Воскресенье, 19 сентябряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

Метка: дискурс-анализ

Рекламное имя в массовом языковом сознании носителей русского языка (на материале интернет-конкурсов на лучшее название)

Статья посвящена выявлению массовых представлений современных носителей русской лингвокультуры о рекламном имени. Под термином «рекламное имя» рассматриваются имена собственные, используемые для обозначения объектов, подлежащих рекламированию (названий товаров, услуг, коммерческих предприятий и т. п.). Отношение к этим именам больших групп людей, объединенных в одно время общей номинативной задачей, демонстрируют массовые конкурсы на лучшее название. Материалом для анализа послужили четыре интернет-конкурса последнего десятилетия, посвященные изобретению рекламных имен, обозначающих разные группы объектов: автомобиля, банковской карты, сети магазинов, жилого комплекса. Единицами анализа выступали не только номинации, выбранные в итоге в качестве рекламного имени, но и весь корпус конкурсных названий. Такой подход обусловил использование комплексной методики исследования, включающей: дискурс-анализ конкурсов как коммуникативно значимых событий, дающий возможность разложить на последов...

ЖИЗНЬ МИФА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

западных СМИ, рассматриваются вопросы конструирования новой действительности и мифологизации политического медиадискурса США и Великобритании. Современное дискурсивное пространство заполнено мифами разного рода, которые отражают стандартизированные упрощенные представления о действительности, событиях или людях. В американских и британских СМИ миф выступает как средство воздействия на массовое сознание и инструмент формирования негативного образа России. Зарубежные СМИ пытаются развенчать мифы, созданные, по их мнению, в России. В результате происходит переписывание российских «мифов» и создание новых западных мифов о России. В зарубежной прессе важное значение придается дегероизации центрального героя мнимых, с их точки зрения, российских мифов, которым является глава государства В. В. Путин. Особое внимание в статье уделяется модели создания западного мифа путем развенчания российского мифа, а также различным языковым средствам, которые нацелены на разграничение мифологической и реал...

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «НАРОД» И «ВЛАСТЬ» В ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИМИДЖЕТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ РФ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)

общений, появляющихся в официальных аккаунтах политических субъектов РФ в социальной сети «ВКонтакте». Исследуются базовые концепты политического дискурса «народ» и «власть», благодаря которым политические акторы формируют собственный имидж и привлекают потенциального избирателя с помощью различного смыслового наполнения этих понятий. В работе представлены результаты аналитико-реферативной интерпретации понятия политического дискурса и политического медиадискурса, их взаимосвязи через дискурс СМИ. Автор обращается к изучению роли социальных сетей как незаменимого и актуального инструмента в современном политическом имиджетворчестве. В качестве эмпирического материала выступают записи на страницах социальной сети «ВКонтакте» трех политических партий — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — и общественного движения «Общероссийский народный фронт». Abstract VERBALIZATION OF THE CONCEPTS “PEOPLE” AND “POWER” IN POLITICAL MEDIA DISCOURSE (THE CASE OF POLITICAL ACTORS’ IMAGEMAKING IN SOCIAL NETWO...

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ПРАКТИКИ И МЕДИАТЕКСТ: К ТИПОЛОГИИ КОДОВЫХ ФАКТОРОВ

В статье предпринята попытка описания кодовых факторов, служащих основой формирования специального письменного подъязыка, обладающего своей сферой применения и своими правилами и нормами речевого поведения, обусловленными потребностями эффективной передачи информации в профессионально ориентированных медиатекстах. В основе типологии — совокупность функционально-стилевых факторов, предложенных М. Елинеком (кодовые, адресатные, определяемые условиями общения и функциональные), а также ряд процедур, сопровождающих производство дискурса (М. Фуко). На материале жанра интервью рассматриваются речевые практики и дискурсивные коды, характерные для текстов данной жанровой принадлежности.Гипотезой исследования является предположение о том, что взаимодействие «разных языков коммуникации» в медиатексте, созданном с учетом профессионально-речевых практик, приводит к формированию специального письменного подъязыка, обусловленного потребностями эффективной передачи информации. Abstract ...

PROFESSOR STANISŁAW GAJDA’S STYLE

СТИЛЬ ПРОФЕССОРА СТАНИСЛАВА ГАЙДЫ Профессор Гайда, пользующийся международным признанием популяризатор исследований стиля, занимается его разными обликами уже более сорока лет; одной из его первых статей были «Примечания о научном стиле» (1974). Пишет о стиле как о «гуманитарной структуре текста» (1983), и эта фраза, вместе с определением понятия, перешла в классику языковедческих исследований.Поэтому целью данной статьи является представление важнейших основ стиля профессора. Важным здесь является не количественный подход, учитывая огромное число его трудов, это, скорее, лишь отправная точка к дальнейшим рассуждениям. Анализ индивидуального стиля с преобладанием анализа конкретных текстов опирается в данном случае на применение взгляда профессора на научный стиль к его собственной главе «Теория стиля и стилистика» из тома «Стили современного польского языка» (2013). Здесь он дополнен наиболее характерными элементами, присутствующими в других образцовых текстах, а также сопоставление...