Вторник, Январь 22Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

СЕКЦИЯ КИНО/ТЕКСТ (ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ)

В статье представлен хронологический обзор материалов секции Кино/Текст на Международных филологических конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете (2010–2016 гг.), описываются формы работы секции и освещается круг вопросов, обсуждаемых участниками.

SECTION CINEMA/TEXT (REVIEW OF MATERIALS OF PHILOLOGICAL CONFERENCES) 

The chronological review of materials of the section Cinema/Text at the International philological conferences in St. Petersburg State University (2010-2016) is presented in article, forms of work of section are described and the circle of the questions discussed by participants is taken up. 

Нонна Николаевна Маслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного университета 

E-mail: nonnette12@mail.ru

Nonna Nikolaevna Maslova, PhD, Associate Professor of the Chair of Russian as a Second Language and methods of its teaching, Saint Petersburg University 

E-mail: nonnette12@mail.ru

Маслова Н. Н. Секция Кино/Текст (обзор материалов филологических конференций) // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 129–133. URL: https://medialing.ru/sekciya-kino-tekst-obzor-materialov-filologicheskih-konferencij/ (дата обращения: 22.01.2019).

Maslova N. N. Section Cinema/Text (review of materials of philological conferences). Media Linguistics, 2016, No. 2 (12), pp. 113–120. Available at: https://medialing.ru/sekciya-kino-tekst-obzor-materialov-filologicheskih-konferencij/ (accessed: 22.01.2019). (In Russian)

УДК 811.161.1 
ББК 81.2 Рус 
ГРНТИ 16.41.21 
КОД ВАК 10.02.01 

С. Эйзен­штейн срав­ни­ва­ет кадр с иеро­гли­фом япон­ской пик­то­гра­фии, Вс. Пудов­кин — со сло­вом. Идея иссле­до­ва­ния кино при­вле­ка­ет вни­ма­ние линг­ви­стов, лите­ра­ту­ро­ве­дов, фило­со­фов, куль­ту­ро­ло­гов, искус­ство­ве­дов, пси­хо­ло­гов. Кино как раз­но­вид­ность «тек­стов куль­ту­ры» рас­смат­ри­ва­ют Ю. Лот­ман, Умбер­то Эко, Н. Жин­кин, М. Ямполь­ский. В то же вре­мя есть иссле­до­ва­те­ли, кото­рые не при­зна­ют свя­зи меж­ду кино­кад­ром и сло­вом, отка­зы­ва­ют­ся изу­чать кино и текст.

Инте­рес к про­бле­ме соот­но­ше­ния кино и тек­ста, кино и нар­ра­ти­ва спло­тил неко­то­рых линг­ви­стов, тео­ре­ти­ков и исто­ри­ков лите­ра­ту­ры фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та СПб­ГУ во гла­ве с док­то­ром фило­ло­ги­че­ских наук Л. Д. Буга­е­вой, и в 2010 г. на ХХХIХ Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской науч­ной кон­фе­рен­ции СПб­ГУ их сила­ми состо­я­лось пер­вое засе­да­ние сек­ции Кино/Текст.

Пред­ме­том рас­смот­ре­ния ста­ли раз­лич­ные коды в кине­ма­то­гра­фе, вза­и­мо­от­но­ше­ния кине­ма­то­гра­фи­че­ско­го и вер­баль­но­го, кине­ма­то­гра­фи­че­ская жизнь лите­ра­тур­но­го тек­ста, рецеп­ция кино­филь­ма и его функ­ци­о­ни­ро­ва­ние в ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве, интер­пре­та­ция филь­ма. Про­зву­ча­ли докла­ды по тео­рии и прак­ти­ке как рос­сий­ско­го, так и миро­во­го кине­ма­то­гра­фа, пред­ста­вив­шие раз­ные точ­ки зре­ния на интер­пре­та­цию кино [Кино/текст 2010: 3–99].

Успех рабо­ты пер­во­го засе­да­ния сек­ции при­влек к даль­ней­ше­му сотруд­ни­че­ству фило­со­фов (Г. Л. Туль­чин­ский, А. В. Щер­бе­нок), тео­ре­ти­ков кино­дра­ма­тур­гии (Н. Е. Мари­ев­ская, Вс. В. Кор­шу­нов, М. А. Шара­по­ва, Р. М. Перель­ш­тейн, Т. Л. Овсян­ни­ко­ва), искус­ство­ве­дов (Е. С. Кащен­ко, А. Н. Фомен­ко, В. А. Фоми­на), куль­ту­ро­ло­гов (М. Н. Ста­па­нов, Б. В. Рейф­ман), семи­о­ти­ков (Я. С. Лев­чен­ко), тео­ре­ти­ков лите­ра­ту­ры (В. Ю. Вью­гин, И. П. Смир­нов).

На XL Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции в 2011 г. рабо­та сек­ции про­хо­ди­ла в рам­ках темы «Кино-текст и кино-вещь». Искус­ство, по сло­вам идео­ло­гов кон­струк­тив­но­го мето­да в искус­стве Эля Лисиц­ко­го и Ильи Эрен­бур­га, — это «сози­да­ние новых вещей». Тогда кино­ис­кус­ство — это сози­да­ние новых кино-вещей. Так как кино име­ет дело со «смыс­ло­вы­ми веща­ми» — види­мы­ми веща­ми, взя­ты­ми в их раз­но­об­раз­ных отно­ше­ни­ях и пре­об­ра­жен­ны­ми искус­ством кино, то инте­рес­но выяс­нить: чем руко­вод­ству­ют­ся режис­се­ры, сце­на­ри­сты, иссле­до­ва­те­ли, созда­вая и интер­пре­ти­руя види­мый мир кино­тек­ста? Како­ва роль вещи в кино? В поис­ках отве­тов на эти вопро­сы участ­ни­ки сек­ции обсу­ди­ли семан­ти­ку и праг­ма­ти­ку кино-вещи (Т. Л. Овсян­ни­ко­ва, Д. А. Щуки­на), «смыс­ло­вую вещь» в кино­вер­сии лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния (Н. Н. Мас­ло­ва, Е. А. Ива­но­ва), ситу­а­ци­он­ное моде­ли­ро­ва­ние в кино­филь­ме (Е. С. Кащен­ко), пред­мет­ный мир экран­но­го дет­ства (О. В. Дав­тян, В. Б. Поли­щук) и дет­ский взгляд на вещи (Е. И. Сибир­це­ва), тео­рию и прак­ти­ку рос­сий­ско­го и миро­во­го кине­ма­то­гра­фа (Вс. В. Кор­шу­нов, Р. М. Перль­ш­тейн, М. А. Шара­по­ва), интер­пре­та­цию кино­тек­ста (Е. В. Баки­ро­ва, О. А. Буру­ки­на, О. К. Вага­но­ва, Н. В. Новак, Г. Л. Туль­чин­ский) [Кино/текст 2013: 5–182].

Новой фор­мой рабо­ты сек­ции на этом засе­да­нии ста­ла орга­ни­за­ция дис­кус­сии в рам­ках круг­ло­го сто­ла, что поз­во­ли­ло наме­тить новые направ­ле­ния иссле­до­ва­ний кино­тек­ста. В обсуж­де­нии темы «Про­ект в кино и лите­ра­ту­ре» при­ня­ли уча­стие: Борис Вик­то­ро­вич Рейф­ман, канд. филос. наук, куль­ту­ро­лог, ст. науч. сотруд­ник Рос­сий­ско­го инсти­ту­та куль­ту­ро­ло­гии, Москва; Сер­гей Ана­то­лье­вич Кибаль­ник, д-р филол. наук, веду­щий науч. сотруд­ник ИРЛИ РАН (Пуш­кин­ский Дом), писа­тель; Андрей Михай­ло­вич Сто­ля­ров, член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей, член Рус­ско­го ПЕН-цен­тра, писа­тель; Алек­сандра Егоруш­ки­на (Вера Поли­щук и Ана­ста­сия Бро­доц­кая), дет­ская писа­тель­ни­ца; Алла Аро­нов­на Дам­скер, сце­на­рист, редак­тор 5 кана­ла, СТО; Вадим Вла­ди­ми­ро­вич Лоба­нов, про­фес­сор, дирек­тор про­грам­мы «Актер­ское искус­ство» (СПб­ГУ); Евге­ний Рафа­и­ло­вич Гане­лин, канд. искус­ство­ве­де­ния, артист Ака­де­ми­че­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го теат­ра им. В. Ф. Комис­сар­жев­ской; Андрей Вла­ди­сла­во­вич Федо­ров, веду­щий про­грам­мист СПБГУ; Ири­на Ана­то­льев­на Мартья­но­ва, д-р филол. наук, про­фес­сор РГПУ им. А. И. Гер­це­на; Оль­га Вик­то­ров­на Дав­тян, ст. пре­по­да­ва­тель Смоль­но­го инсти­ту­та СПб­ГУ и др.

На XLI Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции в 2012 г. руко­во­ди­тель сек­ции д-р филол. наук Л. Д. Буга­е­ва пред­ло­жи­ла для обсуж­де­ния тему «Вре­мя и слу­чай­ность в кине­ма­то­гра­фи­че­ской реаль­но­сти»: вели­ка ли власть Хро­но­са в филь­ме? Что при­хо­дит на сме­ну хро­но­ло­гии при под­ры­ве линей­ной нар­ра­тив­но­сти? Мож­но ли гово­рить о филь­ме как о про­стран­стве кар­ти­ро­ва­ния, в кото­ром есть логи­ка, но нет диа­хро­нии? Как про­ис­хо­дит дис­со­ци­а­ция собы­тий? Насколь­ко слу­чай­на слу­чай­ность и где ее место — в замыс­ле авто­ра, в пер­спек­ти­ве испол­ни­те­ля, в рецеп­ции зри­те­ля? [Там же: 5–182].

Нача­тая на преды­ду­щем засе­да­нии сек­ции тра­ди­ция живо­го обме­на мне­ни­я­ми в рам­ках круг­ло­го сто­ла была про­дол­же­на, и на засе­да­нии XLI Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции в 2012 г. «Визу­аль­ное в про­цес­се лите­ра­тур­но­го твор­че­ства» обсуж­да­ли: Роман Мак­со­вич Перель­ш­тейн, канд. искус­ство­ве­де­ния, ст. науч. сотруд­ник ВГИК им. С. А. Гера­си­мо­ва, Москва; Вера Бори­сов­на Поли­щук, канд. филол. наук, редак­тор-пере­вод­чик Изда­тель­ства «ОО Прайм-Еврознак»; Роман Пет­ро­вич Лисе­ев, канд. филол. наук., доцент факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки СПб­ГУ; Вале­рий Юрье­вич Вью­гин, д-р филол. наук, веду­щий науч. сотруд­ник ИРЛИ РАН (Пуш­кин­ский Дом); Dr. Andreas Stuhlmann, Research Center for Media and Communication, Universität Hamburg, Гам­бург, Гер­ма­ния; Ната­лья Пав­лов­на Пине­жа­ни­но­ва, канд. филол. наук, доцент фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та СПб­ГУ; Али­на Вла­ди­ми­ров­на Вен­ко­ва, канд. куль­ту­ро­ло­гии, доцент Рос­сий­ско­го инсти­ту­та куль­ту­ро­ло­гии, С.-Петербург; Миха­ил Алек­сан­дро­вич Сте­па­нов, канд. филос. наук, Рос­сий­ский инсти­тут куль­ту­ро­ло­гии, С.-Петербург.

Заяв­лен­ные темы засе­да­ний сек­ции на XLII Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции в 2013 г. «Нар­ра­ция жела­ния в кино­тек­сте» и на XLIII Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции в 2014 г. «Наси­лие экра­на» при­влек­ли к уча­стию так мно­го авто­ри­тет­ных иссле­до­ва­те­лей, что по мате­ри­а­лам их докла­дов была опуб­ли­ко­ва­на кни­га «Кине­ма­то­гра­фия жела­ния и наси­лия» под редак­ци­ей д-ра филол. наук Л. Д. Буга­е­вой [Кине­ма­то­гра­фия… 2015].

«Кине­ма­то­граф кон­стру­и­ру­ет инди­ви­ду­аль­ные и кол­лек­тив­ные соци­аль­но зна­чи­мые жела­ния как в «эли­тар­ном», так и в мас­со­вом кине­ма­то­гра­фе. Кине­ма­то­граф сам ста­но­вит­ся маши­ной жела­ния. Неред­ко жела­ние сопро­вож­да­ет­ся наси­ли­ем. <…> Наси­лие может быть свя­за­но с болью и стра­да­ни­ем, в то же вре­мя, как ни стран­но, экран­ное наси­лие может достав­лять удо­воль­ствие…» [Там же: 7].

Пред­ме­том рас­смот­ре­ния авто­ров этой кни­ги — участ­ни­ков сек­ции Кино/Текст ста­но­вят­ся: нар­ра­ция нехват­ки и нар­ра­ция утра­ты, фило­со­фия и эсте­ти­ка нехват­ки, маши­ны жела­ния в кино­тек­сте, визу­а­ли­за­ция отсут­ствия в кино­тек­сте, его фор­мы и виды в кино­тек­сте, инди­ви­ду­аль­ное и кол­лек­тив­ное жела­ние, нар­ра­тив радо­сти жела­ния, вооб­ра­же­ние жела­ния и жела­ние вооб­ра­жать, цен­зу­ра жела­ния, нар­ра­ция наси­лия в филь­ме, спо­со­бы мани­пу­ля­ции зри­те­лем.

Наи­боль­ший дис­кус­си­он­ный инте­рес вызы­ва­ют ста­тьи Арка­ди­у­ша Левиц­ко­го, Dr. Hab., про­фес­со­ра Вроц­лав­ско­го уни­вер­си­те­та, Поль­ша, «(Эро­ти­че­ский) кино-аттрак­ци­он (1894–1907)»; И. П. Смир­но­го, д-ра филол. наук, про­фес­со­ра, Кон­станц, Гер­ма­ния, «Кино­уни­вер­маг: как фильм про­грам­ми­ру­ет зри­те­ля»; А. В. Щер­бен­ка, канд. филол. наук, PhD, про­фес­со­ра прак­ти­ки Цен­тра обра­зо­ва­тель­ных раз­ра­бо­ток Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния СКОЛКОВО, Москва, «Невоз­мож­ное жела­ние и мело­дра­ма­ти­че­ский экс­цесс в ран­нем рус­ском кино»; Вс. В. Кор­шу­но­ва, канд. искус­ство­ве­де­ния, пре­по­да­ва­те­ля ВГИК им. С. А. Гера­си­мо­ва, Москва, «Труд­но быть Богом: кон­тр­ком­му­ни­ка­тив­ная нар­ра­тив­ная стра­те­гия как фор­ма наси­лия над зри­те­лем»; Л. Д. Буга­е­вой, д-ра филол. наук, доцен­та Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, «Наси­лие в исто­ри­че­ском филь­ме: Ген­рих V»; Г. Л. Туль­чин­ско­го, д-ра филос. наук, про­фес­со­ра Наци­о­наль­но­го иссле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки», Санкт-Петер­бург, «Наси­лие в кино как нар­ра­тив позд­ней раци­о­на­ли­за­ции наци­о­наль­но­го созна­ния»; А. Н. Фомен­ко, д-ра искус­ство­ве­де­ния Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, «Кровь живот­ных» (Le sang des bê tes), реж. Жорж Фран­жю, 1949».

К сожа­ле­нию, фор­мат обзор­ной ста­тьи не поз­во­ля­ет при­ве­сти цита­ты докла­дов, но даже пере­чис­ле­ние неко­то­рых назва­ний ста­тей пока­зы­ва­ет мас­штаб­ность иссле­до­ва­ния дан­ной темы и раз­но­об­ра­зие мате­ри­а­лов.

Цен­траль­ной темой рабо­ты сек­ции на XLIV Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции в 2015 г. ста­ла «Киноап­о­фа­ти­ка, или пре­де­лы кино­тек­ста». Участ­ни­ки обсуж­да­ли пре­де­лы и погра­нич­ные обла­сти кино­язы­ка и кино­тек­ста (Л. Д. Буга­е­ва, Р. М. Перель­ш­тейн, Ф. В. Фур­тай, Н. Е. Мари­ев­ская, О. А. Джу­май­ло, В. А. Фоми­на, Ф. М. Абрю­тин, В. Д. Дани­ло­ва, О. А. Кирил­ло­ва), запре­щен­ные спо­со­бы и при­е­мы кино­нар­ра­ции, запре­щен­ные темы (А. Ю. Чуку­ров), исполь­зо­ва­ние в кино неки­не­ма­то­гра­фи­че­ских язы­ков (П. А. Воло­шин), стрем­ле­ние кине­ма­то­гра­фа к син­те­зу искусств (Н. Я. Гри­го­рье­ва, Ю. В. Доман­ский), соот­но­ше­ние кино и тек­ста (О. А. Яки­мен­ко, Е. С. Кащен­ко, И. А. Мартья­но­ва, Н. П. Пине­жа­ни­но­ва, М. Д. Андри­а­но­ва, В. Ю. Вью­гин), кино и нар­ра­ти­ва (Г. Л. Туль­чин­ский, Вс. В. Кор­шу­нов, С. А. Мар­ты­но­ва), ана­ли­зи­ро­ва­ли новую кине­ма­то­гра­фи­че­скую эсте­ти­ку (Д. Ю. Голын­ко, А. В. Щер­бе­нок). Все­го высту­пи­ли 32 доклад­чи­ка [XLIV Меж­ду­на­род­ная… 2015: 509–545].

По завер­ше­нии рабо­ты сек­ции состо­я­лась тра­ди­ци­он­ная дис­кус­сия, посвя­щен­ная теме «Реаль­ность и экран­ный доку­мент», с уча­сти­ем режис­се­ра Вик­то­ра Васи­лье­ва и тео­ре­ти­ка куль­ту­ры Иго­ря Смир­но­ва.

На XLV Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской науч­ной кон­фе­рен­ции в 2016 г. рабо­та сек­ции кон­струк­тив­но изме­не­на: глав­ная тема «Про­стран­ства филь­ма» содер­жит тема­ти­че­ские пане­ли, объ­еди­ня­ю­щие докла­ды. После выступ­ле­ния доклад­чи­ков — выступ­ле­ние дис­ку­тан­та и обсуж­де­ние всех докла­дов. Такая фор­ма орга­ни­за­ции выступ­ле­ний поз­во­ли­ла при­сут­ству­ю­щим эффек­тив­нее ори­ен­ти­ро­вать­ся в про­бле­ма­ти­ке докла­дов, а доклад­чи­ки полу­чи­ли воз­мож­ность подроб­но обсу­дить свои идеи.

Тема­ти­че­ская панель «Линг­ви­сти­ка кино­тек­ста» объ­еди­ня­ет докла­ды о фено­мене интер­тек­сту­аль­ной реду­пли­ка­ции (Л. Е. Мура­вье­ва), о поэ­зии в ран­ней оте­че­ствен­ной кине­ма­то­гра­фии (М. В. Жуко­ва), о соот­не­се­нии визу­аль­ных и поэ­ти­че­ских репре­зен­та­ций пред­мет­но­го про­стран­ства повсе­днев­но­сти как объ­ек­та куль­тур­ной рефлек­сии и фор­мы интер­пре­та­ции поэ­ти­че­ско­го тек­ста (Н. П. Пине­жа­ни­но­ва).

В докла­дах по теме «Кино и лите­ра­ту­ра» ана­ли­зи­ру­ет­ся нар­ра­тив, интер­пре­та­ция геро­ев, кине­ма­то­гра­фи­че­ская интер­пре­та­ция лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний (М. Б. Кап­ре­ло­ва, С. А. Кибаль­ник, И. Я. Уру­пин, И. В. Рози­на).

Пред­ме­том рас­смот­ре­ния доклад­чи­ков по теме «Поли­ло­каль­ность» ста­но­вит­ся кине­ма­то­гра­фи­че­ское про­стран­ство, спо­со­бы обра­зо­ва­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния про­стран­ства (поли­ло­каль­ность и гете­ро­то­пия) (Л. Д. Буга­е­ва), сли­я­ние про­странств (А. А. Соло­мо­но­ва), образ горо­да в про­стран­стве (П. А. Воло­шин), мно­го­уров­не­вая кон­струк­ция про­странств и реаль­ность (Н. В. Посе­ля­гин).

Тема­ти­че­ский раз­дел «Дви­же­ние в кино­вре­ме­ни и кино­про­стран­стве» вклю­ча­ет в себя выступ­ле­ния, авто­ры кото­рых иссле­ду­ют пери­о­ди­че­скую кон­цеп­цию вре­ме­ни (Вс. В. Кор­шу­нов), вза­и­мо­связь худо­же­ствен­но­го про­стран­ства филь­ма с его основ­ным кон­флик­том (Н. Е. Мари­ев­ская), пере­ме­ще­ния в про­стран­стве — исто­ри­че­ском и гео­гра­фи­че­ском (М. А. Шара­по­ва), кон­стру­и­ро­ва­ние трех­мер­но­го про­стран­ства в кино XXI в. (И. Маки­ве­е­ва).

Докла­ды в тема­ти­че­ском раз­де­ле «Совет­ское кино­про­стран­ство» посвя­ще­ны иссле­до­ва­нию про­стран­ствен­ной авто­ре­флек­сии в совет­ских филь­мах (Н. Я. Гри­го­рье­ва), рефе­рен­ци­аль­но­го ста­ту­са «ино­го мира» в совет­ских и гол­ли­вуд­ских филь­мах (П. А. Арсе­ньев), а так­же исполь­зо­ва­нию топо­сов совет­ских филь­мов в пост­со­вет­ских ремей­ках (В. Ю. Вью­гин).

Рабо­та сек­ции на XLV Меж­ду­на­род­ной фило­ло­ги­че­ской кон­фе­рен­ции про­дол­жа­лась четы­ре дня, все­го высту­пи­ли 35 доклад­чи­ков [XLV Меж­ду­на­род­ная… 2016: 576–606 ].

Как заме­ти­ла руко­во­ди­тель сек­ции д-р филол. наук Л. Д. Буга­е­ва, «пред­став­лен­ные докла­ды ско­рее наме­ча­ют направ­ле­ния иссле­до­ва­ний, чем дают отве­ты на постав­лен­ные вопро­сы. Тем не менее, дан­ные пуб­ли­ка­ции явля­ют­ся пер­вым при­бли­же­ни­ем к кон­цеп­ции кино­тек­ста, в осно­ве кото­рой лежит пони­ма­ние „смыс­ло­вой вещи“ как базо­во­го эле­мен­та кино­по­вест­во­ва­ния» [Кино/текст 2010: 5].

© Мас­ло­ва Н. Н., 2016

Кинематография желания и насилия: сб. статей / под ред. Л. Д. Бугаевой. СПб.: Петрополис, 2015. С. 7–343.

Кино/текст: матер. секции XXXIX Междунар. филол. конф. Вып. 1. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2010. С. 5–99.

Кино/текст: матер. секции XL и XLI Междунар. конф. Вып. 2. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2013. С. 5–182.

XLIV Международная филологическая научная конференция, СПб., 10–15 марта 2015 г.: тезисы докл. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2015. С. 509–545.

XLV Международная филологическая научная конференция, СПб., 14–21 марта 2016 г.: тезисы докл. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2016. С. 76–606.

Cinematography of desire and violence: сollection of articles [Kinematografija zhelanija i nasilija: sb. statey] / ed. by L. D. Bugaeva. St Petersburg, 2015. P. 7–343.

Cinema/text: mater. of section XXXIX of the Intern. philol. conf. Is. 1. St Petersburg, 2010. P. 5–99. 

Cinema/text: mater. of section XL and XLI of the Intern. conf. Is. 2. St Petersburg, 2013. P. 5–182. 

XLIV International philological scientific conference [XLIV Mezdunarodnaja nauchnaja konferentsija]. St Petersburg, on March 10–15, 2015: theses of reports. St Petersburg, 2015. P 509–545.

XLV International philological scientific conference [XLV Mezdunarodnaja nauchnaja konferentsija]. St. Petersburg, on March 14–21,2016: theses of reports. St Petersburg, 2016. P. 576–606.