Воскресенье, Март 24Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ (К ЮБИЛЕЮ АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА СКОВОРОДНИКОВА)

Статья посвящена научной, научно-методической, редакторской и организаторской работе видного российского ученого Александра Петровича Сковородникова, юбилей которого отмечался недавно. А. П. Сковородников известен своими работами по лингвоэкологической, стилистической и риторической проблематике, а также исследованиями, посвящёнными языку газеты. Ученого интересуют прикладные и теоретические аспекты, которые входят в исследовательское пространство, объединенное идеей сохранения и развития языка.

LANGUAGE PRESERVATION AND DEVELOPMENT AS KEY IDEAS 

(to the Anniversary of Alexander Petrovich Skovorodnikov) 

The paper describes scientific, methodological, editorial and organizational work of a prominent Krasnoyarsk scholar — Alexander Petrovich Skovorodnikov, whose 85th anniversary was celebrated recently. A. P. Skovorodnikov is known for his work on linguistic ecology, stylistic and rhetorical issues, including research on the specific newspaper language. The scientist is keenly interested in applied and theoretical aspects comprising the research space, united by the idea of language preservation and development.

Алевтина Николаевна Сперанская, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета 

Е-mail: alsperanskaya@yandex.ru

Alevtina Nikolaevna Speranskaya, PhD, Associate Professor of the Department of the Russian Language, Literature and Speech Communication, Institute of Philology and Language Communication, Siberian Federal University 

Е-mail: alsperanskaya@yandex.ru

Сперанская А. Н. Сохранение и развитие языка как ключевые идеи (к юбилею Александра Петровича Сковородникова) // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 135–140. URL: https://medialing.ru/sohranenie-i-razvitie-yazyka-kak-klyuchevye-idei-k-yubileyu-aleksandra-petrovicha-skovorodnikova/ (дата обращения: 24.03.2019).

Speranskaya A. N. Language preservation and development as key ideas (to the anniversary of Alexander Petrovich Skovorodnikov) // Media Linguistics, 2015, No. 1 (6), pp. 135–140. Available at: https://medialing.ru/sohranenie-i-razvitie-yazyka-kak-klyuchevye-idei-k-yubileyu-aleksandra-petrovicha-skovorodnikova/ (accessed: 24.03.2019). (In Russian)

УДК 81-11 
ББК 81.2 
ГРНТИ 16.01.09 
КОД ВАК 10.02.01

Алек­сандр Пет­ро­вич Ско­во­род­ни­ков — док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, дей­стви­тель­ный член МАН ВШ, почёт­ный работ­ник выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния Рос­сии, заслу­жен­ный работ­ник выс­шей шко­лы Рос­сий­ской Феде­ра­ции, совет­ник рек­то­ра Сибир­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та по вопро­сам гума­ни­тар­но­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са. Алек­сандр Пет­ро­вич — автор более 200 науч­ных работ, сре­ди кото­рых «Экс­прес­сив­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка: опыт систем­но­го иссле­до­ва­ния» (1981), «Вопро­сы эко­ло­гии рус­ско­го язы­ка» (1993), «Куль­ту­ра речи — куль­ту­ра обще­ния: посо­бие по пере­под­го­тов­ке и про­ве­де­нию атте­ста­ции учи­те­лей» (2000).

Науч­ные инте­ре­сы Алек­сандра Пет­ро­ви­ча — это сти­ли­сти­ка, рито­ри­ка, куль­ту­ра речи, линг­во­эко­ло­гия, ген­ри­сти­ка (в основ­ном коми­че­ские газет­ные жан­ры). Его науч­но-иссле­до­ва­тель­ской доми­нан­той явля­ет­ся иссле­до­ва­ние воз­мож­но­стей речи. Наша речь — слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ная струк­ту­ра, при опи­са­нии кото­рой необ­хо­ди­мо учи­ты­вать боль­шое чис­ло фак­то­ров. Для А. П. Ско­во­род­ни­ко­ва веду­щим фак­то­ром высту­па­ет вза­и­мо­дей­ствие речи с её соци­аль­ным окру­же­ни­ем. Всё мно­го­об­ра­зие это­го вза­и­мо­дей­ствия слож­но опи­сать в рам­ках стро­го очер­чен­ных гра­ниц, дан­ный науч­ный объ­ект ста­вит перед линг­ви­ста­ми про­бле­мы, реше­ние кото­рых вызы­ва­ет воз­мож­ность исполь­зо­вать потен­ци­ал раз­ных науч­ных дис­ци­плин. Эко­линг­ви­сти­ка и явля­ет­ся такой меж­дис­ци­пли­нар­ной обла­стью, замет­ный вклад в раз­ви­тие кото­рой внёс Алек­сандр Пет­ро­вич. 

Об эко­линг­ви­сти­че­ском направ­ле­нии ста­ли гово­рить начи­ная с докла­да Э. Хау­ге­на «Эко­ло­гия язы­ка» [Haugen 1972]. У А. П. Ско­во­род­ни­ко­ва сфор­ми­ро­ва­лось фун­да­мен­таль­ное тео­ре­ти­че­ское осмыс­ле­ние линг­ви­сти­че­ской эко­ло­гии (линг­во­эко­ло­гии, эко­линг­ви­сти­ки), кото­рое он отра­зил в моно­гра­фии «Вопро­сы эко­ло­гии рус­ско­го язы­ка» (1993). Под эко­ло­ги­ей язы­ка учё­ный пони­ма­ет «такое направ­ле­ние линг­ви­сти­че­ской тео­рии и прак­ти­ки, кото­рое <…> свя­за­но с изу­че­ни­ем фак­то­ров, нега­тив­но вли­я­ю­щих на раз­ви­тие и исполь­зо­ва­ние язы­ка и <…> с изыс­ка­ни­ем путей и спо­со­бов обо­га­ще­ния язы­ка и совер­шен­ство­ва­ния прак­ти­ки рече­во­го обще­ния» [Ско­во­род­ни­ков 1992: 105]. Сле­до­ва­тель­но, по мыс­ли Алек­сандра Пет­ро­ви­ча, прак­ти­че­ская дея­тель­ность в обла­сти эко­линг­ви­сти­ки заклю­ча­ет­ся в сохра­не­нии и раз­ви­тии все­го луч­ше­го, что есть в рече­вой прак­ти­ке, и в защи­те язы­ка от все­го, что несёт вред ему и чело­ве­ку. Несо­мнен­но, такое пони­ма­ние свя­за­но с необ­хо­ди­мо­стью повы­шать уро­вень вла­де­ния язы­ком и рече­вой куль­ту­рой носи­те­лей язы­ка, тем более что для Алек­сандра Пет­ро­ви­ча рече­вое пове­де­ние все­гда было свя­за­но с эти­че­ским. Это отра­же­но в его кон­цеп­ции пол­но­функ­ци­о­наль­ной рече­вой куль­ту­ры, состо­я­щей из четы­рёх ком­пе­тен­ций: обще­фи­ло­ло­ги­че­ской, язы­ко­вой, ком­му­ни­ка­тив­ной, эти­ко-эсте­ти­че­ской. 

Свои наблю­де­ния над язы­ком мас­сме­диа учё­ный интер­пре­ти­ру­ет не толь­ко в тра­ди­ции опи­са­ния типич­ных нару­ше­ний язы­ко­вых норм [см. Ско­во­род­ни­ков 1998]. Для пол­но­го пони­ма­ния исполь­зо­ва­ния язы­ка в рос­сий­ских сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции крас­но­яр­ский линг­вист вво­дит гра­ни­ча­щее с эти­кой поня­тие линг­во­ци­низ­ма [Ско­во­род­ни­ков 1996], обос­но­вы­ва­ет нали­чие язы­ко­во­го наси­лия [Ско­во­род­ни­ков 1997].

Язык совре­мен­ной рос­сий­ской прес­сы рас­смот­рен во мно­гих рабо­тах А. П. Ско­во­род­ни­ко­ва. Эта тема раз­ра­бо­та­на им в аспек­те кате­го­рии экс­прес­сив­но­сти. Как извест­но, совре­мен­ный газет­ный текст отли­ча­ет­ся повы­шен­ной экс­прес­сив­но­стью, и дать это­му явле­нию куль­тур­но-рече­вую оцен­ку весь­ма непро­сто. Напри­мер, рез­ко отри­ца­тель­ная со сто­ро­ны писа­те­лей и линг­ви­стов оцен­ка исполь­зо­ва­ния жар­го­на в газет­ных текстах вхо­дит в про­ти­во­ре­чие с реаль­ной прак­ти­кой. И нель­зя упре­кать жур­на­ли­стов, счи­та­ет Алек­сандр Пет­ро­вич, в отсут­ствии рече­вой куль­ту­ры, если они, не теряя чув­ства меры, исполь­зу­ют сло­ва и обо­ро­ты жар­гон­но­го про­ис­хож­де­ния с целью дости­же­ния выра­зи­тель­но­го эффек­та. Слож­но опре­де­лить меру, но осно­ва­ния всё же есть: их исполь­зо­ва­ние не долж­но быть мас­со­вым, и они долж­ны быть сти­ли­сти­че­ски оправ­да­ны. При отсут­ствии этих необ­хо­ди­мых кри­те­ри­ев экс­прес­сив­ность речи пре­вра­ща­ют­ся в вуль­гар­ность [Ско­во­род­ни­ков, Коп­ни­на 2004]. 

В сво­их ста­тьях по про­бле­мам язы­ка рос­сий­ской прес­сы Алек­сандр Пет­ро­вич систе­ма­ти­зи­ру­ет язы­ко­вые сред­ства выра­зи­тель­но­сти совре­мен­ной газет­ной пуб­ли­ци­сти­ки, про­дол­жая тра­ди­цию изу­че­ния того, как в газе­те исполь­зу­ют­ся рито­ри­че­ские при­ё­мы в совре­мен­ных, пост­мо­дер­нист­ских усло­ви­ях [Ско­во­род­ни­ков 2001].

Ещё одна осо­бен­ность язы­ка мас­сме­диа, кото­рой уде­ля­ет вни­ма­ние крас­но­яр­ский учё­ный, — кате­го­рия коми­че­ско­го. Совре­мен­ные газет­ные тек­сты ста­ли мате­ри­а­лом, на кото­ром А. П. Ско­во­род­ни­ков рас­смот­рел линг­ви­сти­че­ский ста­тус тако­го хоро­шо извест­но­го лите­ра­тур­но­го при­ё­ма, как калам­бур [Ско­во­род­ни­ков 2001], а так­же менее рас­про­стра­нён­ные ост­ро­ум­ные сти­хо­твор­ные мини­а­тю­ры — фраш­ки [Ско­во­род­ни­ков 2002].

По эко­линг­ви­сти­че­ской про­бле­ма­ти­ке Алек­сандр Пет­ро­вич орга­ни­зо­вал нема­ло науч­ных кон­фе­рен­ций. Послед­няя из них — меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Эко­ло­гия язы­ка и ком­му­ни­ка­тив­ная прак­ти­ка» (Крас­но­ярск, 2–4 октяб­ря 2014 года), зна­че­ние кото­рой заклю­ча­ет­ся в том, что «были опре­де­ле­ны пози­ции раз­лич­ных линг­ви­сти­че­ских дис­ци­плин по их отно­ше­нию к эко­линг­ви­сти­ке» [Спе­ран­ская 2014]. С 2013 года Алек­сандр Пет­ро­вич как редак­тор кури­ру­ет пери­о­ди­че­ское сете­вое науч­ное изда­ние «Эко­ло­гия язы­ка и ком­му­ни­ка­тив­ная прак­ти­ка» (http://​ecoling​.sfu​-kras​.ru/).

Алек­сандр Пет­ро­вич Ско­во­род­ни­ков пло­до­твор­но раз­ра­ба­ты­ва­ет направ­ле­ние, свя­зан­ное с тео­ри­ей и прак­ти­кой эффек­тив­ной речи, кото­рое вопло­ти­лось как в науч­ные тру­ды и рабо­ты его уче­ни­ков, так и в его науч­но-мето­ди­че­скую дея­тель­ность. Этот век­тор рабо­ты крас­но­яр­ско­го линг­ви­ста при­знан науч­ным сооб­ще­ством — речь идет о суще­ство­ва­нии крас­но­яр­ской шко­лы рито­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния [Кур­це­ва 2011]. Мож­но гово­рить о суще­ство­ва­нии науч­ной шко­лы «Эффек­тив­ная речь: Тео­ре­ти­че­ские и при­клад­ные аспек­ты». А. П. Ско­во­род­ни­ков мно­го сде­лал для воз­вра­ще­ния рито­ри­ки из исто­ри­че­ско­го про­шло­го в совре­мен­ную науч­ную и науч­но-педа­го­ги­че­скую прак­ти­ку. Необ­хо­ди­мо иметь в виду, что «обнов­ля­е­мая рито­ри­ка ока­зы­ва­ет­ся срод­ни гер­ме­нев­ти­ке: она уже не пред­пи­сы­ва­ет, не нор­ма­ли­зу­ет, она вни­ка­ет в живую прак­ти­ку обще­ния, в ход ком­му­ни­ка­тив­ных собы­тий вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­че­ских созна­ний» [Тюпа 2011: 159]. Алек­сандр Пет­ро­вич дока­зы­вал куль­тур­ную цен­ность крас­но­ре­чия, кото­рая заклю­ча­ет­ся в воз­мож­но­стях гар­мо­ни­за­ции обще­ния, в устра­не­нии язы­ко­во­го наси­лия. Алек­сандр Пет­ро­вич уде­ля­ет вни­ма­ние поня­тию рито­ри­че­ско­го иде­а­ла [Ско­во­род­ни­ков 1999]. В цен­тре вни­ма­ния крас­но­яр­ских фило­ло­гов — уче­ни­ков Алек­сандра Пет­ро­ви­ча — выяв­ле­ние прин­ци­пов и зако­нов эффек­тив­ной речи. Замет­ным вкла­дом в раз­ви­тие совре­мен­ной рито­ри­че­ской тео­рии ста­ло изу­че­ние систе­мы выра­зи­тель­ных средств и рито­ри­че­ских при­ё­мов совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. 

Важ­ное место в дея­тель­но­сти Алек­сандра Пет­ро­ви­ча зани­ма­ет рабо­та, посвя­щён­ная куль­тур­но-рече­вой ком­пе­тен­ции пре­по­да­ва­те­ля и сту­ден­та выс­шей шко­лы. По его ини­ци­а­ти­ве и при непо­сред­ствен­ном уча­стии и кури­ро­ва­нии в учеб­ные пла­ны всех факуль­те­тов Крас­но­яр­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (с 2007 года — Сибир­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет) была вве­де­на ком­плекс­ная учеб­ная дис­ци­пли­на «Рус­ский язык и куль­ту­ра речи», а так­же факуль­та­ти­вы «Осно­вы рито­ри­ки», «Сти­ли­сти­ка и лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние», раз­ра­бо­та­ны соот­вет­ству­ю­щие рабо­чие про­грам­мы. Алек­сандр Пет­ро­вич так­же неуто­мим в ока­за­нии инфор­ма­ци­он­ной и науч­но-мето­ди­че­ской помо­щи учи­те­лям Крас­но­яр­ска и дру­гих горо­дов по про­бле­мам внед­ре­ния рито­ри­ки и куль­ту­ры речи в школь­ную прак­ти­ку. Весь этот круг тем нашёл отра­же­ние на стра­ни­цах науч­но-мето­ди­че­ско­го бюл­ле­те­ня «Тео­ре­ти­че­ские и при­клад­ные аспек­ты рече­во­го обще­ния», ответ­ствен­ным редак­то­ром кото­ро­го стал А. П. Ско­во­род­ни­ков. Реше­ни­ем 3-ей Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции по рито­ри­ке (г. Москва, январь 1999 года) «Бюл­ле­те­ню» при­дан ста­тус «Вест­ни­ка Рос­сий­ской рито­ри­че­ской ассо­ци­а­ции». Поз­же изда­ние было пере­име­но­ва­но в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный вест­ник «Рече­вое обще­ние». 

Дея­тель­ность Алек­сандра Пет­ро­ви­ча и его уче­ни­ков, после­до­ва­те­лей и кол­лег дала замет­ные лек­си­ко­гра­фи­че­ские резуль­та­ты. Под его редак­ци­ей вышел «Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Выра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го язы­ка и рече­вые ошиб­ки и недо­че­ты» (2005). А. П. Ско­во­род­ни­ков вхо­дил в ред­кол­ле­гии и актив­но при­ни­мал уча­стие в созда­нии спра­воч­ных изда­ний: «Куль­ту­ра рус­ской речи: энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник» (2003) и «Сти­ли­сти­че­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь рус­ско­го язы­ка» (2003). 

За годы суще­ство­ва­ния крас­но­яр­ской науч­ной шко­лы эффек­тив­ной речи было про­ве­де­но мно­же­ство меро­при­я­тий, кото­рые объ­еди­ни­ли еди­но­мыш­лен­ни­ков, увле­чен­ных совер­шен­ство­ва­ни­ем рече­вой куль­ту­ры: состо­я­лось око­ло два­дца­ти меж­ду­на­род­ных, все­рос­сий­ских и реги­о­наль­ных науч­ных кон­фе­рен­ций, сове­ща­ний и семи­на­ров, при­зван­ных кон­со­ли­ди­ро­вать уси­лия, направ­лен­ные на изу­че­ние совре­мен­но­го язы­ко­во­го состо­я­ния, на сохра­не­ние чисто­ты и богат­ства рус­ской речи. 

Под­во­дя про­ме­жу­точ­ный итог, мож­но ска­зать, что Алек­сандр Пет­ро­вич создал науч­но-мето­ди­че­ское про­стран­ство, кото­рое объ­еди­не­но иде­ей сохра­не­ния и раз­ви­тия язы­ка.

© Спе­ран­ская А. Н., 2015

1. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М., 2003.

2. Курцева З. И. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования: автореф. дис. … докт. педагог. наук. М., 2011.

3. Сковородников А. П. К методологии разработки и представления русского риторического идеала // Филологические науки. 1999. № 5. С. 75–82.

4. Сковородников А. П. Лингвистическая экология: проблемы становления // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-метод. бюл. Вып. 1 / отв.ред. А. П. Сковородников. Красноярск — Ачинск, 1996. С. 5–9.

5. Сковородников А. П. О лингвистическом статусе каламбура (на материале русскоязычных газетных текстов) // Stylistyka X. Opole, 2001. С. 183–193 (в соавторстве с Т. И. Дамм).

6. Сковородников А. П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-метод. бюллетень / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 3 (7). Красноярск–Ачинск, 1998. С. 10–19.

7. Сковородников А. П. Об экологии русского языка // Филологические науки. 1992. № 5–6. С. 104–111.

8. Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе // Филологические науки. 2001. № 3. С. 74–80.

9. Сковородников А. П. Фрашки в современной российской газете // Языковая ситуация в России 21 века: материалы Международной научной конференции. Том 1. Кемерово, 2002. С. 160–168 (в соавторстве с Т. И. Дамм).

10. Сковородников А. П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-метод. бюллетень / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 2. Красноярск, 1997. С. 10–15.

11. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Экспрессивные средства в языке современной газеты: тенденции и их культурно–речевая оценка // Язык средств массовой информации: учебное пособие по специализации. М., 2004. Ч. 2. С. 285–306.

12. Сперанская А. Н. Экология языка: перспективы развития в XXI веке // Медиалингвистика. №2 (5). 2014. С. 129 — 133.

13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; редколл.: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М., 2003

14. Тюпа В. Металингвистика как новая риторика // Интеллектуальный язык эпохи: Истрия идей, история слов. М., 2011. С.158–165.

15. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А. П. Сковородникова. М., 2005.

16. Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Stanford: Stanford University Press, 1972.

1. Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Stanford: Stanford University Press, 1972.

2. Culture of Russian speech: Encyclopedic Dictionary-Directory [Kultura russkoy rechi: entsiklopedicheskiy slovar-spravochnik] / pod red. L. Yu. Ivanova, A. P. Skovorodnikova, E. N. Shiryaeva i dr. Moscow, 2003.

3. Kurtseva Z. I. Communicative and moral aspect of rhetorical education. PhD thesis [Kommunikativno-nravstvennyiy aspekt ritoricheskogo obrazovaniya]: avtoref. dis. … dokt. pedagog. nauk. M., 2011.

4. Skovorodnikov A. P. On the methodology of the development and presentation of Russian rhetorical ideal [K metodologii razrabotki i predstavleniya russkogo ritoricheskogo ideala] // Filologicheskie nauki. 1999. # 5. Pp. 75–82.

5. Skovorodnikov A. P. Linguistic ecology: problems of formation [Lingvisticheskaya ekologiya: problemyi stanovleniya] // Teoreticheskie i prikladnyie aspektyi rechevogo obscheniya: nauch.-metod. byul. Vyip. 1 / otv. red. A. P. Skovorodnikov. Krasnoyarsk — Achinsk, 1996. Pp. 5–9.

6. Skovorodnikov A. P. On the linguistic status pun (based on the Russian-language newspaper texts) [O lingvisticheskom statuse kalambura (na materiale russkoyazyichnyih gazetnyih tekstov)] // Stylistyka X. Opole, 2001. Pp. 183–193 (v soavtorstve s T. I. Damm).

7. Skovorodnikov A. P. On the state of speech culture in the Russian media (experience of description of typical violations of literary and linguistic norms). [O sostoyanii rechevoy kulturyi v rossiyskih sredstvah massovoy informatsii (opyit opisaniya tipichnyih narusheniy literaturno-yazyikovyih norm)] // Teoreticheskie i prikladnyie aspektyi rechevogo obscheniya: nauch.-metod. byulleten / Krasnoyar. gos. un-t. Vyip. 3 (7). Krasnoyarsk–Achinsk, 1998. Pp. 10–19.

8. Skovorodnikov A. P. On the ecology of the Russian language. [Ob ekologii russkogo yazyika] // Filologicheskie nauki. 1992. # 5–6. Pp. 104–111.

9. Skovorodnikov A. P. Figures of speech in contemporary Russian press. [Figuryi rechi v sovremennoy rossiyskoy presse] // Filologicheskie nauki. 2001. # 3. Pp. 74–80.

10. Skovorodnikov A. P. Frashki in contemporary Russian newspaper [Frashki v sovremennoy rossiyskoy gazette] // Yazyikovaya situatsiya v Rossii 21 veka: materialyi Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Tom 1. Kemerovo, 2002. Pp. 160–168 (v soavtorstve s T. I. Damm).

11. Skovorodnikov A. P. Linguistic violence in contemporary Russian press [Yazyikovoe nasilie v sovremennoy rossiyskoy presse] // Teoreticheskie i prikladnyie aspektyi rechevogo obscheniya: nauch.-metod. byulleten / Krasnoyar. gos. un-t. Vyip. 2. Krasnoyarsk, 1997. Pp. 10–15.

12. Skovorodnikov A. P., Kopnina G. A. Expressive means in the language of the modern newspaper: tendencies and their cultural and speech evaluation [Ekspressivnyie sredstva v yazyike sovremennoy gazetyi: tendentsii i ih kulturno–rechevaya otsenka] // Yazyik sredstv massovoy informatsii: uchebnoe posobie po spetsializatsii. Moscow, 2004. Ch. 2. Pp. 285–306.

13. Speranskaya A. N. Ecology of language: prospects of development in the XXI century [Ekologiya yazyika: perspektivyi razvitiya v XXI veke] // Medialingvistika. № 2 (5). 2014. Pp. 129–133.

14. Stylistic Encyclopedic Dictionary of the Russian language [Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar russkogo yazyika] / pod red. M. N. Kozhinoy; redkoll.: E. A. Bazhenova, M. P. Kotyurova, A. P. Skovorodnikov. Moscow, 2003.

15. Tyupa V. Metalinguistics as new rhetoric [Metalingvistika kak novaya ritorika] // Intellektualnyiy yazyik epohi: Istriya idey, istoriya slov. Moscow, 2011. Pp. 158–165

16. Collegiate Dictionary Directory. Expressive means of Russian language and speech errors and omissions [Entsiklopedicheskiy slovar-spravochnik. Virazitelnyie sredstva russkogo yazyika i rechevyie oshibki i nedochetyi] / pod red. A. P. Skovorodnikova. Moscow, 2005.