную экспозицию. 

С одной сто­ро­ны, как про­лог к раз­мыш­ле­ни­ям о совре­мен­но­сти были выстав­ле­ны ред­чай­шие архив­ные доку­мен­ты, при­слан­ные из музеев Сара­то­ва. Фото­гра­фии и отрыв­ки из днев­ни­ков, сти­хо­тво­ре­ния совет­ских жен­щин-лет­чиц, вое­вав­ших в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, моби­ли­за­ци­он­ная повест­ка из воен­ко­ма­та казен­ным язы­ком, пред­пи­сы­вав­шая явить­ся к опре­де­лен­но­му сро­ку с лож­кой, круж­кой и бельем…

Дру­гая часть собра­ния, бо́льшая, — мате­ри­а­лы совре­мен­ные, отли­ча­ю­щи­е­ся пора­зи­тель­ным раз­но­об­ра­зи­ем. Фото­пей­за­жи Кие­ва, Кра­ко­ва, Льво­ва, Санкт-Петер­бур­га, в цен­тре кото­рых — мно­го­чис­лен­ные граф­фи­ти, сооб­ща­ю­щие о жела­ни­ях и надеж­дах, о стра­хах и цен­но­стях их авто­ров, о том, каки­ми они видят Укра­и­ну и Рос­сию, а так­же пре­зи­ден­та Пути­на и канц­ле­ра Меркель. 

Так, на выстав­ке мож­но было уви­деть укра­ин­ско­го Свя­то­го Геор­гия, кото­рый в народ­ном казац­ком костю­ме борет­ся с двух­го­ло­вым зме­ем, напав­шем на стра­ну, напо­ми­на­ю­щую уто­пи­че­ский зеле­ный ост­ров, с раз­ных сто­рон. Сту­ден­ты обра­ти­ли вни­ма­ние на то, как общий для восточ­ных сла­вян Свя­то­го Геор­гия твор­че­ски транс­фор­ми­ру­ет­ся в зави­си­мо­сти от кон­крет­ных обсто­я­тельств и ситуаций. 

Демон­стри­руя мно­го­гран­ность медий­ных пре­зен­та­ций «сво­е­го» и «чужо­го», устро­и­те­ли выстав­ки не толь­ко вспом­ни­ли исто­рию раз­ных наро­дов, но и обра­ти­лись к насто­я­ще­му. В этой свя­зи важ­ное зна­че­ние при­об­ре­ли интер­вью, сти­хо­тво­ре­ния и фото­гра­фии сту­ден­тов факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Моло­дые люди тро­га­тель­но и откро­вен­но рас­ска­зы­ва­ли о сво­их семьях, био­гра­фии близ­ких род­ствн­ни­ков, а таже сво­их надеж­дах на буду­щую счаст­ли­вую жизнь, раз­мыш­ля­ли о том, что такое сча­стье. Давая посе­ти­те­лям воз­мож­ность, так ска­зать, лич­но зна­ко­мить­ся (понять друг дру­га) с инте­рес­ны­ми моло­ды­ми людь­ми, кото­рые учат­ся в СПБГУ, выстав­ка внес­ла свое­об­раз­ный кор­рек­тив в сте­рео­тип­ность доми­нант­но­го на дан­ном эта­пе в запад­но­ев­ро­пей­ских СМИ сте­рео­тип­но­го мышления. 

Спо­соб­ство­ва­ли это­му вза­и­мо­по­ни­ма­нию и худож­ни­ки. Родив­ша­я­ся в 1936 г. в Силе­зии худож­ни­ца из Ной­штре­ли­ца Ирене Шви­дур­ский как резю­ми­ру­ю­щие выста­ви­ла два кол­ла­жа, создан­ных не толь­ко как реак­ция на собы­тия, обост­ря­ю­щи­е­ся на восто­ке Укра­ине, но и на оцен­ку, кото­рую полу­чи­ла поли­ти­ка росий­ско­го пра­ви­тель­ства в сосед­них стра­нах. Смысл этих необык­но­вен­ных кол­ла­жей заклю­ча­ет­ся в осно­ван­ном на лич­ном исто­ри­че­ском опы­те глу­бо­чай­шем сочув­ствии про­стым людям, стра­да­ю­щим от воен­ных конфликтов.

Кари­ка­ту­рист из США Дэвид Диз (David Dees), был пред­став­лен на выстав­ке кол­ла­жем, в кото­ром все сто­ро­ны, участ­ву­ю­щие в укра­ин­ском кон­флик­те оце­ни­ва­ют­ся кри­ти­че­ски. При этом с помо­щью тон­кой иро­нии и гро­тес­ка обра­ща­лось вни­ма­ние на офи­ци­аль­ные и неофи­ци­аль­ные моти­вы, опре­да­ля­ю­щие / лежа­щие в осно­ве поли­ти­че­ских дей­ствий поли­ти­ков и рели­ги­оз­ных лиде­ров, в том чис­ле и США и Изра­и­ля на восто­ке Европы. 

Амби­ва­лент­ность и мно­го­со­став­ность / гибрид­ность обра­зов, пред­став­ля­ю­щих Рос­сию на выстав­ке, нагляд­ным обра­зом пока­зал рус­ский миш­ка, кото­рый то демон­стри­ро­вал зри­те­лям свои ост­рые ког­ти, то пред­став­лял­ся в зна­ко­мом нам с дет­ства обли­чии — с кон­фет­ных обер­ток, с обло­жек дет­ской сказ­ки о Маше и Медведе. 

Устро­и­те­лям выстав­ки важ­но было, что­бы зри­те­ли поня­ли, поче­му и с какой целью пред­ста­ви­те­ли раз­ных стран и сло­ев обще­ства исполь­зо­ва­ли этот образ, пыта­ясь оха­рак­те­ри­зо­вать и каж­дый раз по-сво­е­му истол­ко­вать смысл внеш­ней поли­ти­ки совре­мен­ной Рос­сии. Диа­ло­гич­ны­ми по отно­ше­нию к этой груп­пе выста­воч­ных экс­по­на­тов ста­ли пуб­ли­ка­ции изда­ва­е­мо­го в англо­языч­ных стра­нах жур­на­ла «Spectator». В одном слу­чае иллю­стра­то­ры это­го изда­ния не без иро­нии при­ри­со­ва­ли рус­ско­му мед­ве­дю тень крокодила. 

Инте­рес­ным мате­ри­а­лом для раз­мыш­ле­ний по пово­ду авто- и гете­ро­сте­рео­ти­пов и их пере­пле­те­нии так­же ста­ла свое­об­раз­ная инстал­ля­ция Алек­сандра Баш­ке­ви­ча и Мак­си­ми­ли­а­на Зирин­га, поз­во­лив­шая им накор­мить мед­ве­дя, сим­во­ла Росии, ста­тья­ми, уви­дав­ши­ми свет во вре­мя пред­вы­бор­ной кам­па­нии Рей­га­на. В этой кам­па­нии исполь­зо­ва­ли видео­клип с мед­ве­дем, зага­доч­но бро­див­шим по лесам, оли­це­тво­ряв­шим реаль­ную угро­зу аме­ри­кан­ско­му бла­го­по­лу­чию. По мне­нию сту­ден­тов, нель­зя исклю­чать, что имен­но аме­ри­кан­цы дали тол­чок для актив­но­го исполь­зо­ва­ния обра­за мед­ве­дя в госу­дар­ствен­ной сим­во­ли­ке Рос­сии в 1980‑е годы. Тут же посе­ти­те­лям напом­ни­ли про олим­пий­ско­го мишку…

Собран­ные мате­ри­а­лы были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны, снаб­же­ны ком­мен­та­ри­я­ми, кото­рые поз­во­ля­ли понять мно­го­чис­лен­ным посе­ти­те­лям выстав­ки не толь­ко функ­ци­о­наль­ную нагруз­ку транс­ли­ру­е­мых совре­мен­ны­ми СМИ зри­тель­ных обра­зов, но и меха­низ­мы их кон­стру­и­ро­ва­ния, про­во­ци­ру­ю­щие вполне опре­де­лен­ные мне­ния и настроения. 

В отли­чие от интер­нет-ресур­сов, кото­рые неред­ко пред­став­ля­ют Рос­сию с помо­щью при­выч­ных уже сте­рео­ти­пов «Рос­сия боль­шая стра­на», «Рус­ская душа» или «Импе­рия зла», выстав­ка пред­ста­ви­ла Рос­сию как стра­ну пест­рую, мно­го­слой­ную, мно­го­со­став­ную, насе­лен­ную людь­ми с раз­но­об­раз­ны­ми взгля­да­ми на жизнь и окру­жа­ю­щую реаль­ность. И это про­из­ве­ло впе­чат­ле­ние на посе­ти­те­лей выстав­ки, кото­рые оста­ви­ли мно­го­чис­лен­ные запи­си в Кни­ге отзывов. 

Хотя зри­те­ли уви­ден­ные мате­ри­а­лы оце­ни­ва­ли и истол­ко­вы­ва­ли ино­гда по-раз­но­му, сту­ден­ты были еди­ны в одном — в осо­зна­нии важ­но­сти пони­ма­ния того, каки­ми сред­ства­ми совре­мен­ные мас­сме­диа созда­ют образ окру­жа­ю­ще­го нас мира. Моло­дые люди обра­ща­ли вни­ма­ние на мно­гие слу­чай­ные и неслу­чай­ные пере­пле­те­ния, что­бы пока­зать, что всё в этом мире свя­за­но, что виде­ние себя и виде­ние чужо­го, авто- и гете­ро­сте­рео­ти­пы пере­пле­те­ны и спо­соб­ны уси­ли­вать друг друга. 

«Весь совре­мен­ный мир — кон­струк­ция!» — так ска­зал один из гостей, кото­рый спе­ци­аль­но при­е­хал на выстав­ку из Бер­ли­на. Чем мень­ше мы обра­ща­ем вни­ма­ние на отоб­ра­жен­ную в совре­мен­ном пуб­лич­ном про­стран­стве «прав­ду», тем боль­ше мы в состо­я­нии при­бли­зить­ся к дей­стви­тель­но­сти, кото­рая нико­гда не улав­ли­ва­ет­ся с помо­щью внеш­них при­мет, акцен­ти­ру­е­мых медиа. 

© Марг­графф Утэ, 2015