Monday, August 2Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Keyword: media linguistics

Газета «Бабочка» (1829–1831) как лингвистический источник

2021. Том 8, № 2, Язык и стиль периодики XIX века
В статье предлагается описание газеты «Бабочка» — важного источника для филологических исследований, в котором объективно представлены языковые процессы XIX в. Творчески переработанные авторами переводные статьи, отобранные из ведущих периодических изданий Европы и Америки, отражают включенность русского читателя в мировое медиапространство. Использование дифференциального подхода, при котором в фокус внимания попадают динамические элементы лексико-семантической системы, позволило выявить в газетных текстах новации начала XIX в.: иноязычную лексику, иноязычные вкрапления, сложные прилагательные, образованные на русской почве, диалектные слова. В результате анализа источника отмечено появление новых значений у уже вошедших в употребление слов, уточнена датировка ряда новых лексем, выявлены контексты для их семантизации. Делается вывод о необходимости изучения газетных и журнальных источников для воссоздания целостной и объективной картины исторического развития лексико-семантической си...

Globalization processes in the Serbian media language

2021. Том 8, № 2, Медиадискурсология
The aim of this article is the analysis of the results of previous Serbian research on the impact of globalization on the Serbian media language. One of the main negative aspects of globalization is the weakening of national identity in order to adapt to world trends. The negative effects of globalization processes include the decline in the print media circulation and the growing popularity of cheap entertainment content offered by television, the disappearance of analytical, quality press, as well as the adaptation of information to mass distribution. The Serbian media language reflects the general social trend of approaching European and world trends, which, in addition to numerous positive effects, carries with it the risk of neglecting the elements of national cultural heritage, including the use of the national alphabet. Globalization processes affect all levels of the language structure and as a result, they are also manifested in the Serbian media language at the phonological, ...

Этическая языковая рефлексия как объект медиалингвистического исследования

2020. Том 7, № 3, Критика медиаречи
Статья посвящена анализу одного из аспектов современного медиатекста — лингвоэтической авторской рефлексии. На материале журнала «Огонек» 1916–2019 гг. рассматривается использование конструкций «прошу прощения за…» и «простите за…» в качестве рефлексивов, или форм признания «речевой вины». Установлено, что лингвоэтическая рефлексия нехарактерна для советского публицистического текста. Активизация приема происходит в постсоветский период и достигает пика частотности в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Данные показатели подтверждают тезис специалистов по лингвоэкологии о нарастающей дисгармонизации публичного вербального общения в начале ХХI в. Исследователем проведена классификация рефлексивов по ряду критериев: расположению в тексте (в монологе журналиста, эксперта, в репликах интервьюера и интервьюируемого лица, в публикуемом журналом открытом письме), степени сложности, предмету рефлексии и прагматической установке. Продемонстрировано различие между простыми и аналитическими рефле...

Кулинарный медиатекст в контексте проблем медиалингвистики: постановка и обоснование основных задач

2020. Том 7, № 1, Выпуски журнала, Лингводискурсология медиа
Ставится и обосновывается несколько проблем, связанных с медиалингвистикой и кулинарным медиатекстом. Доказывается, что медиалингвистика на современном этапе развития медиакоммуникаций должна непременно обратиться к изучению кулинарного медиатекста. Как показало исследование, это обусловлено комплексом причин. Во-первых, быстрым и разнонаправленным развитием кулинарного медиатекста в медиапространстве. Во-вторых, доминированием англосаксонской научной традиции в формировании понятийно-категориального аппарата, подходах и методологии изучения кулинарного медиатекста. В-третьих, тем, что кулинарный медиатекст незаметно, но сильно управляет социально-повседневными желаниями, целями, мечтами, поступками и ориентациями человека, погруженного в сплетение экономической, идеологической, общественной, повседневной, медийной коммуникаций. Он обращается к человеку и обществу на своем специфическом культурном языке, апеллирующем с помощью риторических фигур, кодов, знаков, приемов к системе фонов...

Медиалингвистический подход к выявлению признаков социальной группы (к вопросу о методах лингвистической экспертизы медиатекста)

2019. Том 6, № 2, Понятия, категории, методики лингвоэкспертной критики медиаречи
Рассматривается проблема квалифицирующих признаков «социальной группы» в ходе выполнения лингвистической экспертизы. Данное понятие представляет предмет научных дискуссий в различных областях науки и практической деятельности: в психологии, социологии и социальной философии, в теории права и судебной практике. Такое положение вещей затрудняет проведение лингвистической экспертизы текстов при ответе на вопрос о наличии в прецедентном тексте тех или иных речевых действий, совершенных «в отношении лиц, выделяемых по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе». Трудности, с которыми сталкиваются эксперты-лингвисты, в полной мере осознаются юристами, как теоретиками, так и практиками, о чем свидетельствует обширная исследовательская литература, посвященная понятию «социальная группа» в контексте статьи 282 УК РФ. В экспертной лингвистической практике проблема неопределенности обсуждаемого понятия может быть частично решена при обращении к медиалингвистическому анализу. Из метод...

Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

2019. Том 6, № 1, Общетеоретические вопросы
В последние годы на пересечении двух направлений — лингвистики и теории медиа — сформировалась самостоятельная научная дисциплина — медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко — от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики — речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область — грамматика медиаречи, задача которой — выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область — стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья — медиалингводискурсология — исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также...

Нативная реклама как инструмент digital-коммуникации бренда

2018. Том 5, № 4, Вопросы теории медиа
Повсеместный рост сети Интернет и увеличение количества его пользователей стали одной из причин перенасыщенности сети рекламой. Явление баннерной слепоты и распространение программного обеспечения для блокировки баннеров привело к необходимости интегрировать месседжи брендов в онлайн-контент. В статье нативная реклама рассматривается как один из новых и эффективных инструментов digital-коммуникации бренда. Проведен анализ актуальных примеров нативной рекламы в трех крупнейших русскоязычных интернет-изданиях. Анализ показал, что рынок нативной рекламы стремительно развивается, что следует учитывать как брендам, так и издателям. Было установлено также, что для текстов нативной рекламы характерны следующие стилистические особенности: лаконичность (текст содержит короткие предложения и абзацы, его отличает простой синтаксис); конкретность (отсутствие лирических отступлений, рассуждений, описаний общеизвестных фактов и др.); обращенность к читателю; оригинальность (отсутствие в текстах ...

Актуальные направления исследования медийного интернет-пространства

2018. Том 5, № 3, От приглашенного редактора
Рассматриваются основные направления исследования медийного интернет-пространства. Определяются границы объекта исследования, куда включаются гипермедиа, использующие одновременно различные средства доставки контента (офлайновые и онлайновые издания), а также трансмедиа — новые медиа (социальные сети). Описываются основные характеристики медийного интернет-текста, на которые в первую очередь было обращено внимание исследователей: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, синхронность/асинхронность общения, полисубъектность. Прослеживается становление теоретического аппарата исследований медийного интернет-пространства, отмечается междисциплинарный характер таких дисциплин, как медиалингвистика, интернет-лингвистика, медиалогия. Отмечается интегративный характер методов исследования медиатекста. Ставится задача определить актуальные перспективы исследований медийного интернет-текста. Наиболее актуальными признаются исследования конвергентных жанров, возникших на стыке ра...

Językowe odmiany medialne wobec przemian współczesnej technokultury

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
Wobec dzisiejszej technokultury, nadprodukcji wszelkich form symbolicznych oraz zmieniających się kontekstów funkcjonowania mediów niezwykle trudno wypracować jedno całościowe kryterium wyodrębnienia określonych form języka motywowanego medialnie, czyli wyspecyfikowanych językowych odmian medialnych. W artykule przedstawiam najważniejsze, w ujęciu historycznym, ustalenia polskich badaczy, zajmujących się lingwistyką mediów, którzy pragnęli znaleźć ogólne prawa, zasady czy też reguły obowiązujące w medialnym użyciu języka oraz kryteria decydujące o wyodrębnieniu określonych medialnych odmian języka. Przedstawiam ujęcia najbardziej ogólne, przyjmujące perspektywę „makro”, czyli perspektywę polegającą na szukaniu bardzo szerokich kategorii łączących rozmaite formy medialnego użycia języka. Kategoriami tymi są między innymi sama technologia medialna (analogowa, cyfrowa, media drukowane, media audiowizualne), źródła dystrybucji przekazu (własne, jak i formy dystrybuowane przez inne media,...

Network nominations of media communication participants in the modern Russian language

2018. Том 5, № 3, Типология медиаречи
The paper is dedicated to the analyses of the modern media communication participants’ nomination examples as a live speech-creating process occurring in the computer-mediated discourse of the Internet, i.e. in a virtualized social space characterized by the desire to make the dialogue between the communicants maximally close. Interactivity and the involvement of all participants of network interaction into the creation of media content lead to the decentralization of communication and the transformation of the object of media communication into a full-fledged subject and creates the equality of the addressee and addresser. The convergent space of a modern media sphere which definites the media communication participants’ choice of certain speech behavior models is characterized by a specific hierarchy of communicants’ relations within the subject — object or the subject — subject dialogical interaction. Communication in the cognitive specific environment of media-reality allows the...