Пятница, Март 22Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

НОВАТОРСКИЙ УЧЕБНИК

Рецензия на учебник: Стилистика и литературное редактирование: в 2 т. / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Юрайт, 2016. 325, 308 с.

В рецензии рассматривается учебник стилистики и литературного редактирования, созданный коллективом авторов под руководством профессора Л. Р. Дускаевой и адресованный будущим специалистам в области массмедиа. Книга включает в себя как традиционные для данного учебного курса разделы («Функциональная стилистика», «Литературное редактирование»), так и главы, ранее отсутствовавшие в подобных пособиях и отражающие новейшие тенденции в развитии стилистической системы современного русского литературного языка («Профессиональные стили прикладных коммуникаций»). Особую ценность для подготовки работников СМИ представляет раздел «Журналистский профессиональный стиль». Изложение теоретического материала сопровождается практически ориентированными вопросами и заданиями. Каждый том учебника завершается обширной библиографией. Автор рецензии подчеркивает новаторский характер учебной книги, сочетающей в себе научную основательность и обращенность к актуальной проблематике, способной вызвать живой интерес у молодой читательской аудитории. 

INNOVATIVE TEXTBOOK 

Review of the textbook: Stylistics and literary editing: in 2 vol. / ed. by L. R. Duskaeva. Moscow: Yurait, 2016. 325, 308 p.

The review studies the textbook of stylistics and literary editing, created by the team of authors under the direction of professor L. R. Duskaeva and addressed to the future professionals in the media sector. The book includes not only sections traditional for this educational course (“Functional stylistics”, “Literary editing”) and but also chapters lacking in similar textbooks and reflecting current trends in the development of stylistic system of the modern Russian literary language (“Professional styles of applied communications”). Of particular value to the training of media professionals is the section “Professional journalistic style”. The presentation of theoretical material is accompanied by practically oriented questions and tasks. Each volume of the textbook concludes with an extensive bibliography. The author of the review emphasizes the innovative character of the textbook that combines scientific thoroughness and focus on the relevant issues, capable to cause interest of young readers. 

Евгения Наумовна Басовская, доктор филологических наук, зав. кафедрой медиаречи Российского государственного гуманитарного университета 

E-mail: jeni_ba@mail.ru

Evgeniia Naumovna Basovskaia, PhD, head of the Department of media speech in Russian State University for the Humanities.

E-mail: jeni_ba@mail.ru

Басовская Е. Н. Новаторский учебник. Рецензия на учебник: Стилистика и литературное редактирование: в 2 т. / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Юрайт, 2016. 325, 308 с // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 123–126. URL: https://medialing.ru/novatorskij-uchebnik/ (дата обращения: 22.03.2019).

Basovskaja E. N. Innovative textbook. Review of the textbook: Stylistics and literary editing. In 2 v. Ed. by L.R. Duskaeva. Moscow: Yurait, 2016. 325, 308 p. Media Linguistics, 2016, No. 2 (12), pp. 123–126. Available at: https://medialing.ru/novatorskij-uchebnik/ (accessed: 22.03.2019). (In Russian)

УДК 81-139 
ББК 81.2 Рус 
ГРНТИ 16.31.51 
ВАК 10.01.01

«Напи­сать учеб­ник по сти­ли­сти­ке и лите­ра­тур­но­му редак­ти­ро­ва­нию? Что может быть про­ще! Про­грам­ма дав­но усто­я­лась, мате­ри­ал досту­пен, лите­ра­ту­ры более чем доста­точ­но…» Так, веро­ят­но, может рас­суж­дать чело­век, вовсе не раз­би­ра­ю­щий­ся в дан­ном вопро­се. 

А тот, кто име­ет опыт изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния сти­ли­сти­ки и лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния, ско­рее, вос­клик­нет: «Напи­сать новый учеб­ник? Это невы­пол­ни­мая зада­ча! Да, про­грам­ма отно­си­тель­но ста­биль­на, но в ней наря­ду с важ­ны­ми и полез­ны­ми тема­ми закре­пи­лись и ста­рые лаку­ны, кото­рые никто не реша­ет­ся вос­пол­нить. Да, мате­ри­ал досту­пен, но пуга­ет то, что он поис­ти­не необъ­ятен. Это ведь все тек­сты, созда­ва­е­мые на рус­ском язы­ке: уст­ные и пись­мен­ные, отно­ся­щи­е­ся к самым раз­ным сти­лям и жан­рам. Да, лите­ра­ту­ры изда­но мно­го, но зна­чи­тель­ная часть ее замет­но уста­ре­ла, а в новей­шей дале­ко не все систе­ма­ти­зи­ро­ва­но и пода­но в доступ­ной для уча­щих­ся фор­ме…»

И тем не менее новый учеб­ник появил­ся. Кол­лек­тив авто­ров, воз­глав­ля­е­мый про­фес­со­ром Л. Р. Дус­ка­е­вой, пред­ла­га­ет пре­по­да­ва­те­лям и сту­ден­там целост­ный курс сти­ли­сти­ки и лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния, вклю­ча­ю­щий в себя подроб­но изло­жен­ные тео­ре­ти­че­ские поло­же­ния, тема­ти­че­ски орга­ни­зо­ван­ные вопро­сы и зада­ния и подроб­ную биб­лио­гра­фию. 

Пер­вое сло­во, кото­рое при­хо­дит в голо­ву уже при зна­ком­стве с оглав­ле­ни­ем учеб­ни­ка, — совре­мен­ность. В отли­чие от ряда дру­гих, в том чис­ле вполне ком­пе­тент­но состав­лен­ных учеб­ных посо­бий, новая кни­га отра­жа­ет сти­ли­сти­че­скую про­бле­ма­ти­ку сего­дняш­не­го дня. Речь в ней идет не о редак­ти­ро­ва­нии вооб­ще, а о рабо­те с тек­ста­ми, акту­аль­ны­ми для Рос­сии нача­ла XXI века. Не слу­чай­но отдель­ные гла­вы посвя­ще­ны, напри­мер, сти­ли­сти­ке аудио­ви­зу­аль­ных и сете­вых СМИ или про­фес­си­о­наль­но­му сти­лю PR-ком­му­ни­ка­ции. В этих раз­де­лах кни­ги разъ­яс­ня­ет­ся новей­шая тер­ми­но­ло­гия, функ­ци­о­ни­ру­ю­щая в совре­мен­ной гума­ни­та­ри­сти­ке (меди­а­текст, медиа­дис­курс, интер­тек­сту­аль­ность, фор­мат, бэк­гра­ун­дер, ими­д­же­вая ста­тья и др.). При­во­дят­ся мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры из реаль­ных жур­на­лист­ских и PR-тек­стов новей­ше­го вре­ме­ни. 

Такой под­ход к обу­че­нию сту­ден­тов пред­став­ля­ет­ся исклю­чи­тель­но важ­ным. С одной сто­ро­ны, погру­жа­ясь в зна­ко­мый ему мир сего­дняш­ней ком­му­ни­ка­ции, моло­дой чита­тель чув­ству­ет себя более ком­форт­но, чем при вос­при­я­тии тра­ди­ци­он­ных при­ме­ров, взя­тых из клас­си­че­ской худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, и глуб­же про­ни­ка­ет­ся пони­ма­ни­ем акту­аль­но­сти изу­ча­е­мо­го пред­ме­та. С дру­гой сто­ро­ны, обу­че­ние редак­ти­ро­ва­нию на живом рече­вом мате­ри­а­ле, без­услов­но, обла­да­ет высо­кой потен­ци­аль­ной эффек­тив­но­стью, наце­ле­но на под­го­тов­ку вос­тре­бо­ван­ных на рын­ке тру­да про­фес­си­о­на­лов. 

Струк­ту­ра учеб­ни­ка соче­та­ет в себе чер­ты тра­ди­ци­о­на­лиз­ма и нова­тор­ства. В пер­вом томе пред­став­лен клас­си­че­ский для дан­но­го учеб­но­го кур­са раз­дел «Функ­ци­о­наль­ная сти­ли­сти­ка». В него вклю­че­ны так­же харак­тер­ные для тако­го посо­бия гла­вы «Раз­го­вор­ный стиль» (авто­ры О. Б. Сиро­ти­ни­на, М. А. Кор­ми­ли­цы­на), «Офи­ци­аль­но-дело­вой стиль» (Л. Р. Дус­ка­е­ва, О. В. Про­то­по­по­ва), «Науч­ный стиль» (М. П. Котю­ро­ва), «Худо­же­ствен­ный стиль» (Н. С. Болот­но­ва), «Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль» (Л. Р. Дус­ка­е­ва). 

Этот стан­дарт­ный в целом пере­чень авто­ры допол­ня­ют гла­вой «Рели­ги­оз­ный функ­ци­о­наль­ный стиль» (автор Т. В. Мат­ве­е­ва). Надо отме­тить, что на про­тя­же­нии все­го пост­со­вет­ско­го пери­о­да обу­че­ния сти­ли­сти­ке и лите­ра­тур­но­му редак­ти­ро­ва­нию ост­ро ощу­ща­лась нехват­ка мате­ри­а­ла, в силу понят­ных поли­ти­че­ских и идео­ло­ги­че­ских при­чин выпав­ше­го из сфе­ры вни­ма­ния спе­ци­а­ли­стов. 

Несмот­ря на то что харак­те­ри­за­ция рели­ги­оз­но-цер­ков­ной речи как осо­бо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка оста­ет­ся пока науч­ной гипо­те­зой, избран­ный соста­ви­те­ля­ми учеб­ни­ка под­ход к дан­но­му вопро­су воз­ра­же­ний не вызы­ва­ет. Важ­но, что­бы сту­дент полу­чил пол­ное и точ­ное пред­став­ле­ние об осо­бен­но­стях рели­ги­оз­но-хра­мо­вой ком­му­ни­ка­ции, опре­де­ля­ю­щих важ­ней­шие свой­ства язы­ка таких рече­вых про­из­ве­де­ний, как молит­ва, про­по­ведь, житие и т. п. Учеб­ник содер­жит так­же чрез­вы­чай­но полез­ную инфор­ма­цию о цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке, его мно­го­ве­ко­вом вза­и­мо­дей­ствии с рус­ским и экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях ста­ро­сла­вя­низ­мов. Инте­рес­ны и убе­ди­тель­но дока­за­ны пред­став­лен­ные в кни­ге рас­суж­де­ния о при­ро­де высо­ко­го сти­ля, опи­ра­ю­ще­го­ся на такие рече­вые пара­мет­ры, как арха­ич­ность, бла­го­го­вей­ность, нази­да­тель­ность и т. п. 

Раз­го­вор о рели­ги­оз­ном сти­ле ведет­ся в под­черк­ну­то объ­ек­тив­ной, дели­кат­ной мане­ре, что осо­бен­но суще­ствен­но с уче­том мно­го­кон­фес­си­о­наль­но­сти потен­ци­аль­ной ауди­то­рии. Автор выяв­ля­ет, в част­но­сти, общие свой­ства про­по­вед­ни­че­ства, не под­чер­ки­вая спе­ци­фи­ки пра­во­слав­ной или иной про­по­ве­ди. Пред­ло­жен­ное в кон­це гла­вы твор­че­ское зада­ние: «На мате­ри­а­ле тек­ста-образ­ца пояс­ни­те, как реа­ли­зу­ет­ся идея про­слав­ле­ния добра, харак­тер­ная для жан­ра про­по­ве­ди», — дает воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лю, исполь­зу­ю­ще­му дан­ный учеб­ник, при необ­хо­ди­мо­сти заме­нить текст-обра­зец или допол­нить его дру­ги­ми при­ме­ра­ми, сохра­нив при этом общий функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой под­ход к ана­ли­зу рече­во­го мате­ри­а­ла. 

Надо под­черк­нуть, что в целом идея тек­ста-образ­ца видит­ся мне разум­ной и про­дук­тив­ной. Авто­ры назы­ва­ют так неболь­шой по объ­е­му тек­сто­вый фраг­мент, пред­ва­ря­ю­щий каж­дую гла­ву. Лег­ко пред­ста­вить себе, с каки­ми труд­но­стя­ми столк­ну­лись соста­ви­те­ли учеб­ни­ка в поис­ках одно­го тек­ста, при­зван­но­го вопло­тить важ­ней­шие чер­ты каж­до­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля. И им уда­лось спра­вить­ся с зада­чей. Раз­го­вор­ный стиль иллю­стри­ру­ет­ся запи­сью теле­фон­но­го диа­ло­га, офи­ци­аль­но-дело­вой — началь­ны­ми ста­тья­ми Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции, науч­ный — ста­тьей из сло­ва­ря-спра­воч­ни­ка «Эффек­тив­ное рече­вое обще­ние», худо­же­ствен­ный — поэ­ти­че­ским тек­стом М. И. Цве­та­е­вой и одним из «Сти­хо­тво­ре­ний в про­зе» И. С. Тур­ге­не­ва, рели­ги­оз­ный — отрыв­ком из про­по­ве­ди мит­ро­по­ли­та Анто­ния Сурож­ско­го, пуб­ли­ци­сти­че­ский — фраг­мен­том из «Писем о доб­ром и пре­крас­ном» акад. Д. С. Лиха­че­ва. 

Мето­ди­че­ское нова­тор­ство учеб­ни­ка выра­зи­лось и в том, что вто­рой раз­дел пер­во­го тома назы­ва­ет­ся «Жур­на­лист­ский про­фес­си­о­наль­ный стиль» и содер­жит гла­вы, посвя­щен­ные автор­ской пози­ции жур­на­ли­ста, диа­ло­гич­но­сти тек­ста СМИ, а так­же раз­лич­ным сти­лям (автор Л. Р. Дус­ка­е­ва) и жан­рам совре­мен­ной жур­на­ли­сти­ки (Л. Р. Дус­ка­е­ва, Н. А. Про­ко­фье­ва). На пер­вый взгляд сосу­ще­ство­ва­ние в одном учеб­ни­ке отдель­ных частей, пред­став­ля­ю­щих пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль и жур­на­лист­ский стиль, кажет­ся пара­док­сом. Но внут­рен­няя логи­ка отра­жен­но­го в кни­ге учеб­но­го кур­са пол­но­стью объ­яс­ня­ет и оправ­ды­ва­ет это мни­мое про­ти­во­ре­чие. Вслед за М. Н. Кожи­ной, автор раз­де­ла учеб­ни­ка рас­смат­ри­ва­ет в каче­стве экс­тра­линг­ви­сти­че­ской осно­вы пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля поли­ти­ко-идео­ло­ги­че­скую дея­тель­ность и под­чер­ки­ва­ет, что дан­ный стиль вос­тре­бо­ван не толь­ко сфе­рой СМИ, но так­же обла­стя­ми рекла­мы и PR. В свою оче­редь, жур­на­лист­ский стиль дале­ко не все­гда откры­то пуб­ли­ци­сти­чен и в опре­де­лен­ных жан­рах демон­стри­ру­ет пре­об­ла­да­ние инфор­ми­ру­ю­ще­го, а не воз­дей­ству­ю­ще­го нача­ла. 

Избран­ный под­ход поз­во­ля­ет авто­рам учеб­ни­ка подроб­но оста­но­вить­ся на сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стях, опре­де­ля­е­мых тема­ти­кой изда­ния: биз­нес, искус­ство (Л. Р. Дус­ка­е­ва), спорт (А. А. Малы­шев) и т. д., а так­же тех­ни­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми инфор­ма­ци­он­но­го кана­ла: радио, теле­ви­де­ние (Т. В. Мат­ве­е­ва), Интер­нет (Л. Р. Дус­ка­е­ва). Такая широ­та охва­та про­бле­ма­ти­ки, соче­та­ю­ща­я­ся с науч­ной глу­би­ной ана­ли­за, поз­во­ля­ет гово­рить о вос­тре­бо­ван­но­сти учеб­ни­ка не толь­ко при чте­нии кур­са сти­ли­сти­ки и лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния в рам­ках бака­лаври­а­та, но и при пре­по­да­ва­нии таких пред­ме­тов, как «Язык и стиль СМИ» и «Совре­мен­ный меди­а­текст» в маги­стра­ту­ре факуль­те­тов жур­на­лист­ки. 

Во вто­рой том учеб­ни­ка вклю­чен раз­дел «Про­фес­си­о­наль­ные сти­ли при­клад­ных ком­му­ни­ка­ций», состо­я­щий из глав, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ет­ся PR-речь (авто­ры Л. Р. Дус­ка­е­ва, А. А. Горя­чев, Ю. М. Коня­е­ва, Н.А. Про­ко­фье­ва) и язык рекла­мы (Е. С. Кара-Мур­за). Эта часть кни­ги не име­ет ана­ло­гов в учеб­ной лите­ра­ту­ре. Гла­вы напи­са­ны спе­ци­а­ли­ста­ми, зна­ю­щи­ми про­цесс изнут­ри, и пото­му содер­жат — наря­ду с суще­ствен­ны­ми кон­цеп­ту­аль­ны­ми поло­же­ни­я­ми — кон­крет­ные прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции, кото­рые, несо­мнен­но, най­дут при­ме­не­ние в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти выпуск­ни­ков. Так, в учеб­ни­ке деталь­но рас­кры­ва­ет­ся тех­но­ло­гия созда­ния эффек­тив­но­го реклам­но­го тек­ста, пред­ла­га­ю­ще­го потре­би­те­лю не толь­ко инфор­ма­цию о това­ре, но и бла­го­при­ят­ные све­де­ния о рекла­мо­да­те­ле и стро­го ори­ен­ти­ро­ван­но­го на целе­вую ауди­то­рию. 

Послед­ний раз­дел учеб­ни­ка — «Лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние» (автор Т. И. Сури­ко­ва) — вклю­ча­ет в себя обя­за­тель­ные для дан­но­го учеб­но­го кур­са эле­мен­ты, но не огра­ни­чи­ва­ет­ся ими. В кни­ге есть тра­ди­ци­он­ные гла­вы, харак­те­ри­зу­ю­щие текст как объ­ект редак­тор­ской рабо­ты, рас­кры­ва­ю­щие общие прин­ци­пы редак­ти­ро­ва­ния, а так­же отдель­ные направ­ле­ния ана­ли­за и обра­бот­ки тек­ста: исправ­ле­ние логи­че­ских оши­бок, про­вер­ку фак­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла и т. п. В то же вре­мя в новом учеб­ни­ке зна­чи­тель­но пол­нее, чем в преды­ду­щих, пред­став­ле­на исклю­чи­тель­но зна­чи­мая для совре­мен­но­го инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства про­бле­ма­ти­ка, отно­ся­ща­я­ся к обла­сти хра­не­ния и пере­да­чи инфор­ма­ции. Необ­хо­ди­мо осо­бо отме­тить смыс­ло­вую насы­щен­ность неболь­шо­го по объ­е­му пара­гра­фа «Инфор­ма­тив­ность и виды инфор­ма­ции», в кото­ром чита­те­лям дает­ся пред­став­ле­ние об инфор­ма­ции фак­ту­аль­ной и кон­цеп­ту­аль­ной, о кос­вен­ных сооб­ще­ни­ях и о важ­но­сти инфор­ма­ции уточ­ня­ю­щей и повтор­ной. 

Послед­няя тео­ре­ти­че­ская гла­ва учеб­ни­ка — «Сти­ли­сти­че­ская оцен­ка и прав­ка тек­ста», несмот­ря на под­черк­ну­тую крат­кость, вме­ща­ет в себя ряд прин­ци­пи­аль­но зна­чи­мых поло­же­ний. Такие тези­сы, как «Осно­ва сти­ли­сти­че­ской прав­ки тек­ста СМИ — нор­ма­тив­ность» и «Нару­ше­ние нор­мы — это не все­гда ошиб­ка», пере­чис­ле­ние ком­му­ни­ка­тив­ных тре­бо­ва­ний к тек­сту СМИ (ясность, одно­знач­ность, соче­та­ние экс­прес­сии и стан­дар­та, лако­низм) — всё это дела­ет текст учеб­ни­ка завер­шен­ным, кон­цеп­ту­аль­но и ком­по­зи­ци­он­но целост­ным.

Послед­няя гла­ва содер­жит неболь­шое чис­ло тек­стов, пред­на­зна­чен­ных для ком­плекс­ной прав­ки. Понят­но, что, ори­ен­ти­ру­ясь на эти при­ме­ры, пре­по­да­ва­тель может подо­брать и дру­гой мате­ри­ал для редак­ти­ро­ва­ния на прак­ти­че­ских заня­ти­ях, а так­же для домаш­них зада­ний и кон­троль­ных работ. 

Хоте­лось бы, что­бы сле­ду­ю­щее изда­ние учеб­ни­ка «Сти­ли­сти­ка и лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние» под редак­ци­ей Л. Р. Дус­ка­е­вой вышло не в двух, а в трех томах. Оно пока не вклю­ча­ет в себя тако­го фун­да­мен­таль­но­го раз­де­ла кур­са, как прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка. А ведь эта часть учеб­ной дис­ци­пли­ны тоже нуж­да­ет­ся в совре­мен­ном под­хо­де, обнов­ле­нии как фор­му­ли­ро­вок норм лите­ра­тур­но­го язы­ка, так и — в осо­бен­но­сти! — бан­ка при­ме­ров. Дума­ет­ся, у авто­ров ново­го учеб­ни­ка име­ет­ся в запа­се бога­тый мате­ри­ал по прак­ти­че­ской сти­ли­сти­ке, а зна­чит, чита­те­лям есть чего ждать.

© Басов­ская Е. Н., 2016