Пятница, Ноябрь 15Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

ДИСКУРС ПРОФЕССОРА Н. Ф. АЛЕФИРЕНКО: ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

Статья посвящена научным взглядам заслуженного деятеля науки РФ Николая Фёдоровича Алефиренко, юбилей которого отмечался 1 января 2016 г. Жизнь Николая Федоровича с полным правом можно назвать Служением Науке. Традиции Харьковской лингвистической школы, работы ее крупнейшего представителя А. А. Потебни во многом определили научные интересы Н. Ф. Алефиренко. В его изысканиях рассматриваются сложнейшие вопросы связи языка и мышления, языкового мышления, специфики познавательной деятельности, внутренней формы слова и многие другие проблемы, которые находятся в фокусе внимания современной лингвистики.

Профессор Н.Ф.Алефиренко. Журнал Медиалингвистика

THE DISCOURSE OF PROFESSOR N.F. ALEFIRENKO: VECTORS OF SCIENTIFIC SEARCH 

The article is devoted to the scientific views of Nikolai Fyodorovich Alefirenko, Honored Scientist of the Russian Federation, whose anniversary is celebrated on January 1, 2016. The life of Nikolai Fyodorovich can rightfully be called the Worship to the Science. The traditions of Kharkiv linguistic school, the works of its greatest representative A.A. Potebnya have largely determined N. F. Alefirenko’s research interests. His investigations give consideration to the most difficult questions: connections between language and thought, linguistic thinking, specificity of cognitive activity, inner form of the word, and many other issues that are in the focus of modern linguistics.

Елена Григорьевна Озерова, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета 

E-mail: ozerova@bsu.edu.ru

Ирина Ивановна Чумак-Жунь, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета 

E-mail: chumak@bsu.edu.ru

Elena Grigorievna Ozerova, Doctor of Sciences in Philology, Professor of the Department of philology, Belgorod State National Research Univetsity 

E-mail: E-mail: ozerova@bsu.edu.ru

Irina Ivanovna Chumak-Zhun, Doctor of Sciences in Philology, Professor of the Department of philology, Belgorod State National Research Univetsity 

E-mail: chumak@bsu.edu.ru

Озерова Е. Г., Чумак-Жунь И. И. Дискурс профессора Н. Ф. Алефиренко: векторы научного поиска // Медиалингвистика. 2016. № 1 (11). С. 117–120. URL: https://medialing.ru/diskurs-professora-n-f-alefirenko-vektory-nauchnogo-poiska/ (дата обращения: 15.11.2019).

Ozerova E. G., Chumak-Zhun I. I. The discourse of professor N. F. Alefirenko: vectors of scientific search. Media Linguistics, 2016, No. 1 (11), pp. 117–120. Available at: https://medialing.ru/diskurs-professora-n-f-alefirenko-vektory-nauchnogo-poiska/ (accessed: 15.11.2019). (In Russian)

УДК 81-11 
ББК 81.2 
ГРНТИ 16.01.11 
КОД ВАК 10.02.01

Основ­ной пред­мет науч­но­го поис­ка про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко — «тай­на за семью печа­тя­ми»: меха­низ­мы кос­вен­но-про­из­вод­ной вер­ба­ли­за­ции отра­жа­е­мой в созна­нии дей­стви­тель­но­сти. Один из под­хо­дов к осмыс­ле­нию этой про­бле­мы был реа­ли­зо­ван в док­тор­ской дис­сер­та­ции «Фра­зе­мо­об­ра­зу­ю­щее вза­и­мо­дей­ствие язы­ко­вых уров­ней», защи­щен­ной в Инсти­ту­те язы­ко­зна­ния им. А. А. Потеб­ни АН Укра­и­ны в 1989 г. Иссле­до­ва­ние было выпол­не­но на мате­ри­а­ле двух близ­ко­род­ствен­ных язы­ков — рус­ско­го и укра­ин­ско­го. Посколь­ку наци­о­наль­но-язы­ко­вая спе­ци­фи­ка близ­ко­род­ствен­ных язы­ков «спря­та­на» в глу­би­нах язы­ко­во­го созна­ния, дан­ная про­бле­ма оста­ет­ся веду­щей на про­тя­же­нии мно­гих лет науч­но­го поис­ка уче­но­го.

В цен­тре посто­ян­но­го вни­ма­ния про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко нахо­дит­ся фра­зео­ло­гия в самых раз­ных ее ипо­ста­сях: фра­зео­ло­ги­че­ская номи­на­ция, фра­зео­ло­ги­че­ская семан­ти­ка, пред­зна­ко­вые меха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния фра­зем, паре­мио­ло­гия. С кон­ца 1990‑х годов его при­вле­ка­ют когни­тив­ные аспек­ты фра­зео­ло­гии, этой про­бле­ме были посвя­ще­ны про­ве­ден­ные под руко­вод­ством про­фес­со­ра в сте­нах Бел­го­род­ско­го уни­вер­си­те­та меж­ду­на­род­ные науч­ные кон­фе­рен­ции: «Фра­зео­ло­гия и когни­ти­ви­сти­ка» (2008 г.), «Фра­зео­ло­гия, позна­ние и куль­ту­ра» (2010 г.), «Когни­тив­ные фак­то­ры вза­и­мо­дей­ствия фра­зео­ло­гии со смеж­ны­ми дис­ци­пли­на­ми» (2013 г.).

Вме­сте с док­то­ран­та­ми, аспи­ран­та­ми и кол­ле­га­ми уче­ный раз­ра­ба­ты­ва­ет срав­ни­тель­но-сопо­ста­ви­тель­ные иссле­до­ва­ния непря­мой номи­на­ции. В 2014 г. вышла моно­гра­фия «Сопо­ста­ви­тель­ная линг­во­ко­гни­ти­ви­сти­ка», под­го­тов­лен­ная в соав­тор­стве с проф. Ш. К. Жар­кын­бе­ко­вой (Евразий­ский наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет, г. Аста­на, Казах­стан). В этом направ­ле­нии под­го­тов­ле­ны дис­сер­та­ции Е. А. Огне­вой «Когни­тив­но-сопо­ста­ви­тель­ное моде­ли­ро­ва­ние кон­цеп­то­сфе­ры худо­же­ствен­но­го тек­ста (на мате­ри­а­ле пере­во­да рус­ской про­зы на фран­цуз­ский и англий­ский язы­ки)», З. Р. Агле­е­вой «Фра­зео­ло­ги­за­ция слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний раз­но­струк­тур­ных язы­ков как когни­тив­но-син­так­си­че­ская про­бле­ма» и К. К. Сте­бу­но­вой «Когни­тив­но-дис­кур­сив­ные меха­низ­мы фра­зео­ло­ги­че­ской номи­на­ции в близ­ко­род­ствен­ных и неблиз­ко­род­ствен­ных язы­ках (на мате­ри­а­ле тек­стов про­из­ве­де­ний Н. В. Гого­ля и их пере­во­дов на укра­ин­ский и англий­ский язы­ки)».

Одним из век­то­ров науч­ных направ­ле­ний явля­ет­ся про­бле­ма кос­вен­ной номи­на­ции в текстах раз­ных рече­вых жан­ров. Тео­ре­ти­че­ские осно­вы раз­ра­ба­ты­ва­е­мой науч­ной гипо­те­зы отра­же­ны в кол­лек­тив­ной моно­гра­фии «Текст и дис­курс» (М.: Флин­та; Нау­ка, 2012), в кото­рой пред­став­ле­ны иссле­до­ва­ния Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча и его уче­ни­ков-док­то­ран­тов. Моно­гра­фия посвя­ще­на смыс­ло­об­ра­зу­ю­ще­му потен­ци­а­лу дис­кур­са в про­цес­се порож­де­ния про­за­и­че­ско­го, поэ­ти­че­ско­го и дра­ма­тур­ги­че­ско­го тек­стов.

Науч­ное направ­ле­ние «Когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ская линг­во­куль­ту­ро­ло­гия» отра­же­но в назва­нии науч­ной шко­лы про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко. Пре­зи­ди­ум Рос­сий­ской ака­де­мии есте­ство­зна­ния в нача­ле 2011 г. при­сво­ил проф. Н. Ф. Але­фи­рен­ко почет­ное зва­ние «Осно­ва­тель науч­ной шко­лы».

В рам­ках дан­но­го направ­ле­ния успеш­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся цен­ност­но-смыс­ло­вые аспек­ты когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ской тео­рии зна­ков вто­рич­ной номи­на­ции. Тер­мин семи­о­ло­гия при­об­ре­та­ет в науч­ных тру­дах уче­но­го осо­бый, не сино­ни­мич­ный тер­ми­ну семи­о­ти­ка, смысл. В рабо­тах про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко и его уче­ни­ков пред­ме­том семи­о­ло­гии явля­ет­ся осо­бый аспект содер­жа­ния язы­ко­вых зна­ков — дис­кур­сив­ная семан­ти­ка «живо­го» (функ­ци­о­ни­ру­ю­ще­го в речи) сло­ва. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся тео­ре­ти­че­ские осно­вы иссле­до­ва­ния этно­куль­тур­ной семан­ти­ки язы­ко­вых зна­ков с целью пере­во­да линг­во­куль­ту­ро­ло­гии с опи­са­тель­но-иллю­стра­тив­ной (стра­но­вед­че­ской) дис­ци­пли­ны в когни­тив­но-синер­ге­ти­че­скую, ори­ен­ти­ро­ван­ную на ком­плекс­ное иссле­до­ва­ние синер­ге­ти­ки язы­ка, семан­ти­ки, созна­ния и куль­ту­ры. Осно­вы дан­но­го под­хо­да были зало­же­ны в моно­гра­фии Н. Ф. Але­фи­рен­ко «Поэ­ти­че­ская энер­гия сло­ва. Синер­ге­ти­ка язы­ка, созна­ния и куль­ту­ры» (М.: Academia, 2002). Новый импульс раз­ви­тию это­го науч­но­го направ­ле­ния при­да­ла моно­гра­фия Н. Ф. Але­фи­рен­ко «Живое сло­во». Основ­ной пред­мет когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ской тео­рии, по мне­нию уче­но­го, — инте­ри­о­ри­за­ция в сем­ной струк­ту­ре вто­рич­но-номи­на­тив­ных еди­ниц резуль­та­тов линг­во­кре­а­тив­но­го позна­ния, вслед­ствие чего фор­ми­ру­ют­ся вто­рич­ные яру­сы когни­тив­но-дис­кур­сив­но­го про­стран­ства семан­ти­че­ской систе­мы язы­ка (иссле­до­ва­ния выпол­ня­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но на мате­ри­а­ле рус­ско­го язы­ка в сопо­став­ле­нии с дру­ги­ми сла­вян­ски­ми язы­ка­ми). Мето­до­ло­ги­че­ской базой когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ской тео­рии слу­жат: а) раз­ра­бо­тан­ный Н. Ф. Але­фи­рен­ко метод когни­тив­но-сема­сио­ло­ги­че­ской ком­би­на­то­ри­ки (раз­ви­тие мето­да фра­зе­мо­об­ра­зо­ва­тель­ной ком­би­на­то­ри­ки, пред­ло­жен­но­го в док­тор­ской дис­сер­та­ции) и б) раз­ра­ба­ты­ва­е­мый науч­ной шко­лой дис­кур­сив­но-синер­ге­ти­че­ский под­ход рече­вой семан­ти­ки.

Кро­ме тео­ре­ти­че­ских иссле­до­ва­ний сле­ду­ет назвать и при­клад­ные направ­ле­ния:

— когни­тив­но-дис­кур­сив­ная фра­зео­гра­фия: раз­ра­бо­та­ны фра­зео­гра­фи­че­ские прин­ци­пы сло­ва­ря ново­го типа — когни­тив­но-куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­го. В 2008 г. в свет вышел «Фра­зео­ло­ги­че­ский сло­варь. Куль­тур­но-позна­ва­тель­ное про­стран­ство рус­ской иди­о­ма­ти­ки» (М.: Элпис, 2008, соав­тор — док­то­рант Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча, ныне док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, зав. кафед­рой совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка Аст­ра­хан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Л. Г. Золо­тых);

— когни­тив­ная линг­во­ди­дак­ти­ка: учеб­ные посо­бия «Тео­рия язы­ка» и др.

Сво­е­го рода обоб­ще­ни­ем дея­тель­но­сти науч­ной шко­лы про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко явля­ет­ся кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Когни­тив­но-дис­кур­сив­ные аспек­ты линг­во­куль­ту­ро­ло­гии», а так­же сбор­ни­ки науч­ных тру­дов под редак­ци­ей проф. Н. Ф. Але­фи­рен­ко: «Куль­тур­ные кон­цеп­ты в язы­ке и тек­сте» (Бел­го­род: Изд-во Бел­го­род. ун-та, 2005); «Этно­куль­тур­ные кон­стан­ты в рус­ской язы­ко­вой кар­тине мира: гене­зис и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние» (Бел­го­род: Изд-во Бел­ГУ, 2005); два юби­лей­ных сбор­ни­ка уче­но­го: 1) «Сло­во — созна­ние — куль­ту­ра» (М.: Флин­та; Нау­ка, 2006) и 2) Когни­тив­но-праг­ма­ти­че­ские век­то­ры совре­мен­но­го язы­ко­зна­ния (М.: Флин­та; Нау­ка 2011). Кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Текст и дис­курс» (М.: Флин­та: Нау­ка», 2012) удо­сто­е­на Дипло­ма лау­ре­а­та Все­рос­сий­ской выстав­ки «Золо­той фонд оте­че­ствен­ной нау­ки» в номи­на­ции «Луч­шее учеб­но-мето­ди­че­ское изда­ние» (Москва, 2012 г.). Соав­то­ры проф. Н. Ф. Але­фи­рен­ко — его док­то­ран­ты М. А. Голо­ва­не­ва, Е. Г. Озе­ро­ва, И. И. Чумак-Жунь.

Сфор­ми­ро­ва­на науч­ная шко­ла по когни­тив­ной семи­о­ло­гии, в рам­ках кото­рой Нико­ла­ем Фёдо­ро­ви­чем Але­фи­рен­ко и его уче­ни­ка­ми иссле­ду­ют­ся про­бле­мы рече­вой семан­ти­ки язы­ко­вых еди­ниц вто­рич­ной и кос­вен­но-про­из­вод­ной номи­на­ции, их ком­му­ни­ка­тив­но-когни­тив­ные свой­ства в худо­же­ствен­ном, раз­го­вор­ном, науч­ном и пуб­ли­ци­сти­че­ском дис­кур­сах. Иссле­до­ва­ни­я­ми по про­бле­мам фра­зео­ло­гии, когни­тив­ной семан­ти­ки и линг­во­куль­ту­ро­ло­гии зани­ма­ют­ся не толь­ко кол­ле­ги в Бел­го­род­ском госу­дар­ствен­ном наци­о­наль­ном иссле­до­ва­тель­ском уни­вер­си­те­те, но и под­го­тов­лен­ные Нико­ла­ем Фёдо­ро­ви­чем учё­ные в раз­ных уни­вер­си­те­тах Рос­сии (Аст­ра­хань, Вла­ди­кав­каз, Тула, Вол­го­град, Май­коп, Ста­рый Оскол) и зару­бе­жья (Китай, Сло­ва­кия, Чехия, Кир­ги­зия, Укра­и­на).

Ука­зом Пре­зи­ден­та 16 июня 2010 г. про­фес­со­ру Н. Ф. Але­фи­рен­ко за боль­шие заслу­ги в науч­ной дея­тель­но­сти при­сво­е­но почет­ное зва­ние «Заслу­жен­ный дея­тель нау­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции».

Для Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча не суще­ству­ет отды­ха от нау­ки, нау­ка — это смысл жиз­ни уче­но­го. Со вре­ме­ни преды­ду­ще­го юби­лея под руко­вод­ством про­фес­со­ра Н. Ф. Але­фи­рен­ко защи­ще­но 5 кан­ди­дат­ских и 6 док­тор­ских дис­сер­та­ций, в 2015 г. уче­ный опуб­ли­ко­вал 8 ста­тей в жур­на­лах, вклю­чен­ных в меж­ду­на­род­ную рефе­ра­тив­ную базу дан­ных Ско­пус.

© Озе­ро­ва Е. Г., Чумак-Жунь И. И., 2016

Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. 

 Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис, 2005. 

 Алефиренко Н. Ф. Язык, познание и культура: когнитивно-семиологическая синергетика слова. Волгоград: Перемена, 2006.

 Алефиренко Н. Ф. Слово — сознание — культура. М.: Флинта; Наука, 2006.

 Алефиренко Н. Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм. М.: Эллис, 2008. 

 Алефиренко Н. Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма. Белгород: Изд-во Белгород. ун-та, 2008. 

 Алефиренко Н. Ф. «Живое» слово: проблемы функциональной лексикологии. М.: Флинта; Наука, 2009. 

 Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2010. 

 Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-прагматическая субпарадигма науки о языке // Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания: юбилейный сб. науч. трудов к 60-летию… Н. Ф. Алефиренко. М.: Флинта; Наука, 2011. С. 29–32.

Текст и дискурс: учеб. пособие для магистрантов / Н. Ф. Алефиренко, М. А. Голованёва, Е. Г. Озерова, И. И. Чумак-Жунь. М.: Флинта, 2012.

Алефиренко Н. Ф. Теория языка: вводный курс: учеб. пособие. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2012.

Алефиренко Н.Ф. История лингвистических учений: учеб. пособие. Белгород: Белый город, 2013.

Алефиренко Н. Ф. Когнитивная метафора и фраземосемиозис // Когнитивные факторы взаимодействия фразеологии со смежными дисциплинами: сб. науч. трудов по итогам 3-й междунар. науч. конф. Белгород: Белгород, 2013. С. 16–27.

Алефиренко Н. Ф., Чумак-Жунь И. И. Методология и методы современной лингвистики: учеб. пособие. Белгород: Белгород, 2014.

Сопоставительная лингвокогнитивистика: тенденции, проблемы и перспективы развития / под ред. Н. Ф. Алефиренко, Ш. К. Жаркынбековой. Астана; Белгород: Евраз. нац. ун-т им. Л. Н. Гумилёва, 2014.

Alefirenko N. F. A “living” word: functional lexicology issues [Zhivoe» slovo: problemy funktsionalnoj leksikologii]. Moscow, 2009.

Alefirenko N. F. Cognitive metaphor and phraseological semiosis [Kognitivnaya metafora i frazemosemiozis] // Cognitive factors of interaction between phraseology and adjacent branches of science: III Intern. sci. conf proceedings. Belgorod, 2013. Р. 16–27.

Alefirenko N. F. Cognitive-pragmatic subparadigm of the linguistic science [Kognitivno-pragmaticheskaya subparadigma nauki o yazyke] // Cognitive and pragmatic vectors of modern linguistics: edited volume. Moscow, 2011. Р. 29–32.

Alefirenko N. F. Controversial problems of semantics [Spornye problemy semantiki]. Moscow, 2005.

Alefirenko N. F. Cultural linguistics: axiological and semantic language space [Lingvokulturologiya: tsennostno-smyslovoe prostranstvo yazyka]. Moscow, 2010.

Alefirenko N. F. History of linguistic doctrines: text edition [Istoriya lingvisticheskih uchenij: ucheb. posobie]. Belgorod, 2013.

Alefirenko N. F. Language, cognition and culture: cognitive and semiological synergy of words [Yazyk, poznanie i kultura: kognitivno-semiologicheskaya sinergetika slova]. Volgograd, 2006.

Alefirenko N. F., Chumak-Zhun I. I. Methodology and methods of modern linguistics: text edition [Metodologiya i metody sovremennoj lingvistiki: ucheb. posobie]. Belgorod, 2014.

Alefirenko N. F. Phraseology and cognitive science in terms of linguistic postmodernism [Frazeologiya i kognitivistika v aspekte lingvisticheskogo postmodernizma]. Belgorod, 2008.

Alefirenko N. F. Phraseology in the light of modern linguistic paradigms [Frazeologiya v svete sovremennyh lingvisticheskih paradigm]. Moscow, 2008.

Alefirenko N. F. Poetical energy of a word: synergy of language, consciousness and culture [Poehticheskaya ehnergiya slova: sinergetika yazyka, soznaniya i kultury]. Moscow, 2002.

Alefirenko N. F. Theory of language: Introduction course: text edition [Teoriya yazyka: vvodnyj kurs: ucheb. posobie]. Moscow, 2012.

Alefirenko N. F. Word — cognition — culture [Slovo — soznanie — kultura]. Moscow, 2006.

Issues of contrastive cultural linguistics [Problemy sopostavitelnoj lingvokognitivistiki] / ed. by. N. E. Alefirenko, S. K. Zharkynbekova. Astana; Belgorod: Izd-vo ENU im. L. N. Gumilyova, 2014.

Text and discourse: text edition for master’s degree students. [Tekst i diskurs: uchebnoe posobie dlya magistrantov] / N. F. Alefirenko, M. A. Golovanyova, E. G. Ozerova, I. I. Chumak-Zhun. Moscow, 2012.