Воскресенье, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Метка: медиалингвистика

Газета «Бабочка» (1829–1831) как лингвистический источник

В статье предлагается описание газеты «Бабочка» — важного источника для филологических исследований, в котором объективно представлены языковые процессы XIX в. Творчески переработанные авторами переводные статьи, отобранные из ведущих периодических изданий Европы и Америки, отражают включенность русского читателя в мировое медиапространство. Использование дифференциального подхода, при котором в фокус внимания попадают динамические элементы лексико-семантической системы, позволило выявить в газетных текстах новации начала XIX в.: иноязычную лексику, иноязычные вкрапления, сложные прилагательные, образованные на русской почве, диалектные слова. В результате анализа источника отмечено появление новых значений у уже вошедших в употребление слов, уточнена датировка ряда новых лексем, выявлены контексты для их семантизации. Делается вывод о необходимости изучения газетных и журнальных источников для воссоздания целостной и объективной картины исторического развития лексико-семантической си...

Этическая языковая рефлексия как объект медиалингвистического исследования

Статья посвящена анализу одного из аспектов современного медиатекста — лингвоэтической авторской рефлексии. На материале журнала «Огонек» 1916–2019 гг. рассматривается использование конструкций «прошу прощения за…» и «простите за…» в качестве рефлексивов, или форм признания «речевой вины». Установлено, что лингвоэтическая рефлексия нехарактерна для советского публицистического текста. Активизация приема происходит в постсоветский период и достигает пика частотности в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Данные показатели подтверждают тезис специалистов по лингвоэкологии о нарастающей дисгармонизации публичного вербального общения в начале ХХI в. Исследователем проведена классификация рефлексивов по ряду критериев: расположению в тексте (в монологе журналиста, эксперта, в репликах интервьюера и интервьюируемого лица, в публикуемом журналом открытом письме), степени сложности, предмету рефлексии и прагматической установке. Продемонстрировано различие между простыми и аналитическими рефле...

Медиалингвистический подход к выявлению признаков социальной группы (к вопросу о методах лингвистической экспертизы медиатекста)

Рассматривается проблема квалифицирующих признаков «социальной группы» в ходе выполнения лингвистической экспертизы. Данное понятие представляет предмет научных дискуссий в различных областях науки и практической деятельности: в психологии, социологии и социальной философии, в теории права и судебной практике. Такое положение вещей затрудняет проведение лингвистической экспертизы текстов при ответе на вопрос о наличии в прецедентном тексте тех или иных речевых действий, совершенных «в отношении лиц, выделяемых по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе». Трудности, с которыми сталкиваются эксперты-лингвисты, в полной мере осознаются юристами, как теоретиками, так и практиками, о чем свидетельствует обширная исследовательская литература, посвященная понятию «социальная группа» в контексте статьи 282 УК РФ. В экспертной лингвистической практике проблема неопределенности обсуждаемого понятия может быть частично решена при обращении к медиалингвистическому анализу. Из метод...

Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

В последние годы на пересечении двух направлений — лингвистики и теории медиа — сформировалась самостоятельная научная дисциплина — медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко — от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики — речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область — грамматика медиаречи, задача которой — выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область — стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в различных условиях профессионально-речевой деятельности. Третья — медиалингводискурсология — исследует воплощение речевых процедур медиакоммуникации в разных типах межтекстовых совокупностей, а также...

Нативная реклама как инструмент digital-коммуникации бренда

Повсеместный рост сети Интернет и увеличение количества его пользователей стали одной из причин перенасыщенности сети рекламой. Явление баннерной слепоты и распространение программного обеспечения для блокировки баннеров привело к необходимости интегрировать месседжи брендов в онлайн-контент. В статье нативная реклама рассматривается как один из новых и эффективных инструментов digital-коммуникации бренда. Проведен анализ актуальных примеров нативной рекламы в трех крупнейших русскоязычных интернет-изданиях. Анализ показал, что рынок нативной рекламы стремительно развивается, что следует учитывать как брендам, так и издателям. Было установлено также, что для текстов нативной рекламы характерны следующие стилистические особенности: лаконичность (текст содержит короткие предложения и абзацы, его отличает простой синтаксис); конкретность (отсутствие лирических отступлений, рассуждений, описаний общеизвестных фактов и др.); обращенность к читателю; оригинальность (отсутствие в текстах ...

Актуальные направления исследования медийного интернет-пространства

Рассматриваются основные направления исследования медийного интернет-пространства. Определяются границы объекта исследования, куда включаются гипермедиа, использующие одновременно различные средства доставки контента (офлайновые и онлайновые издания), а также трансмедиа — новые медиа (социальные сети). Описываются основные характеристики медийного интернет-текста, на которые в первую очередь было обращено внимание исследователей: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, синхронность/асинхронность общения, полисубъектность. Прослеживается становление теоретического аппарата исследований медийного интернет-пространства, отмечается междисциплинарный характер таких дисциплин, как медиалингвистика, интернет-лингвистика, медиалогия. Отмечается интегративный характер методов исследования медиатекста. Ставится задача определить актуальные перспективы исследований медийного интернет-текста. Наиболее актуальными признаются исследования конвергентных жанров, возникших на стыке ра...

Network nominations of media communication participants in the modern Russian language

The paper is dedicated to the analyses of the modern media communication participants’ nomination examples as a live speech-creating process occurring in the computer-mediated discourse of the Internet, i.e. in a virtualized social space characterized by the desire to make the dialogue between the communicants maximally close. Interactivity and the involvement of all participants of network interaction into the creation of media content lead to the decentralization of communication and the transformation of the object of media communication into a full-fledged subject and creates the equality of the addressee and addresser. The convergent space of a modern media sphere which definites the media communication participants’ choice of certain speech behavior models is characterized by a specific hierarchy of communicants’ relations within the subject — object or the subject — subject dialogical interaction. Communication in the cognitive specific environment of media-reality allows the...

Лингвистические исследования политического медиадискурса

В работе дается обзор основных направлений изучения российского политического медиадискурса. Выделены три этапа развития в России медиалингвистики политической сферы. Первые два этапа развивались в русле функциональной стилистики. На первом были установлены пространство распространения и важнейшие черты общественно-политического медиадискурса, выявлено участие языковых средств в выражении этих черт, намечены векторы типологического исследования данного дискурса. Второй этап связан с анализом речежанровой структуры общественно-политического дискурса и выделением конституирующих стилистических признаков каждого из выделенных в нем текстотипов. Третий этап — собственно медиалингвистический — связан с развитием комплексного праксиологического подхода, при котором политический медиадискурс рассматривается как пространство осуществления политической деятельности. Для такого анализа используются методики, выработанные в разных направлениях коммуникативной лингвистики. В ходе анализа раскрыва...

Медиалингвистика в Германии

Рассмотрение лингвистических перспектив, связанных с функционированием текстов и способов их интерпретации в медиа, обусловливает необходимость обращения к многочисленным медийным феноменам в печатной и электронной среде. Их «следы» в различных стилях коммуникативного поведения документируют деятельность общественных институтов (издательских домов, поисковых систем, радио- и телекорпораций и т. п.) и в значительной степени определяют характер медиально опосредованного речеупотребления. Именно медиаречь становится предметом изучения в медиалингвистике. Существуя на пересечении лингвистики и медиалогии, медиалингвистика отражает не только способы передачи информации, но и постоянную динамику медиаречи. Современное состояние медиалингвистики в Германии в полной мере подтверждает указанную тенденцию, выражающуюся прежде всего в медиальной актуализации языка, а также в определении места инсценировок и стратегических действий акторов в процессе репрезентации действительности. В обзоре показ...

Просодия медиаречи в условиях конвергенции

Экстралингвистические факторы, влияющие на развитие современных медиа, диктуют необходимость трансформации речи, звучащей в медиаэфире. В условиях практики многоканальности одно и то же сообщение в течение ограниченного периода времени передается журналистом на нескольких медийных платформах, что требует знания основных законов звучащей речи и владения выразительными возможностями просодии, уместными в конкретной эфирной конситуации. В данной статье речь в медиаэфире рассматривается в единстве с экстралингвистическими факторами, определяющими специфику медиаречи. Предложенная типология современной медиаречи дает возможность оценить выразительные возможности просодии в зависимости от типа речи и жанровых особенностей журналистских материалов и формулировать практические рекомендации по озвучиванию текстов для медиаэфира. На примере монологической речи прослеживается, как меняются просодические характеристики речи журналиста в условиях конкретной медиакоммуникации, какие приемы звучаще...