Monday, August 2Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Keyword: addressee

Типы адресата в медиадискурсе

2020. Том 7, № 1, Лингводискурсология медиа
Статья представляет результаты исследования адресата современного медиадискурса. Автор рассматривает доминирующую в цифровых медиа интерактивную модель информационного взаимодействия между участниками коммуникации. Эта модель характеризуется активностью аудитории, для которой мир медиа часто становится единственной реальностью. Интерактивность не подразумевает четкого разделения на адресата и адресанта, что наблюдается в естественной коммуникации. Это обусловило размывание границ медиадискурса, в результате чего вербальная реакция адресата, ранее наблюдаемая в основном в бытовом общении, переходит в медиадискурс. Предлагаемая в статье сегментация адресатного поля, включающего всех участников медиадискурса, учитывает такой фактор, как интенция участников коммуникации. Когнитивная интенция определяет адресатную роль, коммуникативная интенция реализует авторский потенциал. Будучи реализована в медиадискурсе, коммуникативная интенция обеспечивает автору статус субъекта конструирования мед...

САРАТОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА «ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

2016, № 4 (14), Общетеоретические вопросы
В статье рассмотрена история формирования Саратовской лингвистической школы, отмечается, что уже многие поколения школы вносят вклад в медиалингвистику. Определяются принципиальные отличия саратовской школы изучения функционирования русского языка от других, близких по затрагиваемым проблемам. Основным принципом ученых Саратовской школы является формулирование гипотез и доказательств своей правоты всегда на основе фактов речи (индукции), а не на поиске доказательств своей точки зрения. Для ученых школы важно зафиксировать реальную речь без ее «выпрямления» в угоду какой-то концепции, гипотезе, т. е. стремление идти от конкретного материала, обобщая факты, а не подгоняя их под заданную идею. Значимы проведенные в рамках школы исследования речевых фактов и их места в системе языка, а также широкое понимание речи с учетом роли речевых фактов в дискурсе, особенностей адресанта и адресата речи, типа общения и всех его условий (вид СМИ, тип издания, телеканал, жанр). Изучается отношение ...