Четверг, 12 декабряИнститут «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Shadow

ДИСКУРС ПРОФЕССОРА Н. Ф. АЛЕФИРЕНКО: ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

Основ­ной пред­мет науч­но­го поис­ка про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко — «тай­на за семью печа­тя­ми»: меха­низ­мы кос­вен­но-про­из­вод­ной вер­ба­ли­за­ции отра­жа­е­мой в созна­нии дей­стви­тель­но­сти. Один из под­хо­дов к осмыс­ле­нию этой про­бле­мы был реа­ли­зо­ван в док­тор­ской дис­сер­та­ции «Фра­зе­мо­об­ра­зу­ю­щее вза­и­мо­дей­ствие язы­ко­вых уров­ней», защи­щен­ной в Инсти­ту­те язы­ко­зна­ния им. А. А. Потеб­ни АН Укра­и­ны в 1989 г. Иссле­до­ва­ние было выпол­не­но на мате­ри­а­ле двух близ­ко­род­ствен­ных язы­ков — рус­ско­го и укра­ин­ско­го. Посколь­ку наци­о­наль­но-язы­ко­вая спе­ци­фи­ка близ­ко­род­ствен­ных язы­ков «спря­та­на» в глу­би­нах язы­ко­во­го созна­ния, дан­ная про­бле­ма оста­ет­ся веду­щей на про­тя­же­нии мно­гих лет науч­но­го поис­ка ученого.

В цен­тре посто­ян­но­го вни­ма­ния про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко нахо­дит­ся фра­зео­ло­гия в самых раз­ных ее ипо­ста­сях: фра­зео­ло­ги­че­ская номи­на­ция, фра­зео­ло­ги­че­ская семан­ти­ка, пред­зна­ко­вые меха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния фра­зем, паре­мио­ло­гия. С кон­ца 1990‑х годов его при­вле­ка­ют когни­тив­ные аспек­ты фра­зео­ло­гии, этой про­бле­ме были посвя­ще­ны про­ве­ден­ные под руко­вод­ством про­фес­со­ра в сте­нах Бел­го­род­ско­го уни­вер­си­те­та меж­ду­на­род­ные науч­ные кон­фе­рен­ции: «Фра­зео­ло­гия и когни­ти­ви­сти­ка» (2008 г.), «Фра­зео­ло­гия, позна­ние и куль­ту­ра» (2010 г.), «Когни­тив­ные фак­то­ры вза­и­мо­дей­ствия фра­зео­ло­гии со смеж­ны­ми дис­ци­пли­на­ми» (2013 г.).

Вме­сте с док­то­ран­та­ми, аспи­ран­та­ми и кол­ле­га­ми уче­ный раз­ра­ба­ты­ва­ет срав­ни­тель­но-сопо­ста­ви­тель­ные иссле­до­ва­ния непря­мой номи­на­ции. В 2014 г. вышла моно­гра­фия «Сопо­ста­ви­тель­ная линг­во­ко­гни­ти­ви­сти­ка», под­го­тов­лен­ная в соав­тор­стве с проф. Ш. К. Жар­кын­бе­ко­вой (Евразий­ский наци­о­наль­ный уни­вер­си­тет, г. Аста­на, Казах­стан). В этом направ­ле­нии под­го­тов­ле­ны дис­сер­та­ции Е. А. Огне­вой «Когни­тив­но-сопо­ста­ви­тель­ное моде­ли­ро­ва­ние кон­цеп­то­сфе­ры худо­же­ствен­но­го тек­ста (на мате­ри­а­ле пере­во­да рус­ской про­зы на фран­цуз­ский и англий­ский язы­ки)», З. Р. Агле­е­вой «Фра­зео­ло­ги­за­ция слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний раз­но­струк­тур­ных язы­ков как когни­тив­но-син­так­си­че­ская про­бле­ма» и К. К. Сте­бу­но­вой «Когни­тив­но-дис­кур­сив­ные меха­низ­мы фра­зео­ло­ги­че­ской номи­на­ции в близ­ко­род­ствен­ных и неблиз­ко­род­ствен­ных язы­ках (на мате­ри­а­ле тек­стов про­из­ве­де­ний Н. В. Гого­ля и их пере­во­дов на укра­ин­ский и англий­ский языки)».

Одним из век­то­ров науч­ных направ­ле­ний явля­ет­ся про­бле­ма кос­вен­ной номи­на­ции в текстах раз­ных рече­вых жан­ров. Тео­ре­ти­че­ские осно­вы раз­ра­ба­ты­ва­е­мой науч­ной гипо­те­зы отра­же­ны в кол­лек­тив­ной моно­гра­фии «Текст и дис­курс» (М.: Флин­та; Нау­ка, 2012), в кото­рой пред­став­ле­ны иссле­до­ва­ния Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча и его уче­ни­ков-док­то­ран­тов. Моно­гра­фия посвя­ще­на смыс­ло­об­ра­зу­ю­ще­му потен­ци­а­лу дис­кур­са в про­цес­се порож­де­ния про­за­и­че­ско­го, поэ­ти­че­ско­го и дра­ма­тур­ги­че­ско­го текстов.

Науч­ное направ­ле­ние «Когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ская линг­во­куль­ту­ро­ло­гия» отра­же­но в назва­нии науч­ной шко­лы про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко. Пре­зи­ди­ум Рос­сий­ской ака­де­мии есте­ство­зна­ния в нача­ле 2011 г. при­сво­ил проф. Н. Ф. Але­фи­рен­ко почет­ное зва­ние «Осно­ва­тель науч­ной школы».

В рам­ках дан­но­го направ­ле­ния успеш­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся цен­ност­но-смыс­ло­вые аспек­ты когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ской тео­рии зна­ков вто­рич­ной номи­на­ции. Тер­мин семи­о­ло­гия при­об­ре­та­ет в науч­ных тру­дах уче­но­го осо­бый, не сино­ни­мич­ный тер­ми­ну семи­о­ти­ка, смысл. В рабо­тах про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко и его уче­ни­ков пред­ме­том семи­о­ло­гии явля­ет­ся осо­бый аспект содер­жа­ния язы­ко­вых зна­ков — дис­кур­сив­ная семан­ти­ка «живо­го» (функ­ци­о­ни­ру­ю­ще­го в речи) сло­ва. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся тео­ре­ти­че­ские осно­вы иссле­до­ва­ния этно­куль­тур­ной семан­ти­ки язы­ко­вых зна­ков с целью пере­во­да линг­во­куль­ту­ро­ло­гии с опи­са­тель­но-иллю­стра­тив­ной (стра­но­вед­че­ской) дис­ци­пли­ны в когни­тив­но-синер­ге­ти­че­скую, ори­ен­ти­ро­ван­ную на ком­плекс­ное иссле­до­ва­ние синер­ге­ти­ки язы­ка, семан­ти­ки, созна­ния и куль­ту­ры. Осно­вы дан­но­го под­хо­да были зало­же­ны в моно­гра­фии Н. Ф. Але­фи­рен­ко «Поэ­ти­че­ская энер­гия сло­ва. Синер­ге­ти­ка язы­ка, созна­ния и куль­ту­ры» (М.: Academia, 2002). Новый импульс раз­ви­тию это­го науч­но­го направ­ле­ния при­да­ла моно­гра­фия Н. Ф. Але­фи­рен­ко «Живое сло­во». Основ­ной пред­мет когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ской тео­рии, по мне­нию уче­но­го, — инте­ри­о­ри­за­ция в сем­ной струк­ту­ре вто­рич­но-номи­на­тив­ных еди­ниц резуль­та­тов линг­во­кре­а­тив­но­го позна­ния, вслед­ствие чего фор­ми­ру­ют­ся вто­рич­ные яру­сы когни­тив­но-дис­кур­сив­но­го про­стран­ства семан­ти­че­ской систе­мы язы­ка (иссле­до­ва­ния выпол­ня­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но на мате­ри­а­ле рус­ско­го язы­ка в сопо­став­ле­нии с дру­ги­ми сла­вян­ски­ми язы­ка­ми). Мето­до­ло­ги­че­ской базой когни­тив­но-семи­о­ло­ги­че­ской тео­рии слу­жат: а) раз­ра­бо­тан­ный Н. Ф. Але­фи­рен­ко метод когни­тив­но-сема­сио­ло­ги­че­ской ком­би­на­то­ри­ки (раз­ви­тие мето­да фра­зе­мо­об­ра­зо­ва­тель­ной ком­би­на­то­ри­ки, пред­ло­жен­но­го в док­тор­ской дис­сер­та­ции) и б) раз­ра­ба­ты­ва­е­мый науч­ной шко­лой дис­кур­сив­но-синер­ге­ти­че­ский под­ход рече­вой семантики.

Кро­ме тео­ре­ти­че­ских иссле­до­ва­ний сле­ду­ет назвать и при­клад­ные направления:

— когни­тив­но-дис­кур­сив­ная фра­зео­гра­фия: раз­ра­бо­та­ны фра­зео­гра­фи­че­ские прин­ци­пы сло­ва­ря ново­го типа — когни­тив­но-куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­го. В 2008 г. в свет вышел «Фра­зео­ло­ги­че­ский сло­варь. Куль­тур­но-позна­ва­тель­ное про­стран­ство рус­ской иди­о­ма­ти­ки» (М.: Элпис, 2008, соав­тор — док­то­рант Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча, ныне док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, зав. кафед­рой совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка Аст­ра­хан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Л. Г. Золотых);

— когни­тив­ная линг­во­ди­дак­ти­ка: учеб­ные посо­бия «Тео­рия язы­ка» и др.

Сво­е­го рода обоб­ще­ни­ем дея­тель­но­сти науч­ной шко­лы про­фес­со­ра Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча Але­фи­рен­ко явля­ет­ся кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Когни­тив­но-дис­кур­сив­ные аспек­ты линг­во­куль­ту­ро­ло­гии», а так­же сбор­ни­ки науч­ных тру­дов под редак­ци­ей проф. Н. Ф. Але­фи­рен­ко: «Куль­тур­ные кон­цеп­ты в язы­ке и тек­сте» (Бел­го­род: Изд-во Бел­го­род. ун-та, 2005); «Этно­куль­тур­ные кон­стан­ты в рус­ской язы­ко­вой кар­тине мира: гене­зис и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние» (Бел­го­род: Изд-во Бел­ГУ, 2005); два юби­лей­ных сбор­ни­ка уче­но­го: 1) «Сло­во — созна­ние — куль­ту­ра» (М.: Флин­та; Нау­ка, 2006) и 2) Когни­тив­но-праг­ма­ти­че­ские век­то­ры совре­мен­но­го язы­ко­зна­ния (М.: Флин­та; Нау­ка 2011). Кол­лек­тив­ная моно­гра­фия «Текст и дис­курс» (М.: Флин­та: Нау­ка», 2012) удо­сто­е­на Дипло­ма лау­ре­а­та Все­рос­сий­ской выстав­ки «Золо­той фонд оте­че­ствен­ной нау­ки» в номи­на­ции «Луч­шее учеб­но-мето­ди­че­ское изда­ние» (Москва, 2012 г.). Соав­то­ры проф. Н. Ф. Але­фи­рен­ко — его док­то­ран­ты М. А. Голо­ва­не­ва, Е. Г. Озе­ро­ва, И. И. Чумак-Жунь.

Сфор­ми­ро­ва­на науч­ная шко­ла по когни­тив­ной семи­о­ло­гии, в рам­ках кото­рой Нико­ла­ем Фёдо­ро­ви­чем Але­фи­рен­ко и его уче­ни­ка­ми иссле­ду­ют­ся про­бле­мы рече­вой семан­ти­ки язы­ко­вых еди­ниц вто­рич­ной и кос­вен­но-про­из­вод­ной номи­на­ции, их ком­му­ни­ка­тив­но-когни­тив­ные свой­ства в худо­же­ствен­ном, раз­го­вор­ном, науч­ном и пуб­ли­ци­сти­че­ском дис­кур­сах. Иссле­до­ва­ни­я­ми по про­бле­мам фра­зео­ло­гии, когни­тив­ной семан­ти­ки и линг­во­куль­ту­ро­ло­гии зани­ма­ют­ся не толь­ко кол­ле­ги в Бел­го­род­ском госу­дар­ствен­ном наци­о­наль­ном иссле­до­ва­тель­ском уни­вер­си­те­те, но и под­го­тов­лен­ные Нико­ла­ем Фёдо­ро­ви­чем учё­ные в раз­ных уни­вер­си­те­тах Рос­сии (Аст­ра­хань, Вла­ди­кав­каз, Тула, Вол­го­град, Май­коп, Ста­рый Оскол) и зару­бе­жья (Китай, Сло­ва­кия, Чехия, Кир­ги­зия, Украина).

Ука­зом Пре­зи­ден­та 16 июня 2010 г. про­фес­со­ру Н. Ф. Але­фи­рен­ко за боль­шие заслу­ги в науч­ной дея­тель­но­сти при­сво­е­но почет­ное зва­ние «Заслу­жен­ный дея­тель нау­ки Рос­сий­ской Федерации».

Для Нико­лая Фёдо­ро­ви­ча не суще­ству­ет отды­ха от нау­ки, нау­ка — это смысл жиз­ни уче­но­го. Со вре­ме­ни преды­ду­ще­го юби­лея под руко­вод­ством про­фес­со­ра Н. Ф. Але­фи­рен­ко защи­ще­но 5 кан­ди­дат­ских и 6 док­тор­ских дис­сер­та­ций, в 2015 г. уче­ный опуб­ли­ко­вал 8 ста­тей в жур­на­лах, вклю­чен­ных в меж­ду­на­род­ную рефе­ра­тив­ную базу дан­ных Скопус.

© Озе­ро­ва Е. Г., Чумак-Жунь И. И., 2016