Вторник, 22 июняИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

«МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ…»

Совре­мен­ные тен­ден­ции в линг­ви­сти­ке и сфе­ре язы­ко­во­го обра­зо­ва­ния сти­му­ли­ру­ют поиск новых под­хо­дов к осмыс­ле­нию рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны мира, изу­че­нию раз­лич­ных дис­кур­сив­ных прак­тик, раз­ра­бот­ке новых ори­ен­ти­ров в иссле­до­ва­нии язы­ко­вых лич­но­стей раз­ных типов, созда­нию новых тех­но­ло­гий обу­че­ния рече­вой куль­ту­ре и тек­сто­вой дея­тель­но­сти. Все это опре­де­ли­ло тема­ти­ку и про­бле­ма­ти­ку VIII Меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции «Рус­ская рече­вая куль­ту­ра и текст», кото­рая была орга­ни­зо­ва­на кафед­рой совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка и сти­ли­сти­ки Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та и про­хо­ди­ла 17–18 апре­ля 2014 г.

Очное и заоч­ное уча­стие в каче­стве доклад­чи­ков и авто­ров ста­тей сбор­ни­ка по ито­гам кон­фе­рен­ции при­ня­ли 72 чел. из 20 горо­дов Рос­сии, Казах­ста­на, Укра­и­ны, Китая. В рабо­те двух пле­нар­ных и вось­ми сек­ци­он­ных засе­да­ний участ­во­ва­ли 110 чело­век, вклю­чая уче­ных, аспи­ран­тов, маги­стран­тов, мето­ди­стов, учи­те­лей, сту­ден­тов из 40 раз­лич­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний (вузов, лице­ев, гим­на­зий, школ).

В выступ­ле­ни­ях и ста­тьях иссле­до­ва­те­лей нашли отра­же­ние раз­лич­ные под­хо­ды к ана­ли­зу пуб­ли­ци­сти­че­ских, худо­же­ствен­ных, науч­ных, дело­вых, эпи­сто­ляр­ных и др. тек­стов, осмыс­ле­ние исто­рии и совре­мен­но­го состо­я­ния рус­ской рече­вой куль­ту­ры, изу­че­ние раз­лич­ных эле­мен­тов тек­стов раз­ных типов с уче­том их семан­ти­ки и праг­ма­ти­ки, раз­ра­бот­ка мето­ди­че­ских аспек­тов совре­мен­но­го пре­по­да­ва­ния рус­ско­го язы­ка на осно­ве тео­рии тек­ста, вопро­сы обу­че­ния искус­ству сло­ва уча­щих­ся и сту­ден­тов в соот­вет­ствии с совре­мен­ны­ми требованиями.

Интер­пре­та­ция меди­а­кар­ти­ны мира как инва­ри­ан­та язы­ко­вой кар­ти­ны мира пред­став­ле­на в докла­де И. В. Аннен­ко­вой. О. В. Орло­ва посвя­ти­ла свое выступ­ле­ние про­бле­ме дина­ми­че­ско­го изу­че­ния меди­а­кон­цеп­та как когни­тив­но­го фено­ме­на. Осо­бен­но­сти осмыс­ле­ния фено­ме­нов прав­да / ложь в рус­ской кар­тине мира с помо­щью дис­кур­сив­ных анто­си­но­ни­мов были рас­смот­ре­ны в иссле­до­ва­нии В. В. Лабу­ти­ной. О спе­ци­фи­ке язы­ко­вой кар­ти­ны мира меди­цин­ско­го работ­ни­ка шла речь в выступ­ле­нии А. Г. Бало­ба­но­вой.

Акту­аль­ные про­бле­мы совре­мен­ной рус­ской рече­вой куль­ту­ры нашли отра­же­ние в рабо­тах Е. В. Лука­ше­вич, иссле­до­вав­шей куль­ту­ру обще­ния офи­ци­аль­ных лиц с граж­да­на­ми в ответ на их обра­ще­ния; Г. А. Коп­ни­ной, рас­смот­рев­шей эти­че­ские аспек­ты псев­до­кре­а­тив­ной дея­тель­но­сти неко­то­рых жур­на­ли­стов. Ана­ли­зу актив­ных про­цес­сов в совре­мен­ной рус­ской медий­ной и раз­го­вор­ной речи, отра­жен­ной в СМИ и Интер­не­те, было посвя­ще­но иссле­до­ва­ние Т. Ю. Редь­ки­ной. Рас­смот­ре­ние рече­вых тех­но­ло­гий как осно­вы про­фес­си­о­наль­ной рече­вой куль­ту­ры жур­на­ли­ста нашло отра­же­ние в рабо­те В. И. Конь­ко­ва. В докла­де Н. Н. Кош­ка­ро­вой иссле­до­ван и опи­сан в каче­стве ново­го жан­ра поли­ти­че­ской ком­му­ни­ка­ции раз­го­вор с пре­зи­ден­том.

Направ­ле­ние «Исто­рия и совре­мен­ное состо­я­ние рус­ской рече­вой куль­ту­ры» было пред­став­ле­но на кон­фе­рен­ции иссле­до­ва­ни­я­ми, посвя­щен­ны­ми народ­ной рече­вой куль­ту­ре, вклю­чая изу­че­ние назва­ний частей рас­те­ний в гово­ре, отра­жа­ю­щих осо­бое поэ­ти­че­ское миро­ви­де­ние носи­те­лей диа­лек­та (О. И. Бли­но­ва), осве­ще­ние в диа­лект­ных текстах этно­куль­тур­ной инфор­ма­ции, свя­зан­ной с исто­ри­ей жиз­ни, осо­бен­но­стя­ми быта, духов­ной и мате­ри­аль­ной куль­ту­рой дон­ских каза­ков (Р. И. Куд­ря­шо­ва); ана­ли­зу рито­ри­че­ских и линг­во­ди­дак­ти­че­ских аспек­тов жан­ра тор­же­ствен­ной про­по­ве­ди Ила­ри­о­на Киев­ско­го в про­из­ве­де­нии «Сло­во о Законе и Бла­го­да­ти» (Т. В. Лугов­ская).

Ана­ли­зу раз­ных аспек­тов отра­же­ния миро­ви­де­ния рус­ской язы­ко­вой лич­но­сти в дис­кур­сив­ных прак­ти­ках были посвя­ще­ны иссле­до­ва­ния по направ­ле­нию «Рус­ская язы­ко­вая кар­ти­на мира и ее отра­же­ние в тек­сто­вой дея­тель­но­сти». Основ­ная их часть была свя­за­на с изу­че­ни­ем репре­зен­ти­ро­ван­ных в худо­же­ствен­ном дис­кур­се кон­цеп­тов: ана­ли­зу этни­че­ско­го фраг­мен­та рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны мира на мате­ри­а­ле тек­стов перм­ской исто­ри­че­ской про­зы была посвя­ще­на рабо­та Т. А. Сирот­ки­ной; осо­бен­но­сти вер­ба­ли­за­ции кон­цеп­та память в лири­ке Н. С. Гуми­ле­ва рас­смот­ре­ны в докла­де С. М. Кар­пен­ко; иссле­до­ва­ние кон­цеп­та смерть в про­по­вед­ни­че­ских текстах А. Сурож­ско­го пред­став­ле­но в рабо­те Т. Е. Яцу­га; изу­че­ние мета­фо­ри­че­ско­го вопло­ще­ния обра­за яго­ды в рус­ской язы­ко­вой кар­тине мира нашло отра­же­ние в докла­де А. В. Боров­ко­вой. Про­бле­мам визу­а­ли­за­ции обра­зов в поэ­зии Б. Л. Пастер­на­ка было посвя­ще­но выступ­ле­ние Л. Б. Крю­ко­вой и А. В. Дви­зо­вой, вопро­сы линг­ви­сти­че­ской пер­цеп­то­ло­гии на мате­ри­а­ле номи­на­ций вос­при­я­тия полу­чи­ли осве­ще­ние в докла­де С. С. Куз­не­цо­вой. Таким обра­зом, рус­ская язы­ко­вая кар­ти­на мира полу­чи­ла в иссле­до­ва­ни­ях участ­ни­ков кон­фе­рен­ции мно­го­ас­пект­ное осве­ще­ние в про­ек­ции на раз­ные дис­кур­сив­ные практики.

Сек­ция «Совре­мен­ные направ­ле­ния в изу­че­нии тек­ста и язы­ко­вой лич­но­сти» была пред­став­ле­на мате­ри­а­ла­ми, отра­жа­ю­щи­ми новые тен­ден­ции в раз­ви­тии совре­мен­ной оте­че­ствен­ной юри­слинг­ви­сти­ки и сти­ли­сти­ки, свя­зан­ны­ми с даль­ней­шей раз­ра­бот­кой таких ее направ­ле­ний, как ком­му­ни­ка­тив­ная сти­ли­сти­ка тек­ста (/tt>Н. С. Болот­но­ва), интен­ци­о­наль­ная сти­ли­сти­ка (Л. Р. Дус­ка­е­ва), сти­ли­сти­ка худо­же­ствен­ной речи (Е. В. Сер­ге­е­ва). Обос­но­ва­нию интен­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ско­го под­хо­да к иссле­до­ва­нию меди­а­тек­сто­ти­пов (медиа­дис­кур­сов) посвя­ще­на рабо­та Л. Р. Дус­ка­е­вой. В иссле­до­ва­нии Е. В. Сер­ге­е­вой, наря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми в сти­ли­сти­ке худо­же­ствен­ной речи, выде­ле­но направ­ле­ние, наце­лен­ное на изу­че­ние худо­же­ствен­но­го кон­цеп­та как состав­ля­ю­щей язы­ко­вой кар­ти­ны мира автора.

Ана­ли­зу поня­тия доми­нан­та в тек­сто­вой дея­тель­но­сти и тек­сте с пози­ций ком­му­ни­ка­тив­ной сти­ли­сти­ки был посвя­щен доклад Н. С. Болот­но­вой. Даль­ней­шая раз­ра­бот­ка в рам­ках дан­но­го направ­ле­ния тео­рии регу­ля­тив­но­сти тек­ста (регу­ля­тив­ных стра­те­гий, регу­ля­тив­ных средств и струк­тур, спо­со­бов регу­ля­тив­но­сти) нашла отра­же­ние в выступ­ле­ни­ях Н. Г. Пет­ро­вой, В. В. Бла­го­ва, О. Л. Каба­ни­ной. Вопро­сы типо­ло­гии инфор­ма­ци­он­но-медий­ной язы­ко­вой лич­но­сти как лич­но­сти ново­го типа были рас­смот­ре­ны в докла­де А. В. Болот­но­ва.

Сре­ди новых под­хо­дов к изу­че­нию тек­ста и язы­ко­вой лич­но­сти, пред­став­лен­ных на кон­фе­рен­ции, отме­тим под­ход с пози­ций кри­ми­на­ли­сти­че­ской диа­гно­сти­ки харак­те­ри­стик лич­но­сти, кото­ро­му были посвя­ще­ны иссле­до­ва­ния А. В. Гро­мо­вой, В. А. Мишла­но­ва и Е. С. Тара­ру­хи­ной.

Сек­ция «Ана­лиз раз­лич­ных дис­кур­сив­ных прак­тик в ком­му­ни­ка­тив­но-когни­тив­ных аспек­тах» была пред­став­ле­на на кон­фе­рен­ции тре­мя бло­ка­ми иссле­до­ва­ний, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем медиа­дис­кур­са, худо­же­ствен­но­го дис­кур­са и дру­гих дис­кур­сов (эпи­сто­ляр­но­го, науч­но­го, дело­во­го, про­фес­си­о­наль­но­го). Все это явля­ет­ся ярким пока­за­те­лем того, что совре­мен­ный этап в раз­ви­тии оте­че­ствен­ной линг­ви­сти­ки харак­те­ри­зу­ет­ся уси­ле­ни­ем вни­ма­ния к рече­вой дея­тель­но­сти лич­но­сти, к ее раз­лич­ным дис­кур­сив­ным практикам.

Ана­ли­зи­руя мас­сме­диа, иссле­до­ва­те­ли выяви­ли и опи­са­ли раз­но­вид­но­сти поли­ти­че­ско­го дис­кур­са в Руне­те (В. А. Сали­мов­ский, Д. В. Ярул­лин), ком­му­ни­ка­тив­ные так­ти­ки и стра­те­гии в совре­мен­ных поли­ти­че­ских Интер­нет-ста­тьях (А. Е. Еро­хи­на), сред­ства рече­во­го воз­дей­ствия в поли­ти­че­ском дис­кур­се (О. Ю. Зво­на­ре­ва), осо­бен­но­сти медиа­дис­кур­са жур­на­ли­ста (А. А. Каши­рин) и диа­ло­га вла­сти и обще­ства (М. А. Ширин­ки­на); акцен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на дву­смыс­лен­но­сти в совре­мен­ных меди­а­текстах (М. А. Южан­ни­ко­ва). Неко­то­рые докла­ды были посвя­ще­ны реги­о­наль­но­му медиа­дис­кур­су: изу­че­нию кон­цеп­та прав­да в мате­ри­а­лах газе­ты «Куз­нец­кий рабо­чий» 1980‑х годов (И. А. Пуш­ка­ре­ва), иссле­до­ва­нию сти­ли­сти­че­ско­го свое­об­ра­зия При­ло­же­ния «АиФ в Том­ске» (Н. В. Кам­не­ва).

Отдель­ный блок иссле­до­ва­ний, пред­став­лен­ных на кон­фе­рен­ции, был свя­зан с ана­ли­зом худо­же­ствен­но­го дис­кур­са в его раз­ных жан­ро­вых раз­но­вид­но­стях. Опи­са­нию одной из так­тик созда­ния модаль­ной пер­спек­ти­вы в про­зе Ю. Наги­би­на, Ю. Каза­ко­ва, Ю. Три­фо­но­ва была посвя­ще­на рабо­та Т. А. Боч­ка­ре­вой. Вопро­сы кон­цеп­ту­а­ли­за­ции жан­ра интер­нет-мини­а­тю­ры ста­ли объ­ек­том изу­че­ния А. А. Плот­ни­ко­вой. Фан­фикшн как линг­во­куль­тур­ный фено­мен был рас­смот­рен в докла­де О. В. Орло­вой и Е. П. Кузь­ми­ной. Осо­бый инте­рес авто­ров вызва­ла про­бле­ма интер­пре­та­ции худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, вклю­чая осве­ще­ние общих тео­ре­ти­че­ских вопро­сов (В. Н. Гон­ча­рен­ко) и осо­бен­но­стей интер­пре­та­ции раз­ных жан­ров: рас­ска­за (Н. А. Роди­о­но­ва) и сти­хо­тво­ре­ния (Е. В. Лугов­ская).

Вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей при­влек­ли и дру­гие типы дис­кур­сов: эпи­сто­ляр­ный, науч­ный, дело­вой, про­фес­си­о­наль­ный. Осо­бен­но­стям функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эпи­сто­ляр­ных тек­стов в сфе­ре юри­ди­че­ской ком­му­ни­ка­ции был посвя­щен доклад А. В. Курья­но­вич. Част­ные пись­ма А. С. Эфрон ста­ли объ­ек­том ана­ли­за в выступ­ле­нии А. В. Сни­ги­ре­вой. Сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти жан­ра рецен­зии были рас­смот­ре­ны в докла­де Е. А. Бакла­но­вой. В дру­гих иссле­до­ва­ни­ях осве­ща­лись акту­аль­ные вопро­сы, свя­зан­ные с опи­са­ни­ем эври­сти­че­ско­го науч­но­го мета­язы­ка (Р. И. Сте­ва­но­вич), вза­и­мо­свя­зью раз­го­вор­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го дис­кур­сов в речи вра­ча (С. Ф. Гал­ки­на), инто­на­ци­он­ны­ми осо­бен­но­стя­ми дело­вых пере­го­во­ров в рус­ском и англий­ском язы­ках (О. А. Голов­не­ва).

На сек­ции «Семан­ти­ка и праг­ма­ти­ка тек­ста и его еди­ниц» обсуж­да­лись вопро­сы, свя­зан­ные с функ­ци­о­наль­но-праг­ма­ти­че­ским изу­че­ни­ем раз­лич­ных эле­мен­тов в текстах раз­ных типов, свя­зан­ных с раз­ны­ми сфе­ра­ми обще­ния и дис­кур­сив­ны­ми прак­ти­ка­ми. Ана­ли­зу экзо­тиз­мов в худо­же­ствен­ном тек­сте было посвя­ще­но иссле­до­ва­ние Л. Г. Само­тик; изу­че­ние мета­фо­ры «вкус­ный» в раз­ных дис­кур­сах нашло отра­же­ние в рабо­те Е. А. Юри­ной; в докла­де Т. Ф. Глеб­ской были рас­смот­ре­ны функ­ции лири­че­ско­го отступ­ле­ния в худо­же­ствен­ном тек­сте, в выступ­ле­нии Ван Син­хуа и А. В. Курья­но­вич были пред­став­ле­ны спо­со­бы осво­е­ния жар­го­низ­мов ино­стран­цем; в иссле­до­ва­нии С. В. Лоба­но­вой — функ­ции син­лек­си­ки в текстах раз­ных типов; семан­ти­че­ские осо­бен­но­сти лек­се­мы «шко­ла» в худо­же­ствен­ных текстах XIX века ста­ли объ­ек­том ана­ли­за в докла­де В. И. Шенк­ман; осо­бен­но­сти исполь­зо­ва­ния сою­зов «а» и «но» в диа­ло­ги­че­ских един­ствах нашли отра­же­ние в рабо­те Т. В. Пан­кра­то­вой. Иссле­до­ва­ние В. Д. Чер­няк было посвя­ще­но функ­ци­о­наль­но-праг­ма­ти­че­ско­му ана­ли­зу одно­слов­ных над­пи­сей, выве­сок и дру­гих мини-тек­стов в линг­во­куль­тур­ном про­стран­стве горо­да Санкт-Петербурга.

На сек­ции «Про­бле­мы обу­че­ния тек­сто­вой дея­тель­но­сти в шко­ле» были пред­став­ле­ны докла­ды, посвя­щен­ные дис­кус­си­он­но­му вопро­су вве­де­ния сочи­не­ния в школь­ную прак­ти­ку (Л. Р. Алги­на); акту­а­ли­за­ции ассо­ци­а­тив­ной дея­тель­но­сти школь­ни­ков в обу­че­нии тек­сто­об­ра­зо­ва­нию (Л. А. Без­ме­но­ва); исполь­зо­ва­нию совре­мен­ных обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий в раз­ви­тии тек­сто­вых ком­пе­тен­ций уча­щих­ся (Е. Н. Кова­лев­ская; А. В. Гай­во­рон­ская; Е. В. Кузь­мен­ко); про­бле­мам диа­гно­сти­ки линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ской ком­пе­тен­ции обу­ча­е­мых (Н. А. Суда­ко­ва) и вопро­сам оце­ни­ва­ния их тек­сто­вой дея­тель­но­сти (М. И. Лома­ки­на).

Направ­ле­ние «Про­бле­мы обу­че­ния рус­ской рече­вой куль­ту­ре в вузе и шко­ле» вклю­ча­ло докла­ды, посвя­щен­ные опи­са­нию уров­не­во­го обу­че­ния рус­ско­му язы­ку как ино­стран­но­му в тех­ни­че­ском вузе (А. Б. Тума­но­ва), раз­лич­ным мето­ди­кам фор­ми­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тен­ции школь­ни­ков, вклю­чая рабо­ту со сло­вом (Е. В. Бур­це­ва), исполь­зо­ва­ние обу­ча­ю­щих дик­тан­тов (Е. А. Дья­ко­ва), средств теат­раль­ной педа­го­ги­ки (Л. В. Мед­ве­де­ва), дидак­ти­че­ско­го потен­ци­а­ла линг­ви­сти­че­ской сказ­ки (Е. И. Яно­вич), эври­сти­че­ских воз­мож­но­стей мета­пред­мет­ной дея­тель­но­сти как сред­ства раз­ви­тия речи обу­ча­е­мых (И. И. Под­ре­зо­ва) и диа­ло­го­вых тех­но­ло­гий (Н. Б. Соко­ло­ва).

В целом иссле­до­ва­те­ли из раз­ных горо­дов Рос­сии и зару­бе­жья пред­ста­ви­ли не толь­ко чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ный язы­ко­вой мате­ри­ал, но и мно­го­об­ра­зие под­хо­дов к его изу­че­нию. Рус­ская рече­вая куль­ту­ра и текст были рас­смот­ре­ны иссле­до­ва­те­ля­ми в ком­му­ни­ка­тив­но-дея­тель­ност­ном, жан­ро­во-сти­ли­сти­че­ском, когни­тив­но-дис­кур­сив­ном, линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ском, линг­во­праг­ма­ти­че­ском, соци­о­куль­тур­ном, линг­во­пер­со­но­ло­ги­че­ском и линг­во­ме­то­ди­че­ском аспек­тах. С этим свя­за­на тео­ре­ти­че­ская и прак­ти­че­ская зна­чи­мость пред­став­лен­ных работ.

Обсуж­де­ние всех докла­дов про­хо­ди­ло в теп­лой и кон­струк­тив­ной обста­нов­ке. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции отме­ти­ли высо­кий науч­ный уро­вень про­зву­чав­ших докла­дов, отлич­ную орга­ни­за­цию рабо­ты кон­фе­рен­ции, выра­зив сер­деч­ную бла­го­дар­ность орга­ни­за­то­рам — кафед­ре совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка и сти­ли­сти­ки. По ито­гам кон­фе­рен­ции издан сбор­ник мате­ри­а­лов, кото­рый был вру­чен участ­ни­кам на заклю­чи­тель­ном пле­нар­ном заседании.

Оче­ред­ную IX Меж­ду­на­род­ную науч­ную кон­фе­рен­цию «Рус­ская рече­вая куль­ту­ра и текст» реше­но про­ве­сти в Том­ском госу­дар­ствен­ном педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те в 2016 году.

© Болот­но­ва Н. С., 2014