by В. И. Коньков, Т. И. Попова (Санкт-Петербург, Россия)
Аннотация
Abstract
Об авторе
About the author
Для цитирования
For citation
Индекс
Аннотация
Среди филологов не так уж и много людей, которые бы хорошо знали и любили художественный текст, поэтический или прозаический, любили бы так, что были готовы переживать и проживать его, делать частью своей жизни. Между тем именно такое личное отношение к тексту способствует тому, что в голове исследователя рождаются новые идеи, концепции, формируются оригинальные теоретические базы исследования. К таким исследователям, безусловно, следует отнести Киру Анатольевну Рогову.
Abstract
Об авторе
About the author
Для цитирования
For citation
Индекс
Среди филологов не так уж и много людей, которые бы хорошо знали и любили художественный текст, поэтический или прозаический, любили бы так, что были готовы переживать и проживать его, делать частью своей жизни. Между тем именно такое личное отношение к тексту способствует тому, что в голове исследователя рождаются новые идеи, концепции, формируются оригинальные теоретические базы исследования. К таким исследователям, безусловно, следует отнести Киру Анатольевну Рогову. Отношение к тексту возникает из отношения к жизни. Кира Анатольевна и сейчас вспоминает баржу с эвакуирующимися из Ленинграда, которую бомбит немецкий самолет. Жизнь в Угличе, а потом и в одном из сел Марийской АССР. Возвращение в Ленинград. Научная работа под руководством Ю. С. Сорокина, ученого, отличавшегося фундаментальной научной базой, которая позволила ему первому сформулировать идею противопоставления стилистики языковых средств и функциональной стилистики, актуализировать в стилистике идею функционализма. Сам Ю. С. Сорокин был учеником В. В. Виноградова, филологом-русистом феноменальных способностей. Академик В. В. Виноградов — Ю. С. Сорокин — К. А. Рогова… Так сохраняются традиции, преемственность поколений и возникает обостренное ощущение того, что происходит в жизни. Любовь к жизни и тексту, понимание и постоянное ощущение времени, нетривиальные умы учителей — все это повлияло на выбор темы для кандидатского исследования, которую Кира Анатольевна взяла из сферы актуального членения предложения. Актуальным синтаксисом в то время практически никто еще не занимался, и надо отдать должное профессиональному чутью Киры Анатольевны, выбравшей одно из наиболее перспективных направлений изучения актуальной русской речи. Кира Анатольевна долгое время возглавляла кафедру стилистики и редактирования на факультете журналистики Санкт-Петербургского университета и, по существу, заложила основы лингвистического изучения медийной речи. Это был период господства теории функциональной стилистики, которая к тому времени еще не исчерпала себя, однако Кира Анатольевна относилась к тем исследователям, которые при изучении речи отталкиваются не от базовых положений той или иной теории, а от наблюдений над самим анализируемым материалом. Успех в этом случае обусловлен способностью ощущать глубинные смысловые течения той или иной разновидности речи, чувствовать ее структурную и системную динамику. У нас не раз создавалось впечатление, что Кире Анатольевне как будто изначально дано то знание и понимание речи, которое мы стараемся выработать в себе годами. Из ее современников по духу ей был близок В. Г. Костомаров. Невероятно много сделано Кирой Анатольевной в преподавании и описании русского языка как иностранного: учебник «для продвинутых» по РКИ, лингводидактическое описание РКИ, методология научного исследования в области РКИ, онлайн-курс русского языка как иностранного на платформе Coursera — все это проекты последних пяти лет. Современная система тестирования по РКИ, созданная по предложению Киры Анатольевны, позволила русскому языку занять достойное место в сфере преподавания иностранных языков, во многом способствовала интегрированию университетов России в мировую систему. Журнал «Мир русского слова», главным редактором которого является Кира Анатольевна, — один из лучших в области русистики. Человеческое обаяние Киры Анатольевны отмечают все, кто с ней работает. Обладая невероятной работоспособностью и умением видеть новое, Кира Анатольевна заражает своей энергией всех окружающих. Нечего и говорить, что хорошей исследовательской школой является само общение с Кирой Анатольевной, чем мы пользуемся и сейчас. Категория образа, которой долгое время интересуется Кира Анатольевна, в ее исследованиях наполняется содержанием не только из анализа художественных текстов. Это тонкое и глубокое понимание живописи, музыки, театра, которые тоже переживаются и проживаются в их временном течении, вбирающем в себя эпоху. Петербургская школа анализа текста, созданная Кирой Анатольевной, — это пять коллективных монографий, написанных под ее руководством, результат интереснейшей коллективной работы участников. Когда читаешь строки Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир // В его минуты роковые! // Его призвали всеблагие // Как собеседника на пир. // Он их высоких зрелищ зритель, // Он в их совет допущен был — // И заживо, как небожитель, // Из чаши их бессмертье пил!» — то думаешь, что это только про мир наших высоких мыслей и переживаний. И только с годами начинаешь понимать, что это и про таких, как Кира Анатольевна.
В. И. Коньков, Т. И. Попова
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021