Пятница, 13 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Проект «поворота» сибирских рек: динамика презентации в текстах советских СМИ

Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при под­держ­ке гран­та «Рече­вые прак­ти­ки воз­ра­же­ния и пути их пре­одо­ле­ния в науч­но-попу­ляр­ной меди­а­ком­му­ни­ка­ции» (Согла­ше­ние с РНФ № 22–18-00184)

The research was carried out with the support of the grant “Speech practices of objections and ways to overcome them in popular science media communication” (Agreement with the Russian Science Foundation no. 22–18-00184)

Постановка проблемы

Акту­аль­ность мате­ри­а­лов одной из самых извест­ных вслед­ствие остро­ты, про­дол­жи­тель­но­сти, обще­ствен­ной зна­чи­мо­сти пуб­лич­ных поле­мик сего­дня опре­де­ля­ет­ся несколь­ки­ми обсто­я­тель­ства­ми. Во-пер­вых, зна­чи­тель­но­стью исто­ри­че­ско­го опы­та науч­но-попу­ляр­ной жур­на­ли­сти­ки, кото­рая опре­де­ля­ет­ся его про­дол­жа­ю­щим­ся тех­но­ло­ги­че­ским вли­я­ни­ем на совре­мен­ный про­цесс нала­жи­ва­ния «пло­до­твор­но­го вза­и­мо­дей­ствия науч­но­го сооб­ще­ства и СМИ» [Коло­ев 2012: 146] и не менее оче­вид­ной необ­хо­ди­мо­стью вос­ста­нов­ле­ния куль­ту­ры несо­гла­сия, без чего немыс­ли­мо раз­ви­тие граж­дан­ско­го обще­ства, фор­ми­ро­ва­ние кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Во-вто­рых, гео­по­ли­ти­че­ски­ми, эко­но­ми­че­ски­ми вызо­ва­ми, свя­зан­ны­ми с под­го­тов­лен­ным ныне ана­ло­гич­ным по сути рос­сий­ско­ки­тай­ским про­ек­том и воз­ник­ши­ми в нача­ле ХХ в. попыт­ка­ми реани­ми­ро­вать совет­ский сибир­ско-ази­ат­ский вари­ант (С. Г. Кара-Мур­за, Н. А. Лебе­де­ва и др.). Важ­но, что при обсуж­де­нии новых пла­нов совре­мен­ных мас­сме­диа в сего­дняш­них соци­аль­но-поли­ти­че­ских усло­ви­ях про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ние про­бле­ма­ти­ки пуб­лич­ных дис­кус­сий. Сего­дня «стра­сти по воде» кипят, так как она явля­ет­ся одним из глав­ных стра­те­ги­че­ских ресур­сов, кото­рый нуж­да­ет­ся в пере­рас­пре­де­ле­нии и эффек­тив­ном исполь­зо­ва­нии, при этом про­ис­хо­дит обнов­ле­ние и смыс­ло­вой струк­ту­ры, и рече­вой фор­мы соот­вет­ству­ю­ще­го сег­мен­та науч­но-попу­ляр­но­го дискурса.

Наша цель — выяв­ле­ние фак­то­ров, вли­я­ю­щих на спе­ци­фи­ку пре­зен­та­ции науч­ной идеи в СМИ: на меха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния транс­ли­ру­е­мых смыс­лов и выбор мар­ке­ров возражения.

Эмпи­ри­че­ская база иссле­до­ва­ния — пуб­ли­ка­ции в СМИ 1950–1980‑х годов, посвя­щен­ные одно­му из мас­штаб­ней­ших замыс­лов позд­ней совет­ской эпо­хи — так назы­ва­е­мо­му пла­ну «пово­ро­та сибир­ских рек» в Казах­стан и Сред­нюю Азию, над созда­ни­ем кото­ро­го рабо­та­ли в СССР несколь­ко науч­ных инсти­ту­тов. Основ­ной прин­цип фор­ми­ро­ва­ния эмпи­ри­че­ской базы — прин­цип репре­зен­та­тив­ной выборки.

Тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ские осно­ва­ния ана­ли­ти­че­ско­го под­хо­да были раз­ра­бо­та­ны наши­ми пред­ше­ствен­ни­ка­ми при фор­ма­ти­ро­ва­нии когни­тив­но­го под­хо­да к изу­че­нию ком­му­ни­ка­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­тов речи.

При созда­нии ана­ли­ти­че­ско­го алго­рит­ма исполь­зо­ва­лись инстру­мен­ты медиа­ри­то­ри­ки [Гри­ша­ни­на-Мош­ки­на 2021], эле­мен­ты совре­мен­ных мето­дик сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за меди­а­тек­ста, кото­рые были раз­ра­бо­та­ны в рам­ках кри­ти­ки медиа­ре­чи как «поли­дис­ци­пли­нар­но­го раз­ви­тия медиа­линг­ви­сти­ки» [Дус­ка­е­ва, Цве­то­ва 2020: 353], «инте­гра­тив­но­го интен­ци­о­наль­но­го мето­да опи­са­ния» медиа­сти­ли­сти­ки [Клу­ши­на 2018: 2]. Уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние целям и зада­чам созда­те­лей ана­ли­зи­ру­е­мых меди­а­тек­стов; соци­аль­но­му, про­фес­си­о­наль­но­му ста­ту­су субъ­ек­тов речи; нако­нец, спе­ци­фи­ке исполь­зо­ва­ния раз­ных эле­мен­тов язы­ко­вой систе­мы [Дус­ка­е­ва 2018: 9]. Локаль­но при­ме­нял­ся при­ем сло­вар­ной иден­ти­фи­ка­ции, но доми­ни­ро­вал при­ем интро­спек­ции, пред­по­ла­га­ю­щий исполь­зо­ва­ние резуль­та­тов само­ре­флек­сии иссле­до­ва­те­лей как носи­те­лей язы­ка по пово­ду того или ино­го рече­во­го явления.

История вопроса

Модер­ни­за­ци­он­ные про­цес­сы в науч­но-попу­ляр­ном медиа­дис­кур­се рас­смат­ри­ва­ют­ся совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми мно­го­сто­ронне, преж­де все­го в кон­тек­сте исто­рии рос­сий­ской науч­но-попу­ляр­ной жур­на­ли­сти­ки (Е. А. Лаза­ре­вич, А. Г. Вага­нов, А. И. Ако­пов, В. А. Рара­фо­но­ва, Ю. Б. Бала­шо­ва и др.). Кро­ме того, допол­ня­ют­ся «поня­тие и функ­ци­о­нал науч­ных ком­му­ни­ка­ций в совре­мен­ной медиа­сре­де», изу­ча­ет­ся транс­фор­ма­ция инстру­мен­тов и кана­лов науч­ных ком­му­ни­ка­ций, стра­те­гий про­дви­же­ния науч­но­го кон­тен­та [Тель­но­ва 23: 6–7]. В этом направ­ле­нии иссле­до­ва­ний доми­ни­ру­ю­щим мож­но счи­тать вни­ма­ние уче­ных к «дис­кур­сив­ным осо­бен­но­стям совре­мен­ных науч­ных меди­а­тек­стов» [Полон­ский 2023], преж­де все­го к науч­ной интер­нет-ком­му­ни­ка­ции [Коже­мя­кин 2023].

Мощ­ный поток науч­ных работ фор­ми­ру­ет­ся в рус­ле совре­мен­ной медиа­линг­ви­сти­ки, иссле­ду­ю­щей весь­ма зна­чи­тель­ный спектр науч­ных про­блем от выяв­ле­ния «основ­ных направ­ле­ний попу­ля­ри­за­ции нау­ки в мас­сме­диа» [Дус­ка­е­ва 2023a: 220], пости­же­ния спе­ци­фи­ки совре­мен­ной науч­ной попу­ля­ри­за­ции [Рыса­ко­ва 2022] до пости­же­ния прин­ци­пов язы­ко­вой интер­пре­та­ции науч­но­го зна­ния в СМИ [Бол­ды­рев, Ефи­мен­ко 2022], выяв­ле­ния осо­бен­но­стей тех­но­ло­гий диа­ло­ги­за­ции науч­но-попу­ляр­ной ком­му­ни­ка­ции (Е. В. Выров­це­ва, А. А. Малы­шев, Е. А. Щег­ло­ва, Л. Ю. Ива­но­ва, Е. Ю. Лебе­дин­ская и др.) [Дус­ка­е­ва 2023б].

Анализ материала

Ком­му­ни­ка­тив­ная тра­ек­то­рия заин­те­ре­со­вав­ше­го нас спо­ра про­тив­ни­ков и сто­рон­ни­ков мега­про­ек­та ХХ в. пред­став­ле­на несколь­ки­ми поле­ми­че­ски­ми цик­ла­ми. Спе­ци­фи­ка каж­до­го цик­ла в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет­ся струк­ту­рой и ста­ту­сом субъ­ек­та ком­му­ни­ка­ции, его ком­му­ни­ка­тив­ны­ми зада­ча­ми, сте­пе­нью опо­ры на науч­ные осно­ва­ния, рече­вы­ми тех­ни­ка­ми возражения.

Ини­ци­а­то­ром поле­ми­ки сего­дня пред­ла­га­ет­ся счи­тать киев­ско­го инже­не­ра Яко­ва Дем­чен­ко, кото­рый в 1868 г. подал в Импе­ра­тор­ское рус­ское гео­гра­фи­че­ское обще­ство бро­шю­ру «О навод­не­нии Ара­ло-Кас­пий­ской низ­мен­но­сти для улуч­ше­ния кли­ма­та при­ле­жа­щих стран». В 1871 г. юно­ше­ская идея была оформ­ле­на в более серьез­ной рабо­те «О кли­ма­те Рос­сии», а затем обсуж­да­лась. Но обще­ствен­ное мне­ние ква­ли­фи­ци­ро­ва­ло идею как безум­ную1, т. е. в дан­ном кон­тек­сте «глу­пую, шаль­ную, без­рас­суд­ную» [Даль 1955: 77]. В выс­шей сте­пе­ни эмо­ци­о­наль­ная оцен­ка ста­ла мар­ке­ром огуль­но­го отри­ца­ния, кото­рое фор­ма­ти­ро­ва­ло пози­цию оппо­нен­тов Я. Дем­чен­ко. Самую извест­ную сар­ка­сти­че­скую по тональ­но­сти рецен­зию опуб­ли­ко­ва­ли попу­ляр­ные в XIX в. дело­вые «Бир­же­вые ведо­мо­сти». Автор посо­ве­то­вал моло­до­му уче­но­му вло­жить свой гоно­рар в реа­ли­за­цию про­ек­та. Этот совет заме­нил эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ние воз­ра­же­ния про­тив идеи, о кото­рой несколь­ко деся­ти­ле­тий не вспо­ми­на­ли. Совре­мен­ный жур­на­лист Д. Оку­нев утвер­жда­ет, что про­ект Я. Дем­чен­ко обсуж­дал­ся в выс­ших эше­ло­нах совет­ской вла­сти толь­ко в 1920‑х годах, когда совет­ское госу­дар­ство увлек­лось про­ек­та­ми гло­баль­но­го пере­устрой­ства мира, поко­ре­ния при­ро­ды. Основ­ной при­чи­ной воз­вра­ще­ния к отверг­ну­той когда-то идее стал общий пафос эпо­хи. Но далее обсуж­де­ний в пра­ви­тель­ствен­ных кулу­а­рах, кото­рые не были задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны, тогда дело не пошло.

После­во­ен­ное воз­вра­ще­ние к про­ек­ту мог­ло бы состо­ять­ся в 1948 г. в кон­тек­сте реа­ли­за­ции «Ста­лин­ско­го пла­на пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды», пред­по­ла­гав­ше­го воз­вра­ще­ние к науч­ным иде­ям, все­го несколь­ко деся­ти­ле­тий назад казав­шим­ся фан­та­сти­че­ски­ми. Это было вре­мя реа­ли­за­ции сме­лых и мас­штаб­ных замыс­лов, устрем­лен­ных в пре­крас­ное буду­щее. Напри­мер, имен­но в после­во­ен­ные деся­ти­ле­тия была при­ня­та к вопло­ще­нию дав­няя меч­та Васи­лия Доку­ча­е­ва о лесо­по­ло­сах (1903), все­рьез обсуж­дал­ся план Мит­ро­фа­на Давы­до­ва о созда­нии Сибир­ско­го моря на Ирты­ше (нача­ло 1950‑х), идея Пет­ра Бори­со­ва о соору­же­нии пло­ти­ны в Берин­го­вом про­ли­ве (конец 1950‑х)2. Поме­ша­ло нега­тив­ное отно­ше­ние Ста­ли­на, по утвер­жде­нию Б. Сар­но­ва [Сар­нов 2004], кото­рое мог­ло быть свя­за­но с наме­ре­ни­ем вождя осу­шить Кас­пий для добы­чи неф­ти. Допод­лин­но извест­но одно: Ста­лин оста­вил без вни­ма­ния даже соот­вет­ству­ю­щее обра­ще­ние ака­де­ми­ка В. А. Обру­че­ва, зна­ме­ни­то­го гео­гра­фа, путе­ше­ствен­ни­ка, писа­те­ля, попу­ля­ри­за­то­ра нау­ки, лау­ре­а­та двух Ста­лин­ских пре­мий. Хотя в 1946–1954 гг. боль­шая груп­па инже­не­ров Гид­ро­энер­го­про­ек­та — чело­век сорок — раз­ра­бо­та­ла план оро­ше­ния Ара­ло-Кас­пий­ской впа­ди­ны вода­ми рек Ени­сея и Оби на пло­ща­ди в 50 млн га [Давы­дов 1961: 20]. Науч­ная идея, кото­рую на этот раз под­дер­жал авто­ри­тет­ный уче­ный, уже во вто­рой раз не ста­ла объ­ек­том откры­той науч­ной поле­ми­ки. Идея была реани­ми­ро­ва­на и запу­ще­на для обще­ствен­но­го обсуж­де­ния в СМИ в 1959 г. после ХХI съез­да КПСС. Пер­вый тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ский доклад опуб­ли­ко­ва­ла «Эко­но­ми­че­ская газе­та» (21 фев­ра­ля 1961 г.). Один из наи­бо­лее извест­ных и успеш­ных про­ек­тов по реа­ли­за­ции постав­лен­ных в докла­де науч­но-тех­ни­че­ских задач пред­ста­вил в «Тех­ни­ке моло­де­жи» инже­нер М. М. Давы­дов, раз­ра­бо­тав­ший соб­ствен­ный про­ект исполь­зо­ва­ния части водо­сто­ка рек Оби и Ени­сея в Ара­ло-Кас­пий­ской низ­мен­но­сти. В науч­но-попу­ляр­ной пре­зен­та­ции про­ек­та было дано его опи­са­ние «в общих чер­тах», содер­жа­лась инфор­ма­ция об основ­ных поле­ми­че­ских темах:

  • вокруг двух вари­ан­тов трасс маги­страль­ных кана­лов (Южно­го и Север­но­го»), пла­на созда­ния Сибир­ско­го моря и кана­ла через Тур­гай­ские ворота;
  • свя­зан­ных с необ­хо­ди­мо­стью изоб­ре­те­ния спо­со­бов борь­бы с высы­ха­ни­ем Араль­ско­го моря;
  • о про­бле­ме «дело­во­го вос­при­я­тия» воды, реше­ние кото­рой тре­бо­ва­ло обнов­ле­ния мно­гих тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, кото­рые без воды нель­зя осуществить.

В пол­ном соот­вет­ствии с реша­е­мы­ми авто­ром ком­му­ни­ка­тив­ны­ми зада­ча­ми (инфор­ми­ро­ва­ние и разъ­яс­не­ние) в ста­тье-пре­зен­та­ции сво­е­го про­ек­та М. М. Давы­дов исполь­зу­ет ста­ти­сти­ку; про­стые схе­мы, визу­а­ли­зи­ру­ю­щие наме­чен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, исполь­зу­е­мые авто­ром ста­тьи как сред­ство «управ­ле­ния вни­ма­ни­ем» (Е. А. Коже­мя­кин) адре­сан­та; вопрос­но-ответ­ные кон­струк­ции, откры­ва­ю­щие абза­цы, пред­став­ля­ю­щие каж­дый новый эле­мент смыс­ло­вой струк­ту­ры публикации

[Берд­ник 1983: 61]. Судя по доступ­ной рече­вой фор­ме, автор ста­тьи пытал­ся при­влечь вни­ма­ние широ­кой чита­тель­ской ауди­то­рии к про­ек­ту, пред­ла­гал его эко­но­ми­че­ское обоснование.

Важ­но отме­тить, что автор-инже­нер обо­зна­ча­ет несколь­ко про­блем­ных зон, воз­ни­ка­ю­щих при реа­ли­за­ции про­ек­та. Эта часть его пуб­ли­ка­ции была адре­со­ва­на про­фес­си­о­на­лам, про­во­ци­ро­ва­ла раз­ви­тие науч­но-тех­ни­че­ской мыс­ли, т. е. побуж­да­ла уче­ных дей­ство­вать по вполне опре­де­лен­ной про­грам­ме: Нуж­но искать новые мето­ды охла­жде­ния, исполь­зуя место воды воз­дух, вно­сить изме­не­ния в тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы про­из­вод­ства, бороть­ся с утеч­кой в систе­мах водо­снаб­же­ния и кана­ли­за­ции <…> за чисто­ту воды в реч­ных систе­мах [Давы­дов 1961: 21]. Но на этом эта­пе, как сви­де­тель­ству­ет М. И. Бров­чен­ко, ком­му­ни­ка­тив­ное доми­ни­ро­ва­ние демон­стри­ро­ва­ли пред­ста­ви­те­ли адми­ни­стра­тив­но-пар­тий­ной систе­мы, кото­рые реша­ли судь­бу науч­ной идеи, преж­де все­го на пле­ну­мах ЦК КПСС, на все­со­юз­ных сове­ща­ни­ях в Таш­кен­те, Алма-Ате, Москве, Ново­си­бир­ске. По сути, в мейн­стри­ме обсуж­де­ния ока­за­лась закры­тая поле­ми­ка, ини­ци­а­то­ры кото­рой руко­вод­ство­ва­лись адми­ни­стра­тив­но-поли­ти­че­ски­ми инте­ре­са­ми. Как утвер­жда­ет тот же Д. Оку­нев, «глав­ны­ми тол­ка­ча­ми» про­ек­та на этом эта­пе был Ш. Раши­дов, пер­вый сек­ре­тарь Ком­пар­тии Узбе­ки­ста­на, отве­ча­ю­щий на важ­ней­шую ста­тью совет­ско­го экс­пор­та — хло­пок. На его сто­роне, кро­ме инже­не­ров-гид­ро­лов, были физи­ки-атом­щи­ки, кон­ку­ри­ро­вав­шие с нача­ла холод­ной вой­ны с аме­ри­кан­ски­ми стро­и­те­ля­ми Цен­траль­но-Ари­зон­ско­го кана­ла, пред­по­ла­гав­шие созда­вать новую вод­ную систе­му с исполь­зо­ва­ни­ем 250 направ­лен­ных ядер­ных взры­вов малой мощ­но­сти. Д. В. Воро­бьев счи­та­ет, что защит­ни­кам про­ек­та преж­де все­го меша­ли меж­от­рас­ле­вые кон­флик­ты и борь­ба меж­ду цен­тром и реги­о­на­ми3. В закры­той дис­кус­сии сто­рон­ни­ки идеи побе­ди­ли: в сере­дине 1960‑х в раз­ви­тие фор­ми­ру­ю­щей­ся ком­му­ни­ка­тив­ной тра­ек­то­рии, про­дви­га­ю­щей дав­но созре­вав­шую в науч­ном дис­кур­се идею, был сде­лан сле­ду­ю­щий шаг: было при­ня­то реше­ние раз­ра­бо­тать план пере­рас­пре­де­ле­ния сто­ка вод [Бров­чен­ко 2017: 104]. Толь­ко 24 мая 1968 г. вышло поста­нов­ле­ние ЦК КПСС и Сов­ми­на № 612 «О пер­спек­ти­вах раз­ви­тия мели­о­ра­ции земель, регу­ли­ро­ва­ния и пере­рас­пре­де­ле­ния сто­ка рек в 1971–1988». Как след­ствие, несколь­ко науч­ных кол­лек­ти­вов нача­ли раз­ра­ба­ты­вать необ­хо­ди­мые для реа­ли­за­ции постав­лен­ных задач про­ек­ты, не при­вле­кая к сво­ей рабо­те обще­ствен­но­го внимания.

Клас­си­фи­ци­ру­ю­щая интер­пре­та­ция про­ек­та была пред­ло­же­на на XXV съез­де КПСС после обо­зна­че­ния при­о­ри­те­тов госу­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки в докла­де Гене­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС Л. И. Бреж­не­ва. «Пер­во­оче­ред­ной зада­чей оста­ет­ся уско­ре­ние науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са»,4 — заявил Ген­сек. Далее про­зву­чал важ­ный ком­мен­та­рий, кото­рый в после­съез­дов­ской поле­ми­ке будет исполь­зо­вать­ся как оце­ноч­ный камер­тон: «Мож­но и нуж­но обла­го­ра­жи­вать при­ро­ду, помо­гать при­ро­де пол­нее рас­кры­вать ее жиз­нен­ные силы»5. Здесь же были обо­зна­че­ны клю­че­вые ком­му­ни­ка­то­ры при обсуж­де­нии дан­ной про­бле­ма­ти­ки — ака­де­ми­че­ские инсти­ту­ты, мини­стер­ства и ведом­ства как авто­ры одно­го из про­грамм­ных доку­мен­тов — «Ком­плекс­ной про­грам­мы науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са и его соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских послед­ствий на 1976–1990 годы». В докла­де пред­се­да­те­ля Сове­та мини­стров СССР А. Н. Косы­ги­на уста­нов­ка на акту­а­ли­за­цию науч­ной идеи была доста­точ­но чет­ко обо­зна­че­на, дано ее дирек­тив­ное опи­са­ние: «В деся­той пяти­лет­ке мы долж­ны будем при­сту­пить к про­ве­де­нию науч­ных иссле­до­ва­ний по такой круп­ной про­бле­ме, как пере­брос­ка части сто­ка север­ных и сибир­ских рек в бас­сейн Вол­ги, в Казах­стан и Сред­нюю Азию»6. По сути, это опи­са­ние мог­ло бы стать уста­но­воч­ным для буду­щей поле­ми­ки, если бы ком­му­ни­ка­тив­ной целью ее участ­ни­ков ста­ло дости­же­ние объ­ек­тив­ной оцен­ки идеи. Толь­ко с момен­та пуб­ли­ка­ции мате­ри­а­лов съез­да поле­ми­ка выхо­дит за пре­де­лы внут­ри­пар­тий­ной и аппа­рат­ной жиз­ни, так как ста­но­вит­ся понят­но, что съезд офи­ци­аль­но зафик­си­ро­вал нача­ло раз­ра­бот­ки про­ек­та — иссле­до­ва­тель­ский этап. Про­бле­мы, свя­зан­ные с реше­ни­ем съез­да, с это­го момен­та — пред­мет полемики.

Извест­ный бело­рус­ский лите­ра­тор А. Ада­мо­вич писал об осо­бен­но­стях орга­ни­за­ци­он­но­го эта­па: при заин­те­ре­со­ван­ных в про­ек­те ведом­ствах созда­ют­ся свое­об­раз­ные науч­ные «адво­кат­ские кон­то­ры», т. е. анга­жи­ро­ван­ные груп­пы уче­ных и спе­ци­а­ли­стов, глав­ной зада­чей кото­рых ста­ло дока­за­тель­ство пер­спек­тив­но­сти соот­вет­ству­ю­ще­го про­ек­та, за кото­рым сто­я­ли ведом­ствен­ные инте­ре­сы. Как ком­му­ни­ка­тив­ный инстру­мент в поле­ми­ке с про­тив­ни­ка­ми они исполь­зо­ва­ли селек­тив­ную интер­пре­та­цию идеи — раз­ви­ва­ю­щую аргу­мен­ты «за». А. Ада­мо­вич доста­точ­но точ­но оха­рак­те­ри­зо­вал создав­шу­ю­ся ком­му­ни­ка­тив­ную ситу­а­цию. Он опи­сал субъ­ект ком­му­ни­ка­ции, под­черк­нул раз­ные ком­му­ни­ка­тив­ные роли участ­ни­ков поле­ми­ки: на так назы­ва­е­мую нау­ку «ссы­ла­ют­ся те, у кого поверх голо­вы изли­шек бюд­жет­ных денег, непри­выч­но мно­го людей, тех­ни­ки — един­ствен­ная и одна забо­та — куда их зако­пать, мил­ли­ар­ды, что­бы зву­ча­ли литав­ры-реля­ции, сыпа­лись поощ­ре­ния, сочи­ня­лись о «тру­до­вых подви­гах» рома­ны-поэ­мы» [Ада­мо­вич 1991: 196].

Несмот­ря на доми­ни­ро­ва­ние уче­ных защит­ни­ков про­ек­та, анга­жи­ро­ван­ных инте­ре­сан­та­ми из пар­тий­но-адми­ни­стра­тив­но­го истеб­лиш­мен­та, иную пози­цию заявил обла­дав­ший высо­ким авто­ри­те­том в науч­ных кру­гах вице-пре­зи­дент АН СССР А. Яншин, извест­ный гео­лог: «Такой про­ект нашей стране не нужен. Необос­но­ван­ность и вред­ность его по всем пара­мет­рам оче­вид­ны. Я заяв­ляю это офи­ци­аль­но, как уче­ный. Одна­ко мне извест­но, что сто­ят за ним боль­шие силы. Но надо любой ценой про­ект при­оста­но­вить. Я сде­лаю все воз­мож­ное»7. Пер­вое, что пред­при­ни­ма­ет авто­ри­тет­ный тео­ре­тик для раз­вер­ты­ва­ния поле­ми­ки, — рас­ши­ря­ет круг ком­му­ни­кан­тов: наста­и­ва­ет на созда­нии Вре­мен­ной науч­но-тех­ни­че­ской экс­перт­ной комис­сии, кото­рая помог­ла бы выра­бо­тать объ­ек­тив­ное отно­ше­ние к пред­ме­ту спо­ра. Основ­ная ком­му­ни­ка­тив­ная цель оппо­нен­тов про­ек­та — демон­стра­ция науч­ной несо­сто­я­тель­но­сти авто­ров мето­дик рас­че­та коле­ба­ний отме­ток уров­ня Кас­пий­ско­го моря и соле­но­сти Азов­ско­го, раз­ра­бо­тан­ных Инсти­ту­том вод­ных про­блем, при­ня­тых Мин­вод­хо­зом СССР. Еди­но­мыш­лен­ник А. Янши­на — извест­ный мате­ма­тик, ака­де­мик Л. Понт­ря­гин в Мате­ма­ти­че­ском инсти­ту­те АН СССР созда­ет семи­нар, участ­ни­ки кото­ро­го дока­зы­ва­ют ущерб­ность рас­че­тов, при­ня­тых для обос­но­ва­ния про­ек­та. А. Л. Яншин рас­ши­ря­ет ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство, чет­ко обо­зна­ча­ет линию ком­му­ни­ка­тив­но­го про­ти­во­сто­я­ния. Две­на­дцать уче­ных под­пи­сы­ва­ют под­го­тов­лен­ное им пись­мо в ЦК пар­тии «О ката­стро­фи­че­ских послед­стви­ях пере­брос­ки части сто­ка север­ных рек». Л. Понт­ря­гин пишет лич­ное пись­мо М. Гор­ба­че­ву. Эти ком­му­ни­ка­тив­ные акты мож­но рас­смат­ри­вать и как допол­ни­тель­ное рас­ши­ре­ние пред­став­ле­ния о субъ­ек­те ком­му­ни­ка­ции, как раз­ру­ше­ние уже сфор­ми­ро­вав­ших­ся к тому вре­ме­ни групп поле­ми­стов за счет при­вле­че­ния на свою сто­ро­ну пар­тий­ных аппа­рат­чи­ков, чиновников.

Сле­ду­ю­щий ком­му­ни­ка­тив­ный шаг сде­ла­ли оппо­нен­ты мятеж­ных ака­де­ми­ков. Этот шаг, по клас­си­фи­ка­ции извест­но­го рус­ско­го логи­ка, спе­ци­а­ли­ста по логи­ке отно­ше­ний С. Повар­ни­на (1870–1952), мож­но атри­бу­ти­ро­вать как «гру­бей­шую непоз­во­ли­тель­ную», «меха­ни­че­скую» улов­ку, пред­по­ла­га­ю­щую наме­ре­ние субъ­ек­та пода­вить ини­ци­а­ти­ву, сти­му­ли­ру­ю­щую раз­вер­ты­ва­ние поле­ми­ки [Повар­нин 1996: 73]. По утвер­жде­нию авто­ров доку­мен­таль­но­го филь­ма «В шаге от апо­ка­лип­си­са», пре­се­че­ние науч­ной поле­ми­ки в пуб­лич­ном ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве име­ло пре­вен­тив­ный харак­тер. В филь­ме при­во­дит­ся цен­зор­ский пере­чень, в кото­рый был вклю­чен запрет на «любое упо­ми­на­ние в печа­ти о непри­я­тии и аргу­мен­тах про­тив пово­ро­та рек, любое упо­ми­на­ние про­тив­ни­ков пово­ро­та»8. Ини­ци­а­ти­ва изме­не­ния ком­му­ни­ка­тив­но­го ста­ту­са науч­ной поле­ми­ки при­над­ле­жа­ла С. П. Залы­ги­ну, пред­ста­ви­те­лю науч­но­го сооб­ще­ства, инже­не­ру-гид­ро­ло­гу, кан­ди­да­ту тех­ни­че­ских наук, спе­ци­а­ли­сту по про­ек­ти­ро­ва­нию оро­си­тель­ных систем, к тому вре­ме­ни уже имев­ше­му и лите­ра­тур­ный опыт, и опыт борь­бы с энту­зи­а­ста­ми затоп­ле­ния Обской низи­ны (1963). С. П. Залы­гин пере­но­сит поле­ми­ку уче­ных, пред­ла­га­ю­щих инфор­ма­цию, необ­хо­ди­мую для фор­ми­ро­ва­ния объ­ек­тив­ной оцен­ки про­ек­та, в пуб­лич­ное ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство. Он отме­чал, что на началь­ном эта­пе дис­кус­сии идео­ло­ги­че­ская маши­на успеш­но рабо­та­ла про­тив оппо­нен­тов-уче­ных, исполь­зуя дав­но извест­ные тех­но­ло­ги­че­ские улов­ки: «Это была мафия, в кото­рой толь­ко внешне не дохо­ди­ло до убий­ства. Они мне мно­го раз в лицо гово­ри­ли: позд­но мы тебя засек­ли. Нам бы годи­ка на пол­то­ра-два до тво­их ста­тей, и все было бы нор­маль­но»9. Ком­му­ни­ка­тив­ную ини­ци­а­ти­ву С. П. Залы­ги­на раз­ви­ва­ют пред­ста­ви­те­ли несколь­ких науч­ных отрас­лей: био­ло­ги, мате­ма­ти­ки, гид­ро­гра­фы, поч­во­ве­ды, эко­ло­ги. Их ком­му­ни­ка­тив­ная уста­нов­ка — предъ­яв­ле­ние не оппо­нен­там, но мас­со­вой ауди­то­рии систе­мы воз­ра­же­ний в фор­ме контр­ар­гу­мен­тов, демон­стри­ру­ю­щих сла­бые сто­ро­ны обсуж­да­е­мо­го про­ек­та, про­во­ци­ру­ю­щих его отри­ца­тель­ную оценку:

  • изъ­я­тие из сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го обо­ро­та огром­ных пло­ща­дей пахот­ных земель, затоп­ле­ние бога­тей­ших лес­ных уго­дий и изме­не­ние направ­ле­ния уже суще­ству­ю­щих ком­му­ни­ка­ций из-за неиз­беж­но­го под­топ­ле­ния уже суще­ству­ю­щих автотрасс;
  • воз­мож­ное нега­тив­ное вли­я­ние на Гольф­ст­рим и евро­пей­ский климат;
  • забо­ла­чи­ва­ние при­ле­га­ю­щих к кана­лам и водо­хра­ни­ли­щам территорий;
  • огром­ные мате­ри­аль­ные затра­ты на реа­ли­за­цию про­ек­та (око­ло 16 млрд долл.);
  • необ­хо­ди­мость мас­штаб­но­го энер­ге­ти­че­ско­го обеспечения;
  • рис­ки раз­ру­ше­ния экосистемы;
  • нега­тив­ный опыт стро­и­тель­ства Кара­кум­ско­го кана­ла, кото­рое внес­ло свою леп­ту в исчез­но­ве­ние Ара­ла, нега­тив­но повли­я­ло на эко­си­сте­му Сред­ней Азии.

Из при­ве­ден­но­го переч­ня затра­ги­ва­е­мых при созда­нии контр­ар­гу­мен­тов про­блем ясно, что оппо­нен­та­ми авто­ров про­ек­та при­вле­кал­ся зна­чи­тель­ный объ­ем науч­ных зна­ний по зем­ле­поль­зо­ва­нию, мели­о­ра­ции, гид­ро­ло­гии и т. д. в поис­ке науч­но-тех­ни­че­ских оши­бок оппо­нен­тов и при про­гно­зи­ро­ва­нии нега­тив­ных послед­ствий дея­тель­но­сти по реа­ли­за­ции про­ек­та. Ком­му­ни­ка­тив­ная цель адре­сан­та — «изме­не­ния в смыс­ло­вом поле адре­са­та» [Леон­тьев 2008: 273] — реа­ли­зо­вы­ва­лась дву­мя путями:

  • сооб­ще­ни­ем новых, допол­ни­тель­ных знаний;
  • пред­став­ле­ни­ем уже извест­но­го в новом кон­тек­сте, в новом свете.

При таком под­хо­де к ком­му­ни­ка­ции в каче­стве целе­со­об­раз­ной рече­вой фор­мы исполь­зу­ют­ся про­ду­ман­ные фор­му­ли­ров­ки, не допус­ка­ю­щие двусмысленности.

Для раз­ви­тия ком­му­ни­ка­тив­ной тра­ек­то­рии С. П. Залы­гин исполь­зо­вал типич­ный ход пуб­лич­ной науч­ной поле­ми­ки совет­ско­го пери­о­да — орга­ни­за­ция «круг­ло­го сто­ла» уче­ных-поч­во­ве­дов в жур­на­ле «Наш совре­мен­ник» (№ 7, 1985). Гене­раль­ная интен­ция «залы­гин­ско­го» сег­мен­та ком­му­ни­ка­тив­ной тра­ек­то­рии — фор­ми­ро­ва­ние отри­ца­тель­но-оце­ноч­ных смыс­лов в обще­ствен­ном мнении.

Необ­хо­ди­мость тако­го хода про­яс­ня­ет попу­ляр­ная тогда «Бал­ла­да о сво­бо­де» Ф. Искан­де­ра: «Груст­но. И ни чер­та не понять, что там моз­гу­ет режим. / Север­ным рекам шеи свер­нуть или отнять Гольф­ст­рим!» (1990). С. Залы­гин вовле­ка­ет в науч­ную поле­ми­ку про­фес­си­о­наль­ных ком­му­ни­кан­тов — извест­ных пуб­ли­ци­стов и лите­ра­то­ров, кото­рые обла­да­ли доста­точ­ным ком­му­ни­ка­тив­ным опы­том для того, что­бы повли­ять на обще­ствен­ное мне­ние через транс­ля­цию опре­де­лен­но систе­мы модаль­но­стей: от гне­ва, вызван­но­го кате­го­ри­че­ским непри­я­ти­ем про­ек­та, до уни­что­жа­ю­щей иронии.

Самым мощ­ным инстру­мен­том вовле­че­ния ста­но­вит­ся моде­ли­ру­ю­щая оце­ни­ва­е­мую про­бле­му роман­ти­че­ская мета­фо­ра, широ­ко рас­ти­ра­жи­ро­ван­ная жур­на­ли­ста­ми — пово­рот сибир­ских рек, изоб­ре­тен­ная не С. Залы­ги­ным, как пишут мно­гие жур­на­ли­сты, а инже­не­ром М. М. Давы­до­вым. К нача­лу широ­кой дис­кус­сии в пуб­лич­ном ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве исполь­зо­ва­лись три номи­на­ции про­ек­та как мар­ке­ры ком­му­ни­ка­тив­ной тра­ек­то­рии: пере­брос­ка части сто­ка север­ных рек (науч­ный дис­курс), тер­ри­то­ри­аль­ное пере­рас­пре­де­ле­ние сто­ка вод (офи­ци­аль­но-дело­вая ком­му­ни­ка­ция), пово­рот сибир­ских рек (медиа­про­стран­ство). Тре­тья номи­на­ция уво­ди­ла мас­со­вую ауди­то­рию от объ­ек­тив­но­го опи­са­ния про­ек­та.

В реаль­но­сти про­ект пред­по­ла­гал имен­но пере­брос­ку и толь­ко части реч­ных сто­ков, не пре­вы­ша­ю­щей 6 %, рас­па­дал­ся на две части, кото­рые раз­ли­ча­лись по целям.

На пер­вом эта­пе через кана­лы и водо­хра­ни­ли­ща части водо­сто­ка Север­ной Дви­ны и Печо­ры долж­ны были пере­на­прав­лять­ся в Вол­гу для напол­не­ния Кас­пий­ско­го моря, уро­вень кото­ро­го неуклон­но падал в тече­ние десятилетий.

Вто­рая часть про­ек­та — пере­на­прав­ле­ние части годо­во­го сбро­са Оби, Ирты­ша, Тобо­ла, Иши­ма на обвод­не­ние Кур­ган­ской, Челя­бин­ской, Омской обла­стей и на оро­ше­ние хлоп­ко­вых полей Узбе­ки­ста­на, Казах­ста­на, Кир­ги­зии; созда­ние судо­ход­но­го кана­ла «Азия» (Кар­ское море — Кас­пий­ское море — Пер­сид­ский залив).

В свое вре­мя Ш. Бал­ли писал, что мысль чело­ве­ка опре­де­ля­ет­ся логи­че­ским вос­при­я­ти­ем и эмо­ци­я­ми, чаще все­го скла­ды­ва­ет­ся из логи­че­ской идеи и чув­ства [Бал­ли 1955]. Мета­фо­ри­че­ская номи­на­ция была обу­слов­ле­на в первую оче­редь эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­ни­ем к про­ек­ту, сра­бо­та­ла как триг­гер, запус­ка­ю­щий «цен­ност­ное ори­ен­ти­ро­ва­ние» [Кре­мер 2014], как ком­му­ни­ка­тив­ный при­о­ри­тет, дости­га­е­мый за счет воз­дей­ствия на чув­ства мас­со­вой ауди­то­рии. Одна из пер­вых ком­му­ни­ка­тив­ных реак­ций на образ-сти­мул при­над­ле­жа­ла В. И. Бело­ву. Извест­ный про­за­ик-дере­вен­щик опуб­ли­ко­вал в евро­пей­ском эми­грант­ском жур­на­ле «Рус­ская мысль» (июль, 1982) ста­тью, направ­лен­ную про­тив про­ек­та, в кото­рой вме­сто раци­о­наль­ных аргу­мен­тов он исполь­зо­вал эмо­ци­о­наль­ное срав­не­ние: «Сибир­ские реки как кро­ве­нос­ные сосу­ды чело­ве­ка — кровь не может течь вспять». Пред­ло­жен­ный извест­ным писа­те­лем аргу­мент был направ­лен про­тив науч­ной идеи, т. е. воз­вра­щал на этап фор­ми­ро­ва­ния ини­ци­а­ти­вы, под­ры­вал дове­рие к ней.

Ком­му­ни­ка­тив­ный век­тор, пред­ло­жен­ный С. Залы­ги­ным, В. Бело­вым, актив­но раз­ви­вал­ся в выступ­ле­ни­ях участ­ни­ков Съез­да совет­ских писа­те­лей в 1986 г. Этот съезд поз­же назо­вут «съез­дом мели­о­ра­то­ров». Клю­че­вой модус боль­шин­ства выступ­ле­ний — эмо­ци­о­наль­ная оцен­ка, доми­ни­ро­ва­ние кото­рой демон­стри­ро­ва­ло нарас­та­ние «сте­пе­ни эмо­ци­о­наль­ной разо­гре­то­сти» поле­ми­стов (С. Чупринин).

Одно из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных съез­дов­ских собы­тий — выступ­ле­ние В. Г. Рас­пу­ти­на, кото­рый обно­вил, гло­ба­ли­зо­вал сло­жив­шу­ю­ся в нача­ле поле­ми­ки систе­му аргу­мен­тов, облек их в яркую, ясную, доступ­ную, эсте­ти­зи­ро­ван­ную рече­вую фор­му. В. Рас­пу­тин наста­и­вал: «Сей­час все боль­ше и боль­ше ста­но­вит­ся понят­ным, что огром­ная опас­ность гро­зит этой зем­ле — не как духов­но­му поня­тию, не как сум­ме пат­ри­о­ти­че­ских чувств, а как при­ста­ни­щу наро­да, на кото­ром он осу­ществ­ля­ет свое назна­че­ние. Пото­му что пять мил­ли­о­нов квад­рат­ных кило­мет­ров, кото­рые вовле­ка­ют­ся в про­ек­ти­ру­е­мый пово­рот север­ных и сибир­ских рек, — это нема­лая часть Рос­сии, пото­му что пятая часть миро­вых запа­сов прес­ной воды, кото­рая див­ной кра­со­той пле­щет­ся в Бай­ка­ле, — это огром­ное стра­те­ги­че­ское богат­ство, доро­же золо­та, неф­ти, доро­же чего угод­но, посколь­ку содер­жит в себе жизнь» [Рас­пу­тин 1994: 421]. По сути, воз­дей­ству­ю­щий потен­ци­ал рас­пу­тин­ско­го выступ­ле­ния был обу­слов­лен сов­ме­ще­ни­ем дело­вой, науч­ной инфор­ма­ции и поэ­ти­че­ско­го обра­за воды.Кульминационным момен­том ана­ли­зи­ру­е­мой поле­ми­ки стал послед­ний контр­ар­гу­мент дере­вен­щи­ков, кото­рый в после­ду­ю­щие деся­ти­ле­тия был мифо­ло­ги­зи­ро­ван и исполь­зо­вал­ся pro et contra их пози­ции очень широ­ко. Вре­мя это­го аргу­мен­та — вре­мя «похо­рон» «интел­ли­гент­ски наив­ных швей­це­ров­ских при­зы­вов к бла­го­го­ве­нию перед всем живым» [Рас­пу­тин 1994: 199]. Доку­мен­ти­ро­вал аргу­мент А. Ада­мо­вич, кото­рый в 1985 г. писал: «Пом­ню Рас­пу­тин­ские сло­ва в Иркут­ском уни­вер­си­те­те, где мы высту­па­ли несколь­ко лет назад: на вопрос, что будет, если все ста­ра­ния его и его това­ри­щей разо­бьют­ся о мини­стер­ские, бюро­кра­ти­че­ские надол­бы и реки все-таки повер­нут, писа­тель отве­тил очень тихо, поблед­нев даже — да, это не были сло­ва на ветер. Смысл их: само­со­жже­ние на Крас­ной пло­ща­ди» [Ада­мо­вич 1991: 175].

Как извест­но, про­тив­ни­ки про­ек­та побе­ди­ли10. В 1986 г. было при­ня­то реше­ние о его при­оста­нов­ке. О при­чи­нах тако­го реше­ния спо­рят до сих пор. По всей веро­ят­но­сти, при­чин было несколь­ко. Об эко­но­ми­че­ских мы умол­чим, но уро­ки поле­ми­ки были весь­ма зна­чи­тель­ны­ми. Как напи­сал С. П. Залы­гин: «Опыт этой дис­кус­сии обще­ству еще при­го­дит­ся» [Залы­гин 1983: 10].

Результаты исследования

В чем спе­ци­фи­ка тако­го опы­та и его зна­че­ние? Ком­му­ни­ка­тив­ная тра­ек­то­рия, сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся для сопро­вож­де­ния науч­ной идеи, воз­ник­шей в сере­дине XIX в., име­ет доста­точ­но слож­ную струк­ту­ру, пре­зен­ту­ю­щую толь­ко инсти­ту­ци­о­наль­ные осо­бен­но­сти науч­но-попу­ляр­но­го спо­ра. Уста­но­воч­ная часть фор­ми­ро­ва­лась под вли­я­ни­ем осве­до­ми­тель­ной интен­ции, кото­рой руко­вод­ство­вал­ся автор про­ек­та, сосре­до­то­чив­ший­ся на инфор­ми­ро­ва­нии мас­со­вой ауди­то­рии, види­мо, для при­об­ре­те­ния ее в каче­стве глав­но­го еди­но­мыш­лен­ни­ка. Всту­пив­шие в пуб­лич­ную поле­ми­ку с авто­ром жур­на­ли­сты дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли науч­ную идею, исполь­зуя под­ме­ну поле­ми­ки из-за тези­са поле­ми­кой из-за разъ­яс­не­ния прак­ти­че­ской зна­чи­мо­сти науч­ной идеи. На сле­ду­ю­щем эта­пе велись закры­тые спо­ры вокруг науч­ной идеи, на осно­ве кото­рой мог быть создан пер­спек­тив­ный про­ект. Есте­ствен­но, куль­ми­на­ци­он­ным актом пре­зен­та­ции идеи ста­ла ста­тья спе­ци­а­ли­ста, инфор­ми­ру­ю­щая о про­ек­те, побуж­да­ю­щая спе­ци­а­ли­стов к уча­стию в нем. Но куль­ми­на­ция не ста­ла триг­ге­ром ново­го эта­па науч­ной поле­ми­ки, так как все спо­ры о про­ек­те обре­ли закры­тый фор­мат. На изме­не­ние фор­ма­та повли­я­ли пуб­лич­ные выступ­ле­ния круп­ных уче­ных, име­ю­щих в науч­но-попу­ляр­ном медиа­дис­кур­се высо­кий ком­му­ни­ка­тив­ный ста­тус. Далее участ­ни­ки поле­ми­ки рас­ши­ря­ли пред­став­ле­ние об эффек­тив­ных кана­лах рас­про­стра­не­ния науч­но­го зна­ния. В состав кана­лов в кон­це кон­цов вошли обще­ствен­но-поли­ти­че­ские изда­ния; пуб­ли­ка­ции, под­го­тов­лен­ные обще­ством «Зна­ние» для лек­то­ров; три­бу­ны обще­ствен­ных меро­при­я­тий раз­но­го типа. На заклю­чи­тель­ном эта­пе ком­му­ни­ка­тив­ную ини­ци­а­ти­ву пере­хва­ти­ли у авто­ри­тет­ных уче­ных писа­те­ли, обще­ствен­ные дея­те­ли, граж­дане с актив­ной жиз­нен­ной пози­ци­ей. Набор мар­ке­ров транс­ли­ру­е­мых ими воз­ра­же­ний про­тив про­ек­та в резуль­та­те это­го «захва­та» ком­му­ни­ка­тив­но­го про­стран­ства — изоб­ра­зи­тель­но-выра­зи­тель­ные сред­ства язы­ка, исполь­зу­е­мые для транс­ля­ции и моти­ва­ции нега­тив­ных оце­нок, мар­ки­ру­ю­щие возражение.

Очень ско­ро поле­ми­ка, воз­ник­шая в «срав­ни­тель­но узкой сре­де спе­ци­а­ли­стов и тоже в самом узком кру­гу интел­ли­ген­ции» [Залы­гин 1983: 11], с при­вле­че­ни­ем медиа, с обра­ще­ни­ем к мас­со­вой ауди­то­рии пре­вра­ти­лась в сред­ство кор­рек­ти­ров­ки обще­ствен­ной аксио­ло­гии. Участ­ни­ки дис­кус­сии пред­при­ни­ма­ли попыт­ки созда­ния алго­рит­ма деидео­ло­ги­за­ции обще­ствен­но­го созна­ния, напом­нив адре­са­ту о «пря­мом назна­че­нии обще­ства — вос­при­ни­мать жизнь в воз­мож­но широ­ком и все­сто­рон­нем плане» [Залы­гин 1983: 24]. Одним из наи­бо­лее оче­вид­ных про­яв­ле­ний деидео­ло­ги­за­ции обще­ствен­но­го созна­ния ста­ло объ­еди­не­ние в кру­гу про­тив­ни­ков про­ек­та кон­сер­ва­то­ров («дере­вен­щи­ков» в первую оче­редь) и писа­те­лей, уче­ных — носи­те­лей либе­раль­но­го миро­воз­зре­ния. Было дока­за­но, что «не груп­по­вое при­стра­стие, а спор, спор с досто­ин­ством и по суще­ству при­бли­жа­ет исти­ну… Но когда эко­но­ми­че­ские зако­ны жиз­ни и бытия нахо­дят­ся в пере­строй­ке на новый режим актив­но­сти, то созна­ние обще­ства в реша­ю­щей сте­пе­ни фор­ми­ру­ет­ся мобиль­ным идео­ло­ги­че­ским воз­дей­стви­ем — через печать, через сло­во преж­де все­го, через кон­крет­ных людей, несу­щих это сло­во» [Гор­ба­чев 1988: 29].

Дума­ет­ся, что резуль­та­тив­ность про­ана­ли­зи­ро­ван­ной поле­ми­ки в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни была обу­слов­ле­на двух­этап­ной пре­зен­та­ци­ей побуж­де­ния: на пер­вом эта­пе были обо­зна­че­ны аль­тер­на­тив­ные идеи, сти­му­ли­ру­ю­щие науч­ный поиск в опре­де­лен­ной сфе­ре; на вто­ром, когда уже сфор­ми­ро­ва­лась систе­ма контр­ар­гу­мен­тов, появил­ся при­зыв к при­оста­нов­ке вызы­ва­ю­ще­го воз­ра­же­ния проекта.

Спе­ци­аль­но отме­ча­ем еще один важ­ный момент: обла­да­ю­щие высо­ким воз­дей­ству­ю­щим потен­ци­а­лом мар­ке­ры воз­ра­же­ния созда­ли в пуб­ли­ци­сти­че­ских текстах про­фес­си­о­на­лы речи, вклю­чив­ши­е­ся в поле­ми­ку в резуль­та­те созна­тель­но­го рас­ши­ре­ния ини­ци­а­то­ра­ми ком­му­ни­ка­тив­но­го пространства.

В про­цес­се поле­ми­ки вос­ста­нав­ли­ва­лась наци­о­наль­ная аксио­ло­гия, рас­смат­ри­ва­ю­щая труд на зем­ле не про­сто как сред­ство выжи­ва­ния и мате­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния, а как цен­ность, при­да­ю­щую смысл чело­ве­че­ско­му суще­ство­ва­нию. Были акту­а­ли­зи­ро­ва­ны тра­ди­ци­он­ные ста­тус­ные харак­те­ри­сти­ки поле­ми­стов как ком­пе­тент­ных рито­ров, про­фес­си­о­на­лов речи. Участ­ни­ки поле­ми­ки на заклю­чи­тель­ном эта­пе смог­ли вос­ста­но­вить клас­си­че­ский алго­ритм оцен­ки реаль­но­го поло­же­ния дел, осно­ван­ный на ответ­ствен­но­сти за сло­во, на «остром чув­стве сво­е­го дол­га перед вели­чай­шей и все­объ­ем­лю­щей про­бле­мой совре­мен­но­сти — “быть или не быть?” — во всех ее аспек­тах» [Залы­гин 1983: 50]. Важ­ней­шую при­чи­ну такой высо­кой резуль­та­тив­но­сти обще­ствен­ной поле­ми­ки на науч­ную тему назвал С. С. Аве­рин­цев, счи­тав­ший, что толь­ко новое вре­мя застав­ля­ло и дава­ло воз­мож­ность «уточ­нять, дово­дить до воз­мож­ной отчет­ли­во­сти выяс­не­ние сво­ей мыс­ли и ее отно­ше­ние к чужим пози­ци­ям» [Аве­рин­цев 1990: 82].

Выводы

Про­ана­ли­зи­ро­ван­ные мате­ри­а­лы даю воз­мож­ность гово­рить о том, что поле­ми­ка, спро­во­ци­ро­ван­ная акту­а­ли­за­ци­ей ста­рой науч­ной идеи, раз­ви­ва­лась по тра­ек­то­рии, зави­ся­щей не толь­ко от фак­то­ра адре­са­та, инфор­ма­ци­он­но­го кана­ла, но и от ком­му­ни­ка­тив­ных уста­но­вок ини­ци­а­то­ров, ста­тус­ных харак­те­ри­стик участ­ни­ков, осо­бен­но­стей гло­баль­ной ком­му­ни­ка­тив­ной ситу­а­ции. На раз­ных эта­пах под вли­я­ни­ем пере­чис­лен­ных фак­то­ров менял­ся меха­низм пода­чи науч­но­го мате­ри­а­ла: объ­ем попу­ля­ри­зи­ру­е­мо­го науч­но­го зна­ния, его струк­ту­ра, тех­ни­ки оце­ни­ва­ния, кана­лы пре­зен­та­ции, адре­сат. На уста­но­воч­ном эта­пе были созда­ны усло­вия, при кото­рых в пуб­лич­ную ком­му­ни­ка­цию с успе­хом мог­ли быть вве­де­ны попу­ляр­ные опи­са­ния обсуж­да­е­мых про­ек­тов, моти­ви­ру­ю­щие их резуль­та­ты науч­ных иссле­до­ва­ний, ито­ги рабо­ты спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных экс­перт­ных комис­сий, исто­ри­че­ские ана­ло­гии, пре­це­дент­ная инфор­ма­ция. Но далее насту­пи­ло вре­мя, когда осве­до­ми­тель­ная интен­ция была свер­ну­та под дав­ле­ни­ем поле­ми­стов, обла­да­ю­щих адми­ни­стра­тив­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, исполь­зо­ва­лись непоз­во­ли­тель­ные улов­ки вме­сто вер­ба­ли­зо­ван­ных вари­ан­тов возражения.

На заклю­чи­тель­ном эта­пе поле­ми­ки про­тив­ни­ки про­ек­та мак­си­маль­но рас­ши­ри­ли ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство, пред­став­ле­ние о субъ­ек­те ком­му­ни­ка­ции, изме­ни­ли рече­вую фор­му пре­зен­та­ции оце­ноч­ной интен­ции и выиграли.

Совет­ские чита­те­ли полу­чи­ли прин­ци­пи­аль­но важ­ный, «непри­выч­ный» опыт «рас­ши­ре­ния внеш­ней сво­бо­ды», пре­одо­ле­ния, как писал С. Аве­рин­цев, «умствен­но­го имму­но­де­фи­ци­та»: «Поче­му капи­ту­ли­ро­вал в свое вре­мя Коз­ле­вич перед воз­гла­сом Оста­па Бен­де­ра “Бога нет”? Надо пола­гать, пото­му, что он полу­чил рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние опре­де­лен­но­го типа, состо­яв­шее в ограж­де­нии вос­пи­ту­е­мо­го от воз­мож­но­сти столк­нуть­ся с иной точ­кой зре­ния, инто­на­ция аплом­ба в соеди­не­нии с непри­выч­ны­ми сло­ва­ми вызы­ва­ет шок, заме­ня­ю­щий все аргу­мен­ты» [Аве­рин­цев 1990: 81].

Полу­чен­ны­ми резуль­та­та­ми зна­чи­тель­ность ото­бран­но­го для ана­ли­за медий­но­го мате­ри­а­ла не исчер­пы­ва­ет­ся. Он откры­ва­ет воз­мож­но­сти иссле­до­ва­ния про­цес­са соци­а­ли­за­ции науч­но­го зна­ния, вари­ан­тов раз­вер­ты­ва­ния обще­ствен­ной поле­ми­ки как сред­ства ней­тра­ли­за­ции анти­на­уч­ных адми­ни­стра­тив­ных реше­ний. Кро­ме того, исто­ри­че­ский опыт тако­го типа поле­зен для пре­одо­ле­ния сего­дняш­ней ком­му­ни­ка­тив­ной ситу­а­ции, опи­са­ние кото­рой пред­ло­жи­ла А. Латы­ни­на, уло­вив­шая момент ее зарож­де­ния: «Нынеш­ний момент наших поле­мик, в кото­рых тор­же­ству­ет нетер­пи­мость, непри­ми­ри­мость, склон­ность вос­при­ни­мать чужое мне­ние не как иное, а как враж­деб­ное, а в любом оппо­нен­те видеть не ина­ко­мыс­ля­ще­го, а вра­га» [Латы­ни­на 1988: 139].

1 Оку­нев, Д. (2019). Гран­ди­оз­ный про­ект как СССР реки пово­ра­чи­вал. Газета.ru. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.gazeta​.ru/​s​c​i​e​n​c​e​/​2​0​1​9​/​1​0​/​2​2​a​1​2​7​7​1​2​7​2​.​s​h​t​m​l​?​y​s​c​l​i​d​=​l​m​t​9​o​v​3​k​6​5​8​0​9​0​8​411.

2 Куд­ря­шов, К. (2021). Пово­рот рек? Это цве­точ­ки! Поче­му отка­за­лись от про­ек­та Сибир­ско­го моря? Аргу­мен­ты и фак­ты. Элек­трон­ный ресурс https://​aif​.ru/​s​o​c​i​e​t​y​/​h​i​s​t​o​r​y​/​p​o​v​o​r​o​t​_​r​e​k​_​e​t​o​_​c​v​e​t​o​c​h​k​i​_​p​o​c​h​e​m​u​_​o​t​k​a​z​a​l​i​s​_​o​t​_​p​r​o​e​k​t​a​_​s​i​b​i​r​s​k​o​g​o​_​m​o​rya.

3 Воро­бьев, Д. В. (2006). Как госу­дар­ство спо­рит с собой. Непри­кос­но­вен­ный запас, 2 (46). Элек­трон­ный ресурс https://​magazines​.gorky​.media/​n​z​/​2​0​0​6​/​2​/​k​o​g​d​a​-​g​o​s​u​d​a​r​s​t​v​o​-​s​p​o​r​i​t​-​s​-​s​o​b​o​j​-​d​e​b​a​t​y​-​o​p​r​o​e​k​t​e​-​p​o​v​o​r​o​t​a​-​r​e​k​.​h​tml.

4 Мате­ри­а­лы XXV съез­да КПСС (1976). М.: Поли­т­из­дат. С. 47.

5 Мате­ри­а­лы XXV съез­да КПСС (1976). М.: Поли­т­из­дат. С. 53.

6 Мате­ри­а­лы XXV съез­да КПСС (1976). М.: Поли­т­из­дат. С. 143.

7 Мар­жец­кий, С. (2023). Сто­ит ли воз­вра­щать­ся к про­ек­ту раз­во­ро­та север­ных рек в Сред­нюю Азию? Репор­тер. Элек­трон­ный ресурс https://​topcor​.ru/​3​6​8​5​4​-​s​t​o​i​t​-​l​i​-​v​o​z​v​r​a​s​c​h​a​t​s​j​a​-​k​-​p​r​o​e​k​t​u​r​a​z​v​o​r​o​t​a​-​s​e​v​e​r​n​y​h​-​r​e​k​-​v​-​s​r​e​d​n​j​u​j​u​-​a​z​i​j​u​.​h​tml.

8 Пово­рот рек Сиби­ри. В шаге от апо­ка­лип­си­са (2014). Блог Т. Кочу­ри­ной. Элек­трон­ный ресурс http://​perevalnext​.ru/​p​o​v​o​r​o​t​-​r​e​k​-​s​i​b​i​r​i​-​v​-​s​h​a​g​e​-​o​t​-​a​p​o​k​a​l​i​p​s​isa.

9 Цит. по: Ряб­ки­на, А. (2016). Как Гор­ба­чев спас сибир­ские реки. LiveJournal. Элек­трон­ный ресурс https://​ed​-glezin​.livejournal​.com/​8​4​0​9​5​0​.​h​tml.

10 Куд­ря­шов, К. (2021). Пово­рот рек? Это цве­точ­ки! Поче­му отка­за­лись от про­ек­та Сибир­ско­го моря? Аргу­мен­ты и фак­ты. Элек­трон­ный ресурс https://​aif​.ru/​s​o​c​i​e​t​y​/​h​i​s​t​o​r​y​/​p​o​v​o​r​o​t​_​r​e​k​_​e​t​o​_​c​v​e​t​o​c​h​k​i​_​p​o​c​h​e​m​u​_​o​t​k​a​z​a​l​i​s​_​o​t​_​p​r​o​e​k​t​a​_​s​i​b​i​r​s​k​o​g​o​_​m​o​rya.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 7 сен­тяб­ря 2023 г.;
реко­мен­до­ва­на к печа­ти 6 фев­ра­ля 2024 г

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2024

Received: September 7, 2023
Accepted: February 6, 2024