Проблема взаимосвязи речевого поведения и вызываемых эмоций («страстей» по М. В. Ломоносову) обсуждается в науке со времен Античности, однако оказывается вне поля лингвистических исследований. Исключением являются работы в области эмотивной лингвистики, в которых воздействие речи на человека анализируется в лингвоэкологическом аспекте. Названная проблема особенно актуальна для медиалингвистики. В новостные тексты, «несущую опору» массмедийного дискурса, проникают рекламные и иные технологии, влияющие на эмоциональный аккомпанемент восприятия фактов. Статья знакомит с результатами пилотного критического эксперимента, проведенного с использованием компьютерной программы Doccano и направленного на выявление триггерных высказываний в новостном интернет-дискурсе. Триггерными названы высказывания, вызывающие ассоциативные и эмоциональные переживания, которые могут способствовать переосмыслению какоголибо события, явления и/или мотивировать на совершение того или иного действия, поступка. Цель исследования состоит в их комплексном лингвистическом описании. В результате статистического анализа полученной базы сделаны выводы о разной частотности триггерных высказываний в зависимости от вызываемой эмоции, разной степени триггерности высказываний, возможности выявления с помощью предложенной методики наиболее триггерных медиатопиков новостного дискурса. Обозначены контекстуальные маркеры триггерности, дана их классификация в зависимости от индуцируемой эмоции. Роль таких маркеров выполняют определенные повторяющиеся словесные формулы (слова, сочетания слов или фразы). Они выявлены на основе совпадения эмоциональной реакции не менее чем трех респондентов. Таким образом, триггерные высказывания в новостном интернет-дискурсе определенного периода времени охарактеризованы в статистическом, тематическом и инструментальном аспектах.
Trigger statements in internet news discourse: Experimental research
The problem of the relationship between speech behavior and evoked emotions (“passions” according to M. V. Lomonosov) has been a topic of discussion in science since ancient times, but it has largely remained outside the field of linguistic research. The exception is works in the field of emotive linguistics, in which the impact of speech on a person is analyzed in a linguoecological aspect. This issue is particularly relevant for media linguistics, as advertising and other techniques that affect the emotional component of factual perception are increasingly present in news texts, serving as a “supporting pillar” for mass media discourse. The authors of this article present the results of a preliminary critical experiment conducted using the Doccano computer software, which aimed to study trigger statements in Internet news discourse. They consider statements triggering associative and emotional experiences that can contribute to rethinking an event or phenomenon and motivate them to commit an action or deed. The aim of the research is their complex linguistic description. As a result of the statistical analysis of the obtained database, several conclusions were drawn regarding the frequency of trigger statements depending on the evoked emotion, the degree of impact of these statements, and the possibility of identifying the most triggering media types of news discourse using the proposed methodology. Some contextual markers of trigger are indicated, and their classification is given depending on the induced emotion. The role of such markers is performed by certain verbal formulas (words, combinations of words or phrases) that are repeated in different trigger statements. Verbal formulas (markers) of trigger were identified based on the coincidence of the emotional reaction of at least three respondents. Thus, trigger statements in the Internet news discourse of a certain period of time are characterized in statistical, thematic and instrumental aspects.
Копнина Галина Анатольевна —
д-р филол. наук, доц.
https://orcid.org/0000-0001-9883-3892
okopnin@mail.ru
Славкина Инга Анатольевна —
канд. филол. наук, доц.
https://orcid.org/0000-0001-7549-4453
ingaslavkina@yandex.ru
Цатурян Грэта Агвановна — студент
https://orcid.org/0009-0008-1020-7458
tsaturyan3003@mail.ru
Роу (Забродина) Анастасия Николаевна — преп.
https://orcid.org/0009-0004-9572-3160
ana.zabrodina17@gmail.com
Сибирский федеральный университет,
Российская Федерация, 660041,
Красноярск, пр. Свободный, 79
Galina A. Kopnina —
Dr. Sci. in Philology, Associate Professor
https://orcid.org/0000-0001-9883-3892
okopnin@mail.ru
Inga A. Slavkina —
PhD in Philology, Associate Professor
https://orcid.org/0000-0001-7549-4453
ingaslavkina@yandex.ru
Greta A. Tsaturyan — Student
https://orcid.org/0009-0008-1020-7458
tsaturyan3003@mail.ru
Anastasia N. Rowe (Zabrodina) — Lecturer
https://orcid.org/0009-0004-9572-3160
ana.zabrodina17@gmail.com
Siberian Federal University,
79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation
Копнина Г. А., Славкина И. А., Цатурян Г. А., Роу А. Н. (2024). Триггерные высказывания в новостном интернет-дискурсе: опыт экспериментального исследования. Медиалингвистика, 11 (4), 433–447.
URL: https://medialing.ru/triggernye-vyskazyvaniya-v-novostnom-internet-diskurse-opyt-ehksperimentalnogo-issledovaniya/ (дата обращения: 13.12.2024)
Kopnina G. A., Slavkina I. A., Tsaturyan G. A., Rowe A. N. (2024). Trigger statements in internet news discourse: Experimental research. Media Linguistics, 11 (4), 433–447. (In Russian)
URL: https://medialing.ru/triggernye-vyskazyvaniya-v-novostnom-internet-diskurse-opyt-ehksperimentalnogo-issledovaniya/ (accessed: 13.12.2024)
УДК 81:119
Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 24–28-01350 (https://rscf.ru/project/24–28-01350/)
The research was carried out at the expense of the Russian Science Foundation grant No. 24–28-01350 (https://rscf.ru/en/project/24–28-01350/)
Постановка проблемы
Со времен Античности человечество интересовал вопрос о взаимосвязи речевого поведения и вызываемых им эмоций. Внимание обращалось прежде всего на фигуры речи. Как пишет Г. Г. Хазагеров, признавалась тесная связь риторических фигур с «чувствами», но, поскольку установить «связь между фигурой и конкретной эмоцией было невозможно», классификации словесных фигур объявлялись формальными, ошибочными. Исследователь отмечает, что «работы, толкующие словесную фигуру как иконическую диаграмму протекания эмоций», появились «достаточно поздно» [Хазагеров 2016: 90]. Известна, например, классификация риторических фигур («языка страстей» [Кошанский 2013: 117]), в которой, наряду с фигурами, убеждающими разум, и фигурами, действующими на воображение, в отдельную группу выделяются фигуры, пленяющие сердце [Кошанский 2013: 121–130]. Некоторые из них (вопрошение, восклицание и др.) позже стали называть фигурами, имеющими эмоциональную окраску, что сместило акцент с перлокутивного эффекта на локутивный компонент.
Признавая, что «мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности», М. В. Ломоносов целую главу «Краткого руководства к красноречию…» посвятил проблеме утоления и возбуждения «страстей» (эмоциональных переживаний) слушателей. Оратор, по его мнению, должен «обстоятельно знать нравы человеческие», «высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих» [Ломоносов 1996: 61]. В дальнейшем речевые действия, служащие возбуждению страстей, оказались вне поля зрения языковедов. В. И. Аннушкин пишет: «Порождению конкретных эмоций с помощью речи вообще не посвящено каких-либо значимых трудов в современной филологии (за исключением, пожалуй, краткой разработки эмоций у Ю. В. Рождественского)» [Аннушкин 2004: 54]. И этот факт свидетельствует о высокой актуальности исследования лингвистических способов воздействия на эмоции, особенно на материале современных новостных интернет-текстов, не только формирующих информационную картину мира, но и оказывающих влияние на ее восприятие.
Рассматривая проблему взаимосвязи языка/речи и эмоций, нельзя не отметить исследования В. И. Шаховского (применительно к медиадискурсу их аналитический обзор дан в [Трошина 2022]), а также его учеников в области эмотивной лингвистики. Благодаря В. И. Шаховскому в 1990–2000‑е годы «лингвисты начали масштабные исследования дискурсивных эмоций, бесконечных форм вербализации эмоциональной информации», выдвинули и доказали тезис о том, что «в коммуникативной ситуации любая языковая единица может приобрести статус эмотивной» [Ионова 2019: 124]. Ученые изучают прежде всего эмоциональное содержание языковой и речевой единицы, текста и дискурса, в том числе в экологическом аспекте, а также способы концептуализции эмоций. Доминирующим, как отмечает С. В. Ионова, является описательно-функциональный подход к рассмотрению эмоциональных явлений [Ионова 2022: 223]. Прагматический вектор в лингвистических исследованиях эмоций, т. е. поиск ответа на вопрос, каков механизм речевого индуцирования тех или иных эмоций, по-прежнему актуален.
Объектом нашего исследования являются высказывания в массмедийном русскоязычном дискурсе, вызывающие у адресата ценностные ассоциации и эмоциональные переживания, которые могут способствовать переосмыслению им какого-либо события/явления и/или мотивировать на совершение того или иного действия, поступка. Высказывания такого рода мы называем триггерными. В качестве примера приведем высказывание о трагическом случае с котом Твиксом: «В Кирове проводница поезда выкинула кота на мороз, несмотря на то что у последнего был билет»1. Или: «Твикса нашли мертвым рядом с ж/д путями, однако версия, что его сбил поезд, не рассматривается. Предварительно, его могли растерзать собаки»2. За четыре часа посетители сайта под сообщением о гибели кота оставили 360 комментариев. В телеграм-канале «Фонтанки» под аналогичным сообщением собралось более 1,5 тысяч реакций и 560 комментариев. Для сравнения: ближайший к нему по времени пост с историями жен мобилизованных за два часа собрал более 210 реакций и 38 комментариев3. Информация об исчезновении и гибели кота разлетелась по всем российским СМИ, ее прокомментировали депутаты Государственной Думы4, глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина5. История Твикса была одной из самых обсуждаемых в социальных сетях и повлекла за собой, если верить СМИ, определенные действия со стороны РЖД (отстранение от работы проводницы, обещание официальных лиц запретить высадку животных с поездов и др.). Триггерные высказывания содержат интенцию эмоционального воздействия на адресата, но не всегда оформлены как риторические фигуры в их классическом понимании, и далеко не всегда они играют роль аргументов, известных в риторике под термином «апелляции к эмоциям».
Наше внимание именно к высказыванию обусловлено тем, что оно давно рассматривается в лингвистике «в качестве знаковой программы управления деятельностью (поведением) партнера по речевому взаимодействию» [Качесова 2013: 101], является частью дискурсивных технологий управления участниками коммуникации [Плотникова 2011: 28]. Поскольку общество является сложной для управления системой, триггерные высказывания в новостном и — шире — медийном дискурсе формируют определенное восприятие событий, позволяют контролировать его, подпитывать при необходимости и мотивировать на те или иные действия, побуждать к ним. Они «запускают» реакцию общества на компонент повестки дня, формируя «язык события» и разновекторность мнений [Синельникова, Селезнева 2022: 95].
Предмет исследования — типы триггерных высказываний и маркеры триггерности, такие лингвистические единицы, которые выполняют в составе высказываний роль «спускового крючка» для возникновения эмоции в ее широком понимании, включая чувства и состояния. Так, в приведенном выше высказывании «В Кирове проводница поезда выкинула кота на мороз, несмотря на то что у последнего был билет», основанном на моральном и правовом топосах, маркером триггерности является словосочетание выкинула кота, прагматическими актуализаторами которого выступают локативы из поезда и на мороз (усиление морального топоса), а также предикативная конструкция был билет в составе придаточного уступки (усиление правового топоса).
Поскольку материалом для написания данной статьи послужил новостной интернет-дискурс (300 текстов государственного информационного агентства «РИА Новости»), обратимся кратко к истории его изучения в интересующем нас ракурсе.
История вопроса
Новости являются «стержневым компонентом массмедийного дискурса, вокруг которого выстраивается весь остальной медиаконтент», его «несущей опорой» [Добросклонская 2016: 13]. Внимание к их изучению способствовало возникновению и развитию особого направления, именуемого в зарубежной лингвистике News linguistics. В рамках этого направления достаточно хорошо изучены проникшие из рекламы в медийный интернет-дискурс кликбейтные заголовки, содержание которых не оправдывается текстом [Прокофьева, Акулович 2021: 363] и/или которые вызывают желание кликнуть на ссылку [Негрышев 2023: 1; Градюшко 2020: 37], другими словами, вызывающие любопытство, которое приводит к нужному действию. Исследователи выделяют характерные «слова-провокаторы» и слова-триггеры, повышающие вероятность осуществления клика [Градюшко 2020: 38]. История изучения кликбейт-заголовков обобщенно представлена в ряде публикаций (см., например: [Зелянская и др. 2023; Кузнецов 2021]). Таким образом, если учитывать вид эмоции, то изученным в определенной степени оказывается лишь один тип триггерных высказываний — те, которые вызывают любопытство и стимулируют прочтение текста.
Исследователи в области политической лингвистики обратили внимание на высказывания-триггеры представителей власти, вызывающие острую негативную реакцию, репрезентированную в средствах массовой информации и имеющие четкую прагматическую организацию. Они отмечают, что такие высказывания получили в настоящее время достаточно широкое распространение и предлагают их классификацию по интенциональному критерию, выделяя триггеры-мнения и триггеры-предложения [Руженцева, Кошкарова, Чудинов 2020: 99]. Реакции СМИ на высказывания-триггеры, как показывает наш материал, в свою очередь, могут быть триггерами для реакций аудитории (см. об этом ниже). В результате образуется триггерная цепная реакция, оказывающая «большое влияние на психологическое состояние и поведенческие решения людей (закон резонанса в психологии)» [Руженцева, Кошкарова, Чудинов 2020: 99].
Имеются публикации психологов о влиянии телевизионного новостного дискурса на мироощущение человека, его эмоциональный фон. Повышение внимание к «плохим» новостным сообщениям объясняют стремлением человека избежать возможных опасностей, а телевизионные каналы пытаются таким образом привлечь как можно больше слушателей. Специальная коррекция численности сюжетов, провоцирующих отрицательные и положительные эмоции, как отмечает Е. В. Лаврова, в настоящее время не проводится [Лаврова 2011: 76]. По результатам проведенного эксперимента она делает вывод, что повышение показателей по шкале опасности при восприятии телевизионных новостей связано «не с конкретными сообщениями, а с тем, что новости вызывают более настороженное отношение к миру» [Лаврова 2011: 78–79]. Какие вербальные единицы в новостном тексте вызывают такое отношение у общества, насколько нам известно, специально не изучалось, имеются лишь публикации об отражении эмоций в таком тексте (см., например: [Филимонова, Хомякова 2014]) или влиянии манипулятивного новостного текста на оценочное отношение к тому или иному событию/политику (см., например: [Коломийцева, Рачинская 2023]).
Для нас важно, что новостное событие является ценностным отражением фактов. Автор новостного сообщения всегда учитывает предполагаемую реакцию массового читателя и строит текст с опорой на социокультурные ценности данного общества [Рюкова, Бодулева, Дмитриева 2023: 2], поэтому «триггерные точки» [Мамонова 2021: 542] информационного пространства всегда так или иначе тематически связаны с существующими или формируемыми значимыми для общества ориентирами, идеями и принципами, и они могут быть основанием для одной из классификаций триггерных высказываний.
Близкими нашему исследованию являются зарубежные публикации психологов о влиянии новостного потока на эмоциональную сферу человека. В частности, Н. де Хог и П. Вербон в статье «Новости делают нас несчастными? Влияние ежедневного просмотра новостей на эмоциональное состояние» отмечают, что этой теме посвящено очень мало исследований, в то время как работ, связанных с изучением когнитивных процессов (например, обработки информации, ее запоминания, формирования мотивации и установок), достаточно много. Они, безусловно, правы в том, что исследования фокусируются преимущественно на репрезентации эмоций в новостях, а не на результате воздействия новостей [Hoog, Verboon 2020: 158]. Н. де Хог и П. Вербон со ссылками на других ученых отмечают, что после прочтения сообщений с отрицательной валентностью (в том числе на такие темы, как стихийные бедствия, преступность, плохая экономика, терроризм или вой на), усиливаются негативные аффекты: печаль, беспокойство и тревожность [Hoog, Verboon 2020]. Они выявили, что для эмоционального воздействия новости необязательно должны быть серьезными или шокирующими и что их восприятие зависит не столько от личностных характеристик, сколько от личностной значимости воспринимаемой информации. Эти результаты подтверждают теорию когнитивной оценки, согласно которой при восприятии негативной информации (стрессора) человек сначала устанавливает важность и серьезность этой информации, осуществляя тем самым ее первичную оценку, затем оценивает способность справиться со стрессором (вторичная оценка). Оба типа оценки определяют последующую аффективную реакцию. Когда дело доходит до оценки новостей, то важным оказывается, по мнению Н. де Хог и П. Вербон, именно первичная оценка [Hoog, Verboon 2020: 158–160]. Целый ряд зарубежных исследований посвящен воздействию пандемийного новостного дискурса на эмоции людей (см., например: [Rocha et al. 2021; Evans et al. 2023]).
Описание методики исследования
Известно, что «эмоции никогда не проявляются в чистом виде, и их вербальная идентификация всегда субъективна» [Ионова 2019: 127], поэтому основная проблема в изучении высказываний, индуцирующих те или иные эмоции, состоит в подборе таких методов и методик, которые были бы адекватны материалу и позволили оптимальным образом решить поставленные задачи с учетом названного экстралингвистического фактора. В качестве основного метода исследования нами выбран критический эксперимент, позволяющий получить вербальные и невербальные реакции его участников и тем самым определить триггерность высказывания. В эксперименте принимали участие пять человек: три вузовских преподавателя, двое из которых имеют ученые степени, и два студента (бакалавр и магистрант), обучающиеся по направлению «Филология». Таким образом, респонденты разнородные в возрастном аспекте, но однородные по профессиональным интересам. Эксперимент проводился с использованием компьютерной программы Doccano, позволяющей создавать банк размеченных данных, классифицировать их, извлекать из него нужные сущности для лингвистического анализа. В соответствии с избранной методикой проведения эксперимента его участники после подписания информационного согласия получили инструкцию по разметке новостных текстов, которые предварительно были в нее загружены в объеме 800 единиц (отбор текстов для загрузки осуществлялся методом сплошной выборки с сайта информационного агентства за март 2024 г.), т. е. «с запасом», учитывая, что могут быть тексты, не вызывающие эмоционального отклика. В задачу входило разметить каждому участнику эксперимента по 300 текстов. В инструкции сформулированы условия, приведенные ниже.
- Принятое для эксперимента рабочее определение высказывания: высказывание — это минимальная коммуникативная единица, которая выражает относительно законченную мысль и является речевой реализацией базовой структуры предложения; другими словами, границы высказывания соответствуют границам предложения (простого или сложного).
- Цели разметки текста: (а) вычленение высказываний, характеризующихся одновременно двумя признаками — содержащаяся в высказывании информация вам кажется значимой, ценной, и высказывание вызывает у вас какую-либо эмоцию (чувство, состояние); (б) вычленение в высказывании таких компонентов, которые, с вашей точки зрения, повлияли на возникновение эмоции.
- Алгоритм действий.
На первом этапе работы с каждым текстом участникам эксперимента нужно было выделить в нем высказывание (= предложение), которое содержит важную для них информацию и вызывает одну из следующих четырех эмоций: 1) гнев — эмоция, которая проявляется в виде недовольства, негодования или возмущения; 2) страх — эмоция, которая возникает как реакция на воображаемую (ожидаемую) или реальную опасность и проявляется в виде беспокойства, тревоги, испуга или паники; 3) печаль — эмоция, которая возникает в ситуации потери кого-то или чего-то важного и проявляется в широком диапазоне чувств от легкого разочарования до крайнего отчаяния и горя; 4) радость — эмоция, которая проявляется в виде удовлетворения, удовольствия, счастья и возникает вследствие желанного случая.
Таким образом, разметить предлагалось высказывания, которые вызывают три отрицательно окрашенные (гнев, страх, печаль) и одну положительно окрашенную (радость) эмоции. Их выбор обусловлен тем, что они являются базовыми, а значит обладают побудительными возможностями (выполняющими роль «досознательной мотивации» [Пырьев 2019: 50]), и включены практически во все классификации эмоций. Если высказывание вызывает иные эмоции, не отраженные в названных диапазонах, то оно помечалось как «другая эмоция». В тексте размечалось каждое высказывание, вызывающее то или иное ощущение. Если высказывание стимулирует появление не одной эмоции, оно размечалось повторно. На втором этапе работы в каждом размеченном высказывании предлагалось выделить компонент(ы) (слово / сочетание слов / фразу), от которых, по мнению участника эксперимента, зависел «запуск» уже отмеченной им эмоции. Важно, что в процессе разметки участникам эксперимента была предоставлена возможность оставить любой комментарий к высказыванию. Для этого в программе предусмотрена специальная опция «сообщения».
В результате эксперимента получена размеченная база данных, включающая 512 высказываний, по каждому из которых наблюдается совпадение эмоциональной реакции не менее чем у трех респондентов. Именно эти высказывания и послужили объектом для лингвистического анализа. Они признаются нами триггерными для избранной группы респондентов и потенциально триггерными для общества в целом (потенциально, поскольку широта реакции на них больших групп людей на данном этапе не изучалась). Конечно, для статистики желательно несколько выборок размеченных новостных текстов объемом не менее тысячи единиц, однако полученный материал уже на этом (предварительном) этапе позволяет сделать некоторые наблюдения и выводы.
Анализ материала и результаты исследования
Полученная в результате эксперимента база данных была переведена в формат таблиц Excel, что значительно упростило статистическую обработку материала.
Триггерные высказывания и их фрагменты классифицировались с помощью кластерного анализа, направленного на поиск схожих объектов в выборке данных и позволяющего тем самым упорядочивать эти объекты в однородные группы по нужным показателям (в нашем случае — по типам эмоций), осуществлять вычислительные процедуры. Применялся также контекстуальный и компонентный анализ фрагментов триггерных высказываний, маркированных респондентами как «запускающие» те или иные эмоции.
Перейдем к полученным результатам.
I. Наблюдается зависимость частотности триггерных высказываний от вызываемых ими эмоций. Наиболее частотными оказались высказывания, вызывающие гнев (215 из 512), далее — радость (179) и печаль (64). Наименее частотны, к нашему удивлению, высказывания, вызывающие страх (54). Причем в первой группе (с эмоцией гнева) наблюдается наибольший процент высказываний (25,58 %), по которым совпали реакции не трех, а четырех и пяти респондентов (в группе страха такие высказывания — 18,52 %, печали — 7,8 %, радости — 2,23 %). В этой группе достаточно частотны высказывания четырех типов:
1) прямое и косвенное цитирование политиков других стран, не поддерживающих Россию, о планируемых или возможных действиях по поддержке противоборствующей ей стороны (например: Он [Макрон] также заявил, что Франция сделает все, чтобы Россия «не выиграла эту вой ну»; Глава комитета палаты представителей конгресса США по внешней политике Майкл Маккол в рамках инициативы о помощи Киеву в рамках займа или «ленд-лиза» предложил, чтобы Украина оплачивала этот долг из российских замороженных активов; Доходы от замороженных в Европе российских активов потратят на оружие для Киева, заявил канцлер Германии Олаф Шольц на совместной пресс-конференции с лидерами Франции и Польши; Шольц заверил, что Франция, Германия и Польша будут стоять на стороне Украины «так долго, как это потребуется»);
2) прямое и косвенное цитирование публичных персон (политиков, актеров, блогеров и т. д.) о противостоянии власти России или поддержке Украины (например: И я продолжаю призывать каждого в этой комнате противостоять Владимиру Путину. Он бандит (слова Байдена); Кроме того, Каверзина* выступала против СВО, а также осуществляла публичные действия, направленные на формирование негативного образа ВС РФ);
3) высказывания об обстрелах ВСУ жилых районов и попытках проникнуть на территорию России (например: По данным властей, практически все поселки подвергаются обстрелам со стороны украинских военных; С его территории украинские вой ска с 2014 года обстреливали мирные кварталы Донецка; В четверг Белгородская область подверглась массированным обстрелам);
4) высказывания о противоправных действиях в период выборов Президента РФ (например: По данным следствия, 15 марта женщина, находясь на одном из избирательных участков Мытищ, подожгла с помощью воспламеняющейся жидкости кабинку для голосования; …на избирательном участке в Москве женщина вылила красящее вещество в урну для бюллетеней; На видео видно, как женщина подходит к урне со своим бюллетенем и, опуская его в урну, начинает туда же из бутылки лить красящее вещество, тем самым испортив и урну, и бюллетень).
Только по одному высказыванию совпали реакции сразу по двум эмоциям: В четверг 14 марта подразделения ВСУ совершили очередную попытку прорыва на территорию РФ, в этот раз — в районе населенного пункта Козинка Белгородской области. Его разметили как вызывающее гнев и страх одновременно.
Учитывая реакции респондентов, можно говорить о разном уровне триггерности высказываний: высоком — когда наблюдается полное совпадение оценок; среднем — более половины совпадений (в нашем случае три одинаковых реакции из пяти и четыре из пяти), низком — менее половины совпадений (такие высказывания на данном этапе нами «отбрасывались»); нулевом — отсутствие совпадений (также не учитывались).
II. Триггерными, или эмоционально «горячими» [Ионова 2019: 129] в перлокутивном аспекте, точками новостного дискурса являются определенные медиатопики, формирующие тот или иной частный тематический вид дискурса, например дискурс специальной военной операции. Поскольку «топика общения — это стартовый момент в объяснении дискурса» [Карасик 2015: 73], посмотрим, с какими медиатопиками связаны триггерные высказывания в новостном дискурсе.
Как показывает полученный материал, новостной триггерный медиаландшафт избранного периода образуют следующие топики: военные действия Вооруженных сил Украины; специальная военная операция России на Украине; отношение других стран к событиям на Украине; террористические акты и военные тревоги; иные преступные деяния; операции по розыску и задержанию преступников; организация выборов Президента РФ и поведение людей на выборах; чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия; отдых и путешествия; строительство и стоимость недвижимости.
Наблюдается корреляция триггерных высказываний, в основе которых лежат названные медиатопики, и эмоциональных реакций. Так, высказывания с реакцией страха на них содержательно связаны преимущественно с террористическими актами на территории РФ, предупреждениями о воздушной тревоге/опасности, поставками другими странами оружия на Украину, убийствами (особенно женщин и детей): Был совершен целый ряд диверсионно-террористических атак, четыре на белгородском и одна на курском направлении, с целью выхода и закрепления на российской территории; В Белгороде и Белгородском районе запущена сирена ракетной опасности; Доказательством этому являются поставки все более дальнобойных и смертоносных систем оружия; Он убил их множественными ударами по различным частям тела, в том числе и в жизненно важные органы.
Высказывания о пострадавших в результате несчастных случаев, гибели и страданиях мирных людей в Израиле, подорожании отдыха, жилья и невозможности выезда за границу размечены как вызывающие печаль: Российские новостройки дорожают значительно быстрее роста стоимости строительства и стройматериалов; В бессознательном состоянии ее доставили в больницу, где, несмотря на оказанную помощь, она скончалась от остановки сердца; После множественных обстрелов города Грайворон есть пятеро пострадавших.
Тематическим разнообразием отличаются высказывания с реакциями радости на них. Респонденты испытывают эмоции радости при констатации пресечений попыток террористических актов, уничтожения ПВО летательных объектов над территорией РФ, успешных действий российской армии на Украине, отсутствия жертв и пострадавших, тушения пожаров, задержания преступников и др.: …по данным Минобороны, российские силы ПВО уничтожили над регионом семь снарядов системы залпового огня Vampire, выпущенных со стороны Украины; В указанных населенных пунктах обошлось без пострадавших; Крым в этом году отмечает десятую годовщину воссоединения полуострова с Россией.
III. Триггерные высказывания содержат определенные словесные формулы, выделенные испытуемыми в качестве катализаторов эмоций (в программе их виды названы условно «этикетками») и являющиеся, по сути, маркерами триггерности. Словесные формулы триггерности в полученной базе — это, как правило, повторяющиеся в разных высказываниях слова, сочетания слов, фразы и выражения, по которым имеются совпадения эмоциональных реакций не менее трех респондентов.
При выделении словесных формул учитывался тот факт, что респонденты в тексте один и тот же повторяющийся фрагмент выделяли по-разному, например не признает его легитимность, продолжает обстреливать (выделили трое из пяти) и не признает его легитимность, продолжает обстреливать территорию (трое из четырех). В этом случае нами вычленялись полностью повторяющиеся фрагменты. Так, в триггерных высказываниях, в которых отмечена реакция гнева, респондентами выделено 209 фрагментов (при совпадении не менее трех из пяти реакций), однако словесными формулами можно назвать далеко не все из них. Именно в этом заключается сложность и, полагаем, невозможность использования имеющейся базы фрагментов для создания автоматизированной программы. Необходимо дальнейшее вычленение наиболее типичных словесных формул, подтвержденных статистически на более обширном материале. Кроме того, маркеры триггерности являются таковыми только в определенном контексте, текстовом и экстралингвистическом, и во взаимодействии с другими элементами текста. Поэтому корректнее говорить лишь о потенциально триггерных словах, сочетаниях слов и фразах.
В результате эксперимента получена база данных фрагментов, являющихся, по мнению респондентов, «катализаторами» эмоций, объемом 493 единицы. Назовем словесные формулы, которые наблюдаются в ней (глаголы для унификации поставим в инфинитив, если в текстах они встречаются в разных грамматических формах).
В высказываниях, маркированных как вызывающих гнев: словосочетания с глаголом обстреливать (продолжают обстреливать, обстреливают дома) или отглагольным существительным обстрел (участились обстрелы, (подвергаться) обстрелам, (отдать) приказ об обстреле, обстрел украинскими нацистами, множественные обстрелы, обстрел(ы) российской(их) территории(й)); коктейль Молотова (бросить/кинуть); боевики занимают дома / расселяются по домам; попытка прорыва на территорию РФ; Россия (никогда) не победит; отправка(-и) войск на Украину; сильнейшая кибератака; (ввести) новые санкции; (залить) зеленкой / красящим веществом (или (вылить) зеленку/чернила / красящее вещество в урну / в ящики для голосования); погибло(и) Х (числовая величина) детей / женщин / человека / людей / мирных жителей; зафиксирован прилет; обстрелы ВСУ / со стороны ВСУ; (зафиксировать) Х атак. Концептуально они объединены семантикой «военные действия против мирных людей / РФ» и «противоправные действия».
В высказываниях, маркированных как вызывающих страх: никто не спасет, вводится режим воздушной опасности (по этим формулам максимальное совпадение реакций разметчиков); воздушная тревога; ракетная опасность; (сигнал/ сирена) ракетной опасности; опасности атаки; бьют по российским городам; ядерная вой на; взрывное устройство; угроза войны с Россией; не будет красных линий; не подходите к окнам. Наблюдается использование слов, ассоциируемых с тем или иным видом опасности.
В высказываниях, маркированных как вызывающих печаль: число жертв/ погибших; погибли/убиты/пострадали + наименование субъекта(ов); получили ранения; с осколочными ранениями; есть пострадавший(ие); спасти не удалось; произошло обрушение. Почти все словесные формулы имеют смысловой компонент «пострадать от чего-либо».
В высказываниях, маркированных как вызывающих радость: (исполнить/ прозвучать) гимн России; были(а) блокированы(а); (ликвидировать) группу противников; (уничтожить) + наименование вооружений (летательный аппарат / беспилотник, украинскую технику/танки и т. п.); (задержать / заключить под стражу) агента/преступника/подозреваемого/нарушителя; возбуждено уголовное дело: атака нейтрализована; разрушений/жертв/пострадавших нет; силами ПВО подавлено; пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку; против поставок / исключают поставку (наименование вооружения) Украине; не намерен отправлять вой ска на Украину; поражение России (в конфликте с Украиной) невозможно; Россию нельзя победить; Россия выйдет победителем, сердцем они с Россией / нашей страной; обошлось без пострадавших / без последствий; сбит дрон/БПЛА; Победа будет за нами. Максимальное совпадение реакций разметчиков по формулам: были уничтожены, ликвидировали группу противников; обошлось без пострадавших; Россия выйдет победителем. Наблюдается синонимия словесных формул, индуцирующих радость: жертв нет и пострадавших нет; Россию нельзя победить и Россия выйдет победителем.
Есть словесные формулы триггерности, соответствующие разным видам вызываемых эмоций, например слово погибли(–а), когда речь идет о людях, респондентами было размечено как маркер и страха, и гнева в зависимости от контекста.
Эксперимент показал и то, что не планировалось подтверждать, — единодушие респондентов в эмоциональной оценке происходящих событий.
Выводы
Проведенный пилотный критический эксперимент, направленный на изучение триггерных высказываний в новостном интернет-дискурсе, позволил охарактеризовать объект исследования в статистическом, тематическом и инструментальном аспектах. Наиболее сложным оказывается инструментальный аспект, связанный с выявлением и описанием маркеров триггерности высказываний. Полученная база данных маркеров триггерности («катализаторов» эмоций), выделенных испытуемыми, несмотря на ее ограниченный объем, показывает, что необходимо скорректировать дальнейшую программу исследования прежде всего в сторону изучения триггерных речевых формул, элементы которых могут находиться в высказывании дистанционно, и коллокаций потенциально триггерных слов.
Насколько нам известно, опыт лингвистического экспериментального изучения триггерных высказываний в новостном дискурсе, их влияния на человека, осуществляется впервые. Конечно, восприятие высказываний такого типа, как и восприятие новостных текстов в целом, зависит от целого ряда экстралингвистических факторов (времени, социального окружения, личностных особенностей и т. д.) и предполагает более репрезентативную выборку, тем не менее выражаем надежду, что результаты исследования будут представлять интерес для ученых, а также позволят увидеть новые перспективы в изучении медиадискурса.
* Признана в Российской Федерации иностранным агентом.
1 РЖД — Моя работа. Электронный ресурс: https://vk.com/wall-9515938_913230?ysclid=m3e5n 821f9518845265. ↑
2 РЕН ТВ — Новости. Электронный ресурс https://vk.com/wall-26493942_7637422?ysclid=m3e5 h80lm7822234635. ↑
3 «Мы не пятая колонна, и никто нас не курирует». Фонтанка.ru. Электронный ресурс https://www.fontanka.ru/2024/01/20/73138349/?ysclid=m3fzbm5kfv645255260. ↑
4 Кот Твикс погиб. Дзен.ru. Электронный ресурс https://dzen.ru/search?query=кот%20твикс%20погиб&type_filter=topic_channel ↑
5 Телеграм-канал Екатерины Мизулиной. Электронный ресурс https://t.me/ekaterina_mizulina/7034?single. ↑
Аннушкин, В. И. (2004). Ломоносов и современное состояние риторики в России. В М. В. Ломоносов и развитие русской риторики: междунар. конф. (Москва, 24 ноября 2004 г.) (с. 52–56). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова.
Градюшко, А. А. (2020). Приемы создания кликбейт-заголовков в цифровой журналистике. Весці БДПУ, Серыя 1. Педагогика. Псiхалогия. Фiлалогия, 3, 37–40.
Добросклонская, Т. Г. (2016). Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа. В Е. А. Кожемякин, А. В. Полонский (Ред.), Дискурс современных массмедиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Междунар. науч.-практ. конф. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Междунар. науч. семинар (Белгород, НИУ «БелГУ», 5–7 октября 2016 г.) (с. 13–22). Белгород: БелГУ.
Зелянская, Н. Л., Белоусов, К. И., Сычев, О. А., Галинская, Т. Н. (2023). Семантическая организация кликбейт-заголовков и показатели активности интернет-пользователей. Медиалингвистика, 10 (1), 66–86.
Ионова, С. В. (2019). Лингвистика эмоций — наука будущего. Известия ВГПУ. Филологические науки, 1 (134), 124–131.
Ионова, С. В. (2022). Лингвистика эмоций в контексте современных научных исследований. Известия ВГПУ. Филологические науки, 3 (166), 221–226.
Карасик, В. И. (2015). Интерпретация дискурса: топик, формат, модус. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 1(96), 73–79.<
Качесова, И. Ю. (2013). Риторические особенности аргументативного дискурса (на материале текста социальной рекламы). Вестник НГУ. Серия: История, филология, 6 (12), 99–104.
Коломийцева, О. Ю., Рачинская, А. И. (2023). Манипулятивные тактики в новостном дискурсе. Вестник Международного института рынка, 2, 142–155.
Кошанский, Н. Ф. (2013). Общая риторика. В В. И. Аннушкин, А. А. Волков, Л. А. Макаров (Ред.), Риторика (с. 23–130). М.: Русская панорама.
Кузнецов, Е. С. (2021). Эволюция кликбейта: от инструмента желтой прессы к ключевой технологии интернет-СМИ. Верхневолжский филологический вестник, 2 (25), 48–54.
Лаврова, Е. В. (2011). Влияние телевизионного новостного дискурса на мироощущение человека. Вестник славянских культур, 2, 75–83.
Ломоносов, М. В. (1996). Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила общего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки. В Л. К. Граудина (Ред.), Русская риторика: хрестоматия(с. 60–66). М: Просвещение.
Мамонова, Н. В. (2021). Интернет-комментарий в глобальном медиадискурсе. В В. М. Самусевич (Ред.), Журналістыка-2021: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 23-й Міжнар. навук.практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Берарус. дзярж. ун-та (Мінск, 11 лістап. 2021 г.) (с. 541–544). Минск: БДУ.
Негрышев, А. А. (2023). Механизм когнитивной «ловушки» в баннерном кликбейт-заголовке. Российский лингвистический бюллетень, 7 (43), 1–6.
Плотникова, С. Н. (Ред.). (2011). Технологизация дискурса в современном обществе. Иркутск: ИГЛУ.
Прокофьева, Н. А., Акулович, И. А. (2021). Семантика кликбейта в новостном дискурсе. В В. М. Самусевич (Ред.), Журналістыка-2021: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 23-й Міжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Берарус. дзярж. ун-та (Мінск, 11 лістап. 2021 г.) (с. 360–365), Минск: БДУ.
Пырьев, Е. А. (2019). Мотивационная функция эмоций: теоретический подход к изучению. Вестник практической психологии образования, 2 (2), 47–55.
Руженцева, Н. Б., Кошкарова, Н. Н., Чудинов, А. П. (2020). Триггеры в дискурсе власти и их отражение в СМИ. Язык и культура, 50, 99–114.
Рюкова, А. Р., Бодулева, А., Дмитриева, Д. Ю. (2023). Языковые средства дискредитации в новостном дискурсе: корпусно-ориентированный подход. Russian Linguistic Bulletin, 8 (44), 1–7.
Синельникова, Л. Н., Селезнева, Л. В. (2022). Триггеры резонансности и формирование пандемического коронавирусного дискурса. Критика и семиотика, 2, 91–113.
Трошина, Н. Н. (2022). Проблемы лингвоэкологии в зеркале медиадискурса (аналитический обзор публикаций В. И. Шаховского). Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 1 (164), 277–283.
Филимонова, О. Е., Хомякова, Е. Г. (2014). Положительные эмоции в новостном тексте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 2, 153–160.
Хазагеров, Г. Г. (2016). Теологический смысл и социальная роль классификации риторических фигур. Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, 3 (20), 89–102.
Evans, S. L., Jones, R., Alkan, E., Sichman, J. S., Haque A., Silva de Oliveira, F. B., Mougouei, D. (2023). The Emotional Impact of COVID-19 News Reporting: A Longitudinal Study Using Natural Language Processing. Электронный ресурс https://www.hindawi.com/journals/hbet/2023/7283166/.
de Hoog, N., Verboon, P. (2020). Is the news making us unhappy? The influence of daily news exposure on emotional states. British Journal of Psychology, 111 (2), 157–173.
Rocha, Y. M., de Moura, G. A., Desidério, G. A., de Oliveira, C. H., Lourenço, F. D., de Figueiredo Nicolete, L. D. (2021). The impact of fake news on social media and its influence on health during the COVID-19 pandemic: A systematic review. Z Gesundh Wiss, 29 (10), 1–10.
Annushkin, V. I. (2004). Lomonosov and the current state of rhetoric in Russia. In Mezhdunarodnaia konferentsiia “M. V. Lomonosov i razvitie russkoi ritoriki” (24 noiabria 2004) (pp. 52–56). Moscow: Moscow State University named after M. V. Lomonosov Publ. (In Russian)
Dobrosklonskaia, T.G. (2016). News discourse as an object of media linguistic analysis. In E. A. Kozhemiakin, A. V. Polonskii (Eds), Diskurs sovremennykh massmedia v perspektive teorii, sotsial’noi praktiki i obrazovaniia: II Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia. Aktual’nye problemy sovremennoi medialingvistiki i mediakritiki v Rossii i za rubezhom: II Mezhdunarodnyi nauchnyi seminar (Belgorod, NIU «BelGU», 5–7 oktiabria 2016 g.) (рр. 13–22). Belgorod: Belgorod State University Publ. (In Russian)
Evans, S. L., Jones, R., Alkan, E., Sichman, J. S., Haque, A., Silva de Oliveira, F. B., Mougouei, D. (2023). The Emotional Impact of COVID-19 News Reporting: A Longitudinal Study Using Natural Language Processing. Retrieved from https://www.hindawi.com/journals/hbet/2023/7283166/.
de Hoog, N., Verboon, P. (2020). Is the news making us unhappy? The influence of daily news exposure on emotional states. British Journal of Psychology, 111 (2), 157–173.
Filimonova, O. E., Khomiakova, E. G. (2014). Positive emotions in the news text. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 9. Philologia. Vostokovedenie. Zhurnalistika, 2, 153–160. (In Russian)
Gradiushko, A.A. (2020). Ways of creating click bate headings in digital journalism. Vestsi BDPU, Seryia 1. Pedagogika. Psikhalogiia. Filalogiia, 3, 37–40. (In Belarusian)
Ionova, S. V. (2019). Linguistics of emotions — science of the future. Izvestiia VGPU. Filologicheskie nauki, 1 (134), 124–131. (In Russian)
Ionova, S. V. (2022). Linguistics of emotions in the context of modern scientific research. Izvestiia VGPU. Filologicheskie nauki, 3 (166), 221–226. (In Russian)
Karasik, V. I. (2015). Interpretation of discourse: Topic, format, mode. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1 (96), 73–79. (In Russian)
Kachesova, I. Iu. (2013). Rhetorical features of argumentative discourse (based on the text of social advertising). Vestnik NGU. Seriia: Istoriia, filologiia, 6 (12), 99–104. (In Russian)
Khazagerov, G. G. (2016). The theological meaning and the social role of the classification of rhetorical figures. Vestnik RUDN. Seriia: Lingvistika, 20 (3), 89–102. (In Russian)
Kolomiitseva, O. Iu., Rachinskaia, A. I. (2023). Manipulative tactics in news discourse. Vestnik mezhdunarodnogo instituta rynka, 2, 142–155. (In Russian)
Koshanskii, N. F. (2013). General retorica. In V. I. Annushkin, A. A. Volkov, L. A. Makarov (Eds). Ritorika (рр. 23–130). Moscow: Russkaia panorama Publ. (In Russian)
Kuznetsov, E. S. (2021). The evolution of clickbait: From a yellow press tool to the key internet media technology. Verkhnevolzhskii filologicheskii vestnik, 2 (25), 48–54. (In Russian)
Lavrova, E. V. (2011). The influence of television news discourse on a person’s worldview. Vestnik slavianskikh kul’tur, 2, 75–83. (In Russian)
>Lomonosov, M. V. (1996). A short guide to eloquence. The first book, which contains rhetoric, showing off the general rules of general eloquence, that is, oratorio and poetry, composed in favor of those who love verbal sciences. In L. K. Graudinа (Ed.). Russkaia ritorika: Khrestomatiia (pp. 60–66). Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russian)
Mamonova, N. V. (2021). Internet commentary in the global mediadiscourse. In V. M. Samusevich (Ed.). Zhurnalistyka-2021: Stan, prablemy i perspektyvy: Materyialy 23-i Mizhnar. navuk.-prakt. kanf., prysvech. 100-goddziu Belarus. dziarzh. un-ta (Minsk, 11 listap. 2021g.) (рр. 541–544). Minsk: BDU Publ. (In Belarusian)
Negryshev, A. A. (2023). Cognitive “trap” mechanism in a clickbait banner headline. Rossiiskii lingvisticheskii biulleten’, 7 (43), 1–6. (In Russian)
Plotnikova, S. N. (2011). Technologization of discourse in modern society: A collective monograph. Irkutsk: IGLU Publ. (In Russian)
Prokof’eva, N. A., Akulovich, I. A. (2021). Clickbait semantics in news discourse. In V. M. Samusevich (Ed.). Zhurnalistyka-2021: Stan, prablemy i perspektyvy: Materyialy 23-i Mizhnar. navuk.-prakt. kanf., prysvech. 100-goddziu Belarus. dziarzh. un-ta (Minsk, 11 listap. 2021 g.) (рр. 360–365). Minsk: BDU Publ. (In Belarusian)
Pyr’ev, E. A. (2019). Motivational function of emotions: A theoretical approach to the study. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia, 2 (2), 47–55. (In Russian)
Ruzhentseva, N. B., Koshkarova, N. N., Chudinov, A. P. (2020). Triggers in the discourse of power and their reflection in the media. Iazyk i kul’tura, 50, 99–114. (In Russian)
Riukova, A. R., Boduleva, A., Dmitrieva, D. Iu. (2023). Linguistic means of discrediting in news discourse: A corpus-oriented approach. Rossiiskii lingvisticheskii biulleten’, 8 (44), 1–7. (In Russian)
Rocha, Y. M., de Moura, G. A., Desidério, G. A., de Oliveira, C. H., Lourenço, F. D., de Figueiredo Nicolete, L. D. (2021). The impact of fake news on social media and its influence on health during the COVID-19 pandemic: A systematic review. Z Gesundh Wiss, 29 (10), 1–10.
Sinel’nikova, L. N. Selezneva, L. V. (2022). Triggers of resonance and the formation of pandemic coronavirus discourse. Kritika i semiotika, 2, 91–113. (In Russian)
Troshina, N. N. (2022). Problems of linguoecology in the mirror of media discourse. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1 (164), 277–283. (In Russian)
Zelianskaia, N. L., Belousov, K. I., Sychev, O. A., Galinskaia, T. N. (2023). Semantic organization of clickbait headliners and indicators of Internet user activity. Media Linguistics, 10 (1), 66–86. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 8 мая 2024 г.;
рекомендована к печати 10 июля 2024 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024
Received: May 8, 2024
Accepted: July 10, 2024