Суббота, 20 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Типология медиаречи

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ РЕКЛАМА И ЕЕ ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

2015, № 4 (10), Типология медиаречи
В статье рассматриваются проблемы разнообразия рекламного дискурса, объясняются цели его систематизации: создание номенклатуры инструментов креатива и обеспечение методики лингвистической экспертизы. Выдвигается идея рекламы как макродискурса и ее членения на коммерческую, социальную и политическую как субдискурсы. С опорой на рекламоведение предлагается многомерная классификация коммерческой рекламы, когда разновидности выделяются на основании «пучков» признаков, дискурсивно релевантных: разные цели и аудитории, разные типы товаров и соответствующие коммуникативные стратегии, разные демографические показатели, разные семиотические коды, носители и каналы. Выявляются соответственно реклама потребительская, промышленная и торговая; сбытовая и имиджевая; гендерная; стратегия «отстройки» от конкурента; контрреклама; словесная и изобразительная; печатная, теле-, радио-, интернет-реклама и др. Проанализированы примеры основных из числа упомянутых разновидностей. Жанровая дифференциация в с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ И МЕДИАТЕКСТ: К ТИПОЛОГИИ КОДОВЫХ ФАКТОРОВ

2015, № 4 (10), Типология медиаречи
В статье предпринята попытка описания кодовых факторов, служащих основой формирования специального письменного подъязыка, обладающего своей сферой применения и своими правилами и нормами речевого поведения, обусловленными потребностями эффективной передачи информации в профессионально ориентированных медиатекстах. В основе типологии — совокупность функционально-стилевых факторов, предложенных М. Елинеком (кодовые, адресатные, определяемые условиями общения и функциональные), а также ряд процедур, сопровождающих производство дискурса (М. Фуко). На материале жанра интервью рассматриваются речевые практики и дискурсивные коды, характерные для текстов данной жанровой принадлежности.Гипотезой исследования является предположение о том, что взаимодействие «разных языков коммуникации» в медиатексте, созданном с учетом профессионально-речевых практик, приводит к формированию специального письменного подъязыка, обусловленного потребностями эффективной передачи информации. Abstract ...

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ТЕОРИИ ВТОРИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ

2015, № 3 (9), Типология медиаречи
В статье обсуждается значение идей профессора Станислава Гайды для современной теории вторичных речевых жанров. Анализируются речежанровые классификации Станислава Гайды, а также эволюция его концепций и взглядов, в частности концепция «гуманистического стиля», а также национально-историческое измерение стиля и жанра. Благодаря идеям ученого результативно развивается изучение вторичных речевых жанров, которое уже стало одним из наиболее приоритетных направлений теории речевых жанров в целом. Показано, что актуальность идей Станислава Гайды для современного изучения вторичных речевых жанров обусловлена значительными переменами в коммуникативно-речевом пространстве стран Восточной Европы, появлением целого ряда новых сфер «техногенно опосредованной» коммуникации, IT-технологий.  Abstract SOME CURRENT ISSUES IN THE THEORY OF SECONDARY SPEECH GENRES The article discusses the relevance of the ideas of Professor Stanisław Gajda for the modern theory of secondary speech genres....

POPULARYZOWANIE WIEDZY EKONOMICZNEJ W PRASIE

2015, № 3 (9), Типология медиаречи
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРЕССЕ Cтатья призвана показать, как доводятся до читателя экономические знания в общенациональной формирующей общественное мнение прессе. Исследовались материалы высокотиражного еженедельника «Политика», который с 2010 г. выпускает специальное приложение «Эдукатор экономичны» («Edukator Ekonomiczny»), а также материалы общенациональной высокотиражной ежедневной газеты «Газета выборча» («Gazeta Wyborcza»), которая с 2013 г. по четвергам печатает рубрику «Дополительные деньги» («Pieniądze ekstra»). Коммуникативные цели экономических приложений такие же: экономическое образование общества, популяризация знаний о финансах. Тем не менее о выборе тем и средств достижения цели принимает решение потенциальный получатель. Глобальной темой дискурса является экономика, но выбор отдельных тем и их презентация с определенной точки зрения в значительной степени зависят от получателя — читателя прессы.Celem artykułu jest ukazanie sposobów uprzystępniania wiedzy ...

РЕЧЕВОЙ ЖАНР В СИСТЕМЕ ДИСКУРСИВНЫХ СТРУКТУР

2015, № 2 (8), Типология медиаречи
В статье ставится методологическая проблема всестороннего исследования речевого жанра в гносеологической рамке восхождения от абстрактного к конкретному. Предлагается разбиение массива текстов культуры на группы по интенциональным и когнитивным параметрам. Определяются четыре ступени анализа: 1) высшие дискурсивные параметры интенциональности — деонтический, оценочно-экспрессивный, эпистемический, которые поддерживаются интенциональными параметрами второго порядка, например, тональностью; 2) когнитивные модели и предметные области, выделяемые в дискурсивных формациях и практиках; 3) речевой жанр в бахтинском определении как тема, композиция, стиль + воля говорящего, базирующемся на риторической модели; 4) высказывание как конкретное неповторимое воплощение вышестоящих дискурсивных параметров (интенциональных, когнитивных и языковых), достигаемое через прагматический выбор в контексте ситуации. Abstract SPEECH GENRE IN THE SYSTEM OF DISCOURSE STRUCTURES It is argued here ...

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ В PR-ТЕКСТЕ

2015, № 2 (8), Типология медиаречи
В статье исследуются основные способы выражения волеизъявления в PR-речи. Отмечается, что побуждение в PR-текстах выполняет служебную функцию, являясь инструментом привлечения внимания к базисному субъекту и его позиции. Волеизъявление в PR-тексте чаще всего выступает как призыв к активным действиям и указание направления. В статье рассматриваются особенности выражения волеизъявления в каждом из типов, отмечается зависимость их от сферы применения.  Abstract EXPRESSION OF WILL IN THE PR-TEXT The article is dedicated to the main ways of expressing the will in PR-speech. It is noted that the motivation in the PR-texts perform the secondary function as an instrument of attracting the attention to the basic subject and his position. The expression of will in PR-text often acts as a call to action and an indication of the direction. In the article are discussed the features of the expression of will in each of the types, noted their dependence on the application. Об ...

МАССМЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС В СИСТЕМЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ

2015, № 1 (6), Типология медиаречи
В статье рассматриваются основные свойства и характеристики массмедийного дискурса как объекта медиалингвистики. Системный анализ разнообразных определений, разработанных в рамках как зарубежных, так и отечественных исследований, позволяет выделить три основных подхода к определению дискурса — структурный, функциональный и тематический. Определение массмедийного дискурса в рамках медиалингвистики учитывает все три подхода, поскольку только таким образом можно составить объёмное представление об особенностях речедеятельности в сфере массмедиа. Медиадискурс представляет собой функционально-обусловленный тип дискурса, который понимается как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия.  Abstract MEDIA DISCOURSE WITHIN THE FRAMEWORK OF MEDIA LINGUISTICSThe article focuses on the characteristics of media discourse from the point of view of media linguistics. Systematic analysis of m...

КОМПОЗИЦИОННО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ: О СООТНОШЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ И РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ДИСКУРСЕ

2015, № 1 (6), Типология медиаречи
Статья посвящена проблеме соотношения традиционных журналистских жанров (среди которых выделяются информационные, аналитические и художественно-публицистические) и речевых. Анализ журналистских публикаций в жанре статьи показал, что они представлены в разных композиционно-стилистических вариантах — в таких речевых жанрах, как «Постановка проблемы», «Рекомендация модели действий» и «Оценка чужого высказывания». Композиционное единство в них составляет последовательность коммуникативных действий, в которых воплощаются алгоритмы познавательно-речевой деятельности журналиста. Abstract COMPOSITIONAL AND STYLISTIC VARIABILITY OF NEWSPAPER ARTICLES (CORRELATION OF THE LITERARY AND SPEECH GENRES IN JOURNALISTIC DISCOURSE) The article is devoted to the problem of the relation of traditional journalistic (informative, analytical and publicistic) genres and the speech genres. The analysis of journalistic articles has shown that they are represented with different compositional and ...

РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖУРНАЛА МОДЫ

2014, № 2 (5), Типология медиаречи
В работе анализируется речевая организация журнала моды. Текст издания рассматривается как поликодовый. Особое внимание обращается на такой жанр, как текст, сопровождающий фотографию. Описывается доминирующий в журнале модус волеизъявления, рассказывается об основных способах выражения модальности императива. Большое внимание уделяется именам собственным, которые в журнале моды имеют особую значимость. Тема моды в издании социально структурирована, поэтому важную роль в формировании содержания играет социальная оценочность. Abstract SPEECH ORGANIZATION OF THE FASHION MAGAZINE In the article the speech organization of the fashion magazine is analyzed. Text edition is considered as the signs of different semiotic genesis. Particular attention is focused on such genre as the text under the photo. In the article the dominant modus of expression and the basic ways of modality expressing imperative are described. Much attention is paid to the proper names, which are of particu...

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ФАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В МАССМЕДИА

2014, № 2 (5), Типология медиаречи
В статье, выполненной с позиций интенциональной стилистики, рассматриваются средства включения фатических смыслов в тексты современного массмедиа дискурса. Кратко дано представление о современном научном взгляде на фатику. Обосновано существование фатической речи в массмедиа. Выделены разновидности тональности, в которых получает воплощение фатическая речь, а также названы частные интенции фатической интенциональности. Теоретические положения подкреплены интенционально-стилистическим анализом журналистских текстов. Abstract MEANS OF PHATIC SPEECH EXPRESSION IN MASS MEDIA DISCOURSE Means of expression of phatic meanings in modern mass media discourse are considered in the article from the point of view of intentional stylistics. In the article modern scientific conception of phatic is briefly represented. The existence of phatic speech in mass media texts is substantiated. Varieties of tone in which phatic speech is embodied in mass media are singled out. Particular inten...