Воскресенье, 18 маяИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Лингвориторическое воздействие блога в контексте реакций воспринимающей аудитории

Постановка проблемы

Послед­ние 10–15 лет иссле­до­ва­те­ли гума­ни­тар­ных наук все более глу­бо­ко погру­жа­ют­ся в интер­нет-сре­ду для попу­ля­ри­за­ции идей и кон­текст­но­го обсуж­де­ния про­фес­си­о­наль­ных и соци­аль­но зна­чи­мых вопро­сов. Дис­кус­сия, кото­рая преж­де шла на стра­ни­цах печат­ных «тол­стя­ков» (в первую оче­редь лите­ра­тур­ных жур­на­лов), пере­шла в сеть Интер­нет. Веду­щее место сре­ди дис­кус­си­он­ных жан­ров зани­ма­ют бло­ги. Иссле­до­ва­ние линг­во­ри­то­ри­че­ских моде­лей воз­дей­ствия бло­га на вос­при­ни­ма­ю­щую ауди­то­рию с пози­ции осве­ще­ния исто­ри­че­ских и линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ских собы­тий поз­во­лит глуб­же понять меха­низ­мы вза­и­мо­дей­ствия в попу­ляр­ном сей­час жан­ре интернет-коммуникации.

Целью иссле­до­ва­ния было опре­де­ле­ние спо­со­бов линг­во­ри­то­ри­че­ско­го воз­дей­ствия бло­га как акту­аль­но­го жан­ра совре­мен­ных СМИ на поль­зо­ва­те­лей сети Интернет.

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось ком­плекс­ны­ми мето­да­ми, вклю­чав­ши­ми в себя:

  1. анке­ти­ро­ва­ние раз­лич­ных соци­аль­ных групп;
  2. поле­вые наблю­де­ния за ком­мен­та­ри­я­ми в бло­гах, выяв­ле­ние и ана­лиз реак­ций поль­зо­ва­те­лей на выска­зы­ва­ния блогеров;
  3. сво­бод­ную бесе­ду (интер­вью) по темам про­смот­рен­ных бло­гов с фик­са­ци­ей реак­ций раз­лич­ных пользователей.

История вопроса

Исто­рия появ­ле­ния бло­гов начи­на­ет­ся в 1994 г. Его созда­те­лем пер­во­го бло­га стал Йорн Бар­гер, назвав­ший свой пуб­лич­ный интер­нет-днев­ник Log. В 1997 г. появ­ля­ет­ся пер­вый сер­вис для веде­ния бло­гов — Pyra Labs. В 1999 г. был созда­ет­ся зна­ме­ни­тый и дей­ству­ю­щий и поныне сер­вис LiveJournal. Одна­ко насто­я­щая попу­ляр­ность при­шла к бло­гам толь­ко в нача­ле 2000‑х годов с раз­ви­ти­ем доступ­но­го и мас­со­во­го интер­не­та в мире.

В насто­я­щее вре­мя бло­ги — одна из самых попу­ляр­ных форм мас­сме­диа, кото­рая воз­дей­ству­ет на огром­ную ауди­то­рию, явля­ет­ся суще­ствен­ным эко­но­ми­че­ским сег­мен­том миро­во­го инфор­ма­ци­он­но­го рын­ка и пред­став­ля­ет осо­бый инте­рес для линг­ви­стов с пози­ции управ­ле­ния соци­у­мом сред­ства­ми воз­дей­ству­ю­щей речи.

В бло­го­сфе­ре рос­сий­ско­го сег­мен­та сети Интер­нет бло­ги с исто­ри­че­ской и линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ской тема­ти­кой зани­ма­ют одно из веду­щих мест по попу­ляр­но­сти и посе­ща­е­мо­сти. По дан­ным сай­та «Анке­то­лог» [Анке­то­лог 2020], 76 % людей хотя бы ино­гда чита­ют или смот­рят бло­ги, из них 86 % дела­ют это, что­бы полу­чить новую инфор­ма­цию, 65 % — что­бы научить­ся ново­му, 55 % — для раз­вле­че­ния, 50 % — для отды­ха, 48 % — что­бы узнать дру­гую точ­ку зре­ния. Поль­зо­ва­те­ли в 82 % пред­по­чи­та­ют смот­реть виде­об­ло­ги (из них 57 % смот­рят YouTube), 69 % нра­вит­ся читать бло­ги в тек­сто­вом фор­ма­те, 40 % любят фото­бло­ги, 24 % — мик­роб­ло­ги, 17 % слу­ша­ют под­ка­сты. Тема­ти­че­ские бло­ги, в том чис­ле исто­ри­че­ские и исто­ри­ко-куль­ту­ро­ло­ги­че­ские, поль­зу­ют­ся попу­ляр­но­стью почти у 31 % поль­зо­ва­те­лей. На 2023 г. 63 млн чело­век соста­ви­ли ауди­то­рию оте­че­ствен­ной бло­го­сфе­ры. Таким обра­зом, мы можем заклю­чить, что исто­ри­че­ские и линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ские бло­ги ока­за­ли линг­во­ри­то­ри­че­ское воз­дей­ствие в сред­нем на 19 530 000 чело­век. Это зна­чи­тель­ное чис­ло, кото­рое опре­де­ля­ет акту­аль­ность иссле­до­ва­ния меха­низ­мов фор­ми­ро­ва­ния мас­со­во­го созна­ния и соци­аль­но-ком­му­ни­ка­тив­но­го воз­дей­ствия на людей рече­вы­ми сред­ства­ми [Чёр­ный 2023].

Теоретическое обоснование проблемы

Воз­дей­ству­ю­щие меха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния пове­ден­че­ских реак­ций поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет изу­ча­ют­ся совре­мен­ны­ми уче­ны­ми с раз­ных позиций.

Базо­вые пред­став­ле­ния о вза­и­мо­свя­зи рито­ри­ки куль­ту­ры и исто­рии во вза­и­мо­дей­ствии обще­ства и инди­ви­да изло­же­ны в рабо­тах А. Веж­биц­кой [Веж­биц­кая 1999], В. И. Кара­си­ка [Кара­сик 2002], Ю. Н. Кара­у­ло­ва [Кара­у­лов 2004], В. В. Крас­ных [Крас­ных 2003], В. А. Мас­ло­вой [Мас­ло­ва 2010]. Рас­смот­ре­ние кон­крет­ных воз­дей­ству­ю­щих линг­во­ри­то­ри­че­ских при­е­мов с лек­си­ко-семан­ти­че­ских пози­ций полу­чи­ло отра­же­ние в рабо­тах М. М. Бах­ти­на [Бах­тин 1979], Л. А. Вве­ден­ской [Вве­ден­ская, Пав­ло­ва 1999], Г. Г. Хаза­ге­ро­ва [Хаза­ге­ров, Лоба­нов 2004] и др. В их тру­дах рас­смот­ре­ны вза­и­мо­свя­зи дис­кур­са, кон­тек­ста и лек­си­ко-семан­ти­че­ских моде­лей воз­дей­ствия гово­ря­ще­го. Вопро­сы праг­ма­линг­ви­сти­че­ско­го харак­те­ра обще­ния рас­смат­ри­ва­лись в тру­дах Н. Д. Арутю­но­вой [Арутю­но­ва 1999], Г. Г. Мат­ве­е­вой [Мат­ве­е­ва 2023], Ю. С. Сте­па­но­ва [Сте­па­нов 2021], где ука­зы­ва­лось, что реа­ли­за­ция интен­ций гово­ря­ще­го реа­ли­зу­ет­ся в виде ком­плек­са воз­дей­ству­ю­щих рече­вых еди­ниц раз­но­го уров­ня, кото­рые обу­слов­ли­ва­ют реак­цию получателя.

Тема­ти­че­ский харак­тер бло­гов опи­сан в пуб­ли­ка­ци­ях раз­лич­ных уче­ных. А. Б. Буше­вым [Бушев 2009] рас­смот­ре­ны осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции в бло­го­сфе­ре, под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность меж­дис­ци­пли­нар­но­го под­хо­да при осмыс­ле­нии соци­аль­ных и куль­тур­ных эффек­тов совре­мен­ных воз­дей­ству­ю­щих стра­те­гий мас­сме­диа. Эту же про­бле­му изу­ча­ли В. В. Сил­кин, П. Р. Ако­пян [Сил­кин, Ако­пян 2020], М. А. Пани­ков­ская [Пани­ков­ская 2016], В. М. Ами­ров [Ами­ров 2019]. Подроб­ный обзор тема­ти­че­ских осо­бен­но­стей исто­ри­ко-поли­ти­че­ских бло­гов оте­че­ствен­но­го сег­мен­та интер­не­та пред­став­лен в ста­тье Л. Р. Хут [Хут 2014], где отме­че­ны поляр­ность точек зре­ния авто­ров и ост­рая кон­фликт­ность ком­му­ни­ка­ции носи­те­лей поляр­ных взгля­дов на исто­ри­ко-поли­ти­че­ский дис­курс в сети Интер­нет. О. Ф. Руса­ко­ва и Д. А. Мак­си­мов [Руса­ко­ва, Мак­си­мов 2007] отме­ча­ют, что для бло­го­сфе­ры прин­ци­пи­аль­но важ­но уста­нов­ле­ние «режи­ма прав­ды», кото­рый дей­ству­ет в пре­де­лах дан­но­го рече­во­го дис­кур­са кон­крет­но­го бло­га и при­зна­ет­ся бло­ге­ром и его сто­рон­ни­ка­ми апри­ор­ным. Интер­вью как осо­бый жанр веде­ния бло­га подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся Е. Г. Лебе­де­вой [Лебе­де­ва 2021]. В ее иссле­до­ва­нии ука­зы­ва­ет­ся спе­ци­фич­ность направ­лен­но­сти рече­во­го воз­дей­ствия в фор­ме интернет-дневника.

Суще­ствен­ный опыт изу­че­ния бло­го­сфе­ры отме­тим в ста­тьях: [Шесте­ри­на 2022; Мед­ве­де­ва 2021].

Вопро­сы инди­ви­ду­аль­но­сти, ком­му­ни­ка­тив­но­сти, пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти, кото­рая фор­ми­ру­ет­ся в бло­го­сфе­ре меж­ду авто­ра­ми, чита­те­ля­ми и внут­ри автор­ско­го тек­ста, подроб­но изу­ча­лись И. В. При­ва­ло­вой [При­ва­ло­ва 2020], Мех­тап Йыл­маз [Йыл­маз 2018а; Йыл­маз 2018b], Е. А. Тол­ка­че­вым [Тол­ка­чев 2021], Е. В. Лазут­ки­ной [Лазут­ки­на 2016; Лазут­ки­на 2017], Н. А. Гуто­ро­вой [Гуто­ро­ва 2019].

Пер­спек­тив­ность и дол­го­вре­мен­ные тен­ден­ции раз­ви­тия бло­га как совре­мен­но­го сред­ства СМИ в воз­дей­ствии на созна­ние чело­ве­ка и фор­ми­ро­ва­нии его вку­со­вых, соци­аль­ных, куль­тур­ных и духов­ных пред­по­чте­ний отра­же­но в рабо­тах: [Соло­ма­тин, Соло­вьев 2019; Соло­ма­тин 2019; Соло­вьев 2017; Давлет­ши­на 2017; Близ­няк, Гера­си­мов, Хлы­бов 2018; Гари­фул­лин 2017; Гари­фул­лин, Заки­ров 2018; Демен­тье­ва 2017; Муста­фи­на 2014; Кисе­ле­ва 2019].

Осо­бен­но­сти рече­вой ком­му­ни­ка­ции в жан­ре виде­об­ло­га как наи­бо­лее совре­мен­но­го и вос­тре­бо­ван­но­го меха­низ­ма воз­дей­ствия на обще­ство изу­ча­ли В. А. Лущи­ков [Лущи­ков, Тер­ских 2018], И. А. Каи­ро­ва [Каи­ро­ва, Кош­ман 2018], Е. Е. Абро­си­мо­ва [Амбро­си­мо­ва 2018], отме­тив­шие все­воз­раст­ную направ­лен­ность это­го жан­ра, что име­ет осо­бое зна­че­ние для наше­го исследования.

Эко­но­ми­че­ский харак­тер бло­го­сфе­ры как гене­ра­то­ра нема­те­ри­аль­но­го про­дук­та, пло­ща­док рекла­мы, тре­кин­га и источ­ни­ка фор­ми­ро­ва­ния спро­са рас­смат­ри­ва­лись И. В. Кова­ле­вой [Кова­ле­ва, Чуба­тюк 2019], М. В. Дани­ли­ной [Дани­ли­на, Дей­не­кин 2014], Е. А. Мура­то­вой [Мура­то­ва 2019].

Иссле­до­ва­ние К. О. Квят­ков­ско­го и О. Ф. Руса­ко­вой [Квят­ков­ский, Руса­ко­ва 2011] рас­кры­ва­ет про­бле­му кон­фликт­но­сти с пози­ции посто­ян­но­го пере­рас­пре­де­ле­ния сфер ком­му­ни­ка­тив­ных прак­тик в бло­го­сфе­ре, и суть кон­фликт­но­сти они свя­зы­ва­ют с тем, что линг­ви­сти­че­ский харак­тер бло­го­сфе­ры есть порож­де­ние язы­ка вла­сти. Власть бло­ге­ра над ума­ми читателей/зрителей свя­зы­ва­ет­ся с тем, что бло­го­сфе­ра сама ста­но­вит­ся источ­ни­ком смыс­лов для дру­гих эле­мен­тов ком­му­ни­ка­ции, под­чи­няя, таким обра­зом, раз­ные сто­ро­ны бытия чело­ве­ка. Дан­ное иссле­до­ва­ние направ­ле­но на рас­смот­ре­ние меха­низ­мов воз­дей­ствия бло­ге­ров на читателей/зрителей и фор­ми­ро­ва­ния поля воз­дей­ству­ю­щих смыслов.

Описание методики исследования

Иссле­до­ва­ние носи­ло экс­пе­ри­мен­таль­ный харак­тер. Его нача­ло было поло­же­но в 2013 г. с рас­смот­ре­ния бло­га Д. Ю. Пуч­ко­ва1, где пуб­ли­ко­ва­лись видео­ро­ли­ки на исто­ри­че­ские и гума­ни­тар­ные темы. В 2021–2023 гг. под­го­тов­лен основ­ной текст насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния. Для изу­че­ния рече­во­го пове­де­ния были взя­ты попу­ляр­ные виде­об­ло­ги на сер­ви­се YouTube. Попу­ляр­ность виде­об­ло­гов опре­де­ля­лась по суще­ству­ю­щим мето­дам: коли­че­ство под­пис­чи­ков, реле­вант­ность запро­са поис­ко­ви­ков, нали­чие реко­мен­да­ций в соц­се­тях, на обра­зо­ва­тель­ных и науч­но-про­све­ти­тель­ских пор­та­лах (напри­мер, прин­ци­пы опре­де­ле­ния попу­ляр­но­сти бло­гов опи­са­ны в: [Сип­ко 2016]). В пере­чень рас­смот­рен­ных виде­об­ло­гов вошли:

TacticMedia2 — блог о собы­ти­ях исто­рии войн, вклю­чая вой­ны XVIII–XIX вв., Первую и Вто­рую миро­вые, локаль­ные кон­флик­ты ХХ в. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 26 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 50 000 про­смот­ров каждый.

Антропогенез.ру3 — про­све­ти­тель­ский блог об исто­рии Древ­не­го мира, фило­ло­гии, антро­по­ге­не­зе чело­ве­ка. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 57 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 50 000 про­смот­ров каждый.

Циф­ро­вая исто­рия4 — блог о собы­ти­ях Пер­вой миро­вой и Вто­рой миро­вой войн, рево­лю­ций и Граж­дан­ской вой­ны в Рос­сии, локаль­ных кон­флик­тах ХХ в. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 27 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 50 000 про­смот­ров каждый.

Блог Т. В. Чер­ни­гов­ской5 — блог по пси­хо­линг­ви­сти­ке извест­но­го пси­хо­ло­га и линг­ви­ста. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 15 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 50 000 про­смот­ров каждый.

Arzamas6 — блог фило­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 15 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 50 000 про­смот­ров каждый.

Пост­На­у­ка7 — блог есте­ствен­но-науч­ной и гума­ни­тар­ной направ­лен­но­сти. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 10 видео­ро­ли­ков о язы­ке и фило­ло­гии, набрав­ших по 10 000 про­смот­ров каждый.

Фило­лог Всея Руси8 — блог фило­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 11 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 10 000 про­смот­ров каждый.

Книж­ный чел9 — блог фило­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 10 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 10 000 про­смот­ров каждый.

Бере­ста10 — блог по исто­рии Древ­не­го мира и Сред­не­ве­ко­вья. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 11 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 10 000 про­смот­ров каждый.

Эпич­ная исто­рия11 — блог по раз­лич­ным собы­ти­ям миро­вой и рос­сий­ской исто­рии. Про­ана­ли­зи­ро­ва­но 10 видео­ро­ли­ков, набрав­ших по 10 000 про­смот­ров каждый.

Коли­че­ство исполь­зо­ван­ных для ана­ли­за бло­гов и видео­ро­ли­ков опре­де­ля­лось воз­мож­но­стью про­во­дить ста­ти­сти­че­ски досто­вер­ные наблю­де­ния (не менее 6 еди­ниц), их попу­ляр­но­стью (от 10 000 про­смот­ров) и лич­ным инте­ре­сом авто­ров к пред­ло­жен­но­му в роли­ках содер­жа­нию. Все­го око­ло 100 часов про­смот­ра. Все бло­ги попа­да­ют под кри­те­рии «попу­ляр­ный», посколь­ку име­ют боль­шое коли­че­ство под­пис­чи­ков, про­смот­ров, высо­кую реле­вант­ность запро­са в поис­ко­вых систе­мах «Яндекс», Google, на самом хостин­ге YuoTube, рекла­ми­ру­ют­ся в соц­се­тях и на сай­тах (напри­мер, на сай­те «Пед­со­вет»12).

Зри­те­ли изу­чен­ных бло­гов высту­па­ют в роли полу­ча­те­лей уст­ных сооб­ще­ний, допол­ня­е­мых визу­аль­ным рядом. Даль­ней­ший экс­пе­ри­мент вклю­чал в себя изу­че­ние речи бло­ге­ров, ком­мен­та­то­ров бло­гов (обрат­ная связь) и реак­ций в спе­ци­аль­но сфор­ми­ро­ван­ной ауди­то­рии сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей вузов Юга России.

Выбор ауди­то­рии для опро­са объ­яс­нял­ся воз­мож­но­стью авто­ров анке­ти­ро­вать груп­пу наи­бо­лее соци­аль­но актив­ных и обра­зо­ван­ных людей. Подроб­нее о каче­ствах воз­раст­ных групп, изу­ча­е­мых в социо­ло­гии и линг­ви­сти­ке, см., напри­мер: [Бута­ко­ва 2018; Куры­ше­ва 2015].

Для поле­во­го изу­че­ния бло­ге­ров про­ве­де­но анке­ти­ро­ва­ние 200 обу­ча­ю­щих­ся гума­ни­тар­ной и тех­ни­че­ской направ­лен­но­сти в воз­расте 18–21 года; 36 респон­ден­тов с выс­шим спе­ци­аль­ным обра­зо­ва­ни­ем в воз­расте от 25 до 35 лет; 25 респон­ден­тов с выс­шим спе­ци­аль­ным обра­зо­ва­ни­ем в воз­расте от 36 до 50 лет. Анке­ты вклю­ча­ли в себя не толь­ко отве­ты на вопро­сы о харак­те­ре пред­по­чте­ний, но и крат­кий пере­сказ содер­жа­тель­ной сто­ро­ны недав­но про­смот­рен­ных бло­гов. Затем были про­ве­де­ны сво­бод­ные бесе­ды с респон­ден­та­ми, в кото­рых про­во­ди­лось наблю­де­ние за их рече­вым пове­де­ни­ем в харак­те­ри­сти­ке бло­гов с целью обна­ру­же­ния пер­ло­ку­тив­но­го эффек­та. После это­го ана­ли­зи­ро­вал­ся харак­тер ком­мен­та­ри­ев в бло­гах и про­во­ди­лось срав­не­ние с дан­ны­ми анкет. Полу­чен­ные дан­ные срав­ни­ва­лись с резуль­та­та­ми наблю­де­ний над деся­тью извест­ны­ми бло­ге­ра­ми, кото­рых респон­ден­ты упо­мя­ну­ли в анкетах.

В вопро­сах, адре­со­ван­ных респон­ден­там, учи­ты­ва­лось отли­чие про­блем­но-тема­ти­че­ских век­то­ров, под­ни­ма­е­мых в раз­го­во­рах часто, от вопро­сов, рас­смат­ри­ва­е­мых ред­ко или вооб­ще не при­ни­ма­е­мых во вни­ма­ние. При под­ве­де­нии резуль­та­тов иссле­до­ва­ния струк­ту­ра тем была орга­ни­зо­ва­на по иерар­хи­че­ско­му прин­ци­пу в соот­вет­ствии с уров­нем общей попу­ляр­но­сти отдель­ных вопро­сов. Полу­чен­ная таким обра­зом иерар­хия тем, затро­ну­тых в ходе бесед, не отли­ча­ет­ся от иерар­хии, сфор­ми­ро­ван­ной селек­ци­ей отве­тов на вопро­сы анке­ты. В бесе­дах боль­ше пред­став­ле­на соци­аль­но-исто­ри­че­ская тема­ти­ка с доволь­но чет­ким эмо­ци­о­наль­ным оттен­ком и доми­ни­ро­ва­ни­ем инте­ре­са к темам, кото­рые мож­но обо­зна­чить как «мест­ная (для бло­га) сен­са­ция». Напри­мер: А вот Алек­сей Иса­ев недав­но открыл Федо­ра Лиси­цы­на; Татья­на Чер­ни­гов­ская пред­ска­за­ла, как разо­вьют­ся ней­ро­се­ти в два­дца­тых годах (из интер­вью со студентами).

Затем были иссле­до­ва­ны сами бло­ги. Выяв­ле­ны зако­но­мер­но­сти рече­во­го вза­и­мо­дей­ствия бло­ге­ров с ауди­то­ри­ей, исполь­зу­е­мые бло­ге­ра­ми рито­ри­че­ские при­е­мы и пер­ло­ку­тив­ный эффект их воз­дей­ствия на ауди­то­рию в виде ком­мен­та­ри­ев в блогах.

Анализ материала

Резуль­та­ты анке­ти­ро­ва­ния респон­ден­тов пред­став­ле­ны в таб­ли­це. Вопро­сы отно­си­тель­но инте­ре­са, про­яв­ля­е­мо­го респон­ден­та­ми к виде­об­ло­гам, поз­во­ли­ли опре­де­лить тема­ти­ку про­смат­ри­ва­е­мых виде­об­ло­гов, попу­ляр­ность кана­лов и бло­ге­ров, типо­ло­гию под­ни­ма­е­мых в бло­гах тем.

Сле­ду­ет под­черк­нуть, что зри­тель­ская ауди­то­рия бло­гов под­хо­дит к их вос­при­я­тию преж­де все­го как к источ­ни­ку инфор­ма­ци­он­ных сооб­ще­ний о раз­лич­ных клю­че­вых собы­ти­ях и про­бле­мах по инте­ре­су­ю­щей тема­ти­ке. Бло­ги чита­ют 96 % респон­ден­тов, при­чем 64 % из них регу­ляр­но. При оцен­ке кана­лов, осве­ща­ю­щих исто­ри­че­ские и линг­во­куль­ту­ро­ло­ги­че­ские собы­тия, реци­пи­ен­ты про­яви­ли заин­те­ре­со­ван­ность сле­ду­ю­щей проблематикой:

— исто­рия Древ­не­го мира;

— исто­рия Пер­вой миро­вой вой­ны и рево­лю­ци­он­ных собы­тий в России;

— исто­рия Вто­рой миро­вой войны;

— исто­рия собы­тий рубе­жа 1980–1990‑х годов в СССР и мире;

— исто­рия воз­ник­но­ве­ния язы­ков мира; — эти­мо­ло­гия языка;

— связь язы­ка и мышления.

Отме­тим, что изу­чен­ные тен­ден­ции поз­во­ли­ли отде­лить посто­ян­ный инте­рес от слу­чай­но­го. Это раз­ли­чие явля­ет­ся важ­ным фак­то­ром, так как опре­де­ля­ет пре­де­лы акту­аль­ных и потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей бло­га в пре­де­лах опре­де­лен­ной тема­ти­ки. Кро­ме того, посто­ян­ная заин­те­ре­со­ван­ность пред­став­ля­ет собой суще­ствен­ный пока­за­тель обще­ствен­но­го зна­че­ния вопро­сов, затра­ги­ва­е­мых в пуб­ли­ка­ци­ях это­го жанра.

Пред­по­чте­ние отда­ет­ся пуб­ли­ка­ци­ям, даю­щим зна­ния о про­бле­ме в целом, узкие же вопро­сы зри­те­ли пред­по­чи­та­ют узна­вать в рам­ках про­во­ди­мых неко­то­ры­ми бло­ге­ра­ми стри­мов или в виде отдель­но запи­сан­ных отве­тов на при­сы­ла­е­мые в ком­мен­та­ри­ях вопросы.

Вопро­сы, каса­ю­щи­е­ся рече­во­го воз­дей­ствия бло­гов, поз­во­ли­ли рас­крыть меха­низм это­го воз­дей­ствия (таб­ли­ца).

При­во­ди­мые по памя­ти при­ме­ры были не совсем точ­ны, но содер­жа­ли в себе эле­мен­ты воз­дей­ству­ю­щей речи, о кото­рых мы рас­ска­жем далее, что уже на эта­пе изу­че­ния анкет поз­во­ли­ло гово­рить о нали­чии обрат­ной реак­ции на воз­дей­ствие в виде повто­ра воз­дей­ству­ю­ще­го ком­по­нен­та. Инте­рес­но, что груп­пы опро­шен­ных счи­та­ют речь бло­ге­ров лишен­ной укра­шен­но­сти и мак­си­маль­но инфор­ма­тив­ной (наи­боль­шие пока­за­те­ли у самой моло­дой груп­пы респон­ден­тов), но при этом выде­ля­ют сред­ства выра­зи­тель­но­сти в дру­гих гра­фах анкет. Нали­чие харак­тер­ных и запо­ми­на­ю­щих­ся для рече­во­го порт­ре­та бло­ге­ра слов и выра­же­ний пока­зы­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние у зри­те­лей услов­ных реак­ций на воз­дей­ству­ю­щую речь и апри­ор­ной оцен­ки гово­ря­ще­го неза­ви­си­мо от темы и содер­жа­ния после­ду­ю­щих выступлений.

Анке­ты пока­за­ли нали­чие воз­дей­ствия речи бло­ге­ров на чита­те­лей и поз­во­ли­ли выявить неко­то­рые пока­за­те­ли, харак­те­ри­зу­ю­щие это воз­дей­ствие. Боль­ший мате­ри­ал для интер­пре­та­ции дали сво­бод­ные интер­вью, где во вре­мя бесе­ды респон­ден­ты харак­те­ри­зо­ва­ли свое отно­ше­ние к изу­ча­е­мым бло­гам, подроб­но ком­мен­ти­ро­ва­ли речь блогеров.

Изу­че­ние язы­ко­во­го мате­ри­а­ла ком­мен­та­ри­ев к бло­гам про­во­ди­лось в виде одно­мо­мент­ной сплош­ной выбор­ки всех ком­мен­та­ри­ев на дату про­смот­ра. Общее чис­ло про­ана­ли­зи­ро­ван­ных ком­мен­та­ри­ев соста­ви­ло 16 000 запи­сей, из кото­рых ото­бра­ны содер­жа­щие иден­ти­фи­ци­ру­е­мую реак­цию на речь бло­ге­ра. Таких ком­мен­та­ри­ев ока­за­лось 5122, или 32 % от обще­го чис­ла. Ком­мен­та­рии содер­жа­ли реак­ции оце­ни­ва­ния рече­во­го пове­де­ния бло­ге­ров, сти­ля и харак­те­ра их выска­зы­ва­ний, пря­мых повто­ров фраг­мен­тов речи.

Срав­не­ние детер­ми­ни­ро­ван­ных еди­ниц пока­зы­ва­ет сов­па­де­ние реак­ций на выде­лен­ные типы при­е­мов рече­во­го воз­дей­ствия бло­ге­ров у всех групп респон­ден­тов и суще­ству­ю­щую раз­ни­цу в этих реак­ци­ях лишь в про­цент­ном соот­но­ше­нии по груп­пам опро­шен­ных, о чем подроб­но ска­жем ниже.

Таб­ли­ца. Резуль­та­ты анке­ти­ро­ва­ния раз­ных воз­раст­ных групп респондентов

Тип вопро­саОбу­ча­ю­щи­е­ся в воз­расте 18–21 годаРеспон­ден­ты с выс­шим спе­ци­аль­ным обра­зо­ва­ни­ем в воз­расте от 25 до 35 лет, % Респон­ден­ты с выс­шим спе­ци­аль­ным обра­зо­ва­ни­ем в воз­расте от 36 до 50 лет, %
Обра­ща­е­те ли вы вни­ма­ние на речь ине­ре­су­ю­ще­го вас блогера?Да — 54,
нет — 46
Да — 82,
нет — 18
Да — 64,
нет — 36
Как вы може­те ее охарактеризовать?Эмо­ци­о­наль­ная (30), лако­нич­ная (6), инте­рес­ная (12), живая (32), энер­гич­ная (16), моно­тон­ная (4)Эмо­ци­о­наль­ная (24), лако­нич­ная (3), инте­рес­ная (21), живая (30), энер­гич­ная (18), моно­тон­ная (4)Эмо­ци­о­наль­ная (25), лако­нич­ная (2), инте­рес­ная (32), живая (4), энер­гич­ная (37), моно­тон­ная (0)
Есть ли у бло­ге­ра каки­е­ни­будь харак­тер­ные выра­же­ния, сло­ва, кото­рые бы ассо­ци­и­ро­ва­лись с ним?Да* — 54,
нет — 46
Да — 57,
нет — 43
Да — 48,
нет — 52
Что запом­ни­лось вам из про­смот­рен­но­го роли­ка? (одно­го из пред­ло­жен­ных к просмотру)При­ве­ли при­ме­ры выска­зы­ва­ний — 93, не при­ве­ли при­ме­ры — 7

При­ве­ли при­ме­ры выска­зы­ва­ний — 89,

не при­ве­ли при­ме­ры — 11

При­ве­ли при­ме­ры выска­зы­ва­ний — 97, не при­ве­ли при­ме­ры — 3
Може­те ли вы повто­рить наи­бо­лее запом­нив­ши­е­ся фрагмент?Да — 77,
нет — 23
Да — 71,
нет — 29
Да — 82,
нет — 18
Мож­но ли ска­зать, что речь бло­гер лише­на укра­шен­но­сти, мак­си­маль­но одно­знач­на и информативна?Да — 57,
нет — 43
Да — 32,
нет — 68
Да — 7,
нет — 93
Есть ли в речи бло­ге­ра метафоры?Да — 74,
нет — 23
Да — 71,
нет — 29
Да — 82,
нет — 18
Есть ли в речи бло­ге­ра сло­ва со зна­че­ни­ем преувеличения?Да — 74,
нет — 23
Да — 71,
нет — 29
Да — 82,
нет — 18
Есть ли в речи бло­ге­ра сло­ва со зна­че­ни­ем преуменьшения?Да — 74,
нет — 23
Да — 71,
нет — 29
Да — 82,
нет — 18

* Здесь и далее при отве­те «да» респон­ден­ты при­во­ди­ли при­ме­ры по памяти.

Результаты исследования

Полу­чен­ные в резуль­та­те ана­ли­за анкет дан­ные сви­де­тель­ству­ют о сле­ду­ю­щих меха­низ­мах рече­во­го воз­дей­ствия блогеров.

Уни­вер­саль­ны­ми сред­ства­ми воз­дей­ствия оста­ют­ся пре­ди­ка­тив­ные кон­струк­ции с гла­го­ла­ми дол­жен­ство­ва­ния, кате­го­ри­че­ско­го утвер­жде­ния или с гла­го­ла­ми в пове­ли­тель­ном наклонении:

Фон Бок обя­зан был посту­пить так (А. Иса­ев)13; …для меня Хей­ер­дал — фрик (А. Соко­лов)14.

С ними сбли­жа­ют­ся кон­струк­ции с интен­ци­ей кате­го­ри­че­ско­го утвер­жде­ния, фор­маль­но выра­жен­ные сосла­га­тель­ным наклонением:

Если бы Пау­люс отдал при­каз про­ры­вать — все мог­ло бы закон­чить­ся ина­че! (А. Иса­ев)15.

Негла­голь­ные кон­струк­ции с модаль­ны­ми сло­ва­ми утвер­жде­ния обя­за­тель­но, кон­крет­но, конеч­но, непре­мен­но, без­услов­но:

Без­услов­но, это без­услов­но успех Рокос­сов­ско­го (А. Иса­ев)16.

Самый рас­про­стра­нен­ный при­ем — исполь­зо­ва­ние юмо­ра с целью постро­е­ния эмо­ци­о­наль­ной ком­му­ни­ка­ции с поль­зо­ва­те­ля­ми бло­га. В ряде слу­ча­ев весь блог может состо­ять из юмо­ри­сти­че­ских выска­зы­ва­ний, сбли­жа­ясь с эст­рад­ны­ми жан­ра­ми, при фор­маль­ной исто­ри­ко-куль­тур­ной повест­ке. Напри­мер, обсуж­де­ние исто­ри­ко-куль­тур­ных недо­стат­ков сери­а­ла «Лик­ви­да­ция» в бло­ге Д. Ю. Пуч­ко­ва пред­став­ля­ет собою мно­го­ча­со­вой ква­зи­диа­лог, в кото­ром Д. Ю Пуч­ков и К. А. Жуков высме­и­ва­ют сери­ал бук­валь­но по каж­дой мину­те сюжет­но­го вре­ме­ни картины.

Бло­ге­ра­ми исполь­зу­ет­ся зву­ко­под­ра­жа­ние, кото­рое чаще эпа­ти­ру­ет чита­те­ля (напри­мер, исполь­зо­ва­ние Д. Ю Пуч­ко­вым и К. А. Жуко­вым хрю­ка­нья поро­сен­ка в каче­стве зна­ка неодоб­ре­ния обсуж­да­е­мой пози­ции оппо­нен­та) и в неко­то­рых слу­ча­ях иллю­стри­ру­ет повествование.

Рас­про­стра­не­ны в бло­гах мей­оз и гипер­бо­ла, при­чем в ряде слу­ча­ев одновременно:

Страш­ней­ший голод (А. Иса­ев)17.

Не менее широ­ко исполь­зу­ют­ся апо­фа­зис, ана­ди­плез, анти­фа­зис, гипи­фо­ра, эвтрепизм:

Я уже неод­но­крат­но гово­рил, что, во-пер­вых, уче­ные не при­ду­мы­ва­ют фак­ты… (А. Соко­лов)18.

Наблю­де­ния пока­зы­ва­ют ста­ти­сти­че­скую зако­но­мер­ность пред­став­ле­ния при­е­мов в изу­чен­ных бло­гах (рис. 1).

Рис. 1. Ста­ти­сти­че­ская зако­но­мер­ность пред­став­ле­ния рито­ри­че­ских при­е­мов воз­дей­ствия в бло­гах, в % (от 100 % каж­до­го исполь­зо­ван­но­го при­е­ма в тема­ти­ке блога)

 

Наи­бо­лее попу­ляр­ным сред­ством воз­дей­ствия на полу­ча­те­ля инфор­ма­ции из бло­га ока­зы­ва­ют­ся гла­голь­ные кон­струк­ции, менее рас­про­стра­не­ны приемы

клас­си­че­ской рито­ри­ки. Повы­ше­ние коли­че­ства воз­дей­ству­ю­щих средств наблю­да­ет­ся в наи­бо­лее соци­аль­но ост­рых темах: рево­лю­ция в Рос­сии, Пер­вая и Вто­рая миро­вые вой­ны, рас­пад Совет­ско­го Сою­за. Здесь мы видим со сто­ро­ны авто­ра не толь­ко стрем­ле­ние убе­дить в сво­ей право­те зри­те­ля, но и лич­ност­ные пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные с вос­при­я­ти­ем дан­ных тем в обще­стве и лич­но отпра­ви­те­лем сооб­ще­ния. Мень­шее коли­че­ство воз­дей­ству­ю­щих при­е­мов исполь­зу­ет­ся при осве­ще­нии исто­рии Древ­не­го мира и вопро­сов язы­ко­зна­ния, более ней­траль­ных в сти­ли­сти­ко-эмо­тив­ном отношении.

Инте­рес­но, что по ито­гам пере­ска­зов, при­ве­ден­ных в анке­тах респон­ден­та­ми, а так­же сво­бод­ных бесед сре­ди наи­бо­лее моло­дых авто­ров были отме­че­ны повто­ры воз­дей­ству­ю­щих кон­струк­ций, кото­рые выска­зы­ва­лись инте­ре­су­ю­щи­ми их бло­ге­ра­ми. Напри­мер, в бло­ге Д. Ю. Пуч­ко­ва одной из «визит­ных кар­то­чек» авто­ра явля­ет­ся фра­за Во-пер­вых, как все­гда!, под­чер­ки­ва­ю­щая идею посто­ян­ства каче­ства и акту­аль­но­сти кон­тен­та бло­га и пред­ше­ству­ю­щая целе­по­ла­га­нию даль­ней­ше­го сооб­ще­ния. Эту фра­зу дослов­но повто­ря­ют 4 % респон­ден­тов из чис­ла посто­ян­ных зри­те­лей бло­га в пись­мен­ной части анке­ты и 65 % респон­ден­тов в уст­ном интервью.

Она же повто­ря­ет­ся ком­мен­та­то­ра­ми в текстах-отве­тах к бло­гу Д. Ю. Пучкова.

Дан­ный факт гово­рит о том, что эта кон­струк­ция ста­ла частью ассо­ци­а­тив­но­го рече­во­го порт­ре­та бло­ге­ра и воз­дей­ству­ет на ауди­то­рию как акту­а­ли­за­тор каче­ствен­ной (пози­тив­ной) оцен­ки бло­га неза­ви­си­мо от даль­ней­шей тема­ти­ки сообщения.

Пол­ные или частич­ные повто­ры воз­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов мы видим в реак­ци­ях на сооб­ще­ния А. В. Иса­е­ва, А. Б. Соко­ло­ва, М. Э. Моро­зо­ва и др. На рис. 2 пока­за­ны резуль­та­ты реак­ций вос­при­ни­ма­ю­щей ауди­то­рии на воз­дей­ствие в блогах.

Рис. 2. Реак­ции на рече­вое воз­дей­ствие в бло­гах, в % (от 100 % каж­до­го исполь­зо­ван­но­го при­е­ма в тема­ти­ке блога)

 

Про­цент­ное соот­но­ше­ние реак­ций, демон­стри­ру­ю­щих эффек­тив­ность вли­я­ния речи бло­ге­ров на вос­при­ни­ма­ю­щую ауди­то­рию, в раз­но­воз­раст­ных груп­пах раз­ли­ча­ет­ся. Это мож­но наблю­дать на диа­грам­ме, пред­став­лен­ной на рис. 3.

Рис. 3. Реак­ции на рече­вое воз­дей­ствие в бло­гах, в % (от 100 % в каж­дой воз­раст­ной группе)

 

Млад­шие по воз­рас­ту груп­пы про­яв­ля­ют бóль­шую склон­ность повто­рять за лиде­ром воз­дей­ству­ю­щие рече­вые сиг­на­лы по срав­не­нии со стар­ши­ми воз­раст­ны­ми груп­па­ми, для кото­рых харак­тер­но выска­зы­вать соб­ствен­ное суж­де­ние по под­ня­тым вопро­сам и в мень­шей сте­пе­ни оце­ни­вать лич­ность собе­сед­ни­ка, чем для более моло­дых полу­ча­те­лей сооб­ще­ний блогов.

Реак­ция ком­мен­та­то­ров в бло­гах, кото­рые не могут быть одно­знач­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по воз­рас­ту, полу, уров­ню обра­зо­ва­ния и дру­гим кри­те­ри­ям, гово­рит о сред­не­воз­раст­ной груп­пе ком­мен­та­то­ров (пре­об­ла­да­ю­щий воз­раст до 35 лет). Такой вывод сде­лан из ана­ли­за деся­ти бло­гов, в темах кото­рых наби­ра­ет­ся в сред­нем по 500 ком­мен­та­ри­ев. Их ана­лиз, резуль­та­ты кото­ро­го пред­став­ле­ны на рис. 2, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что склон­ность к пол­ным и частич­ным повто­рам воз­дей­ству­ю­щих сиг­на­лов свой­ствен­на под­рост­кам и моло­дым людям до 21 года (4 % пол­ных и 9 % частич­ных повто­ров по резуль­та­там сплош­ной выбор­ки). Тяго­те­ние к заоч­ной дис­кус­сии демон­стри­ру­ет более стар­шая и, види­мо, более про­све­щен­ная часть ауди­то­рии — 11 % соб­ствен­ных отве­тов на рито­ри­че­ские вопро­сы. Кате­го­ри­че­ские оцен­ки рече­во­го пове­де­ния авто­ров про­пор­ци­о­наль­но делят­ся меж­ду все­ми воз­раст­ны­ми груп­па­ми, сре­ди кото­рых, ско­рее все­го, доми­ни­ру­ют ком­мен­та­то­ры млад­шей воз­раст­ной группы.

Выводы

Обоб­щить ито­ги про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния мож­но сле­ду­ю­щим образом.

Бло­го­сфе­ра — новое рече­вое про­стран­ство, кото­рое пред­ла­га­ет читателям/зрителям виде­об­ло­гов тек­сто­вый (уст­ный или пись­мен­ный) про­дукт, име­ю­щий при­зна­ки нема­те­ри­аль­ной цен­но­сти и воз­дей­ству­ю­щий на созна­ние вос­при­ни­ма­ю­щей сто­ро­ны. Каж­дый автор бло­гов высту­па­ет в них ора­то­ром, орга­ни­зу­ю­щим вни­ма­ние ауди­то­рии и под­чи­ня­ю­щим его целям наи­бо­лее эффек­тив­но­го воз­дей­ствия на слу­ша­те­ля. Пер­ло­ку­тив­ный эффект воз­дей­ствия опре­де­ля­ет как попу­ляр­ность бло­ге­ра в поль­зо­ва­тель­ской сре­де Интер­нет, так и зави­си­мость чита­тель­ских оце­нок от рито­ри­че­ских уме­ний и навы­ков бло­ге­ра. В рече­вом воз­дей­ствии бло­ге­ров на ауди­то­рию мож­но выде­лить три стра­те­гии: тра­ди­ци­он­ное рито­ри­че­ское воз­дей­ствие, выра­жен­ное в исполь­зо­ва­нии извест­ных рито­ри­че­ских при­е­мов; ком­му­ни­ка­тив­но-соци­аль­ную — фор­ми­ро­ва­ние обра­за «лиде­ра мне­ний»; мен­таль­ную — фор­ми­ро­ва­ние сте­рео­тип­но­го рече­во­го порт­ре­та в созна­нии вос­при­ни­ма­ю­щей стороны.

Все эти сто­ро­ны воз­мож­но выявить экс­пе­ри­мен­таль­ным путем, наблю­дая за рече­вым пове­де­ни­ем и реак­ци­я­ми полу­ча­те­лей сооб­ще­ний блогов.

Изу­че­ние реак­ций спе­ци­аль­но создан­ных групп полу­ча­те­лей сооб­ще­ний выяви­ло нали­чие поло­жи­тель­ной свя­зи меж­ду воз­дей­ству­ю­щи­ми инстру­мен­та­ми осо­знан­но­го рече­во­го пове­де­ния бло­ге­ров и реак­ци­я­ми вос­при­ни­ма­ю­щей сто­ро­ны. Выяв­ле­но нали­чие оце­ноч­ных суж­де­ний о рече­вом пове­де­нии бло­ге­ров, повто­ры рече­вых воз­дей­ству­ю­щих моде­лей и склон­ность к дис­кус­сии у боль­шин­ства зри­те­лей бло­гов. При этом более моло­дые зри­те­ли склон­ны про­яв­лять замет­но выра­жен­ную эмо­ци­о­наль­ную реак­цию на воз­дей­ствие бло­ге­ра, чем стар­шие по возрасту.

Сре­ди воз­дей­ству­ю­щих меха­низ­мов речи бло­ге­ров при­о­ри­тет­ное место зани­ма­ют импе­ра­тив­ные рече­вые сиг­на­лы, свя­зан­ные с пре­ди­ка­тив­ны­ми кон­струк­ци­я­ми. Тем не менее в каж­дом из бло­гов выяв­ле­но исполь­зо­ва­ние всей палит­ры рито­ри­че­ских средств. Сте­пень наме­рен­но­сти или инту­и­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния этих при­е­мов в дан­ном иссле­до­ва­нии не изу­ча­лось и пред­став­ля­ет собою пер­спек­ти­ву для даль­ней­ших исследований.

С уве­рен­но­стью мож­но гово­рить о суще­ство­ва­нии объ­ек­тив­ной пре­ем­ствен­но­сти на уровне рито­ри­че­ско­го воз­дей­ствия бло­гов с таки­ми жан­ра­ми, как про­по­ведь, поли­ти­че­ский мани­фест, и дру­ги­ми рече­вы­ми меха­низ­ма­ми управ­ле­ния соци­у­мом сред­ства­ми пуб­лич­ных выступ­ле­ний. Нали­чие объ­ек­тив­но дока­зы­ва­е­мой поло­жи­тель­ной обрат­ной свя­зи и тен­ден­ции сле­до­вать за бло­ге­ром в социо­мен­таль­ном про­стран­стве речи гово­рит о воз­мож­но­сти широ­ких мани­пу­ля­ций обще­ствен­ным мне­ни­ем со сто­ро­ны блогосферы.

1 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​h​a​n​n​e​l​/​U​C​W​n​N​K​C​1​w​r​H​_​N​X​A​X​c​5​b​h​b​F​nA/ videos?sort=p&shelf_id=2 (дата послед­не­го обра­ще­ния: 04.05.2020. В 2023 г. канал забло­ки­ро­ван адми­ни­стра­ци­ей YouTube).

2 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​h​a​n​n​e​l​/​U​C​g​G​q​u​p​r​M​-​Q​t​Q​b​I​i​x​X​v​f​p​ovw.

3 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​h​a​n​n​e​l​/​U​C​m​e​H​X​7​5​i​i​q​e​z​g​d​K​g​Y​f​r​F​KSA.

4 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​h​a​n​n​e​l​/​U​C​m​N​D​f​2​w​5​w​y​9​m​6​1​b​q​7​I​q​m​WZg.

5 Элек­трон­ный ресурс https://​rutube​.ru/​p​l​s​t​/​1​4​1​9​61/.

6 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​/​A​r​z​a​m​a​s​c​h​a​n​n​e​l​/​p​l​a​y​l​i​sts.

7 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​/​p​o​s​t​n​a​u​k​a​/​f​e​a​t​u​red.

8 Элек­трон­ный ресурс https://www.youtube.com/c/ФилологвсеяРуси/featured.

9 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​c​h​a​n​n​e​l​/​U​C​S​R​u​V​T​_​o​x​n​V​F​X​p​o​u​z​K​Y​X​o4g.

10 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​@​v​i​d​e​o​b​e​r​e​sta.

11 Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​@​E​p​i​c​H​i​s​t​o​r​yRu.

12 Элек­трон­ный ресурс https://​pedsovet​.org/.

13 Алек­сей Иса­ев о контр­на­ступ­ле­нии Крас­ной Армии под Моск­вой в декаб­ре 1941 — янва­ре 1942 года. TacticMedia. 18.12.2018. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/ watch?v=7O2SXa5IUNY.

14 Неан­дер­таль­цы и пан­де­мия. Тур Хей­ер­дал прав? Мумия ама­зон­ки — Ново­сти. Антропогенез.ру. 05.04.2023. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​w​a​t​c​h​?​v​=​P​1​K​c​H​p​R​q​WOA.

15 Алек­сей Иса­ев о Ста­лин­град­ской бит­ве. TacticMedia. 19.12.2019. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​w​a​t​c​h​?​v​=​z​r​_​4​J​8​8​s​b50.

16 Алек­сей Иса­ев. «Огнен­ная дуга» Юрия Озе­ро­ва. TacticMedia. 12.07.2022. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​w​a​t​c​h​?​v​=​r​4​h​M​A​l​1​z​DVg.

17 Алек­сей Иса­ев. На помощь голо­да­ю­ще­му Ленин­гра­ду. Подвиг 2‑й Удар­ной армии. TacticMedia. 31.05.2021. Элек­трон­ный ресурс https://​youtu​.be/​q​4​R​8​h​H​f​0​c​h​0​?​f​e​a​t​u​r​e​=​s​h​a​red.

18 Ана­то­мия РЕН-ТВ: самая шоки­ру­ю­щая бре­дя­ти­на. Антропогенез.ру. 24.06.2017. Элек­трон­ный ресурс https://​www​.youtube​.com/​w​a​t​c​h​?​v​=​2​N​k​2​L​W​s​y​sTw.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 4 мар­та 2024 г.
реко­мен­до­ва­на к печа­ти 29 октяб­ря 2024 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2025

Received: March 4, 2024
Accepted: October 29, 2024