В статье представлен хронологический обзор материалов секции Кино/Текст на Международных филологических конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете (2010–2016 гг.), описываются формы работы секции и освещается круг вопросов, обсуждаемых участниками.
SECTION CINEMA/TEXT (REVIEW OF MATERIALS OF PHILOLOGICAL CONFERENCES)
The chronological review of materials of the section Cinema/Text at the International philological conferences in St. Petersburg State University (2010-2016) is presented in article, forms of work of section are described and the circle of the questions discussed by participants is taken up.
Нонна Николаевна Маслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания Санкт-Петербургского государственного университета
E-mail: nonnette12@mail.ru
Nonna Nikolaevna Maslova, PhD, Associate Professor of the Chair of Russian as a Second Language and methods of its teaching, Saint Petersburg University
E-mail: nonnette12@mail.ru
Маслова Н. Н. Секция Кино/Текст (обзор материалов филологических конференций) // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 129–133. URL: https://medialing.ru/sekciya-kino-tekst-obzor-materialov-filologicheskih-konferencij/ (дата обращения: 13.12.2024).
Maslova N. N. Section Cinema/Text (review of materials of philological conferences). Media Linguistics, 2016, No. 2 (12), pp. 113–120. Available at: https://medialing.ru/sekciya-kino-tekst-obzor-materialov-filologicheskih-konferencij/ (accessed: 13.12.2024). (In Russian)
УДК 811.161.1
ББК 81.2 Рус
ГРНТИ 16.41.21
КОД ВАК 10.02.01
С. Эйзенштейн сравнивает кадр с иероглифом японской пиктографии, Вс. Пудовкин — со словом. Идея исследования кино привлекает внимание лингвистов, литературоведов, философов, культурологов, искусствоведов, психологов. Кино как разновидность «текстов культуры» рассматривают Ю. Лотман, Умберто Эко, Н. Жинкин, М. Ямпольский. В то же время есть исследователи, которые не признают связи между кинокадром и словом, отказываются изучать кино и текст.
Интерес к проблеме соотношения кино и текста, кино и нарратива сплотил некоторых лингвистов, теоретиков и историков литературы филологического факультета СПбГУ во главе с доктором филологических наук Л. Д. Бугаевой, и в 2010 г. на ХХХIХ Международной филологической научной конференции СПбГУ их силами состоялось первое заседание секции Кино/Текст.
Предметом рассмотрения стали различные коды в кинематографе, взаимоотношения кинематографического и вербального, кинематографическая жизнь литературного текста, рецепция кинофильма и его функционирование в коммуникативном пространстве, интерпретация фильма. Прозвучали доклады по теории и практике как российского, так и мирового кинематографа, представившие разные точки зрения на интерпретацию кино [Кино/текст 2010: 3–99].
Успех работы первого заседания секции привлек к дальнейшему сотрудничеству философов (Г. Л. Тульчинский, А. В. Щербенок), теоретиков кинодраматургии (Н. Е. Мариевская, Вс. В. Коршунов, М. А. Шарапова, Р. М. Перельштейн, Т. Л. Овсянникова), искусствоведов (Е. С. Кащенко, А. Н. Фоменко, В. А. Фомина), культурологов (М. Н. Стапанов, Б. В. Рейфман), семиотиков (Я. С. Левченко), теоретиков литературы (В. Ю. Вьюгин, И. П. Смирнов).
На XL Международной филологической конференции в 2011 г. работа секции проходила в рамках темы «Кино-текст и кино-вещь». Искусство, по словам идеологов конструктивного метода в искусстве Эля Лисицкого и Ильи Эренбурга, — это «созидание новых вещей». Тогда киноискусство — это созидание новых кино-вещей. Так как кино имеет дело со «смысловыми вещами» — видимыми вещами, взятыми в их разнообразных отношениях и преображенными искусством кино, то интересно выяснить: чем руководствуются режиссеры, сценаристы, исследователи, создавая и интерпретируя видимый мир кинотекста? Какова роль вещи в кино? В поисках ответов на эти вопросы участники секции обсудили семантику и прагматику кино-вещи (Т. Л. Овсянникова, Д. А. Щукина), «смысловую вещь» в киноверсии литературного произведения (Н. Н. Маслова, Е. А. Иванова), ситуационное моделирование в кинофильме (Е. С. Кащенко), предметный мир экранного детства (О. В. Давтян, В. Б. Полищук) и детский взгляд на вещи (Е. И. Сибирцева), теорию и практику российского и мирового кинематографа (Вс. В. Коршунов, Р. М. Перльштейн, М. А. Шарапова), интерпретацию кинотекста (Е. В. Бакирова, О. А. Бурукина, О. К. Ваганова, Н. В. Новак, Г. Л. Тульчинский) [Кино/текст 2013: 5–182].
Новой формой работы секции на этом заседании стала организация дискуссии в рамках круглого стола, что позволило наметить новые направления исследований кинотекста. В обсуждении темы «Проект в кино и литературе» приняли участие: Борис Викторович Рейфман, канд. филос. наук, культуролог, ст. науч. сотрудник Российского института культурологии, Москва; Сергей Анатольевич Кибальник, д‑р филол. наук, ведущий науч. сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), писатель; Андрей Михайлович Столяров, член Союза российских писателей, член Русского ПЕН-центра, писатель; Александра Егорушкина (Вера Полищук и Анастасия Бродоцкая), детская писательница; Алла Ароновна Дамскер, сценарист, редактор 5 канала, СТО; Вадим Владимирович Лобанов, профессор, директор программы «Актерское искусство» (СПбГУ); Евгений Рафаилович Ганелин, канд. искусствоведения, артист Академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской; Андрей Владиславович Федоров, ведущий программист СПБГУ; Ирина Анатольевна Мартьянова, д‑р филол. наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена; Ольга Викторовна Давтян, ст. преподаватель Смольного института СПбГУ и др.
На XLI Международной филологической конференции в 2012 г. руководитель секции д‑р филол. наук Л. Д. Бугаева предложила для обсуждения тему «Время и случайность в кинематографической реальности»: велика ли власть Хроноса в фильме? Что приходит на смену хронологии при подрыве линейной нарративности? Можно ли говорить о фильме как о пространстве картирования, в котором есть логика, но нет диахронии? Как происходит диссоциация событий? Насколько случайна случайность и где ее место — в замысле автора, в перспективе исполнителя, в рецепции зрителя? [Там же: 5–182].
Начатая на предыдущем заседании секции традиция живого обмена мнениями в рамках круглого стола была продолжена, и на заседании XLI Международной филологической конференции в 2012 г. «Визуальное в процессе литературного творчества» обсуждали: Роман Максович Перельштейн, канд. искусствоведения, ст. науч. сотрудник ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва; Вера Борисовна Полищук, канд. филол. наук, редактор-переводчик Издательства «ОО Прайм-Еврознак»; Роман Петрович Лисеев, канд. филол. наук., доцент факультета журналистики СПбГУ; Валерий Юрьевич Вьюгин, д‑р филол. наук, ведущий науч. сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом); Dr. Andreas Stuhlmann, Research Center for Media and Communication, Universität Hamburg, Гамбург, Германия; Наталья Павловна Пинежанинова, канд. филол. наук, доцент филологического факультета СПбГУ; Алина Владимировна Венкова, канд. культурологии, доцент Российского института культурологии, С.-Петербург; Михаил Александрович Степанов, канд. филос. наук, Российский институт культурологии, С.-Петербург.
Заявленные темы заседаний секции на XLII Международной филологической конференции в 2013 г. «Наррация желания в кинотексте» и на XLIII Международной филологической конференции в 2014 г. «Насилие экрана» привлекли к участию так много авторитетных исследователей, что по материалам их докладов была опубликована книга «Кинематография желания и насилия» под редакцией д‑ра филол. наук Л. Д. Бугаевой [Кинематография… 2015].
«Кинематограф конструирует индивидуальные и коллективные социально значимые желания как в «элитарном», так и в массовом кинематографе. Кинематограф сам становится машиной желания. Нередко желание сопровождается насилием. <…> Насилие может быть связано с болью и страданием, в то же время, как ни странно, экранное насилие может доставлять удовольствие…» [Там же: 7].
Предметом рассмотрения авторов этой книги — участников секции Кино/Текст становятся: наррация нехватки и наррация утраты, философия и эстетика нехватки, машины желания в кинотексте, визуализация отсутствия в кинотексте, его формы и виды в кинотексте, индивидуальное и коллективное желание, нарратив радости желания, воображение желания и желание воображать, цензура желания, наррация насилия в фильме, способы манипуляции зрителем.
Наибольший дискуссионный интерес вызывают статьи Аркадиуша Левицкого, Dr. Hab., профессора Вроцлавского университета, Польша, «(Эротический) кино-аттракцион (1894–1907)»; И. П. Смирного, д‑ра филол. наук, профессора, Констанц, Германия, «Киноунивермаг: как фильм программирует зрителя»; А. В. Щербенка, канд. филол. наук, PhD, профессора практики Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО, Москва, «Невозможное желание и мелодраматический эксцесс в раннем русском кино»; Вс. В. Коршунова, канд. искусствоведения, преподавателя ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва, «Трудно быть Богом: контркоммуникативная нарративная стратегия как форма насилия над зрителем»; Л. Д. Бугаевой, д‑ра филол. наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета, «Насилие в историческом фильме: Генрих V»; Г. Л. Тульчинского, д‑ра филос. наук, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, «Насилие в кино как нарратив поздней рационализации национального сознания»; А. Н. Фоменко, д‑ра искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета, «Кровь животных» (Le sang des bê tes), реж. Жорж Франжю, 1949».
К сожалению, формат обзорной статьи не позволяет привести цитаты докладов, но даже перечисление некоторых названий статей показывает масштабность исследования данной темы и разнообразие материалов.
Центральной темой работы секции на XLIV Международной филологической конференции в 2015 г. стала «Киноапофатика, или пределы кинотекста». Участники обсуждали пределы и пограничные области киноязыка и кинотекста (Л. Д. Бугаева, Р. М. Перельштейн, Ф. В. Фуртай, Н. Е. Мариевская, О. А. Джумайло, В. А. Фомина, Ф. М. Абрютин, В. Д. Данилова, О. А. Кириллова), запрещенные способы и приемы кинонаррации, запрещенные темы (А. Ю. Чукуров), использование в кино некинематографических языков (П. А. Волошин), стремление кинематографа к синтезу искусств (Н. Я. Григорьева, Ю. В. Доманский), соотношение кино и текста (О. А. Якименко, Е. С. Кащенко, И. А. Мартьянова, Н. П. Пинежанинова, М. Д. Андрианова, В. Ю. Вьюгин), кино и нарратива (Г. Л. Тульчинский, Вс. В. Коршунов, С. А. Мартынова), анализировали новую кинематографическую эстетику (Д. Ю. Голынко, А. В. Щербенок). Всего выступили 32 докладчика [XLIV Международная… 2015: 509–545].
По завершении работы секции состоялась традиционная дискуссия, посвященная теме «Реальность и экранный документ», с участием режиссера Виктора Васильева и теоретика культуры Игоря Смирнова.
На XLV Международной филологической научной конференции в 2016 г. работа секции конструктивно изменена: главная тема «Пространства фильма» содержит тематические панели, объединяющие доклады. После выступления докладчиков — выступление дискутанта и обсуждение всех докладов. Такая форма организации выступлений позволила присутствующим эффективнее ориентироваться в проблематике докладов, а докладчики получили возможность подробно обсудить свои идеи.
Тематическая панель «Лингвистика кинотекста» объединяет доклады о феномене интертекстуальной редупликации (Л. Е. Муравьева), о поэзии в ранней отечественной кинематографии (М. В. Жукова), о соотнесении визуальных и поэтических репрезентаций предметного пространства повседневности как объекта культурной рефлексии и формы интерпретации поэтического текста (Н. П. Пинежанинова).
В докладах по теме «Кино и литература» анализируется нарратив, интерпретация героев, кинематографическая интерпретация литературных произведений (М. Б. Капрелова, С. А. Кибальник, И. Я. Урупин, И. В. Розина).
Предметом рассмотрения докладчиков по теме «Полилокальность» становится кинематографическое пространство, способы образования и преобразования пространства (полилокальность и гетеротопия) (Л. Д. Бугаева), слияние пространств (А. А. Соломонова), образ города в пространстве (П. А. Волошин), многоуровневая конструкция пространств и реальность (Н. В. Поселягин).
Тематический раздел «Движение в киновремени и кинопространстве» включает в себя выступления, авторы которых исследуют периодическую концепцию времени (Вс. В. Коршунов), взаимосвязь художественного пространства фильма с его основным конфликтом (Н. Е. Мариевская), перемещения в пространстве — историческом и географическом (М. А. Шарапова), конструирование трехмерного пространства в кино XXI в. (И. Макивеева).
Доклады в тематическом разделе «Советское кинопространство» посвящены исследованию пространственной авторефлексии в советских фильмах (Н. Я. Григорьева), референциального статуса «иного мира» в советских и голливудских фильмах (П. А. Арсеньев), а также использованию топосов советских фильмов в постсоветских ремейках (В. Ю. Вьюгин).
Работа секции на XLV Международной филологической конференции продолжалась четыре дня, всего выступили 35 докладчиков [XLV Международная… 2016: 576–606 ].
Как заметила руководитель секции д‑р филол. наук Л. Д. Бугаева, «представленные доклады скорее намечают направления исследований, чем дают ответы на поставленные вопросы. Тем не менее, данные публикации являются первым приближением к концепции кинотекста, в основе которой лежит понимание „смысловой вещи“ как базового элемента киноповествования» [Кино/текст 2010: 5].
© Маслова Н. Н., 2016
Кинематография желания и насилия: сб. статей / под ред. Л. Д. Бугаевой. СПб.: Петрополис, 2015. С. 7–343.
Кино/текст: матер. секции XXXIX Междунар. филол. конф. Вып. 1. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2010. С. 5–99.
Кино/текст: матер. секции XL и XLI Междунар. конф. Вып. 2. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2013. С. 5–182.
XLIV Международная филологическая научная конференция, СПб., 10–15 марта 2015 г.: тезисы докл. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2015. С. 509–545.
XLV Международная филологическая научная конференция, СПб., 14–21 марта 2016 г.: тезисы докл. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т, 2016. С. 76–606.
Cinematography of desire and violence: сollection of articles [Kinematografija zhelanija i nasilija: sb. statey] / ed. by L. D. Bugaeva. St Petersburg, 2015. P. 7–343.
Cinema/text: mater. of section XXXIX of the Intern. philol. conf. Is. 1. St Petersburg, 2010. P. 5–99.
Cinema/text: mater. of section XL and XLI of the Intern. conf. Is. 2. St Petersburg, 2013. P. 5–182.
XLIV International philological scientific conference [XLIV Mezdunarodnaja nauchnaja konferentsija]. St Petersburg, on March 10–15, 2015: theses of reports. St Petersburg, 2015. P 509–545.
XLV International philological scientific conference [XLV Mezdunarodnaja nauchnaja konferentsija]. St. Petersburg, on March 14–21,2016: theses of reports. St Petersburg, 2016. P. 576–606.