Пятница, Ноябрь 15Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

«МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

20–21 апреля 2015 г. в Великом Новгороде прошла конференция, организованная кафедрой журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и посвящалась 20-летию журналистского образования в области. В конференции, кроме ее хозяев, приняли участие вузовские преподаватели из Санкт-Петербурга, Москвы, Сыктывкара, Владивостока, Омска, Барнаула, а также из Белоруссии, Латвии, Болгарии.

MEDIA EDUCATION AS A FACTOR OF REGION’S EVOLUTION 

On 20–21th of April 2015 in Novgorod the Great hosted a conference, organized by the Department of journalism of the Novgorod state University after Yaroslav the Wise and was dedicated to the 20th anniversary of journalism education in the field. In the conference, along with its owners, was attended by University lecturers from St. Petersburg, Moscow, Syktyvkar, Vladivostok, Omsk, Barnaul, as well as from Belarus, Latvia, Bulgaria.

Татьяна Викторовна Шмелёва, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого 

E-mail: Tatyana.Shmeleva@novsu.ru

Tatyana Viktorovna Shmeleva, PhD, Professor at the Department of Journalism of the Jaroslav-the-Wise Novgorod State University

E-mail: Tatyana.Shmeleva@novsu.ru

Шмелёва Т. В. Медиаобразование как фактор развития региона // Медиалингвистика. 2015. № 2 (8). С. 132–135. URL: https://medialing.ru/mediaobrazovanie-kak-faktor-razvitiya-regiona/ (дата обращения: 15.11.2019).

Shmeleva Т. V. Media education as a factor of region’s evolution // Media Linguistics, 2015, No. 2 (8), pp. 132–135. Available at: https://medialing.ru/mediaobrazovanie-kak-faktor-razvitiya-regiona/ (accessed: 15.11.2019). (In Russian)

УДК 378.4 
ББК 74.04 
ГРНТИ 19.01.07 
КОД ВАК 10.01.10

Кон­фе­рен­ция, про­шед­шая в Вели­ком Нов­го­ро­де 20–21 апре­ля 2015 г., назы­ва­лась имен­но так: «Медиа­об­ра­зо­ва­ние как фак­тор раз­ви­тия реги­о­на». Важ­но отме­тить, что обмен инфр­ма­ци­ей начал­ся еще до нача­ла кон­фе­рен­ции: тези­сы участ­ни­ков раз­ме­ще­ны на стра­ни­це кафед­ры (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596); часть ста­тей опуб­ли­ко­ва­на в мар­тов­ском элек­трон­ном номе­ре жур­на­ла «Уче­ные запис­ки Нов­ГУ» (URL: http://​www​.novsu​.ru/​u​n​i​v​e​r​/​p​r​e​s​s​/​e​N​o​t​e​s​1​/​i​.​1​0​8​6​0​5​5​/​?​i​d​=​1​1​4​6​715), дру­гая вый­дет в бли­жай­шем номе­ре «Вест­ни­ка Нов­ГУ», что дает надеж­ду про­дол­же­ние дис­кус­сий.

Тор­же­ствен­ную часть кон­фе­рен­ции соста­ви­ли поздрав­ле­ния руко­вод­ства уни­вер­си­те­та и «Медиа­со­ю­за». Содер­жа­тель­ная же откры­лась инфор­ма­ци­ей зав. кафед­рой жур­на­ли­сти­ки Т. Л. Камин­ской об исто­рии жур­на­лист­ско­го обра­зо­ва­ния в уни­вер­си­те­те, ста­нов­ле­нии кафед­ры и резуль­та­тах ее рабо­ты. В каче­стве таких резуль­та­тов участ­ни­кам кон­фе­рен­ции были пред­став­ле­ны кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Нов­го­род­ское медиа­по­ле: опы­ты линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ний», толь­ко что опуб­ли­ко­ван­ная в изда­тель­стве уни­вер­си­те­та, и спе­ци­аль­ный номер учеб­ной газе­ты «Анто­нов­ка».

Дис­кус­сии были сосре­до­то­че­ны вокруг двух про­блем: состо­я­ние реги­о­наль­ных медиа и медиа­бра­зо­ва­ние. 

К обсуж­де­нию пер­вой про­бле­мы были при­вле­че­ны дан­ные о СМИ При­мо­рья, рес­пуб­ли­ки Коми, Омска, Чере­пов­ца, а так­же Лат­вии Бело­рус­сии, Гер­ма­нии. 

О свя­зи медиа с харак­те­ром реги­о­на гово­рил О. Н. Копы­тов (Вла­ди­во­сток); он пока­зал, как СМИ При­мо­рья сосре­до­то­че­ны вокруг моря — это их смыс­ло­вая доми­нан­та, кото­рая про­яв­ля­ет­ся в ряде пока­за­те­лей от мас­со­во­сти мате­ри­а­лов до выбо­ра лого­ти­пов. В рес­пуб­ли­ке Коми (их пред­ста­вил А. А. Беш­ка­рев из Сык­тыв­ка­ра) печат­ный сек­тор медиа­по­ля сокра­ща­ет­ся, а в ком­му­ни­ка­ции жите­лей рес­пуб­ли­ки все боль­шее место зани­ма­ют интер­нет-ресур­сы и соци­аль­ные сети (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​301). На слож­но­сти реги­о­наль­но­го теле­ви­де­ния обра­тил вни­ма­ние А. А. Маль­ке­вич (Санкт-Петер­бург), про­ана­ли­зи­ро­вав послед­ствия запре­та рекла­мы на ТВ и про­де­мон­сти­ро­вав воз­мож­но­сти выжи­ва­ния на при­ме­ре омской теле­ком­па­нии (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596). 

Обра­тив­шись к исто­рии рус­ских газет в Лат­вии, С. Мазур отме­тил, что их чис­ло и зна­чи­мость замет­но сокра­ти­лись по срав­не­нию с 1920-ми года­ми, и сей­час един­ствен­ная рус­ская газе­та «Сего­дня» оста­ет­ся мало заме­ча­е­мой. При­чи­ны это­го доклад­чик видит в изме­не­нии субъ­ек­та: нынеш­ние жур­на­ли­сты не поле­ми­зи­ру­ют, не про­яв­ля­ют лич­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти в том, о чем пишут (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596). 

Рай­он­ные газе­ты Бело­рус­сии, как сви­де­тель­ству­ет иссле­до­ва­ние И. И. Мин­чук (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​323), пред­по­чи­та­ют инфор­ма­ци­он­ные жан­ры, и на пер­вый план выхо­дит не опе­ра­тив­ное инфор­ми­ро­ва­ние, а «фор­ми­ро­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных при­о­ри­те­тов».

Ситу­а­цию с онлайн-ресур­са­ми в Гер­ма­нии пред­ста­ви­ла доцент Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та И. А. Уша­но­ва, опи­ра­ясь на дан­ные немец­ких иссле­до­ва­те­лей (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​335 ).

Как пока­за­ли докла­ды и их обсуж­де­ние, в состо­я­нии медиа раз­ных реги­о­нов мно­го обще­го: все стал­ки­ва­ют­ся с финан­со­вы­ми труд­но­стя­ми, газе­там при­хо­дит­ся выдер­жи­вать кон­ку­рен­цию с Интер­не­том, а про­фес­си­о­наль­ной жур­на­ли­сти­ке — с люби­тель­ской. Вузов­ские кафед­ры пыта­ют­ся вли­ять на реги­о­наль­ное поле, иссле­дуя его и состав­ляя рей­тин­ги, что, как пока­зал А. В. Чер­нов (Чере­по­вец), мало вос­тре­бо­ва­но меди­а­ме­не­джен­том (URL: http://​www​.novsu​.ru/ file/1147337).

Ана­лиз един­ствен­ной в рес­пуб­ли­ке Коми рус­ско­языч­ной моло­деж­ной газе­ты пред­ста­ви­ла О. В. Пысти­на, пере­чис­лив ее глав­ные темы: обра­зо­ва­ние и про­све­ще­ние, спорт, досуг, эко­ло­гия, рели­гия, здо­ро­вый образ жиз­ни (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​325). А. А. Горя­чев при­влек вни­ма­ние к жан­ру «заяв­ле­ния для СМИ», кото­рое, по наблю­де­ни­ям авто­ра, реа­ли­зу­ет­ся в трех раз­но­вид­но­стях — опро­вер­же­ние, разъ­яс­не­ние и отчет (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​309). М. И. Конюш­ке­вич (Грод­но) с помо­щью дан­ных газет­но­го под­кор­пу­са Наци­о­наль­но­го кор­пу­са рус­ско­го язы­ка выяви­ла, что лек­се­ма отец в медий­ном узу­се окру­же­на нега­ти­вом, высту­пая в соче­та­нии со сло­ва­ми типа убий­ца, подо­зре­ва­е­мый и т. п. (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​315). Инте­рес­но, что и в бело­рус­ских СМИ, как выяс­ни­ла Е. А. Рубаш­ко (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596), лек­се­ма отец попа­да­ет чаще все­го в нега­тив­ные кон­тек­сты, напри­мер: отец-кукуш­ка, вос­крес­ный папа, папик и т. п. 

Таким обра­зом, в линг­ви­сти­че­ском аспек­те были рас­смот­ре­ны тема­ти­че­ская диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность меди­а­тек­стов, жан­ры и даже отдель­ные лек­се­мы.

Вто­рая про­бле­ма, обсуж­дав­ша­я­ся на кон­фе­рен­ции, — медиа­об­ра­зо­ва­ние. Дис­кус­сия о нем нача­лась с остро­го выступ­ле­ния Е. В. Быко­вой (РГГМУ, Санкт-Петер­бург), пока­зав­шей раз­ни­цу в оцен­ках вузов­ских пре­по­да­ва­те­лей и прак­ти­ку­ю­щих жур­на­ли­стов, а так­же ука­зав­шей на ряд при­чин таких раз­но­гла­сий (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​302). В даль­ней­ших выступ­ле­ни­ях шла речь о кон­крет­ных аспек­тах медиа­об­ра­зо­ва­ния.

Л. Р. Дус­ка­е­ва (СПб­ГУ) отме­ти­ла, что на кафед­ре рече­вой ком­му­ни­ка­ции СПб­ГУ с уча­сти­ем пре­по­да­ва­те­лей кафед­ры жур­на­ли­сти­ки Нов­го­род­ско­го уни­вер­си­те­та им. Яро­сла­ва Муд­ро­го под­го­тов­лен новый учеб­ник по кур­су совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка (http://​www​.novsu​.ru/ doc/study/dept/1588617/?id=1144596), кото­рый учи­ты­ва­ет про­фес­си­о­наль­ные запро­сы совре­мен­но­го жур­на­лист­ско­го сооб­ще­ства. Хозя­е­ва же кон­фе­рен­ции при­шли к мыс­ли, что клас­си­че­ские кур­сы линг­ви­сти­че­ско­го цик­ла уже не соот­вет­ству­ют реа­ли­ям медиа­сфе­ры, и раз­ра­бо­та­ли курс медиа­линг­ви­сти­ки сна­ча­ла для маги­стра­ту­ры, а затем и бака­лаври­а­та. Этот курс носит инте­граль­ный харак­тер, вклю­ча­ет в себя при­клад­ные и тео­ре­ти­че­ские аспек­ты, о чем доло­жи­ла Т. В. Шме­ле­ва, при­гла­сив к зна­ком­ству с рабо­чи­ми про­грам­ма­ми, раз­ме­щен­ны­ми на пор­та­ле уни­вер­си­те­та (URL: http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20031300.62&showfolder=1095104; http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20032700. 68& showfolder=1041136). 

Наря­ду с общей линг­ви­сти­че­ской под­го­тов­кой для буду­щих работ­ни­ков в сфе­ре медиа важ­ны спе­ци­аль­ные зна­ния. Так, Е. С. Кара-Мур­за (МГУ) обра­ти­ла вни­ма­ние на опыт изу­че­ния в уни­вер­си­те­те ком­мер­че­ской рекла­мы, кото­рое стро­ит­ся на осно­ве линг­во­се­ми­о­ти­ки и учи­ты­ва­ет прак­ти­ку созда­ния реклам­ных тек­стов. Т. В. Чер­ны­шо­ва (Бар­на­ул), опи­ра­ясь на опыт Алтай­ско­го уни­вер­си­те­та, убеж­да­ла кол­лег в необ­хо­ди­мо­сти пре­по­да­вать буду­щим жур­на­ли­стам линг­во­кон­флик­то­ло­гию — при­клад­ную нау­ку, изу­ча­ю­щую кон­флик­ты, а зна­чит, даю­щую зна­ния о том, как их избе­гать (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​339). С. И. Сме­та­ни­на (СПб­ГУ) при­влек­ла вни­ма­ние к важ­но­сти медиа­кри­ти­ки, кото­рой нуж­но най­ти место в медиа­об­ра­зо­ва­нии, что важ­но имен­но сей­час, когда поли­ти­че­ская жур­на­ли­сти­ка «слов­но цеп­ля­ет­ся за пиар-дис­курс в поис­ках новых тех­но­ло­гий» ( URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​333).

О зна­чи­мо­сти меди­а­тек­ста при обу­че­нии рус­ско­му язы­ку в ино­сла­вян­ской сре­де гово­ри­ла Л. Цоне­ва (Вели­ко Тыр­но­во), опи­ра­ясь на свой опыт пре­по­да­ва­ния бол­гар­ским сту­ден­там. Пред­по­чте­ние меди­а­тек­стов при выбо­ре учеб­ных мате­ри­а­лов объ­яс­ня­ет­ся акту­аль­но­стью его содер­жа­ния и линг­ви­сти­че­ской инфор­ма­ции. В этом отно­ше­нии для ино­фо­нов линг­во­ди­дак­ти­ка ста­но­вит­ся и частью медиа­об­ра­зо­ва­ния. 

В завер­шав­шем кон­фе­рен­цию круг­лом сто­ле «Медиа­об­ра­зо­ва­ние и потреб­но­сти реги­о­наль­но­го медиа­рын­ка» при­ня­ли уча­стие нов­го­род­ские жур­на­ли­сты и меди­а­ме­не­дже­ры, в том чис­ле выпуск­ни­ки кафед­ры. Обще­ние про­хо­ди­ло в музее исто­рии нов­го­род­ской жур­на­ли­сти­ки, кото­рый пред­ста­ви­ла собрав­шим­ся его кура­тор А. Л. Семе­но­ва, под­черк­нув важ­ность вос­пи­та­ния буду­щих жур­на­ли­стов в про­фе­си­о­наль­ной сре­де, кото­рую и фор­ми­ру­ет музей — тек­сты доре­во­лю­ци­он­ных газет, инстру­мен­ты жур­на­лист­ско­го тру­да (мно­гие пода­ре­ны собрав­ши­ми­ся), науч­ная, в том чис­ле линг­ви­сти­че­ская лите­ра­ту­ра. 

Зачин­щик дис­кус­сии руко­во­ди­тель фили­а­ла ВГТРК «Сла­вия» С. Дарев­ский обо­зна­чил, чего, по его мне­нию, недо­ста­ет при­хо­дя­щим в редак­цию с дипло­ма­ми жур­на­ли­ста: общей куль­ту­ры, гра­мот­но­сти и даже любо­пыт­ства. Его под­дер­жал редак­тор «Новой нов­го­род­ской гае­ты» С. Брут­ман, под­черк­нув, что жур­на­ли­сти­ка — это про­фес­сия, кото­рой нель­зя научить­ся навсе­гда. Он обра­тил вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость спе­ци­а­ли­за­ции при полу­че­нии медиа­об­ра­зо­ва­ния, в част­но­сти, на дефи­цит жур­на­ли­стов, спо­соб­ных про­ве­сти ана­лиз экно­ми­че­ской дея­тель­но­сти пред­при­я­тия и тем более эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции в реги­оне. И в рез­кой фор­ме про­ти­во­по­ста­вил жур­на­ли­сти­ку и пиар, что исклю­ча­ет их сов­мест­ную под­го­тов­ку. Эту пози­цию под­дер­жа­ли С. И. Сме­та­ни­на (СПб­ГУ) и ее кол­ле­га А. А. Горя­чев, О. С. Иссерс (Омск). 

Выпуск­ни­ки кафед­ры, рабо­та­ю­щие на теле­ви­де­нии Вели­ко­го Нов­го­ро­да и Моск­вы, — Е. Янин и К. Зини­на (Вайн­штейн) воз­ра­жа­ли, ука­зы­вая на слож­ность выбо­ра спе­ци­а­ли­за­ции («а на рабо­ту нас возь­мут туда, где есть вакан­сии») и под­чер­ки­вая важ­ность обще­куль­тур­ных зна­ний, кото­рые необ­хо­ди­мо при­об­ре­тать в уни­вер­си­те­те, тогда как соб­ствен­но жур­на­лист­ские навы­ки фор­ми­ру­ют­ся в прак­ти­ке.

С заклю­чи­тель­ным сло­вом высту­пи­ла Е. В. Михай­ло­ва, пред­ло­жив­шая не про­ти­во­по­став­лять жур­на­ли­стов и пиар­щи­ков, а в тра­ди­ции, кото­рая сло­жи­лась на кафед­ре жур­на­ли­сти­ки Нов­ГУ, зани­мать­ся обра­зо­ва­ни­ем тех и дру­гих, пото­му что глав­ное не в раз­ли­чии дея­тель­но­сти, а в уровне ква­ли­фи­ка­ции.

Дис­кус­сии про­дол­жа­лись и во вре­мя куль­тур­ной про­грам­мы, в ходе кото­рой гости позна­ко­ми­лись с Анто­ни­е­вым мона­сты­рем, где про­хо­ди­ли засе­да­ния, с крем­лем и цен­тром Вели­ко­го Нов­го­ро­да, а так­же с наи­бо­лее извест­ны­ми его окрест­но­стя­ми: Перын­ский скит, Юрьев мона­стырь, музей дере­вян­но­го зод­че­ства «Вито­слав­ли­цы». 

Кон­фе­рен­ция полу­чи­ла осве­ще­ние в уни­вер­си­тет­ских и реги­о­наль­ных СМИ.

© Шме­лё­ва Т. В., 2015