Понедельник, 25 октябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

«МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Кон­фе­рен­ция, про­шед­шая в Вели­ком Нов­го­ро­де 20–21 апре­ля 2015 г., назы­ва­лась имен­но так: «Медиа­об­ра­зо­ва­ние как фак­тор раз­ви­тия реги­о­на». Важ­но отме­тить, что обмен инфр­ма­ци­ей начал­ся еще до нача­ла кон­фе­рен­ции: тези­сы участ­ни­ков раз­ме­ще­ны на стра­ни­це кафед­ры (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596); часть ста­тей опуб­ли­ко­ва­на в мар­тов­ском элек­трон­ном номе­ре жур­на­ла «Уче­ные запис­ки Нов­ГУ» (URL: http://​www​.novsu​.ru/​u​n​i​v​e​r​/​p​r​e​s​s​/​e​N​o​t​e​s​1​/​i​.​1​0​8​6​0​5​5​/​?​i​d​=​1​1​4​6​715), дру­гая вый­дет в бли­жай­шем номе­ре «Вест­ни­ка Нов­ГУ», что дает надеж­ду про­дол­же­ние дискуссий.

Тор­же­ствен­ную часть кон­фе­рен­ции соста­ви­ли поздрав­ле­ния руко­вод­ства уни­вер­си­те­та и «Медиа­со­ю­за». Содер­жа­тель­ная же откры­лась инфор­ма­ци­ей зав. кафед­рой жур­на­ли­сти­ки Т. Л. Камин­ской об исто­рии жур­на­лист­ско­го обра­зо­ва­ния в уни­вер­си­те­те, ста­нов­ле­нии кафед­ры и резуль­та­тах ее рабо­ты. В каче­стве таких резуль­та­тов участ­ни­кам кон­фе­рен­ции были пред­став­ле­ны кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Нов­го­род­ское медиа­по­ле: опы­ты линг­ви­сти­че­ских иссле­до­ва­ний», толь­ко что опуб­ли­ко­ван­ная в изда­тель­стве уни­вер­си­те­та, и спе­ци­аль­ный номер учеб­ной газе­ты «Анто­нов­ка».

Дис­кус­сии были сосре­до­то­че­ны вокруг двух про­блем: состо­я­ние реги­о­наль­ных медиа и медиабразование. 

К обсуж­де­нию пер­вой про­бле­мы были при­вле­че­ны дан­ные о СМИ При­мо­рья, рес­пуб­ли­ки Коми, Омска, Чере­пов­ца, а так­же Лат­вии Бело­рус­сии, Германии. 

О свя­зи медиа с харак­те­ром реги­о­на гово­рил О. Н. Копы­тов (Вла­ди­во­сток); он пока­зал, как СМИ При­мо­рья сосре­до­то­че­ны вокруг моря — это их смыс­ло­вая доми­нан­та, кото­рая про­яв­ля­ет­ся в ряде пока­за­те­лей от мас­со­во­сти мате­ри­а­лов до выбо­ра лого­ти­пов. В рес­пуб­ли­ке Коми (их пред­ста­вил А. А. Беш­ка­рев из Сык­тыв­ка­ра) печат­ный сек­тор медиа­по­ля сокра­ща­ет­ся, а в ком­му­ни­ка­ции жите­лей рес­пуб­ли­ки все боль­шее место зани­ма­ют интер­нет-ресур­сы и соци­аль­ные сети (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​301). На слож­но­сти реги­о­наль­но­го теле­ви­де­ния обра­тил вни­ма­ние А. А. Маль­ке­вич (Санкт-Петер­бург), про­ана­ли­зи­ро­вав послед­ствия запре­та рекла­мы на ТВ и про­де­мон­сти­ро­вав воз­мож­но­сти выжи­ва­ния на при­ме­ре омской теле­ком­па­нии (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596). 

Обра­тив­шись к исто­рии рус­ских газет в Лат­вии, С. Мазур отме­тил, что их чис­ло и зна­чи­мость замет­но сокра­ти­лись по срав­не­нию с 1920-ми года­ми, и сей­час един­ствен­ная рус­ская газе­та «Сего­дня» оста­ет­ся мало заме­ча­е­мой. При­чи­ны это­го доклад­чик видит в изме­не­нии субъ­ек­та: нынеш­ние жур­на­ли­сты не поле­ми­зи­ру­ют, не про­яв­ля­ют лич­ной заин­те­ре­со­ван­но­сти в том, о чем пишут (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596). 

Рай­он­ные газе­ты Бело­рус­сии, как сви­де­тель­ству­ет иссле­до­ва­ние И. И. Мин­чук (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​323), пред­по­чи­та­ют инфор­ма­ци­он­ные жан­ры, и на пер­вый план выхо­дит не опе­ра­тив­ное инфор­ми­ро­ва­ние, а «фор­ми­ро­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных приоритетов».

Ситу­а­цию с онлайн-ресур­са­ми в Гер­ма­нии пред­ста­ви­ла доцент Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та И. А. Уша­но­ва, опи­ра­ясь на дан­ные немец­ких иссле­до­ва­те­лей (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​335 ).

Как пока­за­ли докла­ды и их обсуж­де­ние, в состо­я­нии медиа раз­ных реги­о­нов мно­го обще­го: все стал­ки­ва­ют­ся с финан­со­вы­ми труд­но­стя­ми, газе­там при­хо­дит­ся выдер­жи­вать кон­ку­рен­цию с Интер­не­том, а про­фес­си­о­наль­ной жур­на­ли­сти­ке — с люби­тель­ской. Вузов­ские кафед­ры пыта­ют­ся вли­ять на реги­о­наль­ное поле, иссле­дуя его и состав­ляя рей­тин­ги, что, как пока­зал А. В. Чер­нов (Чере­по­вец), мало вос­тре­бо­ва­но меди­а­ме­не­джен­том (URL: http://​www​.novsu​.ru/ file/1147337).

Ана­лиз един­ствен­ной в рес­пуб­ли­ке Коми рус­ско­языч­ной моло­деж­ной газе­ты пред­ста­ви­ла О. В. Пысти­на, пере­чис­лив ее глав­ные темы: обра­зо­ва­ние и про­све­ще­ние, спорт, досуг, эко­ло­гия, рели­гия, здо­ро­вый образ жиз­ни (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​325). А. А. Горя­чев при­влек вни­ма­ние к жан­ру «заяв­ле­ния для СМИ», кото­рое, по наблю­де­ни­ям авто­ра, реа­ли­зу­ет­ся в трех раз­но­вид­но­стях — опро­вер­же­ние, разъ­яс­не­ние и отчет (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​309). М. И. Конюш­ке­вич (Грод­но) с помо­щью дан­ных газет­но­го под­кор­пу­са Наци­о­наль­но­го кор­пу­са рус­ско­го язы­ка выяви­ла, что лек­се­ма отец в медий­ном узу­се окру­же­на нега­ти­вом, высту­пая в соче­та­нии со сло­ва­ми типа убий­ца, подо­зре­ва­е­мый и т. п. (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​315). Инте­рес­но, что и в бело­рус­ских СМИ, как выяс­ни­ла Е. А. Рубаш­ко (URL: http://​www​.novsu​.ru/​d​o​c​/​s​t​u​d​y​/​d​e​p​t​/​1​5​8​8​6​1​7​/​?​i​d​=​1​1​4​4​596), лек­се­ма отец попа­да­ет чаще все­го в нега­тив­ные кон­тек­сты, напри­мер: отец-кукуш­ка, вос­крес­ный папа, папик и т. п. 

Таким обра­зом, в линг­ви­сти­че­ском аспек­те были рас­смот­ре­ны тема­ти­че­ская диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность меди­а­тек­стов, жан­ры и даже отдель­ные лексемы.

Вто­рая про­бле­ма, обсуж­дав­ша­я­ся на кон­фе­рен­ции, — медиа­об­ра­зо­ва­ние. Дис­кус­сия о нем нача­лась с остро­го выступ­ле­ния Е. В. Быко­вой (РГГМУ, Санкт-Петер­бург), пока­зав­шей раз­ни­цу в оцен­ках вузов­ских пре­по­да­ва­те­лей и прак­ти­ку­ю­щих жур­на­ли­стов, а так­же ука­зав­шей на ряд при­чин таких раз­но­гла­сий (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​302). В даль­ней­ших выступ­ле­ни­ях шла речь о кон­крет­ных аспек­тах медиаобразования.

Л. Р. Дус­ка­е­ва (СПб­ГУ) отме­ти­ла, что на кафед­ре рече­вой ком­му­ни­ка­ции СПб­ГУ с уча­сти­ем пре­по­да­ва­те­лей кафед­ры жур­на­ли­сти­ки Нов­го­род­ско­го уни­вер­си­те­та им. Яро­сла­ва Муд­ро­го под­го­тов­лен новый учеб­ник по кур­су совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка (http://​www​.novsu​.ru/ doc/study/dept/1588617/?id=1144596), кото­рый учи­ты­ва­ет про­фес­си­о­наль­ные запро­сы совре­мен­но­го жур­на­лист­ско­го сооб­ще­ства. Хозя­е­ва же кон­фе­рен­ции при­шли к мыс­ли, что клас­си­че­ские кур­сы линг­ви­сти­че­ско­го цик­ла уже не соот­вет­ству­ют реа­ли­ям медиа­сфе­ры, и раз­ра­бо­та­ли курс медиа­линг­ви­сти­ки сна­ча­ла для маги­стра­ту­ры, а затем и бака­лаври­а­та. Этот курс носит инте­граль­ный харак­тер, вклю­ча­ет в себя при­клад­ные и тео­ре­ти­че­ские аспек­ты, о чем доло­жи­ла Т. В. Шме­ле­ва, при­гла­сив к зна­ком­ству с рабо­чи­ми про­грам­ма­ми, раз­ме­щен­ны­ми на пор­та­ле уни­вер­си­те­та (URL: http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20031300.62&showfolder=1095104; http://www.novsu.ru/study/umk/university/r.6991.ksort.spec/i.6991/?spec=%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20032700. 68& showfolder=1041136). 

Наря­ду с общей линг­ви­сти­че­ской под­го­тов­кой для буду­щих работ­ни­ков в сфе­ре медиа важ­ны спе­ци­аль­ные зна­ния. Так, Е. С. Кара-Мур­за (МГУ) обра­ти­ла вни­ма­ние на опыт изу­че­ния в уни­вер­си­те­те ком­мер­че­ской рекла­мы, кото­рое стро­ит­ся на осно­ве линг­во­се­ми­о­ти­ки и учи­ты­ва­ет прак­ти­ку созда­ния реклам­ных тек­стов. Т. В. Чер­ны­шо­ва (Бар­на­ул), опи­ра­ясь на опыт Алтай­ско­го уни­вер­си­те­та, убеж­да­ла кол­лег в необ­хо­ди­мо­сти пре­по­да­вать буду­щим жур­на­ли­стам линг­во­кон­флик­то­ло­гию — при­клад­ную нау­ку, изу­ча­ю­щую кон­флик­ты, а зна­чит, даю­щую зна­ния о том, как их избе­гать (URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​339). С. И. Сме­та­ни­на (СПб­ГУ) при­влек­ла вни­ма­ние к важ­но­сти медиа­кри­ти­ки, кото­рой нуж­но най­ти место в медиа­об­ра­зо­ва­нии, что важ­но имен­но сей­час, когда поли­ти­че­ская жур­на­ли­сти­ка «слов­но цеп­ля­ет­ся за пиар-дис­курс в поис­ках новых тех­но­ло­гий» ( URL: http://​www​.novsu​.ru/​f​i​l​e​/​1​1​4​7​333).

О зна­чи­мо­сти меди­а­тек­ста при обу­че­нии рус­ско­му язы­ку в ино­сла­вян­ской сре­де гово­ри­ла Л. Цоне­ва (Вели­ко Тыр­но­во), опи­ра­ясь на свой опыт пре­по­да­ва­ния бол­гар­ским сту­ден­там. Пред­по­чте­ние меди­а­тек­стов при выбо­ре учеб­ных мате­ри­а­лов объ­яс­ня­ет­ся акту­аль­но­стью его содер­жа­ния и линг­ви­сти­че­ской инфор­ма­ции. В этом отно­ше­нии для ино­фо­нов линг­во­ди­дак­ти­ка ста­но­вит­ся и частью медиаобразования. 

В завер­шав­шем кон­фе­рен­цию круг­лом сто­ле «Медиа­об­ра­зо­ва­ние и потреб­но­сти реги­о­наль­но­го медиа­рын­ка» при­ня­ли уча­стие нов­го­род­ские жур­на­ли­сты и меди­а­ме­не­дже­ры, в том чис­ле выпуск­ни­ки кафед­ры. Обще­ние про­хо­ди­ло в музее исто­рии нов­го­род­ской жур­на­ли­сти­ки, кото­рый пред­ста­ви­ла собрав­шим­ся его кура­тор А. Л. Семе­но­ва, под­черк­нув важ­ность вос­пи­та­ния буду­щих жур­на­ли­стов в про­фе­си­о­наль­ной сре­де, кото­рую и фор­ми­ру­ет музей — тек­сты доре­во­лю­ци­он­ных газет, инстру­мен­ты жур­на­лист­ско­го тру­да (мно­гие пода­ре­ны собрав­ши­ми­ся), науч­ная, в том чис­ле линг­ви­сти­че­ская литература. 

Зачин­щик дис­кус­сии руко­во­ди­тель фили­а­ла ВГТРК «Сла­вия» С. Дарев­ский обо­зна­чил, чего, по его мне­нию, недо­ста­ет при­хо­дя­щим в редак­цию с дипло­ма­ми жур­на­ли­ста: общей куль­ту­ры, гра­мот­но­сти и даже любо­пыт­ства. Его под­дер­жал редак­тор «Новой нов­го­род­ской гае­ты» С. Брут­ман, под­черк­нув, что жур­на­ли­сти­ка — это про­фес­сия, кото­рой нель­зя научить­ся навсе­гда. Он обра­тил вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость спе­ци­а­ли­за­ции при полу­че­нии медиа­об­ра­зо­ва­ния, в част­но­сти, на дефи­цит жур­на­ли­стов, спо­соб­ных про­ве­сти ана­лиз экно­ми­че­ской дея­тель­но­сти пред­при­я­тия и тем более эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции в реги­оне. И в рез­кой фор­ме про­ти­во­по­ста­вил жур­на­ли­сти­ку и пиар, что исклю­ча­ет их сов­мест­ную под­го­тов­ку. Эту пози­цию под­дер­жа­ли С. И. Сме­та­ни­на (СПб­ГУ) и ее кол­ле­га А. А. Горя­чев, О. С. Иссерс (Омск). 

Выпуск­ни­ки кафед­ры, рабо­та­ю­щие на теле­ви­де­нии Вели­ко­го Нов­го­ро­да и Моск­вы, — Е. Янин и К. Зини­на (Вайн­штейн) воз­ра­жа­ли, ука­зы­вая на слож­ность выбо­ра спе­ци­а­ли­за­ции («а на рабо­ту нас возь­мут туда, где есть вакан­сии») и под­чер­ки­вая важ­ность обще­куль­тур­ных зна­ний, кото­рые необ­хо­ди­мо при­об­ре­тать в уни­вер­си­те­те, тогда как соб­ствен­но жур­на­лист­ские навы­ки фор­ми­ру­ют­ся в практике.

С заклю­чи­тель­ным сло­вом высту­пи­ла Е. В. Михай­ло­ва, пред­ло­жив­шая не про­ти­во­по­став­лять жур­на­ли­стов и пиар­щи­ков, а в тра­ди­ции, кото­рая сло­жи­лась на кафед­ре жур­на­ли­сти­ки Нов­ГУ, зани­мать­ся обра­зо­ва­ни­ем тех и дру­гих, пото­му что глав­ное не в раз­ли­чии дея­тель­но­сти, а в уровне квалификации.

Дис­кус­сии про­дол­жа­лись и во вре­мя куль­тур­ной про­грам­мы, в ходе кото­рой гости позна­ко­ми­лись с Анто­ни­е­вым мона­сты­рем, где про­хо­ди­ли засе­да­ния, с крем­лем и цен­тром Вели­ко­го Нов­го­ро­да, а так­же с наи­бо­лее извест­ны­ми его окрест­но­стя­ми: Перын­ский скит, Юрьев мона­стырь, музей дере­вян­но­го зод­че­ства «Вито­слав­ли­цы». 

Кон­фе­рен­ция полу­чи­ла осве­ще­ние в уни­вер­си­тет­ских и реги­о­наль­ных СМИ.

© Шме­лё­ва Т. В., 2015