Пятница, 3 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Стилистика медиатекста

Завоевание аудитории в медиально опосредованной стратегической коммуникации (на примере польского информационного сервиса «Wiadomości»)

2019. Том 6, № 4, Стилистика медиатекста
Анализируется один из выпусков новостей информационного сервиса польского общественного телевидения Wiadomości, трактуемого как средство реализации информационной политики диспонента медиа, т. е. политики власти. Внимание акцентируется на наиболее выразительном лингвистическом механизме стратегической коммуникации — оценке. Описание оценки как механизма, способствующего завоеванию аудитории, позволило выявить ценности, к которым обращается правительство Республики Польша в процессе создания нарратива, формирующего его имидж. К этим ценностям относятся «успех» и «патриотизм», ставшие основой для распространения нарратива о власти как субъекте, имеющем патриотические мотивы. Механизм завоевания аудитории реализуется в двух планах функционирования текста — в плане содержания и в плане выражения. В случае с выбранным объектом исследования, говоря о плане содержания, необходимо обратить внимание на выбор тем, обсуждаемых в анализируемой информационной программе, их характеристики и причины...

Обзор поджанров коммерческой электронной медиакоммуникации

2019. Том 6, № 4, Стилистика медиатекста
Целью статьи является анализ основных поджанров коммерческой коммуникации, протекающей в медиасреде. Автором изучены современные отечественные и зарубежные источники, а также использованы данные личного профессионального опыта. Предметом исследования выступили такие поджанры коммерческой интернет-коммуникации, как байлайнер, лид-магнит, лендинг, трипваер и отзыв. В качестве отправной точки выбрана теория Д. Кристала, который в 2001 г. выделил пять основных жанров интернет-коммуникации. Автор показывает, как за эти 18 лет расширялся спектр жанров в данной сфере, выделялись поджанры. Исследование доказывает, что многообразие жанров интернет-коммуникации в значительной степени выходит за пределы системы Д. Кристала. В итоге автор сосредоточивается на коммерческой электронной коммуникации, которая должного рассмотрения до сих пор не получила. Подробно описываются коммуникативные цели исследуемых поджанров и соответствующие структуры текстов. Автор показывает, какие отдельные коммуникативн...

Фатическое общение в Viber-сообществе информационного ресурса: этикетные, игровые, метатекстовые жанры

2019. Том 6, № 3, Стилистика медиатекста
Под влиянием современных интернет-технологий трансформируется массово-информационный дискурс. Программы мгновенной доставки сообщений (мессенджеры), которые были освоены как платформа межличностной коммуникации, активно используются сегодня в массовом информационном дискурсе для обеспечения контакта с аудиторией и создания стабильного трафика на сайте информационного интернет-ресурса. В статусно ориентированном по сути дискурсе Viber-сообщества используются речевые приемы дискурса личностно ориентированного (этикетные формулы, характерные для межличностной коммуникации, small talk как разновидность фатического праздноречевого жанра), поднимаются темы частной жизни администраторов сообщества и его участников. В анализируемом сообществе вертикальные связи в биноме «редакция — аудитория» стремятся в горизонтальную плоскость, а фатическое общение становится атрибутом массовой коммуникации. На примере Viber-сообщества информационного ресурса автор исследует жанры фатического речевого общен...

Заголовки-анонсы в сетевых медиасервисах: между информированием и кликбейтингом

2019. Том 6, № 3, Стилистика медиатекста
Проводится структурно-семантический анализ кликбейт-заголовков сетевых медиа-сервисов, играющих ключевую роль в привлечении внимания реципиента к препарированному контенту. Современный медиапользователь потребляет интересное ему содержание через хедлайны-гиперссылки. В перенасыщенной информационной среде заголовок представляет собой важный опорный, привлекательно «упакованный» элемент, предопределяющий дальнейшие действия пользователя Интернета. Для формирования корпуса эмпирического материала автором использовались данные (хедлайны-анонсы, лиды, полные тексты) таких медиаресурсов, как «Национальная служба новостей» https://nsn.fm/, «Яндекс. Новости» https://news.yandex.ru/, «Рамблер. Новости» https://news.rambler.ru/, «EurAsia Daily» https://eadaily.com/ru/news/, «Msn Новости» https://www.msn.com/ru-ru/news за 2016–2019 гг. На основании анализа изученных текстов обосновывается мысль о том, что кликбейтинг нацелен на поиск нетривиальных форм сцепления информации, которая раскрывается ...