Пятница, 13 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ МЕДИЙНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ИДИОСТИЛЬ

Пуб­ли­ка­ция под­го­тов­ле­на в рам­ках под­дер­жан­но­го РГНФ науч­но­го про­ек­та № 15–04-00216

Про­цес­сы гло­ба­ли­за­ции в совре­мен­ном обще­стве и свя­зан­ные с ними новые инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии опре­де­ля­ют изме­не­ния в обще­ствен­ном созна­нии и прак­ти­ке рече­во­го обще­ния язы­ко­вой лич­но­сти. Это тре­бу­ет серьез­но­го изу­че­ния. Меня­ю­ща­я­ся язы­ко­вая реаль­ность и тех­но­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти, уси­ле­ние вни­ма­ния к меди­а­ком­му­ни­ка­ции [Аннен­ко­ва 2011; Вар­та­но­ва 2011; Доб­рос­клон­ская 2005; 2008; Дус­ка­е­ва 2014; Казак 2010; Кай­да 2006; Клу­ши­на 2008; Кара­сик 2014; Солга­ник 2000; 2014, и др.] обу­слов­ли­ва­ют новые под­хо­ды к ее иссле­до­ва­нию, сти­му­ли­руя и наме­чая новый век­тор науч­ной линг­ви­сти­че­ской пара­диг­мы, кото­рую мож­но назвать инфор­ма­ци­он­но-медий­ной [Чер­няв­ская 2014; Болот­нов 2015]. Об уси­ли­ва­ю­щей­ся роли СМИ и наме­ча­ю­щей­ся транс­фор­ма­ции «чело­ве­ка соци­аль­но­го» в «чело­ве­ка медий­но­го» писа­ла Е. Л. Вар­та­но­ва [Вар­та­но­ва 2011: 215]. На фор­ми­ро­ва­ние меди­аль­ной пара­диг­мы и осо­бую зна­чи­мость «мате­ри­аль­но­го фор­ма­та для выра­же­ния мен­таль­но­го содер­жа­ния» ука­зы­ва­ла В. Е. Чер­няв­ская [Чер­няв­ская 2014: 242]. В каче­стве основ­ных поня­тий инфор­ма­ци­он­но-медий­ной пара­диг­мы нами рас­смот­ре­ны: мир гло­баль­но­го досту­па к инфор­ма­ции; инфор­ма­ци­он­ный повод; инфор­ма­ци­он­но-медий­ная язы­ко­вая лич­ность; инфор­ма­ци­он­ное поле лич­но­сти и тек­ста; инфор­ма­ци­он­ные вол­ны; тре­тич­ные тек­сты [подр. см.: Болот­нов 2014; 2015].

Инфор­ма­ци­он­но-медий­ную язы­ко­вую лич­ность опре­де­ля­ем как язы­ко­вую лич­ность (носи­те­ля язы­ка), фор­ми­ро­ва­ние и само­ре­а­ли­за­ция кото­рой про­ис­хо­дят под вли­я­ни­ем новых инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в резуль­та­те сете­во­го обще­ния. К ее осо­бен­но­стям отне­се­ны: «1) откры­тость как готов­ность к новой инфор­ма­ции и насущ­ная потреб­ность в ней; 2) пуб­лич­ность в оцен­ке новой инфор­ма­ции; 3) мно­го­уров­не­вость и моза­ич­ность миро­ви­де­ния, эклек­тич­ность миро­вос­при­я­тия; 4) поли­дис­кур­сив­ность; 5) инди­ви­ду­а­ли­за­ция, само­до­ста­точ­ность, стрем­ле­ние к само­пре­зен­та­ции; 6) сво­бо­да выра­же­ния себя, сво­их оце­нок и цен­ност­ных уста­но­вок» [Болот­нов 2014: 52].

В зада­чи дан­ной ста­тьи вхо­дит рас­смот­ре­ние свя­зи идио­сти­ля и инфор­ма­ци­он­но­го поля медий­ной язы­ко­вой лич­но­сти, опре­де­ля­е­мо­го как «про­стран­ство обще­ния или инди­ви­ду­аль­ный дис­курс, кото­рый скла­ды­ва­ет­ся из дис­кур­сив­ных прак­тик в раз­лич­ных сфе­рах ком­му­ни­ка­ции чело­ве­ка в про­цес­се его про­фес­си­о­наль­ной, твор­че­ской и лич­ной жиз­ни» [Болот­нов 2015: 112]. Счи­та­ем, что «к инфор­ма­ци­он­но­му полю лич­но­сти мож­но отне­сти репу­та­цию и авто­ри­тет чело­ве­ка, цити­ру­е­мость (пуб­лич­ность, извест­ность) той или иной лич­но­сти, всту­па­ю­щей в обще­ние. Поле вклю­ча­ет цепоч­ку ассо­ци­а­ций, кото­рые свя­за­ны с опре­де­лен­ной лич­но­стью, ее теза­у­ру­сом, кар­ти­ной мира, систе­мой цен­но­стей, отра­жен­ных в дис­кур­се» [Там же: 113].

В узком смыс­ле инфор­ма­ци­он­ное поле свя­за­но с лич­но­стью и порож­да­е­мы­ми ею тек­ста­ми. Оче­вид­но, что инфор­ма­ци­он­ное поле лич­но­сти пред­по­ла­га­ет пере­ход в про­дукт (текст) и в кон­текст, т. е. инфор­ма­ци­он­ное поле лич­но­сти име­ет дис­кур­сив­ную сущ­ность и отра­жа­ет­ся в инфор­ма­ци­он­ном поле тек­ста. В широ­ком смыс­ле инфор­ма­ци­он­ное поле свя­за­но со зна­ни­ем вооб­ще. Нас инте­ре­су­ет первое.

Кон­кре­ти­зи­ру­ем с точ­ки зре­ния струк­ту­ры, средств выра­же­ния, свя­зи с теза­у­ру­сом и идио­сти­лем инфор­ма­ци­он­но-медий­ной язы­ко­вой лич­но­сти (ЯЛ) осо­бен­но­сти ее инфор­ма­ци­он­но­го поля, кото­рое явля­ет­ся дина­мич­ным, про­цес­су­аль­ным, свя­за­но с ее спо­соб­но­стью созда­вать в гло­баль­ном инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве меди­а­тек­сты и уве­ли­чи­вать рей­тинг меди­а­ци­ти­ро­ван­но­сти, известности.

I. Струк­ту­ра инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ явля­ет­ся мно­го­слой­ной, его модель в нашей интер­пре­та­ции вклю­ча­ет в себя 6 сло­ев: 1) ядро инфор­ма­ци­он­но­го поля — лич­ность созда­те­ля (медиа­пер­со­на) и ее медий­ные про­дук­ты — пер­вич­ные тек­сты, у кото­рых есть автор­ство; 2) круг медий­ной дея­тель­но­сти лич­но­сти (вза­и­мо­от­но­ше­ния с раз­лич­ны­ми сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции: уча­стие в пере­да­чах, бло­гах на раз­ных пло­щад­ках, выступ­ле­ни­ях на радио и т. д.); 3) слой вза­и­мо­от­но­ше­ний с ауди­то­ри­ей (пиар-меро­при­я­тия, пиар-кам­па­нии, дея­тель­ность по само­про­дви­же­нию, само­пре­зен­та­ции); 4) круг дело­вых кон­так­тов и кон­так­тов с дру­ги­ми медий­ны­ми лич­но­стя­ми (поле уси­ли­ва­ет­ся бла­го­да­ря вклю­че­нию одно­го в орби­ту дру­го­го; напри­мер, Ксе­ния Соб­чак и В. Познер в пере­да­че «Соб­чак живьем» на кана­ле «Дождь»); 5) слой обрат­ной свя­зи (рефлек­сии язы­ко­вой лич­но­сти на обрат­ную связь — поле вто­рич­ных тек­стов, столк­но­ве­ния с кон­тр­тек­ста­ми, их оцен­ка: объ­ек­тив­ны или нет; вери­фи­ци­ро­ва­ны или нет); 6) слой тре­тич­ной ком­му­ни­ка­ции, когда в мас­сме­диа рож­да­ют­ся инфор­ма­ци­он­ные пово­ды и идет реак­ция на вто­рич­ные тек­сты; акти­ви­зи­ру­ют­ся инфор­ма­ци­он­ные вол­ны и их эффек­ты (куму­ля­тив­ный, кас­кад и др.), рож­да­ют­ся тре­тич­ные тек­сты; в инфор­ма­ци­он­ном поле яркой медий­ной лич­но­сти могут появ­лять­ся новые инфор­ма­ци­он­но-медий­ные лич­но­сти, новые пер­со­на­жи инфор­ма­ци­он­но­го эха. Чем даль­ше в пред­ло­жен­ной моде­ли инфор­ма­ци­он­ный слой нахо­дит­ся от ядра инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ, тем боль­ше ее депер­со­ни­фи­ка­ция, т. е. инфор­ма­ция отде­ля­ет­ся от человека.

II. Сред­ства выра­же­ния инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ могут быть экс­тра­линг­ви­сти­че­ски­ми и линг­ви­сти­че­ски­ми. К пер­вым отно­сят­ся: 1) рей­тинг цити­ро­ва­ния на осно­ве неза­ви­си­мо­го иссле­до­ва­ния, под­твер­жда­ю­ще­го ста­тус пер­со­ны в сфе­ре ее дея­тель­но­сти; 2) репу­та­ци­он­но-ими­д­же­вый резуль­тат (авто­ри­тет и вос­тре­бо­ван­ность); 3) резуль­та­ты дея­тель­но­сти в мно­го­ка­наль­ной ком­му­ни­ка­ции (в газе­тах, на радио, на теле­ви­де­нии, в Интер­не­те); 4) узна­ва­е­мость пер­со­ны или резуль­та­тов ее дея­тель­но­сти; 5) неод­но­знач­ность репутации.

К линг­ви­сти­че­ским сред­ствам выра­же­ния инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ, опре­де­ля­ю­щим его спе­ци­фи­ку и силу воз­дей­ствия и отра­жа­ю­щим идио­стиль, отно­сят­ся: 1) рито­ри­че­ский и сти­ли­сти­че­ский арсе­нал исполь­зу­е­мых ЯЛ средств; 2) актив­ность тек­сто­вой дея­тель­но­сти (коли­че­ство порож­да­е­мых ЯЛ меди­а­тек­стов); 3) типич­ные для ЯЛ рече­вые жан­ры и их раз­но­об­ра­зие; 4) харак­тер­ные для дис­кур­сив­ных прак­тик ЯЛ клю­че­вые сло­ва, тема­ти­че­ские груп­пы исполь­зу­е­мой лек­си­ки, типич­ные для меди­а­тек­стов ЯЛ син­так­си­че­ские осо­бен­но­сти и доми­ни­ру­ю­щие в ее дис­кур­се типы речи.

III. Связь инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ с ее теза­у­ру­сом оче­вид­на. Чем боль­ше теза­у­рус, тем боль­ше воз­мож­ность воз­дей­ство­вать на обще­ство и боль­ше адрес­ных групп, кото­рые могут быть задей­ство­ва­ны. Содер­жа­ние теза­у­ру­са опре­де­ля­ет инфор­ма­ци­он­ное поле ЯЛ и ради­ус его дей­ствия. Теза­у­рус фор­ми­ру­ет­ся из дис­кур­сов, в кото­рые погру­жен чело­век: дис­кур­сы Интер­не­та и теле­ви­де­ния фор­ми­ру­ют раз­ные инфор­ма­ци­он­но-медий­ные ЯЛ, кото­рые вос­тре­бо­ва­ны в раз­ной сре­де по прин­ци­пу «свой / чужой».

Ради­ус дей­ствия инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ отно­си­тель­но нее как авто­ра зави­сит: 1) от кана­ла вос­при­я­тия и сре­ды: интел­лект, уров­ни и спо­соб­но­сти вос­при­я­тия фор­ми­ру­ют­ся сре­дой; 2) от вре­ме­ни погру­же­ния в инфор­ма­цию; 3) от средств фор­ми­ро­ва­ния инте­ре­са, кото­рые могут вызы­вать при­вы­ка­ние; 4) от идио­сти­ля ЯЛ; 5) от тех­но­ло­гий, свя­зан­ных с тек­стом, с мани­пу­ля­ци­ей. С точ­ки зре­ния адре­са­та дей­ствие инфор­ма­ци­он­но­го поля медий­ной ЯЛ опре­де­ля­ет­ся: 1) пло­щад­кой, где ска­за­но или напи­са­но сло­во; 2) темой; 3) новиз­ной инфор­ма­ции; 4) ее обще­ствен­ной зна­чи­мо­стью; 5) харак­те­ром свя­зан­ных с инфор­ма­ци­он­ным полем ЯЛ авто­ра инфор­ма­ци­он­ных волн и их эффек­тов (ворон­ки, приз­мы и т. д.); если их нет, то инфор­ма­ция ЯЛ дол­го не будет суще­ство­вать, не будет востребована.

IV. Инфор­ма­ци­он­ное поле ЯЛ и ее идио­стиль. Нами при­ня­та модель идио­сти­ля ЯЛ в соот­вет­ствии с реа­ли­зу­е­мым в ком­му­ни­ка­тив­ной сти­ли­сти­ке тек­ста [см.: Болот­но­ва 2012]) ком­плекс­ным ком­му­ни­ка­тив­но-когни­тив­ным под­хо­дом к нему, пред­по­ла­га­ю­щим выде­ле­ние раз­ных сти­лей: куль­тур­но-рече­во­го, ком­му­ни­ка­тив­но­го, когни­тив­но­го, вклю­чая его суб­сти­ли: мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский, теза­у­рус­ный, интел­лек­ту­аль­ный, эпи­сте­мо­ло­ги­че­ский [см.: Болот­но­ва, Болот­нов 2012]).

Связь инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ с ее идио­сти­лем мно­го­ас­пект­на. Во-пер­вых, идио­стиль фор­ми­ру­ет инфор­ма­ци­он­ное поле ЯЛ, во-вто­рых, идио­стиль обла­да­ет адап­тив­но­стью по отно­ше­нию к инфор­ма­ци­он­но­му полю, так как стиль и имидж фор­ми­ру­ют­ся под обсто­я­тель­ства и усло­вия сре­ды, на кото­рые надо воз­дей­ство­вать инфор­ма­ци­он­но-медий­ной ЯЛ. Идио­стиль в про­цес­се дея­тель­но­сти ЯЛ адап­ти­ру­ет­ся под ее инфор­ма­ци­он­ное поле. Важен и такой аспект: идио­стиль спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию и уси­ле­нию инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ, когда есть «под­пит­ка» от дру­го­го инфор­ма­ци­он­но­го поля СМИ или ЯЛ.

В инфор­ма­ци­он­ном поле ЯЛ есть доми­нан­ты смыс­лов (А. Невзо­ров, напри­мер, не смог бы с удо­воль­стви­ем рас­суж­дать о гар­мо­нии, как Б. Гре­бен­щи­ков) и типич­ные для ЯЛ сред­ства выра­же­ния и при­е­мы. Так, в дис­кур­се В. Шен­де­ро­ви­ча в каче­стве его язы­ко­вой осо­бен­но­сти мож­но отме­тить часто исполь­зу­е­мые вопро­сы «Да? Да?»; В. Познер обыч­но прак­ти­ку­ет пере­сказ какой-нибудь клас­си­че­ской исто­рии с уточ­не­ни­я­ми, допол­не­ни­я­ми, цитирование.

Рас­смот­рим в каче­стве иллю­стра­ции связь инфор­ма­ци­он­но­го поля и идио­сти­ля извест­но­го жур­на­ли­ста В. Позне­ра, кото­рый про­фес­си­о­наль­но зани­ма­ет­ся медий­ной дея­тель­но­стью более 40 лет, явля­ет­ся авто­ром ряда книг, филь­мов, рабо­тал в Рос­сии и за рубе­жом, высту­па­ет на радио и теле­ви­де­нии. Это яркая, эру­ди­ро­ван­ная лич­ность, вла­де­ю­щая кро­ме рус­ско­го англий­ским, фран­цуз­ским, немец­ким язы­ка­ми. Для ана­ли­за нами взя­ты бло­ги жур­на­ли­ста на сай­те «Эхо Моск­вы» 2012–2013 гг. и интер­вью в июле и авгу­сте 2015 г.

Инфор­ма­ци­он­ное поле дан­ной ЯЛ и ее теза­у­рус харак­те­ри­зу­ют­ся слож­ной струк­ту­рой и мас­штаб­но­стью с акцен­том на поли­ти­ке, рели­гии, нрав­ствен­ных цен­но­стях, в неко­то­рой сте­пе­ни на эко­но­ми­ке и куль­ту­ре стран Аме­ри­ки, Фран­ции, Гер­ма­нии, Рос­сии, на вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях куль­тур, в кото­рых жур­на­лист сфор­ми­ро­вал­ся как лич­ность. Ср. неко­то­рые назва­ния его бло­гов: «О нака­за­нии за отри­ца­ние дей­ствий анти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции» (25 июня 2013 г.); «О том, чем гор­дят­ся рос­си­яне» (18 июня 2013 г.); «Об оскорб­ле­нии чувств веру­ю­щих» (31 мая 2013 г.); «О кино и вос­пи­та­нии пат­ри­о­тиз­ма» (18 мар­та 2013 г.); «О стрем­ле­нии к иде­а­лу» (18 фев­ра­ля 2013 г.) и др.

Познер — про­фес­си­о­нал высо­ко­го клас­са, о мас­шта­бе его инфор­ма­ци­он­но­го поля мож­но судить по его извест­но­сти, по тому, как он ведет попу­ляр­ную на Пер­вом теле­ка­на­ле пере­да­чу «Познер», у кото­рой более 30 млн. зри­те­лей. Инфор­ма­ци­он­ное поле теле­ка­на­ла уси­ли­ва­ет инфор­ма­ци­он­ное поле дан­ной ЯЛ, но и нала­га­ет опре­де­лен­ные обя­за­тель­ства. Эффект инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ зави­сит от коли­че­ства созда­ва­е­мых им инфор­ма­ци­он­ных пово­дов; от рота­ции и цита­ции в мас­сме­диа пер­вич­ных тек­стов авто­ра; от коли­че­ства вто­рич­ных и тре­тич­ных тек­стов (их про­сле­дить слож­нее). В этом плане рас­смат­ри­ва­е­мая ЯЛ отли­ча­ет­ся силь­ным инфор­ма­ци­он­ным полем. В интер­вью в июле 2015 г. на пря­мой вопрос о том, поче­му он соби­ра­ет пол­ные залы, сле­ду­ет ответ:

«…Это меня пора­жа­ет и раду­ет. Я, поло­жа руку на серд­це, не могу вам отве­тить, поче­му. Без­услов­но, я им инте­ре­сен, ина­че они не при­шли бы. Но вот чем же? Что я тако­го сде­лал, что­бы быть им инте­рес­ным? Я не знаю. Воз­мож­но, пото­му что я чест­ный чело­век, я не вру им, гово­рю то, что думаю, а не то, что, воз­мож­но, кто-то хотел бы, что­бы я гово­рил» (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​7​/​1​1​9​97/).

Рей­тинг цити­ро­ва­ния Позне­ра, зани­ма­ю­ще­го 13‑е место в два­дцат­ке самых цити­ру­е­мых жур­на­ли­стов, по дан­ным неза­ви­си­мой ком­па­нии «Медиа­ло­гия» с уче­том более 255 000 источ­ни­ков за июнь 2015 г., соста­вил 253,16 (URL: phtt://www.mlg.ru/ratings/journalists/).

В. Познер зани­ма­ет­ся инфор­ма­ци­он­ной ана­ли­ти­кой, это его сте­зя. В его дис­кур­сив­ных прак­ти­ках доми­ни­ру­ют рас­суж­де­ния с эле­мен­та­ми опи­са­ния. Ср. в каче­стве при­ме­ра дан­ный им точ­ный поли­ти­че­ский порт­рет Хила­ри Клин­тон в интервью:

«Она умна, бес­по­щад­на. При всем внеш­нем оба­я­нии, а оно есть: она может быть чрез­вы­чай­но оба­я­тель­ной, ост­ро­ум­ной, улыб­чи­вой, но за этим скры­ва­ет­ся абсо­лют­но сталь­ная воля и готов­ность идти на все ради постав­лен­ной цели. <…> Кро­ме того, она вла­сти хочет, чтоб не ска­зать — жаж­дет. Это тоже дает пре­иму­ще­ство чело­ве­ку. Такая мощ­ная моти­ва­ция — это плюс…» (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​7​/​1​1​9​97/).

Познер пре­успел в жан­ре интер­вью, при­гла­шая извест­ных поли­ти­ков, пер­сон, кото­рые ста­но­вят­ся медий­ны­ми бла­го­да­ря эфи­ру с жур­на­ли­стом. Напри­мер, М. Про­хо­ров в пери­од изби­ра­тель­ной кам­па­нии 2012 г. полу­чил такой ста­тус после пере­да­чи с Позне­ром, стал офи­ци­аль­но вос­тре­бо­ван­ным. Объ­яс­няя свое отно­ше­ние к интер­вью, жур­на­лист признался:

«Я дав­но при­шел к выво­ду, что спо­рить — бес­смыс­лен­но. Ведь лишь в ред­чай­ших слу­ча­ях уда­ет­ся кого-то пере­убе­дить. Поэто­му я так люб­лю жанр интер­вью. Прак­ти­че­ски я ни с кем не спо­рю. Рас­суж­даю так: Мне бы толь­ко знать ваше мне­ние» (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​7​/​1​1​9​97/).

Откры­вая неко­то­рые сек­ре­ты успе­ха интер­вью, В. Познер отмечает:

«Для того что­бы быть хоро­шим интер­вью­е­ром, надо уметь две вещи. Пер­вое — слу­шать и слы­шать. И не толь­ко то, что чело­век гово­рит, но и то, что не гово­рит. Надо, что­бы чело­век был тебе инте­ре­сен. А еще ты обя­зан пом­нить, что глав­ная фигу­ра — собе­сед­ник, а вовсе не ты» (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​8​/​1​2​2​29/).

Для идио­сти­ле­вой мане­ры В. Позне­ра харак­тер­но отсут­ствие жест­ких оце­нок, его отно­ше­ние часто выра­жа­ет­ся через систе­му вопро­сов и ссыл­ки на лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния Н. А. Некра­со­ва, Н. В. Гого­ля, М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на и др. В мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ском плане ЯЛ соче­та­ет чер­ты санг­ви­ни­ка и флег­ма­ти­ка, про­яв­ляя сдер­жан­ность, опре­де­лен­ную рас­чет­ли­вость, раци­о­на­лизм, праг­ма­тич­ность. В эпи­сте­мо­ло­ги­че­ском аспек­те, что­бы уйти от пря­мой оцен­ки, часто исполь­зу­ет мета­фо­ры. Ср. при­мер в интер­вью 19 авгу­ста 2015 г. жур­на­ли­сту газе­ты «Вечер­няя Москва»:

«Вооб­ще, сво­бо­да печа­ти, сво­бо­да сло­ва — это такой кори­дор: в неко­то­рых стра­нах широ­кий, в неко­то­рых — узень­кий. Но и там, и там — со сте­на­ми. И у того, кто попы­та­ет­ся про­бить эту сте­ну, будут непри­ят­но­сти в любой стране» (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​8​/​1​2​2​29/).

С точ­ки зре­ния ком­му­ни­ка­тив­но­го сти­ля для рас­смат­ри­ва­е­мой ЯЛ харак­тер­ны сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти: веж­ли­вость, так­тич­ность, в послед­нее вре­мя жур­на­лист стал боль­ше гово­рить о лич­ном, при­во­дить при­ме­ры из соб­ствен­ной жиз­ни. В плане ком­му­ни­ка­тив­ных стра­те­гий наблю­да­ют­ся отсыл­ки к цита­там гостя пере­да­чи; прак­ти­ку­ют­ся вопро­сы ауди­то­рии. С точ­ки зре­ния тек­сто­вой дея­тель­но­сти жур­на­лист созда­ет пер­вич­ный текст в бло­ге или обща­ясь с гостем; исполь­зу­ет вто­рич­ные тек­сты — цита­ты дру­гих людей о себе или дру­гом чело­ве­ке; тре­тич­ные тек­сты — то, что фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се изло­же­ния в бло­ге или в интер­вью (воз­мож­но, рож­да­ет­ся новый инфор­ма­ци­он­ный повод, про­яв­ля­ет­ся то, что гость хотел бы скрыть). Ср. реак­цию В. Позне­ра в бло­ге 2012 г. на неожи­дан­ную лож­ную новость о нем самом. Дан­ный блог вклю­ча­ет эвфе­миз­мы и инфор­ма­цию о пер­вич­ном, вто­рич­ных и тре­тич­ных текстах, а так­же созда­ет новый инфор­ма­ци­он­ный повод для инфор­ма­ци­он­ных волн о журналисте:

«Все нача­лось с того, что какой-то депу­тат Госу­дар­ствен­ной Думы (я не пом­ню его фами­лию) потре­бо­вал, что­бы я либо изви­нил­ся за свои не очень ком­пли­мен­тар­ные выска­зы­ва­ния по пово­ду пра­во­су­дия в Рос­сии, либо, если я не буду изви­нять­ся, что­бы меня уво­ли­ли. А потом интер­нет-ресурс, тоже не пом­ню назва­ния, сооб­щил, что сего­дня, 11 чис­ла, состо­ит­ся послед­няя моя про­грам­ма, после чего я уеду навсе­гда во Фран­цию. Ну и пошли звон­ки, ну и так далее, и так далее. 

Так что поз­воль­те вне­сти неко­то­рую ясность. 

Я не изви­нил­ся, меня не уво­ли­ли, сооб­ще­ние о моем отъ­ез­де — пол­ней­ший бред. 

И сего­дня, если не будет како­го-нибудь несча­стья, — не послед­няя моя программа. 

<…>

Ну что вам ска­зать? Я бы уехал, ведь есть куда. Но не уез­жаю. И зна­е­те, поче­му? Пото­му что я чув­ствую под­держ­ку и даже любовь тако­го коли­че­ства людей, что я нику­да и не могу уехать. Я рабо­таю для них и буду даль­ше так же рабо­тать, носить те же пиджа­ки и гово­рить то, что я думаю» (URL: http://​www​.echo​.msk​.ru/​b​l​o​g​/​p​o​z​n​e​r​/​9​5​6​1​6​8​-​e​c​ho/).

В медиа­дис­кур­се ЯЛ исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные ком­му­ни­ка­тив­ные стра­те­гии: в бло­ге — дове­ри­тель­но­го обще­ния с под­пис­чи­ка­ми, объ­яс­не­ния, дока­за­тель­ства, оцен­ки и выра­же­ния отно­ше­ния к инфор­ма­ци­он­ным пово­дам (см. при­мер выше); в интер­вью — побуж­де­ния к само­пре­зен­та­ции гостя и выяв­ле­ния отно­ше­ния чело­ве­ка к тому, что интер­пре­ти­ру­ет жур­на­лист; при этом он не давит, стре­мит­ся к бес­кон­фликт­но­му общению.

В медиа­дис­кур­се при­ме­ня­ют­ся ком­му­ни­ка­тив­ные так­ти­ки дове­де­ния до абсур­да, выра­же­ния сомне­ний, объ­яс­не­ния, логи­че­ско­го дока­за­тель­ства. Ср. рас­суж­де­ния в бло­ге с исполь­зо­ва­ни­ем вопро­со-ответ­но­го хода в целях аргументации:

«Кто вино­ват в том, что в Рос­сии имен­но такое теле­ви­де­ние, я имею в виду феде­раль­ные кана­лы, Пер­вый, Рос­сия и НТВ? А кому при­над­ле­жат эти кана­лы, пря­мо или опо­сре­до­ван­но? Госу­дар­ству. Зна­чит, кто вино­ват? По логи­ке, выхо­дит, госу­дар­ство. Теперь. А что делать, что­бы испра­вить это поло­же­ние? Как мне кажет­ся, надо, что­бы госу­дар­ство ушло из всех СМИ: как феде­раль­ных, так и мест­ных» (URL: http://​www​.echo​.msk​.ru/​b​l​o​g​/​p​o​z​n​e​r​/​9​5​6​1​6​8​-​e​c​ho/).

Куль­тур­но-рече­вой стиль жур­на­ли­ста, как эли­тар­ной ЯЛ, отли­ча­ет­ся сле­до­ва­ни­ем нор­мам, эвфе­ми­за­ции (под псев­до­ни­мом «Воль­тер» он вел пере­да­чу в “New Times”), лите­ра­тур­ным аллю­зи­ям, непря­мым и пря­мым цити­ро­ва­ни­ям; ср. при­ме­ры: 1) «Помни­те выска­зы­ва­ние Джор­джа Ору­эл­ла о том, что все живот­ные рав­ны, но неко­то­рые рав­нее?..»; 2) «„Пора, мой друг, пора! Покоя серд­це про­сит“, — у Пуш­ки­на это было очень хоро­шо ска­за­но» (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​7​/​1​1​9​97/).

К люби­мым при­е­мам в дис­кур­се ЯЛ, уси­ли­ва­ю­щим ее инфор­ма­ци­он­ное поле, относятся:

1) рито­ри­че­ские вопро­сы, акти­ви­зи­ру­ю­щие диа­лог с адре­са­том; ср. рас­суж­де­ния о попу­ляр­но­сти рома­на Сер­ван­те­са «Дон Кихот»:

«И я себя спра­ши­ваю: поче­му? В чем при­чи­на того, что этот роман оста­ет­ся абсо­лют­но совре­мен­ным? И я думаю, что ответ кро­ет­ся, все-таки, в стрем­ле­нии, в тяге к пре­крас­но­му, к иде­а­лу, к тому, каки­ми бы мы, на самом деле, хоте­ли быть. И мне кажет­ся, как раз то, что дела­ет нас людь­ми в отли­чие от всех осталь­ных живых существ» (URL: http://​www​.echo​.msk​.ru/​b​l​o​g​/​p​o​z​n​e​r​/​1​0​1​4​4​3​6​-​e​c​ho/);

2) срав­не­ния, апел­ли­ру­ю­щие к адресату:

«Давай­те срав­ним то, как народ жил в 1985 году и как он живет сего­дня. Стро­го гово­ря, нече­го срав­ни­вать. Если брать такие обще­при­ня­тые пока­за­те­ли уров­ня жиз­ни как, ска­жем, коли­че­ство авто­мо­би­лей на душу насе­ле­ния, реаль­ные дохо­ды, нали­чие в мага­зи­нах про­дук­тов пита­ния и това­ров народ­но­го потреб­ле­ния, чис­ло выез­жа­ю­щих за гра­ни­цу людей, то ока­жет­ся, что день сего­дняш­ний пре­вос­хо­дит 1985 год в десят­ки и даже в сот­ни раз по этим пока­за­те­лям» (URL: http://​www​.echo​.msk​.ru/​b​l​o​g​/​p​o​z​n​e​r​/​9​6​0​7​6​4​-​e​c​ho/);

3) исто­ри­че­ские ана­ло­гии, демон­стри­ру­ю­щие потен­ци­ал инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ:

«Вы зна­е­те, в Англии во вре­мя коро­ля Кар­ла Пер­во­го в пар­ла­мен­те был уста­нов­лен такой поря­док. Надо было голо­со­вать не под­ня­ти­ем руки, а надо было встать. Это так по-англий­ски назы­ва­лось «stand up and be counted», то есть «встань, что­бы тебя посчи­та­ли». Это сам Карл это­го хотел, пото­му что когда руки под­ни­ма­ют, не очень вид­но, это кто. А тут, кто про­тив, вста­нет, хоть вид­но будет, кто это, и далее все понят­но. А у нас даже это­го и не надо. Этот под­ход Кар­ла Пер­во­го здесь не нужен» (URL: http://​www​.echo​.msk​.ru/​b​l​o​g​/​p​o​z​n​e​r​/​8​9​4​3​0​2​-​e​c​ho/).

Дис­курс Позне­ра часто афо­ри­сти­чен, осо­бен­но в интер­вью. Это эффект­но воз­дей­ству­ет на адре­са­та и уси­ли­ва­ет инфор­ма­ци­он­ное поле ЯЛ. Ср. неко­то­рые при­ме­ры: 1) Как все­гда, люди, кото­рые стра­да­ют, в конеч­ном ито­ге луч­ше тех, кто не стра­да­ет; 2) Сего­дня не физи­че­ская сила опре­де­ля­ет твое место в обще­стве (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​7​/​1​1​9​97/); 3) Гово­рить все, что ты хочешь, это не обя­за­тель­но сво­бо­да; 4) …нуж­на сво­бо­да, пото­му что любая сво­бо­да свя­за­на с ответ­ствен­но­стью (URL: http://​pozneronline​.ru/​2​0​1​5​/​0​8​/​1​2​2​29/).

В целом, оче­вид­но, что инфор­ма­ци­он­ное поле медий­ной лич­но­сти дина­мич­но, зави­сит от мно­гих линг­ви­сти­че­ских и экс­тра­линг­ви­сти­че­ских фак­то­ров, опре­де­ля­ет­ся идио­сти­лем ЯЛ и само вли­я­ет на идио­сти­ле­вое варьи­ро­ва­ние в ее медиа­дис­кур­се. Модель инфор­ма­ци­он­но­го поля ЯЛ мож­но пред­ста­вить как мно­го­слой­ную струк­ту­ру, име­ю­щую ядро и пери­фе­рию, в кото­рых отра­жа­ют­ся мно­го­об­раз­ные про­яв­ле­ния язы­ко­вой лич­но­сти и ее медий­ной дея­тель­но­сти, обще­ствен­ные свя­зи и фак­тор адре­са­та, авто­ри­тет и рей­тинг цити­ро­ва­ния, рож­да­е­мые ею инфор­ма­ци­он­ные волны.

Силь­ное инфор­ма­ци­он­ное поле медий­ной ЯЛ остав­ля­ет замет­ный след в медиа­про­стран­стве, влияя на обще­ствен­ное созна­ние и дру­гие медиа­пер­со­ны, что под­твер­жда­ет ана­лиз медиа­дис­кур­са В. Познера.

© Болот­нов А. В., 2015