Воскресенье, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Метка: speech

Парадоксы современного медиатекста в контексте методологии семиотики

Формулируется и обосновывается проблема парадоксальности современного медиатекста. Акцент делается на том, что традиционные методы исследования уже не в состоянии истолковать многие процессы, происходящие ни внутри массмединой реальности, дискурса и медиатекста как их репрезентанта, ни во взаимосвязях медиатекста и социальной действительности, повседневности. Кардинальное изменение роли и функций медиатекста в современной культуре, его возрастающие претензии, с одной стороны, на сферу эстетического, с другой — на территорию живой жизни, подталкивают и к поискам принципиально новых взглядов на особенности медиакоммуникаций в Новейшее время. Один из выходов из такой ситуации — обращение к методологии семиотики. В связи с этим в статье прежде всего анализируются три аспекта информационно-эстетического парадокса медиатекста. Эти аспекты актуализированы культурой визуальности (visual turn), которая обусловливает новые способы взаимосвязи и существования визуальных форм, слова и социума. Со...

СТИЛИСТИКА: ЯЗЫК, РЕЧЬ И ТЕКСТ

В хронике речь идет о прошедшей в Минске (Беларусь) ІV Международной научно-практической конференции «Стилистика: язык, речь и текст», посвященной 95-летию доктора филологических наук, профессора, заслуженного работника образования Республики Беларусь М. Е. Тикоцкого. Дана информация о проблематике форума, о сложившейся традиции проводить именные конференции, их духовно-нравственном наполнении, обозначен круг дискуссионных вопросов, затрагивающих как сугубо стилистические, так и междисциплинарные аспекты. Представлена краткая характеристика мероприятий, предваряющих конференцию (студенческие акции, академические студии, лектории) и завершающих ее (презентации учебных изданий по языку и стилю СМИ, литературной правке). Внимание обращено на состоявшиеся заседания комиссий при Международном комитете славистов — медиалингвистической и стилистической, на которых обобщена проблематика исследований и определены дальнейшие действия в рамках международного сотрудничества.  Abstract ...

САРАТОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА «ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

В статье рассмотрена история формирования Саратовской лингвистической школы, отмечается, что уже многие поколения школы вносят вклад в медиалингвистику. Определяются принципиальные отличия саратовской школы изучения функционирования русского языка от других, близких по затрагиваемым проблемам. Основным принципом ученых Саратовской школы является формулирование гипотез и доказательств своей правоты всегда на основе фактов речи (индукции), а не на поиске доказательств своей точки зрения. Для ученых школы важно зафиксировать реальную речь без ее «выпрямления» в угоду какой-то концепции, гипотезе, т. е. стремление идти от конкретного материала, обобщая факты, а не подгоняя их под заданную идею. Значимы проведенные в рамках школы исследования речевых фактов и их места в системе языка, а также широкое понимание речи с учетом роли речевых фактов в дискурсе, особенностей адресанта и адресата речи, типа общения и всех его условий (вид СМИ, тип издания, телеканал, жанр). Изучается отношение ...