Цель исследования — проанализировать содержание и тональность медийных материалов о России в китайском медиадискурсе, осмыслить, какие научные и технологические аспекты находятся в фокусе китайских медиа, и объяснить их актуализацию. Автор статьи выдвигает гипотезу, что анализ китайского медиадискурса позволяет выявить стратегически важные направления и обозначить тренды российско-китайского сотрудничества. По результатам поискового запроса на платформе Knowledge Resource Library из 43 300 результатов автором отобраны текстовые материалы, посвященные российской науке и технике в китайских медиа. По результатам проведенного автором поискового запроса на платформе Knowledge Resource Library в исследовании учтены 3547 материалов, отобранных по ключевому слову «Россия» в тексте или заголовке материала. Полученный материал ранжирован по количеству публикаций в различных китайских медиа. По результатам количественного отбора в качестве объекта в исследовании обозначены публикации в газете Science and Technology Daily, которая является официальным рупором Министерства науки и технологий Китайской Народной Республики. Газета является лидером мнения в области научно-технологических инноваций в Китае, располагает правительственными ресурсами, имеет широкую аудиторию и представляет собой конвергентную платформу. Эмпирическую базу настоящего исследования составляет 554 сообщения за период с 1 января 2019 г. по 1 декабря 2023 г. в газете Science and Technology Daily. Отобранные материалы были подвергнуты контент-анализу. Автор пришел к выводу, что тональность публикаций в Science and Technology Daily носит в целом позитивный характер, что в значительной степени определяется характером актуальных международных отношений. Газета освещает связанные с Россией вопросы исходя из их новостной ценности для Китая; негативное освещение, хотя и содержит критику, если расходится с китайским видением проблемы, презентуется взвешенно.
Representation of the Russian scientific and technological sphere in the media discourse of the People’s Republic of China using the example of the “Science and Technology Daily” newspaper
The purpose of the study: to analyze the content and tone of media materials about Russia in Chinese media discourse, to understand what scientific and technological aspects of Russia are in the focus of Chinese media and to explain their actualization. The author of the article hypothesizes that the analysis of Chinese media discourse allows us to identify strategically important areas and identify trends in Russian-Chinese cooperation. Based on the results of a search query on the Knowledge Resource Library (CNKI) platform, from 43,300,000 results, the author selected text materials devoted to Russian science and technology in Chinese media. Based on the results of a search query conducted by the author on the Knowledge Resource Library (CNKI) platform, the study took into account 3,547 materials selected by the keyword “Russia” in the text or title of the material. The resulting material was ranked by the number of publications in various Chinese media. Based on the results of quantitative selection, the object of the study is publications in the Science and Technology Daily newspaper, which is the official mouthpiece of the Ministry of Science and Technology of the People’s Republic of China. The newspaper is an opinion leader in the field of scientific and technological innovation in China, has government resources, has a wide audience and is a convergent platform. The empirical basis of this study is 554 reports for the period from January 1, 2019, to December 1, 2023, in the “Science and Technology Daily” newspaper. The selected materials were subjected to content analysis. As a result, the author came to the following conclusions: The newspaper covers various Russia-related issues based on their news value; while negative coverage, although containing sharp articles, is handled in a relatively calm manner.
Юйбо Го — аспирант;
https://orcid.org/0009-0008-5459-3960, gyb8439@gmail.com
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
Yubo Guo — Postgraduate Student;
https://orcid.org/0009-0008-5459-3960, gyb8439@gmail.com
St. Petersburg State University,
7–9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
Юйбо Го (2025). Представление российской научно-технологической сферы в медиадискурсе КНР на примере газеты Science and Technology Daily. Медиалингвистика, 12 (1), 138–152.
URL: https://medialing.ru/predstavlenie-rossijskoj-nauchno-tekhnologicheskoj-sfery-v-mediadiskurse-knr-na-primere-gazety-science-and-technology-daily/ (дата обращения: 18.05.2025)
Yubo Guo (2025). Representation of the Russian scientific and technological sphere in the media discourse of the People’s Republic of China using the example of the “Science and Technology Daily” newspaper. Media Linguistics, 12 (1), 138–152. (In Russian)
URL: https://medialing.ru/predstavlenie-rossijskoj-nauchno-tekhnologicheskoj-sfery-v-mediadiskurse-knr-na-primere-gazety-science-and-technology-daily/ (accessed: 18.05.2025)
УДК 82-92
Постановка проблемы
Формирование и продвижение национального имиджа является стратегической коммуникацией, поскольку включает в себя политический, экономический, региональный, научно-технологический имидж и влияет на дипломатическую и коммерческую деятельность страны [Сюань 2009: 73]. Изучение научно-технологического имиджа страны всегда было темой, вызывающей больший интерес у медиаисследователей, поскольку журналисты, работающие в разных по уровню и тематике СМИ, опираются на разные источники и доказательства при оценке научных разногласий [Lehmkuhl, Peters 2016]. Отталкиваясь от структуры СМИ определенной страны, исследователь М. Лемкур (2012) проанализировал различия в представлении научного контента в СМИ разных стран, выявил те страны, структура каналов которых способствует формированию разнообразной научной картины. Так, весьма разнообразен научный контент Швеции, Финляндии и Германии по сравнению с Великобританией и Ирландией, где публичное представление научного имиджа страны менее дифференцировано, или с Испанией, Грецией, Болгарией и Эстонией, где оно вообще представлено слабо [Lehmkuhl, Karamanidou, Moerae 2012]. Н. В. Мамонова подчеркивает, что комплекс речевых и когнитивных механизмов позволяет увеличить включенность читателя и его осведомленность о научном потенциале региона, его ценности, а также, что немаловажно, повысить престиж региона [Мамонова 2023]. Профессор Второго Пекинского института иностранных языков Ван Сяоцзюань, сделав анализ медиаобраза Китая в «Российской газете», отмечал, что в представлении российского потребителя массмедиа-контента Китай представлен как супердержава, которая твердо идет по пути социализма со своей спецификой под руководством Компартии [Ван 2017]. Медиаобраз России в китайских медиа формирует интерес аудитории и демонстрирует доверие к российским научным и технологическим достижениям, что в дальнейшем выражается в инвестициях и стратегическом партнерстве. Анализ презентации России в китайском информационном пространстве позволяет определить приоритетные направления российско-китайского сотрудничества в научно-технологической сфере. Целью данного исследования является анализ презентации российской научно-технологической сферы в китайской газете Science and Technology Daily, что позволяет выявить приоритетные направления при формировании имиджа России как научно-технологической державы в китайском медиадискурсе.
История вопроса
Современные исследователи странового имиджа склоняются к расширенной интерпретации данного понятия. Е. В. Анохин определяет имидж как «сложившуюся в массовом сознании и имеющую характер стереотипа совокупность рациональных и эмоциональных представлений о стране, формирующихся у людей на этой основе собственного опыта и информации» [Анохин 2014: 214]. Д. Шважц подчеркивает, что национальные бренды наравне с туристической и инвестиционной привлекательностью, культурой являются репутационными факторами [Szwajca 2017], т. е. рефлексией сформировавшегося имиджа во внешней медиасреде. Страновый имидж детерминирован социально-психологической привлекательностью страны в сфере маркетинга [Телегина 2014]. С позиции маркетинга C. Мин Хан выделяет следующие функции странового имиджа: 1) формирование отношений потребителей к бренду страны; 2) влияние на намерения покупателей продукции страны; 3) влияние на оценку атрибутов продукции страны; 4) влияние на повышение статуса товарной категории страны [Min Han 1990]. Иными словами, качество товара национального бренда соответствует сформированному имиджу страны: «Сделано в России».
Факторы, влияющие на формирование имиджа страны, классифицируются и обобщаются по различным критериям. Как полагает Д. A. Котирлеа, его создание и изменение возможно только путем выяснения того, какую культуру и какую цивилизацию представляют люди этой страны [Cotírlea 2015]. И. В. Лябухов выделяет в качестве имиджеформирующих факторов страны географическое положение, культурно-исторические и этноконфессиональные особенности, менталитет ее жителей, этнические стереотипы [Лябухов 2011: 23].
Исследования национального имиджа России начались с приходом рыночной экономики, исследования имиджа имеют самые разные направления и идеологические векторы. Так, И. Телешева и И. Денисова анализируют языковые формы и средства в английском дискурсе, чтобы проанализировать производство русских образов и их влияние на межкультурную коммуникацию, политические и экономические отношения [Telesheva, Denisova 2015]. М. Илюшкина и А. Чудинов анализировали негативный имидж России, представленный метафорическими идеологическими шаблонами в американском новостном дискурсе, связанном с событиями в России [Ilyushkina, Chudinov 2019]. Е. Осипова, представитель американской школы коммуникаций, отмечала, что на национальный имидж России во внешней медиасреде по-прежнему влияет многовековая история авторитарного правления. Россия в западном восприятии по-прежнему базируется на устоявшихся стереотипах, поэтому после распада Советского Союза российские лидеры начали использовать новые методы публичной дипломатии и создавать новые медиабренды для адаптации национального имиджа к восприятию западным сообществом [Osipova 2012]. В отличие от американской школы коммуникаций, профессор Хэйлунцзянского университета Тянь Ганцзянь и научный сотрудник Института исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Сюэ Фици изучили культурную внешнюю политику и национальный имидж России в период правления В. Путина (с 2012 г.). Ученые отметили, что Россия, с одной стороны, помнит славную историю империи, использует национальную классику в качестве представления эстетической идентичности [Тянь 2016: 94], а с другой стороны, демонстрирует свои национальные возможности и прогресс во всесторонней модернизации на примере проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. [Сюэ 2014: 47].
Исследователь Чжан Моцинь полагает, что субъектом научно-технологического странового имиджа является широкая общественность, а объектами — составные элементы национальной научно-технологической системы, такие как научно-технологические достижения, научно-технологические инновации, научно-технологическое развитие и применение научных разработок, сами ученые и пр. [Чжан 2006]. Чжэн Юань определяет научно-технологический имидж как восприятие общественностью научно-технологических возможностей и достижений страны. По его мнению, научно-технологический имидж включает имидж научно-технологических предприятий, правительства и научно-технологической продукции [Чжэн 2019].
Таким образом, наука и технологии являются драйвером национального и регионального экономического развития, а формирование в медиа позитивного имиджа национальной науки и технологий — показатель благополучия государства. Лидерство в развитии науки и технологий становится одним из ключевых аспектов повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности страны [Молодцова 2022]. В настоящее время китайско-российское стратегическое партнерство вступило в новый этап развития, уровень экономического и торгового сотрудничества между двумя странами повысился, масштабы продолжают расширяться, а научно-технологическое сотрудничество становится ключевым направлением для будущей модернизации китайско-российских торговых отношений [Гэ 2022].
Описание методики исследования
Материал для анализа презентации России как научно-технологической державы собран на базе проекта Китайской национальной инфраструктуры знаний CNKI (China National Knowledge Infrastructure), в которой общий объем международной и китайской научной литературы превышает 300 млн статей, образуя крупнейшую в мире конвергентную платформу информационных ресурсов. В настоящее время читателями и пользователями CNKI Knowledge Resource Library являются 33 000 организации в 56 странах и регионах мира, число читателей составляет 200 млн человек. При вводе в поисковую строку на сайте CNKI слова «Россия» система выдает 170 300 результатов. При вводе в поисковую строку слов «Россия», «наука и технологии» система выдает 43 300 результатов по статьям в научных журналах, материалам научных конференций, монографий и СМИ. По результатам поискового запроса на CNKI из 43 300 результатов нами отобраны именно газетные материалы, посвященные российской науке и технике. В результате проведенного отбора к анализу привлечено 3547 прокомментированных сообщений из разных газет (рис. 1).

Как видно из приведенной выше диаграммы, среди десяти СМИ, которые уделяют большое внимание российскому научно-технологическому сектору и содержат наибольшее количество комментариев, наиболее заметным и частым является Science and Technology Daily — 17 %. Именно эти публикации стали эмпирическим материалом исследования. Анализ отобранных новостных сообщений дает самое полное представление о научно-технологическом имидже России в китайском медиадискурсе.
Газета Science and Technology Daily, ранее известная как China Science and Technology Daily, основана 1 января 1986 г. Министерством науки и техники (ранее — Государственная комиссия по науке и технике), Национальной комиссией по оборонной науке и промышленности (NDSC), Китайской академией наук (CAS) и Китайской ассоциацией науки и техники (CAST). 1 января 1987 г. China Science and Technology Daily была переименована в Science and Technology Daily, превратившись из еженедельной газеты в ежедневную. Обоснованием для выбора Science and Technology Daily стали следующие факторы: газета является лидером научно-технологических новостей, типичным представителем медиа в области научно-технологической повестки, обладает солидной государственной поддержкой, имеет широкую читательскую аудиторию, поскольку на конвергентном ресурсе объединяет газету, веб-сайт, микроблог, журнал и имеет мобильное приложение.
Для анализа привлечены сообщения из Science and Technology Daily с 2019 по 2023 г. за последние пять лет, с 1 января 2019 г. по 1 декабря 2023 г. Хронологическая рамка обусловлена следующим: в течение этого периода глобальный научно-технический ландшафт претерпел значительные изменения, в том числе произошли быстрое развитие 5G, искусственного интеллекта и других технологий, углубление китайско-американских научных и технологических конфликтов. В тот же период в отношениях между Китаем и Россией произошли позитивные изменения: расширилось сотрудничество между двумя сторонами в области науки и техники, начались совместные проекты исследований и разработок, увеличился обмен научными и технологическими кадрами. Все эти факторы обусловили повышенное внимание китайских СМИ к России как научно-технологической державе.
При отборе публикаций в Science and Technology Daily по заголовкам, включающим слова «Россия», «наука», «технологии», получено 578 результатов, 24 из них, с дублированным содержанием и не относящиеся к области науки и техники, удалены путем ручной проверки. В итоге выявлено 554 результата, что и составило эмпирическую базу для контент-анализа.
Выделенные 554 сообщения о России были классифицированы по шести темам: медицина и здравоохранение, вооружение, авиация и аэрокосмическая промышленность, энергетика, бионаука и китайско-российское сотрудничество в области науки и технологии. Указанные отрасли позволяют получить полное представление имиджа России как научно-технологической державы в медиасреде Китая.
Отобранный отраслевой контент в Science and Technology Daily мы классифицировали по тональности (tone of voice) на позитивные, нейтральные или негативные: 1) сообщения, в которых представляются новые изобретения, технологические достижения, технологическая политика и практика России классифицируются как позитивные; 2) сообщения, ставящие под сомнение или отрицающие достижения российской науки и технологий, или сообщения, которые могут создать негативные ассоциации, классифицируются как негативные; 3) сообщения без каких-либо положительных или отрицательных коннотаций классифицируются как нейтральные.
Анализ материала и результаты исследования
Количественный анализ публикаций в Science and Technology Daily
Статистические результаты сообщений о нескольких странах, освещаемых в Science and Technology Daily в период с 1 января 2019 г. по 1 декабря 2023 г., представлены на рис. 2.

Общее количество публикаций в СМИ о той или иной стране может свидетельствовать о ее международном статусе. В период с 2019 по 2023 г. газета Science and Technology Daily опубликовала о США 477 материалов, о России — 554, Франции — 136, Великобритании — 135, Японии — 245, Индии — 86. Как показывает анализ данных, сообщений о России в указанный период было значительно больше.
Количество сообщений о китайско-российской научно-технологической торговле и сотрудничестве занимает первое место — 290 сообщений, что составляет 52,3 % от общего количества.
На здравоохранение и аэрокосмическую отрасль пришлось по 63 статьи, что составляет 11,3 % от общего количества, а на бионауки — меньше всего, 19 статей, или 3,4 % от общего количества. Сравнивая широту научно-технологической сферы России и количество публикаций по каждой из них, можно сделать вывод, что Science and Technology Daily формирует в китайской медиасреде национальный имидж России как страны, обладающей передовыми аэрокосмическими технологиями и развитыми медицинскими технологиями (табл. 1).
Таблица 1. Количество публикаций о России
Тема/направление | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Всего статей | % |
Китайско-российское сотрудничество в научно-технологической сфере | 44 | 57 | 76 | 45 | 68 | 290 | 52,3 |
Медицина и здравоохранение | 1 | 33 | 22 | 5 | 2 | 63 | 11,3 |
Энергетика | 1 | 6 | 4 | 11 | 3 | 25 | 4,5 |
Вооружение | 9 | 19 | 2 | 12 | 5 | 47 | 8,5 |
Аэрокосмическая промышленность | 11 | 12 | 20 | 11 | 9 | 63 | 11,3 |
Биологические науки | 1 | 10 | 2 | 5 | 1 | 19 | 3,4 |
Другие | 11 | 16 | 10 | 7 | 3 | 47 | 8,5 |
Качественный анализ публикаций Science and Technology Daily
Объективность — основное требование к подаче новостей, принцип объективности также является главным принципом журналистики, но из-за влияния глобальной медийной среды, субъективных предубеждений журналистов, концепции редакции, доминирования национальной идеологии и преследования национальных интересов Science and Technology Daily имеет определенный идеологический крен в научно-технологическом освещении России. В связи с перспективами российско-китайского сотрудничества в последние годы тенденция освещения России в Science and Technology Daily с 2019 по 2023 г. выглядит так, как показано в табл. 2: преобладает позитивное освещение (515, что составляет 92,9 % от общего числа сообщений), которое дополнено нейтральными сообщениями (34, 6,1 % от общего числа сообщений) и негативными публикациями (5, 1 % от общего числа публикаций). Позитивные и нейтральные составили 99 % от общего числа публикаций. Можно заметить, что тональность публикаций в Science and Technology Daily в значительной степени зависит от актуального характера международных отношений.
Таблица 2. Тональность освещения России в публикациях
Тема/направление | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
Китайско-российское сотрудничество в научно-технологической сфере | 290 | – | – |
Медицина и здравоохранение | 53 | 8 | 2 |
Энергетика | 22 | 3 | – |
Военное оружие | 43 | 3 | 1 |
Аэрокосмическая промышленность | 57 | 4 | 2 |
Биологические науки | 16 | 3 | – |
Другие | 34 | 13 | – |
Общее количество | 515 | 34 | 5 |
% | 92,9 | 6,1 | 1 |
Тематический подход к анализу структуры национального имиджа России в Science and Technology Daily представляет китайско-российское сотрудничество в шести кластерах: медицина и здравоохранение, энергетика, военная отрасль, аэрокосмическая отрасль и биологические науки. Всего найдено и проанализировано 290 сообщений, из которых все имели позитивную тональность (табл. 3).
Таблица 3. Публикации о китайско-российское сотрудничестве в научно-технологической сфере
Год | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
2019 | 44 | – | – |
2020 | 57 | – | – |
2021 | 76 | – | – |
2022 | 45 | – | – |
2023 | 68 | – | – |
Как показывают приведенные данные, Science and Technology Daily высоко оценивает все проекты российско-китайского сотрудничества, научные и технологические организации и научно-технические достижения, что актуализируется в следующих заголовках публикаций: Международная совместная лаборатория китайско-российского характерного сельского хозяйства добилась замечательных результатов; проведено 81 мероприятие по китайско-российскому научно-технологическому обмену и сотрудничеству; провинция Хэйлунцзян собирает богатый урожай в рамках мероприятий Китайско-российского года научно-технологических инноваций; Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин направили поздравительные письма Третьему китайско-российскому энергетическому бизнес-форуму; Объединенные силы Ланьчжоуского университета Цзяотун создают совместные лаборатории с российскими университетами; Российско-китайское сотрудничество в области ядерной энергетики: живой гимн созданию сообщества человеческой судьбы.
На содержание и тональность публикаций в СМИ влияет множество факторов, включая редакционную политику, целевую аудиторию, политическую обстановку и статус СМИ (государственные, частные, независимые и т. д.). Science and Technology Daily могут выполнять имиджеобразующие задачи, такие как продвижение национальных интересов, укрепление международных отношений или демонстрация положительных результатов сотрудничества: общий интерес в области науки и технологий китайских и российских лидеров, совместные заявления, конференции, форумы, образовательные программы университетов двух стран.
Рассмотрим каждую российскую научно-технологическую сферу, представленную в Science and Technology Daily (2019–2023).
1. Медицина и здравоохранение. По этой теме проанализировано 63 сообщения, из которых 53 — позитивные, 8 — нейтральные и 2 — негативные (табл. 4).
Таблица 4. Публикации о медицине и здравоохранении
Год | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
2019 | 1 | – | – |
2020 | 29 | 4 | – |
2021 | 17 | 3 | 2 |
2022 | 4 | 1 | – |
2023 | 2 | – | – |
После 2020 г. в связи с глобальной эпидемией и инициативами России по борьбе с эпидемией и разработке вакцин, когда Россия стала первой страной, зарегистрировавшей вакцину от коронавируса, количество публикаций о российской медицинской науке резко возрастает. В 2021 г., когда эпидемия стихает, освещение и внимание к российскому сектору медицины и здравоохранения не прекращаются, а, наоборот, смещаются от коронавируса к более технологичным методам лечения заболеваний. В 2022–2023 гг. освещение российского сектора здравоохранения начинает снижаться, из-за того что бóльшая часть сообщений переходит в тему российско-китайского научно-технологического сотрудничества, в том числе в сфере медицины.
Позитивные сообщения о российской медицине и здравоохранении в газете Science and Technology Daily посвящены российским прорывам и инновациям в определенных областях, таким как разработка вакцин и медицинского оборудования, а также другим достижениям в области медицинских технологий: Россия разрабатывает новую технологию поиска раковых клеток в кровотоке; В России создан новый метод интерпретации данных о деятельности мозга, который в пять раз точнее магнитно-резонансной томографии; Впервые в России применяется химиоинфузия для лечения злокачественных опухолей мозга; В России разработан новый метод высокоточной визуализации церебральных сосудов.
Стоит отметить, что в каждом сообщении о новых открытиях и технологиях Science and Technology Daily упоминает организацию (университет), в которой проводилось исследование, что в значительной степени повышает узнаваемость и репутацию российских университетов [Telnovа, Bykova 2020] в Китае: Группа исследователей из Томского политехнического университета и трех других российских научно-исследовательских институтов разработала новый метод целевой визуализации метастазов в раковых опухолях, который в 100 раз эффективнее аналогичных методов и способствует разработке более персонализированной стратегии лечения онкологических больных, а также значительной экономии средств на лекарства; Квантовый центр Сколковского института науки и технологий (Москва, Россия) и Российская высшая школа экономики совместно разработали сверхчувствительный твердотельный магнитометр для сканирования мозга, который позволяет снизить стоимость магнитной томографии мозга в 10 раз; Исследователи Московского государственного психолого-педагогического университета (Россия) разработали технологию диагностики заболеваний мозга с помощью измерения электромагнитных гамма-колебаний в мозге, которая, как ожидается, позволит улучшить методы диагностики и лечения шизофрении, болезни Альцгеймера, эпилепсии и многих других заболеваний.
Некоторые меры, принятые Россией во время эпидемии, вызвали негативные отзывы в китайских СМИ, что было связано с пристальным вниманием китайских властей к тотальной вакцинации и соблюдению полного локдауна в своей стране, масочного режима, в то время как в России меры по соблюдению масочного режима, локдауна и вакцинации были мягкими, что нашло отражение в характере публикаций: Низкий уровень вакцинации, плохая осведомленность о профилактике и контроле — тяжелая эпидемия неокороны снова поражает Россию; Российская вакцина «Спутник» от COVID-19 не одобрена для использования Управлением по регулированию товаров медицинского назначения ЮАР.
2. Энергетика.
Освещение деятельности России в энергетическом секторе в Science and Technology Daily носит преимущественно позитивный и нейтральный характер (табл. 5). Публикации об успешной разработке высокостабильного метода получения халькогенидов, создании уникального сплава для аэрокосмических газовых турбин и разработке всепогодных солнечных панелей подчеркивают позицию России как мирового лидера в научно-технологической сфере. Нейтральную тональность имели публикации о повышении безопасности высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов. В сообщении Science and Technology Daily об энергетическом секторе России широко используются прилагательные с позитивными коннотациями: передовой, эффективный, устойчивый, лидерский, мощный, диверсифицированный, всеобъемлющий.
Таблица 5. Публикации об энергетике
Год | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
2019 | 1 | – | – |
2020 | 5 | 1 | – |
2021 | 3 | 1 | – |
2022 | 10 | – | – |
2023 | 4 | – | – |
3. Военные технологии (табл. 6).
Таблица 6. Публикации о военных технологиях
Год | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
2019 | 7 | 2 | – |
2020 | 19 | – | – |
2021 | 2 | – | – |
2022 | 10 | 1 | 1 |
2023 | 5 | – | – |
Для того чтобы обобщить представление о российской военно-оружейной сфере в Science and Technology Daily, сделана подборка репрезентативных новостных заголовков: Насколько мощной является российская атомная торпеда «Посейдон»?; Еще одно гиперзвуковое оружие! Ракеты «Циркон»» стали самыми острыми ножами России на море; За главным военным спутником США следит российский космический аппарат; Как получилось, что у передового российского оружия нет «чип-кризиса», несмотря на постоянные санкции? В заголовках актуализировано стремление Китая представить Россию как близкого соседа и надежного партнера, подчеркнуть общую мощь и способность двух стран противостоять внешним вызовам и угрозам.
4. Аэрокосмическая промышленность (табл. 7).
Таблица 7. Публикации об аэрокосмической промышленности
Год | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
2019 | 9 | 1 | – |
2020 | 10 | – | – |
2021 | 17 | 1 | 1 |
2022 | 15 | 1 | 1 |
2023 | 6 | 1 | – |
Позитивные публикации (57). Например, сообщалось, что Россия планирует построить первый частный космодромдля развития бизнеса космического туризма, что знаменует собой новое продвижение в освоении космоса в России. Кроме того, в России разработана космическая стиральная машина, которая позволяет космонавтам на Международной космической станции стирать свою одежду прямо в капсуле, что значительно улучшает качество их жизни. Даже российскому «Космическому экспрессу» требуется всего 3 часа 19 минут, чтобы добраться от земли до МКС, что демонстрирует лидерство России в области космического транспорта. Наконец, успех России в производстве испытанных в полете 3D-печатных авиадвигателей.
Нейтральные публикации (4) представляют новости о российских аэрокосмических проектах и повседневной жизни космонавтов.
Негативные сообщения (2) информируют о проблемах отрасли. Например, глубокий анализ причин крушения российского авиалайнера выявил возможные проблемы с безопасностью гражданской авиации в России. В то же время дым и запах гари из российского служебного модуля «Звезда» на Международной космической станции.
5. Биологические науки (табл. 8).
Таблица 8. Публикации о биологических науках
Год | Позитивные | Нейтральные | Негативные |
2019 | 1 | – | – |
2020 | 8 | 2 | – |
2021 | 2 | – | – |
2022 | 4 | 1 | – |
2023 | 1 | – | – |
Наибольшее количество положительных сообщений (16) посвящено результатам российских исследований и инновационным прорывам в области бионаук, таким как успешное воспроизведение наноструктурного слоя роговицы дрозофилы меланогастер, выделение препарата против рака легких из тропического растения и разработка биологически активных соединений, содержащих атомы фтора. Эти позитивные и передовые научно-технические достижения получили полное признание и высокую оценку китайских СМИ, что еще больше укрепило имидж России как научно-технической державы. Три нейтральных сообщения дают читателям представление о высокотехнологичных и систематических исследованиях в области бионаук.
Выводы
В 2019–2023 гг. общее количество сообщений о России в Science and Technology Daily было выше, чем о США, Японии, Великобритании и Франции. Сообщения о китайско-российском сотрудничестве в научно-технологической сфере были самыми многочисленными, за ними следовали темы по медицине, аэрокосмической промышленности, энергетике. Биологические науки представлены наименьшим количеством. За пятилетний период сообщения по российской тематике были в основном позитивными, дополненными нейтральными сообщениями.
Общий национальный имидж Российской Федерации, построенный Science and Technology Daily, показывает, что Россия является технологической державой с сильным научным опытом, прочной исследовательской базой, лидирующей в мире во многих научных и технологических областях. Однако, как и в любом другом источнике информации, в Science and Technology Daily встречаются различные точки зрения на развитие российской науки и технологий. Некоторые материалы критически относятся к некоторым аспектам науки и технологий в России, если они расходятся с китайским видением проблемы.
В целом освещение России в Science and Technology Daily носит дружественный характер и способствует развитию и углублению китайско-российского сотрудничества в различных областях науки и техники. Тональность публикаций в Science and Technology Daily в значительной степени зависит от характера актуальных международных отношений. Газета продолжает освещать различные связанные с Россией вопросы исходя из их новостной ценности. Негативное освещение, хотя и содержит критику, презентуется взвешенно.
Анохин, Е. В. (2014). Имидж страны: проблемы формирования и управления. Проблемы современной экономики, 3 (51), 214–218.
Ван, С. (2017). Имидж Китая в онлайн-версии газеты «Аргументы и факты». Медиалингвистика, 1 (16), 58–70.
Гэ, С. (2022). Реформа российской региональной инновационной системы и ее последствия для китайско-российского научно-технического сотрудничества. Business Economics, 7, 96–97. (На кит. яз.)
Лябухов, И. В. (2011). Государственная политика по формированию имиджа Российской Федерации на международной арене. Автореф. дис. … канд. полит. наук. Пермь.
Мамонова, Н. В. (2023). Особенности репрезентации медиаобраза науки (на материале регионального новостного сетевого издания 1obl.ru). Медиалингвистика, 10 (3), 376–393.
Молодцова, О. П. (2022). Научно-технологическая деятельность: сущность и место в системе смежных понятий. Научные записки молодых исследователей, 5, 65–76.
Сюань, Б. (2009). Медиаобраз. Пекин: Коммуникационный университет Китая. (На кит. яз.)
Сюэ, Ф. (2014). Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014: России нужна история успеха. Современный мир, 3, 47–49. (На кит. яз.)
Телегина, К. И. (2014). Понятие и структура имиджа государства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 12 (50), 191–194.
Тянь, Г. (2016). Российская культурная внешняя политика и формирование национального имиджа в эпоху Путина. Журнал Северо-Восточного педагогического университета (издание по философии и общественным наукам), 3, 94–96. (На кит. яз.)
Чжан, М. (2006). Анализ региональных стратегий рекламы имиджа науки и технологий. Modern Intelligence, 6, 222–225. (На кит. яз.)
Чжэн, Ю. (2019). Исследование научно-технологического имиджа Китая, представленное The New York Times. Дис. … канд. филол. наук. Узань. (На кит. яз.)
Cotírlea, D. A. (2015). Country image vs. country brand: Differences and similarities. Ecoforum, 4 (1), 165–171.
Ilyushkina, M., Chudinov, A. (2019). Metaphorical Modeling of Russia’s Image in the Mass Media: The Case of American Press. Language and Culture, 45, 20–30.
Lehmkuhl, M., Karamanidou, C., Moerae, T. (2012). Scheduling Science on Television: A Comparative Analysis of the Representations of Science in 11 European countries. Public Understanding of Science, 21 (8), 1002–1018.
Lehmkuhl, M., Peters, H. P. (2016). Constructing (Un-)certainty: An Exploration of Journalistic Decisionmaking in the Reporting of Neuroscience. Public Understanding of Science, 25 (8), 909–926.
Min Han, C. (1990). Testing the Role of Country Image in Consumer Choice Behaviour. European Journal of Marketng, 24 (6), 24–40. (На кит. яз.)
Osipova, Y. (2012). New Russian Public Diplomacy: Conceptualization, Practice and Limitations. Culture and Technology, 12, 1–34.
Szwajca, D. (2017). The Importance of Reputation of a Country in the Process of Building Its Competitive Advantage on the Global Market. Scientific Journal WSFiP, 1, 99–114.
Telesheva, I., Denisova, I. (2015). The Evolution of the Russian Image in the English Discourse. Procedia Social and Behavioral Science, 4, 89–94.
Telnova, I., Bykova, E. (2020). How a Scientific Communicator Transforms into a Producer of Scientific Projects. In 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS) (pp. 63–67). St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc.
Anokhin, E. V. (2014). The image of the country: problems of formation and management. Problemy sovremennoi ekonomiki, 3 (51), 214–218. (In Russian)
Chzhen, Y. (2019). Research on China’s Science and Technology Image presented by The New York Times. PhD thesis. Wuhan. (In Chinese)
Cotírlea, D. A. (2015). Country image vs. country brand: differences and similarities. Ecoforum, 4, 165–171.
Ge, X. (2022). Reform of the Russian regional innovation system and its implications for Sino-Russian scientific and technological cooperation. Business Economics, 7, 96–97. (In Chinese)
Ilyushkina, M., Chudinov, A. (2019). Metaphorical Modeling of Russia’s Image in the Mass Media: The Case of American Press. Language and Culture, 45, 20–30.
Lehmkuhl, M., Karamanidou, C., Moerae, T. (2012). Scheduling Science on Television,A Comparative Analysis of the Representations of Science in 11 European countries. Public Understanding of Science, 21 (80), 1002–1018.
Lehmkuhl, M., Peters, H.P. (2016). Constructing (Un-)certainty: An Exploration of Journalistic Decisionmaking in the Reporting of Neuroscience. Public Understanding of Science, 25 (8), 909–926.
Liabukhov, I. V. (2011). State policy on shaping the image of the Russian Federation in the international arena. PhD thesis abstract. Perm. (In Russian)
Mamonova, N. V. (2023). The representation of the science media image (exemplified by mediatexts of the regional online news publication 1obl.ru). Media Linguistics, 10 (3), 376–393. (In Russian)
Min Han, C. (1990). Testing the Role of Country Image in Consumer Choice Behavior. European Journal of Marketing, 6 (24), 24–40. (In Chinese)
Molodtsova, O. P. (2022). Scientific and technological activity: Essence and place in the system of related concepts. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei, 5, 65–76. (In Russian)
Osipova, Y. (2012). New Russian Public Diplomacy: Conceptualization, Practice and Limitations. Culture and Technology, 12, 1–34.
Szwajca, D. (2017). The Importance of Reputation of a Country in the Process of Building Its Competitive Advantage on the Global Market. Scientific Journal WSFiP, 1, 99–114.
Telesheva, I., Denisova, I. (2015). The Evolution of the Russian Image in the English Discourse. Procedia Social and Behavioral Science, 4, 89–94.
Telnova, I., Bykova, E. (2020). How a Scientific Communicator Transforms into a Producer of Scientific Projects. In 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS) (pp. 63–67).
St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc.
Tian, G. (2016). Russian Cultural Foreign Policy and the Formation of National Image in the Putin Era. Journal of Northeastern Normal University (philosophy and Social Sciences Edition), 3, 94–96. (In Chinese)
Wang, X. (2017). National image of China in on-line newspaper “Arguments and Facts”. Media Linguistics, 1 (16), 58–70. (In Russian)
Xuan, B. (2009). Media Image. Beijing: Communication University of China Press, 73. (In Chinese)
Xue, F. (2014). Sochi 2014 Winter Olympics: Russia needs a success story. Modern World, 3, 47–49. (In Chinese)
Zhang, M. (2006). Analysis of Regional Science and Technology Image Advertising Strategies. Modern Intelligence, 6, 222–225. (In Chinese)
Статья поступила в редакцию 21 февраля 2024 г.
рекомендована к печати 27 сентября 2024 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2025
Received: February 21, 2024
Accepted: September 27, 2024