20–21 апреля 2015 г. в Великом Новгороде прошла конференция, организованная кафедрой журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и посвящалась 20-летию журналистского образования в области. В конференции, кроме ее хозяев, приняли участие вузовские преподаватели из Санкт-Петербурга, Москвы, Сыктывкара, Владивостока, Омска, Барнаула, а также из Белоруссии, Латвии, Болгарии.
MEDIA EDUCATION AS A FACTOR OF REGION’S EVOLUTION
On 20–21th of April 2015 in Novgorod the Great hosted a conference, organized by the Department of journalism of the Novgorod state University after Yaroslav the Wise and was dedicated to the 20th anniversary of journalism education in the field. In the conference, along with its owners, was attended by University lecturers from St. Petersburg, Moscow, Syktyvkar, Vladivostok, Omsk, Barnaul, as well as from Belarus, Latvia, Bulgaria.
Татьяна Викторовна Шмелёва, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
E-mail: Tatyana.Shmeleva@novsu.ru
Tatyana Viktorovna Shmeleva, PhD, Professor at the Department of Journalism of the Jaroslav-the-Wise Novgorod State University
E-mail: Tatyana.Shmeleva@novsu.ru
Шмелёва Т. В. Медиаобразование как фактор развития региона // Медиалингвистика. 2015. № 2 (8). С. 132–135. URL: https://medialing.ru/mediaobrazovanie-kak-faktor-razvitiya-regiona/ (дата обращения: 19.09.2024).
Shmeleva Т. V. Media education as a factor of region’s evolution // Media Linguistics, 2015, No. 2 (8), pp. 132–135. Available at: https://medialing.ru/mediaobrazovanie-kak-faktor-razvitiya-regiona/ (accessed: 19.09.2024). (In Russian)
УДК 378.4
ББК 74.04
ГРНТИ 19.01.07
КОД ВАК 10.01.10
Конференция, прошедшая в Великом Новгороде 20–21 апреля 2015 г., называлась именно так: «Медиаобразование как фактор развития региона». Важно отметить, что обмен инфрмацией начался еще до начала конференции: тезисы участников размещены на странице кафедры (URL: http://www.novsu.ru/doc/study/dept/1588617/?id=1144596); часть статей опубликована в мартовском электронном номере журнала «Ученые записки НовГУ» (URL: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1146715), другая выйдет в ближайшем номере «Вестника НовГУ», что дает надежду продолжение дискуссий.
Торжественную часть конференции составили поздравления руководства университета и «Медиасоюза». Содержательная же открылась информацией зав. кафедрой журналистики Т. Л. Каминской об истории журналистского образования в университете, становлении кафедры и результатах ее работы. В качестве таких результатов участникам конференции были представлены коллективная монография «Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований», только что опубликованная в издательстве университета, и специальный номер учебной газеты «Антоновка».
Дискуссии были сосредоточены вокруг двух проблем: состояние региональных медиа и медиабразование.
К обсуждению первой проблемы были привлечены данные о СМИ Приморья, республики Коми, Омска, Череповца, а также Латвии Белоруссии, Германии.
О связи медиа с характером региона говорил О. Н. Копытов (Владивосток); он показал, как СМИ Приморья сосредоточены вокруг моря — это их смысловая доминанта, которая проявляется в ряде показателей от массовости материалов до выбора логотипов. В республике Коми (их представил А. А. Бешкарев из Сыктывкара) печатный сектор медиаполя сокращается, а в коммуникации жителей республики все большее место занимают интернет-ресурсы и социальные сети (URL: http://www.novsu.ru/file/1147301). На сложности регионального телевидения обратил внимание А. А. Малькевич (Санкт-Петербург), проанализировав последствия запрета рекламы на ТВ и продемонстировав возможности выживания на примере омской телекомпании (URL: http://www.novsu.ru/doc/study/dept/1588617/?id=1144596).
Обратившись к истории русских газет в Латвии, С. Мазур отметил, что их число и значимость заметно сократились по сравнению с 1920-ми годами, и сейчас единственная русская газета «Сегодня» остается мало замечаемой. Причины этого докладчик видит в изменении субъекта: нынешние журналисты не полемизируют, не проявляют личной заинтересованности в том, о чем пишут (URL: http://www.novsu.ru/doc/study/dept/1588617/?id=1144596).
Районные газеты Белоруссии, как свидетельствует исследование И. И. Минчук (URL: http://www.novsu.ru/file/1147323), предпочитают информационные жанры, и на первый план выходит не оперативное информирование, а «формирования информационных приоритетов».
Ситуацию с онлайн-ресурсами в Германии представила доцент Новгородского государственного университета И. А. Ушанова, опираясь на данные немецких исследователей (URL: http://www.novsu.ru/file/1147335 ).
Как показали доклады и их обсуждение, в состоянии медиа разных регионов много общего: все сталкиваются с финансовыми трудностями, газетам приходится выдерживать конкуренцию с Интернетом, а профессиональной журналистике — с любительской. Вузовские кафедры пытаются влиять на региональное поле, исследуя его и составляя рейтинги, что, как показал А. В. Чернов (Череповец), мало востребовано медиаменеджентом (URL: http://www.novsu.ru/ file/1147337).
Анализ единственной в республике Коми русскоязычной молодежной газеты представила О. В. Пыстина, перечислив ее главные темы: образование и просвещение, спорт, досуг, экология, религия, здоровый образ жизни (URL: http://www.novsu.ru/file/1147325). А. А. Горячев привлек внимание к жанру «заявления для СМИ», которое, по наблюдениям автора, реализуется в трех разновидностях — опровержение, разъяснение и отчет (URL: http://www.novsu.ru/file/1147309). М. И. Конюшкевич (Гродно) с помощью данных газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка выявила, что лексема отец в медийном узусе окружена негативом, выступая в сочетании со словами типа убийца, подозреваемый и т. п. (URL: http://www.novsu.ru/file/1147315). Интересно, что и в белорусских СМИ, как выяснила Е. А. Рубашко (URL: http://www.novsu.ru/doc/study/dept/1588617/?id=1144596), лексема отец попадает чаще всего в негативные контексты, например: отец-кукушка, воскресный папа, папик и т. п.
Таким образом, в лингвистическом аспекте были рассмотрены тематическая дифференцированность медиатекстов, жанры и даже отдельные лексемы.
Вторая проблема, обсуждавшаяся на конференции, — медиаобразование. Дискуссия о нем началась с острого выступления Е. В. Быковой (РГГМУ, Санкт-Петербург), показавшей разницу в оценках вузовских преподавателей и практикующих журналистов, а также указавшей на ряд причин таких разногласий (URL: http://www.novsu.ru/file/1147302). В дальнейших выступлениях шла речь о конкретных аспектах медиаобразования.
Л. Р. Дускаева (СПбГУ) отметила, что на кафедре речевой коммуникации СПбГУ с участием преподавателей кафедры журналистики Новгородского университета им. Ярослава Мудрого подготовлен новый учебник по курсу современного русского языка (http://www.novsu.ru/ doc/study/dept/1588617/?id=1144596), который учитывает профессиональные запросы современного журналистского сообщества. Хозяева же конференции пришли к мысли, что классические курсы лингвистического цикла уже не соответствуют реалиям медиасферы, и разработали курс медиалингвистики сначала для магистратуры, а затем и бакалавриата. Этот курс носит интегральный характер, включает в себя прикладные и теоретические аспекты, о чем доложила Т. В. Шмелева, пригласив к знакомству с рабочими программами, размещенными на портале университета (URL: http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20031300.62&showfolder=1095104; http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20032700. 68& showfolder=1041136).
Наряду с общей лингвистической подготовкой для будущих работников в сфере медиа важны специальные знания. Так, Е. С. Кара-Мурза (МГУ) обратила внимание на опыт изучения в университете коммерческой рекламы, которое строится на основе лингвосемиотики и учитывает практику создания рекламных текстов. Т. В. Чернышова (Барнаул), опираясь на опыт Алтайского университета, убеждала коллег в необходимости преподавать будущим журналистам лингвоконфликтологию — прикладную науку, изучающую конфликты, а значит, дающую знания о том, как их избегать (URL: http://www.novsu.ru/file/1147339). С. И. Сметанина (СПбГУ) привлекла внимание к важности медиакритики, которой нужно найти место в медиаобразовании, что важно именно сейчас, когда политическая журналистика «словно цепляется за пиар-дискурс в поисках новых технологий» ( URL: http://www.novsu.ru/file/1147333).
О значимости медиатекста при обучении русскому языку в инославянской среде говорила Л. Цонева (Велико Тырново), опираясь на свой опыт преподавания болгарским студентам. Предпочтение медиатекстов при выборе учебных материалов объясняется актуальностью его содержания и лингвистической информации. В этом отношении для инофонов лингводидактика становится и частью медиаобразования.
В завершавшем конференцию круглом столе «Медиаобразование и потребности регионального медиарынка» приняли участие новгородские журналисты и медиаменеджеры, в том числе выпускники кафедры. Общение проходило в музее истории новгородской журналистики, который представила собравшимся его куратор А. Л. Семенова, подчеркнув важность воспитания будущих журналистов в професиональной среде, которую и формирует музей — тексты дореволюционных газет, инструменты журналистского труда (многие подарены собравшимися), научная, в том числе лингвистическая литература.
Зачинщик дискуссии руководитель филиала ВГТРК «Славия» С. Даревский обозначил, чего, по его мнению, недостает приходящим в редакцию с дипломами журналиста: общей культуры, грамотности и даже любопытства. Его поддержал редактор «Новой новгородской гаеты» С. Брутман, подчеркнув, что журналистика — это профессия, которой нельзя научиться навсегда. Он обратил внимание на необходимость специализации при получении медиаобразования, в частности, на дефицит журналистов, способных провести анализ экномической деятельности предприятия и тем более экономической ситуации в регионе. И в резкой форме противопоставил журналистику и пиар, что исключает их совместную подготовку. Эту позицию поддержали С. И. Сметанина (СПбГУ) и ее коллега А. А. Горячев, О. С. Иссерс (Омск).
Выпускники кафедры, работающие на телевидении Великого Новгорода и Москвы, — Е. Янин и К. Зинина (Вайнштейн) возражали, указывая на сложность выбора специализации («а на работу нас возьмут туда, где есть вакансии») и подчеркивая важность общекультурных знаний, которые необходимо приобретать в университете, тогда как собственно журналистские навыки формируются в практике.
С заключительным словом выступила Е. В. Михайлова, предложившая не противопоставлять журналистов и пиарщиков, а в традиции, которая сложилась на кафедре журналистики НовГУ, заниматься образованием тех и других, потому что главное не в различии деятельности, а в уровне квалификации.
Дискуссии продолжались и во время культурной программы, в ходе которой гости познакомились с Антониевым монастырем, где проходили заседания, с кремлем и центром Великого Новгорода, а также с наиболее известными его окрестностями: Перынский скит, Юрьев монастырь, музей деревянного зодчества «Витославлицы».
Конференция получила освещение в университетских и региональных СМИ.
© Шмелёва Т. В., 2015