Исследован медиаконтент сетевых ресурсов выставки-форума «Россия», содержащий символический капитал территорий на примере трех областей: Воронежской, Новгородской и Тамбовской. Для достижения поставленной цели использовались дискурсивный и коммуникативно-прагматический подходы, позволяющие учесть лингвистические и тематические аспекты репрезентации символического капитала территорий в общем социальном поле виртуальной коммуникации. Используя дискурс-анализ, опираясь на теорию Пьера Бурдье, авторы обращают внимание на понятия «символический капитал» и «культурная память» в контексте территориального маркетинга, осуществляемого медийными каналами. Проблематика исследования связана с реализацией задачи выставки как флагманского проекта страны по получению имиджевых эффектов для российских территорий в условиях ставки на внутренний туризм и импортозамещение. Отмечено, что созданные для продвижения выставки как растянутого во времени события сетевые медиаресурсы стали не только репрезентантами символического капитала территорий, но и его генераторами посредством использования интерактивной коммуникации с аудиторией. Выявлено, что символический капитал различных по своему туристическому и ресурсному потенциалу российских территорий презентуется преимущественно посредством следующих векторов: известные миру персоны и персонажи («гении места»), связанные с данной территорией; артефакты, которым присваивается статус территориальных символов; новейшие технологические разработки и площадки, формирующие представления о будущем. Широко используются эпитеты, демонстрирующие уникальность объектов и статистические данные, а также метафоризация. В рамках вовлекающей коммуникации на сетевых ресурсах идет борьба территорий на символическом уровне, в первую очередь за знаменитых персон, которые могут стать брендами разных регионов.
Network media resources of the exhibition “Russia” and representation of the symbolic capital of the territories
The media content of the network resources of the exhibition- forum “Russia”, containing the symbolic capital of the territories, was studied using the example of three regions: Voronezh, Novgorod and Tambov. To achieve this goal, discursive and communicative- pragmatic approaches were used to take into account the linguistic and thematic aspects of the representation of the symbolic capital of territories in the general social field of virtual communication. Using the method of discourse analysis, based on the theory of Pierre Bourdieu, the authors draw attention to the concepts of “symbolic capital” and “cultural memory” in the context of territorial marketing carried out by media channels. The research issues are related to the implementation of the exhibition’s objective as the country’s flagship project to obtain image effects for Russian territories in the context of relying on domestic tourism and import substitution. It is noted that network media resources created to promote the exhibition as an event extended over time have become not only representatives of the symbolic capital of the territories, but also its generators through the use of interactive communication with the audience. It has been revealed that the symbolic capital of Russian territories with different tourism and resource potential is presented mainly through the following vectors: world-famous persons and characters (“geniuses of the locus”) associated with a given territory; artifacts that are given the status of territorial symbols; the latest technological developments and sites that shape ideas about the future. Epithets are widely used to demonstrate the uniqueness of objects and statistical data, as well as metaphorization. As part of engaging communication on network resources, territories are fighting at the symbolic level, first of all, for famous people who can become brands of different regions.
Каминская Татьяна Леонидовна —
д-р филол. наук, доц.
https://orcid.org/0000-0002-8371-787X
tlkam1@mail.ru
Новгородский государственный университет
им. Ярослава Мудрого,
Российская Федерация, 173003, Великий Новгород,
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
Зверева Екатерина Анатольевна —
д-р филол. наук, доц.
https://orcid.org/0000-0001-7418-7216
Katya9_2001@mail.ru
Тамбовский государственный университет
им. Г. Р. Державина,
Российская Федерация, 392036,
Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Шестерина Алла Михайловна —
д-р филол. наук, проф.
https://orcid.org/0000-0001-7270-2376
shesterina8@gmail.com
Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова,
Российская Федерация, 119991, Москва,
Ленинские горы, 1
Tat’iana L. Kaminskaia —
Dr. Sci. in Philology, Associate Professor
https://orcid.org/0000-0002-8371-787X
tlkam1@mail.ru
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
41, ul. Bol’shaia Sankt-Peterburgskaia, Veliky Novgorod, 173003, Russian Federation
Ekaterina A. Zvereva —
Dr. Sci. in Philology, Associate Professor
https://orcid.org/0000-0001-7418-7216
Katya9-2001@mail.ru
Derzavin Tambov State University,
33, ul. Internatsional’naya, Tambov,
392036, Russian Federation
Alla M. Shesterina —
Dr. Sci. in Philology, Professor
https://orcid.org/0000-0001-7270-2376
shesterina8@gmail.com
Lomonosov Moscow State University,
1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation
Каминская Т. Л., Зверева Е. А., Шестерина А. М. (2024). Сетевые медиаресурсы выставки «Россия» в репрезентации символического капитала территорий. Медиалингвистика, 11 (4), 448–465.
URL: https://medialing.ru/setevye-mediaresursy-vystavki-rossiya-v-reprezentacii-simvolicheskogo-kapitala-territorij/ (дата обращения: 13.12.2024)
Kaminskaia T. L., Zvereva E. A., Shesterina A. M. (2024). Network media resources of the exhibi-tion and representation of the symbolic capital of the territories. Media Linguistics, 11 (4), 448–465. (In Russian)
URL: https://medialing.ru/setevye-mediaresursy-vystavki-rossiya-v-reprezentacii-simvolicheskogo-kapitala-territorij/ (accessed: 13.12.2024)
УДК 070
Постановка проблемы
Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ стала, несомненно, флагманским проектом с точки зрения предъявления мировому сообществу возможностей страны по актуальным направлениям ориентации на импортозамещение во всем, в том числе в сфере туризма. Будучи растянутым во времени событием (длилась полгода с ноября 2023 по апрель 2024 г.), выставка не только обусловила создание специальных медиаресурсов, но и породила огромный по протяженности и масштабу медиадискурс. Все новые события на выставке буквально ежедневно (от встреч с губернаторами до мастер-классов народных промыслов территорий) становились инфоповодами для телесюжетов, репортажей в новых медиа.
На выставке оффлайн, по данным агентства ТАСС на 1 марта 2024 г., побывали 7,5 млн человек (по 25 тысяч в час)1, но еще большее число было вовлечено в онлайн-коммуникацию по поводу особенностей территориальных достижений. Исследовательская задача статьи — выявить речевые приемы и тематические векторы медийного предъявления символического капитала территорий в сетевых ресурсах выставки.
Новизна исследования связана, во-первых, с рассмотрением использования цифровых форматов в территориальном маркетинге на примере актуального флагманского события, во-вторых, с ракурсом генерации посредством медиа символического капитала территорий.
История вопроса
Наше исследование, базируется, с одной стороны, на научных публикациях, связанных с понятиями «символический капитал» и «культурная память», ставших популярными в последние годы в гуманитарных науках, а с другой — на тех научных результатах, которые связаны с исследованиями медийных практик вовлечения аудитории в социально значимые проекты.
Понятие «символический капитал» ввел в начале 1980‑х годов П. Бурдье, назвав так одну из глав своей книги «Практический смысл» [Бурдье 2017]. Согласно трактовке П. Бурдье, символический капитал — всякий капитал, который имеет символическое выражение и обладает в глазах реципиента определенной ценностью. По сути, это воплощенная в общественных практиках система отличий одного актора от другого. Для нашего исследования важно мнение П. Бурдье о том, что символический капитал можно конструировать, приумножать и накапливать в качестве символического ресурса. Если первоначально речь шла о такого рода капитале личности или организаций, то в последнее десятилетие символический капитал обсуждается в мировой социологии и философии в контексте маркетинга территорий и территориальных отличий, которые могли бы быть привлекательны для туристов, населения и инвесторов [Мартиросян 2014]. Сегодня существует целый ряд научных публикаций российских авторов, посвященных исследованию символического капитала и культурной памяти как способа повысить конкурентоспособность территорий, однако в них преобладает рассмотрение кейсов, связанных с конкретной территорией [Берендеев, Белецкая 2021; Лейман 2023].
В научном обзоре современного понимания феномена брендинга профессор А. Д. Кривоносов совершенно справедливо называет тему территориального брендинга актуальнейшей [Кривоносов 2020: 8]. Действительно, в последние десятилетия проблема брендинга территорий интенсивно исследуется в работах отечественных и западных специалистов [Анхольт 2010; Чумиков, Шульц 2022; Шевченко 2024]. Авторы обоснованно включают в построение бренда территории поиск ценностей, которые должны ассоциироваться с брендом, подчеркивая «событийную составляющую территориального брендинга» [Прохоров, Семишова, Пядышева 2023: 430]. Предметный анализ отечественного опыта применения событийного продвижения брендов позволяет обосновать важность корреляции специальных событий «с ценностями территориального бренда — уже сложившегося или желаемого» [Прохоров, Семишова, Пядышева 2023: 431].
Большой вклад в комплексные исследования территориального символического капитала как феномена внесла российский культуролог Н. Г. Федотова [Федотова 2018; Федотова 2019]. В своих публикациях она рассматривает символический капитал в качестве средства в конкурентной борьбе территорий, которая «ведется на символическом уровне, направленном на повышение значимости и узнаваемости места, развития его устойчивой идентификации во внешней среде, роста доверия к ней со стороны целевых аудиторий» [Федотова 2018: 141].
Символический капитал применительно к территориям чаще всего связан с понятием «культурная память». Изучение опыта анализа культурной памяти как научного объекта убеждает в том, что это исследование невозможно без рассмотрения структуры культурной памяти с преимущественным вниманием к речевым практикам увековечивания (мемориализации2) и поддержания памяти (коммеморации [Нора 1999; Еремеева 2015]), которые составляют важную часть культуры и всегда находятся в центре внимания СМИ. Территориальные элементы культурной памяти — символы, образы, мифы, факты, события, знаковые места — включаются в инфоповоды СМИ, в их иллюстративный элемент контента, осуществляя коммеморацию посредством медийных форматов [Каминская 2018].
Коммуникативный подход к символическому капиталу и культурной памяти, на который опираются авторы статьи, ориентирует на изучение современных интерактивных медийных практик не только в качестве инструмента взаимодействия, но и как средства формирования лояльности пользователей к самому медиаресурсу и к каналу формирования картины мира пользователя [Зверева, Шестерина 2022]. Сайт становится площадкой для построения диалогической модели коммуникации при помощи продуцирования «текстовых, графических, визуальных и аудио информационных ресурсов, которые позволяют пользователям быть акторами и авторами информационных сообщений» [Куликов, Курбатов, Папа 2022: 64]. Исследователи рассматривают интерактивные коммуникации как процесс обмена информацией и двустороннего общения, подчеркивают тот факт, что «диалоговость, интерактивность… заставляет журналистику отказываться от исключительно однонаправленных способов коммуникации» [Калмыков, Коханова 2018: 27].
При изучении проявлений интерактивности в коммуникативном аспекте на сетевых ресурсах выставки «Россия» мы опирались на публикации Л. Р. Дускаевой о вербальном взаимодействии участников онлайн-сообществ [Duskaeva 2021] и об активизации интерактивности при помощи диалогической модели коммуникации, ход которой проявляется в процессе создания метатекста «через последовательность речевого стимулирования и речевого реагирования» [Дускаева 2019]. Думается, что подобное интерактивное взаимодействие субъекта и объекта диалогической коммуникации способствует позиционированию ценностей субъекта и формированию у объекта лояльности к ним.
Мы выделяем [Зверева, Шестерина 2023: 419] внутритекстовые формы повышения интерактивности: «использование игрового формата…, средств эмоционального воздействия, создание текстов повышенной интерактивности и формирование открытого текста, активизация участия аудитории в различных акциях, опросах и конкурсах». Рассматривая игрореализацию трансляции медиаконтента в качестве актуальной формы построения диалога с аудиторией, мы акцентируем особую важность использования игрового формата для усиления гражданской вовлеченности аудитории при помощи природы игр [Басова, Беленко 2017: 50].
Внимание исследователей сегодня привлекает трансформация не только информационных технологий, но и самих ролей журналистики, среди которых фиксируют адаптивную (accommodative) роль, внутри которой развивается бренд-журналистика. Основными принципами бренд-журналистики, как отмечает Е. Г. Власова, «служат мультиканальность, вовлекающий характер взаимодействия с целевой аудиторией, сегментация и персонализация контента, а также активность нарративных форматов, которые связаны с реализацией установок на экономику впечатлений» [Власова 2022].
Обобщая проведенный анализ публикаций, отметим, что сетевые медиа в актуальных исследованиях рассматриваются не только как информационные ресурсы, но и как источник инноваций для развития проектов различной направленности [Jacobson 2010; Karlsson, Clerwall 2012; Steensen 2011]. Фактор вовлечения адресата в обсуждение и создание медиаконтента привлекает пристальное внимание исследователей современной медиакоммуникации, и чаще всего речь идет именно о сетевых ресурсах [Качкаева, Шомова 2017; Шестерина 2018]. Один из способов этого вовлечения, входящий в задачи освещения выставки «Россия», — создание узнаваемости и привлекательности российских территорий.
Медиа не просто транслируют поток информации, но и оказывают существенное воздействие на оценочность, специфику и контекст восприятия передаваемой информации, поскольку оперируют коммуникативными технологиями, влияющими на ценности и культурные нормы общества. Медийные сетевые практики являются новым и действенным механизмом, который, опираясь на культурную память, формирует символические смыслы.
Исследование возможности репрезентации, генерирования и накопления символического капитала территорий сегодня как никогда актуально для России, поскольку туристическая отрасль, как и вся экономика страны в целом, вынуждена откликаться на запросы импортозамещения. И в этом смысле Международная выставка-форум «Россия» явилась, бесспорно, флагманским проектом по получению имиджевых эффектов как для аудитории страны, так и для внешних по отношению к ней аудиторий (таким же, как проекты Олимпиада-2014 и Чемпионат мира — 2018) (критерии флагманских проектов см.: [Прибышин, Гресь 2023]).
Описание методики исследования
Для достижения поставленной цели использовались дискурсивный и коммуникативно-прагматический подходы, позволяющие учесть лингвистиче ские и тематические аспекты репрезентации символического капитала территорий в общем социальном поле виртуальной коммуникации. Авторы статьи методами дискурс-анализа и контент-анализа исследовали как региональные (новостные СМИ и паблики в соцсетях), так и федеральные ресурсы (преимущественно платформу https://russia.ru/); отбирались публикации, непосредственно связанные с выставкой «Россия» по ключевому словосочетанию «выставка-форум “Россия”». Были выявлены векторы и способы репрезентации символического капитала российских территорий.
Для определения векторов отобраны три российские территории: находящаяся на северо-западе страны Новгородская область как малоресурсная в плане развития промышленности и сельского хозяйства, но обладающая большим историческим бэкграундом, и две области юга России — Воронежская и Тамбовская, относящиеся к промышленно и сельскохозяйственно развитым.
Авторы также использовали метод включенного наблюдения, участвуя в голосованиях и тестах на сетевых ресурсах по тематике выставки и отслеживая меняющиеся рейтинги территорий.
Хронологический период исследования — с ноября 2023 по апрель 2024 г., за который было рассмотрено более 200 текстов.
Анализ материала
Векторы предъявления в сетевых медиа
символического капитала территорий
Общим для территорий оказалось предъявление исторического бэкграунда в виде символических и реальных персонажей, описаний артефактов с использованием многочисленных эпитетов, подчеркивающих их уникальность, и демонстрация технологических достижений.
Так, при виртуальных презентациях Новгородской области и новостях с выставки широко использовалась метафора колыбель российской государственности, упоминались такие персонажи, как вымышленный Дед Трескун (гид в прошлое), гусляр Садко и связанные с территорией известные личности: композитор С. В. Рахманинов и писатель Ф. М. Достоевский. Медиадискурс полон православными аллюзиями: использовались наименования артефактов, относящихся к символическому капиталу региона прошлого: Святая София и голубь на кресте Святой Софии (символ святого Духа); многократно упоминались такие артефакты культуры, как памятник Тысячелетия России, берестяные грамоты (рис. 1). Гид в будущее на выставке показывает инновационный научно-технологический центр «Интеллектуальная электроника — Валдай», только что построенный в Великом Новгороде, и достижения химзавода «Акрон».
Речи губернаторов на днях регионов (видео представлены на сайте) изобилуют цифровыми показателями достижений региона, его сравнением с другими, а самые частотные слова — уникальный, первый, самый, масштабный, удивительный, главный.
Указанные слова являются ключевыми и в медиадискурсе, как федеральном, так и региональном. Например, новгородское издание пишет:
С достижениями нашего региона и Великого Новгорода посетители масштабного форума могли познакомиться в павильоне № 75. Культурные традиции новгородцев, уникальная продукция местных производителей, занимательные мастер-классы и незабываемые шоу — далеко не все, чем удивляла Новгородчина 28 декабря3.
Из трансляции речи новгородского губернатора Андрея Никитина:
Была открыта первая школа, основанная Ярославом Мудрым, первая библиотека в Святой Софии, а также первыйтрактат о числах — математический труд, который был создан в Антониевом монастыре Великого Новгорода4.
В репрезентации Воронежской области (рис. 2) также усматривается апелляция к богатой истории края и, подобно представлению Новгородской области, используется метафора колыбель. Однако в данном случае метафора ориентирует на военные успехи: колыбель российского флота. Ее использование опирается на исторический период, связанный с пребыванием в Воронеже Петра I. Образ последнего является опорным для определения исторических корней региона. Подобный подход мы наблюдаем как на текстовом уровне (частые повторы имени Петра), так и на уровне визуальном. Как в слайдовой презентации, так и в представленном на странице Воронежской области презентационном видео образы кораблей и персонажи, одетые в костюмы эпохи Петра Великого, повторяются многократно. Значение строительства флота масштабируется: 215 кораблей первого и истории страны регулярного армейского флота, построенные на воронежских верфях, обеспечили России выход к Азову и Черному морю.
Воронежская область позиционируется также как родина воздушно-десантных войск. Эта метафора развивается в современных достижениях Воронежа в области самолетостроения: борт № 1 — самолет Президента России — построен на Воронежском авиазаводе; в годы Великой Отечественной вой ны здесь выпускали легендарные Ил‑2, затем Ту-144, Ил-86. «Еще один фирменный бренд Воронежской области — авиастроение. Нашему авиационному заводу скоро 100 лет»5, — напоминает в своем приглашении на выставку губернатор Александр Гусев. На воронежской земле создают двигатели для космических кораблей, — утверждается в презентационном видеоролике. Последнее высказывание закольцовывает повествование: термин космический корабль возвращает нас к метафоре корабль как к чему-то, что всегда находится в движении и развитии.
На протяжении всего исторического повествования о Воронеже используются такие слова, как мужество, стойкость, отвага. Они появляются и в описании периода Великой Отечественной войны, и в рассказе о периоде восстановления города. Подчеркивается уникальность судьбы Воронежа: За всю вой ну было только два города, где линия фронта проходила через сам город, — Воронеж и Сталинград.
Акцентируется и принадлежность Воронежской области к Центрально-Черноземному экономическому району, основное богатство которого — земля — бесценное природное богатство. В видеопрезентации области встречаем такое описание: Плодородные, известные на весь мир черноземы, богатые аграрные традиции, люди, которые посвятили себя благородному труду на земле, — вот залог успеха сельского хозяйства региона, которым Воронежская область сегодня славится на всю Россию. Однако в большей степени повествование акцентирует промышленное развитие региона: перечисляются многочисленные промышленные проекты и крупные предприятия. Рассказ о них сопровождается такими эпитетами, как небывалый, непревзойденный, масштабный, уникальный, глобальный.
Организаторы выставки предпринимают попытку создать привлекательный туристический образ региона: ведется повествование об основных природных и культурных достопримечательностях Воронежской области, о масштабных конкурсах и фестивалях, которые характеризуются как единственные в мире, невиданные доселе, уникальные, незабываемые.
Выставочный стенд Тамбовской области (рис. 3) встречает гостей традиционными символами, среди которых — тамбовский волк. Арт-объект представляет целое семейство — копию памятника, установленного в центре Тамбова. Конструкция экспозиции в виде сот обозначает другой важный символ области — пчел, изображенных на гербе Тамбовщины.
Представление символического капитала Тамбовской области созвучно метафоре со словом колыбель: колыбель российского флота трансформируется во флотилию плавучих университетов. «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» — так называется Тамбовский научно-просветительский проект, участник всероссийской акции экологического мониторинга рек России. Символично, что Тамбовская область различными способами акцентирует особенное внимание к экологии: в числе интересных фактов заявляется о лидирующем месте самого чистого региона России, а в презентационном ролике6 подчеркивается чудесная природа, благополучная экология. В разделе «Достижения регионов. Тамбовская область» максимальное число голосов (13 857) получает Мичуринск — «Первый аграрный наукоград России», в учреждениях которого разрабатываются экологически безопасные технологии7.
Если Воронежская область доказывает свое лидерство в Центрально-Черноземном регионе, то Тамбовская выбирает образ «центра России», ее сердца, а потому ведущим мотивом для региона становится внимание к людям: «Главное богатство региона — это люди»8. В презентационном ролике и в списке достижений области основное место отведено персоналиям, чьи имена сопровождаются заслуженными эпитетами: выдающийся биолог и селекционер Иван Мичурин, великий композитор Сергей Рахманинов, известные поэты Гавриил Державин, Евгений Боратынский и Михаил Лермонтов, известный изобретатель Александр Лодыгин, первый советский дипломат Георгий Чичерин, великий хирург архиепископ Лука, знаменитый архитектор Лев Кекушев и др. Неслучайно самые любимые и ожидаемые творческие мероприятия тамбовчан носят конкретные имена великих людей — Международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова и Литературно-музыкальный фестиваль имени писателя С. Н. Сергеева-Ценского. Первый фестиваль на сайте выставки позиционируется как мероприятие с широкой географией, масштабным культурным и туристическим функционалом, второй фестиваль демонстрирует сочетание «музыки, литературы, поэзии, народного творчества и ремесла»9.
Образ «региона с человеческим лицом» дополняется вниманием не только к историческим персонам, но и к потребностям современного жителя Тамбовщины. Так, среди достижений области на сайте выставки рассказывается о социальном МФЦ по адресной работе с жителями через службу социальных координаторов, круглогодичном спортивно-оздоровительном лагере «Тамбовский Артек», в котором могут отдыхать дети с инвалидностью, крупнейшем марафоне Черноземья России «Мучкап — Шапкино — Любо!», нацеленном на передачу «молодому поколению вдохновляющих примеров известных чемпионов России и мира»10.
Через призму антропоцентричности позиционируются и мероприятия по сохранению исторической памяти и народных традиций. Например, в тексте о парке деревянного зодчества «Русская деревня» и выставочном центре «Сказка» находится место для рассказа об их создателе — резчике по дереву Алексее Рязанове11. Созданные руками мастера русский терем, крестьянская изба, столярная мастерская, мельница и сторожевая будка создают колорит старины и привлекают жителей и туристов. Не менее привлекательным для туристов рисуется иммерсивный фестиваль «Моршанск — Купецкий берег», гостей которого «встречают купцы всех гильдий в традиционных костюмах. Режиссерский ход построения грандиозного мероприятия переносит всех в далекую старину, дает возможность зрителям почувствовать красочное многообразие славянской культуры»12. В музыкальных, фольклорных и театрализованных постановках фестиваля отражаются исторические традиции родного края. Аналогичные цели ставят организаторы фестиваля этнического спорта «Атмановские кулачки»: развитие и популяризация «нематериального культурного наследия народов России»13. В основе фестиваля — массовые игры по различным видам русского этноспорта, а главное событие игр — кулачный бой стенка на стенку. Целям патриотического воспитания подрастающего поколения отвечают и Всероссийский фестиваль «Кадетская симфония», и праздничный флешмоб «Послевоенная танцплощадка в День Победы». Гастрономический аспект популяризации нематериального культурного наследия ярко проявляется на площадках фестивалей «Кукарекино» и «Шушпанская щука», представляющих совокупность местных продуктов, старинных рецептов и народных гуляний.
Среди достижений области, представленных на выставке, существенное место отводится инновационным проектам, например технопарку «Вернадский» как инновационной бизнес-площадке для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; инновационной системе круглогодичного хранения яблок и груш, созданной в научном центре им. Мичурина; инновационному образовательному комплексу школе «Сколково — Тамбов», лидеру по качеству образования, организации работы с одаренными детьми, созданию цифровой среды для обучения14. Наконец, о самых современных технологиях речь идет в описании научно-образовательного центра «Инженерия будущего». Это адаптивный комплекс с элементами дополненной реальности, предназначенный для тренировок в формате виртуальных аварийных ситуаций.
В видеоролике о Тамбовской области подчеркивается: Храним историческую память, воплощаем масштабные проекты по благоустройству, цифровизации, созданию инновационных производств15.
Хотя в рейтинге конкурса экспозиций регионов Тамбовщина занимает стабильное среднее место (с 44 по 48 место из 89 регионов16), в позиционировании большинства объектов области используются такие слова: единственный в мире, первый и единственный, один из первых, один из самых масштабных, грандиозный, лидирующие позиции, высокий уровень, уникальный, крупнейший.
Важно, что сетевые ресурсы, связанные с выставкой, с одной стороны, постоянно используют инфоповоды самой выставки (встречи с главами регионов, экспертные дискуссии и мастер-классы), а с другой стороны, встраиваются в общефедеральную новостную политическую повестку. Так, посетителей выставки опрашивали по поводу их впечатлений от послания президента.
Что касается символических ресурсов, предъявляемых регионами, то очевидна конкурентная борьба территорий за имена и символы. Например, композитора С. В. Рахманинова брендом своей территории стремятся показать как Новгородская, так и Тамбовская область, используя факты биографии композитора.
Продвижение Воронежской области связано со стремлением доказать ее превосходство над Тамбовской областью и другими областями Центрально-Черноземного экономического региона. Часто используется определение столица Черноземья и метафора сердце всего Черноземья. Уникальность региона связывается и с развитием некоторых отраслей производства: Воронеж известен на всю страну мраморной говядиной; уникальный бизнес Воронежской области — коневодство; Воронеж — лидер в ЦФО по объему растениеводства; область стала первой в стране по производству растительного масла.
Идет борьба и за образ Петра Великого. Безусловно, Воронежская область не конкурирует в этом аспекте с Санкт-Петербургом, однако постоянно подчеркивается особая значимость того исторического периода, когда Петр I пребывал в Воронеже. Так, в приглашении губернатора области Александра Гусева на выставку отмечается: Именно здесь Петр Великий начал строить русский флот. Теперь в Воронеже пришвартован корабль-музей «Гото Предестинация» — копия первого русского линейного корабля.
Таким образом, символический капитал территорий приумножается и генерируется в сетевых медийных форматах посредством использования тропов, подчеркивающих уникальность территорий, их борьбу за преимущества на символическом уровне и сочетание презентации исторического бэкграунда с инновационными достижениями.
Способы вовлечения аудитории в репрезентацию
территориального символического капитала
На сетевых медиаресурсах выставки «Россия» активно используются указанные выше формы повышения интерактивности. Так, игровой формат проявляется сразу в нескольких вариантах игр (рис. 4) — «Викторина», «Угадай город», «Мост времени», причем для каждой из трех игр можно посмотреть свое место в интерактивном рейтинге.
Посетителям предлагается заработать игровые цифровые рубли на сайте выставки, в квестах и конкурсах как на экспозициях, так и в мобильном приложении выставки. Это условные «рубли», которые нельзя вывести из игровой системы и можно «потратить» на приобретение призов и фирменных атрибутов выставки — значков, кепок, шоперов и других вещей с логотипом «Россия». Играть можно и в мобильном приложении, и на сайте (рис. 5).
Тематика самая разнообразная — от патриотической онлайн-игры «Открывая Россию» до детской игры на тему финансов «Три кота». Для повышения интерактивности используется кросс-медийный формат: онлайн-комикс по выставке «С Мией — в мир возможностей» предлагает в поисках призов перейти в игру «Другое дело» социальной сети «ВКонтакте» (рис. 6).
Сразу три игры нацелены на формирование финансовой культуры граждан и перенаправляют пользователя на информационно-просветительский ресурс Цен трального банка Российской Федерации Fincult.info «Экономикус. Управляйте инопланетным Центробанком», «Тайна потерянной копилки», «Космический детектив. Обрети суперсилу и верни спокойствие в Финсбург».
На создание текстов повышенной интерактивности нацелен проект «Создаем вместе!», предлагающий любому желающему собрать свой вариант логотипа выставки (рис. 7).
Организаторы комментируют свое предложение следующим образом: «Россия — многообразная страна с великим прошлым и не менее великим будущим. Составь свою Россию из букв исторических и современных шрифтов»17.
Активизация участия аудитории в различных акциях, опросах и конкурсах наиболее масштабно реализуется на официальном сайте выставки при помощи конкурса экспозиций по регионам (рис. 8).
Нажав на любой регион интерактивной карты страны, посетитель может увидеть все представленные на выставке достижения и проголосовать в нескольких номинациях (лучший туристический проект, лучший социальный проект, прогресс и инновации, сохранение традиций, с заботой о природе и т. д.). В рейтинге представлены 134 участника выставки (89 из них — регионы), отображаются итоги голосования за прошедшую неделю, которые обновляются каждый понедельник. Интерактивный опрос используется организаторами для понимания общего впечатления посетителей выставки, которым предлагается поделиться мнением о мероприятиях выставки и наиболее запомнившихся экспозициях. Кроме того, на сайте размещена информация о Всероссийском конкурсе гидов-экскурсоводов «Проводники смыслов». Эта программа от Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) призывает: «“Стань гидом!” на международной выставке-форуме “Россия”».
Таким образом, формы повышения интерактивности на сетевых медиаресурсах выставки «Россия» нацелены на социализацию аудитории и трансляцию в первую очередь социокультурных, патриотических и семейных ценностей.
Результаты исследования
Необходимость импортозамещения и запрос на внутренний туризм, с одной стороны, ускорили процессы развития сетевых медиа страны в плане интерактивности в реализации просветительских функций, с другой — увеличили их роль в накоплении и генерировании символического капитала территорий.
Процессы создания вовлекающего контента продуктивны применительно к масштабным событиям, являющимся флагманскими маркетинговыми проектами, каковым является Международная выставка-форум «Россия».
Содержательно генерация символического капитала территорий строилась у российских областей в контексте продвижения по трем векторам: реальные, известные всему миру персоны и вымышленные персонажи из былин и эпосов, артефакты культуры и инновационные площадки регионов.
Создателями медиаконтента использовались такие приемы, как метафоризация и символизация территорий, многочисленные эпитеты, демонстрирующие их уникальность, и статистические данные.
К возможной исследовательской перспективе темы следует отнести мониторинг коммуникативного поведения целевых аудиторий на сетевых ресурсах при участии их в интерактивных форматах.
Выводы
Участие сетевых медиа в генерировании символического капитала и маркетингового продвижения территорий является сегодня, в условиях импортозамещения и ставки на внутренний туризм, не только желательным, но и необходимым условием.
Успех просветительского и маркетингового потенциала зависит как от содержательного наполнения флагманских событий, так и от коммуникативного профессионализма и организаторов этих событий, и журналистов.
1 Посещаемость выставки «Россия» достигает 25 тыс. человек в час. ТАСС. 01.03.2024. Электронный ресурс https://tass.ru/obschestvo/20124855. ↑
2 Это слово фиксируется только в Большом орфографическом словаре, но воспринимается как естественное образование в корневом гнезде мемориал, мемориальный, восходящем к латинскому слову memoria («память»). Как термин слово широко используется в культурологии. ↑
3 Газета «Новгород». 2023. 31 декабря. Электронный ресурс https://gazetanovgorod.ru/novosti/ot-istorii-k-interaktivu-mer-velikogo-novgoroda-rasskazal-o-samyh-yarkih-momentah-vystavki-rossiyana-vdnh.html. ↑
4 На ВДНХ на международной выставке Россия… Электронный ресурс https://vk.com/wall183915099_2407?ysclid=m3e6diivlj118837964 ↑
5 Губернатор Воронежской области пригласил всех на выставку «Россия». Электронный ресурс https://russia.ru/news/gubernator-voronejskoi-oblasti-priglasil-vseh-na-vistavku-rossiya. ↑
6 Страница Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://russia.ru/participants/tambovskaia-oblast. ↑
7 Голосование за регионы на сайте выставки-форуме «Россия». Электронный ресурс https://достижения.рф/achievements/region/1024. ↑
8 Страница Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://russia.ru/participants/tambovskaia-oblast. ↑
9 Голосование за достижения регионов на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://xn-d1acchc3adyj9k.xn-p1ai/achievements/region/1040 (дата обращения: 10.06.2024). Здесь и далее даты обращений указаны в том случае, если обращение к ресурсу невозможно в силу утраты актуальности. ↑
10 Голосование за достижения Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://достижения.рф/achievements/region/1029 (дата обращения: 10.06.2024). ↑
11 Голосование за достижения Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://достижения.рф/achievements/region/1038 (дата обращения: 11.06.2024). ↑
12 Голосование за достижения Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://достижения.рф/achievements/region/1034 (дата обращения: 10.06.2024). ↑
13 Голосование за достижения Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://достижения.рф/achievements/region/1031 (дата обращения: 10.06.2024). ↑
14 Видеоролик о Тамбовской области на сайте выставки-форума «Россия» https://xn-d1acchc3adyj9k.xn-p1ai/achievements/region/1021 (дата обращения: 10.06.2024). ↑
15 Результаты голосования за достижения регионов на сайте выставки-форума «Россия» https://russia.ru/participants/tambovskaia-oblast (дата обращения 10.06.2024). ↑
16 44‑е место в номинациях «Самая оригинальная», «Сохранение традиций», «Лучшая для детей», «Лучший виртуальный тур, «Лучший интерактив», «Лучший социальный проект»; 45‑е место — «Самая познавательная»; 46‑е — «С заботой о природе», «Прогресс и инновации»; 48‑е — «Лучший туристический проект». ↑
17 Онлайн-генератор логотипа Международной выставки-форума «Россия». Электронный ресурс https://logo.russia.ru ↑
Анхольт, С. (2010). Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга.
Басова, М. В., Беленко, В. Е. (2017). Геймифицированные практики современных СМИ. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология, 16, 41–52.
Берендеев, М. В., Белецкая, Т. В. (2021). Символический капитал регионального геобренда в медиадискурсе (Калининградский кейс). Знак: проблемное поле медиаобразования, 1 (39), 7–14.
Бурдье, П. (2017). Практический смысл. СПб.: Алетейя.
Власова, Е. Г. (2022). Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации (на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий). Медиалингвистика, 9 (2), 113–125.
Дускаева, Л. Р. (2019). Стилистический анализ в медиалингвистике. М.: Флинта.
Еремеева, С. (2015). Памяти памятников. В Практика монументальной коммеморации в России XIX — начала XX в. (с. 531). М.: РГГУ.
Зверева, Е. А., Шестерина, А. М. (2022). Текстовые средства архетипизации модели мира в системе новейших медиа. Вопросы когнитивной лингвистики, 4, 115–124.
Зверева, Е. А., Шестерина, А. М. (2023). Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити. Медиалингвистика, 10 (3), 407–423.
Калмыков, А. А., Коханова, Л. А. (2018). Интернет-журналистика. Теоретические основы. М.: Академия медиаиндустрии.
Каминская, Т. Л. (2018). Современные коммуникативные практики и процесс коммеморации. Коммуникативные исследования, 2 (6), 208–291.
Качкаева, А. Г., Шомова, С. А. (Ред.). (2017). Мультимедийная журналистика. М.: Высшая школа экономики.
Кривоносов, А. Д. (2020). Брендинг в современной научной рефлексии: вместо предисловия. В Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы VI Международной научно-практической конференции. (с. 7–9). СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Куликов, С. В., Курбатов, В. И., Папа, О. М. (2022). Виртуальная идентичность в формате самоконструирования: информационные ресурсы и информационная субъектность. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2, 60–67.
Лейман, И. И. (2023). Создание концепции бренда или как найти смысл территории (на примере кейса «Сыктывкар — столица леса»). Россия: общество, политика, история, 1 (6), 88–101.
Мартиросян, К. М. (2014). Концепция символического капитала в современной социологии. Культура и общество. Философия. Социология, 4 (55), 35–37.
Нора, П. (1999). Эра коммерации. Франция — память. СПб.: Изд-во СПбГУ.
Прибышин, Т. К., Гресь, Р. А. (2023). Флагманские проекты в стратегиях развития российских муниципалитетов: по материалам конкурса муниципальных стратегий — 2022. Региональная экономика. Юг России, 1 (11), 18–30.
Прохоров, А. В., Семишова, Е. П., Пядышева, Т. Г. (2023). Событийные коммуникации в условиях медиатизации: актуальные проблемы и сферы применения. Неофилология, 2 (9), 427–434.
Федотова, Н. Г. (2018). Символический капитал места: понятие, особенности накопления, методики исследования. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 29, 141–155.
Федотова, Н. Г. (2019). Культурная память города как символический ресурс территории. Ученые записки Новгородского государственного университета, 1 (19), 1–4.
Чумиков, А. Н., Шульц, Э. Э. (2022). Коммуникационное и социологическое обеспечение имиджа российских регионов в контексте стратегий их развития. Коммуникология, 1 (10), 15–28.
Шевченко, В. С. (2024). Элементы коммуникативной стратегии в формировании имиджа региона. Неофилология, 1 (10), 212–221.
Шестерина, А. М. (Ред.) (2018). Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж: Кварта.
Duskaeva, L. (Ed.) (2021). Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Cham: Palgrave Macmillan.
Jacobson, S. (2010). Emerging Models of Multimedia Journalism: A Content Analysis of Multimedia Packages Published on Nytimes.com. Atlantic Journal of Communication, 18 (2), 63–78.
Karlsson, M., Clerwall, C. (2012). Patterns and origins in the evolution of multimedia on broadsheet and tabloid news sites. Journalism Studies, 13 (4), 550–565.
Steensen, S. (2011). Online Journalism and the Promises of New Technology: A critical review and look ahead. Journalism Studies, 12 (3), 311–327.
Ankhol’t, S. (2010). Brand America: Mother of All Brands. Moscow: Dobraia kniga Publ. (In Russian)
Basova, M. V., Belenko, V. E. (2017). Gamified practices of modern media. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia, filologiia, 16(6), 41–52. (In Russian)
Berendeev, M. V., Beletskaya, T. V. (2021). Symbolic capital of a regional geobrand in media discourse (Kaliningrad case). Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia, 1 (39), 7–14. (In Russian)
Bourdieu, P. (2017). Le Sens pratique. St. Petersburg: Aleteiia Publ. (In Russian)
Chumikov, A. N., Shultz, E. E. (2022). Communication and sociological support for the image of Russian regions in the context of their development strategies. Kommunikologiya, 10 (1), 15–28. (In Russian)
Duskaeva, L. (Ed.) (2021). Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Cham: Palgrave Macmillan.
Duskaeva, L. R. (2019). Stylistic analysis in medialinguistics. Moscow: Flinta Publ. (In Russian)
Eremeeva, C. (2015). In memory of monuments. In The practice of monumental commemoration in Russia in the 19th — early 20th centuries (p. 531). Moscow: RSUH Publ. (In Russian)
Fedotova, N. G. (2018). Symbolic capital of the place: Notion, peculiarities of accumulation, research methods. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiia I iskusstvovedenie, 29, 141–155. (In Russian)
Fedotova, N. G. (2019). City’s cultural memory as a symbolic resource. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (19), 1–4. (In Russian)
Jacobson, S. (2010). Emerging Models of Multimedia Journalism: A Content Analysis of Multimedia Packages Published on Nytimes.com. Atlantic Journal of Communication, 18 (2), 63–78.
Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A. (Ed.) (2017). Multimedia journalism. Moscow: Vysshaia shkola ekonomiki Publ. (In Russian)
Kalmykov, A. A., Kohanova, L. A. (2018). Internet journalism. Theoretical basis. Moscow: Akademija mediaindustrii Publ. (In Russian)
Kaminskaya, T. L. (2018). Modern communication practices and the process of commemoration. Kommunikativnye issledovaniia, 2 (6), 208–291. (In Russian)
Karlsson, M., Clerwall, C. (2012). Patterns and origins in the evolution of multimedia on broadsheet and tabloid news sites. Journalism Studies, 13 (4), 550–565.
Krivonosov, A. D. (2020). Branding in modern scientific reflection: Instead of a preface. In Brending kak kommunikativnaia tekhnologiia XXI veka: Materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (pp. 7–9). St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet Publ. (In Russian)
Kulikov, S. V., Kurbatov, V. I., Papa, O. M. (2022). Virtual identity in the format of self-construction: Information resources and information subjectivity. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2, 60–67. (In Russian)
Leiman, I. I. (2023). Creating a brand concept or how to find the meaning of a territory (using the example of the case “Syktyvkar — the capital of the forest”). Rossiia: obshchestvo, politika, istoriia, 1 (6), 88–101. (In Russian)
Martirosyan, K. M. (2014). The concept of symbolic capital in modern sociology. Kul’tura i obshchestvo. Filosofiia. Sotsiologiia, 4 (55), 35–37. (In Russian)
Nora, P. (1999). The era of commerce. France — memory. St. Petersburg: St. Petersburg University Press. (In Russian)
Pribyshin, T. K., Gres, R. A. (2023). Flagship projects in the development strategies of Russian municipalities: Based on materials from the competition of municipal strategies — 2022. Regional’naia ekonomika. Iug Rossii, 1 (11), 18–30. (In Russian)
Prokhorov, A. V., Semishova, E. P., Pjadysheva, T. G. (2023). Event communications in conditions of mediatization: Current problems and areas of application. Neofilologija, 2 (9), 427–434. (In Russian)
Shesterina, A. M. (Ed.) (2018). Features of the functioning of modern audiovisual media. Voronezh: Quarta Publ. (In Russian)
Shevchenko, V. S. (2024). Elements of communication strategy in shaping the image of the region. Neophilologiya, 1 (10), 212–221. (In Russian)
Steensen, S. (2011). Online Journalism and the Promises of New Technology: A critical review and look ahead. Journalism Studies, 12 (3), 311–327.
Vlasova, E. G. (2022). The adaptive role of modern journalism and methods of its implementation (based on the material of urbanistically oriented online publications). Media Linguistics, 9 (2), 113–125. (In Russian)
Zvereva, E. A., Shesterina, A. M. (2022). Textual means of archetyping the world model in the system of new media. Voprosy kognitivnoi lingvistiki, 4, 115–124. (In Russian)
Zvereva, E. A., Shesterina, A. M. (2023). Interactive component of media content as a means of forming a community. Media Linguistics, 10 (3), 407–423. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 10 марта 2024 г.;
рекомендована к печати 14 июля 2024 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024
Received: March 10, 2024
Accepted: July 14, 2024