Вторник, 19 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

ЖАНРЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В МАССМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Поста­нов­ка про­бле­мы. Сего­дня мы наблю­да­ем, что мас­сме­дий­ное про­стран­ство ста­но­вит­ся сре­дой, в кото­рой фор­ми­ру­ют­ся и функ­ци­о­ни­ру­ют дис­кур­сив­ные фор­ма­ции и пото­ки, обна­ру­жи­ва­ю­щие новые соци­аль­но-куль­тур­ные каче­ства и мен­таль­ные состо­я­ния рос­сий­ско­го обще­ства. Уро­вень осмыс­ле­ния и опи­са­ния медиа­про­стран­ства, пред­ла­га­е­мый совре­мен­ной нау­кой, рас­кры­ва­ет его свой­ства как «сре­ды оби­та­ния» дис­кур­сов: 1) медиа­про­стран­ство зави­сит от тен­ден­ции раз­ви­тия обще­ства; 2) медиа­про­стран­ство — это место реа­ли­за­ции пуб­лич­ной ком­му­ни­ка­ции; 3) медиа­про­стран­ство обла­да­ет меха­низ­ма­ми кон­стру­и­ро­ва­ния кар­ти­ны мира и навя­зы­ва­ния, внед­ре­ния кар­ти­ны мира как в обще­ствен­ное, так и в инди­ви­ду­аль­ное сознание. 

В то же вре­мя совре­мен­ная линг­ви­сти­че­ская нау­ка демон­стри­ру­ет устой­чи­вый инте­рес ко всем «видам исполь­зо­ва­ния язы­ка» и преж­де все­го к дис­кур­сам. Вот дале­ко не пол­ный пере­чень дис­кур­сов, ана­лиз кото­рых мож­но обна­ру­жить в науч­ной лите­ра­ту­ре: спор­тив­ный, кули­нар­ный, рели­ги­оз­ный, поли­ти­че­ский, кон­фликт­ный, офи­ци­аль­ный, педа­го­ги­че­ский, дипло­ма­ти­че­ский, юри­ди­че­ский, меди­цин­ский, фар­ма­ко­ло­ги­че­ский, юмо­ри­сти­че­ский, риту­аль­ный, сакраль­ный, эзо­те­ри­че­ский, оце­ноч­ный, эти­че­ский, толе­рант­ный, жур­на­лист­ский, новост­ной, реклам­ный, совет­ский, повсе­днев­ный, эпи­сто­ляр­ный и др. В дан­ной ста­тье будет рас­смот­ре­на язы­ко­вая спе­ци­фи­ка двух жан­ров эзо­те­ри­че­ско­го дискурса.

Исто­рия вопро­са. Нель­зя не заме­тить, что про­цесс обще­ствен­ной реа­би­ли­та­ции и лега­ли­за­ции дела­ет все более оче­вид­ны­ми в медиа­про­стран­стве дис­кур­сы и тек­сты с ирра­ци­о­наль­ной мен­таль­ной уста­нов­кой: рели­ги­оз­ный, мисти­че­ский, фило­соф­ский, эзо­те­ри­че­ский, лите­ра­тур­но-эзо­те­ри­че­ский, кол­дов­ской дис­курс, а так­же раз­лич­но­го рода эзо­те­ри­че­ские жан­ры, рекла­му, горо­ско­пы, цер­ков­но-рели­ги­оз­ную пуб­ли­ци­сти­ку и др. [см.: Nowożenowa 2013: 53]. Все эти рече­вые обра­зо­ва­ния при всем их раз­но­об­ра­зии и раз­ли­чи­ях могут быть объ­еди­не­ны таким типом мен­таль­ной уста­нов­ки, как ирра­ци­о­наль­ность: ирра­ци­о­наль­ное созна­ние, миро­воз­зре­ние пред­по­ла­га­ет суще­ство­ва­ние обла­стей недо­ступ­ных разу­му и пости­жи­мых толь­ко через инту­и­цию, чув­ства, инстинкт, откро­ве­ние, веру, про­зре­ние. Оно стре­мит­ся к исклю­че­нию раци­о­наль­но­го, логи­че­ско­го, реаль­но­го из про­цес­са пони­ма­ния и объ­яс­не­ния мно­гих собы­тий и фак­тов окру­жа­ю­ще­го мира; в нем пре­об­ла­да­ет стрем­ле­ние инту­и­тив­но­го, рели­ги­оз­но­го, мисти­че­ско­го спо­со­ба пости­же­ния дей­стви­тель­но­сти. «Ирра­ци­о­наль­ное — это то, что не схва­ты­ва­ет­ся поня­тий­ным мыш­ле­ни­ем… Ирра­ци­о­наль­ность, гру­бо гово­ря, пред­став­ля­ет собой апел­ля­цию к вне­ло­ги­че­ским мето­дам мыш­ле­ния» [Сур­ков 2012: 152]. Пока­за­тель­ны заме­ча­ния иссле­до­ва­те­лей о неко­то­рых общих момен­тах в при­ро­де эзо­те­ри­че­ско­го и рели­ги­оз­но­го тек­стов: инту­и­тив­но-духов­ный метод позна­ния сбли­жа­ет эзо­те­ри­че­ские тек­сты с тек­ста­ми рели­ги­оз­ны­ми, в кото­рых про­воз­гла­ша­ет­ся, сооб­ща­ет­ся об исти­нах, не нуж­да­ю­щих­ся в каких-либо внеш­них, фор­маль­но-логи­че­ских дока­за­тель­ствах: «логич­ность и дока­за­тель­ность при изло­же­нии цер­ков­ных дог­ма­тов неприн­ци­пи­аль­ны» [Мишла­нов, Худя­ко­ва 2008]. В свою оче­редь, С. И. Кузь­мин­ская пишет «…любой текст, попа­да­ю­щий под опре­де­ле­ние эзо­те­ри­че­ский, в зна­чи­тель­ной мере пред­по­ла­га­ет ирра­ци­о­наль­ное пони­ма­ние сущ­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мой про­бле­мы» [Кузь­мин­ская 2014]. Необ­хо­ди­мо так­же отме­тить, что несмот­ря на общ­ность ирра­ци­о­наль­ной уста­нов­ки, эти два типа дис­кур­са харак­те­ри­зу­ют­ся глу­бо­ки­ми прин­ци­пи­аль­ны­ми раз­ли­чи­я­ми [см.: Nowożenowa 2013]. 

В свя­зи с обще­ствен­ной зна­чи­мо­стью дан­ных дис­кур­сов целе­со­об­раз­но про­ана­ли­зи­ро­вать при­чи­ны их появ­ле­ния и уси­ле­ния, кото­рые свя­за­ны, с одной сто­ро­ны, с соци­аль­но-поли­ти­че­ски­ми изме­не­ни­я­ми, про­изо­шед­ши­ми в Рос­сии, с дру­гой — с обще­ци­ви­ли­за­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми, сви­де­тель­ству­ю­щи­ми об акти­ви­за­ции арха­и­че­ских форм созна­ния в опре­де­лен­ные момен­ты раз­ви­тия общества.

Так, деидео­ло­ги­за­ция обще­ствен­ной жиз­ни, при­вед­шая к кру­ше­нию ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии, вызва­ла свое­об­раз­ный духов­ный ваку­ум. Имен­но эта «брешь» в обще­ствен­ном созна­нии нача­ла запол­нять­ся кон­гло­ме­ра­том не все­гда осо­знан­ных соци­у­мом рели­ги­оз­ных, фило­соф­ских, эзо­те­ри­че­ских и раз­но­го типа мисти­че­ских пред­став­ле­ний. Мож­но ска­зать, что пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных сло­ев рос­сий­ско­го обще­ства, име­ю­щие раз­ный уро­вень обра­зо­ва­ния, интел­лек­ту­аль­но­го и духов­но­го состо­я­ния, под­го­тов­лен­но­сти и воз­мож­но­сти при­нять новые фор­мы цен­но­стей, пред­став­ле­ний о дей­стви­тель­но­сти, обра­ти­лись к часто новым для них духов­ным сфе­рам. Поэто­му в рос­сий­ском обще­стве наблю­да­ет­ся свое­об­раз­ный ренес­санс цер­ков­ной духов­но­сти, воз­врат и укреп­ле­ние на обще­ствен­ной сцене основ­ных рели­гий: хри­сти­ан­ства, преж­де все­го пра­во­сла­вия, мусуль­ман­ства, буд­диз­ма, като­ли­циз­ма, а так­же обра­ще­ние к нетра­ди­ци­он­ным рели­ги­ям; акти­ви­за­ция эзо­те­ри­че­ских и тео­соф­ских тече­ний, обра­ще­ние к раз­лич­но­го рода маги­че­ским, кол­дов­ским, пара­фи­ло­соф­ским, пара­ре­ли­ги­оз­ным и пара­на­уч­ным прак­ти­кам [Лун­кин 2009: 335].

Кро­ме того, этот внут­рен­ний рос­сий­ский про­цесс под­дер­жи­ва­ет­ся тем, что совре­мен­ное куль­тур­ное созна­ние в целом «отме­че­но ослаб­ле­ни­ем тра­ди­ци­он­ных раци­о­на­ли­сти­че­ских струк­тур мыш­ле­ния и уси­ле­ни­ем ирра­ци­о­на­ли­сти­че­ских моти­вов и настро­е­ний» [Мас­со­вая куль­ту­ра 2004: 106]. Под натис­ком ирра­ци­о­наль­ных настро­е­ний дока­за­тель­ные зна­ния теря­ют свои пози­ции. Уче­ные кон­ста­ти­ру­ют, что, «дей­стви­тель­но, нау­ка и куль­ту­ра в послед­ние деся­ти­ле­тия испы­ты­ва­ют все более уси­ли­ва­ю­ще­е­ся дав­ле­ние со сто­ро­ны ирра­ци­о­наль­ных — рели­ги­оз­но-мисти­че­ских и эзо­те­ри­ко-маги­че­ских кон­цеп­тов и пред­став­ле­ний» [Чеш­ко и др. 2011: 69]. Отме­ча­ет­ся, что «на рубе­же 60–70‑х годов про­шло­го сто­ле­тия обо­зна­чи­лись пер­вые при­зна­ки „маги­че­ско­го ренес­сан­са“, а в нача­ле ХХI века он уже пре­вра­тил­ся в одну из глав­ных осо­бен­но­стей „ново­го куль­тур­но­го про­стран­ства“: не слу­чай­но пост­мо­дер­низм все чаще харак­те­ри­зу­ет­ся как „про­стран­ство неоар­ха­и­ки“» [Пели­пен­ко, Хача­ту­рян 2009: 35]. 

Диа­лек­ти­ка духов­но­го состо­я­ния рос­сий­ско­го обще­ства про­яв­ля­ет­ся и осо­зна­ет­ся имен­но через дис­кур­сив­ные пото­ки. И в этом смыс­ле ирра­ци­о­наль­ный дис­курс дает нам пред­став­ле­ние об осо­бом мен­таль­ном состо­я­нии рос­сий­ско­го обще­ства. Чаще все­го такой тип мыш­ле­ния свя­зы­ва­ет­ся с рели­ги­оз­ным дис­кур­сом. Вме­сте с тем мас­шта­бы и послед­ствия уси­ле­ния ирра­ци­о­наль­но­го нача­ла в духов­ной жиз­ни рос­си­ян не огра­ни­чи­ва­ют­ся толь­ко рели­ги­оз­ным дис­кур­сом, частью ирра­ци­о­наль­но­го дис­кур­са явля­ет­ся эзо­те­ри­че­ский дис­курс. Эзо­те­ри­че­ский дис­курс мож­но опре­де­лить как сово­куп­ность вер­баль­ных выска­зы­ва­ний и невер­баль­ных про­дук­тов, воз­ни­ка­ю­щих в свя­зи с обще­ствен­но-рече­вы­ми прак­ти­ка­ми в обла­сти эзо­те­ри­ки, а так­же прак­ти­ка­ми, допус­ка­ю­щи­ми пол­но­стью или частич­но зна­ния и убеж­де­ния эзо­те­ри­ки, при­ни­ма­ю­щи­ми эзо­те­ри­че­ское объ­яс­не­ние чело­ве­ка и мира. Основ­ны­ми функ­ци­я­ми эзо­те­ри­че­ско­го дис­кур­са явля­ет­ся изло­же­ние содер­жа­ния эзо­те­ри­че­ско­го миро­воз­зре­ния, про­па­ган­да эзо­те­ри­че­ских взгля­дов на мир, поис­ки адеп­тов, обслу­жи­ва­ние эзо­те­ри­че­ских прак­тик, исполь­зо­ва­ние эзо­те­ри­ки в целях мани­пу­ля­ции. Интер­пре­та­ция мира в этом типе дис­кур­са опре­де­ля­ет­ся эзо­те­ри­че­ской пози­ци­ей субъ­ек­тов дис­кур­са, систе­мой их цен­ност­ных эзо­те­ри­че­ских уста­но­вок. Эзо­те­ри­че­ский пони­ма­ет­ся и опре­де­ля­ет­ся как тай­ный, скры­тый, пред­на­зна­чен­ный для посвя­щен­ных. Имен­но такое пони­ма­ние пред­ла­га­ет Фило­соф­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь: «Эзо­те­ри­че­ский (греч. — направ­лен­ный внутрь) — пред­на­зна­чен­ный толь­ко для избран­ных, для спе­ци­а­ли­стов и понят­ный толь­ко им» [Фило­соф­ский… 2010: 833]. Эзо­те­ризм трак­ту­ет­ся как фило­соф­ское миро­воз­зре­ние субъ­ек­тив­но­го позна­ния при­ро­ды, доступ­ное лишь огра­ни­чен­но­му кру­гу лиц. Энцик­ло­пе­дия социо­ло­гии опре­де­ля­ет этот тер­мин сле­ду­ю­щим обра­зом: «Эзо­те­ризм (от греч. esoterikos — внут­рен­ний) — англ. esoterism; нем. Esoterik. Тай­ное, скры­тое от посто­рон­них глаз, уче­ние, зна­ние, пред­на­зна­чен­ное исклю­чи­тель­но для посвя­щен­ных (оккуль­тизм, мисти­ка, тео­со­фия и т. д.)» [Социо­ло­гия 2003: 1229]. Эзо­те­ризм про­ти­во­по­став­ля­ет­ся науч­но­му позна­нию, он исхо­дит из сакраль­ных зна­ний язы­че­ства и куль­ти­ви­ру­ет­ся во мно­гих куль­ту­рах как некое тай­ное зна­ние на уровне тео­со­фии и фило­со­фии древ­них и совре­мен­ных куль­тур. В сфе­ру эзо­те­риз­ма (эзо­те­ри­ки) вклю­ча­ют­ся так­же оккуль­тизм, магия, аст­ро­ло­гия, пара­пси­хо­ло­гия, тео­со­фия и антро­по­со­фия. Важ­но отме­тить, что эзо­те­ри­ка трак­ту­ет­ся совре­мен­ной нау­кой как вне­на­уч­ное зна­ние, не пред­став­ля­ю­щее собой одну тра­ди­цию или еди­ную систе­му знаний. 

Эзо­те­ри­че­ское миро­по­ни­ма­ние обна­ру­жи­ва­ет­ся в науч­ном, фило­соф­ском, худо­же­ствен­ном, пуб­ли­ци­сти­че­ском и пуб­лич­ном мас­сме­дий­ном про­стран­ствах. Транс­ля­ция эзо­те­ри­че­ских смыс­лов про­ис­хо­дит через текст. Наря­ду с «книж­ной» фор­мой в про­па­ган­де и рас­про­стра­не­нии эзо­те­ри­че­ских взгля­дов при­ни­ма­ют уча­стие и мас­сме­дий­ные тек­сты. К пер­вой раз­но­вид­но­сти, назван­ной нами «книж­ной», надо отне­сти тек­сты, появив­ши­е­ся в рус­ской куль­ту­ре в XIX в. и встре­ча­ю­щи­е­ся на про­тя­же­нии ХХ и ХХI вв. К ним мож­но отне­сти тек­сты Е. Бла­ват­ской, Г. Оль­кот­та, А. Безант, Криш­на­мур­ти, Ауро­бин­до Гхо­ша, П. Успен­ско­го, Р. Штей­не­ра, Е. Рерих, К. Каста­не­ды, Д. Андре­ева, Д. Судзу­ки, А. Уот­са и др. Счи­та­ет­ся [Абле­ев 2006; Кузь­мин­ская 2014], что тек­сты «Писем Махатм», «Тай­ная Док­три­на», «Уче­ние Хра­ма», «Живая Эти­ка», «Гра­ни Агни Йоги» наи­бо­лее пол­но отра­жа­ют идеи Сокро­вен­ной Муд­ро­сти. Иссле­до­ва­те­ли так­же отме­ча­ют высо­кую сте­пень при­сут­ствия в рус­ском эзо­те­ри­че­ском дис­кур­се пере­вод­ной лите­ра­ту­ры [Ворож­би­то­ва, Рома­нен­ко 2013], кото­рая осо­бен­но уси­ли­лась в 90‑е годы ХХ в. (напри­мер: «Уче­ние Абра­ха­ма» Эстер и Джер­ри Хикс, серии книг Сан Лай­та, Робер­та Сто­у­на, «Жизнь без огра­ни­че­ний» Джо Вита­ле, про­из­ве­де­ния Фрэн­ка Кинслоу, Ога Ман­ди­но и др.). В куль­ту­ре XX–XXI вв. появи­лись тек­сты эзо­те­ри­ков «новой» вол­ны, неоэзо­те­ри­ков, тру­ды рос­сий­ских эзо­те­ри­ков (таких как С. Лаза­рев, М. Нор­би­ков, Н. Прав­дин, В. Зеланд, А. Лев­ши­нов, В. Шем­чук и др.). 

Одна­ко наря­ду с «книж­ной» фор­мой эзо­те­ри­че­ский дис­курс актив­но про­яв­ля­ет­ся в медиа­про­стран­стве. Актив­но раз­ви­ва­ет­ся эзо­те­ри­че­ская пуб­ли­ци­сти­ка. Появи­лись такие пери­о­ди­че­ские изда­ния, как «Ора­кул», «Эзо­те­ра», «Эзо­те­ри­че­ские ново­сти», «Аст­ро­ло­гия», «Магия и Жизнь», «Ваш талис­ман», «Апо­криф», «Раду­га», «Зер­ка­ло», «Милый Ангел», «Танец Орла», жур­на­лы «Рас­свет созна­ния», «Ава­тар», «Вест­ник магии и кол­дов­ства», «Небес­ная под­ко­ва», «Мысль» и др. Эзо­те­ри­че­ский дис­курс закре­пил­ся и на теле­ви­де­нии (эзо­те­ри­че­ские про­грам­мы и кана­лы «Душа ТВ», «Гра­ни Бытия», «Эзо-TV» и т. п.). Зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ет­ся эзо­те­ри­че­ский дис­курс в интер­нет-про­стран­стве. Мы насчи­та­ли око­ло 130 эзо­те­ри­че­ских сай­тов (напри­мер: эзо­те­ри­че­ский форум «Живое зна­ние», «Меди­ту­рия — путе­ше­ствия в меди­та­ции», «Мате­ма­ти­ка Все­лен­ной», сай­ты «Таро­лог», «Мето­ди­ка очист­ки эво­лю­ци­он­но­го пути», «Маги­че­ское созвез­дие», «Тех­ни­ка Сво­бо­ды», «Создай себя», «Аст­ро-Оазис», бло­ги «UFO / Ино­пла­не­тяне», «Семи­на­ры / Мастер-клас­сы», «Мисти­фи­ка­ции», «Мифи­че­ские суще­ства», «Нау­ка и эзо­те­ри­ка», «Оккуль­тизм», «Парал­лель­ные циви­ли­за­ции» и др.). В интер­нет-про­стран­стве наблю­да­ет­ся боль­шое коли­че­ство сай­тов, пред­ла­га­ю­щих горо­ско­пы, нуме­ро­ло­гию, пред­ска­за­ния, сон­ни­ки и тай­ны снов, гада­ния, тол­ко­ва­ние име­ни, талис­ма­ны, при­ме­ты и др.

В этом сег­мен­те медиа­про­стран­ства наблю­да­ет­ся сво­е­го рода сра­ще­ние эзо­те­ри­че­ско­го дис­кур­са с тек­ста­ми мас­со­вой куль­ту­ры и рекла­мы. Тек­сты, демон­стри­ру­ю­щие сра­ще­ние эзо­те­ри­ки и мас­со­вой куль­ту­ры, неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли назы­ва­ют псев­до­эзо­те­ри­че­ски­ми, так как в них не выра­жа­ет­ся, а экс­плу­а­ти­ру­ет­ся эзо­те­ри­че­ская идея. Как уже гово­ри­лось ранее, тира­жи­ро­ва­ние идей эзо­те­ри­ки, кото­рая про­хо­дит под лозун­гом «Эзо­те­ри­ку — в мас­сы!», без­услов­но, при­во­дит к деваль­ва­ции и бана­ли­за­ции эзо­те­ри­че­ских идей. Мас­со­вая куль­ту­ра, как извест­но, каса­ясь даже самых слож­ным про­блем веры, инту­и­ции, иде­а­лов, бытия, созна­ния, Все­лен­ной и др., все­гда идет по пути упрощения. 

Основ­ные мето­ды иссле­до­ва­ния. Дис­курс ста­но­вит­ся, и объ­ек­том, и мето­дом ана­ли­за, объ­еди­ня­ю­щим соци­о­куль­тур­ный, когни­тив­ный и праг­ма­ти­че­ский под­хо­ды ко всем видам упо­треб­ле­ния язы­ка. Он высту­па­ет как сво­е­го рода диа­гно­сти­че­ский инстру­мент и по отно­ше­нию к язы­ку (так как пока­зы­ва­ет воз­мож­ность спе­ци­а­ли­за­ции язы­ко­вых средств в опре­де­лен­ной сфе­ре отно­си­тель­но ком­плек­са пара­мет­ров), и к обще­ству, к раз­лич­ным про­яв­ле­ни­ям соци­о­куль­тур­ных состо­я­ний обще­ства, а так­же к его мен­таль­ным уста­нов­кам и типам обще­ствен­но­го созна­ния. На факт вза­и­мо­свя­зи дис­кур­сов с соци­о­куль­тур­ны­ми и мен­таль­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми соци­у­ма ука­зы­ва­ют и Ж. Дер­ри­да, и М. Фуко, и А. Грей­мас, а так­же Т. ван Дейк, Н. Фэрк­ло, Ю. С. Сте­па­нов и др., опе­ри­руя при этом таки­ми поня­ти­я­ми, как зна­ние, эпи­сте­ма (М. Фуко), куль­тур­ное зна­ние (ван Дейк), мен­таль­ные моде­ли (Н. Фэрк­ло, Ван Дейк), созна­ние (М. Фуко, А. Грей­мас, Т. ван Дейк, Ю. С. Сте­па­нов), соци­аль­ные прак­ти­ки (Н. Фэрк­ло). В гра­ни­цах функ­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ской пара­диг­мы эзо­те­ри­че­ский текст трак­ту­ет­ся как ком­му­ни­ка­тив­но-рече­вое про­из­ве­де­ние, опре­де­лен­ное коор­ди­на­та­ми сти­ля, дис­кур­са, жан­ра. Он рас­смат­ри­ва­ет­ся через ком­плекс пара­мет­ров: оппо­зи­ция «автор — адре­сат», в кото­рой веду­щей явля­ет­ся кате­го­рия авто­ра, через автор­ское нача­ло в тек­сте обна­ру­жи­ва­ют­ся такие мен­таль­ные кате­го­рии, как тип созна­ния, виды позна­ния, цен­ност­ные уста­нов­ки, миро­воз­зрен­че­ские пози­ции, сте­рео­ти­пы, кон­цеп­ты, идеи и неко­то­рые дру­гие. Имен­но они созда­ют содер­жа­тель­но-смыс­ло­вое и семан­ти­че­ское напол­не­ние эзо­те­ри­че­ских тек­стов. Сле­ду­ю­щий пара­метр — это праг­ма­ти­че­ские цели, уста­нов­ки, интен­ции рече­во­го субъ­ек­та. В эзо­те­ри­че­ском дис­кур­се реа­ли­зу­ют­ся спе­ци­фи­че­ские целе­уста­нов­ки. В отли­чие, напри­мер, от цер­ков­но-рели­ги­оз­но­го сти­ля [Роза­но­ва 2003: 343–360, Кара­сик 2004: 390], в кото­ром такой уста­нов­кой счи­та­ет­ся утвер­жде­ние веро­уче­ния, а молит­ва пред­став­ля­ет собой акт, реа­ли­зу­ю­щий само­до­вле­ю­щее обще­ние [Мишла­нов 2003: 290–302], эзо­те­ри­че­ский дис­курс име­ет иные цели. В их чис­ло вхо­дят поиск эзо­те­ри­че­ских зна­ков, сим­во­лов, отсю­да вни­ма­ние к древним тек­стам; эзо­те­ри­че­ская интер­пре­та­ция реаль­но­сти, пре­зен­та­ция эзо­те­ри­че­ско­го миро­воз­зре­ния, эзо­те­ри­че­ская дидак­ти­ка, при­зван­ная транс­фор­ми­ро­вать созна­ние и соот­вет­ству­ю­щее мен­таль­ные уста­нов­ки адре­са­та. Для груп­пы тек­стов, свя­зан­ных с эзо­те­ри­че­ски­ми пси­хи­че­ски­ми прак­ти­ка­ми, типич­ной явля­ет­ся убеж­да­ю­щая тек­сто­вая так­ти­ка: воз­дей­ствие на адре­са­та с целью пока­зать ему пути самоусовершенствования. 

Праг­ма­ти­че­ские целе­уста­нов­ки, интен­ции эзо­те­ри­че­ско­го дис­кур­са фик­си­ру­ют­ся в спе­ци­фи­че­ских жан­рах. В соот­вет­ствии с праг­ма­ти­че­ски­ми целя­ми жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти эзо­те­ри­че­ских тек­стов мож­но раз­де­лить на три груп­пы: 1) тек­сты, интер­пре­ти­ру­ю­щие и демон­стри­ру­ю­щие эзо­те­ри­че­ское зна­ние и позна­ние, тек­сты о миро­зда­нии (эссе, трак­та­ты, посла­ния, настав­ле­ния); 2) тек­сты суг­ге­стив­ные, опи­сы­ва­ю­щие прак­ти­ки само­усо­вер­шен­ство­ва­ния и про­па­ган­ди­ру­ю­щие воз­мож­но­сти и пути духов­но­го пере­рож­де­ния (настав­ле­ния, посла­ния и неко­то­рые дру­гие, инструк­ции по духов­ным прак­ти­кам); 3) тек­сты, ука­зы­ва­ю­щие на эзо­те­ри­че­ские зна­ки и сим­во­лы (сон­ни­ки, аст­ро­ло­ги­че­ские про­гно­зы, горо­ско­пы, сло­ва­ри имен соб­ствен­ных, про­фе­ти­че­ские тек­сты). Жан­ро­вое раз­но­об­ра­зие эзо­те­ри­че­ских тек­стов допол­ня­ют так­же мисти­че­ские и оккульт­ные тек­сты, про­ри­ца­ния, откро­ве­ния, про­фе­ти­че­ские тек­сты (про­ви­де­ния и пред­ска­за­ния), гри­му­а­ры, кото­рые пред­став­ля­ют собой учеб­ни­ки магии, инструк­ции по изго­тов­ле­нию аму­ле­тов, талис­ма­нов, вызо­ву духов, аст­ро­ло­ги­че­ские про­гно­зы, эзо­те­ри­че­ская пуб­ли­ци­сти­ка, бел­ле­три­сти­ка и др. 

Нако­нец, эзо­те­ри­че­ские тек­сты демон­стри­ру­ют спе­ци­фи­ку соста­ва язы­ко­вых средств и их рече­вой орга­ни­за­ции. Еще раз под­черк­нем, что в медиа­про­стран­стве раз­но­го типа дис­кур­сы фик­си­ру­ют­ся полу­ча­те­лем имен­но через набор соот­вет­ству­ю­щих язы­ко­вых средств. 

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Воз­мож­но, «глав­ны­ми» эзо­те­ри­че­ски­ми тек­ста­ми, кото­рые функ­ци­о­ни­ру­ют в мас­сме­дий­ном про­стран­стве, явля­ют­ся горо­ско­пы и эзо­те­ри­че­ская рекла­ма, так как имен­но они коли­че­ствен­но пре­об­ла­да­ют и целе­на­прав­лен­но про­еци­ру­ют неко­то­рые пред­став­ле­ния о дей­стви­тель­но­сти в мас­со­вое созна­ние социума.

Обра­тим­ся сна­ча­ла к само­му, пожа­луй, попу­ляр­но­му из них — горо­ско­пу. Жанр аст­ро­ло­ги­че­ских горо­ско­пов пуб­ли­ку­ет­ся во мно­гих рос­сий­ских совре­мен­ных газе­тах и жур­на­лах, преж­де все­го в жур­на­лах мод и жен­ских жур­на­лах: «Elle», «Cosmopolitan», «Burda», «Кре­стьян­ка», «Лиза», «Ком­со­моль­ская прав­да» и др. Они поме­ща­ют­ся в интер­нет-пор­та­лах, суще­ству­ют отдель­ные сай­ты, посвя­щен­ные толь­ко эзо­те­ри­че­ским про­гно­зам. Клас­си­че­ски­ми при­ме­ра­ми горо­ско­пов могут быть сле­ду­ю­щие тексты:

ВЕСЫ — Теку­щее поло­же­ние звезд свой­ствен­но для нача­ла эмо­ци­о­наль­но­го раз­но­об­ра­зия. Имен­но это сей­час и про­ис­хо­дит в Вашем аст­ро­ло­ги­че­ском доме семьи, жилья и чувств. Что ж, не сто­ит и упо­ми­нать, как мно­го все­го про­ис­хо­дит в Вашей жиз­ни, даже если эти собы­тия не столь оче­вид­ны для сто­рон­них наблю­да­те­лей. Одна­ко ока­жи­те себе услу­гу. Возь­ми­те быка за рога и сами сде­лай­те пер­вый шаг. Если смо­же­те само­сто­я­тель­но во всем разо­брать­ся, у Вас будет реаль­ной повод для гор­до­сти (URL: http://​horo​.ukr​.net).

БЛИЗНЕЦЫ — В ваших чув­ствах царит спо­кой­ствие и гар­мо­ния. Чет­верг и пят­ни­ца пре­крас­ны для встреч и сви­да­ний. Если вы были в ссо­ре с люби­мым чело­ве­ком, то обя­за­тель­но поми­ри­тесь. А вос­кре­се­нье — про­сто рай­ский день: в ваших отно­ше­ни­ях пол­ное вза­и­мо­по­ни­ма­ние и еди­но­ду­шие (URL: http://​www​.astromeridian​.ru). 

КОЗЕРОГ — Поста­рай­тесь сего­дня про­ве­сти немно­го вре­ме­ни на при­ро­де. Све­жий воз­дух и при­род­ные кра­со­ты ока­жут на Вас рас­слаб­ля­ю­щее дей­ствие — но в то же вре­мя, это взбод­рит Вас и даст несколь­ко идей на счёт того, чего Вы хоти­те от жиз­ни. К тому же, зани­ма­ясь обыч­ны­ми житей­ски­ми про­бле­ма­ми, Вы смо­же­те оста­вать­ся более при­зем­лён­ным и урав­но­ве­шен­ным. Вы пыта­лись най­ти какое-то реше­ние, и после вре­ме­ни, про­ве­дён­но­го на све­жем воз­ду­хе, Ваш разум (а вме­сте с ним и выбор) ста­нет яснее (URL: http://​orakul​.com).

«Клас­си­че­ский» эзо­те­ри­че­ский горо­скоп, поме­щен­ный в медиа­про­стран­стве, декла­ри­ру­ет зна­ния о вли­я­нии небес­ных тел на судь­бу людей и их зем­ные собы­тия, соглас­но кото­рой их мож­но пред­ска­зать по вза­им­но­му рас­по­ло­же­нию небес­ных тел. Таким обра­зом, эзо­те­ри­че­ской целью горо­ско­па явля­ет­ся сооб­ще­ние и фик­са­ция вли­я­ния рас­по­ло­же­ния звезд на каж­дый знак зоди­а­ка, т. е. на пред­ста­ви­те­лей того или ино­го зна­ка, и в свя­зи с этим даны реко­мен­да­ции для их пове­де­ния в опре­де­лен­ном отрез­ке вре­ме­ни. Одна­ко ком­му­ни­ка­тив­ная, праг­ма­ти­че­ская цель горо­ско­па в мас­сме­дий­ном про­стран­стве иная — раз­вле­ка­тель­ная. Мас­со­вая куль­ту­ра рас­ста­ви­ла иные акцен­ты, изме­ни­ла при­ро­ду это­го жан­ра. Мно­гие иссле­до­ва­те­ли отно­сят аст­ро­ло­ги­че­ский про­гноз к жан­рам мас­со­вой лите­ра­ту­ры, рас­счи­тан­но­го на чита­те­ля-потре­би­те­ля [см.: Баба­е­ва 2003; Кар­по­ва 2004]).

Для эзо­те­ри­че­ских и ква­зи­эзо­те­ри­че­ских тек­стов, к кото­рым необ­хо­ди­мо отне­сти горо­ско­пы, а так­же эзо­те­ри­че­скую рекла­му, о кото­рой мы будем гово­рить ниже, харак­тер­ны­ми явля­ют­ся осо­бые стра­те­гии назы­ва­ния, так как имен­но номи­на­тив­ные еди­ни­цы поз­во­ля­ют постро­ить дру­гую, мисти­че­скую, эзо­те­ри­че­скую реаль­ность, о кото­рой Ролан Барт пишет: «Эти тек­сты слу­жат, что­бы закли­нать реаль­ность, име­нуя ее» [Барт 2000: 209]. Таким обра­зом, пер­вая харак­тер­ная язы­ко­вая чер­та горо­ско­пов — это их лек­си­че­ское напол­не­ние: харак­тер номи­на­тив­ных рядов в них опре­де­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­но-праг­ма­ти­че­ски­ми интен­ци­я­ми авто­ра и тема­ти­че­ской направ­лен­но­стью горо­ско­па (кото­рую мож­но опре­де­лить как пред­мет раз­го­во­ра, пред­мет ком­му­ни­ка­ции). Это, как пра­ви­ло, такие темы, как здо­ро­вье, карье­ра, новые зна­ком­ства, любовь, семей­ные отно­ше­ния, финан­сы и т. п., т. е. все то, что лежит в сфе­ре так назы­ва­е­мых лич­ных инте­ре­сов чело­ве­ка. Мож­но встре­тить­ся с утвер­жде­ни­ем, что «аст­ро­ло­ги­че­ский про­гноз как лите­ра­ту­ра „мел­ко­бур­жу­аз­но­го“ мира в кон­цен­три­ро­ван­ном виде пред­став­ля­ет идеи мас­со­вой лите­ра­ту­ры» [Кар­по­ва 2004: 253]. В целом это утвер­жде­ние вер­но, одна­ко в этой свя­зи хочет­ся вспом­нить выска­зы­ва­ние Эрне­ста Хемин­гу­ея о том, что «есть толь­ко три вещи, о кото­рых сле­ду­ет писать: любовь, смерть и день­ги». Пред­став­ля­ет­ся, что мас­со­вая лите­ра­ту­ра и куль­ту­ра отли­ча­ют­ся от «насто­я­щей» не столь­ко харак­те­ром про­блем, сколь­ко спо­со­бом их поста­нов­ки и разрешения. 

Язы­ко­вые осо­бен­но­сти горо­ско­па, кото­рые несут на себе «тяжесть» реа­ли­за­ции постав­лен­ных праг­ма­ти­че­ских задач, обна­ру­жи­ва­ют спе­ци­фи­че­ские свой­ства не толь­ко на лек­си­че­ском уровне, о кото­рых речь шла выше, но и уровне ком­по­зи­ци­он­ном и син­так­си­че­ском. Ком­по­зи­ци­он­но-рече­вое постро­е­ние тек­ста горо­ско­па отве­ча­ет целям дан­но­го жан­ра. Так, со сто­ро­ны ком­по­зи­ци­он­но­го постро­е­ния тек­сты горо­ско­пов раз­де­ля­ют­ся на две части: пер­вая — это интер­пре­та­ция вли­я­ния поло­же­ния звезд на судь­бу людей и собы­тия; вто­рая — это реко­мен­да­ции, свя­зан­ные с пове­де­ни­ем людей. Для пер­вой части про­гно­зов харак­тер­но буду­щее вре­мя (у вас в судь­бе про­изой­дут зна­чи­тель­ные изме­не­ния, вас ждет финан­со­вых успех, наблю­да­ет­ся повы­ше­ние умствен­ных воз­мож­но­стей и т. д.) и осо­бая модаль­ность воз­мож­но­сти, кото­рая оформ­ля­ет­ся с помо­щью модаль­ных гла­го­лов может, може­те и модаль­ных слов воз­мож­но, может быть и т. п. Напри­мер: вы може­те допу­стить неточ­но­сти, вы може­те отка­зать­ся от допол­ни­тель­ной рабо­ты, в вашей жиз­ни может слу­чить­ся что-то при­ят­ное, воз­мож­но, вас посе­тит теща

Крат­кость, ясность рито­ри­че­ских при­е­мов дела­ет оче­вид­ным, доступ­ным содер­жа­ние горо­ско­па, не тре­бу­ю­ще­го от адре­са­та интел­лек­ту­аль­ных уси­лий, одна­ко созда­ю­ще­го неко­то­рый пси­хо­ло­ги­че­ский ком­форт, про­ис­те­ка­ю­щий из общей ком­пли­мен­тар­но­сти тек­ста и направ­лен­но­сти содер­жа­ния тек­ста на лич­ность чита­те­ля, что, в конеч­ном ито­ге, спо­соб­ству­ет реа­ли­за­ции в дан­ном типе тек­стов раз­вле­ка­тель­ной функ­ции. Аст­ро­ло­ги­че­ский про­гноз, реа­ли­зуя фак­тор адре­са­та, как пра­ви­ло, име­ет воз­раст­ную, соци­аль­ную или ген­дер­ную адресованность. 

Дру­гим жан­ром, актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щим в медиа­про­стран­стве, явля­ет­ся эзо­те­ри­че­ская рекла­ма, обслу­жи­ва­ю­щая кол­дов­ские ирра­ци­о­наль­ные прак­ти­ки, дея­тель­ность магов, цели­те­лей, экс­тра­сен­сов и т. п. При­ме­ра­ми таких реклам могут быть сле­ду­ю­щие тексты: 

Меж­ду­на­род­ная Ака­де­мия Инно­ва­ци­он­ной Пара­пси­хо­ло­гии.

Воз­мож­но­сти чело­ве­ка без­гра­нич­ны, их про­сто необ­хо­ди­мо раз­бло­ки­ро­вать. Обу­че­ние магии у Миха­и­ла Карс, поз­во­лит вам, не толь­ко про­фес­си­о­наль­но овла­деть маги­че­ски­ми тех­ни­ка­ми, но и научить­ся, более глу­бо­ко, про­ни­кать в суть выпол­ня­е­мых вами ритуалов.

Лабо­ра­то­рия прак­ти­че­ской магии.

Орга­ни­за­ция объ­еди­ня­ет луч­ших Алтай­ских магов и цели­те­лей, кото­рые ведут кон­суль­та­тив­но-прак­ти­че­скую дея­тель­ность в круг­ло­су­точ­ном режиме.

Маги­че­ская дина­стия. Тай­ные зна­ния древ­них. Воз­мож­но­сти совре­мен­но­сти.

Пря­мая диа­гно­сти­ка на фото, очно, через сред­ства вир­ту­аль­ной свя­зи Интер­нет. Про­смотр собы­тий­но­го ряда через кар­ты. Пря­мое ясно­ви­де­ние. Вызов покой­ных. Медиум… 

Я Вам помо­гу! Сня­тие сгла­за и пор­чи

Помощь в реше­нии семей­ных и лич­ных про­блем. Диа­гно­сти­ка кар­мы. Биз­нес про­гноз. Пред­про­даж­ная под­го­тов­ка эзотерическим… 

Магия, пред­ска­за­ние, гада­ние, сня­тие пор­чи.

Магия, Тео­со­фия, Кар­ма, гип­ноз, гада­ния, так­же уви­деть пара­нор­маль­ные силы, кото­рые зало­же­ны в нас самих, это тоже види­мое про­яв­ле­ние Бога. 

Стань силь­нее кол­дов­ства и нега­тив­но­го воз­дей­ствия!

Заоч­ный тре­нинг — спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный эзо­те­ри­че­ский курс Защи­ты от нега­тив­но­го целе­на­прав­лен­но­го и быто­во­го воз­дей­ствия, для при­оста­нов­ле­ния теку­ще­го влияния… 

Дети до 10 лет кон­суль­ти­ру­ют­ся за сим­во­ли­че­скую пла­ту.

Вни­ма­ние: в июне состо­ят­ся посвя­ще­ния с 50% скид­кой в кана­лы: Св. Буд­да, Св. Мои­сей, Св. Мухам­мед, Св. Иисус, Агни, Хум, Агни-Хум. Инфор­ма­ция по телефону 

Сеньо­ри­та Гиа­цин­та.

Пред­ска­за­ния и опре­де­ле­ние при­чин Ваших про­блем на Таро, Рунах, с помо­щью автор­ских мето­дик. Кор­рек­ция ситу­а­ции. — Кол­дов­ство любое на заказ: любов­ная и денеж­ная магия, откры­тие уда­чи, сня­тие нега­ти­ва и поста­нов­ка защи­ты, нака­за­ние вра­гов. — Лече­ние бес­пло­дия. — Обо мне: http://​www​.magic​-gallery​.com — Меди­цин­ские кон­суль­та­ции (аку­шер­ство и педи­ат­рия). — Помо­гаю спра­вить­ся с про­блем­ны­ми кожей и воло­са­ми и с лиш­ним весом. — Гостей не консультирую.

Спе­ци­а­ли­за­ция: Эзо­те­ри­ка (Гада­ния онлайн, Магия, Био­энер­ге­ти­ка, Пара­пси­хо­ло­гия, Фэн-шуй, Хиро­ман­тия, Тол­ко­ва­ние сно­ви­де­ний, Таро, Руны, Цели­те­ли, Мисти­ка, Нуме­ро­ло­гия, Экс­тра­сен­сы, Обе­ре­ги, талис­ма­ны) Меди­ци­на (Фар­ма­ция, Гомео­па­тия, Педи­ат­рия, Бере­мен­ность и роды, Клас­си­че­ская меди­ци­на) Кра­со­та, Здо­ро­вье (Кос­ме­то­ло­гия, Нетра­ди­ци­он­ная меди­ци­на, Здо­ро­вое пита­ние, Спорт, Имидж и стиль, Восточ­ная меди­ци­на, Рэй­ки, Аюрве­да, Лито­те­ра­пия, Ароматерапия).

Как вид­но из при­ве­ден­ных тек­стов, дис­кур­сив­ный код сов­ме­ща­ет в них чер­ты реклам­ных мани­пу­ля­ций и про­яв­ля­ет ирра­ци­о­наль­ные мен­таль­ные уста­нов­ки. Эти тек­сты име­ют неко­то­рые фор­маль­ные при­зна­ки рекла­мы: сло­ган, реклам­ный девиз, све­де­ния об услу­го­да­те­ле, инфор­ма­ция об услу­ге, рек­ви­зи­ты. Одна­ко ирра­ци­о­наль­ный век­тор отби­ра­ет для созда­ния тек­ста спе­ци­фи­че­ские язы­ко­вые еди­ни­цы. Так, в дан­ных текстах отсут­ству­ет харак­тер­ная для совре­мен­ной рекла­мы экс­прес­сив­ная состав­ля­ю­щая (экс­прес­сив­ная лек­си­ка, язы­ко­вая игра, фра­зео­ло­гиз­мы, жар­го­низ­мы), а харак­тер заим­ство­ва­ний отли­ча­ет­ся от типич­ных для рекла­мы (как пра­ви­ло, в них отсут­ству­ют англи­циз­мы и американизмы).

Смыс­ло­вое про­стран­ство эзо­те­ри­че­ско­го реклам­но­го тек­ста фор­ми­ру­ет­ся тема­ти­че­ски­ми цепоч­ка­ми номи­на­тив­но-лек­си­че­ских средств (теза­урс дис­кур­са / тек­ста). Лек­си­че­ский состав тек­стов с оче­вид­но­стью про­яв­ля­ет их ирра­ци­о­наль­ный модус: пор­ча, сглаз, родо­вое про­кля­тие, зер­каль­ная защи­та, гада­ния, отво­рот, при­во­рот, кор­рек­ция ауры, чак­ра, талис­ман-обе­рег, духов­ная чист­ка, руны, пред­ска­за­ния, кол­дов­ство, кар­ма, аст­рал, аюрве­да и под. П. Б. Пар­шин заме­ча­ет, что «в силу раз­но­об­ра­зия лек­си­че­ской семан­ти­ки выбор слов ока­зы­ва­ет­ся уни­вер­саль­ным инстру­мен­том, с помо­щью кото­ро­го осу­ществ­ля­ют­ся самые раз­ные виды воз­дей­ствия» [Пар­шин 2016].

Для дан­ных тек­стов харак­те­рен осо­бый кон­цеп­ту­аль­ный фон, кото­рый выра­жа­ет­ся через такие кон­цеп­ты, как судь­ба, посвя­ще­ние, любовь, болезнь, биз­нес, день­ги. Про­цес­сы семан­ти­че­ской изо­то­пии, воз­ни­ка­ю­щие в дис­кур­се, вызы­ва­ют в дан­ных текстах изме­не­ние семан­ти­ки слов и кон­цеп­ту­аль­ных смыс­лов, выра­жа­е­мых фун­да­мен­таль­ны­ми фило­соф­ски­ми и рели­ги­оз­ны­ми поня­ти­я­ми (напри­мер: Бог, вера, посвя­ще­ние и т. п.). Как пра­ви­ло, этот про­цесс ведет в сто­ро­ну их деваль­ва­ции. Так, в доста­точ­но малом тек­сто­вом про­стран­стве праг­ма­ти­ка ситу­а­ции объ­еди­ня­ет транс­цен­дент­ные и быто­вые смыс­лы: алтай­ские маги и цели­те­ли… ведут кон­суль­та­тив­но-прак­ти­че­скую дея­тель­ность в круг­ло­су­точ­ном режи­ме, …состо­ит­ся посвя­ще­ние с пяти­де­ся­ти­про­цент­ной скид­кой в кана­лы в режи­ме св. Буд­ды, св. Мои­сея и св. Иису­са… Диа­гно­сти­ка кар­мы и биз­нес-про­гноз; Любов­ная, денеж­ная магия. 

Экс­плу­а­та­ция эзо­те­ри­че­ско­го зна­ния спо­соб­ству­ет насы­ще­нию эзо­те­ри­че­ской рекла­мы спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­ги­ей: меди­та­ция, нуме­ро­ло­гия, аст­ро­ло­гия, реин­кар­на­ция, магия, мисти­ка, оккуль­тизм, спи­ри­ту­а­лизм, каб­ба­ла, тео­со­фия, антро­по­со­фия, кос­мо­энер­ге­ти­ка, био­энер­ге­ти­ка, руны, таро, экс­тра­сен­сы, меди­ум, чак­ры и др., что спо­соб­ству­ет созда­нию осо­бой мисти­че­ской тональ­но­сти тек­стов [Ново­же­но­ва 2016: 179]. 

Выбор слов и экви­ва­лент­ных им соче­та­ний явля­ет­ся наи­бо­лее осво­ен­ным язы­ко­вым инстру­мен­том рече­во­го воз­дей­ствия в дис­кур­се. «Назы­вать соци­аль­ные явле­ния — зна­чит вызы­вать их к жиз­ни», — писал в свое вре­мя извест­ный социо­лог Б. Бур­дье [Бур­дье 1993]. Имен­но через номи­на­цию явле­ний в тек­сте совре­мен­ные маги, цели­те­ли, кол­ду­ны пока­зы­ва­ют свою власть над дей­стви­тель­но­стью. Сле­дуя мисти­че­ской и эзо­те­ри­че­ской логи­ке, собы­тия реаль­ной жиз­ни, фик­си­ру­е­мые эзо­те­ри­че­ской рекла­мой, опре­де­ле­ны «нера­ци­о­наль­ны­ми» обсто­я­тель­ства­ми: сгла­зом, пси­хо­энер­ге­ти­кой, нега­тив­ным воз­дей­стви­ем, родо­вым про­кля­ти­ем и т. п. Убеж­да­ю­щая мани­пу­ля­ция про­яв­ля­ет­ся в созда­нии ком­му­ни­ка­тив­ных типа­жей, масок. Этой цели слу­жат име­на соб­ствен­ные (Габ­ри­э­ла, Гиа­цин­та, Жер­ме­на и т. п.), исполь­зо­ва­ние ста­тус­ных титу­лов и зва­ний (ака­де­мик ясно­ви­де­ния и цели­тель­ства, Магистр Выс­шей Магии Меж­ду­на­род­но­го клас­са, потом­ствен­ная кол­ду­нья, Сеньо­ри­та Гиа­цин­та и т. п.). 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния. Гене­раль­ной когни­тив­ной стра­те­ги­ей, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся в подоб­но­го типа текстах, явля­ет­ся стра­те­гия онто­ло­ги­за­ции зна­ний, т. е. инте­гра­ция зна­ний адре­сан­та в модель мира адре­са­та. Она про­ис­хо­дит при помо­щи вари­а­тив­ной интер­пре­та­ции дей­стви­тель­но­сти [Бара­нов, Пар­шин 1986] и так­ти­ки навя­зы­ва­ния пре­суп­по­зи­ции. В конеч­ном резуль­та­те это может при­ве­сти к фор­ми­ро­ва­нию новой кар­ти­ны мира у адре­са­та, или, в слу­чае непри­я­тия пред­ла­га­е­мой интер­пре­та­ции дей­стви­тель­но­сти, созда­ет у него когни­тив­ный и позна­ва­тель­ный дис­со­нанс, т. е. может выра­бо­тать пози­тив­ное или нега­тив­ное отно­ше­ние у адре­са­та к пред­ме­ту сообщения. 

Выво­ды. Тек­сты про­ана­ли­зи­ро­ван­ных двух жан­ров — горо­ско­па и эзо­те­ри­че­ской рекла­мы — сви­де­тель­ству­ют о фор­ми­ро­ва­нии в мас­сме­дий­ном про­стран­стве дис­кур­сив­ных фор­ма­ций, про­яв­ля­ю­щих соци­аль­ные прак­ти­ки, мен­таль­ные уста­нов­ки и ком­му­ни­ка­тив­ные потреб­но­сти совре­мен­но­го рос­сий­ско­го обще­ства. Эзо­те­ри­че­ская рекла­ма и горо­скоп явля­ют­ся спе­ци­фи­че­ски­ми жан­ра­ми, созда­ва­е­мы­ми на осно­ве осо­бой ком­му­ни­ка­тив­но-когни­тив­ной про­грам­мы, вклю­ча­ю­щей в себя ирра­ци­о­наль­ные мен­таль­ные уста­нов­ки и праг­ма­ти­ку мас­со­вой куль­ту­ры. Эта про­грам­ма обу­слов­ли­ва­ет целе­на­прав­лен­ный отбор рече­вых и язы­ко­вых средств, направ­лен­ный, в конеч­ном ито­ге, на изме­не­ния как инди­ви­ду­аль­но­го, так и обще­ствен­но­го созна­ния, или, в тер­ми­нах когни­тив­ной линг­ви­сти­ки, кар­ти­ны мира адресата.

Мож­но утвер­ждать, что в совре­мен­ном медиа­про­стран­стве укреп­ля­ет­ся эзо­те­ри­че­ский дис­курс, кото­рый исполь­зу­ет дости­же­ния совре­мен­ной инфор­ма­ци­он­ной инду­стрии, экс­плу­а­ти­ру­ет поло­же­ния и поня­тия рели­гии и фило­соф­ско-интел­лек­ту­аль­ных тече­ний, а так­же исполь­зу­ет при­е­мы, мето­ды и «иде­а­лы» мас­со­вой куль­ту­ры, демон­стри­руя рече­вую систем­ность в отбо­ре и каче­стве язы­ко­вых средств для созда­ния поряд­ка дискурса. 

© Ново­же­но­ва З. Л., 2016