Вторник, Ноябрь 19Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

К 70-летию Великой Победы: публицистика периода Великой Отечественной войны

СВОДКИ СОВИНФОРМБЮРО: СВОЕОБРАЗИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ТОНАЛЬНОСТИ

2015, № 4 (10), К 70-летию Великой Победы: публицистика периода Великой Отечественной войны
В статье рассмотрены военные сводки Совинформ­бюро, определяется понятие тональности и анализируется ее выражение в текстах сводок. Это позволяет уточнить лингвистические механизмы суггестивного речевого воздействия, характерного для данного жанра. Присущая публицистике бинарность в оценке мира «свой — чужой» принимает в сводках форму бинарности эмотивности, что и определяет специфику тональности в этом жанре, которая определяется выражением в пространстве текста диалектики взаимодействия двух чувств: любовь к «своему» неизбежно рождает ненависть к «чужому», угрожающему и уничтожающему «свое». Такая диалектика придает изложению модальность призыва к активной защите «своего». Abstract SOVIET INFORMATION BUREAU REPORTS: ORIGINALITY OF TONALITY EXPRESSION The article describes a lesser known, but promising for the analysis, war reports of the Sovinformbureau. The study of this Soviet literature genre of the Second World War period has shown its appeal to a mass audience ...

ОБРАЗЫ ВОЙНЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ДОНЕЦКИХ ЖУРНАЛИСТОВ

2015, № 4 (10), К 70-летию Великой Победы: публицистика периода Великой Отечественной войны
В статье сфокусировано внимание на особенностях формирования образов войны в публицистике рубежа 90-х — начала 2000-х годов донецких журналистов-фронтовиков. В контексте теории памяти, мемориальных практик (А. Ассман), а также идеи живого слова (А. Лосев) публицистические тексты региональных журналистов и публицистов рассматриваются как подлинная, практическая арена общения незавершенного прошлого и современности. Донецкие авторы через обыденное, «человеческое, не только умное слово» (А. Лосев) вырабатывают и традиционный диалог с читателем, доверительное общение с прошлым и связь с настоящим. Кроме того, они через постоянное и целенаправленное воплощение воспоминаний в различные повествовательные формы, постепенно создают устойчивые, но при этом внутренне живые социокультурно и, главное, повседневно значимые мемориальные практики.  Abstract IMAGES OF THE WAR IN DONETSK JOURNALISTS PUBLICISM The attention to features of war images formation in publicism on a boundary 90...