Четверг, 18 апреляИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления

ЖИЗНЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

2016, № 4 (14), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье раскрываются механизмы идеологической борьбы в западных СМИ, рассматриваются вопросы конструирования новой действительности и мифологизации политического медиадискурса США и Великобритании. Современное дискурсивное пространство заполнено мифами разного рода, которые отражают стандартизированные упрощенные представления о действительности, событиях или людях. В американских и британских СМИ миф выступает как средство воздействия на массовое сознание и инструмент формирования негативного образа России. Зарубежные СМИ пытаются развенчать мифы, созданные, по их мнению, в России. В результате происходит переписывание российских «мифов» и создание новых западных мифов о России. В зарубежной прессе важное значение придается дегероизации центрального героя мнимых, с их точки зрения, российских мифов, которым является глава государства В. В. Путин. Особое внимание в статье уделяется модели создания западного мифа путем развенчания российского мифа, а также различным языковым...

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСКУРСИВОВ С ПРОТИВИТЕЛЬНОЙ СЕМАНТИКОЙ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ

2016, № 4 (14), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Статья посвящена анализу функционирования дискурсивов с противительной семантикой в газетном тексте. Рассматриваются особенности семантики противительных дискурсивов, с которыми могла бы быть связана высокая активность подобных слов в газетных текстах. Содержащееся в семантике дискурсивов указание на несовпадение с ожиданиями, отступление от нормы, преодоленное препятствие позволяет журналисту привлекать внимание читателя к публикации, держать его в состоянии постоянного эмоционального напряжения и формировать то восприятие действительности, которое нужно автору. В еще большей степени формированию образа действительности способствует возможность противительных дискурсивов маркировать один из противопоставляемых компонентов как более ценный и важный. При этом одна и та же ситуация, одна и та же мысль может быть представлена с диаметрально противоположными знаками, в зависимости от позиции автора. Abstract DISCOURSE MARKERS WITH ADVERSATIVE SEMANTICS IN THE NEWSPAPER TEXT:...

РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» В АСПЕКТЕ КАТЕГОРИИ ПЕРСОНАЛЬНОСТИ

2016, № 4 (14), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Развитие текстогенристики требует обратиться к проблеме жанровых категорий, позволяющих определить существенные, т. е. категориальные, признаки текстотипа. Настоящая статья посвящена описанию поля жанровой категории персональности, представленной в журналистских текстах, созданных в речевом жанре творческого портрета. Категория персональности является референтной в этом жанре. В статье описана система композиционно-текстовых, языковых и визуальных средств, позволяющих передать предметное поле речевого жанра творческого портрета. Жанрово-семантическое поле персональности представлено по крайней мере тремя микрополями: 1) номинации персоны, 2) дескрипции персоны, 3) указателей на ее действия. На примере текстов о писателях показана организация, композиция, комбинаторика языковых средств в текстах, воплощающих различные коммуникативные сценарии: посвящение «герою события», юбилейное посвящение, некролог. Abstract SPEECH GENRE “CREATIVE PORTRAIT” IN THE ASPECT OF PERSONALITY...

О ФРАЗЕОСХЕМАХ В ЗАГЛАВИЯХ ХОРВАТСКОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

2016, № 3 (13), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В течение последних десятилетий заглавие привлекает серьезное внимание исследователей, как лингвистов, так и теоретиков художественной литературы. Все подчеркивают уникальное положение заглавия в тексте, причем именно из него исходит многообразие его функций. Большинство исследователей выделяет пять основных функций заглавия: номинативную, информативную и коммуникативную, разделительную, экспрессивно-апеллятивную и рекламную. В первой части настоящей работы приводятся примеры хорватских заглавий с трансформированными устойчивыми выражениями и прецедентными текстами, встречающимися в публицистике. Во второй части работы анализируются два крылатых выражения (Я мыслю, следовательно, существую; Пришел, увидел победил) с точки зрения проведенных видов трансформации в заглавиях. Для каждого из крылатых выражений даются и фразеосхемы, которые пополняются разными глаголами, в зависимости от содержания текста. Abstract ON THE STRUCTURE, BASED ON SAYINGS, IN THE TITLES OF THE CROA...

ДИНАМИКА КОНЦЕПТОСФЕРЫ РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ

2016, № 3 (13), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматривается фраземообразовательный потенциал наименований из сферы массовой коммуникации. Показано функционирование фразеологизмов с компонентами «радио», «телевидение», «газета» в народных говорах, речи молодежи, жаргоне криминальной сферы, представлены особенности их описания в словарях разных типов. Особое внимание уделяется динамике содержательной структуры фразеологизмов, пословиц, загадок с данными наименованиями, описаны их структурные трансформации. Анализ фразеологических образов позволяет проследить отношение носителей языка к средствам массовой информации, выявить специфику данной концептосферы русской лингвокультуры. Изучение особенностей функционирования фразеологизмов и пословиц в медийном дискурсе дает возможность сделать выводы о динамике фразеологического состава русского языка. В качестве примера рассмотрен случай становления нового термина бизнес-сферы (сарафанное радио) на базе соответствующего фразеологизма в медийном дискурсе. Abstract ...

НА ПУТИ К ФИЛЬМУ (КИНОСЦЕНАРИЙ И ЧЕРНОВИК)

2016, № 2 (12), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье в результате сопоставления двух претекстов (киносценария и черновика) выявляются их общие и отличительные параметры. Анализируются текстовые особенности киносценария и черновика, их соотношение с другими типами текстов (кинотекстом и чистовиком). Синхронный анализ сделал очевидной уникальную текстовую и синтаксическую организацию киносценария. В отличие от черновика, он предназначен для перевода в текст семиотической системы киноискусства, не является самокритикой текста и автокоммуникацией, обладает спецификой адресанта и адресата. Это позволяет дать отрицательный ответ на поставленный вопрос, является ли он черновиком кинотекста. В статье исследуется трансформация литературного и режиссерского киносценариев на пути к фильму. Материалом анализа послужили две версии сценария фильма А. Звягинцева «Елена».  Abstract ON THE WAY TO FILM (SCREENPLAY AND DRAFT)The article is dedicated to the pre-text’s types comparison (screenplay and draft). It will offer a look at t...

РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ СПИНДОКТОРИНГА В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

2016, № 2 (12), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье описываются речевые тактики спиндокторинга в массовой коммуникации на основе анализа текстов, посвященных одному и тому же резонансному событию: убийству Бориса Немцова 27 февраля 2015 г. в Москве. Тексты публиковались в течение первых дней со дня происшествия, когда событие активно комментировалось в массмедиа. В статье выявлены и проанализированы сценарии ситуаций, транслируемые при помощи массмедиа и социальных сетей от лица представителей либерального и патриотического сообщества, выражающих отношение к одному и тому же резонансному событию. Примерами послужили тексты из социальной сети Facebook как наиболее политизированной интернет-площадки: посты персональных аккаунтов лидеров мнений, тексты из электронных СМИ (Открытая Россия. URL: https://openrussia.org) и электронных версий печатных СМИ (Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/daily) с комментариями.  Abstract VERBAL TACTICS OF SPINDOKTORING IN POLITICAL DISCOURSEThis article describes the tactics sp...

КУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС МЕДИЙНОГО ТЕКСТА

2016, № 1 (11), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Каждое время имеет свой источник инноваций, который определяет характер происходящих в обществе перемен. Сегодня фактором, мотивирующим социальную и культурную динамику в глобальном масштабе, являются медиа. Медиа формируют актуальную для научных исследований область знаний, связанную с укладом жизни человека, его опытом интеллектуального и эмоционального переживания действительности, опытом коммуникативного взаимодействия. В статье феномен медиа рассматривается в аспекте мотивируемого ими текста как доминирующего текста современной культуры. Сущность медийного текста формируется на основе генерированной современной культурой способности сознания в акцентированном режиме формально и содержательно реагировать на конструктивно-технологические параметры медиа. Рассмотрены конструктивно-технологический, конструктивно-семиотический и социально-коммуникативный аспекты медийного текста и его ключевые формы: аналоговый, цифровой; монокодовый, поликодовый; интерперсональный, массмедийный, сете...

МЕДИАТЕКСТ И МЕДИАЛИНГВИСТИКА: БИФУРКАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

2016, № 1 (11), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье обосновывается проблема со-развития медиалингвистики и медиатекста. С одной стороны, медиалингвистика ориентируется на свой первоначальный предмет: язык и речеупотребление в сфере массовой коммуникации. С другой стороны, медиатекст (основная категория медиалингвистики) все настойчивее обнаруживает тенденции к активизации визуальности почти во всех своих видах и типах. В результате подобного рода развития медиатекста под влиянием интернета перед медиалингвистикой активизируется проблема: либо признать, что ее базисный предмет, понятийно-категориальный аппарат и методология не могут охватить всю сложную целостность медиатекста, либо искать новые возможности для трансформации своих базисных теоретических основ. Одним из направлений такого рода поисков может быть ориентация на опыт киноискусства, шире — культуры визуальности.  Abstract MEDIATEXT AND MEDIALINGVISTIKA: BIFURCATION RELATIONSThe article explains the complex problem of medialinguistics and mediatexts. On...

КОНЦЕПЦИЯ МОДУСА НА ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАТЕКСТА

2015, № 4 (10), Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье представлена концепция текстообразующей роли модуса. Прежде всего она заключается в определенном «выходе» модуса из предложения на пространство текста в виде последовательностей, названных автором «сложными модусными перспективами» и «сложными модусными структурами»: это логические, эмоциональные и выразительные последовательности, когда из отдельного высказывания распространяются модусные смыслы на некоторые дистанции текста или весь текст. При этом автор текста воплощает определенные интенции, реализует свой замысел, применяет приемы воздействия на адресата. Особое внимание в статье уделено медиатексту. Наряду с описанием механизма «выхода» модуса на пространство медиатекста на примерах публицистики автор очерчивает возможности приложения концепции к решению проблем медиатекста. В статье делается вывод, что в современной публицистике роль модуса в плане содержания — главная. модус исследуется как текстостроительная субстанция, представлены пути исследования медиатекста с пр...