Пятница, 13 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

Конструирование образа СССР в традиционных печатных медиа (на примере «Аргументов и фактов»): опыт статистического и качественного анализа коммуникационных стратегий

Иссле­до­ва­ние выпол­не­но за счет гран­та Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да № 22–18-00153 «Образ СССР в исто­ри­че­ской памя­ти: иссле­до­ва­ние медиастра­те­гий вос­про­из­вод­ства пред­став­ле­ний о про­шлом в Рос­сии и зару­беж­ных странах».

The research was funded by the Russian Science Foundation grant no. 22–18-00153 “The Image of the USSR in Historical Memory: A Study of Media Strategies for Reproducing Representations of the Past in Russia and Foreign Countries”.

Постановка проблемы

В рос­сий­ском обще­стве сего­дня про­дол­жа­ет суще­ство­вать запрос на осмыс­ле­ние совет­ско­го про­шло­го. Игно­ри­ро­ва­ние фак­та суще­ство­ва­ния СССР и совет­ско­го опы­та в совре­мен­ной Рос­сии невоз­мож­но. В науч­ном дис­кур­се осо­бен­но широ­ко пред­став­ле­но изу­че­ние филь­мов, репре­зен­ти­ру­ю­щих исто­рию СССР и осо­бен­но­сти повсе­днев­ной жиз­ни совет­ско­го чело­ве­ка [Липо­вец­кий, Михай­ло­ва 2021; Васи­лье­ва 2018; Шуб 2020; Белов 2020]. Замет­ны так­же иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ные кон­стру­и­ро­ва­нию зна­ний о «совет­ском» на попу­ляр­ных интер­нет-пло­щад­ках [Целы­ков­ский и др. 2023; Зуба­но­ва 2020].

Раз­го­вор о «совет­ском» с мас­со­вой ауди­то­ри­ей ведет и тра­ди­ци­он­ная печат­ная прес­са, кото­рая (хотя и при­сут­ству­ет в интер­нет-про­стран­стве) ори­ен­ти­ру­ет­ся на ауди­то­рию, сфор­ми­ро­ван­ную до наступ­ле­ния циф­ро­вой эпо­хи. «Отсыл­ки к про­шло­му исполь­зу­ют­ся для фор­ми­ро­ва­ния исто­ри­че­ской пер­спек­ти­вы и кон­тек­сту­а­ли­за­ции теку­щих ново­стей» [Broer, Trümper 2021].

Ста­тьи о совет­ской исто­рии в СМИ кон­стру­и­ру­ют поло­жи­тель­ный или отри­ца­тель­ный образ СССР в мас­со­вом созна­нии, что может под­дер­жи­вать или кри­ти­ко­вать идею пре­ем­ствен­но­сти меж­ду совре­мен­ны­ми рос­си­я­на­ми, Рос­си­ей, с одной сто­ро­ны, и совет­ски­ми людь­ми, циви­ли­за­ци­ей, госу­дар­ством — с дру­гой. В насто­я­щее вре­мя СССР при­об­рел каче­ства зна­чи­мо­го «дру­го­го» и для моло­дых рос­си­ян, родив­ших­ся в пост­со­вет­ский пери­од, и для поко­ле­ний, что обла­да­ют опы­том совет­ской жизни.

Раз­де­ляя пози­ции кон­струк­ти­виз­ма, сфор­му­ли­ру­ем тезис о серьез­ном (хотя и не вполне отре­флек­си­ро­ван­ном) вли­я­нии медиа на соци­аль­ную память о совет­ском про­шлом, акту­а­ли­зи­руя тем самым иссле­до­ва­тель­скую зада­чу по изу­че­нию ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий, реа­ли­зу­е­мых СМИ.

Изу­че­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий — это область меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний. Обра­ще­ние к тео­ри­ям и мето­дам линг­ви­сти­ки поз­во­ля­ет уче­ным ана­ли­зи­ро­вать широ­кий спектр соци­аль­но-гума­ни­тар­ных про­блем. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии будут про­ана­ли­зи­ро­ва­ны на мате­ри­а­ле обще­рос­сий­ской газе­ты «Аргу­мен­ты и факты».

История вопроса

Обще­при­ня­той клас­си­фи­ка­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий в науч­ном дис­кур­се не суще­ству­ет. Напри­мер, социо­лог М. В. Симо­но­ва счи­та­ет, что ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­ги­ей явля­ют­ся иден­ти­фи­ка­ция полу­ча­те­ля инфор­ма­ции с опре­де­лен­ной соци­аль­ной общ­но­стью и кон­стру­и­ро­ва­ние нега­тив­ных пред­став­ле­ний о пред­ста­ви­те­лях дру­гих соци­аль­ных общ­но­стей [Симо­но­ва 2021].

В насто­я­щем иссле­до­ва­нии ком­му­ни­ка­ци­он­ную стра­те­гию пред­ла­га­ет­ся пони­мать как спо­соб созда­ния у потре­би­те­ля инфор­ма­ции шаб­лон­ных или сте­рео­тип­ных пред­став­ле­ний о соци­аль­ном мире. СМИ выпол­ня­ют функ­цию «рас­кол­до­ва­ния» и «раци­о­на­ли­за­ции» (выра­жа­ясь по М. Вебе­ру) окру­жа­ю­ще­го мира, пред­ла­гая спо­со­бы пони­ма­ния и фор­ми­руя взгляд чита­те­ля на фено­ме­ны для него незна­ко­мые, новые, зага­доч­ные и име­ю­щие потен­ци­ал нару­шить при­выч­ный поря­док вещей. Иссле­до­ва­те­ли, учи­ты­вая выше­при­ве­ден­ную мис­сию СМИ, часто обра­ща­ют­ся к обра­зу мигран­тов [Фаде­ев 2015; Яки­мо­ва 2020] и (осо­бен­но) новых поли­ти­ков [Боб­ро­ва 2020], при­вно­ся­щих в соци­аль­ную реаль­ность эле­мен­ты хао­са и непредсказуемости.

В дис­кур­сив­ных иссле­до­ва­ни­ях на бри­тан­ском мате­ри­а­ле утвер­жда­ет­ся, что нега­тив­ный медиа­об­раз умень­ша­ет шан­сы мигран­та на успеш­ную соци­аль­но-поли­ти­че­скую адап­та­цию [Бала­ки­на, Галоч­кин 2020]. Мусуль­ман­ское сооб­ще­ство и ислам­ская рели­гия так­же ока­зы­ва­ют­ся пред­став­ле­ны ско­рее в кри­ти­че­ском клю­че на стра­ни­цах евро­пей­ской прес­сы [Ahmed, Matthes 2017; Bleich et al. 2015], что под­твер­жда­ет нали­чие у СМИ функ­ции кон­стру­и­ро­ва­ния гра­ниц меж­ду соци­аль­ны­ми груп­па­ми через под­чер­ки­ва­ние оппо­зи­ции «свой — чужой».

Ана­лиз ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий неглас­но пред­по­ла­га­ет опре­де­ле­ние целей субъ­ек­та, всту­па­ю­ще­го в ком­му­ни­ка­цию [Shamne, Pavlova 2017]. Раз­де­ляя тезис М. А. Вос­кре­сен­ской о важ­но­сти исто­ри­че­ско­го кон­тен­та в СМИ, мы будем учи­ты­вать три аспек­та: про­шлое — это «исток совре­мен­но­сти и ключ к пони­ма­нию ее про­блем»; про­шлое — «откро­вен­но модер­ни­зи­ру­ет­ся, т. е. кри­ти­ку­ет­ся с пози­ций сего­дняш­них взгля­дов на жизнь»; про­шлое созда­ет­ся как рыноч­ный про­дукт и долж­но быть обле­че­но в раз­вле­ка­тель­ную обо­лоч­ку [Вос­кре­сен­ская 2022; Kitch 2018].

Ана­лиз ком­му­ни­ка­ци­он­ной стра­те­гии, с точ­ки зре­ния фило­ло­га Е. Б. Пав­ло­вой, воз­мо­жен через опре­де­ле­ние кон­цеп­ту­аль­но-тема­ти­че­ско­го пла­на рече­во­го дей­ствия [Пав­ло­ва 2019]. Тема­ти­че­ский репер­ту­ар, напри­мер, прес­сы, кон­стру­и­ру­ю­щий пред­став­ле­ния о соци­аль­ной реаль­но­сти, может быть выяв­лен через частот­ный ана­лиз упо­треб­ля­ю­щей­ся в ней лексики.

Опре­де­ле­ние каче­ствен­ных и ста­ти­сти­че­ских харак­те­ри­стик ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий кон­стру­и­ро­ва­ния обра­за СССР явля­ет­ся до сих пор нере­шен­ной иссле­до­ва­тель­ской про­бле­мой. В насто­я­щем иссле­до­ва­нии будут апро­би­ро­ва­ны мате­ма­ти­че­ские алго­рит­мы рабо­ты с мате­ри­а­лом, опуб­ли­ко­ван­ном в «Аргу­мен­тах и фактах».

Новиз­на насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в при­вле­че­нии ста­ти­сти­че­ско­го мето­да при изу­че­нии ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий тра­ди­ци­он­ных СМИ («АиФ»). Сле­ду­ет под­черк­нуть, что в насто­я­щем иссле­до­ва­нии эмпи­ри­че­ский мате­ри­ал был полу­чен путем машин­но­го сбо­ра дан­ных с онлайн-вер­сии газе­ты «Аргу­мен­ты и фак­ты». Одна­ко мар­ке­тин­го­вые стра­те­гии «АиФ», опре­де­ля­ю­щие уро­вень про­даж, а так­же редак­ци­он­ную поли­ти­ку (а зна­чит, и пара­диг­му под­бо­ра и осве­ще­ния событий/тем), ори­ен­ти­ру­ют­ся ско­рее на ауди­то­рию, пред­по­чи­та­ю­щую полу­чать инфор­ма­цию с бумаж­ных носи­те­лей. Сле­до­ва­тель­но, в опти­ке насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния ока­зы­ва­ют­ся ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии, направ­лен­ные на потре­би­те­лей нециф­ро­вой информации.

Описание методики исследования

Газе­та «Аргу­мен­ты и фак­ты» вхо­дит в чис­ло наи­бо­лее попу­ляр­ных обще­ствен­но-поли­ти­че­ских печат­ных изда­ний в Рос­сии, зани­мая 8‑е место в рей­тин­ге «Медиа­ло­гии» (по резуль­та­там 2022 г.). Ауди­то­рия одно­го (бумаж­но­го) номе­ра «Аргу­мен­тов и фак­тов», по дан­ным ана­ли­ти­че­ской ком­па­нии «Mediascope», дости­га­ет 3,8 млн чел., вдвое пре­вы­шая, напри­мер, пока­за­те­ли «Ком­со­моль­ской прав­ды», а сред­няя посе­ща­е­мость сай­та AiF. ru состав­ля­ет око­ло 30 млн поль­зо­ва­те­лей в месяц. «Аргу­мен­ты и фак­ты» вне­се­ны в Кни­гу рекор­дов Гин­не­са за самый боль­шой тираж в миро­вой исто­рии. В мае 1990 г. было напе­ча­та­но свы­ше 33 млн экзем­пля­ров. Газе­та име­ет наи­боль­шее коли­че­ство меж­ду­на­род­ных и реги­о­наль­ных редак­ций сре­ди рос­сий­ских изда­ний. Газе­та, осно­ван­ная в 1978 г., сфор­ми­ро­ва­ла вокруг себя зна­чи­тель­ную груп­пу чита­те­лей, кото­рые в век раз­ви­тия циф­ро­вых тех­но­ло­гий про­дол­жа­ют оформ­лять офлайн-подписку.

Таким обра­зом, иссле­до­ва­ние ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий выше­на­зван­но­го печат­но­го изда­ния поз­во­ля­ет опре­де­лить совре­мен­ные ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии, направ­лен­ные на так назы­ва­е­мое «ана­ло­го­вое поко­ле­ние» [Сум­ская, Сверд­лов 2019] потре­би­те­лей инфор­ма­ции, дове­ря­ю­щее тра­ди­ци­он­ным медиа.

«Аргу­мен­ты и фак­ты» обла­да­ют извест­но­стью и при­вле­ка­тель­но­стью и в науч­ном мире, часто предо­став­ляя эмпи­ри­че­ский мате­ри­ал для иссле­до­ва­ния таких акту­аль­ных и раз­но­об­раз­ных тем, как образ Китая [Сяоц­зю­ань 2017], язык враж­ды [Кула­ги­на 2022] или эсте­ти­че­ский потен­ци­ал инфо­гра­фи­ки [Сима­ко­ва 2020]. Выхо­дят ста­тьи, харак­те­ри­зу­ю­щие чита­тель­скую ауди­то­рию «Аргу­мен­тов и фак­тов» [Нови­ков 2021].

Насто­я­щее иссле­до­ва­ние осно­ва­но на при­ме­не­нии ста­ти­сти­че­ских мето­дов поис­ка и пар­син­га инфор­ма­ции, отбо­ра доку­мен­тов, при­ме­не­нии мето­дов Text Mining. Исход­ные дан­ные — архив ста­тей еже­не­дель­ной газе­ты «Аргу­мен­ты и фак­ты»1, вклю­ча­ю­щий пуб­ли­ка­ции с 1992 по 2022 г. при пери­о­дич­но­сти газе­ты в 52 (54) выпус­ка в год. Пред­ва­ри­тель­ная обра­бот­ка тек­ста вклю­ча­ла сле­ду­ю­щие опе­ра­ции: при­ве­де­ние реги­стра (все бук­вы при­во­дят­ся к строч­ным), уда­ле­ние зна­ков пре­пи­на­ния и цифр, при­ве­де­ние каж­до­го сло­ва к нор­маль­ной фор­ме (лема­ти­зия или стем­минг), уда­ле­ние стоп-слов (часто встре­ча­ю­щи­е­ся сло­ва — сою­зы, пред­ло­ги, ввод­ные слова).

В каче­стве кри­те­рия отбо­ра ста­тей исполь­зо­ва­лось нали­чие в их тек­сте одно­го из слов (тер­ми­нов ана­ли­за): СССР или совет­ский, а так­же биграмм совет­ский союз, союз совет­ский, совет­ское госу­дар­ство, совет­ская власть, совет­ское вре­мя. Ото­бра­но было более 12 тыс. ста­тей, из них в 9 тыс. встре­чал­ся тер­мин СССР, почти в 7 тыс. — тер­мин совет­ский, что в целом соста­ви­ло око­ло 17 % от обще­го чис­ла ста­тей в «АиФ» (с 1992 по 2022 г.).

Фор­мат «АиФ» менял­ся во вре­ме­ни, в 2008–2009 гг. уве­ли­чи­лось чис­ло полос в газе­те, что при­ве­ло к росту коли­че­ства ста­тей и слов и, соот­вет­ствен­но, чис­ла изу­ча­е­мых терминов.

На сле­ду­ю­щем эта­пе исполь­зо­вал­ся алго­ритм тема­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния, а имен­но метод машин­но­го обу­че­ния, кото­рый поз­во­ля­ет обна­ру­жи­вать шаб­ло­ны слов и фраз, встре­ча­ю­щи­е­ся чаще все­го и тем самым луч­ше харак­те­ри­зу­ю­щие кор­пус, и авто­ма­ти­че­ски груп­пи­ро­вать доку­мен­ты, в кото­рых при­сут­ству­ют близ­кие по смыс­лу термины.

Область тема­ти­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся очень быст­ро, и в лите­ра­ту­ре, и в паке­тах про­грамм мож­но встре­тить более трех десят­ков раз­лич­ных мето­дик, кото­рые пред­на­зна­че­ны для реше­ния задач тако­го типа (Latent Dirichlet Allocation, Latent Semantic Analysis, Probabilistic Latent Semantic Analysis, Nonnegative Matrix Factorization, LDA2vec, BERTopic и др.). После тести­ро­ва­ния несколь­ких из них наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми были при­зна­ны резуль­та­ты, полу­чен­ные с помо­щью мето­ди­ки BERTopic, кото­рая и при­ме­ня­лась дальше.

BERT — Bidirectional Encoder Representations from Transformer Topic отно­сит­ся к типу Toping Modeling и пред­став­ля­ет собой пакет про­грамм, ком­пью­тер­ную биб­лио­те­ку, кото­рая актив­но исполь­зу­ет ней­ро­се­те­вые тех­но­ло­гии на эта­пе пере­во­да тек­сто­вой инфор­ма­ции в чис­ло­вую [Grootendorst 2022]. Основ­ные эта­пы мето­ди­ки: век­то­ри­за­ция тек­ста, кла­сте­ри­за­ция доку­мен­тов, опи­са­ние тем, мак­си­ми­за­ция пре­дель­ной реле­вант­но­сти. По пред­ва­ри­тель­но­му, очень объ­ем­но­му мас­си­ву доку­мен­тов настра­и­ва­ет­ся так назы­ва­е­мая язы­ко­вая модель. Резуль­та­том ее при­ме­не­ния к задан­но­му кор­пу­су тек­стов явля­ет­ся пре­об­ра­зо­ва­ние каж­до­го из тек­стов в чис­ло­вой век­тор, то есть набор чисел, кото­рый тем или иным обра­зом харак­те­ри­зу­ет изу­ча­е­мый текст. По умол­ча­нию биб­лио­те­ка BERTopic при­ме­ня­ет для век­то­ри­за­ции пред­ва­ри­тель­но обу­чен­ную ней­ро­сеть, пред­на­зна­чен­ную более чем для 52 язы­ков, вклю­чая русский.

После того, как каж­дый текст был пред­став­лен в чис­ло­вом виде, он рас­смат­ри­ва­ет­ся как чис­ло­вой век­тор боль­шой раз­мер­но­сти. Раз­мер­ность мас­си­ва дан­ных сни­жа­ет­ся с помо­щью спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го алго­рит­ма UMAP (Uniform Manifold Approximation and Projection). Затем при­ме­ня­ет­ся один из доступ­ных алго­рит­мов кла­сте­ри­за­ции. В биб­лио­те­ке BERTopic для этой цели по умол­ча­нию исполь­зу­ет­ся алго­ритм HDBSCAN. Он поз­во­ля­ет выде­лить в инте­ре­су­ю­щем поль­зо­ва­те­ля мно­же­стве объ­ек­тов груп­пы, или кла­сте­ры. В машин­ной обра­бот­ке тек­стов кла­сте­ры при­ня­то назы­вать тема­ми. Пред­по­ла­га­ет­ся, что доку­мен­ты, попав­шие в одну и ту же тему, схо­жи друг с дру­гом. Чис­ло кла­сте­ров не зада­ет­ся поль­зо­ва­те­лем, а зави­сит от выбо­ра пара­мет­ров. При этом не все доку­мен­ты могут быть отне­се­ны к темам. Если они не похо­жи ни на один из кла­сте­ров, они объ­яв­ля­ют­ся шумом и оста­ют­ся нераспознанными.

Таким обра­зом, было выде­ле­но 95 кла­сте­ров, для это­го клас­си­фи­ци­ро­ва­ны 5757 ста­тей, не отне­се­ны к темам 6613 ста­тей. В каче­стве управ­ля­ю­ще­го пара­мет­ра алго­рит­ма кла­сте­ри­за­ции высту­пал раз­мер темы (чис­ло отне­сен­ных к ней доку­мен­тов), мини­маль­ное коли­че­ство — десять доку­мен­тов, мак­си­маль­ное — несколь­ко сотен.

Опи­са­ние тем пред­по­ла­га­ет воз­вра­ще­ние от чисел к тер­ми­нам. Тер­мин хоро­шо харак­те­ри­зу­ет тему, если он в рам­ках доку­мен­тов, к ней отно­ся­щих­ся, встре­ча­ет­ся часто, а в дру­гих темах — ред­ко. Соот­вет­ствен­но, исполь­зо­ва­лось срав­не­ние часто­ты появ­ле­ния тер­ми­на в рам­ках одной темы и часто­ты его встре­ча­е­мо­сти во всем кор­пу­се. Для оцен­ки важ­но­сти сло­ва в кон­тек­сте отдель­ной темы, явля­ю­ще­го­ся частью кол­лек­ции ста­тей, рас­счи­ты­вал­ся пока­за­тель с‑TF-IDF (с cluster, TF — term frequency, IDF — inverse document frequency2). Чем боль­ше вели­чи­на меры с‑TF-IDF, тем более важ­ным для опи­са­ния темы явля­ет­ся тер­мин. В резуль­та­те были сфор­ми­ро­ва­ны спис­ки наи­бо­лее харак­тер­ных тер­ми­нов для каж­дой из тем.

Для про­вер­ки рабо­ты алго­рит­ма слу­чай­но выби­ра­лись кон­троль­ные ста­тьи в каж­дой теме, и их содер­жа­ние рас­смат­ри­ва­лось тра­ди­ци­он­ным спо­со­бом. Чте­ние пока­за­ло соот­вет­ствие ото­бран­ных машин­ным мето­дом тер­ми­нов смыс­лу статей.

Анализ материала и результаты исследования

Эмпи­ри­че­ская база ста­тьи осно­вы­ва­ет­ся на мате­ри­а­ле, пред­став­лен­ном в «Аргу­мен­тах и фак­тах» с 1992 по 2022 г. При­вле­че­ние ста­ти­сти­че­ских мето­дов поз­во­ли­ло совер­шить ана­лиз всех выпус­ков (по сплош­ной выбор­ке) и опре­де­лить круг ста­тей, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся лек­се­мы СССР, Совет­ский Союз, Союз Совет­ский, стра­на совет. Дан­ные извле­ка­лись посред­ством пар­се­ра, напи­сан­но­го на язы­ке Python и биб­лио­те­ки BeautifulSoup.

В ото­бран­ном таким обра­зом мас­си­ве ста­тей были опре­де­ле­ны Топ-100 самых попу­ляр­ных слов и сло­во­со­че­та­ний (биграмм), а так­же про­ве­ден сен­ти­мент-ана­лиз [Pang 2008], кото­рый поз­во­лил зафик­си­ро­вать общую эмо­ци­о­наль­ную тональ­ность ста­тей и кон­крет­ных фраг­мен­тов, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся СССР.

Эмпи­ри­че­ские дан­ные поз­во­ля­ют про­сле­дить дина­ми­ку инте­ре­са к СССР в «Аргу­мен­тах и фак­тах». С 1982 по 1991 г. коли­че­ство упо­ми­на­ний СССР коле­ба­лось от 50 до 100 в каж­дом выпус­ке, затем кри­вая рез­ко пошла вниз. В пост­пе­ре­стро­еч­ный пери­од (1990‑е) инте­рес к исто­рии упал [Мил­лер 2012], но в пери­од пре­зи­дент­ства Д. А. Мед­ве­де­ва (2008–2012) обо­зна­ча­ет­ся пере­лом в редак­ци­он­ной поли­ти­ке «Аргу­мен­тов и фак­тов», появ­ля­ет­ся устой­чи­вая тен­ден­ция воз­вра­ще­ния «совет­ско­го» в поле инте­ре­са редак­ци­он­ной кол­ле­гии и автор­ско­го кол­лек­ти­ва газе­ты. С 2015 по 2022 г. пока­за­те­ли попу­ляр­но­сти лек­сем СССР и др. вышли на уро­вень 1980‑х. Одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что одно­вре­мен­но воз­рас­та­ет и объ­ем слов в номе­рах «АиФ».

В част­но­сти, инте­рес к совет­ско­му кос­мо­су рас­тет с 2007–2008 гг., а эмо­ци­о­наль­ная тональ­ность ста­тей — очень высо­кая. Фик­си­ру­ет­ся воз­рас­та­ние инте­ре­са к совет­ско­му спор­ту, кино и обра­зо­ва­нию с 2012 г.; эмо­ци­о­наль­ная тональ­ность ста­тей — поло­жи­тель­ная (осо­бен­но после 2007 г.). Сле­ду­ет отме­тить, что эмо­ци­о­наль­ная тональ­ность раз­го­во­ра о дости­же­ни­ях совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа устой­чи­во стре­ми­лась к отри­ца­тель­ным пока­за­те­лям с 1994 по 2008 г., одна­ко затем (и до насто­я­ще­го вре­ме­ни) ста­ла наблю­дать­ся пози­тив­ная динамика.

Ана­лиз ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий СМИ начи­на­ет­ся с опре­де­ле­ния обра­за того или ино­го фено­ме­на соци­аль­ной реаль­но­сти. Частот­ный ана­лиз сло­во­упо­треб­ле­ний в выпус­ках газе­ты «Аргу­мен­ты и фак­ты» поз­во­ля­ет обна­ру­жить так назы­ва­е­мые меди­а­то­пи­ки (buzz-topics), или, дру­ги­ми сло­ва­ми, темы, часто обсуж­да­е­мые в СМИ и пред­по­ло­жи­тель­но обла­да­ю­щие высо­кой обще­ствен­ной зна­чи­мо­стью [Доб­рос­клон­ская 2008].

Совет­ская эпо­ха пред­ста­ет на стра­ни­цах «Аргу­мен­тов и фак­тов» в несколь­ких амплуа как «геро­и­че­ское» вре­мя и пери­од свер­ше­ний. Наи­бо­лее попу­ляр­ные сло­во­со­че­та­ния (биграм­мы) упо­треб­ля­ю­щи­е­ся рядом с лек­се­мой СССР — это герой совет­ский (1‑е место) и два­жды герой (8‑е), кава­лер орден (20‑е), при­сво­ить зва­ние (30‑е), орден сла­ва (32‑е).

О пре­об­ла­да­нии пози­тив­но­го ком­по­нен­та в дис­кур­се о совет­ской эпо­хе как вре­ме­ни нова­тор­ства и дости­же­ний может сви­де­тель­ство­вать тот факт, что 11‑е место в Топ-100 зани­ма­ет лек­се­ма пер­вый (3333). Так­же сле­ду­ет отме­тить доста­точ­но частое упо­треб­ле­ние таких поло­жи­тель­ных лек­сем, как рабо­та (37), рабо­тать (42), нау­ка (54).

«Аргу­мен­ты и фак­ты» уде­ля­ют осо­бое вни­ма­ние пери­о­ду Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Биграм­ма мар­шал совет­скийзани­ма­ет 7‑е место по попу­ляр­но­сти, сло­во­со­че­та­ние — вто­рая миро­вая нахо­дит­ся на 20‑м месте, а вели­кая оте­че­ствен­ная— на 21‑м.

СССР — это не толь­ко побе­ди­тель в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне, но и сверх­дер­жа­ва вре­мен холод­ной вой­ны. В ста­тьях «АиФ» часто встре­ча­ют­ся такие биграм­мы, как Бер­лин­ская сте­на (29‑е место), тер­ри­то­рия ФРГ (34‑е), гаран­тия без­опас­но­сти (35‑е), вой­ска НАТО (41‑е).

Таким обра­зом, наи­бо­лее замет­ны­ми обра­за­ми СССР в газе­те «Аргу­мен­ты и фак­ты» ока­зы­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие: побе­ди­тель во Вто­рой миро­вой войне и гео­по­ли­ти­че­ский сопер­ник США в холод­ной войне.

После опре­де­ле­ния воз­мож­но­го репер­ту­а­ра обра­зов СССР сле­ду­ет пред­по­ло­жить при­чи­ны инте­ре­са к «совет­ско­му» в редак­ции «Аргу­мен­тов и фак­тов». Частот­ный ана­лиз наи­бо­лее попу­ляр­ных слов, упо­треб­ля­ю­щих­ся в ста­тьях, где упо­ми­на­ет­ся СССР, поз­во­ля­ет сде­лать любо­пыт­ный вывод. На пер­вых местах ока­зы­ва­ют­ся лек­се­мы: СССР (61085), год(10219), стра­на (7600), совет­ский (7231), — что не тре­бу­ет пояс­не­ний. Одна­ко далее идут Рос­сия (4581) и США (4468), что фик­си­ру­ет инте­рес к совет­ско­му опы­ту в кон­тек­сте опи­са­ния реа­лий совре­мен­ной России.

Часто­та упо­ми­на­ний в одних и тех же ста­тьях таких сло­во­форм, как СССР и США (явля­ю­ще­го­ся основ­ным гео­по­ли­ти­че­ским противником/партнером Рос­сии с нача­ла холод­ной вой­ны и до насто­я­ще­го вре­ме­ни), поз­во­ля­ет утвер­ждать акту­аль­ность вос­по­ми­на­ний о совет­ском опы­те в кон­тек­сте репре­зен­та­ции на стра­ни­цах «Аргу­мен­тов и фак­тов» совре­мен­ных про­блем рос­сий­ской внеш­ней поли­ти­ки. Частым гостем ока­зы­ва­ет­ся и лек­се­ма аме­ри­кан­ский (на 56‑м месте). При этом иные стра­ны дале­ко поза­ди. Даже сло­во Гер­ма­ния (учи­ты­вая важ­ность и акту­аль­ность Вто­рой миро­вой вой­ны) по коли­че­ству упо­ми­на­ний нахо­дит­ся на 70‑м месте, а Евро­па — на 75‑м. Еще раз отме­тим, что в ста­тьях, посвя­щен­ных СССР, попу­ляр­ны­ми явля­ют­ся лек­се­мы, свя­зан­ные с паде­ни­ем Бер­лин­ской сте­ны и (пред­по­ло­жи­тель­но) теми обе­ща­ни­я­ми, кото­рые были даны Гор­ба­че­ву в эпо­ху пре­кра­ще­ния суще­ство­ва­ния ОВД.

Часты­ми сло­во­фор­ма­ми ока­зы­ва­ют­ся так­же сле­ду­ю­щие: быв­ший совет­ский (5‑е место), рас­пад совет­ский (6‑е), раз­вал совет­ский (22‑е), послед­ний год (26‑е), рас­пад (39‑е), что под­ра­зу­ме­ва­ет зна­чи­тель­ное вни­ма­ние «Аргу­мен­тов и фак­тов» к пост­со­вет­ско­му про­стран­ству. Сюже­ты «АиФ» об СССР (и тем более о его рас­па­де) — это воз­мож­ность еще раз обра­тить вни­ма­ние чита­те­ля на струк­ту­ру и каче­ствен­ное напол­не­ние пост­со­вет­ско­го про­стран­ства, а зна­чит, и на тип отно­ше­ний, кото­рый выстра­и­ва­ет Рос­сия с госу­дар­ства­ми ближ­не­го зарубежья.

Мате­ма­ти­че­ский алго­ритм поз­во­лил так­же сгруп­пи­ро­вать все ста­тьи про СССР в 16 тема­ти­че­ских бло­ков (кла­сте­ров), ана­лиз кото­рых, в свою оче­редь, дал пред­став­ле­ние о 16 про­ек­ци­ях обра­за СССР, пред­став­лен­ных в тра­ди­ци­он­ных медиа: спорт, кине­ма­то­граф, эко­но­ми­ка, музы­ка, память, идео­ло­гия, поли­ти­ка, обра­зо­ва­ние, кос­мос, дол­ги и кре­ди­ты, про­дук­ты,чело­век, вой­на в Афга­ни­стане, раз­вед­ка, атом­ный про­ект.

Далее будут более подроб­но оха­рак­те­ри­зо­ва­ны наи­бо­лее зна­чи­мые про­ек­ции совет­ской носталь­гии, пред­став­лен­ные на стра­ни­цах «АиФ». Рас­пад СССР и ста­нов­ле­ние ново­го рос­сий­ско­го обще­ства вызва­ли ост­рые дис­кус­сии, свя­зан­ные с пере­смот­ром в первую оче­редь совет­ско­го эко­но­ми­че­ско­го и поли­ти­че­ско­го наследия.

Эко­но­ми­ка. Совет­ская эко­но­ми­ка на стра­ни­цах «Аргу­мен­тов и фак­тов» в 1990‑е годы пред­став­ля­лась как неэф­фек­тив­ная, несба­лан­си­ро­ван­ная, что, в свою оче­редь, трак­то­ва­лось как при­чи­на эко­но­ми­че­ских про­блем в пери­од пост­со­вет­ско­го тран­зи­та. В нача­ле XXI в. ком­му­ни­ка­ци­он­ная стра­те­гия «АиФ» транс­фор­ми­ру­ет­ся. Наблю­да­ют­ся про­ти­во­ре­чи­вые тен­ден­ции. С одной сто­ро­ны, сохра­ня­ет­ся отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к пла­но­вой систе­ме и под­чер­ки­ва­ют­ся отдель­ные эко­но­ми­че­ские дости­же­ния в пост­де­фолт­ной Рос­сии. С дру­гой сто­ро­ны, начи­на­ет­ся осто­рож­ная кри­ти­ка реформ эпо­хи шоко­вой тера­пии, во вре­мя кото­рых про­изо­шло раз­ру­ше­ние совет­ской экономики.

С нача­ла 2006 г. меня­ет­ся тренд повест­во­ва­ния о совет­ской эко­но­ми­ке. В «Аргу­мен­тах и фак­тах» упо­ми­на­ют­ся такие дости­же­ния СССР, как инно­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка, науч­ные откры­тия, про­из­вод­ство быто­вой тех­ни­ки, что созда­ет впе­чат­ле­ние пре­вос­ход­ства совет­ской эко­но­ми­ки над совре­мен­ной российской.

Поли­ти­ка. Поли­ти­че­ский медиа­об­раз СССР на стра­ни­цах «Аргу­мен­тов

и фак­тов» ока­зы­ва­ет­ся пла­стич­ным и под­да­ю­щим­ся вли­я­нию сию­ми­нут­ной поли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ры. Если в 1990‑е и нача­ле 2000‑х годов жур­на­ли­сты часто кри­ти­ко­ва­ли совет­ские соци­аль­но-поли­ти­че­ские реа­лии, то после 2012 г. инте­рес к внут­рен­ней поли­ти­ке СССР сни­жа­ет­ся, при этом объ­ем стра­ниц в «Аргу­мен­тах и фак­тах» уве­ли­чи­ва­ет­ся едва ли не вдвое.

Сле­ду­ет отме­тить, что общая поли­ти­че­ская тональ­ность «Аргу­мен­тов и фак­тов» в 1990‑е и 2000‑е годы может быть опре­де­ле­на как либе­раль­ная. В част­но­сти, рос­сий­ские вла­сти кри­ти­ко­ва­лись за следование/подражание прин­ци­пам совет­ской поли­ти­че­ской прак­ти­ки. Послед­ний пик поли­ти­за­ции наблю­дал­ся в свя­зи с собы­ти­я­ми на Болот­ной пло­ща­ди. После 2012 г. в «Аргу­мен­тах и фак­тах» нега­тив­ные парал­ле­ли меж­ду Совет­ским Сою­зом и совре­мен­ной Рос­си­ей встре­ча­ют­ся лишь в виде исключения.

Осво­е­ние кос­мо­са. Одно из наи­бо­лее зна­чи­тель­ных дости­же­ний Совет­ско­го Сою­за заклю­ча­лось в осво­е­нии кос­мо­са. Одна­ко в 1990‑х годах поли­ти­ка десо­ве­ти­за­ции при­ве­ла к сни­же­нию инте­ре­са СМИ к совет­ской кос­мо­нав­ти­ке. В это вре­мя коли­че­ство пуб­ли­ка­ций было незна­чи­тель­ным, и они чаще все­го репре­зен­ти­ро­ва­ли про­бле­мы в рос­сий­ской кос­ми­че­ской отрас­ли. Одна­ко начи­ная с 2009 г. наблю­да­ет­ся суще­ствен­ный рост чис­ла пуб­ли­ка­ций. Совет­ская кос­мо­нав­ти­ка, осо­бен­но в све­те кри­зи­са в рос­сий­ской кос­ми­че­ской отрас­ли, ста­ла одним из наи­бо­лее зна­чи­мых сим­во­лов совет­ской эпо­хи, сим­во­лом наци­о­наль­ной гор­до­сти, вопло­ще­ни­ем обра­за СССР как вели­кой дер­жа­вы, открыв­шей новую эру в исто­рии осво­е­ния космоса.

Дол­ги и кре­ди­ты. В 1990‑е годы совет­ская эпо­ха на стра­ни­цах «АиФ» пред­став­ля­лась, с одной сто­ро­ны, как пери­од накоп­ле­ния тяже­ло­го дол­го­во­го наслед­ства, достав­ше­го­ся Рос­сий­ской Феде­ра­ции, а с дру­гой — как эпо­ха эко­но­ми­че­ско­го могу­ще­ства и финан­со­вой ста­биль­но­сти, во вре­мя кото­рой граж­дане мог­ли не вол­но­вать­ся по пово­ду судь­бы сво­их сбережений.

В нача­ле 2000‑х ком­му­ни­ка­ци­он­ная стра­те­гия меня­ет­ся. Появ­ля­ют­ся ста­тьи, посвя­щен­ные кре­дит­но­му наслед­ству, кото­рое оста­вил СССР, и тем финан­со­вым свя­зям, что сей­час укреп­ля­ют вли­я­ние Рос­сии на меж­ду­на­род­ной арене.

Про­дук­ты. В 1990‑е годы «АиФ» был создан нега­тив­ный про­дук­то­вый образ СССР. Жур­на­ли­сты под­чер­ки­ва­ли серость, невкус­ность и низ­кое каче­ство про­дук­тов, их дефи­цит опре­де­лял­ся как харак­тер­ная чер­та совет­ской эпо­хи. Во вто­рой поло­вине 2000‑х годов в «Аргу­мен­тах и фак­тах» ста­ли появ­лять­ся носталь­ги­че­ские ста­тьи, в кото­рых рос­сий­ским това­рам выра­жа­лось поже­ла­ние соот­вет­ство­вать совет­ским стан­дар­там каче­ства и вку­са пищи.

С 2010 до 2015 г. пре­об­ла­да­ли пози­тив­ные оцен­ки совет­ской пище­вой про­мыш­лен­но­сти. Одна­ко начи­ная с 2016 г. про­изо­шло изме­не­ние дис­кур­сив­но­го трен­да и жур­на­ли­сты ста­ли кри­ти­ко­вать пози­тив­ные пред­став­ле­ния о совет­ской пище­вой про­мыш­лен­но­сти в мас­со­вом сознании.

Доро­ги и заво­ды. Три­на­дца­тый кла­стер ока­зал­ся неудач­ным. Мате­ма­ти­че­ский алго­ритм, груп­пи­ру­ю­щий ста­тьи в соот­вет­ствии с нали­чи­ем в них общих лек­сем, не спо­со­бен про­ве­сти каче­ствен­ный ана­лиз тек­ста. В резуль­та­те коли­че­ствен­но­линг­ви­сти­че­ская (машин­ная) логи­ка соеди­ни­ла в набор № 13 ста­тьи, в кото­рых речь идет про такие болез­нен­ные для рос­сий­ской циви­ли­за­ции темы, как авто­мо­би­ли (в част­но­сти «моск­ви­чи»), заво­ды и дороги.

К сожа­ле­нию, мате­ри­ал подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства ста­тей 13-го кла­сте­ра не поз­во­ля­ет ана­ли­зи­ро­вать фено­мен совет­ской носталь­гии, так как раз­го­вор в них идет не о насле­дии или дости­же­ни­ях про­шло­го, а сугу­бо о про­бле­мах пост­со­вет­ско­го насто­я­ще­го. Одна­ко отри­ца­тель­ный резуль­тат алго­рит­ми­че­ской клас­си­фи­ка­ции поз­во­лил опре­де­лить и зафик­си­ро­вать огра­ни­че­ния ста­ти­сти­че­ских мето­дов ана­ли­за медиаконтента.

Вой­на в Афга­ни­стане. Ана­лиз пуб­ли­ка­ций в «АиФ», свя­зан­ных с Совет­ско­аф­ган­ской вой­ной, пока­зы­ва­ет слож­ное отно­ше­ние к этой теме. Вли­я­ние Афган­ской вой­ны на позд­не­со­вет­ское и новое рос­сий­ское обще­ство было зна­чи­тель­ным, но она не полу­чи­ла долж­но­го вни­ма­ния в СМИ, а зна­чит, не ста­ла в 2000‑е годы частью медий­ной поли­ти­ки воз­вра­ще­ния совет­ско­го насле­дия в идео­ло­ги­че­ский и поли­ти­че­ский дискурс.

Выводы

Ана­лиз эво­лю­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных стра­те­гий «АиФ» поз­во­лил обна­ру­жить кри­ти­че­ские точ­ки изме­не­ния дис­кур­сив­но­го поля раз­го­во­ров о СССР в рос­сий­ском обще­стве на про­тя­же­нии все­го пост­со­вет­ско­го пери­о­да. В 2000‑х годах пере­смат­ри­ва­ют­ся нега­тив­ные оцен­ки совет­ско­го исто­ри­че­ско­го насле­дия. В пери­од пре­зи­дент­ства Дмит­рия Мед­ве­де­ва (2008–2012) про­ис­хо­дит актив­ное утвер­жде­ние пози­тив­но­го обра­за СССР на стра­ни­цах «Аргу­мен­тов и фактов».

Ком­му­ни­ка­ци­он­ные стра­те­гии были опре­де­ле­ны с помо­щью ста­ти­сти­че­ско­го ана­ли­за часто­ты упо­ми­на­ния опре­де­лен­ных сло­во­форм, что поз­во­ли­ло опи­сать дина­ми­ку их каче­ствен­но­го изме­не­ния в исто­ри­че­ской пер­спек­ти­ве. Иссле­до­ва­ние пока­за­ло пре­об­ла­да­ние в «АиФ» сло­во­форм, кон­стру­и­ру­ю­щих пози­тив­ный образ СССР. Чем про­ще и устой­чи­вее схе­мы, осно­ван­ные, как пра­ви­ло, на оппо­зи­ции «свой — чужой», тем более они жиз­не­спо­соб­ны в куль­тур­ном про­стран­стве обще­ства. Таким обра­зом, доми­ни­ру­ю­щая ком­му­ни­ка­ци­он­ная стра­те­гия обес­пе­чи­ва­ет встра­и­ва­ние (или, дру­ги­ми сло­ва­ми, доме­сти­фи­ка­цию) совет­ско­го опы­та и насле­дия (услов­но­го «чужо­го», или «дру­го­го») в повсе­днев­ный мир потре­би­те­лей информации.

Ста­ти­сти­че­ский и каче­ствен­ный ана­лиз ста­тей «Аргу­мен­тов и фак­тов» дока­зы­ва­ет важ­ность совет­ско­го опы­та для пони­ма­ния внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Опи­са­ние СССР как побе­ди­те­ля во Вто­рой миро­вой войне и гео­по­ли­ти­че­ско­го сопер­ни­ка США в пери­од холод­ной вой­ны может быть опре­де­ле­но как эле­мент совре­мен­ной поли­ти­ки сим­во­ли­че­ской иден­ти­фи­ка­ции, а «Аргу­мен­ты и фак­ты» — как ее важ­ный агент/субъект.

1 Аргу­мен­ты и Фак­ты. Архив. Элек­трон­ный ресурс https://​aif​.ru/​g​a​z​e​t​a​/​a​r​c​h​i​v​e​/​e​d​i​t​i​o​n/I.

2 См.: Элек­трон­ный ресурс https://​maartengr​.github​.io/​B​E​R​T​o​p​i​c​/​g​e​t​t​i​n​g​_​s​t​a​r​t​e​d​/​c​t​f​i​d​f​/​c​t​f​i​d​f​.​h​tml.

Ста­тья посту­пи­ла в редак­цию 15 октяб­ря 2023 г.;
реко­мен­до­ва­на к печа­ти 28 янва­ря 2024 г.

© Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 2024

Received: October 15, 2023
Accepted: January 28, 2024