Рассматриваются приемы речевого воздействия авторов популярных видеоблогов исторической и культурологической тематики на аудиторию интернет-пространства. Эффективность коммуникации с подписчиками блога позволяет их авторам не только формировать вокруг себя лояльную аудиторию, но и становиться «лидерами мнений». Цель исследования — определение лингвориторических приемов, при помощи которых блогеры провоцируют дискуссию и привлекают внимание к поднимаемым темам. Предметом исследования стали как высказывания блогеров и перлокутивный эффект их воздействия на аудиторию в виде комментариев в блогах, так и реакция адресатов блогов, которая была выявлена в ходе анкетирования разных возрастных групп. На первом этапе детерминирована тематика и наименование блогов. На втором этапе по результатам ответов с примерами, приведенными опрошенными, определен воздействующий механизм речи блогеров. Респондентами приведены по памяти примеры, содержащие в себе элементы воздействующей речи, характерных и запоминающихся для речевого портрета блогера слов и выражений, что показало формирование у зрителей условных реакций на воздействующую речь и априорной оценки говорящего независимо от темы и содержания последующих выступлений. Изучение языкового материала комментариев к блогам проводилось в виде одномоментной сплошной выборки всех комментариев на дату просмотра. Комментарии содержали реакции оценивания речевого поведения блогеров, стиля и характера их высказываний, прямых повторов фрагментов речи. Сравнение детерминированных единиц показало совпадение реакций на выделенные типы приемов речевого воздействия у всех групп респондентов. В ходе исследования выяснено, что воздействие на аудиторию достигается за счет не только собственно лингвориторических средств, но и иных приемов. В результате исследования проанализированы и описаны реакции на речевое воздействие в блогах каждого использованного приема в каждой возрастной группе.
Linguistic impact of the blog as a current genre of modern media on Internet users
The article considers the methods of speech influence of authors of popular video blogs of historical and cultural topics on the audience of the Internet space. The effectiveness of communication with blog subscribers allows their authors not only to form a loyal audience around them, but also to become “opinion leaders”. The purpose of this study is to determine the linguistic and rhetorical techniques by which bloggers provoke discussion and draw attention to the topics raised. The subject of the study was both bloggers’ statements and the perlocutive effect of their influence on the audience in the form of blog comments, and the reaction of blog addressees, which was revealed in the course of questionnaire survey of different age groups. At the first stage, the topics and the name of blogs were determined. At the second stage, based on the results of the answers with examples given by the respondents, the voyeuristic mechanism of bloggers’ speech was determined. The respondents recalled examples containing elements of influential speech, characteristic and memorable for the blogger’s speech portrait words and expressions, which at this stage of analysis showed the formation of conditional reactions to the influential speech and a priori evaluation of the speaker, regardless of the topic and content of subsequent speeches. The study of the linguistic material of blog comments was conducted as a one-stage continuous sampling of all comments on the date of viewing. The comments contained reactions of evaluations of bloggers’ speech behavior, style and character of their statements, direct repetitions of speech fragments. The comparison of deterministic units showed the coincidence of reactions to the selected types of bloggers’ speech behavior techniques in all groups of respondents. In the course of the study it was found out that the impact on the audience is achieved not only through linguoritorical means proper, but also through other techniques. As a result of the study, the reactions to the speech impact in blogs of each technique used in each age group were analyzed and described.
Ширина Елена Владимировна — д-р филол. наук, проф.; https://orcid.org/0000-0002-6192-8756, evshirina@sfedu.ru, shirinalena007@yandex.ru
Южный федеральный университет,
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Мясищев Георгий Игоревич — канд. филол. наук, доц.; https://orcid.org/0000-0002-6290-5150, georgy-2583@yandex.ru
Батищева Анастасия Святославовна — преп.; https://orcid.org/0000-0002-5485-6156, gifoskri@gmail.com
Донской государственный технический университет,
Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Elena V. Shirina — Dr. Sci. in Philology, Professor; https://orcid.org/0000-0002-6192-8756, evshirina@sfedu.ru, shirinalena007@yandex.ru
Southern Federal University,
105/42, ul. Bol’shaya Sadovaya, Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation
Georgiy I. Myasischev — PhD in Philology, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0002-6290-5150,
georgy-2583@yandex.ru
Anastasia S. Batischeva — Lecturer; https://orcid.org/0000-0002-5485-6156, gifoskri@gmail.com
Don State Technical University,
1, pl. Gagarina, Rostov-on-Don, 344000, Russian Federation
Ширина Е. В., Мясищев Г. И., Батищева А. С. (2025). Лингвориторическое воздействие блога в контексте реакций воспринимающей аудитории. Медиалингвистика, 12 (1), 95–111.
URL: https://medialing.ru/lingvoritoricheskoe-vozdejstvie-bloga-v-kontekste-reakcij-vosprinimayushchej-auditorii/ (дата обращения: 18.05.2025)
Shirina E. V., Myasischev G. I., Batischeva A. S. (2025). Linguistic impact of the blog as a current genre of modern media on Internet users. Media Linguistics, 12 (1), 95–111. (In Russian)
URL: https://medialing.ru/lingvoritoricheskoe-vozdejstvie-bloga-v-kontekste-reakcij-vosprinimayushchej-auditorii/ (accessed: 18.05.2025)
УДК 81’33
Постановка проблемы
Последние 10–15 лет исследователи гуманитарных наук все более глубоко погружаются в интернет-среду для популяризации идей и контекстного обсуждения профессиональных и социально значимых вопросов. Дискуссия, которая прежде шла на страницах печатных «толстяков» (в первую очередь литературных журналов), перешла в сеть Интернет. Ведущее место среди дискуссионных жанров занимают блоги. Исследование лингвориторических моделей воздействия блога на воспринимающую аудиторию с позиции освещения исторических и лингвокультурологических событий позволит глубже понять механизмы взаимодействия в популярном сейчас жанре интернет-коммуникации.
Целью исследования было определение способов лингвориторического воздействия блога как актуального жанра современных СМИ на пользователей сети Интернет.
Исследование проводилось комплексными методами, включавшими в себя:
- анкетирование различных социальных групп;
- полевые наблюдения за комментариями в блогах, выявление и анализ реакций пользователей на высказывания блогеров;
- свободную беседу (интервью) по темам просмотренных блогов с фиксацией реакций различных пользователей.
История вопроса
История появления блогов начинается в 1994 г. Его создателем первого блога стал Йорн Баргер, назвавший свой публичный интернет-дневник Log. В 1997 г. появляется первый сервис для ведения блогов — Pyra Labs. В 1999 г. был создается знаменитый и действующий и поныне сервис LiveJournal. Однако настоящая популярность пришла к блогам только в начале 2000‑х годов с развитием доступного и массового интернета в мире.
В настоящее время блоги — одна из самых популярных форм массмедиа, которая воздействует на огромную аудиторию, является существенным экономическим сегментом мирового информационного рынка и представляет особый интерес для лингвистов с позиции управления социумом средствами воздействующей речи.
В блогосфере российского сегмента сети Интернет блоги с исторической и лингвокультурологической тематикой занимают одно из ведущих мест по популярности и посещаемости. По данным сайта «Анкетолог» [Анкетолог 2020], 76 % людей хотя бы иногда читают или смотрят блоги, из них 86 % делают это, чтобы получить новую информацию, 65 % — чтобы научиться новому, 55 % — для развлечения, 50 % — для отдыха, 48 % — чтобы узнать другую точку зрения. Пользователи в 82 % предпочитают смотреть видеоблоги (из них 57 % смотрят YouTube), 69 % нравится читать блоги в текстовом формате, 40 % любят фотоблоги, 24 % — микроблоги, 17 % слушают подкасты. Тематические блоги, в том числе исторические и историко-культурологические, пользуются популярностью почти у 31 % пользователей. На 2023 г. 63 млн человек составили аудиторию отечественной блогосферы. Таким образом, мы можем заключить, что исторические и лингвокультурологические блоги оказали лингвориторическое воздействие в среднем на 19 530 000 человек. Это значительное число, которое определяет актуальность исследования механизмов формирования массового сознания и социально-коммуникативного воздействия на людей речевыми средствами [Чёрный 2023].
Теоретическое обоснование проблемы
Воздействующие механизмы формирования поведенческих реакций пользователей сети Интернет изучаются современными учеными с разных позиций.
Базовые представления о взаимосвязи риторики культуры и истории во взаимодействии общества и индивида изложены в работах А. Вежбицкой [Вежбицкая 1999], В. И. Карасика [Карасик 2002], Ю. Н. Караулова [Караулов 2004], В. В. Красных [Красных 2003], В. А. Масловой [Маслова 2010]. Рассмотрение конкретных воздействующих лингвориторических приемов с лексико-семантических позиций получило отражение в работах М. М. Бахтина [Бахтин 1979], Л. А. Введенской [Введенская, Павлова 1999], Г. Г. Хазагерова [Хазагеров, Лобанов 2004] и др. В их трудах рассмотрены взаимосвязи дискурса, контекста и лексико-семантических моделей воздействия говорящего. Вопросы прагмалингвистического характера общения рассматривались в трудах Н. Д. Арутюновой [Арутюнова 1999], Г. Г. Матвеевой [Матвеева 2023], Ю. С. Степанова [Степанов 2021], где указывалось, что реализация интенций говорящего реализуется в виде комплекса воздействующих речевых единиц разного уровня, которые обусловливают реакцию получателя.
Тематический характер блогов описан в публикациях различных ученых. А. Б. Бушевым [Бушев 2009] рассмотрены особенности коммуникации в блогосфере, подчеркивается важность междисциплинарного подхода при осмыслении социальных и культурных эффектов современных воздействующих стратегий массмедиа. Эту же проблему изучали В. В. Силкин, П. Р. Акопян [Силкин, Акопян 2020], М. А. Паниковская [Паниковская 2016], В. М. Амиров [Амиров 2019]. Подробный обзор тематических особенностей историко-политических блогов отечественного сегмента интернета представлен в статье Л. Р. Хут [Хут 2014], где отмечены полярность точек зрения авторов и острая конфликтность коммуникации носителей полярных взглядов на историко-политический дискурс в сети Интернет. О. Ф. Русакова и Д. А. Максимов [Русакова, Максимов 2007] отмечают, что для блогосферы принципиально важно установление «режима правды», который действует в пределах данного речевого дискурса конкретного блога и признается блогером и его сторонниками априорным. Интервью как особый жанр ведения блога подробно рассматривается Е. Г. Лебедевой [Лебедева 2021]. В ее исследовании указывается специфичность направленности речевого воздействия в форме интернет-дневника.
Существенный опыт изучения блогосферы отметим в статьях: [Шестерина 2022; Медведева 2021].
Вопросы индивидуальности, коммуникативности, психологической зависимости, которая формируется в блогосфере между авторами, читателями и внутри авторского текста, подробно изучались И. В. Приваловой [Привалова 2020], Мехтап Йылмаз [Йылмаз 2018а; Йылмаз 2018b], Е. А. Толкачевым [Толкачев 2021], Е. В. Лазуткиной [Лазуткина 2016; Лазуткина 2017], Н. А. Гуторовой [Гуторова 2019].
Перспективность и долговременные тенденции развития блога как современного средства СМИ в воздействии на сознание человека и формировании его вкусовых, социальных, культурных и духовных предпочтений отражено в работах: [Соломатин, Соловьев 2019; Соломатин 2019; Соловьев 2017; Давлетшина 2017; Близняк, Герасимов, Хлыбов 2018; Гарифуллин 2017; Гарифуллин, Закиров 2018; Дементьева 2017; Мустафина 2014; Киселева 2019].
Особенности речевой коммуникации в жанре видеоблога как наиболее современного и востребованного механизма воздействия на общество изучали В. А. Лущиков [Лущиков, Терских 2018], И. А. Каирова [Каирова, Кошман 2018], Е. Е. Абросимова [Амбросимова 2018], отметившие всевозрастную направленность этого жанра, что имеет особое значение для нашего исследования.
Экономический характер блогосферы как генератора нематериального продукта, площадок рекламы, трекинга и источника формирования спроса рассматривались И. В. Ковалевой [Ковалева, Чубатюк 2019], М. В. Данилиной [Данилина, Дейнекин 2014], Е. А. Муратовой [Муратова 2019].
Исследование К. О. Квятковского и О. Ф. Русаковой [Квятковский, Русакова 2011] раскрывает проблему конфликтности с позиции постоянного перераспределения сфер коммуникативных практик в блогосфере, и суть конфликтности они связывают с тем, что лингвистический характер блогосферы есть порождение языка власти. Власть блогера над умами читателей/зрителей связывается с тем, что блогосфера сама становится источником смыслов для других элементов коммуникации, подчиняя, таким образом, разные стороны бытия человека. Данное исследование направлено на рассмотрение механизмов воздействия блогеров на читателей/зрителей и формирования поля воздействующих смыслов.
Описание методики исследования
Исследование носило экспериментальный характер. Его начало было положено в 2013 г. с рассмотрения блога Д. Ю. Пучкова1, где публиковались видеоролики на исторические и гуманитарные темы. В 2021–2023 гг. подготовлен основной текст настоящего исследования. Для изучения речевого поведения были взяты популярные видеоблоги на сервисе YouTube. Популярность видеоблогов определялась по существующим методам: количество подписчиков, релевантность запроса поисковиков, наличие рекомендаций в соцсетях, на образовательных и научно-просветительских порталах (например, принципы определения популярности блогов описаны в: [Сипко 2016]). В перечень рассмотренных видеоблогов вошли:
TacticMedia2 — блог о событиях истории войн, включая войны XVIII–XIX вв., Первую и Вторую мировые, локальные конфликты ХХ в. Проанализировано 26 видеороликов, набравших по 50 000 просмотров каждый.
Антропогенез.ру3 — просветительский блог об истории Древнего мира, филологии, антропогенезе человека. Проанализировано 57 видеороликов, набравших по 50 000 просмотров каждый.
Цифровая история4 — блог о событиях Первой мировой и Второй мировой войн, революций и Гражданской войны в России, локальных конфликтах ХХ в. Проанализировано 27 видеороликов, набравших по 50 000 просмотров каждый.
Блог Т. В. Черниговской5 — блог по психолингвистике известного психолога и лингвиста. Проанализировано 15 видеороликов, набравших по 50 000 просмотров каждый.
Arzamas6 — блог филологической направленности. Проанализировано 15 видеороликов, набравших по 50 000 просмотров каждый.
ПостНаука7 — блог естественно-научной и гуманитарной направленности. Проанализировано 10 видеороликов о языке и филологии, набравших по 10 000 просмотров каждый.
Филолог Всея Руси8 — блог филологической направленности. Проанализировано 11 видеороликов, набравших по 10 000 просмотров каждый.
Книжный чел9 — блог филологической направленности. Проанализировано 10 видеороликов, набравших по 10 000 просмотров каждый.
Береста10 — блог по истории Древнего мира и Средневековья. Проанализировано 11 видеороликов, набравших по 10 000 просмотров каждый.
Эпичная история11 — блог по различным событиям мировой и российской истории. Проанализировано 10 видеороликов, набравших по 10 000 просмотров каждый.
Количество использованных для анализа блогов и видеороликов определялось возможностью проводить статистически достоверные наблюдения (не менее 6 единиц), их популярностью (от 10 000 просмотров) и личным интересом авторов к предложенному в роликах содержанию. Всего около 100 часов просмотра. Все блоги попадают под критерии «популярный», поскольку имеют большое количество подписчиков, просмотров, высокую релевантность запроса в поисковых системах «Яндекс», Google, на самом хостинге YuoTube, рекламируются в соцсетях и на сайтах (например, на сайте «Педсовет»12).
Зрители изученных блогов выступают в роли получателей устных сообщений, дополняемых визуальным рядом. Дальнейший эксперимент включал в себя изучение речи блогеров, комментаторов блогов (обратная связь) и реакций в специально сформированной аудитории студентов и преподавателей вузов Юга России.
Выбор аудитории для опроса объяснялся возможностью авторов анкетировать группу наиболее социально активных и образованных людей. Подробнее о качествах возрастных групп, изучаемых в социологии и лингвистике, см., например: [Бутакова 2018; Курышева 2015].
Для полевого изучения блогеров проведено анкетирование 200 обучающихся гуманитарной и технической направленности в возрасте 18–21 года; 36 респондентов с высшим специальным образованием в возрасте от 25 до 35 лет; 25 респондентов с высшим специальным образованием в возрасте от 36 до 50 лет. Анкеты включали в себя не только ответы на вопросы о характере предпочтений, но и краткий пересказ содержательной стороны недавно просмотренных блогов. Затем были проведены свободные беседы с респондентами, в которых проводилось наблюдение за их речевым поведением в характеристике блогов с целью обнаружения перлокутивного эффекта. После этого анализировался характер комментариев в блогах и проводилось сравнение с данными анкет. Полученные данные сравнивались с результатами наблюдений над десятью известными блогерами, которых респонденты упомянули в анкетах.
В вопросах, адресованных респондентам, учитывалось отличие проблемно-тематических векторов, поднимаемых в разговорах часто, от вопросов, рассматриваемых редко или вообще не принимаемых во внимание. При подведении результатов исследования структура тем была организована по иерархическому принципу в соответствии с уровнем общей популярности отдельных вопросов. Полученная таким образом иерархия тем, затронутых в ходе бесед, не отличается от иерархии, сформированной селекцией ответов на вопросы анкеты. В беседах больше представлена социально-историческая тематика с довольно четким эмоциональным оттенком и доминированием интереса к темам, которые можно обозначить как «местная (для блога) сенсация». Например: А вот Алексей Исаев недавно открыл Федора Лисицына; Татьяна Черниговская предсказала, как разовьются нейросети в двадцатых годах (из интервью со студентами).
Затем были исследованы сами блоги. Выявлены закономерности речевого взаимодействия блогеров с аудиторией, используемые блогерами риторические приемы и перлокутивный эффект их воздействия на аудиторию в виде комментариев в блогах.
Анализ материала
Результаты анкетирования респондентов представлены в таблице. Вопросы относительно интереса, проявляемого респондентами к видеоблогам, позволили определить тематику просматриваемых видеоблогов, популярность каналов и блогеров, типологию поднимаемых в блогах тем.
Следует подчеркнуть, что зрительская аудитория блогов подходит к их восприятию прежде всего как к источнику информационных сообщений о различных ключевых событиях и проблемах по интересующей тематике. Блоги читают 96 % респондентов, причем 64 % из них регулярно. При оценке каналов, освещающих исторические и лингвокультурологические события, реципиенты проявили заинтересованность следующей проблематикой:
— история Древнего мира;
— история Первой мировой войны и революционных событий в России;
— история Второй мировой войны;
— история событий рубежа 1980–1990‑х годов в СССР и мире;
— история возникновения языков мира; — этимология языка;
— связь языка и мышления.
Отметим, что изученные тенденции позволили отделить постоянный интерес от случайного. Это различие является важным фактором, так как определяет пределы актуальных и потенциальных возможностей блога в пределах определенной тематики. Кроме того, постоянная заинтересованность представляет собой существенный показатель общественного значения вопросов, затрагиваемых в публикациях этого жанра.
Предпочтение отдается публикациям, дающим знания о проблеме в целом, узкие же вопросы зрители предпочитают узнавать в рамках проводимых некоторыми блогерами стримов или в виде отдельно записанных ответов на присылаемые в комментариях вопросы.
Вопросы, касающиеся речевого воздействия блогов, позволили раскрыть механизм этого воздействия (таблица).
Приводимые по памяти примеры были не совсем точны, но содержали в себе элементы воздействующей речи, о которых мы расскажем далее, что уже на этапе изучения анкет позволило говорить о наличии обратной реакции на воздействие в виде повтора воздействующего компонента. Интересно, что группы опрошенных считают речь блогеров лишенной украшенности и максимально информативной (наибольшие показатели у самой молодой группы респондентов), но при этом выделяют средства выразительности в других графах анкет. Наличие характерных и запоминающихся для речевого портрета блогера слов и выражений показывает формирование у зрителей условных реакций на воздействующую речь и априорной оценки говорящего независимо от темы и содержания последующих выступлений.
Анкеты показали наличие воздействия речи блогеров на читателей и позволили выявить некоторые показатели, характеризующие это воздействие. Больший материал для интерпретации дали свободные интервью, где во время беседы респонденты характеризовали свое отношение к изучаемым блогам, подробно комментировали речь блогеров.
Изучение языкового материала комментариев к блогам проводилось в виде одномоментной сплошной выборки всех комментариев на дату просмотра. Общее число проанализированных комментариев составило 16 000 записей, из которых отобраны содержащие идентифицируемую реакцию на речь блогера. Таких комментариев оказалось 5122, или 32 % от общего числа. Комментарии содержали реакции оценивания речевого поведения блогеров, стиля и характера их высказываний, прямых повторов фрагментов речи.
Сравнение детерминированных единиц показывает совпадение реакций на выделенные типы приемов речевого воздействия блогеров у всех групп респондентов и существующую разницу в этих реакциях лишь в процентном соотношении по группам опрошенных, о чем подробно скажем ниже.
Таблица. Результаты анкетирования разных возрастных групп респондентов
Тип вопроса | Обучающиеся в возрасте 18–21 года | Респонденты с высшим специальным образованием в возрасте от 25 до 35 лет, % | Респонденты с высшим специальным образованием в возрасте от 36 до 50 лет, % |
Обращаете ли вы внимание на речь инересующего вас блогера? | Да — 54, нет — 46 | Да — 82, нет — 18 | Да — 64, нет — 36 |
Как вы можете ее охарактеризовать? | Эмоциональная (30), лаконичная (6), интересная (12), живая (32), энергичная (16), монотонная (4) | Эмоциональная (24), лаконичная (3), интересная (21), живая (30), энергичная (18), монотонная (4) | Эмоциональная (25), лаконичная (2), интересная (32), живая (4), энергичная (37), монотонная (0) |
Есть ли у блогера какиенибудь характерные выражения, слова, которые бы ассоциировались с ним? | Да* — 54, нет — 46 | Да — 57, нет — 43 | Да — 48, нет — 52 |
Что запомнилось вам из просмотренного ролика? (одного из предложенных к просмотру) | Привели примеры высказываний — 93, не привели примеры — 7 | Привели примеры высказываний — 89, не привели примеры — 11 | Привели примеры высказываний — 97, не привели примеры — 3 |
Можете ли вы повторить наиболее запомнившиеся фрагмент? | Да — 77, нет — 23 | Да — 71, нет — 29 | Да — 82, нет — 18 |
Можно ли сказать, что речь блогер лишена украшенности, максимально однозначна и информативна? | Да — 57, нет — 43 | Да — 32, нет — 68 | Да — 7, нет — 93 |
Есть ли в речи блогера метафоры? | Да — 74, нет — 23 | Да — 71, нет — 29 | Да — 82, нет — 18 |
Есть ли в речи блогера слова со значением преувеличения? | Да — 74, нет — 23 | Да — 71, нет — 29 | Да — 82, нет — 18 |
Есть ли в речи блогера слова со значением преуменьшения? | Да — 74, нет — 23 | Да — 71, нет — 29 | Да — 82, нет — 18 |
* Здесь и далее при ответе «да» респонденты приводили примеры по памяти.
Результаты исследования
Полученные в результате анализа анкет данные свидетельствуют о следующих механизмах речевого воздействия блогеров.
Универсальными средствами воздействия остаются предикативные конструкции с глаголами долженствования, категорического утверждения или с глаголами в повелительном наклонении:
Фон Бок обязан был поступить так (А. Исаев)13; …для меня Хейердал — фрик (А. Соколов)14.
С ними сближаются конструкции с интенцией категорического утверждения, формально выраженные сослагательным наклонением:
Если бы Паулюс отдал приказ прорывать — все могло бы закончиться иначе! (А. Исаев)15.
Неглагольные конструкции с модальными словами утверждения обязательно, конкретно, конечно, непременно, безусловно:
Безусловно, это безусловно успех Рокоссовского (А. Исаев)16.
Самый распространенный прием — использование юмора с целью построения эмоциональной коммуникации с пользователями блога. В ряде случаев весь блог может состоять из юмористических высказываний, сближаясь с эстрадными жанрами, при формальной историко-культурной повестке. Например, обсуждение историко-культурных недостатков сериала «Ликвидация» в блоге Д. Ю. Пучкова представляет собою многочасовой квазидиалог, в котором Д. Ю Пучков и К. А. Жуков высмеивают сериал буквально по каждой минуте сюжетного времени картины.
Блогерами используется звукоподражание, которое чаще эпатирует читателя (например, использование Д. Ю Пучковым и К. А. Жуковым хрюканья поросенка в качестве знака неодобрения обсуждаемой позиции оппонента) и в некоторых случаях иллюстрирует повествование.
Распространены в блогах мейоз и гипербола, причем в ряде случаев одновременно:
Страшнейший голод (А. Исаев)17.
Не менее широко используются апофазис, анадиплез, антифазис, гипифора, эвтрепизм:
Я уже неоднократно говорил, что, во-первых, ученые не придумывают факты… (А. Соколов)18.
Наблюдения показывают статистическую закономерность представления приемов в изученных блогах (рис. 1).

Наиболее популярным средством воздействия на получателя информации из блога оказываются глагольные конструкции, менее распространены приемы
классической риторики. Повышение количества воздействующих средств наблюдается в наиболее социально острых темах: революция в России, Первая и Вторая мировые войны, распад Советского Союза. Здесь мы видим со стороны автора не только стремление убедить в своей правоте зрителя, но и личностные переживания, связанные с восприятием данных тем в обществе и лично отправителем сообщения. Меньшее количество воздействующих приемов используется при освещении истории Древнего мира и вопросов языкознания, более нейтральных в стилистико-эмотивном отношении.
Интересно, что по итогам пересказов, приведенных в анкетах респондентами, а также свободных бесед среди наиболее молодых авторов были отмечены повторы воздействующих конструкций, которые высказывались интересующими их блогерами. Например, в блоге Д. Ю. Пучкова одной из «визитных карточек» автора является фраза Во-первых, как всегда!, подчеркивающая идею постоянства качества и актуальности контента блога и предшествующая целеполаганию дальнейшего сообщения. Эту фразу дословно повторяют 4 % респондентов из числа постоянных зрителей блога в письменной части анкеты и 65 % респондентов в устном интервью.
Она же повторяется комментаторами в текстах-ответах к блогу Д. Ю. Пучкова.
Данный факт говорит о том, что эта конструкция стала частью ассоциативного речевого портрета блогера и воздействует на аудиторию как актуализатор качественной (позитивной) оценки блога независимо от дальнейшей тематики сообщения.
Полные или частичные повторы воздействующих элементов мы видим в реакциях на сообщения А. В. Исаева, А. Б. Соколова, М. Э. Морозова и др. На рис. 2 показаны результаты реакций воспринимающей аудитории на воздействие в блогах.

Процентное соотношение реакций, демонстрирующих эффективность влияния речи блогеров на воспринимающую аудиторию, в разновозрастных группах различается. Это можно наблюдать на диаграмме, представленной на рис. 3.

Младшие по возрасту группы проявляют бóльшую склонность повторять за лидером воздействующие речевые сигналы по сравнении со старшими возрастными группами, для которых характерно высказывать собственное суждение по поднятым вопросам и в меньшей степени оценивать личность собеседника, чем для более молодых получателей сообщений блогов.
Реакция комментаторов в блогах, которые не могут быть однозначно дифференцированы по возрасту, полу, уровню образования и другим критериям, говорит о средневозрастной группе комментаторов (преобладающий возраст до 35 лет). Такой вывод сделан из анализа десяти блогов, в темах которых набирается в среднем по 500 комментариев. Их анализ, результаты которого представлены на рис. 2, позволяет предположить, что склонность к полным и частичным повторам воздействующих сигналов свойственна подросткам и молодым людям до 21 года (4 % полных и 9 % частичных повторов по результатам сплошной выборки). Тяготение к заочной дискуссии демонстрирует более старшая и, видимо, более просвещенная часть аудитории — 11 % собственных ответов на риторические вопросы. Категорические оценки речевого поведения авторов пропорционально делятся между всеми возрастными группами, среди которых, скорее всего, доминируют комментаторы младшей возрастной группы.
Выводы
Обобщить итоги проведенного исследования можно следующим образом.
Блогосфера — новое речевое пространство, которое предлагает читателям/зрителям видеоблогов текстовый (устный или письменный) продукт, имеющий признаки нематериальной ценности и воздействующий на сознание воспринимающей стороны. Каждый автор блогов выступает в них оратором, организующим внимание аудитории и подчиняющим его целям наиболее эффективного воздействия на слушателя. Перлокутивный эффект воздействия определяет как популярность блогера в пользовательской среде Интернет, так и зависимость читательских оценок от риторических умений и навыков блогера. В речевом воздействии блогеров на аудиторию можно выделить три стратегии: традиционное риторическое воздействие, выраженное в использовании известных риторических приемов; коммуникативно-социальную — формирование образа «лидера мнений»; ментальную — формирование стереотипного речевого портрета в сознании воспринимающей стороны.
Все эти стороны возможно выявить экспериментальным путем, наблюдая за речевым поведением и реакциями получателей сообщений блогов.
Изучение реакций специально созданных групп получателей сообщений выявило наличие положительной связи между воздействующими инструментами осознанного речевого поведения блогеров и реакциями воспринимающей стороны. Выявлено наличие оценочных суждений о речевом поведении блогеров, повторы речевых воздействующих моделей и склонность к дискуссии у большинства зрителей блогов. При этом более молодые зрители склонны проявлять заметно выраженную эмоциональную реакцию на воздействие блогера, чем старшие по возрасту.
Среди воздействующих механизмов речи блогеров приоритетное место занимают императивные речевые сигналы, связанные с предикативными конструкциями. Тем не менее в каждом из блогов выявлено использование всей палитры риторических средств. Степень намеренности или интуитивности использования этих приемов в данном исследовании не изучалось и представляет собою перспективу для дальнейших исследований.
С уверенностью можно говорить о существовании объективной преемственности на уровне риторического воздействия блогов с такими жанрами, как проповедь, политический манифест, и другими речевыми механизмами управления социумом средствами публичных выступлений. Наличие объективно доказываемой положительной обратной связи и тенденции следовать за блогером в социоментальном пространстве речи говорит о возможности широких манипуляций общественным мнением со стороны блогосферы.
1 Электронный ресурс https://www.youtube.com/channel/UCWnNKC1wrH_NXAXc5bhbFnA/ videos?sort=p&shelf_id=2 (дата последнего обращения: 04.05.2020. В 2023 г. канал заблокирован администрацией YouTube). ↑
2 Электронный ресурс https://www.youtube.com/channel/UCgGquprM-QtQbIixXvfpovw. ↑
3 Электронный ресурс https://www.youtube.com/channel/UCmeHX75iiqezgdKgYfrFKSA. ↑
4 Электронный ресурс https://www.youtube.com/channel/UCmNDf2w5wy9m61bq7IqmWZg. ↑
5 Электронный ресурс https://rutube.ru/plst/141961/. ↑
6 Электронный ресурс https://www.youtube.com/c/Arzamaschannel/playlists. ↑
7 Электронный ресурс https://www.youtube.com/c/postnauka/featured. ↑
8 Электронный ресурс https://www.youtube.com/c/ФилологвсеяРуси/featured. ↑
9 Электронный ресурс https://www.youtube.com/channel/UCSRuVT_oxnVFXpouzKYXo4g. ↑
10 Электронный ресурс https://www.youtube.com/@videoberesta. ↑
11 Электронный ресурс https://www.youtube.com/@EpicHistoryRu. ↑
12 Электронный ресурс https://pedsovet.org/. ↑
13 Алексей Исаев о контрнаступлении Красной Армии под Москвой в декабре 1941 — январе 1942 года. TacticMedia. 18.12.2018. Электронный ресурс https://www.youtube.com/ watch?v=7O2SXa5IUNY. ↑
14 Неандертальцы и пандемия. Тур Хейердал прав? Мумия амазонки — Новости. Антропогенез.ру. 05.04.2023. Электронный ресурс https://www.youtube.com/watch?v=P1KcHpRqWOA. ↑
15 Алексей Исаев о Сталинградской битве. TacticMedia. 19.12.2019. Электронный ресурс https://www.youtube.com/watch?v=zr_4J88sb50. ↑
16 Алексей Исаев. «Огненная дуга» Юрия Озерова. TacticMedia. 12.07.2022. Электронный ресурс https://www.youtube.com/watch?v=r4hMAl1zDVg. ↑
17 Алексей Исаев. На помощь голодающему Ленинграду. Подвиг 2‑й Ударной армии. TacticMedia. 31.05.2021. Электронный ресурс https://youtu.be/q4R8hHf0ch0?feature=shared. ↑
18 Анатомия РЕН-ТВ: самая шокирующая бредятина. Антропогенез.ру. 24.06.2017. Электронный ресурс https://www.youtube.com/watch?v=2Nk2LWsysTw. ↑
Абросимова, Е. Е. (2018). Портрет современного ребенка-видеоблогера. Общество: социология, психология, педагогика, 2, 30–33.
Амиров, В. М. (2019). Военная журналистика и блоги: новое поле презентации. Знак: проблемное поле медиаобразования, 2 (32), 176–180.
Арутюнова, Н. Д. (1999). Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры.
Бахтин, М. М. (1979). Проблема речевых жанров. М.: Художественная литература.
Близняк, Р. З., Герасимов, И. А., Хлыбов, А. С. (2018). Блогинг как технология социальной и политической коммуникации в регионе (на материалах Краснодарского края). Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 3, 85–101.
Бутакова, Л. О. (2018). Методологические проблемы комплексных исследований социально- коммуникативных характеристик определенной возрастной группы. Этнопсихолингвистика, 1, 228–246.
Бушев, А. Б. (2009). Особенности коммуникации в блогосфере. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, 2, 9–14.
Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. (1999). Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: Феникс.
Вежбицкая, А. (1999). Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры.
Гарифуллин, В. З. (2017). Функционирование блогов в системе национальных СМИ Республики Татарстан. Знак: проблемное поле медиаобразования, 2 (24), 46–49.
Гарифуллин, В. З., Закиров, Л. Р. (2018). Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 4, 872–881.
Гуторова, Н. А. (2019). Взаимодействие расследовательской и научной журналистики при создании медиатекстов. Вестник СПбГУ. Язык и литература, 1, 66–74.
Давлетшина, С. Р. (2017). Перспективы развития традиционных СМИ в условиях конкуренции с социальными медиа. Актуальные вопросы современной филологии и журналистики, 2 (25), 80–86.
Данилина, М. В., Дейнекин, Т. В. (2014). Инструментарий интернет-маркетинга и его значение в современной экономике. Вестник евразийской науки, 6 (25), 1–9.
Дементьева, К. В. (2017). Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи. Журналистский ежегодник, 6, 9–12.
Йылмаз, М. (2018а). «Привет, Машенька»: особенности использования обращений в женской речи в блогосфере. Мир науки, культуры, образования, 1 (68), 402–407.
Йылмаз, М. (2018b). Экспрессивно-оценочная лексика в женской речи в русской блогосфере (на фоне турецкой блогосферы). Филологические науки. Вопросы теории и практики, 4-2 (82), 363–367.
Каирова, И. А., Кошман, М. В. (2018). Социоинтегративный потенциал геобрендинга в видеоблогосфере. Научная мысль Кавказа, 1 (93), 79–86.
Карасик, В. И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена.
Караулов, Ю. Н. (2004). Русский язык и языковая личность. М.: Либроком.
Квятковский, К. О., Русакова, О. Ф. (2011). Основные методологические подходы к исследованиям дискурса политической блогосферы. Социум и власть, 3, 70–74.
Киселева, А. (2019). Оценка воздействия социальных медиа на политические и социокультурные взгляды молодежи в условиях глобальной трансформации общества (на примере видеоблогинга). Векторы благополучия: экономика и социум, 1 (32), 26–36.
Ковалева, И. В., Чубатюк, Е. (2019). Развитие интернет-маркетинга в продвижении товаров на рынке: теоретический аспект. Экономика и бизнес: теория и практика, 7, 63–68.
Красных, В. В. (2003). «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис.
Курышева, О. В. (2015). Социально-возрастные нормы: конструирование феномена. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 1 (13), 3–5.
Лазуткина, Е. В. (2016). Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы Рунета. Вестник НГУ. Серия: История, филология, 6, 51–59.
Лазуткина, Е. В. (2017). Основные формы манипуляции информацией в социальных медиа Рунета. Знак: проблемное поле медиаобразования, 2 (24), 221–224.
Лебедева, Е. Г. (2021). Интервью в отечественной блогосфере. Медиальманах, 3 (104), 73–80.
Лущиков, В. А., Терских, М. В. (2018). Видеоблогинг как инструмент социальной коммуникации.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки, 13, 47–56.
Маслова, В. А. (2010). Лингвокультурология. М.: Академия.
Матвеева, Г. Г. (2023). Основы прагмалингвистики. Ростов н/Д: Дон. гос. техн. ун-т.
Медведева, Е. В. (2021). Специфика аудитории видеоблога и ее влияние на процесс ретиальной коммуникации. Медиалингвистика, 8 (3), 261–272.
Муратова, Е. А. (2019). Сущность контекстной рекламы в цифровой экономике. Московский экономический журнал, 9, 52.
Мустафина, Н. Р. (2014). Рекламное пространство региональной блогосферы. Огарёв-Online, 17 (31), 1–7.
Паниковская, М. А. (2016). Специфика трэвел-журналистики в блогосфере. Медиасреда, 11, 85–91.
Привалова, И. В. (2020). Деиндивидуализация сообщений в блогосфере. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 1, 25–35.
Русакова, О. Ф., Максимов, Д. А. (2007). Дискурс политического бренда. Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки, 24 (96), 85–89.
Силкин, В. В., Акопян, П. Р. (2020). Феномен и специфика блога как социокульторного явления. StudNet, 10, 95.
Сипко, Е. С. (2016). Популярность влогов в информационном пространстве России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки, 4, 22–28.
Соловьев, А. И. (2017). Массмедиа и блоги, традиционная и гражданская журналистика: взаимодействие и дополнение друг друга. Синергия, 5, 59–70.
Соломатин, Д. Д., Соловьев, В. А. (2019). Блогинг как катализатор журналистики в медиасистеме России. Вестник науки и образования, 14-1 (68), 72–78.
Соломатин, Д. Д. (2019). Блогинг как подвид традиционной журналистики в России. Инновационная наука, 7–8, 72–78.
Степанов, Ю. С. (2021). В трехмерном пространстве языка. М.: Ленанд.
Толкачев, Е. А. (2021). К вопросу о профессиональной этике блогосферы. Вестник магистратуры, 4-3 (115), 35–36.
Хазагеров, Г. Г., Лобанов, И. Б. (2004). Риторика. Ростов н/Д: Феникс.
Хут, Л. Р. (2014). Историческая блогосфера Рунета. ЛиТ. Исторический альманах, 5, 173–188.
Шестерина, А. М. (2022). Приемы актуализации метапрограмм в научно-популярном секторе видеоблогинга. Медиалингвистика, 9 (4), 404–413.
Блогеры или СМИ: кому доверяют больше? Анкетолог. 15.06.2020. Электронный ресурс https://iom.anketolog.ru/2020/06/15/blogery.
Чёрный, В. (2023). Социальные сети в России: цифры и тренды, весна 2023. Brand Analytics. 14.06.2023. Электронный ресурс https://brandanalytics.ru/blog/social-media-russia-spring-2023/.
Abrosimova, E. E. (2018). Portrait of a modern child video blogger. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 2, 30–33. (In Russian)
Amirov, V. M. (2019). Military journalism and blogs: a new field of presentation. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia, 2 (32), 176–180. (In Russian)
Arutiunova, N. D. (1999). Language and the human world. Мoscow: Iazyki russkoi kul’tury Publ. (In Russian)
Bakhtin, M. M. (1979). The problem of speech genres. Мoscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)
Blizniak, R. Z., Gerasimov, I. A., Khlybov, A. S. (2018). Blogging as a technology of social and political communication in the region (on the materials of the Krasnodar region). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12. Politicheskie nauki, 3, 85–101. (In Russian)
Butakova, L. O. (2018). Methodological problems of complex studies of socio-communicative characteristics of a certain age group. Etnopsikholingvistika, 1, 228–246. (In Russian)
Bushev, A. B. (2009). Features of communication in the blogosphere. Vestnik KGPU imeni V. P. Astaf’eva, 2, 9–14. (In Russian)
Davletshina, S. R. (2017). Prospects for the development of traditional media in the context of competition with social media. Aktual’nye voprosy sovremennoi filologii i zhurnalistiki, 2 (25), 80–86. (In Russian)
Danilina, M. V., Deinekin, T. V. (2014). Internet marketing tools and its importance in the modern economy. Vestnik evraziiskoi nauki, 6 (25), 1–9. (In Russian)
Dement’eva, K. V. (2017). Internet media platforms as a way of expressing the public opinion of young people. Zhurnalistskii ezhegodnik, 6, 9–12. (In Russian)
Iylmaz, M. (2018a). “Hello, Mashenka”: Peculiarities of using appeals in female speech in the blogosphere. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniia, 1 (68), 402–407. (In Russian)
Iylmaz, M. (2018b). Expressive-evaluative vocabulary in women’s speech in the Russian blogosphere (against the background of the Turkish blogosphere). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 4-2 (82), 363–367. (In Russian)
Garifullin, V. Z. (2017). Functioning of blogs in the system of national mass media of the Republic of Tatarstan. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia, 2 (24), 46–49. (In Russian)
Garifullin, V. Z., Zakirov, L. R. (2018). The role of the blogosphere in the development of the national Internet space. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki, 4, 872–881. (In Russian)
Gutorova, N. A. (2019). Interaction between investigative and scientific journalism in the creation of media texts. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 1, 66–74. (In Russian)
Kairova, I. A., Koshman, M. V. (2018). Socio-integrative potential of geobranding in the video blogosphere. Nauchnaia mysl’ Kavkaza, 1 (93), 79–86. (In Russian)
Karasik, V. I. (2002). Language circle: Personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena Publ. (In Russian)
Karaulov, Iu. N. (2004). Russian language and linguistic personality. Мoscow: Librokom Publ. (In Russian)
Kviatkovskii, K. O., Rusakova, O. F. (2011). Main methodological approaches to research of political blogosphere discourse. Sotsium i vlast’, 3, 70–74. (In Russian)
Kiseleva, A. (2019). Assessment of the impact of social media on the political and socio-cultural views of youth in the context of the global transformation of society (based on the example of video blogging). Vektory blagopoluchiia: ekonomika i sotsium, 1 (32), 26–36. (In Russian)
Kovaleva, I. V., Chubatiuk, E. (2019). Development of Internet marketing in the promotion of goods on the market: theoretical aspect. Ekonomika i biznes: teoriia i praktika, 7, 63–68. (In Russian)
Krasnykh, V. V. (2003). A “friend” among “strangers”: myth or reality? Мoscow: Gnozis Publ. (In Russian)
Kurysheva, O. V. (2015) Socio-age norms: constructing the phenomenon. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Akmeologiia obrazovaniia. Psikhologiia razvitiia, 1 (13), 3–5. (In Russian)
Khazagerov, G. G., Lobanov, I. B. (2004). Rhetoric. Rostov-on-Don: Feniks Publ. (In Russian)
Khut, L. R. (2014). Historical blogosphere of the Russian Internet. LiT. Istoricheskii al’manakh, 5, 173–188. (In Russian)
Lazutkina, E. V. (2016). Opinion leaders in the information space of the Runet blogosphere. Vestnik NGU. Seriia: Istoriia, filologiia, 6, 51–59. (In Russian)
Lazutkina, E. V. (2017). The main forms of information manipulation in Runet social media. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia, 2 (24), 221–224. (In Russian)
Lebedeva, E. G. (2021). Interview in the domestic blogosphere. Medial’manakh, 3 (104), 73–80. (In Russian)
Lushchikov, V. A., Terskikh, M. V. (2018). Video blogging as a tool of social communication. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Obshchestvennye nauki, 13, 47–56. (In Russian)
Maslova, V. A. (2010). Linguoculturology: textbook. Мoscow: Akademiia Publ. (In Russian)
Matveeva, G. G. (2023). Fundamentals of pragmalinguistics. Rostov-on-Don: Donskoi gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet Publ. (In Russian)
Medvedeva E. V. (2021) Specifics of video blog audience and its influence on the process of retial communication. Media Linguistics, 8 (3), 261–272. (In Russian)
Muratova, E. A. (2019). The essence of contextual advertising in the digital economy. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal, 9, 52. (In Russian)
Mustafina, N. R. (2014). Advertising space of the regional blogosphere. Ogarev-Online, 17 (31), 1–7. (In Russian)
Panikovskaia, M. A. (2016). Specifics of travel journalism in the blogosphere. Mediasreda, 11, 85–91. (In Russian)
Privalova, I. V. (2020). Deindividualization of blogosphere messages. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, iazykoznaniia, 1, 25–35. (In Russian)
Rusakova O. F., Maksimov, D. A. (2007). Political brand discourse. Vestnik IuUrGU. Seriia: Sotsial’no-gumanitarnye nauki, 24 (96), 85–89. (In Russian)
Silkin, V. V., Akopian, P. R. (2020). The phenomenon and specificity of the blog as a sociocultural phenomenon. StudNet, 10, 95. (In Russian)
Sipko, E. S. (2016) Popularity of vlogs in the information space of Russia. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 4, 22–28 (In Russian)
Solov’ev, A. I. (2017). Mass media and blogs, traditional and citizen journalism: Interacting and complementing each other. Sinergiia, 5, 59–70. (In Russian)
Solov’ev, V. A., Skoblikova, D. (2017). Features of the functioning of travel journalism in the Russian media sector. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 10 (783), 275–285. (In Russian)
Solomatin, D. D., Solov’ev, V. A. (2019). Blogging as a catalyst of journalism in the Russian media system. Vestnik nauki i obrazovaniia, 14-1 (68), 72–78. (In Russian)
Solomatin, D. D. (2019). Blogging as a subspecies of traditional journalism in Russia. Innovatsionnaia nauka, 7–8. (In Russian)
Stepanov, Iu. S. (2021). In the three-dimensional space of language. Мoscow: Lenand Publ. (In Russian)
Tolkachev, E. A. (2021). Towards a question of the professional ethics of the blogosphere. Vestnik magistratury, 4-3 (115), 35–36. (In Russian)
Shesterina A. M. (2022) Metaprogram actualization techniques in the popular science sector of video-blogging. Media Linguistics, 9 (4), 404–413. (In Russian)
Vvedenskaia, L. A., Pavlova, L. G. (1999). The culture and art of speech. Modern rhetoric. Rostov-on-Don: Feniks Publ. (In Russian)
Vezhbitskaia, A. (1999). Semantic universals and the description of languages. Мoscow: Iazyki russkoi kul’tury Publ. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 4 марта 2024 г.
рекомендована к печати 29 октября 2024 г.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2025
Received: March 4, 2024
Accepted: October 29, 2024