Воскресенье, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Метка: intertextuality

Memes, memeiosis, and memetic drift: Cheryl’s Chichier She Shed

In this paper, a comparison between meme cycles and joke cycles is carried out, using the tools of the General Theory of Verbal Humor and its analysis of joke cycles as consisting of intertextual and metatextual variants of the original joke. It is shown that the same tools can be applied to joke cycles and to meme cycles. The methodology is applied to a meme cycle called Cheryl’s She Shed. The analysis shows that the users start from the original video featuring Cheryl’s shed on fire, but soon the process of meme creation (memeiosis) is activated and users start generating all sorts of memes remixing various aspects of the original video and adding other ideas, such as a conspiracy theory about the source of the fire. Eventually, the drift is broad enough that intertextual memes start to appear which require a reference to another text to function, and eventually meta-memes also appear (memes that fail to deliver a meme and are funny b...

Tracing the trajectories of contemporary online joking

Joke cycles nowadays emerge in social media networks and rely on intertextual links established among various texts/genres. Social media participants, in particular, are often inspired by current sociopolitical events and, as a response, create humorous texts which are disseminated online to convey their stances towards the events referred to and to amuse other members of social networks. Intertextuality plays a significant role in this process, as the humorous material created draws not only on serious texts about the events commented upon, but also on previous humorous material usually circulating online. The present case study involves the humorous texts produced after the unexpected landing of a commercial flight in Timişoara, Romania instead of Thessaloniki, Greece due to bad weather conditions. The event was mostly perceived as incongruous, and hence funny, by the Greek audience, so it quickly attracted media attention and generat...

Категоризующая функция анекдотов в медиадискурсе

Статья посвящена функционированию анекдотов в медиадискурсе. Исследуется категоризующая функция анекдотов, их способность выступать в качестве прототипа ситуации, с которым сопоставляется обсуждаемое положение дел. Благодаря своей узнаваемости и относительной независимости от контекста анекдот часто становится своеобразным «когнитивным шаблоном», актуализирующим информацию, необходимую для понимания реальной ситуации. Этим использование анекдота для категоризации определенного фрагмента окружающего мира отличается от его рассказывания с целью развлечь собеседника. Основными свойствами, которые позволяют анекдотам выполнять категоризующую функцию, является их относительная контекстная независимость, узнаваемость и воспроизводимость. Это свойство позволяет носителям языка использовать анекдоты как маркеры прецедентности, на основе которых устанавливаются межтекстовые связи и активируются имеющиеся у читателя или слушателя знания о мире. Анекдоты в дискурсе СМИ активно используются в обс...

CROSS-MEDIALITY AS DEVELOPMENT FACTOR OF THE MEDIA’S VISUAL LANGUAGE

КРОССМЕДИЙНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА В статье поставлена проблема влияния кроссмедийности на поликодовый медиа-текст СМИ, в первую очередь на визуальный язык. Автор рассматривает системный характер подобного влияния в трех парадигмах — типологической, интертекстуальной и форматной. Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер и находится на стыке медиалингвистики и медиадизайна. Факторы формирования визуального языка СМИ исследуются на объемном фактическом материале в диахроническом и синхроническом аспектах. В первую очередь речь идет о глобальном культурном контексте и развитии иконоскопы в медиасреде. Особое внимание уделено созданию универсальных форм представления медиатекста, которые используются в различных СМИ для передачи определенных текстовых блоков вне зависимости от платформы и канала коммуникации. Основной вывод: в условиях кроссмедийности, во многом определяющей современные практики медиатекста, визуальный язык СМИ выполняет не только э...

РАЗНОТИПНЫЕ ИНТЕРТЕКСТЕМЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТЕКСТЕ: ОПЫТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ

В статье рассматривается способ построения журналистского текста через цитатный материал. Разные типы цитат соотносят текст с реальной действительностью и с культурой, организуя особый способ представления авторской и чужой речи и делая медиатекст полифоничным. Выделяются, характеризуются и сопоставляются функции актуальных и культурологических интертекстем, устанавливаются их общие и особенные семантические роли. Доказывается, что в реальной жизни текста разнотипные интертекстемы взаимодействуют, пересекаются, переходят из одной группы в другую. Поэтому интертекстемы любого типа являются полифункциональным феноменом.  Abstract VARIOUS TYPES OF INTERTEXTEMES IN JOURNALISTIC TEXTS: A FUNCTIONAL DESCRIPTION The paper discusses the way to construct the journalistic text through citations. Various types of citations refer the text to the reality and culture in order to represent specifically the addressee’s and other agents’ speech and to make the text more polyphonic. Th...

МЕДИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ТЕКСТА

Рецензия на учебник В. Е. Чернявской «Текст в медиальном пространстве» (М.: УРСС ЛИБРОКОМ, 2013)  Рецензия представляет читателю новую книгу петербургского лингвиста В. Е. Чернявской, посвященную базовым лингвистическим категориям «текст» и «дискурс» в свете новой медиальной парадигмы XXI века. Обсуждается широкий круг вопросов, сложившихся в науке о тексте на рубеже XX-XXI веков и требующих разрешения с учетом нового знания и новых фактов речевой деятельности общества: может ли лингвистика говорить о константных признаках текста, в чем суть текстуальности и медиальности как когнитивного феномена. Предлагаемые ответы на эти вопросы позволяют лингвистике текста продвинуться вперед в объяснении природы текста как центрального звена коммуникации, намечают перспективы дальнейшего развития гуманитарного знания. Abstract MEDIAL PERSPECTIVE ON THE TEXTReview on Valeria Tscherniavskaja’s Textbook “Text in Medial Dimension” (Moscow, URSS, 2013)The review represents Valeria Tcher...