Понедельник, Июнь 17Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

2018. Том 5, № 1

Медиалингвистика в России. Начало пути

2018. Том 5, № 1, От редактора
В статье рассматривается история кафедры стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Будучи одним из первых подразделений созданного в 1952 году факультета, она стала неотъемлемой частью филологической подготовки будущих работников средств массовой коммуникации — журналистов и редакторов. Описывается вклад кафедры стилистики русского языка в развитие лингвистической науки в России и за рубежом. Эти достижения базируются на работах широко известных ученых и педагогов — Константина Иакинфовича Былинского, Дитмара Эльяшевича Розенталя, Валентина Павловича Вомперского, Григория Яковлевича Солганика, Ильи Владимировича Толстого и др. Научно-методическая деятельность кафедры представлена в диахроническом аспекте. В статье

Медианарратив о войне

2018. Том 5, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
В статье рассматривается медианарратив о Второй мировой (Великой Отечественной) войне в контексте таких понятий, как интердискурс, нарративный сценарий (формат), тип текста. Теоретическим материалом послужили работы М. М. Бахтина и М. Н. Кожиной о полифонии и диалогичности текста; Б. А. Успенского о поэтике композиции; Ж. Женетта о стратегиях повествования; А. Нюннинга о контекстно-ориентированной нарраталогии; Дж. Пира о дискурсно-ориентированной нарратологии, а также работы современных исследователей — Л. Р. Дускаевой, В. Н. Суздальцевой, И. В. Анненковой и др. «Военные» нарративные медиаматериалы рассматриваются сквозь призму философии, нарратологии, лингвистики. В качестве объекта исследования послужили публикации Г. В. Зотова в АиФ, которые воплощают собой наиболее типичные черты меди

Просодия медиаречи в условиях конвергенции

2018. Том 5, № 1, Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления
Экстралингвистические факторы, влияющие на развитие современных медиа, диктуют необходимость трансформации речи, звучащей в медиаэфире. В условиях практики многоканальности одно и то же сообщение в течение ограниченного периода времени передается журналистом на нескольких медийных платформах, что требует знания основных законов звучащей речи и владения выразительными возможностями просодии, уместными в конкретной эфирной конситуации. В данной статье речь в медиаэфире рассматривается в единстве с экстралингвистическими факторами, определяющими специфику медиаречи. Предложенная типология современной медиаречи дает возможность оценить выразительные возможности просодии в зависимости от типа речи и жанровых особенностей журналистских материалов и формулировать практические рекомендации по озв

Стилистика театральных рецензий и арт-сознание современности

2018. Том 5, № 1, Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике
Статья посвящена стилистическим особенностям театральной рецензии, отражающим специфику современного арт-сознания. Цель статьи — кратко раскрыть феномен арт-сознания эпохи, обосновать его специфику как фактора, влияющего на стилистику современной театральной рецензии, и проследить отражение этого явления в материалах российских СМИ. В статье освещается комплекс вопросов, связанных с функционированием жанра рецензии и с основными тенденциями в языке театральной критики. Тема статьи представляет большой интерес в связи с актуальностью проблемы взаимодействия языка массмедиа и современной культуры. В статье анализируются речевые средства, отражающие и формирующие определенное восприятие искусства. Рассматриваются факторы, влияющие на эстетику рецензии, и языковые средства, служащие для выраж

Генерализующие высказывания как средство манипулирования сознанием массового адресата

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Статья посвящена рассмотрению высказываний с семантикой обобщенности, или генерализующих высказываний, — выявлению их структурно-семантических особенностей и возможностей их использования в массмедийном дискурсе. Спецификой структурно-семантического построения фраз с обобщающим значением следует считать отсутствие связи с конкретным референтом и атемпоральность. Этими свойствами обусловлены функционирование генерализующих высказываний и результат их воздействия на получателя информации. Генерализующие высказывания рассматриваются в связи с категорией авторитетности — одной из важнейших коммуникативных категорий. Подчеркивается, что авторитетность генерализующих высказываний подготовлена фоновыми языковыми знаниями представителей лингвосоциума. Носитель языка привык воспринимать фразы, обла

Fox News, CNN и Al Jazeera: языковые особенности материалов о терроризме

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
11 сентября 2001 года стало поворотным моментом в отношениях американских СМИ и терроризма. Терроризм и медиа вступили в «симбиотические» отношения и помогают друг другу достичь массовой аудитории. СМИ ежедневно посвящают теме терроризма десятки материалов. Терроризм — явление системное, и в зависимости от того, какие акты жестокости считаются системными, определение этого явления меняется. В англоязычных СМИ существует видимый консенсус, что события 11 сентября 2001 года, взрыв на бостонском марафоне и на концерте Арианы Гранде в Манчестере — это терроризм. А считается ли терактом обстрел Мосула американскими войсками, унесший жизни десятков мирных жителей Афганистана? По каким критериям многие СМИ назвали ножевую атаку, совершенную мусульманином в Гамбурге, терактом, а американским христ

Влияние языка СМИ на образование фразеосхем типа «Дело в том, что…»

2018. Том 5, № 1, Функционирование языковых средств в массмедиа
Показывается, что влияние медиа на язык заметно и в служебных подсистемах языка. На примере фразеосхем типа «Дело в том, что…» раскрывается механизм преобразования внутрипредложенческих связей во внутритекстовые. В пределах диктемы редуцированная главная часть сложноподчиненного предложения «Дело в том…» выполняет строевую (коннектор связи с придаточной), анафорическую (отсылку к предшествуюшему высказыванию) и катафорическую (отсылку к содержанию придаточной части) функции. Начиная с абзаца новую диктему, фразеосхема «Дело в том, что» становится ее формантом и приобретает новые функции: а) образует диктему как минимальную единицу текста, подобно тому как предлог образует синтаксему — минимальную единицу синтаксиса; б) обеспечивает междиктемные связи; в) выполняет функции анафоры к предшес

Преподавание и изучение русской коммерческой рекламы в медиавузе

2018. Том 5, № 1, Преподавание медиалингвистических дисциплин в вузе
В статье излагается история изучения и преподавания русской коммерческой рекламы на кафедре стилистики журфака МГУ. Отмечается, что этапы изучения соответствуют тем периодам, которые прошла в этой области отечественная лингвистика. Коммерческая реклама преподается в разных дисциплинах: в общих курсах русского языка и стилистики, а также в спецкурсах для учащихся основных отделений и для программы переподготовки «Реклама и маркетинг». Исследование рекламы на нашей кафедре характеризуется полидисциплинарностью: ее описывают в терминах русистики и культуры речи, функциональной стилистики и лингвосемиотики, лингвоэтики, лингвоконфликтологии и теории судебной экспертизы. Анализ русского узуса в сфере рекламы демонстрирует новации, которые откладываются в системе языка, и приводит к мысли о фор

Динамика русскоязычных медиа в Финляндии: лингвокультурологические аспекты

2018. Том 5, № 1, Русский язык в зарубежных СМИ
В статье рассматриваются особенности современных русскоязычных СМИ Финляндии в диахроническом аспекте: дается анализ медиаматериалов 2017 г. и более ранних — 2000-х годов. Отмечено, что изменилось отношение к миграции и мигрантам: из экзотики они стали обыденностью. Обращается внимание на различия между первым и вторым поколениями иммигрантов и их отношением к получению информации, к информационному полю. Рассказывается о некоторых новых исследованиях в сфере потребления СМИ. Демонстрируются некоторые актуальные направления освещения событий (взаимоотношения России и Финляндии, занятия русскоязычного меньшинства, политические новости, особенности финского образа жизни, исторические параллели). Показано, что изменения в русскоязычных медиа касаются не только формата, но и статуса и содер

Русский язык в массмедийном пространстве Литвы: к проблеме вариативности

2018. Том 5, № 1, Русский язык в зарубежных СМИ
В статье на материале медиатекстов анализируются особенности языка русской диаспоры в Литве, отличающие его от языка, функционирующего на территории России. Рассматривается региональная специфика языка, обусловленная наличием местных реалий и влиянием языков инонационального окружения, а также изменения, вызванные обособленным государственным развитием, новым статусом русского языка и сужением сферы его функционирования, социолингвистической ситуацией в Литовской Республике, процессами глобализации. Выявляются основные тенденции в изменении неонимии на протяжении последних десятилетий и регулирующее воздействие массмедиа на процесс отбора потенциальных средств номинации. Рассматривается также роль сетевых изданий в выходе лексических новообразований за пределы Литвы. Отличия русского язык