Вторник, Январь 22Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

«МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ…»

Об итогах VIII международной научной конференции в Томске 

В статье рассмотрена основная проблематика докладов VIII Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст», посвященных разработке теоретических и прикладных аспектов русской речевой культуры и текстовой деятельности, вопросам формирования языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции школьников и студентов. Представлен обзор исследований, посвященных современному состоянию русской речевой культуры и ее истории, новым направлениям в изучении текста, особенностям русской языковой картины мира и ее отражению в текстовой деятельности в разных сферах общения. 

«WE’LL MAINTAIN YOU, RUSSIAN SPEECH…» 

THE RESULTS OF VIII INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE IN TOMSK 

The article deals with the main problems of reports of the VIII-th  International conference “Russian Speech Culture and Text”, which was dedicated to elaboration of theoretical and applied aspects of Russian speech culture and textual activity, questions of language, communicative and lingvocultural competence formation of schoolchildren and students. Review of researches connected with up-to-date language situation and its history, new tendencies in text study, peculiarities of Russian linguistic world picture and its reflection in textual activity of different spheres is presented in the article.

Нина Сергеевна Болотнова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой современного русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета 

E-mail: nisb@sibmail.com

Nina Sergeyevna Bolotnova, Doctor of Philology, professor, head of department of the Russian language and stylistics of Tomsk State Pedagogical University 

E-mail: nisb@sibmail.com

Болотнова Н. С. «Мы сохраним тебя, русская речь...» (Об итогах VIII Международной научной конференции в Томске) // Медиалингвистика. 2014. № 1 (4). С. 127-131. URL: https://medialing.ru/my-sohranim-tebya-russkaya-rech/ (дата обращения: 22.01.2019).

Bolotnova N. S. “We’ll maintain you, Russian speech…” (The results of VIII international scientific conference in Tomsk) // Media Linguistics, 2014, No. 1 (4), pp. 127–131. Available at: https://medialing.ru/my-sohranim-tebya-russkaya-rech/ (accessed: 22.01.2019). (In Russian)

УДК 81.38’42
ББК 81.411.2-5+74.268.12. Р 89
ГРНТИ 16.21.55; 16.21.61
КОД ВАК 10.02.01

Совре­мен­ные тен­ден­ции в линг­ви­сти­ке и сфе­ре язы­ко­во­го обра­зо­ва­ния сти­му­ли­ру­ют поиск новых под­хо­дов к осмыс­ле­нию рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны мира, изу­че­нию раз­лич­ных дис­кур­сив­ных прак­тик, раз­ра­бот­ке новых ори­ен­ти­ров в иссле­до­ва­нии язы­ко­вых лич­но­стей раз­ных типов, созда­нию новых тех­но­ло­гий обу­че­ния рече­вой куль­ту­ре и тек­сто­вой дея­тель­но­сти. Все это опре­де­ли­ло тема­ти­ку и про­бле­ма­ти­ку VIII Меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции «Рус­ская рече­вая куль­ту­ра и текст», кото­рая была орга­ни­зо­ва­на кафед­рой совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка и сти­ли­сти­ки Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та и про­хо­ди­ла 17–18 апре­ля 2014 г.

Очное и заоч­ное уча­стие в каче­стве доклад­чи­ков и авто­ров ста­тей сбор­ни­ка по ито­гам кон­фе­рен­ции при­ня­ли 72 чел. из 20 горо­дов Рос­сии, Казах­ста­на, Укра­и­ны, Китая. В рабо­те двух пле­нар­ных и вось­ми сек­ци­он­ных засе­да­ний участ­во­ва­ли 110 чело­век, вклю­чая уче­ных, аспи­ран­тов, маги­стран­тов, мето­ди­стов, учи­те­лей, сту­ден­тов из 40 раз­лич­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний (вузов, лице­ев, гим­на­зий, школ).

В выступ­ле­ни­ях и ста­тьях иссле­до­ва­те­лей нашли отра­же­ние раз­лич­ные под­хо­ды к ана­ли­зу пуб­ли­ци­сти­че­ских, худо­же­ствен­ных, науч­ных, дело­вых, эпи­сто­ляр­ных и др. тек­стов, осмыс­ле­ние исто­рии и совре­мен­но­го состо­я­ния рус­ской рече­вой куль­ту­ры, изу­че­ние раз­лич­ных эле­мен­тов тек­стов раз­ных типов с уче­том их семан­ти­ки и праг­ма­ти­ки, раз­ра­бот­ка мето­ди­че­ских аспек­тов совре­мен­но­го пре­по­да­ва­ния рус­ско­го язы­ка на осно­ве тео­рии тек­ста, вопро­сы обу­че­ния искус­ству сло­ва уча­щих­ся и сту­ден­тов в соот­вет­ствии с совре­мен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми.

Интер­пре­та­ция меди­а­кар­ти­ны мира как инва­ри­ан­та язы­ко­вой кар­ти­ны мира пред­став­ле­на в докла­де И. В. Аннен­ко­вой. О. В. Орло­ва посвя­ти­ла свое выступ­ле­ние про­бле­ме дина­ми­че­ско­го изу­че­ния меди­а­кон­цеп­та как когни­тив­но­го фено­ме­на. Осо­бен­но­сти осмыс­ле­ния фено­ме­нов прав­да / ложь в рус­ской кар­тине мира с помо­щью дис­кур­сив­ных анто­си­но­ни­мов были рас­смот­ре­ны в иссле­до­ва­нии В. В. Лабу­ти­ной. О спе­ци­фи­ке язы­ко­вой кар­ти­ны мира меди­цин­ско­го работ­ни­ка шла речь в выступ­ле­нии А. Г. Бало­ба­но­вой.

Акту­аль­ные про­бле­мы совре­мен­ной рус­ской рече­вой куль­ту­ры нашли отра­же­ние в рабо­тах Е. В. Лука­ше­вич, иссле­до­вав­шей куль­ту­ру обще­ния офи­ци­аль­ных лиц с граж­да­на­ми в ответ на их обра­ще­ния; Г. А. Коп­ни­ной, рас­смот­рев­шей эти­че­ские аспек­ты псев­до­кре­а­тив­ной дея­тель­но­сти неко­то­рых жур­на­ли­стов. Ана­ли­зу актив­ных про­цес­сов в совре­мен­ной рус­ской медий­ной и раз­го­вор­ной речи, отра­жен­ной в СМИ и Интер­не­те, было посвя­ще­но иссле­до­ва­ние Т. Ю. Редь­ки­ной. Рас­смот­ре­ние рече­вых тех­но­ло­гий как осно­вы про­фес­си­о­наль­ной рече­вой куль­ту­ры жур­на­ли­ста нашло отра­же­ние в рабо­те В. И. Конь­ко­ва. В докла­де Н. Н. Кош­ка­ро­вой иссле­до­ван и опи­сан в каче­стве ново­го жан­ра поли­ти­че­ской ком­му­ни­ка­ции раз­го­вор с пре­зи­ден­том.

Направ­ле­ние «Исто­рия и совре­мен­ное состо­я­ние рус­ской рече­вой куль­ту­ры» было пред­став­ле­но на кон­фе­рен­ции иссле­до­ва­ни­я­ми, посвя­щен­ны­ми народ­ной рече­вой куль­ту­ре, вклю­чая изу­че­ние назва­ний частей рас­те­ний в гово­ре, отра­жа­ю­щих осо­бое поэ­ти­че­ское миро­ви­де­ние носи­те­лей диа­лек­та (О. И. Бли­но­ва), осве­ще­ние в диа­лект­ных текстах этно­куль­тур­ной инфор­ма­ции, свя­зан­ной с исто­ри­ей жиз­ни, осо­бен­но­стя­ми быта, духов­ной и мате­ри­аль­ной куль­ту­рой дон­ских каза­ков (Р. И. Куд­ря­шо­ва); ана­ли­зу рито­ри­че­ских и линг­во­ди­дак­ти­че­ских аспек­тов жан­ра тор­же­ствен­ной про­по­ве­ди Ила­ри­о­на Киев­ско­го в про­из­ве­де­нии «Сло­во о Законе и Бла­го­да­ти» (Т. В. Лугов­ская).

Ана­ли­зу раз­ных аспек­тов отра­же­ния миро­ви­де­ния рус­ской язы­ко­вой лич­но­сти в дис­кур­сив­ных прак­ти­ках были посвя­ще­ны иссле­до­ва­ния по направ­ле­нию «Рус­ская язы­ко­вая кар­ти­на мира и ее отра­же­ние в тек­сто­вой дея­тель­но­сти». Основ­ная их часть была свя­за­на с изу­че­ни­ем репре­зен­ти­ро­ван­ных в худо­же­ствен­ном дис­кур­се кон­цеп­тов: ана­ли­зу этни­че­ско­го фраг­мен­та рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны мира на мате­ри­а­ле тек­стов перм­ской исто­ри­че­ской про­зы была посвя­ще­на рабо­та Т. А. Сирот­ки­ной; осо­бен­но­сти вер­ба­ли­за­ции кон­цеп­та память в лири­ке Н. С. Гуми­ле­ва рас­смот­ре­ны в докла­де С. М. Кар­пен­ко; иссле­до­ва­ние кон­цеп­та смерть в про­по­вед­ни­че­ских текстах А. Сурож­ско­го пред­став­ле­но в рабо­те Т. Е. Яцу­га; изу­че­ние мета­фо­ри­че­ско­го вопло­ще­ния обра­за яго­ды в рус­ской язы­ко­вой кар­тине мира нашло отра­же­ние в докла­де А. В. Боров­ко­вой. Про­бле­мам визу­а­ли­за­ции обра­зов в поэ­зии Б. Л. Пастер­на­ка было посвя­ще­но выступ­ле­ние Л. Б. Крю­ко­вой и А. В. Дви­зо­вой, вопро­сы линг­ви­сти­че­ской пер­цеп­то­ло­гии на мате­ри­а­ле номи­на­ций вос­при­я­тия полу­чи­ли осве­ще­ние в докла­де С. С. Куз­не­цо­вой. Таким обра­зом, рус­ская язы­ко­вая кар­ти­на мира полу­чи­ла в иссле­до­ва­ни­ях участ­ни­ков кон­фе­рен­ции мно­го­ас­пект­ное осве­ще­ние в про­ек­ции на раз­ные дис­кур­сив­ные прак­ти­ки.

Сек­ция «Совре­мен­ные направ­ле­ния в изу­че­нии тек­ста и язы­ко­вой лич­но­сти» была пред­став­ле­на мате­ри­а­ла­ми, отра­жа­ю­щи­ми новые тен­ден­ции в раз­ви­тии совре­мен­ной оте­че­ствен­ной юри­слинг­ви­сти­ки и сти­ли­сти­ки, свя­зан­ны­ми с даль­ней­шей раз­ра­бот­кой таких ее направ­ле­ний, как ком­му­ни­ка­тив­ная сти­ли­сти­ка тек­ста (/tt>Н. С. Болот­но­ва), интен­ци­о­наль­ная сти­ли­сти­ка (Л. Р. Дус­ка­е­ва), сти­ли­сти­ка худо­же­ствен­ной речи (Е. В. Сер­ге­е­ва). Обос­но­ва­нию интен­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ско­го под­хо­да к иссле­до­ва­нию меди­а­тек­сто­ти­пов (медиа­дис­кур­сов) посвя­ще­на рабо­та Л. Р. Дус­ка­е­вой. В иссле­до­ва­нии Е. В. Сер­ге­е­вой, наря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми в сти­ли­сти­ке худо­же­ствен­ной речи, выде­ле­но направ­ле­ние, наце­лен­ное на изу­че­ние худо­же­ствен­но­го кон­цеп­та как состав­ля­ю­щей язы­ко­вой кар­ти­ны мира авто­ра.

Ана­ли­зу поня­тия доми­нан­та в тек­сто­вой дея­тель­но­сти и тек­сте с пози­ций ком­му­ни­ка­тив­ной сти­ли­сти­ки был посвя­щен доклад Н. С. Болот­но­вой. Даль­ней­шая раз­ра­бот­ка в рам­ках дан­но­го направ­ле­ния тео­рии регу­ля­тив­но­сти тек­ста (регу­ля­тив­ных стра­те­гий, регу­ля­тив­ных средств и струк­тур, спо­со­бов регу­ля­тив­но­сти) нашла отра­же­ние в выступ­ле­ни­ях Н. Г. Пет­ро­вой, В. В. Бла­го­ва, О. Л. Каба­ни­ной. Вопро­сы типо­ло­гии инфор­ма­ци­он­но-медий­ной язы­ко­вой лич­но­сти как лич­но­сти ново­го типа были рас­смот­ре­ны в докла­де А. В. Болот­но­ва.

Сре­ди новых под­хо­дов к изу­че­нию тек­ста и язы­ко­вой лич­но­сти, пред­став­лен­ных на кон­фе­рен­ции, отме­тим под­ход с пози­ций кри­ми­на­ли­сти­че­ской диа­гно­сти­ки харак­те­ри­стик лич­но­сти, кото­ро­му были посвя­ще­ны иссле­до­ва­ния А. В. Гро­мо­вой, В. А. Мишла­но­ва и Е. С. Тара­ру­хи­ной.

Сек­ция «Ана­лиз раз­лич­ных дис­кур­сив­ных прак­тик в ком­му­ни­ка­тив­но-когни­тив­ных аспек­тах» была пред­став­ле­на на кон­фе­рен­ции тре­мя бло­ка­ми иссле­до­ва­ний, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем медиа­дис­кур­са, худо­же­ствен­но­го дис­кур­са и дру­гих дис­кур­сов (эпи­сто­ляр­но­го, науч­но­го, дело­во­го, про­фес­си­о­наль­но­го). Все это явля­ет­ся ярким пока­за­те­лем того, что совре­мен­ный этап в раз­ви­тии оте­че­ствен­ной линг­ви­сти­ки харак­те­ри­зу­ет­ся уси­ле­ни­ем вни­ма­ния к рече­вой дея­тель­но­сти лич­но­сти, к ее раз­лич­ным дис­кур­сив­ным прак­ти­кам.

Ана­ли­зи­руя мас­сме­диа, иссле­до­ва­те­ли выяви­ли и опи­са­ли раз­но­вид­но­сти поли­ти­че­ско­го дис­кур­са в Руне­те (В. А. Сали­мов­ский, Д. В. Ярул­лин), ком­му­ни­ка­тив­ные так­ти­ки и стра­те­гии в совре­мен­ных поли­ти­че­ских Интер­нет-ста­тьях (А. Е. Еро­хи­на), сред­ства рече­во­го воз­дей­ствия в поли­ти­че­ском дис­кур­се (О. Ю. Зво­на­ре­ва), осо­бен­но­сти медиа­дис­кур­са жур­на­ли­ста (А. А. Каши­рин) и диа­ло­га вла­сти и обще­ства (М. А. Ширин­ки­на); акцен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на дву­смыс­лен­но­сти в совре­мен­ных меди­а­текстах (М. А. Южан­ни­ко­ва). Неко­то­рые докла­ды были посвя­ще­ны реги­о­наль­но­му медиа­дис­кур­су: изу­че­нию кон­цеп­та прав­да в мате­ри­а­лах газе­ты «Куз­нец­кий рабо­чий» 1980-х годов (И. А. Пуш­ка­ре­ва), иссле­до­ва­нию сти­ли­сти­че­ско­го свое­об­ра­зия При­ло­же­ния «АиФ в Том­ске» (Н. В. Кам­не­ва).

Отдель­ный блок иссле­до­ва­ний, пред­став­лен­ных на кон­фе­рен­ции, был свя­зан с ана­ли­зом худо­же­ствен­но­го дис­кур­са в его раз­ных жан­ро­вых раз­но­вид­но­стях. Опи­са­нию одной из так­тик созда­ния модаль­ной пер­спек­ти­вы в про­зе Ю. Наги­би­на, Ю. Каза­ко­ва, Ю. Три­фо­но­ва была посвя­ще­на рабо­та Т. А. Боч­ка­ре­вой. Вопро­сы кон­цеп­ту­а­ли­за­ции жан­ра интер­нет-мини­а­тю­ры ста­ли объ­ек­том изу­че­ния А. А. Плот­ни­ко­вой. Фан­фикшн как линг­во­куль­тур­ный фено­мен был рас­смот­рен в докла­де О. В. Орло­вой и Е. П. Кузь­ми­ной. Осо­бый инте­рес авто­ров вызва­ла про­бле­ма интер­пре­та­ции худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, вклю­чая осве­ще­ние общих тео­ре­ти­че­ских вопро­сов (В. Н. Гон­ча­рен­ко) и осо­бен­но­стей интер­пре­та­ции раз­ных жан­ров: рас­ска­за (Н. А. Роди­о­но­ва) и сти­хо­тво­ре­ния (Е. В. Лугов­ская).

Вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей при­влек­ли и дру­гие типы дис­кур­сов: эпи­сто­ляр­ный, науч­ный, дело­вой, про­фес­си­о­наль­ный. Осо­бен­но­стям функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эпи­сто­ляр­ных тек­стов в сфе­ре юри­ди­че­ской ком­му­ни­ка­ции был посвя­щен доклад А. В. Курья­но­вич. Част­ные пись­ма А. С. Эфрон ста­ли объ­ек­том ана­ли­за в выступ­ле­нии А. В. Сни­ги­ре­вой. Сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти жан­ра рецен­зии были рас­смот­ре­ны в докла­де Е. А. Бакла­но­вой. В дру­гих иссле­до­ва­ни­ях осве­ща­лись акту­аль­ные вопро­сы, свя­зан­ные с опи­са­ни­ем эври­сти­че­ско­го науч­но­го мета­язы­ка (Р. И. Сте­ва­но­вич), вза­и­мо­свя­зью раз­го­вор­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го дис­кур­сов в речи вра­ча (С. Ф. Гал­ки­на), инто­на­ци­он­ны­ми осо­бен­но­стя­ми дело­вых пере­го­во­ров в рус­ском и англий­ском язы­ках (О. А. Голов­не­ва).

На сек­ции «Семан­ти­ка и праг­ма­ти­ка тек­ста и его еди­ниц» обсуж­да­лись вопро­сы, свя­зан­ные с функ­ци­о­наль­но-праг­ма­ти­че­ским изу­че­ни­ем раз­лич­ных эле­мен­тов в текстах раз­ных типов, свя­зан­ных с раз­ны­ми сфе­ра­ми обще­ния и дис­кур­сив­ны­ми прак­ти­ка­ми. Ана­ли­зу экзо­тиз­мов в худо­же­ствен­ном тек­сте было посвя­ще­но иссле­до­ва­ние Л. Г. Само­тик; изу­че­ние мета­фо­ры «вкус­ный» в раз­ных дис­кур­сах нашло отра­же­ние в рабо­те Е. А. Юри­ной; в докла­де Т. Ф. Глеб­ской были рас­смот­ре­ны функ­ции лири­че­ско­го отступ­ле­ния в худо­же­ствен­ном тек­сте, в выступ­ле­нии Ван Син­хуа и А. В. Курья­но­вич были пред­став­ле­ны спо­со­бы осво­е­ния жар­го­низ­мов ино­стран­цем; в иссле­до­ва­нии С. В. Лоба­но­вой — функ­ции син­лек­си­ки в текстах раз­ных типов; семан­ти­че­ские осо­бен­но­сти лек­се­мы «шко­ла» в худо­же­ствен­ных текстах XIX века ста­ли объ­ек­том ана­ли­за в докла­де В. И. Шенк­ман; осо­бен­но­сти исполь­зо­ва­ния сою­зов «а» и «но» в диа­ло­ги­че­ских един­ствах нашли отра­же­ние в рабо­те Т. В. Пан­кра­то­вой. Иссле­до­ва­ние В. Д. Чер­няк было посвя­ще­но функ­ци­о­наль­но-праг­ма­ти­че­ско­му ана­ли­зу одно­слов­ных над­пи­сей, выве­сок и дру­гих мини-тек­стов в линг­во­куль­тур­ном про­стран­стве горо­да Санкт-Петер­бур­га.

На сек­ции «Про­бле­мы обу­че­ния тек­сто­вой дея­тель­но­сти в шко­ле» были пред­став­ле­ны докла­ды, посвя­щен­ные дис­кус­си­он­но­му вопро­су вве­де­ния сочи­не­ния в школь­ную прак­ти­ку (Л. Р. Алги­на); акту­а­ли­за­ции ассо­ци­а­тив­ной дея­тель­но­сти школь­ни­ков в обу­че­нии тек­сто­об­ра­зо­ва­нию (Л. А. Без­ме­но­ва); исполь­зо­ва­нию совре­мен­ных обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий в раз­ви­тии тек­сто­вых ком­пе­тен­ций уча­щих­ся (Е. Н. Кова­лев­ская; А. В. Гай­во­рон­ская; Е. В. Кузь­мен­ко); про­бле­мам диа­гно­сти­ки линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ской ком­пе­тен­ции обу­ча­е­мых (Н. А. Суда­ко­ва) и вопро­сам оце­ни­ва­ния их тек­сто­вой дея­тель­но­сти (М. И. Лома­ки­на).

Направ­ле­ние «Про­бле­мы обу­че­ния рус­ской рече­вой куль­ту­ре в вузе и шко­ле» вклю­ча­ло докла­ды, посвя­щен­ные опи­са­нию уров­не­во­го обу­че­ния рус­ско­му язы­ку как ино­стран­но­му в тех­ни­че­ском вузе (А. Б. Тума­но­ва), раз­лич­ным мето­ди­кам фор­ми­ро­ва­ния ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тен­ции школь­ни­ков, вклю­чая рабо­ту со сло­вом (Е. В. Бур­це­ва), исполь­зо­ва­ние обу­ча­ю­щих дик­тан­тов (Е. А. Дья­ко­ва), средств теат­раль­ной педа­го­ги­ки (Л. В. Мед­ве­де­ва), дидак­ти­че­ско­го потен­ци­а­ла линг­ви­сти­че­ской сказ­ки (Е. И. Яно­вич), эври­сти­че­ских воз­мож­но­стей мета­пред­мет­ной дея­тель­но­сти как сред­ства раз­ви­тия речи обу­ча­е­мых (И. И. Под­ре­зо­ва) и диа­ло­го­вых тех­но­ло­гий (Н. Б. Соко­ло­ва).

В целом иссле­до­ва­те­ли из раз­ных горо­дов Рос­сии и зару­бе­жья пред­ста­ви­ли не толь­ко чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ный язы­ко­вой мате­ри­ал, но и мно­го­об­ра­зие под­хо­дов к его изу­че­нию. Рус­ская рече­вая куль­ту­ра и текст были рас­смот­ре­ны иссле­до­ва­те­ля­ми в ком­му­ни­ка­тив­но-дея­тель­ност­ном, жан­ро­во-сти­ли­сти­че­ском, когни­тив­но-дис­кур­сив­ном, линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ском, линг­во­праг­ма­ти­че­ском, соци­о­куль­тур­ном, линг­во­пер­со­но­ло­ги­че­ском и линг­во­ме­то­ди­че­ском аспек­тах. С этим свя­за­на тео­ре­ти­че­ская и прак­ти­че­ская зна­чи­мость пред­став­лен­ных работ.

Обсуж­де­ние всех докла­дов про­хо­ди­ло в теп­лой и кон­струк­тив­ной обста­нов­ке. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции отме­ти­ли высо­кий науч­ный уро­вень про­зву­чав­ших докла­дов, отлич­ную орга­ни­за­цию рабо­ты кон­фе­рен­ции, выра­зив сер­деч­ную бла­го­дар­ность орга­ни­за­то­рам — кафед­ре совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка и сти­ли­сти­ки. По ито­гам кон­фе­рен­ции издан сбор­ник мате­ри­а­лов, кото­рый был вру­чен участ­ни­кам на заклю­чи­тель­ном пле­нар­ном засе­да­нии.

Оче­ред­ную IX Меж­ду­на­род­ную науч­ную кон­фе­рен­цию «Рус­ская рече­вая куль­ту­ра и текст» реше­но про­ве­сти в Том­ском госу­дар­ствен­ном педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те в 2016 году.

© Болот­но­ва Н. С., 2014