Пятница, 26 февраляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

НОВАТОРСКИЙ УЧЕБНИК

«Напи­сать учеб­ник по сти­ли­сти­ке и лите­ра­тур­но­му редак­ти­ро­ва­нию? Что может быть про­ще! Про­грам­ма дав­но усто­я­лась, мате­ри­ал досту­пен, лите­ра­ту­ры более чем доста­точ­но…» Так, веро­ят­но, может рас­суж­дать чело­век, вовсе не раз­би­ра­ю­щий­ся в дан­ном вопросе. 

А тот, кто име­ет опыт изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния сти­ли­сти­ки и лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния, ско­рее, вос­клик­нет: «Напи­сать новый учеб­ник? Это невы­пол­ни­мая зада­ча! Да, про­грам­ма отно­си­тель­но ста­биль­на, но в ней наря­ду с важ­ны­ми и полез­ны­ми тема­ми закре­пи­лись и ста­рые лаку­ны, кото­рые никто не реша­ет­ся вос­пол­нить. Да, мате­ри­ал досту­пен, но пуга­ет то, что он поис­ти­не необъ­ятен. Это ведь все тек­сты, созда­ва­е­мые на рус­ском язы­ке: уст­ные и пись­мен­ные, отно­ся­щи­е­ся к самым раз­ным сти­лям и жан­рам. Да, лите­ра­ту­ры изда­но мно­го, но зна­чи­тель­ная часть ее замет­но уста­ре­ла, а в новей­шей дале­ко не все систе­ма­ти­зи­ро­ва­но и пода­но в доступ­ной для уча­щих­ся форме…»

И тем не менее новый учеб­ник появил­ся. Кол­лек­тив авто­ров, воз­глав­ля­е­мый про­фес­со­ром Л. Р. Дус­ка­е­вой, пред­ла­га­ет пре­по­да­ва­те­лям и сту­ден­там целост­ный курс сти­ли­сти­ки и лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния, вклю­ча­ю­щий в себя подроб­но изло­жен­ные тео­ре­ти­че­ские поло­же­ния, тема­ти­че­ски орга­ни­зо­ван­ные вопро­сы и зада­ния и подроб­ную библиографию. 

Пер­вое сло­во, кото­рое при­хо­дит в голо­ву уже при зна­ком­стве с оглав­ле­ни­ем учеб­ни­ка, — совре­мен­ность. В отли­чие от ряда дру­гих, в том чис­ле вполне ком­пе­тент­но состав­лен­ных учеб­ных посо­бий, новая кни­га отра­жа­ет сти­ли­сти­че­скую про­бле­ма­ти­ку сего­дняш­не­го дня. Речь в ней идет не о редак­ти­ро­ва­нии вооб­ще, а о рабо­те с тек­ста­ми, акту­аль­ны­ми для Рос­сии нача­ла XXI века. Не слу­чай­но отдель­ные гла­вы посвя­ще­ны, напри­мер, сти­ли­сти­ке аудио­ви­зу­аль­ных и сете­вых СМИ или про­фес­си­о­наль­но­му сти­лю PR-ком­му­ни­ка­ции. В этих раз­де­лах кни­ги разъ­яс­ня­ет­ся новей­шая тер­ми­но­ло­гия, функ­ци­о­ни­ру­ю­щая в совре­мен­ной гума­ни­та­ри­сти­ке (меди­а­текст, медиа­дис­курс, интер­тек­сту­аль­ность, фор­мат, бэк­гра­ун­дер, ими­д­же­вая ста­тья и др.). При­во­дят­ся мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры из реаль­ных жур­на­лист­ских и PR-тек­стов новей­ше­го времени. 

Такой под­ход к обу­че­нию сту­ден­тов пред­став­ля­ет­ся исклю­чи­тель­но важ­ным. С одной сто­ро­ны, погру­жа­ясь в зна­ко­мый ему мир сего­дняш­ней ком­му­ни­ка­ции, моло­дой чита­тель чув­ству­ет себя более ком­форт­но, чем при вос­при­я­тии тра­ди­ци­он­ных при­ме­ров, взя­тых из клас­си­че­ской худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, и глуб­же про­ни­ка­ет­ся пони­ма­ни­ем акту­аль­но­сти изу­ча­е­мо­го пред­ме­та. С дру­гой сто­ро­ны, обу­че­ние редак­ти­ро­ва­нию на живом рече­вом мате­ри­а­ле, без­услов­но, обла­да­ет высо­кой потен­ци­аль­ной эффек­тив­но­стью, наце­ле­но на под­го­тов­ку вос­тре­бо­ван­ных на рын­ке тру­да профессионалов. 

Струк­ту­ра учеб­ни­ка соче­та­ет в себе чер­ты тра­ди­ци­о­на­лиз­ма и нова­тор­ства. В пер­вом томе пред­став­лен клас­си­че­ский для дан­но­го учеб­но­го кур­са раз­дел «Функ­ци­о­наль­ная сти­ли­сти­ка». В него вклю­че­ны так­же харак­тер­ные для тако­го посо­бия гла­вы «Раз­го­вор­ный стиль» (авто­ры О. Б. Сиро­ти­ни­на, М. А. Кор­ми­ли­цы­на), «Офи­ци­аль­но-дело­вой стиль» (Л. Р. Дус­ка­е­ва, О. В. Про­то­по­по­ва), «Науч­ный стиль» (М. П. Котю­ро­ва), «Худо­же­ствен­ный стиль» (Н. С. Болот­но­ва), «Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль» (Л. Р. Дускаева). 

Этот стан­дарт­ный в целом пере­чень авто­ры допол­ня­ют гла­вой «Рели­ги­оз­ный функ­ци­о­наль­ный стиль» (автор Т. В. Мат­ве­е­ва). Надо отме­тить, что на про­тя­же­нии все­го пост­со­вет­ско­го пери­о­да обу­че­ния сти­ли­сти­ке и лите­ра­тур­но­му редак­ти­ро­ва­нию ост­ро ощу­ща­лась нехват­ка мате­ри­а­ла, в силу понят­ных поли­ти­че­ских и идео­ло­ги­че­ских при­чин выпав­ше­го из сфе­ры вни­ма­ния специалистов. 

Несмот­ря на то что харак­те­ри­за­ция рели­ги­оз­но-цер­ков­ной речи как осо­бо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка оста­ет­ся пока науч­ной гипо­те­зой, избран­ный соста­ви­те­ля­ми учеб­ни­ка под­ход к дан­но­му вопро­су воз­ра­же­ний не вызы­ва­ет. Важ­но, что­бы сту­дент полу­чил пол­ное и точ­ное пред­став­ле­ние об осо­бен­но­стях рели­ги­оз­но-хра­мо­вой ком­му­ни­ка­ции, опре­де­ля­ю­щих важ­ней­шие свой­ства язы­ка таких рече­вых про­из­ве­де­ний, как молит­ва, про­по­ведь, житие и т. п. Учеб­ник содер­жит так­же чрез­вы­чай­но полез­ную инфор­ма­цию о цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке, его мно­го­ве­ко­вом вза­и­мо­дей­ствии с рус­ским и экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях ста­ро­сла­вя­низ­мов. Инте­рес­ны и убе­ди­тель­но дока­за­ны пред­став­лен­ные в кни­ге рас­суж­де­ния о при­ро­де высо­ко­го сти­ля, опи­ра­ю­ще­го­ся на такие рече­вые пара­мет­ры, как арха­ич­ность, бла­го­го­вей­ность, нази­да­тель­ность и т. п. 

Раз­го­вор о рели­ги­оз­ном сти­ле ведет­ся в под­черк­ну­то объ­ек­тив­ной, дели­кат­ной мане­ре, что осо­бен­но суще­ствен­но с уче­том мно­го­кон­фес­си­о­наль­но­сти потен­ци­аль­ной ауди­то­рии. Автор выяв­ля­ет, в част­но­сти, общие свой­ства про­по­вед­ни­че­ства, не под­чер­ки­вая спе­ци­фи­ки пра­во­слав­ной или иной про­по­ве­ди. Пред­ло­жен­ное в кон­це гла­вы твор­че­ское зада­ние: «На мате­ри­а­ле тек­ста-образ­ца пояс­ни­те, как реа­ли­зу­ет­ся идея про­слав­ле­ния добра, харак­тер­ная для жан­ра про­по­ве­ди», — дает воз­мож­ность пре­по­да­ва­те­лю, исполь­зу­ю­ще­му дан­ный учеб­ник, при необ­хо­ди­мо­сти заме­нить текст-обра­зец или допол­нить его дру­ги­ми при­ме­ра­ми, сохра­нив при этом общий функ­ци­о­наль­но-смыс­ло­вой под­ход к ана­ли­зу рече­во­го материала. 

Надо под­черк­нуть, что в целом идея тек­ста-образ­ца видит­ся мне разум­ной и про­дук­тив­ной. Авто­ры назы­ва­ют так неболь­шой по объ­е­му тек­сто­вый фраг­мент, пред­ва­ря­ю­щий каж­дую гла­ву. Лег­ко пред­ста­вить себе, с каки­ми труд­но­стя­ми столк­ну­лись соста­ви­те­ли учеб­ни­ка в поис­ках одно­го тек­ста, при­зван­но­го вопло­тить важ­ней­шие чер­ты каж­до­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля. И им уда­лось спра­вить­ся с зада­чей. Раз­го­вор­ный стиль иллю­стри­ру­ет­ся запи­сью теле­фон­но­го диа­ло­га, офи­ци­аль­но-дело­вой — началь­ны­ми ста­тья­ми Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции, науч­ный — ста­тьей из сло­ва­ря-спра­воч­ни­ка «Эффек­тив­ное рече­вое обще­ние», худо­же­ствен­ный — поэ­ти­че­ским тек­стом М. И. Цве­та­е­вой и одним из «Сти­хо­тво­ре­ний в про­зе» И. С. Тур­ге­не­ва, рели­ги­оз­ный — отрыв­ком из про­по­ве­ди мит­ро­по­ли­та Анто­ния Сурож­ско­го, пуб­ли­ци­сти­че­ский — фраг­мен­том из «Писем о доб­ром и пре­крас­ном» акад. Д. С. Лихачева. 

Мето­ди­че­ское нова­тор­ство учеб­ни­ка выра­зи­лось и в том, что вто­рой раз­дел пер­во­го тома назы­ва­ет­ся «Жур­на­лист­ский про­фес­си­о­наль­ный стиль» и содер­жит гла­вы, посвя­щен­ные автор­ской пози­ции жур­на­ли­ста, диа­ло­гич­но­сти тек­ста СМИ, а так­же раз­лич­ным сти­лям (автор Л. Р. Дус­ка­е­ва) и жан­рам совре­мен­ной жур­на­ли­сти­ки (Л. Р. Дус­ка­е­ва, Н. А. Про­ко­фье­ва). На пер­вый взгляд сосу­ще­ство­ва­ние в одном учеб­ни­ке отдель­ных частей, пред­став­ля­ю­щих пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль и жур­на­лист­ский стиль, кажет­ся пара­док­сом. Но внут­рен­няя логи­ка отра­жен­но­го в кни­ге учеб­но­го кур­са пол­но­стью объ­яс­ня­ет и оправ­ды­ва­ет это мни­мое про­ти­во­ре­чие. Вслед за М. Н. Кожи­ной, автор раз­де­ла учеб­ни­ка рас­смат­ри­ва­ет в каче­стве экс­тра­линг­ви­сти­че­ской осно­вы пуб­ли­ци­сти­че­ско­го сти­ля поли­ти­ко-идео­ло­ги­че­скую дея­тель­ность и под­чер­ки­ва­ет, что дан­ный стиль вос­тре­бо­ван не толь­ко сфе­рой СМИ, но так­же обла­стя­ми рекла­мы и PR. В свою оче­редь, жур­на­лист­ский стиль дале­ко не все­гда откры­то пуб­ли­ци­сти­чен и в опре­де­лен­ных жан­рах демон­стри­ру­ет пре­об­ла­да­ние инфор­ми­ру­ю­ще­го, а не воз­дей­ству­ю­ще­го начала. 

Избран­ный под­ход поз­во­ля­ет авто­рам учеб­ни­ка подроб­но оста­но­вить­ся на сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стях, опре­де­ля­е­мых тема­ти­кой изда­ния: биз­нес, искус­ство (Л. Р. Дус­ка­е­ва), спорт (А. А. Малы­шев) и т. д., а так­же тех­ни­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми инфор­ма­ци­он­но­го кана­ла: радио, теле­ви­де­ние (Т. В. Мат­ве­е­ва), Интер­нет (Л. Р. Дус­ка­е­ва). Такая широ­та охва­та про­бле­ма­ти­ки, соче­та­ю­ща­я­ся с науч­ной глу­би­ной ана­ли­за, поз­во­ля­ет гово­рить о вос­тре­бо­ван­но­сти учеб­ни­ка не толь­ко при чте­нии кур­са сти­ли­сти­ки и лите­ра­тур­но­го редак­ти­ро­ва­ния в рам­ках бака­лаври­а­та, но и при пре­по­да­ва­нии таких пред­ме­тов, как «Язык и стиль СМИ» и «Совре­мен­ный меди­а­текст» в маги­стра­ту­ре факуль­те­тов журналистки. 

Во вто­рой том учеб­ни­ка вклю­чен раз­дел «Про­фес­си­о­наль­ные сти­ли при­клад­ных ком­му­ни­ка­ций», состо­я­щий из глав, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ет­ся PR-речь (авто­ры Л. Р. Дус­ка­е­ва, А. А. Горя­чев, Ю. М. Коня­е­ва, Н.А. Про­ко­фье­ва) и язык рекла­мы (Е. С. Кара-Мур­за). Эта часть кни­ги не име­ет ана­ло­гов в учеб­ной лите­ра­ту­ре. Гла­вы напи­са­ны спе­ци­а­ли­ста­ми, зна­ю­щи­ми про­цесс изнут­ри, и пото­му содер­жат — наря­ду с суще­ствен­ны­ми кон­цеп­ту­аль­ны­ми поло­же­ни­я­ми — кон­крет­ные прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции, кото­рые, несо­мнен­но, най­дут при­ме­не­ние в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти выпуск­ни­ков. Так, в учеб­ни­ке деталь­но рас­кры­ва­ет­ся тех­но­ло­гия созда­ния эффек­тив­но­го реклам­но­го тек­ста, пред­ла­га­ю­ще­го потре­би­те­лю не толь­ко инфор­ма­цию о това­ре, но и бла­го­при­ят­ные све­де­ния о рекла­мо­да­те­ле и стро­го ори­ен­ти­ро­ван­но­го на целе­вую аудиторию. 

Послед­ний раз­дел учеб­ни­ка — «Лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние» (автор Т. И. Сури­ко­ва) — вклю­ча­ет в себя обя­за­тель­ные для дан­но­го учеб­но­го кур­са эле­мен­ты, но не огра­ни­чи­ва­ет­ся ими. В кни­ге есть тра­ди­ци­он­ные гла­вы, харак­те­ри­зу­ю­щие текст как объ­ект редак­тор­ской рабо­ты, рас­кры­ва­ю­щие общие прин­ци­пы редак­ти­ро­ва­ния, а так­же отдель­ные направ­ле­ния ана­ли­за и обра­бот­ки тек­ста: исправ­ле­ние логи­че­ских оши­бок, про­вер­ку фак­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла и т. п. В то же вре­мя в новом учеб­ни­ке зна­чи­тель­но пол­нее, чем в преды­ду­щих, пред­став­ле­на исклю­чи­тель­но зна­чи­мая для совре­мен­но­го инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства про­бле­ма­ти­ка, отно­ся­ща­я­ся к обла­сти хра­не­ния и пере­да­чи инфор­ма­ции. Необ­хо­ди­мо осо­бо отме­тить смыс­ло­вую насы­щен­ность неболь­шо­го по объ­е­му пара­гра­фа «Инфор­ма­тив­ность и виды инфор­ма­ции», в кото­ром чита­те­лям дает­ся пред­став­ле­ние об инфор­ма­ции фак­ту­аль­ной и кон­цеп­ту­аль­ной, о кос­вен­ных сооб­ще­ни­ях и о важ­но­сти инфор­ма­ции уточ­ня­ю­щей и повторной. 

Послед­няя тео­ре­ти­че­ская гла­ва учеб­ни­ка — «Сти­ли­сти­че­ская оцен­ка и прав­ка тек­ста», несмот­ря на под­черк­ну­тую крат­кость, вме­ща­ет в себя ряд прин­ци­пи­аль­но зна­чи­мых поло­же­ний. Такие тези­сы, как «Осно­ва сти­ли­сти­че­ской прав­ки тек­ста СМИ — нор­ма­тив­ность» и «Нару­ше­ние нор­мы — это не все­гда ошиб­ка», пере­чис­ле­ние ком­му­ни­ка­тив­ных тре­бо­ва­ний к тек­сту СМИ (ясность, одно­знач­ность, соче­та­ние экс­прес­сии и стан­дар­та, лако­низм) — всё это дела­ет текст учеб­ни­ка завер­шен­ным, кон­цеп­ту­аль­но и ком­по­зи­ци­он­но целостным.

Послед­няя гла­ва содер­жит неболь­шое чис­ло тек­стов, пред­на­зна­чен­ных для ком­плекс­ной прав­ки. Понят­но, что, ори­ен­ти­ру­ясь на эти при­ме­ры, пре­по­да­ва­тель может подо­брать и дру­гой мате­ри­ал для редак­ти­ро­ва­ния на прак­ти­че­ских заня­ти­ях, а так­же для домаш­них зада­ний и кон­троль­ных работ. 

Хоте­лось бы, что­бы сле­ду­ю­щее изда­ние учеб­ни­ка «Сти­ли­сти­ка и лите­ра­тур­ное редак­ти­ро­ва­ние» под редак­ци­ей Л. Р. Дус­ка­е­вой вышло не в двух, а в трех томах. Оно пока не вклю­ча­ет в себя тако­го фун­да­мен­таль­но­го раз­де­ла кур­са, как прак­ти­че­ская сти­ли­сти­ка. А ведь эта часть учеб­ной дис­ци­пли­ны тоже нуж­да­ет­ся в совре­мен­ном под­хо­де, обнов­ле­нии как фор­му­ли­ро­вок норм лите­ра­тур­но­го язы­ка, так и — в осо­бен­но­сти! — бан­ка при­ме­ров. Дума­ет­ся, у авто­ров ново­го учеб­ни­ка име­ет­ся в запа­се бога­тый мате­ри­ал по прак­ти­че­ской сти­ли­сти­ке, а зна­чит, чита­те­лям есть чего ждать.

© Басов­ская Е. Н., 2016