Пятница, Июль 19Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2019. Том 6, № 1

Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике

2019. Том 6, № 1, Общетеоретические вопросы
В последние годы на пересечении двух направлений — лингвистики и теории медиа — сформировалась самостоятельная научная дисциплина — медиалингвистика, объектом анализа в которой является медиатекст, понимаемый широко — от высказывания в Twitter до гипермедиатекста. Предмет медиалингвистики — речевая деятельность, отражающаяся в разных формах медиатекстов. В медиалингвистике можно выделить четыре научные области, каждая из которых объективацию речевой деятельности в медиа изучает в особом аспекте. Первая область — грамматика медиаречи, задача которой — выявить закономерности отбора языковых средств как технико-языкового инструментария. Вторая область — стилистика медиатекста, или медиастилистика, раскрывающая нормативные композиционно-лингвистические формы типовых коммуникативных действий в

Логовизуализация — письменная разновидность слова в телевизионном дискурсе

2019. Том 6, № 1, Общетеоретические вопросы
В телевизионной коммуникации письменное слово чаще всего вторично по отношению к звучащему тексту. Слово, появляющееся на экране, участвует в создании телевизионной обстановки, телевизионного контекста и телевизионной надписи, таким образом, вербально-графические элементы образуют в телевизионном кадре телеситуацию, телеконтекст и телеписьменность. Для характеристики письменной телевизионной речи автор исследования предлагает использовать новый термин — логовизуализация. Наблюдения приводят автора к выводу, что на телевидении присутствуют две разновидности логовизуальности — первичная и вторичная (в составе последней выделяются несколько подтипов). Применение письменного слова для дублирования изображения, музыкального сопровождения или звучащего слова всегда вторично и имеет интерсемиоти

Влияние массмедиа на предложную систему русского языка

2019. Том 6, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Рассматривается влияние медиаречи на предложную систему русского языка. Анализируются предложные сочетания (ПС) с инвариантом ‘доминация’, которых в русском языке насчитывается около 200 единиц. На фоне обзорной характеристики данной группы анализу подвергается микрогруппа предложных сочетаний с инвариантом ‘наблюдение’, образованная на основе базовых компонентов-существительных. Несмотря на разную степень опредложенности, все ПС данной группы образуют директивно-локативную оппозицию: под наблюдение кого/чего — под наблюдением кого/чего. На примере ПС с базовым компонентом прицел выявляется их морфосинтагматическая парадигма, состоящая из 13 единиц. Рассматриваются также особенности текстовой парадигмы, образуемой предложными сочетаниями с данным базовым компонентом. Установлены функции с

Colloquiality in the style of contemporary Czech journalistic writing

2019. Том 6, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Contemporary Czech journalistic writing increasingly makes use of language means which are primarily associated with spoken, spontaneous and private communication. This trend, which is called conversalization, colloquialization, informalization, etc., is briefly characterized in the first part of the article. The authors of journalistic texts make use of colloquial (informal) language means (colloquialisms), mainly in order to lessen the distance between the actors of communication as well as to better approximate the supposed speech habits of the recipients. At the same time, such texts raise the sense of immediacy, ease, naturalness and emotional engagement. They also attract attention to their own linguistic construction. The recurrent use of colloquialisms naturally leads to a loss of

Об исследовательском потенциале изучения хэштега как медиадискурсивного феномена

2019. Том 6, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Целью статьи является расширение представлений о том исследовательском потенциале, которым обладает изучение хэштега. Автор отходит от традиционных представлений о хэштеге как механизме структурирования информационных потоков в социальных сетях и рассматривает этот феномен как ключ к изучению взаимодействия языка и сознания в условиях современного медиапространства. В своей работе автор придерживается той парадигмы медиалингвистических исследований, в которой язык рассматривается как когнитивный механизм, а взаимодействие языка и медиа изучается с точки зрения их влияния на концептуализацию действительности. С точки зрения когнитивной семантики хэштег может быть описан как квант контента, полученный в результате семантической компрессии содержания публикации адресантом. При этом он способ

Лингвистическая рефлексия интенциональности словацкого медиадискурса

2019. Том 6, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
На основе результатов критического анализа дискурса влиятельных словацких общественно-политических медиа рассматриваются проблемы диалогизации, коллоквиализации, тривиализации, вульгаризации, фактографичной неопределенности, инфотейнмента и других проявлений преобладающих «качественных» ориентиров интенциональности современного медиатекста. Проблема интенциональности как движущей силы формирования и декодирования любого медиатекста и медиареальности как своеобразного конструкта на пересечении социальной и дискурсивной реальностей довольно сложна и разноаспектна, поэтому наше исследование ограничилось парциальной дескрипцией, толкованием и объяснением только некоторых аспектов и их языкового воплощения (на уровне лексики и синтаксиса). Особое внимание уделяется проблематике аксиологической

The System of Russian Contemporary Media Discourse Media Toposes as a Reflection and a Transformation of Russian Cultural Archetypes

2019. Том 6, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
The article focuses on a discussion that the media rhetoric approach to the study of modern practices in media discourse should be included in a new paradigm of linguistic disciplines concentrated on the person speaking. The problem of formation of media topics in modern media is discussed on the basis of existing archetypical toposes of Russian culture. Interpretation and transformation of the national system of topics are one of the sides of the strategic activities of modern media, forming a new picture of the world, the media picture of the world. The example of ʻUkraineʼ as a new media topos is used to understand the processes of change in mental dominant of contemporary consciousness of Russians. Verbal play related to the sphere of this media topos demonstrates primarily targeting o

(Интернет-)мем как новый медиажанр. Постановка вопроса

2019. Том 6, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Статья написана в рамках дискуссии, проводимой на основе польских научных исследований (интернет-)мема, рассматриваемого как коммуникативный феномен, имеющий признаки отдельного медиажанра. Отправной точкой стало описание отношения между понятием мема, предложенным Ричардом Докинзом, и жанром «(интернет-) мем». Результаты исследования позволили автору признать описываемое явление одним из возможных фенотипических эффектов мема, рассматриваемого как единица культурной информации. Выделение признаков (интернет-)мема как медиажанра основывалось на методе жанрового анализа, разработанного Марией Войтак. Объектом анализа в соответствии с требованиями методологии были выбраны серия мемов, а также (в метарежиме) научные, научно-популярные и любительские высказывания о мемах. По результатам иссле

Особенности аргументативных медиадискурсов России и Сербии (на материале выборов мэра Москвы и мэра Белграда 2018 г.)

2019. Том 6, № 1, Особенности современного медиадискурса
Целью исследования было описание аргументационного речевого дискурса в современных политических культурах двух славянских стран на материале выборов мэра столицы. В качестве материала были проанализированы 12 текстов на русском языке и 12 текстов на сербском языке, в которых говорится о Сергее Собянине (кандидате на пост мэра Москвы) и Зоране Радойичиче (кандидате на пост мэра Белграда). В статье показано, что в анализированных дискурсах тезис «Следует голосовать за кандидата Х» обосновывается аргументами «Потому что команда Х-а — лучшая», «Потому что президент страны поддерживает кандидатуру Х-а», «Потому что ряд известных людей поддерживает кандидатуру Х-а», «Потому что простые граждане поддерживают кандидатуру Х-а». Различаются медиадискурсы России и Сербии риторическим оформлением эти

Новые модели коммуникации и стилистические приоритеты современного медиадискурса

2019. Том 6, № 1, Особенности современного медиадискурса
Рассматривается медиадискурс как совокупность интра- и экстралингвиcтических структур, отражающих «фрагмент» действительности и аккумулирующих в себе иерархию знаний о происходящем. Показывается, каким образом качество информационного отображения деятельности человека в разных сферах жизни зависит от знания факторов, которые организуют бытие, создают коммуникативный эффект в тексте. Доказывается, что в таком ракурсе медиадискурс предстает в качестве коммуникативного явления, охватывающего все аспекты общения, начиная с речевой организации и заканчивая погружением текста «в жизненное пространство», обеспечивающее общение и имеющее своей задачей наладить творческое сотрудничество, диалог между журналистом и читателем, слушателем, зрителем, пользователем интернета. Определяются пути поиска о