Суббота, 31 июляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» В АСПЕКТЕ КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛЬНОСТИ

Иссле­до­ва­ние про­ве­де­но при под­держ­ке гран­та Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции МК-5506.2016.6 «Лич­ность твор­ца в зер­ка­ле совре­мен­ной рос­сий­ской жур­на­ли­сти­ки: модель цен­ност­но-орга­ни­зу­ю­ще­го рече­во­го воздействия»

Поста­нов­ка про­бле­мы. Потреб­ность тек­сто­вой ген­ри­сти­ки в выяв­ле­нии ком­по­зи­ци­он­но-сти­ли­сти­че­ской струк­ту­ры жан­ро­вой фор­мы заста­ви­ла обра­тить­ся к еди­ни­цам ана­ли­за, спо­соб­ным отра­зить целео­ри­ен­ти­ро­ван­ность ком­по­зи­ци­он­но-тек­сто­вой фор­мы, объ­ек­ти­ви­ру­ю­щей част­ный вид жур­на­лист­ской рече­вой дея­тель­но­сти. Л. Р. Дус­ка­е­ва обос­но­ва­ла пра­во­мер­ность выде­ле­ния такой еди­ни­цы ана­ли­за, как жан­ро­вая кате­го­рия, отли­ча­ю­щей­ся от извест­ных в кате­го­ри­аль­ной линг­ви­сти­ке грам­ма­ти­че­ских [Бон­дар­ко 1971] и тек­сто­вых [Мат­ве­е­ва 1990]. По мне­нию иссле­до­ва­те­ля, линг­ви­сти­че­ская сущ­ность жан­ра опре­де­ля­ет­ся рефе­рент­ной, модус­ной кате­го­ри­я­ми и кате­го­ри­ей диа­ло­гич­но­сти. Под жан­ро­вой кате­го­ри­ей рас­смат­ри­ва­ет­ся систе­ма ком­по­зи­ци­он­но-тек­сто­вых, язы­ко­вых и невер­баль­ных средств, поз­во­ля­ю­щих пере­дать харак­тер­ную для рече­во­го жан­ра семан­ти­ку [Дус­ка­е­ва 2016].

В ста­тье пред­по­ла­га­ет­ся рас­смот­реть репре­зен­та­цию харак­тер­ной для жур­на­лист­ских пуб­ли­ка­ций, направ­лен­ных на оцен­ку пер­со­ны, кате­го­рии пер­со­наль­но­сти в раз­лич­ных ком­му­ни­ка­тив­ных сце­на­ри­ях пред­став­ле­ния твор­че­ской лич­но­сти в медиатексте.

Инте­рес к чело­ве­ку в линг­ви­сти­ке не явля­ет­ся чем-то прин­ци­пи­аль­но новым. Антро­по­ло­ги­че­ский под­ход опи­ра­ет­ся на идею суще­ство­ва­ния «чело­ве­ка разум­но­го» [Уры­сон 1995; Пиме­но­ва 1996; Ники­ти­на 2003 и др.] и пред­по­ла­га­ет нали­чие раз­лич­ных под­хо­дов к опи­са­нию чело­ве­ка: лек­си­ко-семан­ти­че­ско­го [Апре­сян 1995; Бабуш­кин 1996; Один­цо­ва 1996 и др.], функ­ци­о­наль­но-грам­ма­ти­че­ско­го [Арутю­но­ва 1998; Ковту­но­ва 1995; Булы­ги­на 1997 и др.], праг­ма­ти­че­ско­го [Кифер 1985] и др. В насто­я­щей ста­тье мы при­вле­ка­ем для опи­са­ния чело­ве­ка линг­во­прак­сио­ло­ги­че­ский под­ход, соглас­но кото­ро­му «текст как еди­ни­ца обще­ния (!) пред­ста­ет в его ком­по­нен­тах: ком­му­ни­ка­тив­ных шагах, рече­вых актах, рече­вых жан­рах, рече­вых дей­стви­ях, ком­му­ни­ка­тив­но-рече­вые бло­ках, сме­на кото­рых отра­жа­ет после­до­ва­тель­ность, алго­рит­мы рече­вой дея­тель­но­сти» [Дус­ка­е­ва 2014: 10].

Такой под­ход поз­во­ля­ет нам обра­тить­ся к поня­тию ком­му­ни­ка­тив­но­го сце­на­рия, кото­рый мы, опи­ра­ясь на иссле­до­ва­ния по когни­тив­ной пси­хо­ло­гии [Minsky 1970; Schank, Abelson 1975], пони­ма­ем, вслед за Л. Р. Дус­ка­е­вой, как рече­вую после­до­ва­тель­ность ком­му­ни­ка­тив­ных шагов, созда­ние кото­рой детер­ми­ни­ро­ва­но опре­де­лен­ной интен­ци­о­наль­но­стью [Дус­ка­е­ва 2012]. Сле­до­ва­тель­но, в ста­тье мы обра­ща­ем вни­ма­ние на орга­ни­за­цию, ком­по­зи­цию, ком­би­на­то­ри­ку язы­ко­вых средств, спо­соб­ству­ю­щих пере­да­че инфор­ма­ции о чело­ве­ке, в медиатексте.

Мето­ди­ка ана­ли­за. В ста­тье реа­ли­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий алго­ритм иссле­до­ва­ния кате­го­рии пер­со­наль­но­сти: 1) пока­зать смыс­ло­вую струк­ту­ру жан­ра «Оцен­ка пер­со­ны», выявив в ней «набор семан­ти­че­ских узлов»; 2) выде­лить мик­ро­по­ля кате­го­рии пер­со­наль­но­сти и опре­де­лить, как они репре­зен­ти­ру­ют­ся в раз­ных ком­по­зи­ци­он­ных частях рече­во­го жан­ра, пока­зав ядер­ные и пери­фе­рий­ные язы­ко­вые сред­ства; 3) обо­зна­чить роль визу­аль­ных средств, сопро­вож­да­ю­щих оформ­ле­ние рече­во­го жан­ра порт­ре­та. Таким обра­зом, мы наме­ре­ны пока­зать, как ком­му­ни­ка­тив­ная цель — пере­дать пред­став­ле­ния о том или ином чело­ве­ке — вли­я­ет на рече­вую систем­ность жан­ра портрета.

Рече­вой жанр твор­че­ско­го порт­ре­та в жур­на­ли­сти­ке пред­став­ля­ет собой тек­сто­тип, фор­ми­ру­е­мый целе­уста­нов­кой — пока­зать высо­кий соци­аль­ный ста­тус твор­че­ской лич­но­сти. Это поз­во­ля­ет гово­рить о век­тор­ном харак­те­ре жур­на­лист­ских пуб­ли­ка­ций, кото­рые пока­зы­ва­ют реаль­ную лич­ность, дей­ству­ю­щую в реаль­ных усло­ви­ях, дают ей пси­хо­ло­ги­че­скую харак­те­ри­сти­ку и демон­стри­ру­ют обще­ствен­ную зна­чи­мость и роль ее в обществе.

Част­ный спо­соб реа­ли­за­ции типо­во­го автор­ско­го замыс­ла (интен­ци­о­наль­но­сти) выра­жен сово­куп­но­стью ком­му­ни­ка­тив­ных дей­ствий, вос­со­зда­ю­щих объ­ек­тив­ную логи­ку спо­со­ба про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти: 1) осве­дом­ле­ние о био­гра­фи­че­ских дан­ных, 2) опи­са­ние внеш­но­сти, 3) объ­яс­не­ние оцен­ки эта­пов жиз­нен­но­го пути, 4) соци­аль­ная оцен­ка роли пер­со­ны в обще­стве. Соеди­ня­ясь опре­де­лен­ным обра­зом, эти дей­ствия фор­ми­ру­ют раз­лич­ные ком­му­ни­ка­тив­ные сце­на­рии репре­зен­та­ции лич­но­сти в тек­сте. Наи­бо­лее типич­ны­ми для меди­а­тек­стов о чело­ве­ке ока­зы­ва­ют­ся сце­на­рии, свя­зан­ные с важ­ны­ми веха­ми твор­че­ской и жиз­нен­ной био­гра­фии: посвя­ще­ние «герою собы­тия», юби­лей­ное посвя­ще­ние, некро­лог [Дус­ка­е­ва, Коня­е­ва 2015; Коня­е­ва 2015]. В соот­вет­ствии с целе­уста­нов­кой авто­ра фор­ми­ру­ет­ся рече­вая систем­ность отбо­ра раз­но­уров­не­вых язы­ко­вых средств, состав­ля­ю­щих осно­ву кате­го­рии пер­со­наль­но­сти в жур­на­лист­ских текстах выде­лен­ных ком­му­ни­ка­тив­ных сценариев.

Созда­вая «наив­ную кар­ти­ну чело­ве­ка», Ю. Д. Апре­сян пони­ма­ет его как 1) дея­тель­ное суще­ство, выпол­ня­ю­щее физи­че­ские, интел­лек­ту­аль­ные и рече­вые дей­ствия, кото­ро­му 2) свой­ствен­ны раз­лич­ные состо­я­ния (вос­при­я­тие, жела­ния, зна­ния, мне­ния, эмо­ции и проч.), 3) реа­ги­ру­ю­щее на внеш­ние и внут­рен­ние воз­дей­ствия [Апре­сян 1995]. Одна­ко ана­лиз мате­ри­а­ла пока­зы­ва­ет, что в жур­на­лист­ском тек­сте на выде­лен­ные дено­та­тив­ные зна­че­ния «наив­ной кар­ти­ны чело­ве­ка» обя­за­тель­но накла­ды­ва­ют­ся модус­ные харак­те­ри­сти­ки, поз­во­ля­ю­щие обо­зна­чить твор­ца и его цен­ность для обще­ства. Таким обра­зом, выбор опре­де­лен­ных семан­ти­че­ских узлов, при­вле­ка­е­мых при опи­са­нии кате­го­рии пер­со­наль­но­сти, зави­сит не толь­ко от автор­ской интен­ци­о­наль­но­сти, но и от спе­ци­фи­ки дено­та­та (героя пуб­ли­ка­ции). Меха­ни­ку смыс­ло­об­ра­зо­ва­ния пока­жем на при­ме­ре пуб­ли­ка­ций о писателях.

Ана­лиз мате­ри­а­ла. Писа­тель в жур­на­лист­ском тек­сте — это мастер сло­ва и авто­ри­тет­ный обще­ствен­ный дея­тель с бога­тым внут­рен­ним миром, нахо­дя­щим выра­же­ние через его про­из­ве­де­ния. Из выде­лен­ных Ю. Д. Апре­ся­ном «систем чело­ве­ка» для твор­че­ско­го порт­ре­та писа­те­ля зна­чи­мы в первую оче­редь реак­ции на внеш­ние и внут­рен­ние воз­дей­ствия, интел­лек­ту­аль­ная дея­тель­ность, эмо­ции, речь, осо­бое зна­че­ние име­ют физи­че­ские дей­ствия, обо­зна­ча­ю­щие ста­нов­ле­ние лич­но­сти и ее обще­ствен­ную деятельность.

Выде­лен­ные узлы дик­ту­ют опре­де­лен­ный отбор рече­во­го мате­ри­а­ла, фор­ми­ру­ю­щий в жур­на­лист­ском про­из­ве­де­нии порт­рет писа­те­ля. Поле средств выра­же­ния раз­де­ля­ет­ся по мик­ро­по­лям: 1) номи­на­ции пер­со­ны, 2) дескрип­ции пер­со­ны, 3) ука­за­те­ли на ее дей­ствия. Конеч­но, сред­ства этих мик­ро­по­лей свя­за­ны в рече­вом жан­ре со сред­ства­ми илло­ку­тив­ной кате­го­рии — оцен­ки. В свя­зи с этим пред­став­ля­ет­ся невоз­мож­ным гово­рить о рефе­рент­ной кате­го­рии без уче­та модус­ных харак­те­ри­стик, кото­рые накла­ды­ва­ют­ся в опре­де­лен­ных контекстах.

Выявим, как обра­зу­ет­ся рече­вая систем­ность отбо­ра раз­но­уров­не­вых язы­ко­вых средств, фор­ми­ру­ю­щих жан­ро­вую семан­ти­ко-сти­ли­сти­че­скую кате­го­рию пер­со­наль­но­сти, непо­сред­ствен­но для каж­до­го мик­ро­по­ля. В каче­стве мате­ри­а­ла при­вле­чем тек­сты, явля­ю­щи­е­ся вопло­ще­ни­ем ком­му­ни­ка­тив­ных сце­на­ри­ев некро­ло­га (Сто лет оди­но­че­ства Габ­ри­э­ля Мар­ке­са // Веч. Москва. 2014. 18 апр.), юби­лей­но­го посвя­ще­ния (Фазиль Искан­дер при­ни­ма­ет поздрав­ле­ния с юби­ле­ем // Ново­сти куль­ту­ры. 2014. 6 мар­та; Фазиль Искан­дер: Кос­ми­че­ский холод мира пре­одо­ле­ва­ет­ся лас­кой // Комс. прав­да. 2014. 7 мар­та) и посвя­ще­ния «герою собы­тия» (В пле­ну у чужо­го вре­ме­ни // Лит. газ. 2014. 29 окт., № 42).

Номи­на­ция явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью тек­ста и встре­ча­ет­ся в каж­дом ком­му­ни­ка­тив­ном дей­ствии, фор­ми­ру­ю­щем текст. Ядер­ны­ми сред­ства­ми выра­же­ния номи­на­ции явля­ют­ся име­на суще­стви­тель­ные: соб­ствен­ные, выде­ля­ю­щие в тек­сте объ­ект репре­зен­та­ции, и нари­ца­тель­ные, даю­щие пред­став­ле­ние о харак­те­ре его дея­тель­но­сти. Нало­же­ние оце­ноч­но­го ком­по­нен­та обо­га­ща­ет кате­го­ри­аль­ную семан­ти­ку мета­фо­ри­че­ски­ми име­но­ва­ни­я­ми и раз­лич­ны­ми сред­ства­ми выра­же­ния интел­лек­ту­аль­ной оцен­ки. Ста­тус каж­до­го из выде­лен­ных средств раз­ли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от при­вле­ка­е­мо­го ком­му­ни­ка­тив­но­го сце­на­рия и места исполь­зу­е­мой номи­на­ции в тексте.

Так, при осве­дом­ле­нии о био­гра­фи­че­ских дан­ных в текстах любо­го ком­му­ни­ка­тив­но­го сце­на­рия часты номи­на­ции, ука­зы­ва­ю­щие, с одной сто­ро­ны, на взрос­ле­ние чело­ве­ка и эта­пы ста­нов­ле­ния лич­но­сти, с дру­гой — на завер­шен­ность опре­де­лен­но­го эта­па жиз­нен­но­го пути (в юби­лей­ном посвя­ще­нии) либо жиз­нен­но­го пути в целом (в некро­ло­ге). В пер­вом слу­чае исполь­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные с семан­ти­кой воз­рас­та (маль­чик), а так­же при­ла­га­тель­ные с семан­ти­кой будущ­но­сти (буду­щий нобе­лист). При­ве­дем примеры:

Его отец был пер­сом, родом из Ира­на, быв­шим вла­дель­цем кир­пич­но­го заво­да в Суху­ми. В 1938 году был депор­ти­ро­ван из СССР, и боль­ше Фазиль нико­гда сво­е­го отца не видел. А мать абхаз­ка из гор­но­го села Чегем, где и вос­пи­ты­вал­ся маль­чик сво­и­ми родственниками.

Женой отца буду­ще­го нобе­ли­ста в 1942 г. ста­ла Луи­за Кол­пейн, фла­манд­ская коме­дий­ная актриса.

Завер­шен­ность и ито­го­вость, как пра­ви­ло, выно­си­мые в нача­ло тек­ста и повто­ря­ю­щи­е­ся в кон­це, чаще все­го сопро­вож­да­ют­ся наи­бо­лее раз­вер­ну­той номи­на­ци­ей, посколь­ку слу­жат для кон­кре­ти­за­ции объ­ек­та опи­са­ния. Напри­мер, некро­лог, посвя­щен­ный Габ­ри­э­лю Гар­сиа Мар­ке­су, начи­на­ет­ся с раз­вер­ну­той номи­на­ции, постро­ен­ной по типу «оце­ноч­ное наиме­но­ва­ние + имя + фами­лия»: 17 апре­ля в Мехи­ко ушел из жиз­ни клас­сик совре­мен­ной миро­вой лите­ра­ту­ры Габ­ри­эль Гар­сиа Мар­кес. В оце­ноч­ном наиме­но­ва­нии акту­а­ли­зи­ро­ва­ны семы «при­над­леж­ность к лите­ра­тур­ной про­фес­сии» и «зна­чи­тель­ная лич­ность», что выво­дит на пер­вый план чело­ве­ка и зада­ет тон даль­ней­ше­му тек­сту, дик­туя совер­шен­но опре­де­лен­ный отбор эле­мен­тов, при­вле­ка­е­мых для опи­са­ния лич­но­сти. Похо­жий спо­соб номи­на­ции встре­ча­ем в тек­сте юби­лей­но­го посвя­ще­ния: Сего­дня зна­ме­ни­то­му авто­ру «Сан­д­ро из Чеге­ма», про­за­и­ку и поэту Фази­лю Искан­де­ру испол­ня­ет­ся 85 лет.

Непо­сред­ствен­но оце­ноч­ны­ми явля­ют­ся номи­на­ции, исполь­зу­ю­щие про­зви­ще чело­ве­ка, посколь­ку они сви­де­тель­ству­ют о лич­ной сим­па­тии к герою, о близ­ких отно­ше­ни­ях: В сухум­ских кофей­нях седо­вла­сые завсе­гда­таи до сих пор лас­ко­во и по-свой­ски назы­ва­ют Фази­ля Зюч­кой или Сиа­фан­том, что на мест­ном слен­ге озна­ча­ет эта­кий доб­ро­душ­ный выдум­щик. При­вле­ка­е­мые авто­ром, такие номи­на­ции поз­во­ля­ют пере­дать свое­об­раз­ный коло­рит сре­ды, в кото­рой вырос и сфор­ми­ро­вал­ся герой пуб­ли­ка­ции, а так­же пока­зать, что извест­ный писа­тель, явля­ю­щий­ся авто­ри­те­том для мно­гих, для кого-то оста­ет­ся в то же вре­мя и обыч­ным человеком.

При опи­са­нии внеш­но­сти, где име­но­ва­ние героя выпол­ня­ет номи­на­тив­ную функ­цию, пол­ная номи­на­ция, как пра­ви­ло, не исполь­зу­ет­ся. Для назы­ва­ния объ­ек­та выби­ра­ет­ся один из ряда кон­тек­сту­аль­ных сино­ни­мов: имя, фами­лия, род дея­тель­но­сти, оце­ноч­ная номи­на­ция и т. п. Пре­об­ла­да­ет номи­на­ция, состо­я­щая толь­ко из фами­лии, что кос­вен­но гово­рит об узна­ва­е­мо­сти человека.

Объ­яс­не­ние оцен­ки эта­пов жиз­нен­но­го пути под­ра­зу­ме­ва­ет совер­шён­ность зна­чи­мых собы­тий, состо­я­тель­ность писа­тель­ской карье­ры, что свя­за­но с частот­но­стью упо­треб­ле­ния номи­на­ции, ука­зы­ва­ю­щей на род дея­тель­но­сти (писа­тель), а так­же име­ни и фами­лии героя пуб­ли­ка­ции, уже хоро­шо извест­ных обществу.

Соци­аль­ная оцен­ка роли пер­со­ны в обще­стве при­вле­ка­ет в каче­стве номи­на­ций оце­ноч­ные и мета­фо­ри­че­ские наиме­но­ва­ния, мар­ки­ру­ю­щие глав­ные дости­же­ния писа­те­ля: зна­ме­ни­тый писа­тель, про­дол­жа­тель вели­ких тра­ди­ций, боль­шой писа­тель и т. д.

Пере­не­се­ние это­го оце­ноч­но­го ком­по­нен­та в нача­ло тек­ста часто свя­за­но с изме­не­ни­ем харак­те­ра пер­вич­ной номи­на­ции. Исполь­зо­ва­ние толь­ко име­ни или фами­лии гово­рит об исклю­чи­тель­ном ува­же­нии авто­ра по отно­ше­нию к сво­е­му герою, а так­же сра­зу отме­ча­ет его зна­чи­тель­ность: В минув­ший чет­верг, 17 апре­ля, мир стал немно­го дру­гим. Пото­му что не ста­ло Мар­ке­са; Доста­точ­но одно­го име­ни — Фазиль — и сра­зу ясно, речь имен­но о нем. Искан­дер — осо­бая фигу­ра в рус­ской культуре.

Дескрип­ция чело­ве­ка стро­ит­ся на опи­са­нии его внеш­но­сти и окру­же­ния (обста­нов­ка, люди и др.). Опи­са­ние внеш­но­сти про­хо­дит через весь текст, поэто­му целост­ный порт­рет чело­ве­ка фор­ми­ру­ет­ся не в опре­де­лен­ной части тек­ста, а ком­плек­сом средств: дета­ли внеш­но­сти, кото­рые выде­ля­ет автор тек­ста, впле­та­ют­ся во все ком­по­зи­ци­он­ные части в соот­вет­ствии с автор­ской интен­ци­о­наль­но­стью. Основ­ны­ми сред­ства­ми при опи­са­нии внеш­но­сти ста­но­вят­ся сло­ва с пред­мет­ной семан­ти­кой, на пери­фе­рии — чис­ли­тель­ные, соб­ствен­ные име­на суще­стви­тель­ные, акци­о­наль­ные гла­го­лы эмо­ци­о­наль­но­го дей­ствия, мета­фо­ри­че­ские наиме­но­ва­ния и др.

При осве­дом­ле­нии о био­гра­фи­че­ских дан­ных основ­ной зада­чей опи­са­ния внеш­но­сти ста­но­вит­ся утвер­жде­ние реаль­но­сти суще­ство­ва­ния лич­но­сти. Поэто­му чаще здесь встре­ча­ем кос­вен­ное упо­ми­на­ние дета­лей внеш­но­сти чело­ве­ка. Так, напри­мер, воз­мож­но ука­за­ние на воз­раст через дату рож­де­ния (чис­ли­тель­ное) и коли­че­ствен­ную оцен­ку (наре­чие со зна­че­ни­ем коли­че­ства), могут при­сут­ство­вать харак­тер­ные осо­бен­но­сти этни­че­ской при­над­леж­но­сти (топо­ним, ука­зы­ва­ю­щий на место рож­де­ния писа­те­ля): Ему было мно­го лет — он родил­ся в Колум­бии в 1927 году. Эти дета­ли сра­зу рису­ют нам пожи­ло­го лати­но­аме­ри­кан­ца, что в сово­куп­но­сти с фор­мой про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла было, а так­же выне­се­ни­ем оце­ноч­но­го ком­по­нен­та в нача­ло пред­ло­же­ния зада­ет все­му тек­сту тональ­ность скор­би и утра­ты, харак­тер­ную для некро­ло­га. В про­дол­же­ние этой мыс­ли далее по тек­сту мы видим: Как они объ­яс­ни­ли, рак, ско­рее все­го, был вызван его при­стра­сти­ем к куре­нию: Мар­кес выку­ри­вал по три пач­ки сига­рет в день. Пред­ло­же­ние добав­ля­ет к порт­ре­ту писа­те­ля болез­нен­ность (меди­цин­ский тер­мин, ука­зы­ва­ю­щий на забо­ле­ва­ние), а упо­ми­на­ние вред­ной при­выч­ки созда­ет вокруг писа­те­ля опре­де­лен­ный оре­ол таин­ствен­но­сти, харак­тер­ный для его писа­тель­ско­го мето­да. В то же вре­мя исполь­зо­ва­ние фак­ти­че­ских дан­ных — это попыт­ка убеж­де­ния себя и адре­са­та в реаль­но­сти свер­шив­ше­го­ся факта.

Опи­са­ние отдель­ных ситу­а­ций из жиз­ни чело­ве­ка так­же часто содер­жит опи­са­ние внеш­но­сти. Важ­ны при этом акци­о­наль­ные гла­го­лы, «репор­таж­ные» при­ла­га­тель­ные, а так­же сред­ства пере­да­чи пря­мой речи, кото­рые при­об­ре­та­ют зна­чи­мость лишь в сово­куп­но­сти, допол­няя друг дру­га с целью пере­дать автор­ское отно­ше­ние. Про­ил­лю­стри­ру­ем это на при­ме­ре: В дни Швед­ских сезо­нов газет­чи­ки все­го мира напе­ре­бой обсуж­да­ли анек­дот: де, зво­нок из Сток­голь­ма застал П. Моди­а­но за ужи­ном в ресто­ране. «Это стран­но!» — всё, что смог выда­вить из себя оше­лом­лён­ный писа­тель, узнав, что воз­не­сён на вер­ши­ну лите­ра­тур­но­го Олим­па. «Это я что же… теперь как Камю, что ли?»про­ле­пе­тал в свой­ствен­ном ему фраг­мен­тар­ном сти­ле этот автор, лау­ре­ат пре­мии Гон­ку­ра (1978 г.) за роман «Ули­ца тём­ных лавок». Исполь­зо­ва­ние оце­ноч­ных гла­го­лов рече­по­рож­де­ния (выда­вить, про­ле­пе­тал) в сово­куп­но­сти с при­ла­га­тель­ным оше­лом­лен­ный, кон­кре­ти­зи­ру­ю­щим сло­во­со­че­та­ни­ем, ука­зы­ва­ю­щим на осо­бен­но­сти речи (в свой­ствен­ном ему фраг­мен­тар­ном сти­ле), а так­же соб­ствен­но репли­ка­ми, изоб­ра­жа­ю­щи­ми речь писа­те­ля, пере­да­ю­щи­ми обры­воч­ность, неуве­рен­ность, предъ­яв­ля­ют чита­те­лю чело­ве­ка, неуве­рен­но­го в себе, не при­вык­ше­го к сла­ве и вни­ма­нию, что кон­тра­стом высту­па­ет на фоне анти­те­зы к его лите­ра­тур­ным дости­же­ни­ям, сли­ва­ясь в кон­це пред­ло­же­ния с объ­яс­не­ни­ем эта­пов оцен­ки жиз­нен­но­го пути.

Порт­рет­ное опи­са­ние кон­кре­ти­зи­ру­ет внеш­ность писа­те­ля, добав­ляя опре­де­лен­ные чер­ты к сло­жив­ше­му­ся обли­ку. Для опи­са­ния писа­те­ля наи­бо­лее важ­ны­ми явля­ют­ся дета­ли, поз­во­ля­ю­щие ука­зать на глу­би­ну его внут­рен­не­го мира: взгляд (с сом­нам­бу­ли­че­ским взгля­дом — про П. Моди­а­но, взгляд вни­ма­тель­ный сквозь густое обла­ко дыма — о Ф. Искан­де­ре), харак­тер (Он был бес­стра­шен, но не без­рас­су­ден), отно­ше­ние к внеш­не­му миру (исполь­зо­ва­ние анти­те­зы: забав­ный чудак-чело­век — не забав­ный, груст­ный, печаль одна). Реже при­вле­ка­ют­ся дета­ли, опи­сы­ва­ю­щие рост, вес, тело­сло­же­ние и т. п. (высо­чен­ный писа­тель), кото­рые исполь­зу­ют­ся, напри­мер, с целью доба­вить несклад­но­сти обра­зу лау­ре­а­та Нобе­лев­ской пре­мии по лите­ра­ту­ре П. Моди­а­но. Как видим, основ­ным сред­ством харак­те­ри­за­ции героя в порт­рет­ном опи­са­нии явля­ет­ся оце­ноч­ная лек­си­ка, что поз­во­ля­ет не толь­ко опи­сать чело­ве­ка, но и пере­дать его оцен­ку. Так­же важ­ной состав­ля­ю­щей ста­но­вят­ся мета­фо­ри­че­ские опи­са­ния. Напри­мер, при опи­са­нии внеш­но­сти Фази­ля Искан­де­ра исполь­зу­ет­ся мета­фо­ра, при­над­ле­жа­щая само­му писа­те­лю, — «энер­гия раз­бу­жен­ной сове­сти», кото­рая через харак­тер ассо­ци­а­тив­но фор­ми­ру­ет порт­рет энер­гич­но­го человека.

При объ­яс­не­нии оцен­ки эта­пов жиз­нен­но­го пути выбор дета­лей внеш­но­сти раз­ли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от при­вле­ка­е­мо­го ком­му­ни­ка­тив­но­го сце­на­рия, кар­ди­наль­но раз­де­ляя по харак­те­ру автор­ской оцен­ки некро­лог и юби­лей­ное посвя­ще­ние, с одной сто­ро­ны, и посвя­ще­ние «герою собы­тия» — с дру­гой. В пер­вом слу­чае кос­вен­ные отсыл­ки к внеш­ним дета­лям, как пра­ви­ло, пере­да­ют ува­же­ние к герою пуб­ли­ка­ции: Им вос­хи­щал­ся Паб­ло Неру­да и Фидель Каст­ро, он стал геро­ем поко­ле­ния — но ничто не изме­ни­ло в Мар­ке­се ни его бес­стра­шия, зака­лен­но­го в быт­ность его репор­те­ром, ни чисто чело­ве­че­ско­го нача­ла — осно­вой кото­ро­го была скром­ность и безум­ное тру­до­лю­бие… Ну и толи­ка оди­но­че­ства, конеч­но. 

В текстах ком­му­ни­ка­тив­но­го сце­на­рия посвя­ще­ние «герою собы­тия» вни­ма­ние к внеш­ним дета­лям ста­но­вит­ся сред­ством пере­да­чи автор­ской иро­нии, что отсы­ла­ет нас к мыс­ли о пере­се­че­нии рефе­рент­ных и модус­ных харак­те­ри­стик в рам­ках одно­го кон­тек­ста: «Один из самых кра­си­вых голо­сов во фран­цуз­ской лите­ра­ту­ре сего­дня», — поёт сла­дост­ные дифи­рам­бы газе­та «Фига­ро». А Петер Энглунд, посто­ян­ный сек­ре­тарь Швед­ской ака­де­мии, сго­ря­ча даже срав­нил Пат­ри­ка Моди­а­но с Мар­се­лем Прустом.

Внеш­ние дета­ли при обо­зна­че­нии соци­аль­ной оцен­ки роли пер­со­ны в искус­стве поз­во­ля­ют вос­со­здать порт­рет писа­те­ля гла­за­ми чита­те­лей, пока­зав чело­ве­ка, кото­рый зна­ком мас­со­вой ауди­то­рии. В то же вре­мя имен­но здесь соеди­ня­ют­ся в целост­ный порт­рет все раз­бро­сан­ные по тек­сту дета­ли внеш­но­сти. Это поз­во­ля­ет завер­шить опи­са­ние внеш­не­го облик писа­те­ля. При­вле­ка­ют­ся такие язы­ко­вые сред­ства, как при­ла­га­тель­ные, ука­зы­ва­ю­щие на внеш­ние харак­те­ри­сти­ки, оце­ноч­ная лек­си­ка, акци­о­наль­ные гла­го­лы эмо­ци­о­наль­но­го дей­ствия, опи­сы­ва­ю­щие пове­де­ние писа­те­ля в опре­де­лен­ных ситу­а­ци­ях: …Сего­дня поклон­ни­ки Моди­а­но с нетер­пе­ни­ем ждут его нобе­лев­скую речь, назна­чен­ную на 10 декаб­ря. При этом все зада­ют­ся вопро­сом: ста­нет ли он, про­из­но­ся свою речь, как обыч­но, запи­нать­ся? Будет ли, как все­гда, жести­ку­ли­ро­вать, помо­гая сло­вам рука­ми? И ещё фати­ди­че­ский вопрос: сошьют ли Пат­ри­ку Моди­а­но парад­ный костюм, кото­рый вме­стит его почти двух­мет­ро­вую фигу­ру?

Важ­ную роль в опи­са­нии внеш­но­сти игра­ет визу­аль­ная состав­ля­ю­щая (фото­гра­фии, порт­ре­ты, сопро­вож­да­ю­щие текст), кото­рая в соче­та­нии с вер­баль­ным рядом помо­га­ет создать ком­плекс­ный порт­рет лич­но­сти. Так, фото­гра­фия писа­те­ля выпол­ня­ет чаще все­го инфор­ма­ци­он­ную функ­цию, избав­ляя текст от необ­хо­ди­мо­сти давать исчер­пы­ва­ю­щую инфор­ма­цию о внеш­нем обли­ке чело­ве­ка. Автор в этом слу­чае фоку­си­ру­ет вни­ма­ние на самых зна­чи­мых дета­лях. Для дета­ли­за­ции обра­за и созда­ния эффек­та при­сут­ствия могут исполь­зо­вать­ся аудио- и видео­ма­те­ри­а­лы, пред­став­ля­ю­щие писа­те­ля как чело­ве­ка гово­ря­ще­го и действующего.

В текстах некро­ло­га и юби­лей­но­го посвя­ще­ния изоб­ра­же­ние пер­со­на­лии явля­ет­ся сред­ством выра­же­ния оцен­ки. Основ­ная цель подоб­ных тек­стов — пере­дать яркий, запо­ми­на­ю­щий­ся образ выда­ю­ще­го­ся в твор­че­ском и лич­ност­ном плане чело­ве­ка. Вни­ма­ние акцен­ти­ру­ет­ся на тех внеш­них осо­бен­но­стях, кото­рые состав­ля­ют визит­ную кар­точ­ку писа­те­ля. Имея целью про­сле­дить ста­нов­ле­ние харак­те­ра, авто­ры тек­стов часто исполь­зу­ют фото­гра­фии писа­те­лей в раз­ные пери­о­ды жиз­ни и в окру­же­нии раз­лич­ных людей, пока­зы­вая таким обра­зом исто­рию жиз­ни инте­рес­ной личности.

Харак­те­ри­за­ция окру­жа­ю­щей обста­нов­ки допол­ня­ет внеш­нее опи­са­ние и пере­се­ка­ет­ся с обо­зна­че­ни­ем дей­ствий пер­со­ны, вслед­ствие чего в неко­то­рых отрыв­ках ста­но­вит­ся прак­ти­че­ски невоз­мож­но раз­де­лить мик­ро­по­ля дескрип­ции чело­ве­ка и ука­за­ний на его дей­ствия. Сред­ством выра­же­ния кате­го­ри­аль­но­го зна­че­ния здесь ста­но­вит­ся лек­си­ка с пред­мет­ной семантикой.

В био­гра­фи­че­ском опи­са­нии окру­же­ние обрам­ля­ет назван­ные эта­пы жиз­ни и слу­жит сред­ством кон­кре­ти­за­ции обра­за: Его отец, Аль­бер­то Моди­а­но, непо­нят­но како­го роду-пле­ме­ни (воз­мож­но, сало­ник­ский еврей по про­ис­хож­де­нию), под окку­па­ци­ей про­мыш­лял на чёр­ном рын­ке с фаль­ши­вы­ми доку­мен­та­ми в кар­мане. Окру­же­ние в этой части тек­ста выпол­ня­ет осо­бую функ­цию, пока­зы­вая усло­вия ста­нов­ле­ния лич­но­сти: упо­ми­на­ние о роди­те­лях, род­ствен­ни­ках, людях, кото­рые сыг­ра­ли опре­де­лен­ную роль в жиз­ни писателя.

При опи­са­нии порт­ре­та важ­но обо­зна­чить вли­я­ние окру­же­ния на внеш­ний облик писа­те­ля: Сам Мар­кес нико­гда не был оди­нок: у него была боль­шая семья и мно­го род­ствен­ни­ков. Но как любой гений, он все­гда ощу­щал себя немно­го… не таким.

Окру­же­ние при обо­зна­че­нии соци­аль­ной оцен­ки эта­пов жиз­нен­но­го пути поз­во­ля­ет впи­сать писа­те­ля в обще­куль­тур­ный кон­текст, что акту­а­ли­зи­ру­ет при­вле­че­ние имен соб­ствен­ных извест­ных клас­си­ков и поз­во­ля­ет оце­нить вклад репре­зен­ти­ру­е­мой лич­но­сти: Лите­ра­то­ры счи­та­ют — он про­дол­жа­ет линию Гого­ля.

При соци­аль­ной оцен­ке роли писа­те­ля в искус­стве функ­цию окру­же­ния выпол­ня­ет чита­тель­ская ауди­то­рия, что при­да­ет тек­сту диа­ло­гич­ность: Навер­ное, полу­чив это изве­стие, во всех стра­нах мира поклон­ни­ки его твор­че­ства сня­ли с полок зачи­тан­ные до дыр томи­ки его «Ста лет». И нет для писа­те­ля сла­вы иной…

Мик­ро­по­ле ука­за­ний на дей­ствия пер­со­ны в тек­сте фор­ми­ру­ет­ся сред­ства­ми выра­же­ния тем­по­раль­но­сти (чис­ли­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие даты, суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем вре­ме­ни, видо-вре­мен­ные фор­мы гла­го­лов, наре­чия вре­ме­ни и др.), лока­тив­но­сти (топо­ни­мы, гла­го­лы пере­ме­ще­ния, суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем места, лич­ные место­име­ния и суще­стви­тель­ные, ука­зы­ва­ю­щие на лицо), акци­о­наль­но­сти (раз­лич­ные спо­со­бы назы­ва­ния дей­ствий, в первую оче­редь гла­го­лы кон­крет­но­го физи­че­ско­го дей­ствия, пере­ме­ще­ния, дона­тив­но­го дей­ствия, а так­же пери­фе­рий­ные спо­со­бы назы­ва­ния дей­ствий — вос­при­я­тия, эмо­ци­о­наль­но­го дей­ствия и спо­со­ба пове­де­ния), раз­лич­ные сред­ства акцен­ти­ро­ва­ния (пред­ло­ги, сою­зы, ука­за­тель­ные наре­чия, части­цы, встав­ные кон­струк­ции и др.). Всё это в сово­куп­но­сти фор­ми­ру­ет повест­во­ва­тель­ную струк­ту­ру тек­ста, помо­гая при репре­зен­та­ции лич­но­сти писа­те­ля вос­со­здать вре­мя и место, в кото­рые живет или жил чело­век, обра­тить вни­ма­ние на основ­ные эта­пы, выде­лить наи­бо­лее зна­чи­мые для пони­ма­ния лич­но­сти писа­те­ля узлы.

Для тек­стов всех ком­му­ни­ка­тив­ных сце­на­ри­ев при осве­дом­ле­нии о био­гра­фи­че­ских дан­ных, как пра­ви­ло, свой­ствен­на обрат­ная хро­но­ло­гия: сна­ча­ла выде­ля­ет­ся жиз­нен­ное собы­тие, став­шее инфор­ма­ци­он­ным пово­дом, а далее вос­со­зда­ет­ся кар­ти­на, при­вед­шая к нему: Этой осе­нью нобе­лев­ским лау­ре­а­том по лите­ра­ту­ре стал фран­цуз, 15‑й по счё­ту; Сего­дня зна­ме­ни­то­му авто­ру «Сан­д­ро из Чеге­ма», про­за­и­ку и поэту Фази­лю Искан­де­ру испол­ня­ет­ся 85 лет; 17 апре­ля в Мехи­ко ушел из жиз­ни клас­сик совре­мен­ной миро­вой лите­ра­ту­ры Габ­ри­эль Гар­сиа Маркес.

Как видим, в каж­дом из выде­лен­ных фраг­мен­тов встре­ча­ют­ся оце­ноч­ная номи­на­ция, назы­ва­ю­щая героя пуб­ли­ка­ции, и ука­за­ние на вре­мя, акту­а­ли­зи­ру­ю­щее инфор­ма­ци­он­ный повод. В послед­нем при­ме­ре при­сут­ству­ет и про­стран­ствен­ный акцен­ту­а­тор — топо­ним. Для некро­ло­га харак­тер­на инвер­сия, пере­но­ся­щая объ­ект повест­во­ва­ния в конец пред­ло­же­ния, — воз­мож­ность оття­нуть печаль­ный повод, в то вре­мя как в юби­лей­ном посвя­ще­нии в рема­ти­че­скую часть выска­зы­ва­ния ухо­дит сам инфор­ма­ци­он­ный повод.

При пере­да­че био­гра­фи­че­ских све­де­ний пре­об­ла­да­ют гла­го­лы физи­че­ских дей­ствий: Он кор­пел над учеб­ни­ка­ми, но успе­вал писать, и делал это уже не в стол — еще сту­ден­том пер­во­го кур­са Мар­кес опуб­ли­ко­вал в газе­те свою первую повесть, а затем — пару десят­ков рассказов…

При порт­рет­ном опи­са­нии дей­ствия выпол­ня­ют харак­те­ри­зу­ю­щую функ­цию, поз­во­ляя пока­зать писа­те­ля в дина­ми­ке, при этом исполь­зу­ют­ся в боль­шей сте­пе­ни гла­го­лы эмо­ци­о­наль­но­го дей­ствия и спо­со­ба пове­де­ния: Тем не менее этот зна­ме­ни­тый писа­тель, высо­чен­ный, с сом­нам­бу­ли­че­ским взгля­дом, по сей день теря­ет­ся перед мик­ро­фо­ном и теле­объ­ек­ти­вом. Он как буд­то не пони­ма­ет, что такое сла­ва, и слов­но стес­ня­ет­ся дого­ва­ри­вать фра­зы до конца.

Соци­аль­ная оцен­ка эта­пов жиз­нен­но­го пути пред­по­ла­га­ет под­ве­де­ние ито­гов, обо­зна­че­ние вли­я­ния дея­тель­но­сти лич­но­сти на куль­тур­ную и обще­ствен­ную жизнь. Ядер­ны­ми сред­ства­ми выра­же­ния здесь высту­па­ют гла­го­лы интел­лек­ту­аль­но­го дей­ствия, а так­же суще­стви­тель­ные с семан­ти­кой ито­го­во­сти: Уж боль­но хоро­шо Искан­дер пони­ма­ет про все и всех вокруг: от жен­щин до поли­ти­ки; Круп­ный писа­тель, про­дол­жа­тель вели­ких тра­ди­ций, само­быт­ный гума­нист.

Фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­ной оцен­ки роли лич­но­сти в искус­стве дает­ся через вза­и­мо­дей­ствие писа­те­ля с ауди­то­ри­ей, при­да­вая тек­сту поли­фо­нич­ность: Сто лет оди­но­че­ства Мар­ке­са ста­ли его памят­ни­ком при жиз­ни — обре­кая на сот­ни лет памя­ти о нем.

Осо­бую роль при репре­зен­та­ции лич­но­сти писа­те­ля игра­ют раз­лич­ные спо­со­бы пере­да­чи чужой речи (в первую оче­редь, пря­мой и несоб­ствен­но пря­мой), харак­те­ри­зу­ю­щие его как «чело­ве­ка гово­ря­ще­го», «масте­ра сло­ва». При раз­вер­ты­ва­нии ком­му­ни­ка­тив­ных сце­на­ри­ев функ­ци­о­наль­ная нагруз­ка средств выра­же­ния рече­вой дея­тель­но­сти может раз­ли­ча­ет­ся. Био­гра­фи­че­ским дан­ным речь писа­те­ля при­да­ет боль­шую досто­вер­ность, порт­рет­но­му опи­са­нию — мета­фо­рич­ность, при оцен­ке жиз­нен­но­го пути писа­те­ля поз­во­ля­ет пере­дать фило­со­фию жиз­ни, а в соци­аль­ной оцен­ке роли писа­те­ля в искус­стве явля­ет­ся сред­ством выра­же­ния побу­ди­тель­ной интен­ции (через цита­ты из про­из­ве­де­ний писателя).

Как было обо­зна­че­но ранее, все выде­лен­ные мик­ро­по­ля свя­за­ны в тек­сте со сред­ства­ми выра­же­ния оце­ноч­ных зна­че­ний. Цель исполь­зо­ва­ния оце­ноч­ных средств — репре­зен­та­ция образ­цо­во­го пред­ста­ви­те­ля про­фес­сии, вли­я­тель­но­го чело­ве­ка, игра­ю­ще­го важ­ную роль в куль­тур­ной и обще­ствен­ной жизни.

Основ­ные выво­ды иссле­до­ва­ния. В ста­тье через иссле­до­ва­ние кате­го­рии пер­со­наль­но­сти пока­за­но, как ком­му­ни­ка­тив­ная цель меди­а­тек­ста вли­я­ет на жан­ро­вую рече­вую системность.

Для твор­че­ско­го порт­ре­та писа­те­ля в целом зна­чи­мы сле­ду­ю­щие семан­ти­че­ские узлы: реак­ции на внеш­ние и внут­рен­ние воз­дей­ствия, интел­лек­ту­аль­ная дея­тель­ность, эмо­ции, речь, осо­бое зна­че­ние име­ют физи­че­ские дей­ствия, обо­зна­ча­ю­щие ста­нов­ле­ние лич­но­сти и ее обще­ствен­ную дея­тель­ность. Рече­вой жанр орга­ни­зу­ют мик­ро­по­ля язы­ко­вых и ком­по­зи­ци­он­ных средств номи­на­ции, дескрип­ции пер­со­ны, ее дей­ствий. Сред­ства этих мик­ро­по­лей вза­и­мо­дей­ству­ют в кон­крет­ном тек­сте со сред­ства­ми илло­ку­тив­ной кате­го­рии — оцен­ки. Напол­не­ние и функ­ци­о­наль­ная нагруз­ка выде­лен­ных мик­ро­по­лей зави­сит от при­вле­ка­е­мо­го ком­му­ни­ка­тив­но­го сце­на­рия раз­вер­ты­ва­ния тек­ста. Так, в некро­ло­ге номи­на­ция пер­со­ны при обо­зна­че­нии инфор­ма­ци­он­но­го пово­да обыч­но пере­но­сит­ся в конец пред­ло­же­ния как воз­мож­ность оття­нуть печаль­ный повод, в то вре­мя как в юби­лей­ном посвя­ще­нии в рема­ти­че­скую часть выска­зы­ва­ния пере­но­сит­ся сам инфор­ма­ци­он­ный повод. При этом дескрип­ция пер­со­ны и ее дея­тель­но­сти в текстах некро­ло­га и юби­лей­но­го посвя­ще­ния фор­ми­ру­ет поло­жи­тель­ную модус­ную харак­те­ри­сти­ку пер­со­на­жа, в то вре­мя как в текстах посвя­ще­ния «герою собы­тия» слу­жит, как пра­ви­ло, сред­ством пере­да­чи иронии.

© Коня­е­ва Ю. М., 2016