Воскресенье, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Метка: internet communication

Автономия пользователей Сети и динамика грамматики: о выбранных синтаксических инновациях в современной польской интернет-коммуникации

Использование языка в интернете представляет собой наиболее важную среду для формирования новых языковых обычаев и вариативных форм. Представлены результаты поиска и количественного и качественного анализа двух синтаксических конструкций — odnośnie do kogo, czego и dedykowany komu, czemu — и их ненормативных узуальных вариантов: *odnośnie kogo czego; *dedykowany, *dedykowany dla kogo, czego; *dedykowany do kogo czego. Обе проанализированные конструкции и их узуальные варианты — это аналитические выражения, заменяющие более простые синтаксические структуры (здесь: co do, jeśli chodzi o или do/dla) и негативно оцениваемые лингвистами, занимающимися языковой нормой. В исследовании учитывается как числовое соотношение нормативных и ненормативных конструкций, так и сравнительные данные, полученные из различных типов дискурсов и медиатекстов, в том числе из польской интернет-речи в ее интерактивном и неинтерактивном вариантах. Кроме того, в исследовании сравниваются данные разных периода (д...

Девиантное поведение в интернет-коммуникации: диагностика и профилактика

Исследуются формы девиантного речевого поведения в онлайн-среде в различных ситуационных контекстах. Подход, предложенный автором, представляет собой новый уровень осмысления проблемы. До сих пор подавляющее число публикаций было посвящено описанию феномена сетевого поведения, отклоняющегося от принятых этических норм. При рассмотрении проблемы в контексте ситуации, которая характеризуется четкими ролевыми предписаниями, становится возможным идентифицировать мотивы коммуникативного поведения участников. Это, в свою очередь, позволяет ответить на вопрос иного уровня: как корректировать девиантное поведение участников сетевых сообществ. Выводы построены на репрезентативном эмпирическом материале, собранном в соответствии с тремя последовательными процедурами формирования выборки. На первом этапе с помощью web-сервиса поисковой системы Google были отобраны наиболее частотные семантические эквиваленты словосочетания «этика и интернет». На втором этапе отбирались кейсы, которые попадали в ...

Обзор поджанров коммерческой электронной медиакоммуникации

Целью статьи является анализ основных поджанров коммерческой коммуникации, протекающей в медиасреде. Автором изучены современные отечественные и зарубежные источники, а также использованы данные личного профессионального опыта. Предметом исследования выступили такие поджанры коммерческой интернет-коммуникации, как байлайнер, лид-магнит, лендинг, трипваер и отзыв. В качестве отправной точки выбрана теория Д. Кристала, который в 2001 г. выделил пять основных жанров интернет-коммуникации. Автор показывает, как за эти 18 лет расширялся спектр жанров в данной сфере, выделялись поджанры. Исследование доказывает, что многообразие жанров интернет-коммуникации в значительной степени выходит за пределы системы Д. Кристала. В итоге автор сосредоточивается на коммерческой электронной коммуникации, которая должного рассмотрения до сих пор не получила. Подробно описываются коммуникативные цели исследуемых поджанров и соответствующие структуры текстов. Автор показывает, какие отдельные коммуникативн...

(Интернет-)мем как новый медиажанр. Постановка вопроса

Статья написана в рамках дискуссии, проводимой на основе польских научных исследований (интернет-)мема, рассматриваемого как коммуникативный феномен, имеющий признаки отдельного медиажанра. Отправной точкой стало описание отношения между понятием мема, предложенным Ричардом Докинзом, и жанром «(интернет-) мем». Результаты исследования позволили автору признать описываемое явление одним из возможных фенотипических эффектов мема, рассматриваемого как единица культурной информации. Выделение признаков (интернет-)мема как медиажанра основывалось на методе жанрового анализа, разработанного Марией Войтак. Объектом анализа в соответствии с требованиями методологии были выбраны серия мемов, а также (в метарежиме) научные, научно-популярные и любительские высказывания о мемах. По результатам исследования выявлены характеристики отдельных аспектов жанра интернет-мема — структурного, прагматического, познавательного, стилистического. К структурным признакам (интернет-)мема можно отнести распрост...