Воскресенье, Октябрь 20Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике

ЛОЗУНГИ КАК ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ. ИХ ТЕМАТИКА И ИСТОКИ

2016, № 3 (13), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Лозунговый фонд российских СМИ формируется не только благодаря усилиям идеологам партий и различных общественных движений постперестроечного времени, но и под влиянием публицистики советской эпохи. Доминантными темами этого фонда являются любовь к Родине, прославление России, гордость её граждан за Победу в Великой Отечественной войне, поддержка акта воссоединения Крыма с Россией, солидарность с ополченцами Донецкой и Луганской народных республик, осуждение терроризма. Лозунги, призывы и девизы социалистического прошлого в российских СМИ либо подвергаются различного рода трансформациям для дискредитации заложенных в них идей, либо используются как модели для создания лозунгов, девизов и призывов, соответствующих реалиям современной России. Эти два лозунговых пласта, использующиеся россий

ДИСКУРСИВНОЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ВАРЬИРОВАНИЯ АКТУАЛЬНОЙ ФРАЗЕОСЕМАНТИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИКАЦИЙ)

2016, № 3 (13), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматривается механизм дискурсивно обусловленного смыслообразования в тексте интернет-публикаций с использованием фразеологических единиц «актуального поля» — неофразем. Отмечается функция неофраземы как своеобразного прецедентного фактора, который характеризует дискурс определённого автора интернет-публикаций. Дискурсивное смыслообразование описывается как когнитивно-прагматический процесс в ракурсе его обусловленности характером дискурса, фактором дискурсивной личности автора и комплексом прагматических условий и установок коммуникации. Для определения основных проблемных полей анализа уточняются понятия дискурсивной личности, дискурса, топика дискурса и дискурсивной интенции. Дискурсивный потенциал фразеосемантики описан в плане взаимодействия дискурсивной интенции и

О ФРАЗЕОСХЕМАХ В ЗАГЛАВИЯХ ХОРВАТСКОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

2016, № 3 (13), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В течение последних десятилетий заглавие привлекает серьезное внимание исследователей, как лингвистов, так и теоретиков художественной литературы. Все подчеркивают уникальное положение заглавия в тексте, причем именно из него исходит многообразие его функций. Большинство исследователей выделяет пять основных функций заглавия: номинативную, информативную и коммуникативную, разделительную, экспрессивно-апеллятивную и рекламную. В первой части настоящей работы приводятся примеры хорватских заглавий с трансформированными устойчивыми выражениями и прецедентными текстами, встречающимися в публицистике. Во второй части работы анализируются два крылатых выражения (Я мыслю, следовательно, существую; Пришел, увидел победил) с точки зрения проведенных видов трансформации в заглавиях. Для каждого из

ЯЗЫК ЭМОЦИЙ В ФИЛЬМЕ

2016, № 2 (12), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Что способствует эмоциональному взаимодействию с художественным литературным и кинонарративом? Что сообщает нам язык тела персонажей и как он помогает нашему погружению в фикциональный мир? Как нарративные структуры задают определенный отклик на эмоциональное содержание события, о котором говорится в книге или фильме? В статье исследуется когнитивная основа телесных нарративов и составляющие ее элементы — жесты, мимика, движения тела с целью раскрыть механизмы рассказывания и переживания историй. Автор приходит к выводу, что события фильма воспроизводят универсальные прототипические способы взаимодействия человека с другими людьми и с миром, в том числе при помощи телесной динамики, которая является одним из кинематографических средств эмоционального воздействия на зрителя. Abst

АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МЕДИАТЕКСТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ КИНО: ЖАНРОВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

2016, № 2 (12), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассматриваются медиаформаты современной кинокритики, отражающие активное взаимодействие вербальных и невербальных знаков в структуре креолизованных текстов. Усиление роли невербальных элементов коммуникации связано с визуализацией прагматического компонента медиатекстов, с унифицированной репрезентацией контента. Отмечаются изменения в области графической нормы; выявляется функциональная специализация вербальных и невербальных компонентов в медиатекстах о кино. Материалом исследования выступают печатные СМИ и Интернет. Особое внимание уделяется объяснительной журналистике, а также формату listicle — списочной журналистике. Объяснительная журналистика нацелена на оптимизацию синкретических форм медиатекстов. Списки, рейтинги, топы (ранжированные списки) являются одним из наиболе

ОЦЕНОЧНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРИЗНАК ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

2016, № 1 (11), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
В статье рассмотрена оценочность в свете социокультурных исследований журналистских текстов. В частности определены основные факторы, которые обусловливают оценочный знак материалов печатных СМИ: специфика социокультурного пространства, тип издания, жанровые особенности текста, индивидуальные особенности мировосприятия коммуникантов. Внимание уделяется использованию разнообразных лексических средств для выражения оценочности в текстах СМИ. Отмечается, что подвижность оценочных границ журналистского текста в значительной мере обусловлена как политическими изменениями в обществе, так и субъективным отношением говорящего к адресату речи, его действиям, поведению, событиям в социуме в целом. Оценочность текста, безусловно, формируется и на основе социокультурных стереотипов. Оценивая определ

ЯЗЫКОВАЯ ОБЪЕКТИВАЦИЯ ФЕМИННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ

2016, № 1 (11), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Современный человек говорит на языке массмедиа, следовательно, «реальность массмедиа» должна быть осознана во всех ее проявлениях, определяющих характер речевого, дискурсивного и культурно-символического поведения человека. В статье исследуются особенности языковой объективации феминности (совокупности стереотипных поведенческих черт женщины) на страницах российской версии глянцевого журнала «Cosmopolitan». Лексические, морфологические и стилистические средства русского языка, участвующие в конструировании медиатекстов, рассматриваются как опознавательные знаки гендерлекта. Особое внимание уделяется характеристике глянцевых журналов, которые можно отнести к неоднозначному культурному проекту, продвигающему новые ценностные ориентиры и пропагандирующему массовый гедонизм. Анализ лингвисти

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ МЕДИЙНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ИДИОСТИЛЬ

2015, № 4 (10), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена рассмотрению информационного поля языковой личности — одного из новых понятий формирующейся информационно-медийной парадигмы лингвистического знания. Информационное поле языковой личности определяется автором как пространство общения или индивидуальный дискурс, который складывается из дискурсивных практик человека в различных сферах коммуникации в процессе его профессиональной, творческой и личной жизни. Рассматриваются структура информационного поля медийной языковой личности; экстралингвистические и лингвистические средства его репрезентации в медиадискурсе; связь с тезаурусом языковой личности и ее идиостилем, который определяется комплексно, включая культурно-речевой, коммуникативный, когнитивный стили. Утверждается, что идиостиль не только влияет на формирование инф

МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ОСМЫСЛЕНИЯ CОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

2015, № 4 (10), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена анализу метафоры как средства осмысления окружающей действительности. В рамках развивающегося интенционального подхода представляет интерес изучение метафоры как речевого свойства медиатекста в целях постижения его интегративной природы, и в частности воздействующего эффекта в медиасфере. Указанные возможности метафоры исследуются на примере метафоры бездомности в русском медиадискурсе. Она рассматривается в качестве специфической особенности реализации действия онтологического архетипа бездомье. Указанная метафора становится одним из действенных средств эмотивной оценки событий, воздействия на адресата, а также важным инструментом привлечения внимания к проблемам общества. В статье определеляются источники метафоры в рамках современной лингвокультурной ситуации, а также

ОТ РЕМЕСЛЕННИКА ДО ХУДОЖНИКА. ИСКУССТВО ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СМИ

2015, № 3 (9), Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
СМИ (пресса, Интернет) манят и вдохновляют писателей-любителей. В прессе появляются жанровые эксперименты (новые разновидности уже существующих жанров, жанры, образующиеся на стыке жанров). Объявляются литературные конкурсы. Работают также писательские интернет-школы и курсы (порталы, сайты, блоги), в которых пользователи сети Интернет вместе создают тексты. Умение писать тексты имеет разные цели: развлекательную, терапевтическую, познавательную, потребительскую и коммерческую.  Abstract FROM CRAFTSMAN TO ARTIST. THE ART OF WRITING FOR MASS MEDIA Mass media (the press, Internet) encourages and inspires the amateur writers. The new experimental genres appear in the press (new variants of existing genres, border genres). Literary competitions are announced. There are many Int