Воскресенье, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Метка: медиадискурс

Media discourse on women in politics: The first Muslim woman of colour in US Congress

Медиадискурс о женщинах в политике: первая темнокожая мусульманка в Конгрессе США Статья является частью более развернутого исследования о представлении мусульманских женщин в средствах массовой информации. Основное внимание уделяется презентации Ильхан Омар, первой женщины-мусульманки в американском Конгрессе, рожденной в Сомали, а также последним публикациям об Омар, обсуждающим ее личную семейную жизнь и предполагаемый брак, в который она готова вступить со своим братом, чтобы дать ему возможность получить зеленую карту для проживания в США. Эта тема предполагает пересечение нескольких основных исследовательских областей: феминизм, исследование медиа и культурные исследования. Такое пересечение возможно, поскольку акцентируется предвзятое представление СМИ, призванное уменьшить реальную ценность женщины-политика, которая является носителем различных идентичностей, в частности гендерных, религиозных, этнических и классовых. Корпус исследования состоит из 42 статей, опубликованных в ...

Демотиватор в медиадискурсе: границы и свойства жанра

Демотиватор рассматривается как новый сетевой жанр массмедиа, который вовлекает в свою орбиту рекламу, логотипы, политическую карикатуру в СМИ. Стилистическая основа для этого — общие жанровые признаки, которые прослеживаются и в изобразительной, и в вербальной части текста, а также одинаковая стилистическая доминанта — ироническая модальность, которую можно рассматривать как конструктивную смысловую основу. Анализируются медийные свойства демотиватора: утилитарность, злободневность, поликодовость, интертекстуальность, включенность в актуальный медиадискурс, социальная оценочность. Это текст, вторичный по отношению к корпусу текстов СМИ. Последний рассматривается как дискурс, нижний ярус, контекст, реакцией на который становится демотиватор: таким образом аудитория массмедиа реагирует на актуальную повестку СМИ так же, как она реагирует на информацию СМИ в постах — репликах по поводу обсуждаемого в массмедиа. Но, в отличие от постов, это литературный жанр с оформленным составом призна...

Типы адресата в медиадискурсе

Статья представляет результаты исследования адресата современного медиадискурса. Автор рассматривает доминирующую в цифровых медиа интерактивную модель информационного взаимодействия между участниками коммуникации. Эта модель характеризуется активностью аудитории, для которой мир медиа часто становится единственной реальностью. Интерактивность не подразумевает четкого разделения на адресата и адресанта, что наблюдается в естественной коммуникации. Это обусловило размывание границ медиадискурса, в результате чего вербальная реакция адресата, ранее наблюдаемая в основном в бытовом общении, переходит в медиадискурс. Предлагаемая в статье сегментация адресатного поля, включающего всех участников медиадискурса, учитывает такой фактор, как интенция участников коммуникации. Когнитивная интенция определяет адресатную роль, коммуникативная интенция реализует авторский потенциал. Будучи реализована в медиадискурсе, коммуникативная интенция обеспечивает автору статус субъекта конструирования мед...

Риторизация современного медиапространства как фактор релевантности проблемы риторического кода в медиадискурсе

Рассматривается проблема риторизации современного публичного пространства, связанная с поисками новых форм коммуникации автора и адресата, усложнением репрезентации медийного дискурса, увеличением числа способов получения и обработки информации и попыткой определения вектора развития личности и характера ее бытования в условиях изменяющейся социокультурной реальности. Современная медиасистема в настоящее время подвержена значимым и глубоким трансформациям, истоки которых не только в интенсификации и усложнении технологической коммуникационной составляющей медиадействительности, но и в устремленности последней к кросс-культурным реалиям, доминированию авторского полюса, авторского сознания, отражающего действительность в речевой практике. И форма речевого поведения автора, его медиаобраз точно так же участвуют в этих процессах, адаптируются к новым условиям, актуализируя необходимость разговора о современном риторическом статусе медиаличности. Актуальность данного направления исследова...

Лингвистическая рефлексия интенциональности словацкого медиадискурса

На основе результатов критического анализа дискурса влиятельных словацких общественно-политических медиа рассматриваются проблемы диалогизации, коллоквиализации, тривиализации, вульгаризации, фактографичной неопределенности, инфотейнмента и других проявлений преобладающих «качественных» ориентиров интенциональности современного медиатекста. Проблема интенциональности как движущей силы формирования и декодирования любого медиатекста и медиареальности как своеобразного конструкта на пересечении социальной и дискурсивной реальностей довольно сложна и разноаспектна, поэтому наше исследование ограничилось парциальной дескрипцией, толкованием и объяснением только некоторых аспектов и их языкового воплощения (на уровне лексики и синтаксиса). Особое внимание уделяется проблематике аксиологической дефектности, нарушающей идеальные, то есть в отношении медиадискурса институционально нормированные в этических кодексах, условия коммуникативного поведения. Аксиологическая дефектность медиадискурса...

The System of Russian Contemporary Media Discourse Media Toposes as a Reflection and a Transformation of Russian Cultural Archetypes

The article focuses on a discussion that the media rhetoric approach to the study of modern practices in media discourse should be included in a new paradigm of linguistic disciplines concentrated on the person speaking. The problem of formation of media topics in modern media is discussed on the basis of existing archetypical toposes of Russian culture. Interpretation and transformation of the national system of topics are one of the sides of the strategic activities of modern media, forming a new picture of the world, the media picture of the world. The example of ʻUkraineʼ as a new media topos is used to understand the processes of change in mental dominant of contemporary consciousness of Russians. Verbal play related to the sphere of this media topos demonstrates primarily targeting of such a speech behavioral dominant as aggression and is expressed in a creative invective. Such discursive practice becomes normal for Russian-speaking environment (especially on the Internet) and cl...

Особенности аргументативных медиадискурсов России и Сербии (на материале выборов мэра Москвы и мэра Белграда 2018 г.)

Целью исследования было описание аргументационного речевого дискурса в современных политических культурах двух славянских стран на материале выборов мэра столицы. В качестве материала были проанализированы 12 текстов на русском языке и 12 текстов на сербском языке, в которых говорится о Сергее Собянине (кандидате на пост мэра Москвы) и Зоране Радойичиче (кандидате на пост мэра Белграда). В статье показано, что в анализированных дискурсах тезис «Следует голосовать за кандидата Х» обосновывается аргументами «Потому что команда Х-а — лучшая», «Потому что президент страны поддерживает кандидатуру Х-а», «Потому что ряд известных людей поддерживает кандидатуру Х-а», «Потому что простые граждане поддерживают кандидатуру Х-а». Различаются медиадискурсы России и Сербии риторическим оформлением этих аргументов, а также тем, что: а) в дискурсе московского кандидата в мэры активно используются данные о положительных результатах работы его команды, а в дискурсе белградского кандидата в мэры основн...

Новые модели коммуникации и стилистические приоритеты современного медиадискурса

Рассматривается медиадискурс как совокупность интра- и экстралингвиcтических структур, отражающих «фрагмент» действительности и аккумулирующих в себе иерархию знаний о происходящем. Показывается, каким образом качество информационного отображения деятельности человека в разных сферах жизни зависит от знания факторов, которые организуют бытие, создают коммуникативный эффект в тексте. Доказывается, что в таком ракурсе медиадискурс предстает в качестве коммуникативного явления, охватывающего все аспекты общения, начиная с речевой организации и заканчивая погружением текста «в жизненное пространство», обеспечивающее общение и имеющее своей задачей наладить творческое сотрудничество, диалог между журналистом и читателем, слушателем, зрителем, пользователем интернета. Определяются пути поиска организации такого сотрудничества, которые напрямую зависят от стилистических характеристик текста и его экстралингвистической направленности. Белорусские ученые, изучая интралингвистику медиатекста, о...

ЖИЗНЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

западных СМИ, рассматриваются вопросы конструирования новой действительности и мифологизации политического медиадискурса США и Великобритании. Современное дискурсивное пространство заполнено мифами разного рода, которые отражают стандартизированные упрощенные представления о действительности, событиях или людях. В американских и британских СМИ миф выступает как средство воздействия на массовое сознание и инструмент формирования негативного образа России. Зарубежные СМИ пытаются развенчать мифы, созданные, по их мнению, в России. В результате происходит переписывание российских «мифов» и создание новых западных мифов о России. В зарубежной прессе важное значение придается дегероизации центрального героя мнимых, с их точки зрения, российских мифов, которым является глава государства В. В. Путин. Особое внимание в статье уделяется модели создания западного мифа путем развенчания российского мифа, а также различным языковым средствам, которые нацелены на разграничение мифологической и реал...

RESEARCH OF LANGUAGE IN FILM. MEDIA LINGUISTIC APPROACH

ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА В КИНО: МЕДИАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В статье автор рассматривает такую проблему языка в кино. Анализ вербальной стороны фильмового произведения до сих пор редко становился темой польских языковедческих исследований.Главной теоретической базой предлагаемого рассуждения становятся основы медиалингвистики, современного научного направления, изучающего язык массмедиа. Автор обосновывает точку зрения, в соответствии с которой дискурс языка фильмов (кинодискурс) можно считать частью языковых дискурсов медиа (наряду с прессой, радио, телевидением и Интернетом), а кроме того, делает предположение о том, в каких конкретных направлениях могут вестись исследования относительно языка в кино. Статья имеет теоретический характер и может быть осмыслена как руководство к действию исследователей богатого и разнообразного языка кино. Abstract In his paper the author discusses the issue of language in film. Analysis of the verbal dimension of a film has not been often c...