Суббота, Декабрь 14Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАРЕЧИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В публикации говорится об основных этапах изучения языка СМИ и развития теории стилистики на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. В списке литературы приводятся наиболее значительные монографии, учебники и учебные пособия, созданные на кафедре.

FROM THE HISTORY OF MEDIA LANGUAGE STUDYING AT THE FACULTY OF JOURNALISM OF SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY 

The article is devoted to description of main phases of media language studying and stylistics theory progress at the faculty of journalism of Saint-Petersburg State University. The bibliography is consists of the main works were produced at the Chair of speech communication of St Petersburg State University.

Владимир Иванович Коньков, доктор филологических наук, профессор кафедры речевой коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета

E-mail: v_konkov@mail.ru

Vladimir Ivanovich Konkov, PhD, Professor Chair of speech communication of St Petersburg State University 

E-mail: v_konkov@mail.ru

Коньков В. И. Из истории изучения медиаречи на факультете журналистики Санкт-Петербургского университета // Медиалингвистика. 2015. № 4 (10). С. 147–154. URL: https://medialing.ru/iz-istorii-izucheniya-mediarechi-na-fakultete-zhurnalistiki-sankt-peterburgskogo-universiteta/ (дата обращения: 14.12.2019).

Konkov V. I. From the history of media language studying at the Faculty of Journalism of Saint-Petersburg State University. Media Linguistics, 2015, No. 4 (10), pp. 147–154. Available at: https://medialing.ru/iz-istorii-izucheniya-mediarechi-na-fakultete-zhurnalistiki-sankt-peterburgskogo-universiteta/ (accessed: 14.12.2019). (In Russian)

УДК 81ʼ42
ББК 81.2
ГРНТИ 16.21.55
КОД ВАК 10.02.01

70-летию журналистского образования в СПбГУ посвящается

В 1961 г. 18 декаб­ря при­ка­зом Мини­стер­ства выс­ше­го обра­зо­ва­ния была орга­ни­зо­ва­на кафед­ра сти­ли­сти­ки и редак­ти­ро­ва­ния, одна из трех кафедр, кото­рые были откры­ты при обра­зо­ва­нии факуль­те­та в 1961 г. И. о. заве­ду­ю­ще­го был назна­чен доцент Вален­тин Алек­сан­дро­вич Алек­се­ев, кото­рый заве­до­вал кафед­рой до 1972 г. Ста­нов­ле­ние кафед­ры про­хо­ди­ло во мно­гом под вли­я­ни­ем лич­но­сти В. А. Алек­се­е­ва и под вли­я­ни­ем сло­жив­ших­ся обсто­я­тельств.

В. А. Алек­се­ев родил­ся 20 янва­ря 1923 г. Поэто­му когда в июне 1941 г. он закон­чил с отли­чи­ем 76‑ю шко­лу Пет­ро­град­ско­го рай­о­на, то сра­зу же был при­зван в армию и уже 23 июня был зачис­лен кур­сан­том Тре­тье­го ленин­град­ско­го арт­учи­ли­ща. Алек­се­ев участ­во­вал в обо­роне по реке Луга, а в декаб­ре 1941 года при­ка­зом Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го кур­сан­та В. А. Алек­се­е­ва досроч­но выпу­сти­ли в зва­нии лей­те­нан­та. Вален­тин Алек­сан­дро­вич про­шел всю вой­ну артил­ле­ри­стом, при­ни­мал уча­стие в сра­же­ни­ях на Юго-Запад­ном фрон­те, под Ста­лин­гра­дом, где он полу­чил зва­ние стар­ше­го лей­те­нан­та и был награж­ден орде­ном Крас­ной Звез­ды. В мар­те сорок тре­тье­го его полк вое­вал под Харь­ко­вом, участ­во­вал в боях на Кур­ской дуге. В мае 1943 Алек­се­ев — коман­дир бата­реи, за про­ти­во­бор­ство с тан­ка­ми и уни­что­же­ние диви­зи­о­на мино­ме­тов полу­чил орден Оте­че­ствен­ной вой­ны II сте­пе­ни. Участ­во­вал в боях за осво­бож­де­ние Румы­нии, Поль­ши, Чехо­сло­ва­кии. Был началь­ни­ком раз­вед­ки пол­ка, коман­ди­ром диви­зи­о­на. У пере­ва­ла Дук­ля Вален­тин Алек­сан­дро­вич подо­рвал­ся на про­ти­во­пе­хот­ной мине. Он пол­но­стью лишил­ся одной ноги, вто­рая была силь­но изра­не­на оскол­ка­ми. В 1946 г. Вален­тин Алек­сан­дро­вич вер­нул­ся в Ленин­град, посту­пил на отде­ле­ние жур­на­ли­сти­ки фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та ЛГУ, с отли­чи­ем закон­чил его в 1951 г. В 1954 г. защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по очер­ку. В. А. Алек­се­ев пуб­ли­ко­вал свои очер­ки и вос­по­ми­на­ния в город­ских газе­тах «Сме­на», «Ленин­град­ская прав­да». В печа­ти пуб­ли­ко­ва­лись так­же его сти­хи. 

Был заме­сти­те­лем дека­на по сту­ден­че­ским делам. Читал курс по исто­рии рус­ской и зару­беж­ной жур­на­ли­сти­ки, по тео­рии и прак­ти­ке печа­ти, по сти­ли­сти­ке рус­ско­го язы­ка. Руко­во­дил спец­се­ми­на­ром «Мастер­ство очер­ки­ста». Автор более 40 работ, посвя­щен­ных иссле­до­ва­нию твор­че­ства Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го, А. И. Гер­це­на, Н. А. Доб­ро­лю­бо­ва, М. А. Шоло­хо­ва. В 1980 г. вышла его моно­гра­фия «Рус­ский совет­ский очерк» [Алек­се­ев 1980].

Под руко­вод­ством В. А. Алек­се­е­ва кафед­ра осо­зна­ва­ла свое суще­ство­ва­ние в соста­ве факуль­те­та как кафед­ра, кото­рая пре­по­да­ёт рече­вые дис­ци­пли­ны, сти­ли­сти­ку и редак­ти­ро­ва­ние, но в то же вре­мя ост­ро ощу­ща­ет общий пафос устрем­лен­но­сти в прак­ти­че­скую жур­на­лист­скую дея­тель­ность. Идея прак­ти­че­ских твор­че­ских работ по сти­ли­сти­ке, так назы­ва­е­мые «кон­ту­ры», сфор­ми­ро­ва­лась имен­но в то вре­мя, и сфор­ми­ро­ва­лась под зна­чи­тель­ным вли­я­ни­ем П. Я. Хави­на, одно­го из орга­ни­за­то­ров отде­ле­ния жур­на­ли­сти­ки на фило­ло­ги­че­ском факуль­те­те.

C 1972 по 1986 г. кафед­рой заве­до­ва­ла Кира Ана­то­льев­на Рого­ва. Еще в 1964 г. она защи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по поряд­ку слов в рус­ском язы­ке. На кафед­ру при­шла в 1966 г. Под руко­вод­ством К. А. Рого­вой пре­по­да­ва­ние сти­ли­сти­ки было постав­ле­но на под­лин­но науч­ную линг­ви­сти­че­скую осно­ву. Пре­по­да­ва­те­ля­ми кафед­ры раз­ра­ба­ты­ва­лась поня­тий­ное содер­жа­ние базо­вых тер­ми­нов сти­ли­сти­че­ской нау­ки, что нашло отра­же­ние в кол­лек­тив­ном учеб­ном посо­бии «Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка рус­ско­го язы­ка. Функ­ци­о­наль­ные сти­ли», напи­сан­ном под ее непо­сред­ствен­ным руко­вод­ством [Прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка… 1982]. Пре­по­да­ва­ние сти­ли­сти­ки было прак­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ным, инте­ре­сы чле­нов кафед­ры были направ­ле­ны преж­де все­го в сфе­ру рече­вой прак­ти­ки СМИ. Сфор­ми­ро­ва­лось пони­ма­ние сти­ля как осмыс­лен­ной рече­вой дея­тель­но­сти, как систе­мы средств вопло­ще­ния автор­ской идеи и фор­ми­ро­ва­ния смыс­ла про­из­ве­де­ния.

Важ­ную роль в изу­че­нии язы­ка СМИ, это­го важ­ней­ше­го сег­мен­та рече­вой прак­ти­ки обще­ства, сыг­ра­ли иссле­до­ва­ния К. А. Рого­вой в сфе­ре син­так­си­са пуб­ли­ци­сти­че­ской речи. Широ­кий резо­нанс полу­чи­ла ее кни­га «Син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти пуб­ли­ци­сти­че­ской речи» [Рого­ва 1975] и док­тор­ская дис­сер­та­ции «Экс­прес­сив­но-сти­ли­сти­че­ские фор­мы син­так­си­са в пуб­ли­ци­сти­че­ской речи» (1979). Спе­ци­а­ли­стам хоро­шо извест­на ее моно­гра­фия, посвя­щен­ная изу­че­нию сти­ля газет «Искра» и «Новая жизнь» [Рого­ва 1979]. Иссле­до­ва­ние К. А. Рого­вой отли­ча­лось прин­ци­пи­аль­ной новиз­ной под­хо­да к изу­че­нию пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля и опи­ра­лось на дости­же­ния акту­аль­но­го син­так­си­са. Была выяв­ле­на и изу­че­на дву­функ­ци­о­наль­ность ком­му­ни­ка­тив­ной струк­ту­ры выска­зы­ва­ния в пуб­ли­ци­сти­ке. С одной сто­ро­ны, соот­не­се­ние выска­зы­ва­ния с кон­тек­стом; с дру­гой — акту­а­ли­за­ция ком­му­ни­ка­тив­ной цели выска­зы­ва­ния путем инто­на­ци­он­но­го рас­чле­не­ния ком­по­нен­тов выска­зы­ва­ния и акцент­но­го выде­ле­ния ремы. Столь же нова­тор­ским был и курс син­так­си­са, кото­рый чита­ла Кира Ана­то­льев­на. Тра­ди­ци­он­ные темы пре­под­но­си­лись как праг­ма­ти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ные и погру­жен­ные в рече­вую сре­ду СМИ. К. А. Рого­ва была избра­на чле­ном науч­но-мето­ди­че­ско­го сове­та по жур­на­ли­сти­ке при Мин­ву­зе СССР.

В это же вре­мя социо­линг­ви­сти­че­ское направ­ле­ние в иссле­до­ва­нии жур­на­ли­сти­ки раз­ви­ва­ла И. П. Лыса­ко­ва [Лыса­ко­ва 1981], кото­рая в сво­ей док­тор­ской дис­сер­та­ции выяви­ла типо­вые при­зна­ки язы­ко­вой моде­ли газе­ты, раз­ра­бо­тав мето­ди­ку социо­линг­ви­сти­че­ско­го ана­ли­за газет­но­го тек­ста, пока­зав место язы­ка и сти­ля в систе­ме при­зна­ков, харак­те­ри­зу­ю­щих тип изда­ния, сре­ди дру­гих типо­ло­ги­че­ски зна­чи­мых черт (изда­тель, цель изда­ния, ауди­то­рия, вре­мя, место, пери­о­дич­ность выхо­да, фор­мат).

В 1986–1991 гг. кафед­рой заве­до­вал доцент Дмит­рий Алек­сан­дро­вич Бара­бо­хин, автор иссле­до­ва­ния, посвя­щен­но­го жур­на­лист­ской био­гра­фии Г. И. Успен­ско­го, изу­че­нию свое­об­ра­зия его твор­че­ско­го мето­да [Бара­бо­хин 1983].

В 1994 г. кафед­ра сти­ли­сти­ки и редак­ти­ро­ва­ния была пере­име­но­ва­на в кафед­ру тео­рии рече­вой дея­тель­но­сти и язы­ка мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции. Заве­ду­ю­щим кафед­рой назна­чен В. И. Конь­ков, кото­рый заве­до­вал кафед­рой по 2010 г. Кол­лек­тив кафед­ры про­дол­жил раз­ви­вать тра­ди­ции изу­че­ния язы­ка СМИ, сфор­ми­ро­ван­ные при К. А. Рого­вой. Были созда­ны ори­ги­наль­ные про­грам­мы пре­по­да­ва­ния рус­ско­го язы­ка и сти­ли­сти­ки, учи­ты­ва­ю­щие дости­же­ния совре­мен­ной семан­ти­ки, грам­ма­ти­ки. Был раз­ра­бо­тан в рам­ках сти­ли­сти­ки курс, посвя­щен­ный поэ­ти­ке пуб­ли­ци­сти­ки [Конь­ков 1995; 2004]. Новое про­чте­ние полу­чи­ла тео­рия функ­ци­о­наль­ных типов речи [Конь­ков 1987; Конь­ков, Неупо­ко­е­ва 2011]. Целост­ный взгляд на рече­вую прак­ти­ку СМИ был изло­жен кафед­рой в двух кол­лек­тив­ных моно­гра­фи­ях [Рус­ская речь в СМИ… 2007; Рус­ская речь в СМИ… 2011].

В пер­вой моно­гра­фии рас­смат­ри­ва­лись сти­ли­сти­че­ские явле­ния, пред­став­ля­ю­щие наи­боль­ший инте­рес для обу­че­ния сту­ден­тов-жур­на­ли­стов: книж­ное и раз­го­вор­ное нача­ло в текстах мас­со­вой инфор­ма­ции, идео­ло­ги­че­ская речь, ори­ен­та­ция на мас­со­вую ауди­то­рию, автор­ское нача­ло в текстах мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, худо­же­ствен­ная и фати­че­ская речь в СМИ, рече­вое воз­дей­ствие в глян­це­вых изда­ни­ях, про­бле­ма пере­да­чи чужой речи. Раз­ра­ба­ты­ва­лись прин­ци­пы опи­са­ния сово­куп­но­го заго­ло­воч­но­го тек­ста, рече­во­го обли­ка пери­о­ди­че­ско­го изда­ния, рече­вой орга­ни­за­ции модуль­но­го тек­ста. Ана­ли­зи­ро­вал­ся Интер­нет как сре­да рече­вой ком­му­ни­ка­ции.

Во вто­рой моно­гра­фии рас­смат­ри­ва­лось совре­мен­ное состо­я­ние рече­вой прак­ти­ки СМИ в аспек­те кате­го­рий «рече­вая струк­ту­ра» и «рече­вая систе­ма». Ана­ли­зи­ро­ва­лась систе­ма жан­ров пери­о­ди­че­ских изда­ний. Были под­верг­ну­ты изу­че­нию прин­ци­пы рече­вой раз­ра­бот­ки тек­стов раз­ных жан­ров, но одной тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти. Опи­сы­ва­лась рече­вая струк­ту­ра пер­со­на­жа мас­со­во­го тек­ста, ана­ли­зи­ро­ва­лась рече­вая раз­ра­бот­ка ими­джа поли­ти­ка. Как систем­ное явле­ние были опи­са­ны инди­ви­ду­аль­ная речь, рече­вой облик изда­ния.

В это же вре­мя доцент Н. Г. Бой­ко­ва закла­ды­ва­ет на кафед­ре осно­вы про­фес­си­о­наль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го пре­по­да­ва­ния уст­ной речи буду­щим жур­на­ли­стам [Бой­ко­ва, Конь­ков, Попо­ва 1988].

В 1997 г. откры­та спе­ци­а­ли­за­ция по лите­ра­тур­но­му редак­ти­ро­ва­нию на вечер­нем отде­ле­нии. Раз­ви­тие пре­по­да­ва­ния и изу­че­ния лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния на кафед­ре свя­за­но преж­де все­го с рабо­та­ми про­фес­со­ра С. И. Сме­та­ни­ной [Сме­та­ни­на 2002].

С кон­ца 2010 г. кафед­ру воз­гла­ви­ла Лилия Раши­дов­на Дус­ка­е­ва. В 2011 году кафед­ра тео­рии рече­вой дея­тель­но­сти и язы­ка мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции была пере­име­но­ва­на в кафед­ру рече­вой ком­му­ни­ка­ции.

Будучи пред­ста­ви­те­лем Перм­ской шко­лы сти­ли­сти­ки (гла­ва шко­лы — М. Н. Кожи­на), Л. Р. Дус­ка­е­ва в сво­их иссле­до­ва­ни­ях суще­ствен­но рас­ши­ри­ла тра­ди­ци­он­ную тема­ти­ку иссле­до­ва­ний этой шко­лы и про­дол­жи­ла раз­ви­тие тра­ди­ций кафед­ры, зало­жен­ных в свое вре­мя К. А. Рого­вой, при­дав им новый импульс. Еще в сво­ей кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции (1995) опре­де­ли­ла медиа­сре­ду как сфе­ру сво­их основ­ных науч­ных инте­ре­сов и впер­вые для опи­са­ния сти­ли­сти­ки пуб­ли­ци­сти­че­ских тек­стов исполь­зо­ва­ла поня­тие функ­ци­о­наль­ной семан­ти­ко-сти­ли­сти­че­ской кате­го­рии — диа­ло­гич­но­сти, раз­ра­бо­тан­ное М. Н. Кожи­ной. Поз­же в док­тор­ской дис­сер­та­ции «Диа­ло­ги­че­ская при­ро­да газет­ных рече­вых жан­ров» (2004), защи­щен­ной в дис­сер­та­ци­он­ном сове­те факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки СПб­ГУ, Л. Р. Дус­ка­е­ва при ана­ли­зе диа­ло­ги­че­ской при­ро­ды меди­а­жан­ров зало­жи­ла осно­ву и интен­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за, опре­де­лив рече­вой жанр в медиа­сре­де «как модель (обра­зец), в кото­рой объ­ек­ти­ви­ру­ет­ся вза­и­мо­дей­ствие смыс­ло­вых пози­ций жур­на­ли­ста и чита­тель­ской ауди­то­рии, направ­лен­ное на дости­же­ние интен­ций, соци­аль­но зна­чи­мых в жур­на­лист­ской сфе­ре обще­ния», уста­но­вив, что «эти интен­ции реа­ли­зу­ют­ся через после­до­ва­тель­ность ком­му­ни­ка­тив­ных актов вза­и­мо­дей­ствия авто­ра и адре­са­та, выра­жен­ных в суб­жан­ро­вых диа­ло­ги­че­ских цик­лах» [Дус­ка­е­ва 2004: 262], про­ве­ла типо­ло­ги­че­ский ана­лиз моно­ло­ги­че­ских, диа­ло­ги­че­ских и меж­тек­сто­вых единств, пред­по­ла­га­ю­щий иссле­до­ва­ние рече­вой реа­ли­за­ции жан­ро­вых целе­уста­но­вок через после­до­ва­тель­ность суб­жан­ро­вых и эле­мен­тар­ных диа­ло­ги­че­ских цик­лов» [Там же: 7].

Под руко­вод­ством Л. Р. Дус­ка­е­вой пре­по­да­ва­те­ли кафед­ры рече­вой ком­му­ни­ка­ции Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та с уча­сти­ем пре­по­да­ва­те­лей рус­ско­го язы­ка и сти­ли­сти­ки веду­щих рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов созда­ли учеб­ни­ки по рус­ско­му язы­ку [Совре­мен­ный рус­ский язык… 2014] и сти­ли­сти­ке [Сти­ли­сти­ка и лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние… 2016]. В учеб­ни­ке по рус­ско­му язы­ку сту­ден­ту не толь­ко дает­ся пред­став­ле­ние о клас­си­фи­ка­ции язы­ко­вых еди­ниц, но и демон­стри­ру­ют­ся их функ­ци­о­наль­ные семан­ти­ко-сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти на при­ме­ре ана­ли­за медий­ных тек­стов. В учеб­ни­ке по сти­ли­сти­ке авто­ры дают опи­са­ние про­фес­си­о­наль­ных сти­лей как рече­во­го вопло­ще­ния раз­ных видов про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти (жур­на­лист­ской, реклам­ной, PR-ком­му­ни­ка­ции). Пер­вый раз­дел пер­во­го тома посвя­щен опи­са­нию функ­ци­о­наль­ных сти­лей, вто­рой раз­дел — интен­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ско­му ана­ли­зу жур­на­лист­ско­го про­фес­си­о­наль­но­го сти­ля. Во вто­ром томе учеб­ни­ка по сти­ли­сти­ке впер­вые дает­ся систем­ный интен­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ский ана­лиз про­фес­си­о­наль­ных сти­лей при­клад­ных ком­му­ни­ка­ций.

В послед­ние годы суще­ствен­но рас­ши­ри­лись внут­ри­рос­сий­ские и меж­ду­на­род­ные свя­зи кафед­ры со спе­ци­а­ли­ста­ми, изу­ча­ю­щи­ми рече­вые про­бле­мы медиа­сре­ды, преж­де все­го бла­го­да­ря еже­год­ной орга­ни­за­ции меж­ду­на­род­ных науч­ных семи­на­ров. Рас­ши­ре­нию свя­зей во мно­гом спо­соб­ству­ет и сайт «Медиа­линг­ви­сти­ка», создан­ный по пред­ло­же­нию участ­ни­ков Пер­во­го меж­ду­на­род­но­го науч­но­го семи­на­ра медиа­линг­ви­стов, про­хо­див­ше­го 7 декаб­ря 2011 г. на факуль­те­те жур­на­ли­сти­ки Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Назна­че­ние дан­но­го ресур­са — «спо­соб­ство­вать изу­че­нию рече­вой дея­тель­но­сти в мас­сме­диа, поз­во­ляя рос­сий­ским и зару­беж­ным иссле­до­ва­те­лям обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей и объ­еди­нять уси­лия для реше­ния науч­ных задач».

В 2011 г. при кафед­ре начал рабо­тать науч­но-прак­ти­че­ский семи­нар «Медиа­линг­ви­сти­ка в ХХI веке». Зада­чи семи­на­ра — «кон­со­ли­да­ция уси­лий линг­ви­стов раз­лич­ных направ­ле­ний, зани­ма­ю­щих­ся медиа­дис­кур­сом, укреп­ле­ние науч­ных и учеб­ных свя­зей меж­ду спе­ци­а­ли­ста­ми факуль­те­тов жур­на­ли­сти­ки раз­лич­ных горо­дов Рос­сии, ближ­не­го и даль­не­го зару­бе­жья, обсуж­де­ние направ­ле­ний пер­спек­тив­ных линг­ви­сти­че­ских меди­а­ис­сле­до­ва­ний, про­во­ди­мых на сты­ке раз­лич­ных дис­ци­плин, а так­же мето­до­ло­ги­че­ская и мето­ди­че­ская помощь моло­дым уче­ным».

В 2013 г. по ини­ци­а­ти­ве Л. Р. Дус­ка­е­вой и при актив­ном уча­стии спе­ци­а­ли­стов по медиа­линг­ви­сти­ке Рос­сии и дру­гих стран была созда­на и нача­ла рабо­ту Медиа­линг­ви­сти­че­ская комис­сия при Меж­ду­на­род­ном кон­грес­се сла­ви­стов. Медиа­линг­ви­сти­че­ская комис­сия при­зва­на сти­му­ли­ро­вать и коор­ди­ни­ро­вать иссле­до­ва­тель­ские уси­лия спе­ци­а­ли­стов раз­ных стран по изу­че­нию медиа­ре­чи.

В пла­нах кафед­ры — посто­ян­ный мони­то­ринг рече­вой медиа­сре­ды, раз­ра­бот­ка пер­спек­тив­ных акту­аль­ных направ­ле­ний медиа­линг­ви­сти­ки, созда­ние новых кол­лек­тив­ных про­ек­тов.

© Конь­ков В. И., 2015

1. Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.

2. Барабохин Д. А. Глеб Успенский и русская журналистика (1862–1892). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

3. Бойкова Н. Г., Коньков В. И., Попова Т. И. Устная речь: учеб. пособие для студентов ф-та журналистики. Л.: Ленингр. гос. ун-т, Ф-т журн., 1988.

4. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: дис. … д-ра филол. наук. Пермь, 2004.

5. Коньков В. И. Композиционно-речевые единицы // Современная газетная публицистика: проблемы стиля. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 11–21.

6. Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995.

7. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров: учеб. пособие. СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Ф-т журн., 2004.

8. Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Academia, 2011.

9. Лысакова И. П. Язык газеты: социолингвистический аспект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.

10. Практическая стилистика русского языка: функциональные стили: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Алексеева, К. А. Роговой. М.: Высш. школа, 1982.

11. Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.

12. Рогова К. А. Стиль ленинской «Искры» и газеты «Новая жизнь»: лингв. анализ жанра статьи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

13. Русская речь в средствах массовой информации: речевые системы и речевые структуры / под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. СПб., 2011.

14. Русская речь в средствах массовой информации: стилист. аспект / под ред. В. И. Конькова. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. СПб., 2007.

15. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века). СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

16. Современный русский язык: учебник для вузов: стандарт третьего поколения / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: Питер, 2014.

17. Стилистика и литературное редактирование: учебник для академ. бакалавриата: в 2 т. / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Юрайт, 2016.

1. Alekseev V. A. Russian Soviet sketch [Russkij sovetskij ocherk]. Leningrad, 1980.

2. Barabokhin D. A. Gleb Uspensky and Russian journalism (1862–1892) [Gleb Uspensky i russkaja zchurnalistika]. Leningrad, 1983.

3. Boikova N. G, Konkov V. I., Popova T. I. Speaking: a manual for journalism students [Ustnaja rech: ucheb. posobie dlja studentov f-ta zchurnalistiki] Leningrad, 1988.

4. Duskaeva L. R. Dialogic nature of newspaper speech genres [Dialogicheskaja priroda gazetnykh rechevykh zchanrov: dis. … d-ra filol, nauk]. Perm, 2004.

5. Konkov V. I. Speech structure of newspaper text [Rechevaja struktura gazetnogo teksta]. St Peterburg, 1995.

6. Konkov V. I. Compositional and speech units [Kompozicionno-rechevye edinicy] // Modern newspaper journalism: challenges of style [Sovremennaja gazetnaja publicistika: problemy stil’a]. Leningrad, 1987. P 11–21.

7. Konkov V. I. Speech structure of newspaper genres [Rechevaja struktura gazetnykh zchanrov: ucheb. posobie]. St Peterburg, 2004.

8. Konkov V. I., Neupokoeva O. V. Functional types of speech: a textbook for students of higher education institutions [Funkcional’nye tipy rechi: ucheb. posobie dl’a studentov uchrezchdenij vysshego professional’nogo obrazovanija]. Moscow, 2011.

9. Lysakova I. P. Language of newspaper: sociolinguistic aspect [Jazyk gazety: sociolingvisticheskij aspekt]. Leningrad, 1981.

10. Practical stylistics of the Russian language: functional styles: textbook for universities [Prakticheskaja stilistika Russkogo jazyka: funkcional’nye stili: uchebnik dl’a vuzov] / ed. V. A. Alekseev, K. A. Rogova. Moscow, 1982.

11. Rogova K. A. Syntax especially journalistic speech [Sintaksicheskie osobennosti publicisticheskoj rechi]. Leningrad, 1975.

12. Rogova K. A. Style of Leninist “Sparks” and the newspaper “New Life”: lingu. analysis of the genre of the article [Stil leninskoj «Iskry» i gazety «Novaja zchizn»: lingv. analiz zchanra]. Leningrad, 1979.

13. Russian speech in mass media: speech systems and speech patterns [Russkaja rech v sredstvah massovoj informatsii: rechevye sistemy i rechevye struktury]. St Peterburg, 2011.

14. Russian speech in mass media: the stylistic aspect [Russkaja rech v sredstvah massovoj informatsii: stilisticheskij aspekt]. St Peterburg, 2007.

15. Smetanina S. I. Media texts in the cultural system (the dynamic processes in the language and style of journalism of the late twentieth century) [Media tekst v sisteme kul’tury: dinamicheskie process v jazyke i stile zchuralistiki konca XX veka]. St Peterburg, 2002.

16. Modern Russian language: textbook for universities: standard third-generation [Sovremennyj russkij jazyk: uchebnik dl’a vuzov: standart tret’ego pokolenija] / ed. L. R. Duskaeva. St Peterburg, 2014.

17. Stylistic and literary editing: a textbook for undergraduate academic: in 2 vol. [Stilistika i literaturnoe redaktirovanie: uchebnik dl’a akademicheskogo bakalavriata: v 2 t.] / ed. L. R. Duskaeva. Moscow, 2016.