Вторник, 2 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ (К ЮБИЛЕЮ АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА СКОВОРОДНИКОВА)

Алек­сандр Пет­ро­вич Ско­во­род­ни­ков — док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, дей­стви­тель­ный член МАН ВШ, почёт­ный работ­ник выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния Рос­сии, заслу­жен­ный работ­ник выс­шей шко­лы Рос­сий­ской Феде­ра­ции, совет­ник рек­то­ра Сибир­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та по вопро­сам гума­ни­тар­но­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са. Алек­сандр Пет­ро­вич — автор более 200 науч­ных работ, сре­ди кото­рых «Экс­прес­сив­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка: опыт систем­но­го иссле­до­ва­ния» (1981), «Вопро­сы эко­ло­гии рус­ско­го язы­ка» (1993), «Куль­ту­ра речи — куль­ту­ра обще­ния: посо­бие по пере­под­го­тов­ке и про­ве­де­нию атте­ста­ции учи­те­лей» (2000).

Науч­ные инте­ре­сы Алек­сандра Пет­ро­ви­ча — это сти­ли­сти­ка, рито­ри­ка, куль­ту­ра речи, линг­во­эко­ло­гия, ген­ри­сти­ка (в основ­ном коми­че­ские газет­ные жан­ры). Его науч­но-иссле­до­ва­тель­ской доми­нан­той явля­ет­ся иссле­до­ва­ние воз­мож­но­стей речи. Наша речь — слож­но­ор­га­ни­зо­ван­ная струк­ту­ра, при опи­са­нии кото­рой необ­хо­ди­мо учи­ты­вать боль­шое чис­ло фак­то­ров. Для А. П. Ско­во­род­ни­ко­ва веду­щим фак­то­ром высту­па­ет вза­и­мо­дей­ствие речи с её соци­аль­ным окру­же­ни­ем. Всё мно­го­об­ра­зие это­го вза­и­мо­дей­ствия слож­но опи­сать в рам­ках стро­го очер­чен­ных гра­ниц, дан­ный науч­ный объ­ект ста­вит перед линг­ви­ста­ми про­бле­мы, реше­ние кото­рых вызы­ва­ет воз­мож­ность исполь­зо­вать потен­ци­ал раз­ных науч­ных дис­ци­плин. Эко­линг­ви­сти­ка и явля­ет­ся такой меж­дис­ци­пли­нар­ной обла­стью, замет­ный вклад в раз­ви­тие кото­рой внёс Алек­сандр Петрович. 

Об эко­линг­ви­сти­че­ском направ­ле­нии ста­ли гово­рить начи­ная с докла­да Э. Хау­ге­на «Эко­ло­гия язы­ка» [Haugen 1972]. У А. П. Ско­во­род­ни­ко­ва сфор­ми­ро­ва­лось фун­да­мен­таль­ное тео­ре­ти­че­ское осмыс­ле­ние линг­ви­сти­че­ской эко­ло­гии (линг­во­эко­ло­гии, эко­линг­ви­сти­ки), кото­рое он отра­зил в моно­гра­фии «Вопро­сы эко­ло­гии рус­ско­го язы­ка» (1993). Под эко­ло­ги­ей язы­ка учё­ный пони­ма­ет «такое направ­ле­ние линг­ви­сти­че­ской тео­рии и прак­ти­ки, кото­рое <…> свя­за­но с изу­че­ни­ем фак­то­ров, нега­тив­но вли­я­ю­щих на раз­ви­тие и исполь­зо­ва­ние язы­ка и <…> с изыс­ка­ни­ем путей и спо­со­бов обо­га­ще­ния язы­ка и совер­шен­ство­ва­ния прак­ти­ки рече­во­го обще­ния» [Ско­во­род­ни­ков 1992: 105]. Сле­до­ва­тель­но, по мыс­ли Алек­сандра Пет­ро­ви­ча, прак­ти­че­ская дея­тель­ность в обла­сти эко­линг­ви­сти­ки заклю­ча­ет­ся в сохра­не­нии и раз­ви­тии все­го луч­ше­го, что есть в рече­вой прак­ти­ке, и в защи­те язы­ка от все­го, что несёт вред ему и чело­ве­ку. Несо­мнен­но, такое пони­ма­ние свя­за­но с необ­хо­ди­мо­стью повы­шать уро­вень вла­де­ния язы­ком и рече­вой куль­ту­рой носи­те­лей язы­ка, тем более что для Алек­сандра Пет­ро­ви­ча рече­вое пове­де­ние все­гда было свя­за­но с эти­че­ским. Это отра­же­но в его кон­цеп­ции пол­но­функ­ци­о­наль­ной рече­вой куль­ту­ры, состо­я­щей из четы­рёх ком­пе­тен­ций: обще­фи­ло­ло­ги­че­ской, язы­ко­вой, ком­му­ни­ка­тив­ной, этико-эстетической. 

Свои наблю­де­ния над язы­ком мас­сме­диа учё­ный интер­пре­ти­ру­ет не толь­ко в тра­ди­ции опи­са­ния типич­ных нару­ше­ний язы­ко­вых норм [см. Ско­во­род­ни­ков 1998]. Для пол­но­го пони­ма­ния исполь­зо­ва­ния язы­ка в рос­сий­ских сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции крас­но­яр­ский линг­вист вво­дит гра­ни­ча­щее с эти­кой поня­тие линг­во­ци­низ­ма [Ско­во­род­ни­ков 1996], обос­но­вы­ва­ет нали­чие язы­ко­во­го наси­лия [Ско­во­род­ни­ков 1997].

Язык совре­мен­ной рос­сий­ской прес­сы рас­смот­рен во мно­гих рабо­тах А. П. Ско­во­род­ни­ко­ва. Эта тема раз­ра­бо­та­на им в аспек­те кате­го­рии экс­прес­сив­но­сти. Как извест­но, совре­мен­ный газет­ный текст отли­ча­ет­ся повы­шен­ной экс­прес­сив­но­стью, и дать это­му явле­нию куль­тур­но-рече­вую оцен­ку весь­ма непро­сто. Напри­мер, рез­ко отри­ца­тель­ная со сто­ро­ны писа­те­лей и линг­ви­стов оцен­ка исполь­зо­ва­ния жар­го­на в газет­ных текстах вхо­дит в про­ти­во­ре­чие с реаль­ной прак­ти­кой. И нель­зя упре­кать жур­на­ли­стов, счи­та­ет Алек­сандр Пет­ро­вич, в отсут­ствии рече­вой куль­ту­ры, если они, не теряя чув­ства меры, исполь­зу­ют сло­ва и обо­ро­ты жар­гон­но­го про­ис­хож­де­ния с целью дости­же­ния выра­зи­тель­но­го эффек­та. Слож­но опре­де­лить меру, но осно­ва­ния всё же есть: их исполь­зо­ва­ние не долж­но быть мас­со­вым, и они долж­ны быть сти­ли­сти­че­ски оправ­да­ны. При отсут­ствии этих необ­хо­ди­мых кри­те­ри­ев экс­прес­сив­ность речи пре­вра­ща­ют­ся в вуль­гар­ность [Ско­во­род­ни­ков, Коп­ни­на 2004]. 

В сво­их ста­тьях по про­бле­мам язы­ка рос­сий­ской прес­сы Алек­сандр Пет­ро­вич систе­ма­ти­зи­ру­ет язы­ко­вые сред­ства выра­зи­тель­но­сти совре­мен­ной газет­ной пуб­ли­ци­сти­ки, про­дол­жая тра­ди­цию изу­че­ния того, как в газе­те исполь­зу­ют­ся рито­ри­че­ские при­ё­мы в совре­мен­ных, пост­мо­дер­нист­ских усло­ви­ях [Ско­во­род­ни­ков 2001].

Ещё одна осо­бен­ность язы­ка мас­сме­диа, кото­рой уде­ля­ет вни­ма­ние крас­но­яр­ский учё­ный, — кате­го­рия коми­че­ско­го. Совре­мен­ные газет­ные тек­сты ста­ли мате­ри­а­лом, на кото­ром А. П. Ско­во­род­ни­ков рас­смот­рел линг­ви­сти­че­ский ста­тус тако­го хоро­шо извест­но­го лите­ра­тур­но­го при­ё­ма, как калам­бур [Ско­во­род­ни­ков 2001], а так­же менее рас­про­стра­нён­ные ост­ро­ум­ные сти­хо­твор­ные мини­а­тю­ры — фраш­ки [Ско­во­род­ни­ков 2002].

По эко­линг­ви­сти­че­ской про­бле­ма­ти­ке Алек­сандр Пет­ро­вич орга­ни­зо­вал нема­ло науч­ных кон­фе­рен­ций. Послед­няя из них — меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция «Эко­ло­гия язы­ка и ком­му­ни­ка­тив­ная прак­ти­ка» (Крас­но­ярск, 2–4 октяб­ря 2014 года), зна­че­ние кото­рой заклю­ча­ет­ся в том, что «были опре­де­ле­ны пози­ции раз­лич­ных линг­ви­сти­че­ских дис­ци­плин по их отно­ше­нию к эко­линг­ви­сти­ке» [Спе­ран­ская 2014]. С 2013 года Алек­сандр Пет­ро­вич как редак­тор кури­ру­ет пери­о­ди­че­ское сете­вое науч­ное изда­ние «Эко­ло­гия язы­ка и ком­му­ни­ка­тив­ная прак­ти­ка» (http://​ecoling​.sfu​-kras​.ru/).

Алек­сандр Пет­ро­вич Ско­во­род­ни­ков пло­до­твор­но раз­ра­ба­ты­ва­ет направ­ле­ние, свя­зан­ное с тео­ри­ей и прак­ти­кой эффек­тив­ной речи, кото­рое вопло­ти­лось как в науч­ные тру­ды и рабо­ты его уче­ни­ков, так и в его науч­но-мето­ди­че­скую дея­тель­ность. Этот век­тор рабо­ты крас­но­яр­ско­го линг­ви­ста при­знан науч­ным сооб­ще­ством — речь идет о суще­ство­ва­нии крас­но­яр­ской шко­лы рито­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния [Кур­це­ва 2011]. Мож­но гово­рить о суще­ство­ва­нии науч­ной шко­лы «Эффек­тив­ная речь: Тео­ре­ти­че­ские и при­клад­ные аспек­ты». А. П. Ско­во­род­ни­ков мно­го сде­лал для воз­вра­ще­ния рито­ри­ки из исто­ри­че­ско­го про­шло­го в совре­мен­ную науч­ную и науч­но-педа­го­ги­че­скую прак­ти­ку. Необ­хо­ди­мо иметь в виду, что «обнов­ля­е­мая рито­ри­ка ока­зы­ва­ет­ся срод­ни гер­ме­нев­ти­ке: она уже не пред­пи­сы­ва­ет, не нор­ма­ли­зу­ет, она вни­ка­ет в живую прак­ти­ку обще­ния, в ход ком­му­ни­ка­тив­ных собы­тий вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­че­ских созна­ний» [Тюпа 2011: 159]. Алек­сандр Пет­ро­вич дока­зы­вал куль­тур­ную цен­ность крас­но­ре­чия, кото­рая заклю­ча­ет­ся в воз­мож­но­стях гар­мо­ни­за­ции обще­ния, в устра­не­нии язы­ко­во­го наси­лия. Алек­сандр Пет­ро­вич уде­ля­ет вни­ма­ние поня­тию рито­ри­че­ско­го иде­а­ла [Ско­во­род­ни­ков 1999]. В цен­тре вни­ма­ния крас­но­яр­ских фило­ло­гов — уче­ни­ков Алек­сандра Пет­ро­ви­ча — выяв­ле­ние прин­ци­пов и зако­нов эффек­тив­ной речи. Замет­ным вкла­дом в раз­ви­тие совре­мен­ной рито­ри­че­ской тео­рии ста­ло изу­че­ние систе­мы выра­зи­тель­ных средств и рито­ри­че­ских при­ё­мов совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка. 

Важ­ное место в дея­тель­но­сти Алек­сандра Пет­ро­ви­ча зани­ма­ет рабо­та, посвя­щён­ная куль­тур­но-рече­вой ком­пе­тен­ции пре­по­да­ва­те­ля и сту­ден­та выс­шей шко­лы. По его ини­ци­а­ти­ве и при непо­сред­ствен­ном уча­стии и кури­ро­ва­нии в учеб­ные пла­ны всех факуль­те­тов Крас­но­яр­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (с 2007 года — Сибир­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет) была вве­де­на ком­плекс­ная учеб­ная дис­ци­пли­на «Рус­ский язык и куль­ту­ра речи», а так­же факуль­та­ти­вы «Осно­вы рито­ри­ки», «Сти­ли­сти­ка и лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние», раз­ра­бо­та­ны соот­вет­ству­ю­щие рабо­чие про­грам­мы. Алек­сандр Пет­ро­вич так­же неуто­мим в ока­за­нии инфор­ма­ци­он­ной и науч­но-мето­ди­че­ской помо­щи учи­те­лям Крас­но­яр­ска и дру­гих горо­дов по про­бле­мам внед­ре­ния рито­ри­ки и куль­ту­ры речи в школь­ную прак­ти­ку. Весь этот круг тем нашёл отра­же­ние на стра­ни­цах науч­но-мето­ди­че­ско­го бюл­ле­те­ня «Тео­ре­ти­че­ские и при­клад­ные аспек­ты рече­во­го обще­ния», ответ­ствен­ным редак­то­ром кото­ро­го стал А. П. Ско­во­род­ни­ков. Реше­ни­ем 3‑ей Меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции по рито­ри­ке (г. Москва, январь 1999 года) «Бюл­ле­те­ню» при­дан ста­тус «Вест­ни­ка Рос­сий­ской рито­ри­че­ской ассо­ци­а­ции». Поз­же изда­ние было пере­име­но­ва­но в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный вест­ник «Рече­вое общение». 

Дея­тель­ность Алек­сандра Пет­ро­ви­ча и его уче­ни­ков, после­до­ва­те­лей и кол­лег дала замет­ные лек­си­ко­гра­фи­че­ские резуль­та­ты. Под его редак­ци­ей вышел «Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник. Выра­зи­тель­ные сред­ства рус­ско­го язы­ка и рече­вые ошиб­ки и недо­че­ты» (2005). А. П. Ско­во­род­ни­ков вхо­дил в ред­кол­ле­гии и актив­но при­ни­мал уча­стие в созда­нии спра­воч­ных изда­ний: «Куль­ту­ра рус­ской речи: энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь-спра­воч­ник» (2003) и «Сти­ли­сти­че­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь рус­ско­го язы­ка» (2003). 

За годы суще­ство­ва­ния крас­но­яр­ской науч­ной шко­лы эффек­тив­ной речи было про­ве­де­но мно­же­ство меро­при­я­тий, кото­рые объ­еди­ни­ли еди­но­мыш­лен­ни­ков, увле­чен­ных совер­шен­ство­ва­ни­ем рече­вой куль­ту­ры: состо­я­лось око­ло два­дца­ти меж­ду­на­род­ных, все­рос­сий­ских и реги­о­наль­ных науч­ных кон­фе­рен­ций, сове­ща­ний и семи­на­ров, при­зван­ных кон­со­ли­ди­ро­вать уси­лия, направ­лен­ные на изу­че­ние совре­мен­но­го язы­ко­во­го состо­я­ния, на сохра­не­ние чисто­ты и богат­ства рус­ской речи. 

Под­во­дя про­ме­жу­точ­ный итог, мож­но ска­зать, что Алек­сандр Пет­ро­вич создал науч­но-мето­ди­че­ское про­стран­ство, кото­рое объ­еди­не­но иде­ей сохра­не­ния и раз­ви­тия языка.

© Спе­ран­ская А. Н., 2015