Monday, August 2Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Keyword: media

От публицистичности к публицистическому стилю: «Северная пчела» 1847 года

2021. Том 8, № 2, Из истории становления публицистического стиля в славянских странах
Работа посвящена истории становления публицистического стиля. Публицистичность как качество текста СМИ или художественной литературы старше публицистического стиля. Этим качеством отличаются многие знаковые тексты русского Средневековья и более поздних эпох. Природа публицистического стиля определяется, однако, не только публицистичностью, но и утилитарностью — прямой и непосредственной включенностью в общую практическую деятельность общества. Текст СМИ в своем существовании всегда связан с координатами социального пространства-времени, определяющими время и место его опубликования. Публицистические тексты в настоящее время функционируют в коммуникативной среде СМИ и интернета. Принято говорить о коммуникативной среде современных медиа. Наряду с публицистической речью в коммуникативной среде медиа функционируют и другие типы утилитарной речи: реклама, PR, GR. Публицистический стиль в его современном понимании возникает тогда, когда в одном тексте органически сочетаются публицистичност...

Открытый доступ к глобальной медицинской информации в массмедиа: специализированный перевод и русско-немецко-испанская терминология

2021. Том 8, № 1, Медиастилистика
Ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, продемонстрировала необходимость упрощения медицинской терминологии для ее лучшего понимания широкой публикой. Целью специализированной коммуникации на медицинские темы являются более эффективные перенос и усвоение важной для здоровья людей информации, что стало буквально жизненно необходимо во время COVID-19. Такие обстоятельства ведут к тому, что медицинская терминология уже становится не исключительной прерогативой профессиональной лексики врачебного персонала, а все больше и больше интегрируется в словарный запас и ежедневный обиход большого количества людей и широко используется в массмедиа. Когнитивный подход в терминоведении помогает извлечь специализированные знания, закодированные в терминах, упрощает специализированный перевод и вносит вклад в массовую коммуникацию на глобальном уровне. Исследование на примере русско-немецко-испанской медицинской терминологии демонстрирует, что эффективная и интуитивная презентация специализ...

Речевые жанры в польских медиа для любителей компьютерных игр

2020. Том 7, № 3, Медиастилистика
Специализированные СМИ до сих пор не были широко изучены в польской лингвистике, а они заслуживают этого хотя бы из-за своей популярности и жанрового разнообразия. Электронные развлечения пользуются все большим интересом аудитории, что отражается на распространении посвященных им массмедиа. Цель статьи — показать жанровое своеобразие массмедиа, адресованных любителям компьютерных игр. Жанры речи представлены в двух перспективах — имманентной и дискурсивной. Имманентная перспектива обращает внимание на жанровый образец: его основные компоненты (познавательный, прагматический, композиционный, стилистический), отношения между ними и способы текстовой реализации образцов. Дискурсивная перспектива подчеркивает неязыковые факторы, влияющие на образец, к примеру культурное, социальное или бизнес-влияние. Эмпирической базой исследования послужили четыре популярных польских интернет-портала (GRYOnline.pl, Eurogamer.pl, Gram.pl, Polygamia.pl), а также два печатных журнала («CD-Action» и «Pixel»...

April Fools’ day news — still funny?

2020. Том 7, № 2, Критика медиаречи
The long tradition of joking connected with the first day of April seems to be dying out in the era of fake news and scary headlines published every day. The aim of the article is to show the status of April Fools’ Day jokes in the Polish and English language context on the example of the material published on a single topic — swallowing inedible objects. In order to develop the methodology of analysis of humour in the news, it is useful to take into account the notion of incongruity, whether it is appropriate incongruity, background and foreground incongruities or various levels of meta-scripts. In order to discuss the collected material, it seems necessary to specify what kind of incongruities are involved as well as analyse the style of the stories in order to identify the intended message. The irrational behaviour of the stories’ protagonists seems to point the readers in the direction of a comic reading, but the stories are accompanie...

Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра

2020. Том 7, № 1, Стилистика медиаречи
Демотиватор рассматривается как новый сетевой жанр массмедиа, который вовлекает в свою орбиту рекламу, логотипы, политическую карикатуру в СМИ. Стилистическая основа для этого — общие жанровые признаки, которые прослеживаются и в изобразительной, и в вербальной части текста, а также одинаковая стилистическая доминанта — ироническая модальность, которую можно рассматривать как конструктивную смысловую основу. Анализируются медийные свойства демотиватора: утилитарность, злободневность, поликодовость, интертекстуальность, включенность в актуальный медиадискурс, социальная оценочность. Это текст, вторичный по отношению к корпусу текстов СМИ. Последний рассматривается как дискурс, нижний ярус, контекст, реакцией на который становится демотиватор: таким образом аудитория массмедиа реагирует на актуальную повестку СМИ так же, как она реагирует на информацию СМИ в постах — репликах по поводу обсуждаемого в массмедиа. Но, в отличие от постов, это литературный жанр с оформленным составом призна...

Media, conflict and democratisation in Africa: Political communication by other means

2019. Том 6, № 4, Онтология стратегической коммуникации
The link between the media and democracy is often understood in the liberal-democratic tradition to be self-evident. However, the relationship between the media and democracy is often complicated, critiqued and varies from context to context. The relationship between the media and democracy in established democracies in the Global North is often taken as an example that has universal relevance, while the specifics of the South remains under-researched. This paper aims to provide an illustration of how the link between media and democracy is manifested in some African contexts, and how political communication takes a variety of forms in these settings, which may not always correspond to the dominant notions of political communication in the Global North. First, a brief background of democratization in Africa, as well as the media’s role in relation to democratization processes, is provided. The paper then goes on to discuss the reasons w...

Literacies

2019. Том 6, № 4, Лингводискурсология медиа
The article is a theoretical inquiry into the category of literacies. It is understood here as common cultural abilities and competences to communicate by the media that allows its users to maintain and build social imaginary and practices. In order to adapt this abstract category to the modern digital revolution, the article offers a distinction between analogue and digital media literacies and competences. Analogue media is linked with mass media and the mass communication era of analogue media such as books, television, radio and press. Digital media is still developing as our societies and cultural frameworks are dealing with new media, Internet, interfaces and new imaginary around them. It is here that theoretical propositions are confronted with digital media practices. The paper consists of three parts. In the first part, the concept map and definitions of the categories of communicative competences and literacies are presented. ......

Влияние массмедиа на предложную систему русского языка

2019. Том 6, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Рассматривается влияние медиаречи на предложную систему русского языка. Анализируются предложные сочетания (ПС) с инвариантом ‘доминация’, которых в русском языке насчитывается около 200 единиц. На фоне обзорной характеристики данной группы анализу подвергается микрогруппа предложных сочетаний с инвариантом ‘наблюдение’, образованная на основе базовых компонентов-существительных. Несмотря на разную степень опредложенности, все ПС данной группы образуют директивно-локативную оппозицию: под наблюдение кого/чего — под наблюдением кого/чего. На примере ПС с базовым компонентом прицел выявляется их морфосинтагматическая парадигма, состоящая из 13 единиц. Рассматриваются также особенности текстовой парадигмы, образуемой предложными сочетаниями с данным базовым компонентом. Установлены функции синтаксем, употребляемых с нуль-формой имени в медиаречи. ПС типа под прицелом обнаруживают широкую сочетаемость с управляемыми существительными, обширное номинативное поле которых включает лексику, им...

Zatrzymać uwagę widza. Językowe i pozajęzykowe środki perswazji w telewizyjnych programach informacyjnych

2018. Том 5, № 3, Функционирование языковых средств в массмедиа
nie w ostatnich latach. Wiąże się to z jednej strony z przekształceniami związanymi z rozwojem telewizji jako środka przekazu, z drugiej — nowa forma relacjonowania najważniejszych i najnowszych wydarzeń z kraju i ze świata dotyczy sposobu prowadzenia programu i kontaktu z widzami. Obok konstytutywnej funkcji informacyjnej ważna staje się funkcja perswazyjno-rekomendująca. Autorka artykułu omawia najważniejsze perswazyjne środki językowe i pozajęzykowe, których celem jest zaangażowanie widza oraz zachęcenie go do oglądania danego serwisu informacyjnego. Obecność mechanizmów perswazyjnych jest możliwa również dlatego, że współczesne wiadomości są przekazem multimodalnym, w którym tekst werbalny współistnieje z elementami wizualnymi, muzycznymi, estetycznymi. Współistnienie wielu kodów oraz odbiór na kilku poziomach tworzy nowy design tekstu w wiadomościach telewizyjnych. W artykule omówione są najczęściej wykorzystywane w mediach strategie perswazyjne, takie jak: siła oddziaływania osob...

Fox News, CNN и Al Jazeera: языковые особенности материалов о терроризме

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
11 сентября 2001 года стало поворотным моментом в отношениях американских СМИ и терроризма. Терроризм и медиа вступили в «симбиотические» отношения и помогают друг другу достичь массовой аудитории. СМИ ежедневно посвящают теме терроризма десятки материалов. Терроризм — явление системное, и в зависимости от того, какие акты жестокости считаются системными, определение этого явления меняется. В англоязычных СМИ существует видимый консенсус, что события 11 сентября 2001 года, взрыв на бостонском марафоне и на концерте Арианы Гранде в Манчестере — это терроризм. А считается ли терактом обстрел Мосула американскими войсками, унесший жизни десятков мирных жителей Афганистана? По каким критериям многие СМИ назвали ножевую атаку, совершенную мусульманином в Гамбурге, терактом, а американским христианином в Портленде — нет? Имеют ли системный характер массовые убийства с применением огнестрельного оружия на территории США? Определение терроризма контекстуально, и СМИ с разными политическими вз...