Четверг, 28 мартаИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ

Постановка проблемы

Медиа отно­сит­ся к наи­бо­лее постра­дав­шим отрас­лям во вре­мя пан­де­мии. На пер­вый взгляд, зна­че­ние медиа уве­ли­чи­лось и медиа­по­треб­ле­ние насе­ле­ния вырос­ло во вре­мя вынуж­ден­но­го пре­бы­ва­ния дома, но это каса­лось преж­де все­го новост­ных ресур­сов и теле­ка­на­лов. Бумаж­ная прес­са в силу невоз­мож­но­сти рас­про­стра­нять свои тира­жи и в резуль­та­те спа­да эко­но­ми­ки поте­ря­ла не толь­ко дохо­ды от про­да­жи и под­пис­ки, но и реклам­ные кон­трак­ты. Финан­си­ро­ва­ние за счет рекла­мы и раз­лич­но­го рода кол­ла­бо­ра­ций умень­ши­лось в разы у прес­сы раз­лич­ных типов.

По дан­ным Мини­стер­ства циф­ро­во­го раз­ви­тия, в пер­вом квар­та­ле 2021 г. реклам­ный рынок про­сел на 10 %, Аль­янс неза­ви­си­мых реги­о­наль­ных изда­те­лей ука­зы­ва­ет паде­ние реклам­но­го рын­ка на местах не менее 20 %. В резуль­та­те имен­но мест­ная прес­са и неза­ви­си­мые от бюд­же­та медиа постра­да­ли боль­ше все­го. При этом речь идет не толь­ко о финан­со­вых поте­рях: в усло­ви­ях само­изо­ля­ции обще­ствен­ных групп медиа риску­ют поте­рять соб­ствен­ную целе­вую аудиторию.

Эти обсто­я­тель­ства вызва­ли уско­ре­ние пере­хо­да медий­ных про­ек­тов в циф­ро­вые фор­ма­ты, актив­но начав­ше­го­ся за деся­ти­ле­тие до пан­де­мии. Вме­сте с этим как тра­ди­ци­он­ные, так и циф­ро­вые медиа ста­ли актив­нее апел­ли­ро­вать к граж­дан­ской актив­но­сти целе­вой ауди­то­рии, искать ее раз­но­пла­но­вой под­держ­ки и при­бе­гать к циф­ро­во­му кра­уд­фандин­гу и краудсорсингу.

Ауди­то­рия сего­дня может осу­ще­ствить кон­тент­ную и финан­со­вую под­держ­ку медиа раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми: посред­ством соб­ствен­но медий­ных сай­тов, через яндекс-кошель­ки редак­ций, с помо­щью уча­стия в раз­лич­но­го рода онлайн-мероприятиях.

Иссле­до­ва­тель­ская зада­ча ста­тьи — выде­лить фак­то­ры и оха­рак­те­ри­зо­вать наи­бо­лее успеш­ные ком­му­ни­ка­тив­ные прак­ти­ки рос­сий­ско­го кра­уд­фандин­га и кра­уд­сор­син­га, осу­ществ­ля­е­мые посред­ством циф­ро­вых плат­форм для созда­ния комьюнити.

Авто­ры ста­тьи так­же пред­став­ля­ют резуль­та­ты соб­ствен­но­го экс­пе­ри­мен­та экс­перт­ной рабо­ты на плат­фор­ме Сер­ви­са жур­на­лист­ских запро­сов (https://​pressfeed​.ru/).

История вопроса

Наше иссле­до­ва­ние, с одной сто­ро­ны, бази­ру­ет­ся на науч­ных пуб­ли­ка­ци­ях о ком­му­ни­ка­тив­ной прак­ти­ке вовле­че­ния ауди­то­рии в соци­аль­но зна­чи­мые про­ек­ты, а с дру­гой — на тех науч­ных резуль­та­тах, кото­рые свя­за­ны с изу­че­ни­ем роли ауди­тор­но­го фак­то­ра в медиа.

Так, О. Ю. Пат­ла­сов, гово­ря о кра­уд­фандин­ге в целом и пред­ла­гая обзор спе­ци­аль­ных циф­ро­вых пло­ща­док для него, назы­ва­ет его «шан­сом вплот­ную изу­чить ауди­то­рию, узнать ее потреб­но­сти и оце­нить жиз­не­спо­соб­ность сво­ей идеи» [Пат­ла­сов 2015: 210]. «В отли­чие от стан­дарт­ных рыноч­ных меха­низ­мов, — отме­ча­ет он, — народ­ное финан­си­ро­ва­ние поз­во­ля­ет создать на сто про­цен­тов оку­па­е­мый про­ект, не затра­чи­вая допол­ни­тель­ные сред­ства на рекла­му, мар­ке­тин­го­вые иссле­до­ва­ния, ана­лиз рын­ка и гада­ние на кофей­ной гуще» [Пат­ла­сов 2015: 210].

Все­го пять лет назад уче­ные, ана­ли­зи­ро­вав­шие ситу­а­цию с финан­си­ро­ва­ни­ем обще­ствен­но­стью про­ек­тов и ини­ци­а­тив, чаще гово­ри­ли об офлай­но­вых спо­со­бах соби­ра­ния средств, лишь вскользь упо­ми­ная циф­ро­вые моде­ли сбо­ра как воз­мож­ность буду­ще­го. Так, И. Е. Кор­не­е­ва, рас­суж­дая о сбо­ре пожерт­во­ва­ний для НКО и их про­ек­тов, назы­ва­ет такие спо­со­бы, как ящи­ки-копил­ки, бла­го­тво­ри­тель­ные аук­ци­о­ны и обе­ды. Дей­стви­тель­но, циф­ро­вые спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные рос­сий­ские плат­фор­мы кра­уд­фандин­га и кра­уд­сор­син­га воз­ник­ли совсем недав­но. Одна­ко про­изо­шло это до пан­де­мии и, как отме­ча­ет­ся, свя­за­но совсем с дру­ги­ми соци­аль­ны­ми трен­да­ми [Кор­не­е­ва 2016]. Спе­ци­а­лист по сете­вым тех­но­ло­ги­ям СМИ Е. М. Пак еще до пан­де­мии обос­но­вы­ва­ла мысль, что «“кра­уд­сор­синг” пони­ма­ет­ся не толь­ко как иерар­хи­че­ская модель, кон­цен­три­ру­ю­щая вокруг себя вни­ма­ние широ­кой пуб­ли­ки для дости­же­ния какой-либо цели, а как новый инстру­мент инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, помо­га­ю­щий орга­ни­зо­вать сете­вой “кра­уд” для раз­ре­ше­ния соци­аль­ных, обще­ствен­ных и дру­гих про­блем» [Пак 2014: 154]. При этом ею же отме­ча­лось, что имен­но «медий­ные про­ек­ты и пор­та­лы про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ будут одной из отправ­ных точек раз­ви­тия кра­уд­сор­син­га» [Пак 2014: 157].

Нор­веж­ские иссле­до­ва­те­ли, гово­ря о спо­со­бах финан­си­ро­ва­ния медиа, таких как рекла­ма, под­пис­ка, кра­уд­фандинг, про­ект­ная дея­тель­ность, под­чер­ки­ва­ют, что чем неспе­ци­фич­нее кон­тент у медиа, тем боль­ший про­цент дохо­дов оно будет полу­чать от рекла­мы. И наобо­рот, имен­но уве­ли­че­ние под­пис­чи­ков поз­во­лит СМИ создать вокруг себя «клуб­ную модель» с ауди­то­ри­ей, кото­рая будет полу­чать за неболь­шую пла­ту пре­фе­рен­ции в виде лич­но­го обще­ния с жур­на­ли­ста­ми и пра­ва посе­щать редак­цию [Kind, Nillsen, Sњrgard 2009]. Такой же прин­цип лежит в осно­ве кра­уд­фандин­га с его спек­тром вознаграждений.

Медий­ные кра­уд­фандинг и кра­уд­сор­синг как новые ком­му­ни­ка­тив­ные прак­ти­ки медиа осмыс­ли­ва­лись до сего момен­та пре­иму­ще­ствен­но зару­беж­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми либо на англий­ском язы­ке [Ulin 2019; Yuzvovich et al. 2016]. В каче­стве при­ме­ров граж­дан­ско­го соуча­стия ауди­то­рии в про­ек­тах СМИ рас­смат­ри­ва­ют­ся так­же пре­иму­ще­ствен­но зару­беж­ные кей­сы. Напри­мер, Е. А. Оси­по­в­ская, назы­вая кра­уд­сор­синг одной из инно­ва­ци­он­ных тех­ник вовле­че­ния ауди­то­рии в дея­тель­ность СМИ, сре­ди дру­гих отме­ча­ет голо­со­ва­ние, опрос, допол­ни­тель­ные кноп­ки на сай­тах. При этом кра­уд­сор­синг ана­ли­зи­ру­ет­ся ею на раз­ра­бот­ках кра­уд­сор­син­го­вых моде­лей редак­ции The Guardian (2009), про­ек­та «Off the Bus» («За бор­том», 2007) аме­ри­кан­ско­го изда­ния The Huffington Post, про­грам­мы Ask, в осно­ве кото­рой так­же лежит прин­цип кол­лек­тив­но­го доб­ро­воль­но­го сотруд­ни­че­ства (изда­ния Th Washington Post, The New York Times и Фонд Mozilla, кото­рые изу­ча­ли систе­му ком­мен­ти­ро­ва­ния ново­стей на пред­мет ее улуч­ше­ния как для поль­зо­ва­те­лей, так и для самих медиа) [Оси­по­в­ская 2017].

Мы бази­ру­ем­ся так­же на пуб­ли­ка­ци­ях Л. Р. Дус­ка­е­вой, кото­рые рас­смат­ри­ва­ют ком­му­ни­ка­тив­ные аспек­ты вза­и­мо­дей­ствия в новых циф­ро­вых фор­ма­тах. Так, бес­спор­ным ресур­сом для созда­ния комью­ни­ти у медиа явля­ют­ся те ком­му­ни­ка­тив­ные рам­ки, кото­рые пред­по­ла­га­ют соли­да­ри­за­цию со сво­им адре­са­том. В част­но­сти, Л. Р. Дус­ка­е­ва рас­смат­ри­ва­ет рече­вой эти­кет как линг­ви­сти­че­ский инстру­мент для само­ор­га­ни­за­ции онлайн-сооб­ществ [Дус­ка­е­ва, Ива­но­ва 2020; Duskaeva 2021].

За послед­ние десять лет появил­ся целый ряд науч­ных пуб­ли­ка­ций зару­беж­ных авто­ров, посвя­щен­ных изу­че­нию темы кра­уд­фандин­га в медиа­сре­де. Наи­боль­шее вни­ма­ние уде­ля­ет­ся кра­уд­фандин­гу для инно­ва­ци­он­ных про­ек­тов, в рам­ках кото­ро­го для поис­ка допол­ни­тель­ной под­держ­ки исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные циф­ро­вые плат­фор­мы (Kickstarter, Indiegogo, Seedrs и др.). Рост актив­но­сти в медиа­про­стран­стве откры­ва­ет новые воз­мож­но­сти для мало­го и сред­не­го биз­не­са [Samanta, Cumming 2021; Appel et al. 2020], при­чем речь идет не толь­ко о при­вле­че­нии инве­сти­ций, но и о поис­ке вос­тре­бо­ван­ных идей и реше­ний. Отме­тим, что инсти­ту­ци­о­наль­ные воз­мож­но­сти для исполь­зо­ва­ния медиа в про­цес­се фанд­рай­зин­га рас­ши­ря­ют­ся: изме­не­ния зако­но­да­тель­ства соот­вет­ству­ют акту­аль­ным тен­ден­ци­ям, свя­зан­ным с ростом исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей в про­цес­сах кра­уд­сор­син­га и кра­уд­фандин­га [Levine, Feigin 2014].

Так­же вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей при­вле­ка­ет про­цесс фор­ми­ро­ва­ния раз­лич­ных биз­нес-моде­лей циф­ро­вых медиа в зави­си­мо­сти от при­о­ри­тет­ных для них задач и широ­кий спектр воз­мож­но­стей для при­ме­не­ния кра­уд­сор­син­га для раз­ви­тия пред­при­ни­ма­тель­ской актив­но­сти [Brown et al. 2018]. Акту­аль­ной темой для иссле­до­ва­ния высту­па­ет поиск опти­маль­ных стра­те­гий для орга­ни­за­ции успеш­но­го кра­уд­фандин­га в медиа­про­стран­стве, в част­но­сти с исполь­зо­ва­ни­ем соци­аль­ных сетей. В этом кон­тек­сте заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния пред­ло­жен­ная И. Эве­рет­том идея сов­мест­ной рабо­ты участ­ни­ков по прин­ци­пу пче­ли­но­го улья [Everett 2015]. Г. Клап­пер­тон отме­ча­ет, что «куль­ту­ра соци­аль­ных сетей» рас­про­стра­ня­ет­ся и на соци­аль­ные инве­сти­ции, и в этом слу­чае софи­нан­си­ро­ва­ние про­ек­тов несет важ­ную эмо­ци­о­наль­ную состав­ля­ю­щую, кото­рая озна­ча­ет при­об­ще­ние участ­ни­ков к дея­тель­но­сти небез­раз­лич­но­го одоб­ря­е­мо­го про­ек­та или пред­при­я­тия [Clapperton 2012].

Кро­ме того, иссле­до­ва­те­ли ука­зы­ва­ют на то, что фак­тор «новых медиа» меня­ет под­ход к финан­си­ро­ва­нию ком­мер­че­ских и соци­аль­но зна­чи­мых про­ек­тов. Речь идет о необ­хо­ди­мо­сти новых реше­ний для сохра­не­ния целе­вой ауди­то­рии и успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в усло­ви­ях гло­баль­но­го циф­ро­во­го мира. В новой реаль­но­сти меди­а­ин­ду­стрии кра­уд­фандинг высту­па­ет как новая модель финан­си­ро­ва­ния про­ек­тов, кото­рая име­ет зна­чи­тель­ный потен­ци­ал для раз­ви­тия [Szopa, Marek, Fafrowicz 2017]. Обоб­щая про­ве­ден­ный ана­лиз пуб­ли­ка­ций зару­беж­ных авто­ров, отме­тим, что соци­аль­ные сети в акту­аль­ных иссле­до­ва­ни­ях рас­смат­ри­ва­ют­ся одно­вре­мен­но и как источ­ник капи­та­ла, и как источ­ник инно­ва­ций для раз­ви­тия про­ек­тов раз­лич­ной направ­лен­но­сти [Wallace, Vuong 2011; Muninger, Hammedi, Mahr 2019].

Надо отме­тить, что кра­уд­фандинг в сфе­ре жур­на­ли­сти­ки обсуж­дал­ся экс­пер­та­ми до наступ­ле­ния пан­де­мии, когда начав­ши­е­ся в 2013 г. кри­зис­ные явле­ния в эко­но­ми­ке застав­ля­ли редак­ции опти­ми­зи­ро­вать свои ресур­сы и искать допол­ни­тель­ные источ­ни­ки дохо­дов [Тепля­ши­на, Омель­чен­ко 2016]. Кра­уд­сор­син­го­вые тех­но­ло­гии до пан­де­мии рас­смат­ри­ва­лись пре­иму­ще­ствен­но как некие допол­ни­тель­ные эле­мен­ты интер­ак­тив­но­сти СМИ, к кото­рым отно­си­лись «раз­де­лы объ­яв­ле­ний, кон­кур­сы мемов и ост­ро­ум­ных выска­зы­ва­ний, репост запи­сей в бло­гах извест­ных медиа­пер­сон или слу­чай­ных участ­ни­ков собы­тий, раз­ме­ще­ние видео с мобиль­но­го теле­фо­на, опро­сы, голо­со­ва­ния и пр.». При этом отме­ча­лось, что кра­уд­сор­синг «чаще все­го носит фраг­мен­тар­ный харак­тер, сви­де­тель­ству­ю­щий о непо­ни­ма­нии сути явле­ния и его эко­но­ми­че­ско­го потен­ци­а­ла» [Вит­вин­чук 2016: 15].

Что каса­ет­ся вза­и­мо­дей­ствия с целе­вы­ми ауди­то­ри­я­ми в новых циф­ро­вых фор­ма­тах рос­сий­ских медиа, то для наше­го иссле­до­ва­ния акту­аль­ны наблю­де­ния, свя­зан­ные с фак­то­ром адре­са­та в совре­мен­ной медий­ной ситу­а­ции. Имен­но граж­дан­ская жур­на­ли­сти­ка все актив­нее сего­дня вовле­ка­ет в свою дея­тель­ность ауди­то­рию и повы­ша­ет зна­че­ние ауди­тор­но­го фак­то­ра в реа­ли­за­ции соци­аль­ной функ­ции медиа [Камин­ская 2020]. Один из эффек­тов это­го вовле­че­ния — созда­ние комью­ни­ти вокруг медиа.

Сего­дня боль­шое чис­ло иссле­до­ва­ний посвя­ще­но раз­лич­ным актив­но­стям в циф­ро­вых фор­ма­тах: социо­ло­ги и пси­хо­ло­ги изме­ря­ют адап­тив­ность людей к дистан­ци­он­но­му вза­и­мо­дей­ствию, иссле­ду­ют их новые ком­пе­тен­ции и соци­аль­ные тра­ек­то­рии, уро­вень стрес­са жиз­ни в циф­ро­вых фор­ма­тах и ее эко­но­ми­че­ский эффект. При этом пан­де­мия акту­а­ли­зи­ро­ва­ла иссле­до­ва­ния готов­но­сти рос­си­ян помо­гать дру­гим с помо­щью циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Так, И. В. Мер­си­я­но­ва и А. С. Брюх­но на осно­ве дан­ных все­рос­сий­ско­го соцо­про­са выяви­ли высо­кий уро­вень готов­но­сти заре­ги­стри­ро­вать­ся на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном сай­те, поз­во­ля­ю­щем раз­ви­вать доб­ро­воль­че­ские ини­ци­а­ти­вы [Мер­си­я­но­ва, Брюх­но 2020].

По сути, речь идет о созда­нии комью­ни­ти раз­лич­но­го рода, зна­чи­мость кото­ро­го в отно­ше­нии прес­сы под­чер­ки­ва­лась в иссле­до­ва­ни­ях до пан­де­мии. Так, извест­ный тео­ре­тик медиа Г. С. Мель­ник гово­рит о трех типах сооб­ществ, воз­ни­ка­ю­щих посред­ством и на плат­фор­мах медиа: соб­ствен­но комью­ни­ти-прес­са, кол­ла­бо­ра­тив­ная жур­на­ли­сти­ка и граж­дан­ская жур­на­ли­сти­ка. К пер­во­му типу отно­сит­ся, по мне­нию иссле­до­ва­те­ля, такая прес­са, кото­рая осу­ществ­ля­ет «не толь­ко широ­кое осве­ще­ние собы­тий, но и прак­ти­че­ское улуч­ше­ние жиз­ни обще­ства, актив­ное уча­стие в дей­стви­ях. Эта прес­са локаль­но ори­ен­ти­ро­ва­на на про­фес­си­о­наль­ное осве­ще­ние ново­стей. Комью­ни­ти-жур­на­ли­сти­ка явля­ет­ся прак­ти­че­ским осу­ществ­ле­ни­ем фун­да­мен­таль­ных прин­ци­пов соци­аль­но-актив­ной жур­на­ли­сти­ки в рам­ках неболь­шо­го посе­ле­ния (мест­но­го сооб­ще­ства)» [Мель­ник 2017: 144].

В самых новых иссле­до­ва­ни­ях вза­и­мо­дей­ствия медиа с ауди­то­ри­ей и их спо­со­бов выжи­ва­ния во вре­мя пан­де­мии тако­му ресур­су, как меди­комью­ни­ти, отво­дит­ся огром­ная роль. Е. Ю. Коло­мий­це­ва, гово­ря о соли­дар­но­сти ауди­то­рии с медиа во вре­мя пан­де­мии, отме­ча­ет, что, решая, кому ока­зать финан­со­вую под­держ­ку, люди исхо­ди­ли из полез­но­сти медиа­про­ек­та: «Поль­зо­ва­те­ли, потре­би­те­ли инфор­ма­ции сами реша­ли, кому ока­зать финан­со­вую под­держ­ку <…> — и дела­ли это тем охот­нее, чем, напри­мер, был дей­ствен­нее, по их мне­нию, кон­крет­ный жур­на­лист­ский про­дукт, чем эффек­тив­нее он что-то меня­ет в окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. Воз­ни­ка­ет так назы­ва­е­мое соци­аль­ное дове­рие» [Коло­мий­це­ва 2021: 151]. Соци­аль­ное дове­рие воз­мож­но, если СМИ ста­но­вит­ся неким соци­аль­ным про­стран­ством. М. В. Лива­но­ва на при­ме­ре изда­ний малых горо­дов пока­зы­ва­ет меха­низм «клуб­но­го фор­ма­та дея­тель­но­сти СМИ», когда «редак­ция берет на себя функ­цию цен­тра локаль­ных соци­аль­ных свя­зей тер­ри­то­рии для выстра­и­ва­ния и под­дер­жа­ния сооб­ще­ства» [Лива­но­ва 2020: 69].

Описание методики исследования

Авто­ры ста­тьи мето­да­ми кон­тент-ана­ли­за ука­зан­ных плат­форм, кон­тен­та­на­ли­за экс­перт­ных интер­вью с их орга­ни­за­то­ра­ми и авто­ра­ми успеш­ных медиа­про­ек­тов, а так­же соб­ствен­но­го экс­пе­ри­мен­та на плат­фор­ме pressfeed​.ru про­ве­ли иссле­до­ва­ние фак­то­ров и спо­со­бов ком­му­ни­ка­ции для осу­ществ­ле­ния циф­ро­вых медий­ных кра­уд­фандин­га и краудсорсинга.

На пер­вом эта­пе иссле­до­ва­ния осу­ществ­ле­ны экс­перт­ные интер­вью. В каче­стве экс­пер­тов высту­пи­ли авто­ры успеш­но реа­ли­зо­ван­ных с помо­щью плат­форм Planeta​.ru и «Сила сло­ва» раз­но­пла­но­вых кра­уд­фандин­го­вых медиа­про­ек­тов, таких как фильм «Мед­ве­ди Кам­чат­ки» (Ири­на Журавле­ва, собра­но 2 746 550 руб., день­ги пере­чис­ли­ли 1500 чело­век), «Пере­жи­вем» — кни­га автор­ских фото­гра­фий сто­лет­них людей (Миха­ил Мор­да­сов, фри­лан­сер, собра­но более 219 000 руб.), доку­мен­таль­ный фильм «Дети Нары­ма» (Юлия Кор­не­ва, жур­на­лист том­ско­го «ТВ2»), сайт о куль­ту­ре и обще­стве «Colta​.ru: Пере­за­ряд­ка» (Линор Гора­лик, собра­но 1 104 305 руб., 276 % от запла­ни­ро­ван­но­го), а так­же мене­джер кра­уд­фандин­го­вой плат­фор­мы Planeta​.ru Ната­лья Игна­тен­ко. Имен­но эти кей­сы были выбра­ны авто­ра­ми в силу того, что они пред­став­ля­ют собой вари­ан­ты граж­дан­ской медий­ной актив­но­сти, неза­ви­си­мой от вла­сти и круп­ных бизнес-структур.

На вто­ром эта­пе был осу­ществ­лен экс­пе­ри­мент. Автор ста­тьи Т. Л. Камин­ская, заре­ги­стри­ро­вав­шись на плат­фор­ме «Сер­вис жур­на­лист­ских запро­сов» (https://​pressfeed​.ru/) в каче­стве экс­пер­та, на про­тя­же­нии четы­рех меся­цев писа­ла экс­перт­ные ком­мен­та­рии в веду­щие СМИ. Дан­ные о сер­ви­се Pressfeed​.ru предо­став­ле­ны авто­рам по пись­мен­но­му запро­су платформой.

Российский опыт медиакраудфандинга и цифровые форматы: осмысление практики коммуникации

Успеш­ный опыт ини­ци­а­тив­ных медиа­про­ек­тов свя­зан преж­де все­го с таки­ми циф­ро­вы­ми плат­фор­ма­ми, как самая пер­вая в Рос­сии и круп­ная Planeta​.ru, име­ю­щая про­ект­ную кате­го­рию «Лите­ра­ту­ра и жур­на­ли­сти­ка»; BoomStarter — вто­рая по вели­чине рос­сий­ская кра­уд-пло­щад­ка, при­вле­ка­ю­щая инве­сти­ции в твор­че­ские про­ек­ты; и нако­нец, запу­щен­ная в 2020 г. пер­вая спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная кра­уд-плат­фор­ма для жур­на­ли­стов и медиа «Сила слова».

При­ме­ром успеш­ных кей­сов кра­уд­фандин­га на новой плат­фор­ме явля­ет­ся жур­нал «Мир фан­та­сти­ки» (2020), кото­рый собрал более 8 млн руб. на рабо­ту редак­ции и выпуск жур­на­ла в тече­ние 2021 г.

Плат­фор­ма «Сила сло­ва» объ­яви­ла сле­ду­ю­щие направ­ле­ния соб­ствен­но­го краудфандинга:

— жур­на­лист­ские расследования;

— жур­на­лист­ские десан­ты в труд­но­до­ступ­ные и отда­лен­ные места для съемок;

— про­ек­ты медий­ной кол­ла­бо­ра­ции несколь­ких редак­ций для осве­ще­ния соци­аль­но зна­чи­мой в реги­о­нах тематики;

— под­держ­ка жур­на­ли­стов (пре­иму­ще­ствен­но на судеб­ные рас­хо­ды), лишен­ных рабо­ты и попав­ших в труд­ную жиз­нен­ную ситу­а­цию1.

Плат­фор­ма нахо­дит­ся пока в ста­дии ста­нов­ле­ния, и, по утвер­жде­нию ее руко­вод­ства, не гото­ва рабо­тать с сум­ма­ми более 100 тыс. руб.

Запуск спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной рос­сий­ской медиа­плат­фор­мы тако­го рода тем более важен, что име­ю­щие боль­шой потен­ци­ал извест­ные зару­беж­ные плат­фор­мы кра­уд­фандин­га (Patreon, Kickstarter, Indiegogo) не име­ют стар­то­вой целе­вой ауди­то­рии — рос­сий­ских чита­те­лей и под­пис­чи­ков. Толь­ко один экс­перт выра­зил готов­ность рабо­тать с ними.

Все авто­ры медиа­про­ек­тов гово­ри­ли, что исполь­зо­вать кра­уд­фандинг дога­да­лись в послед­ние два года. Инте­рес­но, что часть выпуск­ни­ков вузов медий­ных факуль­те­тов, где авто­ры ста­тьи воз­глав­ля­ли госу­дар­ствен­ные атте­ста­ци­он­ные комис­сии послед­ние два года (ВШЭ, Чере­по­вец­кий госу­ни­вер­си­тет, Псков­ский госу­ни­вер­си­тет), ука­зы­ва­ли на кра­уд­фандинг как на спо­соб реа­ли­за­ции соб­ствен­ных твор­че­ских ини­ци­а­тив. Неслу­чай­но к прак­ти­ке кра­уд­фандин­га обра­ща­ет­ся моло­дежь: экс­пер­ты Planeta​.ru под­чер­ки­ва­ли, что плат­фор­ма явля­ет­ся еще и спо­со­бом про­те­сти­ро­вать идею на вос­тре­бо­ван­ность, а так­же свое­об­раз­ным пред­за­ка­зом общества.

По мне­нию экс­пер­тов, воз­на­граж­де­ния долж­ны быть мате­ри­аль­ны­ми (под­пис­ка на изда­ние или диск с филь­мом), но боль­ше нема­те­ри­аль­ны­ми (обед с коман­дой жур­на­ли­стов, «боль­шое гима­лай­ское спа­си­бо» — в слу­чае с филь­мом о мед­ве­дях, кур­сы онлайн по медиа­гра­мот­но­сти и т. п.). Воз­на­граж­де­ния в кра­уд­фандин­ге име­ну­ют­ся лота­ми. В целом их мож­но раз­де­лить на четы­ре вида: сим­во­ли­че­ские, элек­трон­ные, мате­ри­аль­ные (руко­пись сти­хо­тво­ре­ния авто­ра, кар­ти­на и т. д.) и ивен­то­вые: сим­во­ли­че­ский лот — это лот «про­сто хочу под­дер­жать».

Что каса­ет­ся видео­об­ра­ще­ния, то еди­но­ду­шие экс­пер­тов было оче­вид­но: каче­ствен­ный ролик вдвое уве­ли­чи­ва­ет шан­сы про­ек­та на успех; ролик с обра­ще­ни­ем к целе­вой ауди­то­рии рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти про­дви­же­ния про­ек­та в соци­аль­ных медиа и после его завер­ше­ния.

Опти­маль­ным ука­зы­вал­ся хро­но­мет­раж видео­об­ра­ще­ния не боль­ше двух минут, под­чер­ки­ва­лись необ­хо­ди­мость чет­ко­го опре­де­ле­ния целе­вой ауди­то­рии, хоро­шее каче­ство зву­ка, сме­на пла­нов и нали­чие в нем искрен­но­сти и побуж­де­ния к действию:

Необ­хо­ди­мо в двух-трех фра­зах на каж­дый пункт ука­зать, какой про­ект пред­по­ла­га­ет­ся, кто его дела­ет (и поче­му им мож­но дове­рять), что уже сде­ла­но и что оста­лось сде­лать, сколь­ко не хва­та­ет: сум­ма и объ­яс­не­ние и дать поша­го­вую инструк­цию, как пере­чис­лить деньги. 

По сути мы откры­ва­ем онлайн-мага­зин, в свя­зи с этим задей­ство­ва­на опре­де­лен­ная лек­си­ка и мар­ке­тин­го­вые под­хо­ды, к это­му жур­на­ли­сты не при­вык­ли; на вре­мя кра­уд­фандин­га мы менее медиа, чем мага­зин, мы долж­ны думать, как нам «про­дать» идею, и у боль­шин­ства медиа тако­го опы­та нет. И тут самое полез­ное — най­ти волон­те­ра с опы­том про­даж в онлайне, еще мож­но почи­тать про онлай­но­вые магазины. 

Каче­ствен­ный ролик при­мер­но вдвое уве­ли­чи­ва­ет шан­сы про­ек­та на успех.

В плане успеш­ной ком­му­ни­ка­ции с целе­вой ауди­то­ри­ей на плат­фор­ме пред­ла­га­лись такие прак­ти­ки, как исполь­зо­ва­ние медий­ных лиц, соб­ствен­ных и соци­аль­ных сетей, а так­же зна­чи­мые для целе­вой ауди­то­рии моти­ва­ции. Под­твер­жде­ни­ем необ­хо­ди­мо­сти чет­кой адре­са­ции слу­жат и кон­тент-ана­лиз плат­форм кра­уд­фандин­га. Так, упо­мя­ну­тая «полез­ность про­ек­та» и инте­рес к нему порой свя­за­ны не с широ­кой соци­аль­ной базой, а с узкой целе­вой ауди­то­ри­ей. Так, в раз­де­ле жур­на­ли­сти­ки очень быст­ро соби­ра­ют­ся сред­ства на, каза­лось бы, не соци­аль­но зна­чи­мые, а доста­точ­но экзо­ти­че­ские про­ек­ты. Так, в чис­ле новых про­ек­тов 2022 г. опе­ре­дил свой гра­фик сбо­ра средств про­ект изда­ния «Анто­ло­гии тай­ных тек­стов шива­из­ма». Обра­ще­ние к целе­вой ауди­то­рии и опи­са­ние пред­по­ла­га­е­мо­го изда­ния изоби­лу­ет спе­ци­фи­че­ской лек­си­кой «для сво­их», «для посвя­щен­ных» и пере­чис­ле­ни­ем раз­лич­но­го рода духов­ных прак­тик. Напри­мер, пере­вод­чик тек­стов харак­те­ри­зу­ет­ся таким обра­зом: Посе­тил как палом­ник прак­ти­че­ски все наи­бо­лее извест­ные хра­мы и ашра­мы. При­ни­мал уча­стие как слу­ша­тель в пан­дит­ских дис­пу­тах на сан­скри­те в раз­ных местах: в Бха­ра­тия хин­ду Юни­вер­си­ти, в биб­лио­те­ке Абхи­на­ва­гуп­ты и дру­гих местах. Брал част­ные уро­ки уро­ки у Ваги­ша Шастри Бха­ги­ра­та Пра­са­да Три­патхи2.

Успеш­ный кра­уд­фандинг про­ек­та «Видео­курс “Вол­шеб­ный город­ской порт­рет”»3 так­же бази­ру­ет­ся на чет­кой обра­щен­но­сти к доволь­но узкой целе­вой ауди­то­рии, кото­рая стре­мит­ся осу­ществ­лять автор­скую город­скую видео­съем­ку и пост-обра­бот­ку кад­ров при помо­щи Lightroom и Adobe Photoshop.

Неред­ко опи­са­ния про­ек­тов пред­став­ля­ют собой гипер­текст, содер­жа­щий ссыл­ки на интер­вью их созда­те­лей на сто­рон­них ресур­сах, на преж­ние реа­ли­зо­ван­ные про­ек­ты, пуб­ли­ку­ют­ся фото­гра­фии сви­де­тельств авторов.

Соли­дар­ность в отно­ше­нии ини­ци­а­тив­ных медиа­про­ек­тов могут про­яв­лять как зна­ко­мые люди (к ним экс­пер­ты сове­то­ва­ли обра­тить­ся преж­де все­го), так и совер­шен­но незна­ко­мые. В послед­нем слу­чае моти­ва­ци­ей может быть «лич­ная исто­рия» адре­са­та, свя­зан­ная с тема­ти­кой заяв­лен­но­го про­ек­та. Так, Юлия Кор­не­ва, сняв­шая доку­мен­таль­ный фильм о месте, где жили во вре­мя ста­лин­ских репрес­сий дети репрес­си­ро­ван­ных (фильм «Дети Нары­ма»), рас­ска­зы­ва­ла, что с помо­щью циф­ро­вых плат­форм уда­ет­ся не толь­ко собрать сред­ства на съем­ки. Жур­на­ли­сты нахо­дят про­вод­ни­ков, участ­ни­ков экс­пе­ди­ции, необ­хо­ди­мые для экс­пе­ди­ции вещи и даже обре­та­ют глав­но­го героя филь­ма (напри­мер, фильм про ссыль­ных в Нарым актив­но под­дер­жи­ва­ли люди, у кото­рых роди­те­ли были сосла­ны в тер­ри­то­рию пред­по­ла­га­е­мых съе­мок). При этом что каса­ет­ся даже сим­во­ли­че­ских воз­на­граж­де­ний (напри­мер, в виде тит­ров после филь­ма), то неред­ко при под­держ­ке таких соци­аль­но зна­чи­мых и про­све­ти­тель­ских про­ек­тов, спон­со­ры отка­зы­ва­ют­ся от них и жела­ют остать­ся неиз­вест­ны­ми. Одна­ко упо­ми­на­ние в тит­рах (напри­мер, «Ютуб» поз­во­ля­ет делать тит­ры любо­го мас­шта­ба) для неко­то­рых важ­но, посколь­ку при­над­леж­ность к про­ек­ту — это один из спо­со­бов заявить пуб­лич­но свою граж­дан­скую позицию.

Как отме­ча­ли экс­пер­ты, важ­но в обра­ще­нии на плат­фор­ме ука­зать соци­аль­ную зна­чи­мость про­ек­та и то, поче­му он обя­за­тель­но удаст­ся: Люди любят быть участ­ни­ка­ми чего-то выда­ю­ще­го­ся.

В отно­ше­нии сбо­ра средств так­же суще­ству­ют свои тон­ко­сти: соби­рать луч­ше не всю сум­му, а на кон­крет­ные аспек­ты про­ек­та (напри­мер, на фото­ло­вуш­ки и экс­пе­ди­цию для опе­ра­то­ра филь­ма); глав­ное, «уйти от нуля» на сай­те, мож­но даже попро­сить сво­их зна­ко­мых пере­чис­лить мини­маль­ную сум­му, незна­ко­мые люди, как пра­ви­ло, не хотят быть пер­вы­ми.

Как отме­ти­ла Ната­лья Игна­тен­ко, PR-дирек­тор про­ек­та Planeta​.ru, сер­вис рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти имен­но для медий­ных про­ек­тов. На сай­те мож­но най­ти про­фи­ли орга­ни­за­то­ров, кото­рые ука­зы­ва­ют на соб­ствен­ный выбор про­ект­ных ини­ци­а­тив, они же ока­зы­ва­ют выбран­ным про­ек­там про­дю­сер­скую под­держ­ку хотя бы выбо­ром в соб­ствен­ном про­фи­ле. На сай­те мож­но уви­деть, на какие про­ек­ты пал выбор PR-дирек­то­ра, сре­ди них боль­ше все­го как раз бла­го­тво­ри­тель­ных и медий­ных4. Во вре­мя пан­де­мии плат­фор­ма впер­вые не толь­ко откры­ла про­ект­ный сбор денег, но и поз­во­ли­ла СМИ соби­рать сред­ства на их теку­щие нуж­ды. Так­же Ната­лья ука­за­ла на появив­шу­ю­ся в 2021 г. кате­го­рию «Эко­ло­гия» как на еще одну воз­мож­ность, нишу для медий­щи­ков, сни­ма­ю­щих филь­мы соот­вет­ству­ю­щей тема­ти­ки. В целом прак­ти­ка меди­а­кра­уд­фандин­га послед­них двух лет доволь­на успеш­на: доля удач­ных медий­ных про­ек­тов за 2020 г. состав­ля­ла чуть мень­ше тре­ти (лиди­ру­ю­щая позиция).

Ско­рее все­го, такая прак­ти­ка будет мас­шта­би­ро­вать­ся. Об этом сви­де­тель­ству­ет тот факт, что осе­нью 2021 г. Аль­янс неза­ви­си­мых реги­о­наль­ных изда­те­лей (АНРИ) про­вел очную шко­лу кра­уд­фандин­га для жур­на­ли­стов5.

Ана­ли­ти­ки отме­ча­ют так­же то, что «у медиа­про­ек­тов при созда­нии стра­ни­цы есть как пре­иму­ще­ства, так и недо­стат­ки. Плю­сы в том, что кра­уд-про­ект внешне очень напо­ми­на­ет мате­ри­ал на интер­нет-ресур­се <…>. Чело­ве­ку из медиа может быть гораз­до про­ще при­ду­мать яркий вовле­ка­ю­щий заго­ло­вок ини­ци­а­ти­вы, чем кому-то еще: ведь это его про­фес­си­о­наль­ный навык» [Куди­нов 2021].

Таким обра­зом, фак­то­ра­ми успеш­но­го меди­а­кра­уд­фандин­га явля­ют­ся созда­ние комью­ни­ти вокруг медиа, апел­ли­ро­ва­ние к граж­дан­ской пози­ции целе­вой ауди­то­рии, в част­но­сти путем сим­во­ли­че­ских лотов, и при­вле­че­ние к про­дви­же­нию про­ек­та лиде­ров мнений.

Платформенный медиакраудсорсинг
как создание цифрового комьюнити

Самая извест­ная сего­дня кра­уд­сор­син­го­вая плат­фор­ма — аме­ри­кан­ская раз­ра­бот­ка Help a Reporter Out (HARO), создан­ная в 2008 г. и обслу­жи­ва­ю­щая сего­дня, по заяв­ле­нию вла­дель­цев, более 100 тысяч под­пис­чи­ков, вклю­чая 30 тысяч пред­ста­ви­те­лей СМИ.

В Рос­сии ана­лог такой плат­фор­мы (https://​pressfeed​.ru/) раз­ра­бо­тан жур­на­ли­стом Кон­стан­ти­ном Бочар­ским, редак­то­ром бло­ка «Пер­спек­ти­вы» жур­на­ла «Сек­рет фир­мы» ИД «Ком­мер­сантъ», кото­рый в интер­вью при­зна­вал­ся, что запуск аме­ри­кан­ской плат­фор­мы «взо­рвал инду­стрию жур­на­ли­сти­ки и пиа­ра» и побу­дил его к дей­стви­ям: «Толь­ко в 2014 году я вновь вер­нул­ся к про­ек­ту. В июле начал раз­ра­бот­ку, а в декаб­ре уже запу­стил в свет. После про­да­жи “Сек­ре­та фир­мы” Rambler & Co я уже не стал искать рабо­ту жур­на­ли­ста и пол­но­стью посвя­тил себя Pressfeed». Жур­на­лист закон­чил кур­сы про­грам­ми­ро­ва­ния и в 2016 г. «выка­тил про­ект на рынок»6.

Сего­дня сер­вис Pressfeed​.ru помо­га­ет СМИ, ньюсмей­ке­рам и экс­пер­там най­ти друг дру­га. С его помо­щью жур­на­ли­сты соби­ра­ют экс­перт­ные мне­ния раз­ных спе­ци­а­ли­стов, что­бы ссы­лать­ся на них в сво­их пуб­ли­ка­ци­ях. Там же редак­то­ры ищут авто­ров, гото­вых писать пол­но­цен­ные колон­ки, и спи­ке­ров для выступ­ле­ний по ТВ и в радио­эфи­ре. Хотя сер­вис пози­ци­о­ни­ру­ет себя преж­де все­го как воз­мож­ность пиа­ра, он поз­во­ля­ет выска­зы­вать неза­ви­си­мое, порой нетри­ви­аль­ное мне­ние, свою граж­дан­скую пози­цию и озву­чи­вать эту пози­цию посред­ством веду­щих медиа. От тако­го сотруд­ни­че­ства выиг­ры­ва­ют обе сто­ро­ны. СМИ полу­ча­ет экс­клю­зив­ный кон­тент и инсай­ты. Ньюсмей­кер — широ­кий охват целе­вой ауди­то­рии и воз­мож­ность выра­зить свою экс­перт­ную и граж­дан­скую позицию.

Экс­пе­ри­мент рабо­ты на сай­те для иссле­до­ва­ния пока­зал эффек­тив­ность плат­фор­мы. Каж­дый рабо­чий день в 10:00 и 15:00 (в зави­си­мо­сти от заяв­лен­но­го при реги­стра­ции вре­ме­ни) сер­вис рас­сы­ла­ет на почту экс­пер­там под­бор­ки запро­сов жур­на­ли­стов, не давая при этом воз­мож­но­сти напря­мую общать­ся с жур­на­ли­стом, тем самым защи­щая его от спа­ма, назой­ли­вой и неза­про­шен­ной коммуникации.

Сер­вис добав­ля­ет все новые функ­ции. Так, за послед­нее вре­мя была добав­ле­на воз­мож­ность пере­слать запрос неза­ре­ги­стри­ро­ван­но­му на сай­те экс­пер­ту с при­зы­вом «Помо­ги­те экс­пер­ту и жур­на­ли­сту!» Кста­ти, имен­но за помо­щью в поис­ке и под­бо­ре геро­ев пуб­ли­ка­ций, по нашим наблю­де­ни­ям, жур­на­ли­сты в послед­ний год обра­ща­ют­ся все чаще. На плат­фор­ме ста­ли раз­ме­щать­ся и зада­ния для жур­на­ли­стов-фри­лан­се­ров, рабо­та­ю­щих уда­лен­но. Напри­мер, за фев­раль 2022 г. было раз­ме­ще­но 11 таких зада­ний с опла­той по дого­во­рен­но­сти: пред­ла­га­ет­ся напи­сать сце­на­рии для 20-минут­ных роли­ков ютуб-кана­ла, ста­тью в про­филь­ный жур­нал про тайм-менедж­мент или ведет­ся поиск виде­о­пе­ра­то­ра, гото­во­го со сво­им обо­ру­до­ва­ни­ем поехать на Кипр для съе­мок интер­вью. Как пра­ви­ло, зада­чи фри­лан­се­рам про­пи­сы­ва­ют­ся доволь­но тща­тель­но и подроб­но: фор­му­ли­ру­ют­ся вопро­сы для осве­ще­ния, объ­ем пуб­ли­ка­ции и уро­вень экспертов.

Инте­рес­но, что в послед­ний год Pressfeed​.ru актив­но вклю­чил­ся в обу­ча­ю­щие прак­ти­ки: созда­ет руко­вод­ства для авто­ров и экс­пер­тов, раз­ме­ща­ет сове­ты по пово­ду созда­ния меди­а­кон­тен­та в фор­ма­тах сто­ри­тел­лин­га и по фор­му­ли­ров­ке заголовков.

Инфор­ми­ро­ва­ние авто­ров о при­ня­тии или откло­не­нии их экс­перт­ных ком­мен­та­ри­ев и добав­ле­ние ссы­лок на пуб­ли­ка­ции на сер­ви­се робо­ти­зи­ро­ва­но. Об этих дей­стви­ях так­же при­хо­дит интер­ак­тив­ное опо­ве­ще­ние на почту (рис. 1, 2).

Рис. 1. Авто­ма­ти­че­ское уве­дом­ле­ние авто­ра в элек­трон­ной почте о пуб­ли­ка­ции его комментария

Рис. 2. Про­цесс авто­ма­ти­че­ской обра­бот­ки пуб­ли­ка­ции на плат­фор­ме Pressfeed​.ru

Не все­гда, на наш взгляд, тар­ге­тинг тем запро­сов, при­хо­дя­щих заре­ги­стри­ро­ван­но­му экс­пер­ту на лич­ную почту, хоро­шо рабо­та­ет: боль­шин­ство запро­сов не свя­за­ны с про­фи­лем и инте­ре­са­ми экс­пер­та. Одна­ко оцен­ка экс­перт­ной рабо­ты все­гда быст­ра и про­зрач­на: в лич­ном про­фи­ле вид­на ста­ти­сти­ка успеш­но­сти рабо­ты экс­пер­та, а на почту отправ­ля­ет­ся пуб­ли­ка­ция с при­ня­тым ком­мен­та­ри­ем или моти­ва­ция его откло­не­ния. Так, наши моти­ва­ции при откло­не­нии ком­мен­та­ри­ев были свя­за­ны с тем, что доста­точ­ное чис­ло отве­тов уже собра­но, а так­же с тем, что ото­бра­ны отве­ты более узких спе­ци­а­ли­стов в дан­ной сфе­ре. Таким обра­зом, жур­на­ли­сты ценят ско­рость реак­ции на их запро­сы и наи­бо­лее под­хо­дя­щие рега­лии экс­пер­та по запра­ши­ва­е­мой тема­ти­ке. Вме­сте с тем автор иссле­до­ва­ния, заре­ги­стри­ро­вав­шись на сай­те, полу­чил хоро­ший резуль­тат вос­тре­бо­ван­но­сти сво­их ком­мен­та­ри­ев у жур­на­ли­стов (ито­ги пред­став­ле­ны на рис. 3). 

Рис. 3. Резуль­тат экс­пе­ри­мен­та рабо­ты одно­го из авто­ров ста­тьи в каче­стве экс­пер­та для СМИ на плат­фор­ме Pressfeed​.ru (пери­од — шесть меся­цев 2021 г.)

Одна из самых боль­ших труд­но­стей в теку­щей рабо­те жур­на­ли­ста — полу­чить аргу­мен­ти­ро­ван­ное неза­ви­си­мое мне­ние часто по вне­зап­но воз­ни­ка­ю­щим про­бле­мам соци­у­ма от экс­пер­та. Тех­про­цесс редак­ций тре­бу­ет сде­лать это как мож­но быст­рее. Как пока­за­ло наше иссле­до­ва­ние, тема­ти­ка запро­сов зави­сит от поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской конъ­юнк­ту­ры, а так­же от свое­об­раз­ной медиа­мо­ды. Так, во вре­мя наше­го экс­пе­ри­мен­та сра­зу несколь­ко редак­ций в одну неде­лю запро­си­ли ком­мен­та­рии по теме исполь­зо­ва­ния в речи феми­ни­ти­вов типа «бло­гер­ша», «редак­тор­ка», и одно­му из авто­ров ста­тьи уда­лось опуб­ли­ко­вать два раз­лич­ных ком­мен­та­рия в двух веду­щих медиа­ре­сур­сах. Во вре­мя зим­ней олим­пи­а­ды в Пекине запро­сы каса­лись скан­даль­ных исто­рий с допин­гом и медаль­ных прогнозов.

Еже­не­дель­но жур­на­ли­сты дела­ют мно­го запро­сов по таким темам, как ритейл, недви­жи­мость, стро­и­тель­ство, финан­сы, авто, транс­порт и логи­сти­ка, пра­во, ИТ и теле­ком, кад­ры и менедж­мент, что соот­вет­ству­ет наи­бо­лее силь­ным отрас­ле­вым и тема­ти­че­ским направ­ле­ни­ям рос­сий­ских СМИ. Кон­тент-ана­лиз запро­сов демон­стри­ру­ет, что они тема­ти­че­ски отра­жа­ют акту­аль­ную сово­куп­ную медий­ную повест­ку веду­щих рос­сий­ских СМИ.

Отве­тив на запрос авто­ров ста­тьи о ста­ти­сти­ке, плат­фор­ма сооб­щи­ла сле­ду­ю­щее: «У нас око­ло 100 тысяч поль­зо­ва­те­лей, рас­тем в пол­то­ра раза в год. Сер­ви­сом поль­зу­ет­ся боль­ше поло­ви­ны медиа­ре­сур­сов в РФ. Пуб­ли­ку­ем 60–70 новых запро­сов в день, в месяц их коли­че­ство дохо­дит до 1500. Жур­на­ли­сты в сред­нем при­ни­ма­ют 4 из 10 отправ­лен­ных ком­мен­та­ри­ев. Экс­пер­ту доста­точ­но пару раз в неде­лю захо­дить на плат­фор­му и отве­чать на 2–3 запро­са, что­бы в тече­ние года полу­чить упо­ми­на­ния в 100+ пуб­ли­ка­ци­ях». В отно­ше­нии про­фес­сий экс­пер­тов, кото­рых жур­на­ли­сты чаще все­го при­вле­ка­ют к сотруд­ни­че­ству, предо­став­ле­ны такие дан­ные: «За пери­од с октяб­ря 2020 по апрель 2021 года финан­си­стов, кото­рые мог­ли бы про­ком­мен­ти­ро­вать акту­аль­ные собы­тия на рын­ке, заре­ги­стри­ро­ван­ных на сер­ви­се, жур­на­ли­сты иска­ли 2164 раза. За кон­суль­та­ци­ей к топ-мене­дже­рам они обра­ща­лись 1777 раз. Мне­ние меди­ков инте­ре­со­ва­ло СМИ 1434 раза.

Кро­ме того, в топ-10 самых медий­ных про­фес­сий вошли юри­сты (1370 запро­сов), спе­ци­а­ли­сты в сфе­ре недви­жи­мо­сти (1266 запро­сов), ритей­ла (1004 запро­са), IT (1001 запрос), мар­ке­то­ло­ги (938 запро­сов), пси­хо­ло­ги (811 запро­сов) и поли­то­ло­ги (790 запросов)».

Таким обра­зом, кон­тент­ный кра­уд­сор­синг, осу­ществ­ля­е­мый посред­ством циф­ро­вой плат­фор­мы, явля­ет­ся эффек­тив­ным инстру­мен­том при­вле­че­ния широ­кой обще­ствен­но­сти к обсуж­де­нию эко­но­ми­че­ских, соци­аль­ных и поли­ти­че­ских про­блем обще­ства. Тем более что сего­дня оче­вид­но рас­ши­ре­ние кон­тент­но­го соуча­стия адре­са­та в созда­нии медиа­про­дук­та. Иссле­до­ва­те­ля­ми под­чер­ки­ва­ет­ся изме­не­ние роли жур­на­ли­ста в совре­мен­ной медиа­ре­аль­но­сти: «Жур­на­лист­ский про­дукт боль­ше не отно­сит­ся к моно­по­лии про­фес­си­о­наль­ных жур­на­ли­стов» [Пром 2020].

Результаты исследования

Пан­де­мия уско­ри­ла мно­гие про­цес­сы и со всей оче­вид­но­стью про­де­мон­стри­ро­ва­ла новые трен­ды, в част­но­сти в медий­ной сфе­ре. Одним из таких трен­дов явля­ет­ся созда­ние циф­ро­во­го меди­а­комью­ни­ти на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных онлайн-плат­фор­мах. С их помо­щью, поми­мо финан­со­во­го и кон­тент­но­го соуча­стия ауди­то­рии в созда­нии медиа­про­ек­тов, жур­на­ли­сты полу­ча­ют воз­мож­ность созда­вать дол­го­вре­мен­ные свя­зи с экс­пер­та­ми и дове­ри­тель­ные отно­ше­ния со сво­ей аудиторией.

Суще­ству­ют про­ти­во­ре­чия меж­ду финан­со­вы­ми инте­ре­са­ми медиа и их соци­аль­ной мис­си­ей, кото­рые может снять кра­уд­сор­синг и кра­уд­фандинг. Разу­ме­ет­ся, иссле­до­ван­ные авто­ра­ми циф­ро­вые плат­фор­мы так­же не явля­ют­ся бла­го­тво­ри­те­ля­ми в чистом виде — они посред­ни­ки, свя­зы­ва­ю­щие ауди­то­рию и экс­перт­ное сооб­ще­ство с жур­на­ли­ста­ми и име­ю­щие свой финан­со­вый про­цент. Одна­ко плат­фор­мы явля­ют­ся так­же серьез­ным ресур­сом для тести­ро­ва­ния вос­тре­бо­ван­но­сти тема­ти­ки и направ­лен­но­сти СМИ обще­ством, поз­во­ля­ют осу­ществ­лять граж­дан­скую мис­сию медиа.

Любой чело­век может выска­зать свою граж­дан­скую пози­цию посред­ством циф­ро­вых медиа­плат­форм раз­лич­ны­ми путя­ми: финан­си­ро­ва­ни­ем неза­ви­си­мо­го медиа­про­ек­та или под­держ­кой редак­ции сво­е­го горо­да, экс­перт­ным соуча­сти­ем при созда­нии кон­тен­та жур­на­ли­стом, вовле­че­ни­ем в медиа­про­ек­ты в каче­стве волон­те­ра рас­сле­до­ва­ния, про­вод­ни­ка в труд­но­до­ступ­ную мест­ность для съе­моч­ных групп и т. д.

Созда­ние каче­ствен­но­го кон­тен­та при мини­ми­за­ции издер­жек за счет «муд­ро­сти тол­пы» и потен­ци­а­ла ее граж­дан­ско­го акти­виз­ма меня­ют систе­му отно­ше­ний в обще­стве, лежа­щих на оси «власть — ауди­то­рия — медиа».

Наша убеж­ден­ность в том, что меди­а­кра­уд­фандинг и меди­а­кра­уд­сор­синг явля­ют­ся пер­спек­ти­вой для граж­дан­ско­го акти­виз­ма в Рос­сии под­твер­жда­ет­ся и кра­уд­сор­син­го­вы­ми уси­ли­я­ми вла­сти (в част­но­сти, ини­ци­а­ти­вы АСИ)7.

К воз­мож­ной иссле­до­ва­тель­ской пер­спек­ти­ве темы сле­ду­ет отне­сти изу­че­ние ауди­то­рии, вовле­чен­ной в финан­со­вую и экс­перт­ную под­держ­ку медиа, а так­же мони­то­рин­га соци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го эффек­тов от циф­ро­вых плат­форм кра­уд­сор­син­га и кра­уд­фандин­га в России.

Выводы

Созда­ние меди­а­комью­ни­ти сего­дня явля­ет­ся если не необ­хо­ди­мым, то жела­тель­ным усло­ви­ем для медиа, осо­бен­но для про­ек­тов, орга­ни­зо­ван­ных как неза­ви­си­мые от вла­сти. Спо­соб­ству­ют это­му про­цес­су создан­ные за послед­нее пять лет рос­сий­ские циф­ро­вые плат­фор­мы для кра­уд­фандин­га и кра­уд­сор­син­га в сфе­ре жур­на­ли­сти­ки. Такие плат­фор­мы, как Pressfeed​.ru и Planeta​.ru, полу­чи­ли во вре­мя пан­де­мии импульс к раз­ви­тию, вос­тре­бо­ван­ность плат­форм под­твер­жда­ет воз­ник­но­ве­ние ново­го спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го для жур­на­ли­стов ресур­са «Сила слова».

Успех медий­ных про­ек­тов в при­вле­че­нии целе­вой ауди­то­рии к финан­со­во­му и кон­тент­но­му соуча­стию зави­сит преж­де все­го от ком­му­ни­ка­тив­но­го про­фес­си­о­на­лиз­ма их орга­ни­за­то­ров и точ­но­го зна­ния сво­ей целе­вой аудитории.

1 https://​word​-power​.ru/​a​b​o​u​t​/​8​5​7​d​6​4​0​6​-​f​8​8​2​-​4​3​5​b​-​a​b​e​a​-​d​b​6​1​c​b​0​d​6​d0e.

2 https://​planeta​.ru/​c​a​m​p​a​i​g​n​s​/​s​a​iva.

3 https://​planeta​.ru/​c​a​m​p​a​i​g​n​s​/​c​o​l​o​r​p​ort.

4 https://​planeta​.ru/​n​a​t​u​l​e​t​o​c​hka.

5 https://​anri​.org​.ru/​2​0​2​1​/​0​3​/​2​1​/​k​r​a​u​d​f​a​n​d​i​n​g​-​d​l​j​a​-​s​mi/.

6 Интер­вью с Кон­стан­ти­ном Бочар­ским: https://​skillbox​.ru/​m​e​d​i​a​/​m​a​n​a​g​e​m​e​n​t​/​i​n​t​e​r​v​i​e​w​_​b​o​c​h​a​r​s​ky/.

7 https://​tass​.ru/​n​a​c​i​o​n​a​l​n​y​e​-​p​r​o​e​k​t​y​/​6​5​3​5​626.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 30 октяб­ря 2021 г.;
реко­мен­до­ва­на к печа­ти 4 фев­ра­ля 2022 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2022

Received: October 30, 2021
Accepted: February 4, 2022